Типология народных характеров в поэзии некрасова.

Творчество великого русского поэта Н.А. Некрасова представляет собой яркий пример слияния мастерства большого художника и позиции гражданина - сына своей Родины. Следуя традициям поэтов-декабристов, традициям Пушкина и Лермонтова, Некрасов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества.

Поэт Некрасова - это пророк, которого к людям послал «бог гнева и печали». Позиция Некрасова наиболее полно представлена в стихотворении «Поэт и гражданин»:

Не может сын смотреть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме диалога и представляет собой полемику (спор) с широко распространенными тогда взглядами на поэта как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям. Идеал некрасовского поэта - «Отечества достойный сын».

Поэзия Некрасова пользовалась громадной популярностью. В 60-е годы19 века появился новый читатель - разночинец, который в стихах и поэмах находил отзвук своим мыслям и думам. Некрасов стал поэтическим вождем нового поколения. Свой гений поэт отдал русскому народу, жил его жизнью и боролся за его счастье. «Некрасов опустил поэзию с небес на землю. Под его пером поэзией стало простое, житейское, обыденное человеческое горе… »

Главный герой творчества Некрасова - крестьянство. Картинами народного горя полны его произведения:

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она.

Особое место в произведениях Некрасова занимает образ русской женщины. «Тип величавой славянки» предстает перед нами во многих стихотворениях: «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».

В полном разгаре страда деревенская,

Доля ты, русская долюшка женская,

Вряд ли труднее сыскать!

Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства. «Грязь обстановки убогой к ней словно не липнет», она и «коня на скаку остановит», и «в горящую избу войдет».

Характеры русских женщин в произведениях Некрасова говорят о силе, чистоте, неподкупности простого народа, о необходимости перемен в жизни.

Сам Некрасов называл свою музу «родной сестрой» «крестьянки молодой», высеченной на Сенной площади. (ст.«Вчерашний день часу в шестом…»)

А в стихотворении «Элегия» он говорит о своем предназначении:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - подлинно народная поэма

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) - вершина творчества Некрасова. Поэме поэт отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил он сам, «по словечку», в течение 20 лет.

Поэт мечтал, чтобы книга дошла до народа и была ему понятна. Поэма не была закончена, но и в незаконченном виде она представляет собой великое произведение.

«Кому на Руси жить хорошо» - самая демократическая, самая революционная поэма в русской литературе 19 века. По широте охвата и всестороннему освещению русской жизни накануне и после реформы, по многообразию типов, по глубокому чувству патриотизма, по силе ненависти к крепостничеству, по литературному мастерству - это подлинно художественная энциклопедия русской жизни 19 века.

Необычайно широко охватывает она события народной жизни, поднимает самые главные вопросы своего времени и заключает в себе несметные сокровища народной речи.

В центре поэмы - собирательный образ русского крестьянства, образ кормильца и хранителя русской земли.

Главная тема поэмы - изображение эксплуатации, угнетения и борьбы народных масс. С точки зрения трудящегося крестьянства оценивается вся жизнь народа: мужицкое горе и радости, беспросветная нищета и невеселое мужицкое счастье - «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», чаяния и ожидания народные, друзья его и враги - Оболт-Оболдуевы, «Последыши», купцы, чиновники и попы, сидящие на шее народа.

7 мужиков-правдоискателей идут искать и не находят Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село. И хотя одна из глав поэмы изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», но на самом деле эти «счастливцы» глубоко несчастны. Это замученные нуждой, больные, голодные люди.

А сколько человеческого страдания в той части поэмы, где говорится о доле русской женщины - крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой.

Некрасов рисует крестьян реалистически, без идеализации, показывая и отрицательные стороны: невежество, забитость, низкий уровень сознания, пассивность, долготерпение. Но и их терпение не вечно.

В поэме прослеживаются этапы нарастания народного гнева, классовой борьбы. Зреющий протест крестьянства отражен во многих образах: это и Яким Нагой, и Ермил Гирин, и Матрена Тимофеевна, и Савелий-богатырь святорусский, и атаман Кудеяр.

В последней главе «Пир на весь мир» Некрасов ясно выразил свои патриотические, революционные идеалы, создав образ народного посланца и заступника Григория Добросклонова.

Героя поэмы отличают горячая любовь к народу, готовность к подвигу и тяжким испытаниям:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Рать подымается

Неисчислимая.

Сила в ней скажется -

Несокрушимая.

Некрасов в своей поэме поставил великий вопрос: «Кому на Руси жить хорошо» - и дал на него великий ответ в заключительной песне «Русь»: только такой народ, который за века рабства сохранил свое золотое, щедрое сердце, достоин счастья.

Заслуга Некрасова в том и состоит, что, обратившись к теме народного горя, он не пожертвовал сложностью и своеобразием характера своего лирического «я».

Стихотворение «В дороге» (1845) открывает народную тему в творчестве Некрасова. Именно с него начинается подборка текстов в книге «Стихотворения» 1856 года. В сюжете стихотворения завязывается узел настроений и мотивов, которые будут свойственны всей «народной» лирике поэта.

Рассказ ямщика о своей судьбе - типичная ситуация многих народных песен и романсов. Бег удалой тройки, звон бубенцов - вот характерное образное сопровождение «ямщицкой были». А ее непременными персонажами соответственно являются «удалой ямщик», «добрый молодец» и «красная девица». Под пером Некрасова этот традиционный любовный «треугольник» наполняется не условно-поэтическим, как в фольклоре, а глубоко жизненным содержанием. Вместо «доброго молодца» - скучающий автор: «Скучно, скучно!../Ямщик удалой,/Разгони чем-нибудь мою скуку!» Однако вместо «удалого ямщика» автор видит перед собой внутренне растерянного человека, всецело погруженного мыслями в дрязги своей неудавшейся семейной жизни: «Самому мне невесело, барин:/Сокрушила злодейка-жена...» Коряво-грубоватый выговор ямщика, насыщенный просторечиями и диалектизмами, отражает как в капле воды приземленное и сбитое с толку свалившейся бедой сознание «человека из народа». И наконец, вместо «красной девицы» в рассказе ямщика возникает образ барышни-крестьянки Груши, воспитанной по-господски, а затем отданной «на село», в крестьянскую семью с ее суровыми патриархальными нравами. Таким образом, «ямщицкая история» объединяет три изломанные, неудавшиеся человеческие жизни, три одинокие судьбы, случайно сошедшиеся на одном пространстве бесконечной, как русская тоска, дороги. Три судьбы, ищущие поддержки и сочувствия друг у друга. Получается та самая «круговая порука», о которой впоследствии напишет Некрасов в письме к Л. Н. Толстому. И пусть в конечном итоге тоска лирического героя разрешается ничем, а рассказ ямщика им прерван, все же у читателя остается ощущение тесной слитности судеб «верхов» и «низов»: драма человеческих отношений, увы, не знает сословных границ.

В известном стихотворении «Тройка» (1846) перед нами зарисовка обычной деревенской картины, которую внимательный взгляд лирического автора как бы случайно выхватил из потока будничных мелочей: деревенская девушка загляделась на промчавшегося мимо на лихой тройке красавца корнета. Но именно силой авторского видения эта сцена на наших глазах словно замедляется, растягивается во времени. В результате читатель имеет возможность вместе с автором осмыслить этот единичный случай в контексте некоей общей, «типической» судьбы русской крестьянки, возвести частное к общему, увидеть связь единичного факта с трагической долей любой девушки, уготованной ей всем безжалостным строем крепостной деревенской жизни. Автор мысленно как бы заглядывает в будущее своей героини, реконструирует, в духе «физиологического очерка», ее социальную биографию, которая потечет по раз и навсегда установленному руслу: несчастливое замужество, суровый гнет патриархальной крестьянской семьи, тяжелый физический труд и ранняя смерть. Автору остается только сожалеть о «бесполезно угасшей силе» и загубленной, не успевшей расцвести и «согреть грудь» любимого красоте героини. Взгляд в ее трагическое будущее возвращает лирического автора к исходной картине, послужившей толчком для его раздумий, и теперь, с высоты достигнутого социального обобщения, он в новом свете представляет себе существо происходящего: идиллич-ность увиденной картины обманчива, а надежды «чернобровой дикарки» на счастье несбыточны. А потому финальное обращение автора к героине-крестьянке исполнено неизбывной горечи и трезвого скепсиса:

    Не гляди же с тоской на дорогу
    И за тройкой вослед не спеши,
    И тоскливую в сердце тревогу
    Поскорей навсегда заглуши!

Трезвый взгляд на возможность крестьянского «счастья» в условиях крепостного уклада жизни современной России, умение видеть связь между единичным явлением и некоей общей, глубинной причиной, его породившей, подчас рождает в душе лирического автора не только сочувствие к судьбе обездоленных низов, но и беспощадную иронию по адресу глубоко въевшейся в крестьянское сознание веры в «доброго» барина, в счастье, дарованное «сверху», усилиями власть имущих. Развенчанию подобных патриархальных иллюзий посвящено известное стихотворение -«Забытая деревня»" (1855), жанр которого можно определить как патриархальную антиутопию. Проходящая рефреном через все стихотворение фраза: «Вот приедет барин - барин нас рассудит» - стала крылатой в современном лексиконе. Она вскрывает несостоятельность идеала «соборной» жизни, представлений русского народа о поместной жизни как некоем общечеловеческом «братстве» господ и слуг, где социальная рознь отступает на задний план перед общностью веры и национальных традиций.

Однако Некрасов не был бы Некрасовым, если бы остановился только на критике «ограниченности» народного сознания, его неспособности считаться с реалиями суровой социальной действительности. Дело в том, что патриархальные нравственные идеалы, коренящиеся в духовном строе народного православного сознания, несмотря на всю их утопичность, в то же время имели для Некрасова значение некоей абсолютной нравственной нормы, не зависящей от преходящих исторических условий. Это были те самые «вечные» ценности, которым народ не изменял даже вопреки требованиям сиюминутной исторической правды. И Некрасов прекрасно понимал всю духовную высоту подобной позиции. И в этом случае он мог отбросить в сторону свой интеллигентский скепсис и уже с высоты народного религиозного идеала оценить действия власть предержащих. Подчас эти две позиции - критика и идеализация религиозного мироощущения народа - сложно совмещаются в рамках авторского сознания и образуют прихотливую полифонию (многоголосие) точек зрения на происходящее. Так происходит в известном стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858).

Композиция «Размышлений у парадного подъезда», как известно, трехчастна. Первая часть представляет живую зарисовку будничной уличной сценки: швейцар прогоняет крестьянских просителей от дверей «важного» казенного учреждения. Этот «случайный» факт, словно выхваченный из городской сутолоки, в сюжете стихотворения получает обобщенный, глубоко символический смысл. И все благодаря образу автора-рас-сказчика. С одной стороны, мы видим собирательный образ чиновничьего Петербурга, одержимого «холопским недугом». С другой - по контрасту возникает собирательный образ другого «недуга», воплощенного в смиренных фигурах народных ходоков: «Допусти»,- говорят с выраженьем надежды и муки». Их портрет, включая и речь, рассказчик дает как бы один на всех. Уже в этой картине просители-«холопы» и просители-«пилигримы» (странники) и сближены, и вместе с тем противопоставлены друг другу. Сближены самим фактом человеческой нужды, приведшей их к одному и тому же «парадному подъезду», и разделены сословной спесью и чванством, мешающими увидеть друг в друге «братьев по несчастью».

И лишь взгляд автора, возвышающийся над этой «суетой сует», позволяет обнаружить в ней некий примиряющий смысл. В единый авторский монолог как бы вплетаются голоса всех действующих лиц уличного происшествия. Сначала отчетливо различим гневно-саркастический тон самого автора. Потом в авторское повествование вклиниваются казенные интонации чиновничьего жаргона: «записав свое имя и званье», «убогие лица», «прожектер», «вдовица» и т. п. Потом, с появлением мужиков, слышится спокойно-уважительный голос рассказчика, назвавшего крестьян «деревенские русские люди». Однако этот голос тут же соскальзывает в несколько иной, народно-песенный стилевой регистр: «свесив русые головы», «развязали ко-шли пилигримы», «скудной лепты». Так в исторических песнях и духовных стихах величает сам народ своих «заступников», «калик перехожих», странников. Не успел рассказчик взять свойственную ему «страдальческую» ноту (например, о крестьянах: «говорят с выраженьем надежды и муки»), как она перебивается мещанским выговором швейцара: «гостей оглядел: некрасивы на взгляд!», «армячишка худой», «знать, брели-то долгонько». Такое многоголосие будет свойственно авторской речи до конца стихотворения. Авторское сознание оказывается способно вместить в себя сознание людей разных сословий, что говорит об отзывчивости его души. Он равно скорбит и за «холопский недуг» высокопоставленных просителей, и за оскорбительную угодливость швейцара, и за выражение «надежды и муки» на лицах ходоков. Автор не делит Россию на «крестьянскую» и «остальную». За все болит его сердце. В заветные двери «парадного подъезда» стучится вся Россия, со всем хорошим и плохим, что в ней есть.

Вторая часть - портрет «счастливого» вельможи - контрастно сопоставлена с картиной жизни «несчастных» в первой части. Портрет «владельца роскошных палат» максимально обобщен, что придает контрасту «несчастных» и «счастливых» общечеловеческий, несводимый только к «злобе дня» смысл.

Дело в том, что если несчастье народа - это суровая истина, то «безмятежная аркадская идиллия» жизни вельможи - это иллюзия, старательно внушаемая ему льстецами, а также «дорогой и любимой» семьей, «ждущей смерти» его «с нетерпеньем». А вывод опять-таки напрашивается один: «низы» и «верхи», несчастные и так называемые счастливые, в сущности, глубоко одиноки. Черствость и равнодушие окружающих равно угрожают и тем и другим. «Владелец роскошных палат» испытывает ту же драму непонимания, какую пережили только что прогнанные им странники. Один несчастный грубо отталкивает от себя других таких же несчастных, не понимая, что прогоняет он своих же сочувственников:

    Пробудись! Есть еще наслаждение:
    Вороти их! в тебе их спасение!
    Но счастливые глухи к добру...

Отношение русского народа к страннику - почтительное, граничащее с преклонением перед его подвижничеством. Он и воспринимается не как обыкновенный, а как «божий человек», обидеть которого - грех. Поэтому «владелец роскошных палат» виноват не только перед этими конкретными мужиками, но и перед всей «Русью крещеной» («И сойдешь ты в могилу... герой,/Втихомолку проклятый отчизною...»). И совершает он не какое-то должностное преступление, а преступление против совести, против Бога («Не страшат тебя громы небесные...»).

И вот только теперь, замкнув всю горечь безысходной скорби на «глухих к добру», автор начинает свой знаменитый эпический «плач», венчающий стихотворение. Здесь авторский голос полностью сливается с ритмом народного речитатива. Сотканный из бесконечной цепи анафор, начинающихся с одного и того же «Стонет», этот «плач» эпичен прежде всего потому, что обращен он не только к собственно «народу». Он обращен к Родине: «Родная земля! Назови мне такую обитель...» А значит, и ко всем «пилигримам», и ко всем «владельцам», и... к себе самому.

Верность теме «страданий народа» Некрасов подтвердил в программном стихотворении «Элегия» (1874). Необычен уже сам выбор жанра для воплощения этой темы. В отечественной поэтической традиции элегия, как правило, ассоциировалась со стихотворением личной тематики, в печальном строе чувств которого отражались разлад между мечтой и действительностью, настроения разочарования и одиночества лирического героя. Эти же настроения, в сущности, доминируют и в некрасовской «Элегии», только их первопричиной служат не личные, а народные бедствия, а адресатом - не сам герой или его возлюбленная, а русское крестьянство. Поэта волнуют его судьбы в пореформенную эпоху:

    В последние года
    Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену Свобода наконец внесла ли перемену В народные судьбы? В напевы сельских дев?

    Иль так же горестен нестройный их напев?..

По мере развития лирического сюжета стихотворения можно наблюдать, как личная эмоция без остатка сливается с чувством гражданской тревоги за народные судьбы и в конце концов растворяется в последней. Поэта волнует главный вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Иными словами, привела ли относительная экономическая и социальная свобода к внутреннему раскрепощению русского крестьянина, его духовному росту? Существует ли между этими процессами прямая причинно-следственная связь? Или же эта связь в действительности предстает не в столь однозначном, прямолинейном выражении? По ходу своих раздумий поэт склоняется именно к последнему выводу, ибо тот, «кому посвящены мечтания поэта,-/Увы! Не внемлет он - и не дает ответа...». Таким образом, уже в «Элегии» проблема народного счастья понимается весьма широко: это не только вопрос о довольстве и материальном благополучии крестьянства, но и вопрос о сохранении нравственных, в том числе и религиозных, идеалов народа, как они отразились в его труде, быте, верованиях, обрядах, разнообразных видах творчества, наконец. И такая широта постановки проблемы понятна и объяснима: в 1874 году Некрасов уже работал над своей самой значительной поэмой, заглавие которой лишь слегка перефразирует вопрос, сформулированный в «Элегии»: «Кому на Руси жить хорошо?»

Итак, всем ходом развития поэтического творчества Некрасов закономерно продвигался к созданию эпоса, к написанию крупных поэм. Лиризм поэта становится поистине масштабным, всеохватным.

Многоголосие, включающее голос автора в хор голосов героев, принадлежащих к разным социальным и культурным слоям, предвещает виртуозную стилевую полифонию некрасовских поэм - «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и, конечно, «Кому на Руси жить хорошо». В некрасовской лирике также определялись и основные тины героев будущих поэм - народных подвижников и праведников, народных заступников, а вместе с ними и нравственная философия, покоящаяся на принципах народно-христианской этики.

Н.А. Некрасов был признан великим поэтом еще при жизни. Его современники считали его борцом за права всех людей и пламенным патриотом. Некрасов вошел в нашу литературу как истинно народный поэт, поэт-гражданин. Он искренне сочувствовал простому народу, не понаслышке зная трудности его жизни. Все творчество Некрасова посвящено беззаветно любимой родине. Однако эта любовь не ослепляла, она помогала поэту видеть те недостатки, которые не замечались обществом, и бороться за народное счастье.

В творчестве Некрасова освещено множество тем, касающихся жизни простого человека, показано разнообразие типажей. Очень часто главным действующим лицом служит не один человек, а некая группа, сообщество, за которым угадывается весь русский народ. Но есть и отдельные персонажи, заслуживающие внимания. Как бы то ни было, Некрасова всегда привлекала судьба простого человека.

Во многих стихотворениях автор освещает беспомощность и бессилие самых обыкновенных героев – русоволосых деревенских мужиков. Но для лирического героя важна не внешность, и даже не характер, а судьба крестьян. Эта тема прослеживается во многих произведениях, в частности, можно вспомнить "Размышления у парадного подъезда".

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди.

Лирический герой намеренно подчеркивает типичность этих персонажей. На фоне невыраженной индивидуальности героев их судьба, наоборот, целиком завладевает вниманием лирического героя. Он с гневом обличает вельможу, жалеет мужиков. Но не в силах один человек изменить судьбу целого сословия, и лирический герой с бессильной жалостью смотрит вслед несчастным мужикам, оплакивая их судьбу. Конечно, нетрудно угадать отношение автора к затронутой проблеме, Некрасов здесь выступает не столько как обличитель, читателю передается боль автора за народ, ни за что терпящий такие муки.

Народ как главный герой представлен и в стихотворении "Железная дорога". Здесь прослеживаются те же мотивы, что и в предыдущем. Лирический герой размышляет о бедах, постигших строителей дороги, то есть о народе, так как есть четкое указание, что наличием железной дороги пассажиры обязаны не графу и не подрядчику, а именно простым многострадальным людям. Они в точности повторяют судьбу героев "Размышления у парадного подъезда", сходны и описания, однако в железной дороге появляются и новые мотивы, элементы мистицизма:

Чу! восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов.

Тень набежала на стекла морозные…

Что там? Толпа мертвецов!

Народ не безмолвствует, мертвецы восстали и грозно спрашивают, помнят ли живые, чем обязаны им. Но автор намеренно вложил такие слова в уста мертвецов, он подчеркивает, что живые люди никогда не поднимутся на подобное "восстание". По мысли автора, беда простого человека и заключается в том, что он не умеет отстаивать свои права.

В частности, в этом стихотворении появляется конкретный персонаж, один из тех мертвецов, но он показан гораздо ярче. Это работник-белорус. Его образ вводится автором не только для того, чтобы показать лишения, которые терпит народ, хотя и это важно:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах.

Но больны и изуродованы все мертвецы, главная отличительная черта белоруса – то, что он молчит. Этим автор подчеркивает беспомощность человека, неспособность постоять за себя. И, конечно, главная цель введения этих образов – раскрыть тему народных страданий, судьбы людей.

Вообще, тема судьбы народа является главной в лирике Некрасова. Лирический герой показывает безвыходность положения крестьян. Такая же судьба, как у мужиков, приходивших к вельможе, рабочих, строивших железную дорогу, ждет всех молодых людей. Ярким примером этого служит образ "хлебопашца вольного" из стихотворения "Забытая деревня". Он "угодил в солдаты", а в понимании Некрасова был обречен на страдания до самой смерти. Здесь снова звучит тема безысходности, страданий крестьян.

Особое место в поэзии Некрасова занимает образ женщины. В сознании автора это единый образ, однако некрасовские женщины очень разнообразны и, на первый, взгляд, непохожи друг на друга.

Женская судьба в понимании поэта неотделима от судьбы всего народа. Эта идея подтверждается путем введения двух разных женских образов в стихотворении "Забытая деревня". Это бабушка Ненила и девушка Наташа. Старушка доживает свой век в одиночестве, а Наташа бредит свадьбой, но судьба их одинакова: Ненила умирает, так и не дождавшись барина, и надежды девушки на счастливую семейную жизнь тоже пошли прахом. Наташа повторит судьбу Ненилы, как и многие девушки-крестьянки.

Та же тема затронута и в "Тройке", где главной героиней выступает молодая девушка. Лирический герой и тоскует, и негодует одновременно, как и лирический герой "Забытой деревни". Как и Наташу, девушку ждут отнюдь не радужные перспективы.

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, – появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

Конечно, центральное место в лирике Некрасова занимает образ женщины-страдалицы, но это образ реальный, а особенно интересен образ страдающей музы в воплощении молодой крестьянки. Она молчит под пыткой, автор вводит здесь тему поэзии, которая стерпит все за правду.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистел, играя…

Все эти интересные образы получили новое воплощение в поэме "Кому на Руси жить хорошо?". Это и сами мужики, ищущие счастливого, и молодые люди, и девушки, и страдающие женщины. Но наряду с ними появляются и новые образы.

Мужик-весельчак, Яким Нагой, поражает своей жизнерадостностью, а богатырь Савелий – мудростью, не свойственной остальным.

Но, конечно, центральным образом поэмы можно считать Гришу Добросклонова. Он вобрал в себя все черты образов лирики Некрасова. Лирический герой представляет его богатырем, спасителем России. Это скорее фольклорный образ. Поэма не закончена, и впоследствии автор, видимо, хотел представить нового героя, однако образ Гриши все равно не теряет от этого своей привлекательности, читатель верит, что он идеальный человек.

Поэзия Н.А. Некрасова очень разнообразна, автор представляет на суд читателей множество интересных характеров. Однако ключевое место в творчестве поэта занимает образ народа, народа, которому он служил всю жизнь.

Тема народа и проблема национального характера стала одной из основных в русской литературе еще со времен Грибоедова с его комедией «Горе от ума» и Пушкина, который в романах "Капитанская дочка" и "Дубровский", в лирике и "Евгении Онегине" ставит вопрос о том, что составляет основу русского национального характера, как соотносится дворянская культура и народная.

Сложна и многопланова гоголевская концепция русского человека В поэме «Мертвые души» она складывается из двух пластов: идеального, где народ - это богатыри, смелые и сильные люди, и реального, где крестьяне оказываются ничуть не лучше своих хозяев, помещиков.

Подход Некрасова к теме народа сильно отличается от ее постановки в творчестве его предшественников. Поэт выражал в своем творчестве идеалы демократического движения России середины XIX века, и поэтому его концепция народа отличается стройностью и точностью: она вся подчинена его социальным и политическим позициям.

Одной из ярких особенностей творчества Некрасова является то, что народ предстает в нем не как некое обобщение, а как множество живых людей со своими судьбами, характерами и заботами. Все произведения Некрасова густо «населены», об этом говорят даже их названия: «Дедушка», «Школьник», «Мать», «Орина, мать солдатская», «Калистрат», «Крестьянские дети», «Русские женщины», «Песня Еремушке». Все герои Некрасова, даже те, которым трудно теперь найти реальных прототипов, очень конкретны и живы. Некоторых из них поэт любит от всей души, сочувствует им, других ненавидит.

Уже в раннем творчестве для Некрасова мир разделен на два лагеря:

Два лагеря, как прежде, в божьем мире;

В одном рабы, властители в другом.

Многие стихотворения Некрасова представляют собой своеобразные «очные ставки» сильных и слабых, угнетенных и угнетателей. Например, в стихотворении «Балет» Некрасов, обещая не писать сатиры, изображает роскошные ложи, «бриллиантовый ряд», и несколькими штрихами набрасывает портреты их завсегдатаев:

Не коснусь ни военных чинов,

Ни на службе крылатому богу

Севших на ноги статских тузов.

Накрахмаленный денди и щеголь,

(То есть купчик - кутила и мот)

И мышиный жеребчик (так Гоголь

Молодящихся старцев зовет),

Записной поставщик фельетонов,

Офицеры гвардейских полков

И безличная сволочь салонов-

Всех молчаньем прейти я готов!

И тут же, не успел еще упасть занавес на сцену, где французская актриса пляшет трепака, перед читателем встают сцены деревенского рекрутского набора. «Снежно -холодно - мгла и туман», и тянутся угрюмые поезда крестьянских телег.

Нельзя сказать, что социальный контраст в описании картин народной жизни был открытием Некрасова. Еще у Пушкина в «Деревне» гармоничный пейзаж деревенской природы призван подчеркнуть дисгармонию и жестокость человеческого общества, где существует гнет и крепостное рабство. У Некрасова социальный контраст имеет более определенные черты: это богатые бездельники и бесправный народ, который своим трудом созидает все жизненные блага, которыми пользуются господа.

Например, в стихотворении «Псовая охота» традиционная забава дворян представлена с двух точек зрения: барина, для которого это радость и удовольствие, и крестьянина, не способного разделить веселье господ, потому что для него их охота часто оборачивается вытоптанными полями, задранной скотиной и тем самым еще более осложняет его и без того полную лишений жизнь.

Корый в романах «Капитанская дочка» и «Дубровский», в лирике и «Евгении Среди таких «очных ставок» угнетенных и угнетателей особое место занимает стихотворение «Железная дорога», в котором, по словам К.И. Чуковского, «сосредоточены именно те наиболее типичные особенности его (Некрасова) дарования, которые образуют в своей совокупности единственный в мировой литературе некрасовский стиль».

В этой поэме призраки погибших на строительстве железной дороги крестьян встают вечным укором перед проезжающими мимо пассажирами:

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные

Что там? Толпа мертвецов!

Подобные произведения воспринимались цензурой как нарушение официальной теории об общественной гармонии, а демократическими слоями - как призыв к немедленной революции. Безусловно, позиция автора не так прямолинейна, но то, что его поэзия была очень действенна, подтверждается свидетельствами современников. Так, по воспоминаниям одного из учеников военной гимназии, после чтения стихотворения «Железная дорога» его приятель сказал: «Эх, взял бы я ружье и пошел бы сражаться за русский народ».

Поэзия Некрасова требовала от читателя определенных поступков. Это «стихи -призывы, стихи - заповеди, стихи - повеления», во всяком случае именно так они воспринимались современниками поэта. Действительно, Некрасов в них прямо обращается к молодежи:

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать!

Точно так же он призывает поэта.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Некрасов обращается даже к тем, кому совсем нет дела до народа и его проблем:

Пробудись! Есть еще наслажденье:

Вороти их! В тебе их спасенье!

При всем своем сочувствии к бедам народа, добром к нему отношении поэт отнюдь не идеализирует народ, а выдвигает ему обвинение в долготерпении и покорности. Одним из самых ярких воплощений этого обвинения можно назвать стихотворение «Забытая деревня». Описывая бесконечные крестьянские беды, Некрасов каждый раз приводит ответ крестьян, ставший присказкой: «Вот приедет барин - барин нас рассудит». В этом описании патриархальной веры крестьян в доброго барина, доброго царя проскальзывают нотки иронии. Это отражает позицию русской социал-демократии, к которой принадлежал поэт.

Обвинение в долготерпении звучит и в стихотворении «Железная дорога». Но в ней, пожалуй, самые яркие строки посвящены другому: теме народного труда. Здесь создается подлинный гимн крестьянину-труженику. Недаром стихотворение строится в форме спора с генералом, который утверждает, что дорогу строил граф Клейнмихель. Таково было официальное мнение - оно отражено в эпиграфе к стихотворению. В его основном тексте заключено развернутое опровержение этой позиции. Поэт показывает, что такой грандиозный труд «не по плечу одному». Он воспевает созидательный труд народа и, обращаясь к молодому поколению, говорит: «Эту привычку к труду благородную / Нам бы не плохо с тобой перенять».

Но автор не склонен питать иллюзии насчет того, что какие-то положительные перемены могут произойти в ближайшее время: «Знать только жить в эту пору прекрасную / Уж не придется ни мне, ни тебе». Более того, наряду с воспеванием созидательного, благородного труда народа, поэт создает потрясающие по своей силе и пронзительности картины труда мучительного, тяжелого, который несет гибель людям:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой, -

эти слова в стихотворении произносят мертвецы - крестьяне, погибшие на строительстве железной дороги.

Такая двойственность присутствует не только в этом стихотворении. Тяжелый труд, ставший причиной страданий и гибели, описан в поэме «Мороз, Красный нос», стихотворениях «Страда», «На Волге» и многих других. Причем это не только труд подневольных крестьян, но и бурлаков или же детей, работающих на фабрике:

Колесо чугунное вертится

И гудит, и ветром обдает,

Голова пылает и кружится,

Сердце бьется, все кругом идет.

Такая концепция народного труда сложилась уже в раннем творчестве Некрасова. Так, герой стихотворения «Пьяница» (1845) мечтает освободиться, сбросить с себя «ярмо тяжелого гнетущего труда» и отдать всю душу другому труду - свободному, радостному, созидательному: «И в труд иной - свежительный - / Поник бы всей душой».

Некрасов утверждает, что труд - естественное состояние и насущная потребность народа, без него человек не может считаться достойным, быть уважаемым другими людьми. Так, про героиню поэмы «Мороз, Красный нос» автор пишет: «Не жалок ей нищий убогий: / Вольно ж без работы гулять». Крестьянская любовь к труду отразилась во многих стихотворениях Некрасова: «Эй! Возьми меня в работники, / Поработать руки чешутся!» - восклицает тот, для кого труд стал насущной, естественной потребностью. Недаром одно из стихотворений поэта называется «Песня о труде».

В стихотворении «Несжатая полоса» создается удивительный образ: земля сама зовет пахаря, своего работника. Трагедия состоит в том, что труженик, любящий и ценящий свою работу, заботящийся о земле, несвободен, забит и задавлен подневольным тяжким трудом.

Лирика Н. А. Некрасова - явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом . Современник Белинского, Чернышевского и Добролюбова, Некрасов стал поэтом революционной демократии, голосом защитников народа. А потому Некрасов, по сравнению даже с такими “гражданами”, как Пушкин и Лермонтов, полностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова: «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан».(«Поэт и гражданин»)

Поэт Некрасова – это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали» , его и жизненный путь сложен т. к. поэт проходит его с «карающей лирой в руках, негодуя и обличая ». В стих-ии «Блажен незлобивый поэт» (написанном на смерть Гоголя ). Некрасов показал 2 типа поэтов : 1) Незлобивый поэт – в его произведениях много чувства, нет желчи, его лира миролюбивая, он сочувствует толпе, любит покой и беспечность. Народ его любит при жизни. Это поэт романтик. 2) Обличитель толпы – его предназначение вскрывать общественные пороки, критиковать их, высмеивать. Лира такого поэта карающая. Толпа его не любит и критикует его творчество. Это поэт реалист (критический реализм). Этот тип близок Некрасову : « Со всех сторон его клянут/ И только труп его увидя/ Как много сделал он поймут/ И как любил он – ненавидя!.

Любя народ Некрасов тем не менее говорит о его недостатках. Программным стих-ем «Поэт и гражданин». Он пишет его находясь в петропавловской крепости. В стихотворении поэт предстает со своим мироощущением и характером . Стих-е построено в форме диалога между Поэтом и Гражданином. Разговор этот происходит в трудное для страны время. Гражданской позиции придерживается не поэт, а гражданин (занимает активную позицию ). Гражданин напоминает поэту об ответственности момента и призывает его к активному общественному действию : «Иди в огонь за честь отчизны/ За убежденье, за любовь/ Иди и гибни безупречно/ Умрешь не даром: дело прочно/ Когда под ним струится кровь». Поэт ощущает глубокое недовольство собой, обвиняет себя в трусости . Гражданин же полон решимости побороть хандру поэта. Он уверен, что следует подчинить свой поэтический дар интересам общественного служения: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Вывод: По мнению Некрасова поэзия призвана правдиво отражать жизнь Поэт это патриот, гражданин. Он должен служить истине не жалея жизни.

Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Петербурга, певцом революционной демократии . Основная тематика поэзии Некрасова - жизнь русского крестьянства и городской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Достоевского ). В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скорбные интонации. Этим стихотворениям свойствен революционный, обличительный пафос. Кроме того, важное место в творчестве Некрасова занимает тема поэта и поэзии и тема любви.

Вся лирика Некрасова проникнута гражданским пафосом . Одной из ведущих тем творчества явл. тема народа. Тема народа – это сквозная тема лирики Некрасова (проходит через все творчество)!!! От сочувственного изображения угнетенного народа и веры в его светлое будущее к изображению народа как решающей силы исторического развития . «В дороге» - в нем Некрасов обличает античеловеческую природу крепостничества . Сочувственное отношение к крестьянину.

Народ в стихах Некрасова не только жертва, но и бунтарь . В поэзии Некрасова зазвучал голос самого народа. Стихи его не только о народе, но и для народа. Поэтому иногда в его стихах возникает критический элемент. Он критикует пассивность крестьянства, жестокость народную, неумение бороться, народное пьянство.

Пассивность критикуется в ст-ии «У парадного подъезда », а пьянство в ст-ии «Вино».

В стихах Некрасова показывается народ труженик, подчеркивается привычка народа к труду . Во-первых показывается тяжелый подневольный труд ст-е «Тройка».- От работы и черной и трудной/ Отцветешь не успевши расцвесть». Во-вторых вольный труд, как радость . Этот труд поэтизируется. Показывается сила и мощь русского народа. Стихотворение "Тройка" написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую "заглядеться не диво". Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: "знать, забило сердечко тревогу". Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: "будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть". Конец стихотворения полон грусти ("и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь"). Тройка - образ-символ, часто появляющийся в народных песня х ("Вот мчится тройка почтовая"), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье . В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье - это только мечта: "не догнать тебе бешеной тройки".

Некрасовская муза поражала непривычностью облика и поведения . Уже Пушкин в романе «Евгений Онегин» решился показать богиню поэзии в повседневном обличии «барышни уездной». Некрасов же упорно говорит о Музе не ласковой «угрюмой», «плачущей», «скорбящей» и «болящей» - «Музе мести и печали».

«Вчерашний день часу в шестом…» Начиная с этого стих-я в лирике Некрасова 2 образа :

1) Образ Музы и

2) Образ истязаемой крестьянки сливаются в один , который становится для Некрасова постоянным. «Муза» - Муза определяется Некрасовым как «печальная спутница, печальный бедняков» о нелегкой жизни. « Замолкни, Муза мести и печали» - Месть обозначает то, что муза и автор сочувствуют народу + показ недостатков .

«Безвестен я» - говорится о трагической жизни поэта и его Музы. По мнению Некрасова поэт не должен стремиться к славе, к почестям . Автор говорит о том чем гордится в этой жизни: «….я не восхвалял глупцов/ но с подлостью не заключал союза» 1874г «Элегия» - Некрасов говорит в чем же предназначение поэта : «Я лиру посвятил народу своему / Быть может я умру неведомый ему/ Но я ему служил – и сердцем я спокоен…» То о чем писал Некрасов в своей лирике, это он притворял в жизни.

Н.А. Некрасова называли крестьянским поэтом, поэтом Пе­тербурга, певцом революционной демократии. Основная тема­тика поэзии Некрасова - жизнь русского крестьянства и город­ской бедноты (здесь поэт выступает предшественником Досто­евского) . В этих стихах зачастую звучат тоскливые, унылые, скор­бные интонации. Другая тема - тема современника, передового общественного деятеля или же трусливого обывателя. Этим сти­хотворениям свойствен революционный, обличительный пафос. Кроме того, важное место в творчестве Некрасова занимает тема поэта и поэзии и тема любви.

Тема родины приобрела в творчестве Некрасова деревенский, крестьянский характер . В его произведениях перед читателем предстает судьба русской деревни, русского крестьянина, рус­ской женщины: «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «На Вол­ге», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать сол­датская», «В дороге» . Творчество поэта неразрывно связано с рус­ским фольклором, песнями, пословицами, загадками. Многие произведения его проникнуты глубокими размышлениями о судьбе русского народа, путях развития России: «Размышлениях у парадного подъезда». В стихотворении "Размышления у парадного подъезда" преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика "парадного подъезда" и обрисовка мужиков-просителей . Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: "деревенские люди", "армячишко худой на плечах", "крест на шее и кровь на ногах". Во второй части появляется лирическая нота . Это авторское обращение к "владельцу роскошных палат", которое звучит то взволнованно-патетически ("Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!"), то скорбно и гневно ("Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?"), то зло и иронично ("и сойдешь ты в могилу... герой").

В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино . История мужиков получает конкретное завершение ("За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой..."). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:Ты проснешься ль, исполненный сил?

По-новому Некрасов писал о любви . Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту "прозу", которая "в любви неизбежна". В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной ("Я не люблю иронии твоей..."). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

Поэт расширяет тематику лирических произведений, вво­дя новые, непривычные для поэзии темы и образы (например, образы мелкого чиновника, ограбленного крестьянина, падшей женщины ). Некрасов по-новому интерпретирует традиционные «поэтические темы», например тему смерти. Поэт никогда не изображает смерть естественную, смерть у него всегда безвре­менна, это результат социальных условий . Так, в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» он изображает смерть ребен­ка в условиях нищенской, невыносимой жизни . Матери мла­денца приходится стать продажной женщиной, чтобы хоть как- то поддержать существование своей семьи.

Зачастую мы встречаем в произведениях Некрасова пародий­ные интонации. Таковы стихотворения «Современная ода», «Нравственный человек». Как отмечает исследователь, «это па­родии на всякую оду : казенно-патриотическую, гражданскую. Используется куплетная, прибауточная манера, прием бурлес­ка: славословие «от обратного», когда за похвалами кроется ед­кая сатира ». Сам герой при этом наделен сомнительными доб­родетелями:

Художественный метод поэта - реализм. Однако элементы фантастики порой встречаются в его произведениях (сказочные элементы и мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»). Стиль Некрасова вобрал в себя художественные традиции «натураль­ной школы»: лирика тяготеет к эпичности, в лирических стихо­творениях зачастую присутствуют портреты героев, описания об­становки . Многие стихотворения Некрасова сюжетны, у него присутствует «ролевая лирика (автор выступает от лица какого- либо героя). В то же время в лирике его присутствует аналити­ческое начало, рассуждения и размышления героя.

Стиль Некрасова демократичен, он использует простую лек­сику, просторечия. Любимые стихотворные размеры поэта - дактиль, амфибрахий и анапест .

Критики часто упрекали поэта в недостатке таланта, исполь­зуя замечание В.Г. Белинского о «таланте-топоре». Рефлексия по этому поводу, а также по поводу доминирования социальных мотивов в творчестве была свойственна и самому Некрасову. Од­нако в глазах современных читателей он по-прежнему остается великим поэтом. Очень точно заметил о стихе Некрасова В. Кре­стовский: «Но мы любим эту неуклюжесть и тяжесть - это тя­жесть железа, тяжесть железного молота, в ней его сила, его мет­кость».

- тема народа с Музой, печальной спутницей бедняков (крестьяне, их труд, бедность…)

-тема родины, России, судьбы русского человека и всего народа

-тема современника, передового общественного деятеля

-тема поэта и позии

-тема любви

-тема города (Петербург)

-ТЕМА СМЕРТИ (КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ)

Особенность – связь с рус фольклором



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...