Творческий процесс который формируется в результате. Творческий процесс: феноменология и динамика

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (англ. creative process ). Многие гениальные люди сообщали о том, что их открытия являются результатом того, что решение «как-то само» возникает в их сознании и что им остается только записать «услышанное» или «увиденное». Подобные обстоятельства сопровождали, к примеру, рождение у Д. И. Менделеева идеи Периодической системы элементов и у нем. химика А. Кекуле циклической формулы бензольного ядра. Таинственность акта «озарения» издавна связывалась с наличием внешнего, иногда божественного источника творческого вдохновения .

Используя данные самонаблюдения известных ученых (напр., Г. Гельмгольца и А. Пуанкаре), амер. психолог Грэхэм Уоллес (1926) разработал схему 4 стадий Т. п. Согласно этой схеме, в ходе разрешения сложных проблем люди вначале проходят
1-ю стадию длительного и трудоемкого анализа проблемы, накопления и обработки информации, осуществляют попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, «забывая» о проблеме на дни и недели. В это время развивается
2-я

стадия Т. п. - созревание (incubation ). Для нее характерно отсутствие видимого прогресса в решении задачи. Затем следует
3-я

стадия - озарение (инсайт ), за которой идет
4-я стадия - проверка правильности решения. См. также Мышление продуктивное (стадии ).

На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа
подсознания .
По данным самонаблюдения, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание др. делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени «творческая» задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Т. о., возникает впечатление о бессознательно протекающих процессах решения. Однако
важной предпосылкой продуктивной работы подсознания является 1-я стадия - настойчивые сознательные попытки решения задачи.

Анализ самонаблюдений показывает, что процесс «озарения» нередко являет собой не одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. В ходе упорного сознательного процесса решения появляются элементы понимания и продвижения в верном направлении. Т. о., условием т. н. «озарения», как правило, служит упорный труд. Сознательные усилия как бы приводят в действие, «раскручивают» мощную, но довольно инерционную машину бессознательного творчества . Те же факты, что иногда решение возникает в периоды покоя, безделья, утром после сна или во время завтрака, говорят, возможно, лишь о том, что эти периоды обычно занимают у человека много времени.

В исследованиях межполушарной организации психических процессов выдвинуто предположение, что лобные доли правого и левого полушарий вносят разный вклад в осуществление отдельных фаз Т. п. Фазы созревания и озарения, по этой гипотезе, связаны с работой лобной доли правого полушария, фазы первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества - с работой лобной доли левого (доминантного) полушария.

Способность к творчеству (креативность ) не находится в сильной корреляции с интеллектуальными способностями, хотя выдающиеся творческие личности, несомненно, обладают очень высоким коэффициентом интеллекта . С т. зр. теории семантических сетей , принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по-видимому, заключается в направленности на решение разных типов задач: понимание смысла и порождение нового смысла. Корреляция этих видов деятельности очевидна, хотя существуют примеры их независимого существования. Креативность нередко проявляется при внешней интеллектуальной «заторможенности», но чаще отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого начала.

Один из вариантов интерпретации терминов «понимать» и «порождать» м. б. связан со след. рассуждениями. Термин «понимать» подразумевает способности к отслеживанию хода чужих рассуждений, т. е. способность человека в ходе обучения формировать новые связи между знакомыми понятиями и сами новые понятия. Слово «формировать» в данном контексте используется в смысле «формировать по инструкциям». «Человек понимающий» должен постоянно следовать за внешним носителем этих св
язей и понятий, напр. вслед за учителем, книгой и т. д. Он должен также иметь точные рецепты для своих пошаговых мыслительных действий.

«Человек творящий», напротив, обладает способностью к порождению понятий, которые ничем внешне не обусловлены, способностью делать неожиданные для большинства людей выводы, которые непосредственно ниоткуда не следуют и рассматриваются как некие «прыжки» мышления (сознательного или бессознательного), разрывы в обычной, стандартной логике рассуждений. В этой связи отметим, что хорошо структурированная область знаний обычно представляется семантической сетью, узлы которой не находятся вблизи друг друга; скорее, они создают причудливые с т. зр. топологии и принципиально некомпактные структуры. Др. словами, можно предполагать, что если некоторая устоявшаяся система фактов и теоретических положений со временем приобретает вид компактного участка сети, то
после совершения определенного творческого акта в эту сеть включаются некие неожиданные, странные и, следовательно, удаленные (в исходном пространстве) узлы знаний. В плане понимания механизмов Т. п. является уместной аналогия между структурой семантической сети и структурой нейронного ансамбля.

При сравнении актов «порождения» и «понимания» выявляется определенный парадокс. Характерная особенность «человека понимающего» состоит в способности усвоить некоторую систему знаний, т. е. сформировать у себя
копию связей между понятиями, созданную ранее «человеком творческим». Данная работа по копированию участка семантической сети это не чисто механический акт и требует осуществления ряда сложных предварительных операций формирования: исходных понятий, списков атрибутов (свойств) этих понятий, новой системы приоритетов среди атрибутов и т. д. Т. о., разница между пониманием и творчеством - это, в лучшем случае, разница между оригиналом и копией! На самом деле это разница между актом творения оригинала, который для внешнего наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоемкого, но лишенного всякой тайны копирования.

Эффективность Т. п. в плане механизмов семантических сетей, возможно, связана с комбинацией нескольких факторов (способностей).

1. Способности к быстрому и, главное, постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями (узлами сети). Следует учитывать, что в данной модели каждый узел сети представляет собой набор или список атрибутов, описывающих данное понятие, а реализация полного перебора требует, вообще говоря, катастрофически быстро растущих затрат времени и памяти. В связи с этим выход из проблемы перебора связан с наличием способностей, определяющих возможность формирования процедур «усеченного», неполного, выборочного перебора. Важное значение в этом плане имеют несколько типов след. способностей.

2. Способность к формированию открытого, в смысле постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого), списка атрибутов к.-л. явления или понятия. Очевидно, списки атрибутов и их приоритетов должны меняться в зависимости от задачи и предметной области. Эта способность важна ввиду того, что характеристики изучаемых явлений представляют собой наборы исходных параметров, используемых для перебора комбинаций.

3. Способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору. Механизм этого процесса, в частности, м. б. связан с установлением пар хорошо сочетающихся атрибутов, где в пару входит по одному атрибуту от каждого понятия, включаемого в связь. При этом системы приоритетов должны меняться в зависимости от решаемой задачи (предметной области).

4. Способность к формированию новых понятий (узлов). Данная процедура может рассматриваться как циклический (итерационный) процесс формирования способа построения дедуктивного и/или индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов и понятий, т. е. с опорой на ранее образованные участки сети и связи между ними.

В рамках такой модели становятся понятны как индивидуальные различия в креативности, так и различия творческих успехов у одних и тех же людей в разных предметных областях. Действительно, предположим, что на к.-л. этапе рассуждения у некоторого человека сложилась «удачная» система приоритетов вариантов перебора признаков (или др. элементов рассуждения). В результате этот человек в данной ситуации проявит себя как творческая личность. Однако в случае проведения р

Один человек, фигура не менее важная, чем Платон, считал, что слова творческих поэтов есть продукт Божественного вдохновения; как он писал в III, от Ионы:
"И потому Бог отбирает у этих людей разум и использует их, чтобы они служили ему... чтобы мы, кто слышит их, могли знать, что это не они произносят слова эти... но что это сам Господь говорит... через них."

Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо, или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не только есть проявление великого таланта; кроме этого, оно хорошо известно. Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности.
Мы будем опираться на определение творчества как когнитивной деятельности, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение не ограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качестве примера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудь полезного изобретения, рукописи или теории.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

По иронии - и в укор современной когнитивной науке - за последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования.

Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес (Wallas, 1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса:

1. Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2. Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.

3. Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.

4. Проверка: Испытание и/или реализация решения.

Описанные Уоллесом четыре этапа почти не получили эмпирического подтверждения; однако психологическая литература изобилует отчетами об интроспекции людей, породивших творческую мысль. Наиболее знаменитое из этих объяснений принадлежит Пуанкаре (Poincare, 1913) французскому математику, открывшему свойства автоморфных функций. Поработав над уравнениями какое-то время и сделав некоторые важные открытия (подготовительная стадия), он решил отправиться в геологическую экскурсию. Во время поездки он "забыл" про свою математическую работу (инкубационная стадия). Затем Пуанкаре пишет о драматическом моменте инсайта. "Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии." Автор пишет, что когда он возвратился домой, то на досуге проверил эти результаты.

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.

1. Подготовка. Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода.

2. Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.

3. Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться "вспаханной под пар"? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени.

4. Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса "Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом" Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

3 Просветление Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка". Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

4 Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка - это своего рода "отмывание" творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным "самоварным золотом". Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

Список литературы

Солсо Р.Л. Творческий процесс.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ПРИНЦИПЫ

Е.М. Рендакова

Сегодняшний мир, его хрупкое равновесие зависит от многих составляющих, среди которых весьма значимой является обращение человека к своему природному естеству, к возможности жить среди людей созидающих, творящих.

Сегодня, как никогда, важно понять, что мы можем изменить в мире в лучшую сторону, как мы можем измениться сами. В связи с этим одна из главных проблем это проблема самоопределения человека, проблема возможности движения в творчестве. Отсюда важно осознать процессуальную сторону творчества, а также то, что является его первоосновой.

Творческий процесс это переход от одной творческой сущности к другой, от одного состояния к другому; это движение в творческом пространстве мыследеятельности, способствующее развитию личности.

Творческий процесс это процесс преобразования, созидания, позитивного изменения человека и человечества.

Среди принципов, которые являются первоосновой творческого процесса, мы выделяем следующие.

Принцип пассионарности Л. Н. Гумилёв считал, что открытие биохимической энергии живого вещества, сделанное В.И. Вернадским, можно распространить и на людей, которые тоже являются частью биосферы. Исследователь пишет о том, что схема этногенеза как дискретного процесса предполагает внезапное возникновение группы пассионарных этносов внутри того или иного региона, последующее их распространение за их пределы, потерю сложности этнической системой и либо распыление особей, её составляющих, либо превращение их в реликт.

Чтобы интерпретировать данное положение, Л. Н. Гумилёв использует следующее сравнение: «Вообразим шар, получивший внезапный толчок. Энергия толчка затрачивается сначала на преодоление инерции покоя, а затем на движение шара, которое будет медленно затухать вследствие сопротивления среды, пока шар не остановится; путь же этого шара будет зависеть от того, покатится ли он по ровному месту или наткнётся на препятствия, или свалится в яму и т. д., но сколько бы раз мы ни повторили эту операцию, принцип движения один инерция толчка, т. е. растрата энергии полученного импульса» .

Обращая внимание на то, что в биосфере явления такого порядка именуются сукцессиями, и говоря о том, что они весьма разнообразны и по продолжительности, и по характеру, и по последствиям, учёный обращает внимание на то, что все они имеют обозначенную черту сходства инерционность, которая у человека проявляется как растрата пассионарного импульса, что роднит человечество с прочими явлениями биосферы, тогда как социальные и культурные структуры, свойственные только человеку, имеют иной характер движения.

Принимая за объект исследования единицу высшего порядка этнос, где неизбежные погрешности анализа взаимно компенсируются, понимая, как трудно подсчитать пассионарность людей эпох минувших, Л. Н. Гумилёв предлагает использовать обратный ход мысли, а именно: «Работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения. Следовательно, подсчитывая число событий в истории этноса, пусть даже с большим допуском, мы получаем результат затрат энергии, на основании чего можем судить об исходном заряде энергии, то есть уровне пассионарности» .

Продолжая рассуждать о пассионариях, исследователь выделяет то, что для них характерно:

Посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни;

Способность заражать окружающих своей энергией.

«Это значит, что люди гармоничные (а ещё в большей степени импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они приобретают свой природный психоэтнический повседневный облик» .

Если данное обстоятельство без специального осмысления довольно широко используется в военном деле, где или выбирают пассионариев, узнавая их интуитивно, и формируют из них отборные, ударные части, или сознательно распыляют их в массе, чтобы поднять «воинский дух», то не учитывать данность в педагогическом процессе было бы просто неразумно.

Мы считаем, что принцип пассионарности один из главных в творческом процессе, так как «энергия толчка» творческих личностей весьма и весьма значима. А если воспользоваться методом Л. Н. Гумилёва и использовать обратный ход мысли, то получим, что все педагогические открытия, все новаторские педагогические системы созданы пассионарными личностями. Называть их можно до бесконечности: Сократ, Платон, Аристотель, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Я. Корчак, С. Френе, К. Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Н. Сорока-Росинский, В. А. Караковский, А. Н. Тубельский и многие другие.

По степени проявления мы выделяем два вида пассионарности: явную и скрытую.

Явная пассионарность проявляется очень быстро: появление пассионарной личности в том или ином коллективе влечёт за собой изменение качества творческой жизни тех, кто в нём находится, практически сразу. При этом реализовываются самые уникальные проекты, осуществляются самые смелые мечты не только самой личностью, обладающей высокой степенью пассионарности, но и теми, кто находится рядом с ней, поскольку происходит «энергетическое заражение». Пассионарная личность способствует тому, чтобы значительно повышалось качество жизненного пространства всех, кто находится во взаимодействии с ней, как прямом, так и косвенном.

Скрытая пассионарность может сказаться не сразу, так как личности, ею обладающие в потенциале, демонстрируют свои силы лишь после накопления определённого пассионарного багажа (опыта).

По степени распространения мы определяем пассионарность прямую и косвенную.

Прямая пассионарность это пассионарность личности, ведущей за собой, определяющей во многом направление движения коллектива, а также качество этого движения.

Косвенная пассионарность (отражённая) это последействие, следующее за действием, то есть пассионарность личностей, получивших от представителей первого типа определённый заряд, который в отражённом виде значительно слабее, чем в первом случае, но всё же есть. Чем далее от того места, где творит личность с прямой пассионарностью, тем значительно слабее действие. Но даже очень слабый, даже микроскопический творческий посыл может сыграть свою важную роль в истории развития и личности, и общества.

В книге И. Пригожина и И. Стенгерс «Время, хаос, квант» есть строки, подтверждающие вышесказанную мысль: «Ныне мы знаем, что человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории человечества. Мы знаем, что столь сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям. Это вселяет в нас одновременно и надежду, и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю их структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу потому, что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов» .

Принцип знаковости (символизма).

Творец всегда говорит со своей аудиторией на языке, понять который можно в том случае, если его слушатели, читатели, зрители уже знакомы с системой условных знаков (символов) или же готовы понять (на первом этапе принять, не объясняя что-либо себе и окружающим) эту систему.

Мало того, каждый человек, пытающийся наполнить жизнь творчеством, вынужден часто переводить свои мысли, чувства, эмоции на другой язык. Момент перехода, перевода, переноса, переключения часто не осознаётся, протекает естественно, как само собой разумеющееся; творящий не чувствует никаких затруднений.

Но может быть и иной сценарий: создатель чётко осознаёт, что он хочет сказать, но переход с языка на язык идёт мучительно, даже болезненно: каждое слово, каждый звук, каждая часть того или иного произведения даются с трудом: этот процесс можно сопоставить с процессом перевода с родного языка на иностранный или же с иностранного на родной, а в самом тяжёлом случае с одного иностранного языка на другой (когда и тот, и другой язык переводящий знает по минимуму). А если взять не два, а три языка и больше и попробовать осуществить все возможные переводы, то задача усложнится многократно.

С другой стороны, принимающая сторона (ребёнок на уроке, студент на лекции, читатель, слушатель, зритель...) тоже оказывается в позиции переводчика, а позже, возможно, и в позиции ретранслятора.

И совсем сложная ситуация: создатель какого-либо творческого продукта, пробивающийся с одной стороны, и его адресат, движущийся с другой стороны с огромными трудностями. В лучшем случае они движутся навстречу друг другу; в иных вариантах они движутся в противоположных направлениях или же один всё время пытается догнать второго (и опять варианты: первый даёт возможность догнать; второй движется очень быстро и догоняет). В этой ситуации на помощь может прийти разработанная система символов, значение которых будет понятно как той, так и другой стороне.

Ю. Лотман писал: «символ выступает в роли сгущённой программы творческого процесса. Это глубинное кодирующее устройство, своеобразный “текстовый ген ”» .

Символ это тот ключ, с помощью которого открывается заветная дверца. Стоит раскодировать слово символ, звук символ, рисунок символ, и мы поймём, что за ним скрывается (что любопытно, для разных людей этот символ будет, возможно, раскодироваться по-разному).

Вызывает интерес и следующее высказывание Ю. М. Лотмана: «Выражение некоторой сущности средствами другого языка основа выявления природы этой сущности» .

Например, Эрик Берн в книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», пытаясь понятно объяснить читателям природу сценарной теории психоанализа, использует в качестве символических названий некоторых сценариев жизни сказочные заголовки: «Красная Шапочка», «Спящая Красавица», тем самым перетаскивая их как символы в иную систему координат, объясняя одну сущность через другую.

Фактически каждое педагогическое (равно как и философское, литературное и т. д.) сочинение, его осмысление и понимание является абсолютно безграничным, так как каждый, кто решится на его постижение, возможно, сказал бы словами Ю. Лотмана: «Однако то, что один и тот же исходный символ может развёртываться в различные сюжеты и что сам процесс такого развёртывания имеет необратимый и непредсказуемый характер, показывает, что творческий процесс асимметричен по своей природе» .

Принцип асимметричности

В чём суть принципа асимметричности творческого процесса?

Здесь мы выделяем следующие аспекты:

Творческий замысел никогда не может быть сопоставим с полученным результатом (по нескольким причинам: во-первых, создатель меняется в ходе творческой деятельности; следовательно, во-вторых, замысел тоже претерпевает изменения; и в-третьих, сам материал, его внутреннее движение оказывает влияние на создающего, что является, таким образом, стимулом к изменению всей программы действий).

Вымысел не есть обман.

Замысел ещё не точка.

Дайте дописать роман

До последнего листочка.

творческий процесс пассионарность знаковость

Эти строки Булата Окуджавы очень хорошо иллюстрируют написанное выше.

Количество авторских идей и их воплощение величины не равнозначные, хотя в некоторых случаях идеи одного человека подхватываются, развиваются другими. И в науке, и в искусстве это достаточно частое явление. Например, культурно-историческая теория развития Л. С. Выготского нашла своё продолжение в теориях развивающего обучения; теория диалога культур М. М. Бахтина в системах диалогового обучения в школах диалога культур; А. С. Пушкин подарил сюжеты «Мёртвых душ» и «Ревизора» Н. В. Гоголю, который в свою очередь создал из этих сюжетов литературные шедевры.

Исходя из того, что процесс «развёртывания имеет необратимый и непредсказуемый характер», творческий процесс (даже мельчайшие его проявления), пришедший в движение, нужно воспринимать очень трепетно; охранять и беречь.

Асимметричность проявляется и в том, что к взрослому творящему человеку, считая, что он делает нечто важное и полезное, относятся с большим почтением и пониманием, чем к ребёнку. Хотя существует и иная крайность: пока ребёнок мал, плоды его трудов оцениваются высоко, но стоит ему вырасти, и все забывают о важности и нужности даже самых значимых проявлений творчества.

Хотя если не забывать слова Ю. Лотмана о том, что «процесс развёртывания имеет необратимый и непредсказуемый характер», то надо со всем пиететом относиться к проявлениям как детского, так и взрослого творчества, беречь их и лелеять.

Ещё одним проявлением асимметричности творческого процесса является то, что во многих случаях создаваемое осознаётся как ценное не самим создателем, а теми, кто его окружает или даже идущими вслед за ним. Таких примеров история знает множество.

Может быть и противоположное: кроме самого создателя, никто не понимает важности, ценности созданного.

Например:

«Пифагорейская школа была осмеяна за то, что считала Землю движущейся пылинкой во Вселенной. Этого не могли переварить даже такие гении, как Платон, Архимед и Птолемей. Последний открыто объявил мысль о движении Земли вздором и глупой болтовнёй.

Медицинский факультет Сорбонны глумился над Гарвеем, открывшим кровообращение.

Английское Королевское общество отвергло опыты Джоуля.» .

Принцип диалоговости

Обратившись ещё раз к Ю. Лотману, прочитаем: «Пользуясь терминологией И. Пригожина, можно определить момент творческого вдохновения как сильно неравновесную ситуацию, исключающую однозначную предсказуемость развития» .

В каждой подобной разбираемой ситуации возникает несколько пластов, на которые нужно обратить внимание:

Первый пласт это, несомненно, сам Ю. Лотман, его мысли, взгляды, идеи всё, что составляет основу его творчества;

Второй пласт это И. Пригожин, на которого ссылается Ю. Лотман;

Третий пласт это те, на кого ссылается И. Пригожин, включая Уайтхеда, Эйнштейна, Тагора, Бергсона и многих других;

Четвёртый пласт это мы, то есть те, кто осознаёт представленное автором и его соавтором;

Пятый пласт это мы, представляющие другим написанное Ю. Лотманом, И. Пригожиным;

Шестой пласт это те люди, до которых мы донесём сказанное Ю. Лотьманом;

Седьмой пласт идеи Ю. Лотмана, трансформированные нами, начинают распространяться в окружающем мире без ссылок на автора (становятся своего рода коллективным достоянием).

Можно было бы продолжить, но и показанного выше скорее всего достаточно, чтобы увидеть путь движения идеи, путь диалога, на который практически ступает каждый, стремящийся к проявлению себя в творческой деятельности.

Принцип рефлексивности

«Философские проблемы становятся таковыми, если они ставятся под луч одной проблемы конечного смысла. Для чего вообще всё это? Для чего мироздание? Для чего “я” и мои переживания? А эти вопросы задаются именно потому, что в этом мироздании живёт существо, которое не создано, а создаётся. Да и мир не завершён, не готов» эти слова М. К. Мамардашвили как нельзя лучше говорят о рефлексивной природе человека, который является существом вопрошающим.

Если же говорить о человеке, задействованном в творческом процессе, то в данном случае рефлексивность усиливается многократно, так как данный процесс, являясь в каждом отдельном, единственном случае уникальным и неповторимым (будь то исследовательская работа учёного, вдохновенный поиск писателя или созидательная деятельность ребёнка в игровом пространстве) всегда сопровождается рефлексивным оформлением.

Рефлексивность последовательность творческих (чаще критических) шагов, каждый из которых способствует качественному совершенствованию продукта творческой деятельности.

Рефлексивность в творчестве понимается нами как совокупность определённых творческих пауз, во время которых происходит авторское осмысление качества проделанной работы, а также движение вперёд в данном направлении или же (при необходимости) корректировке задуманного.

М.К. Мамардашвили в работе «Как я понимаю философию» писал: «Чаще всего переживание сопровождается отрешённым взглядом на мир: мир как бы выталкивает тебя в момент переживания из самого себя, отчуждает, и ты вдруг ясно что-то ощущаешь, сознаёшь. Это и есть осмысленная, истинная возможность этого мира. Но именно в видении этой возможности ты окаменел, застыл. В этом состоянии тебе многое может открыться. Но для того, чтобы это открытие состоялось, нужно не только остановиться, а оказаться под светом или в горизонте вопроса: почему тебя это так впечатляет? Например, почему я раздражён? Или наоборот: почему я рад? Застыть в радости или в страдании. В этом состоянии радости или страдания и скрыт наш шанс: что-то понять. Назовём это половиной пути.»

Рефлексивная творческая пауза (которая может быть и достаточно длинной, и удивительно ёмкой, и даже мгновенной) как раз и способствует тому, чтобы остановиться, прислушаться к себе, к окружающему миру, к мельчайшим нюансам, оказывающим влияние на изменение потока мысли, что, в свою очередь, преобразит (и достаточно значительно) качество творческого продукта.

Мы выделяем в творческом процессе следующие виды рефлексирования: афористическое, вопрошательское, ассоциативное, резюмирующее.

Афористическое рефлексирование включает в себя:

Выбор афоризмов, подчёркивающих (выделяющих, высвечивающих) значимость сказанного автором;

Использование афоризма в качестве эпиграфа (и, следовательно, отведение данному высказыванию особой, открывающей роли, роли словесного символа);

Показ оттенков значения слов, игры слов в том случае, когда используются два, три афоризма, волею автора ставших смысловыми соседями;

Подбор афоризмов, способствующих возникновению дискуссии (между автором и читателем; автором и дразнящим собеседником; читателем и дразнящим собеседником; автором, читателем и дразнящим собеседником; автором, читателем, дразнящим собеседником и тем оппонентом, который ещё не знает, что скоро будет включён в дискуссию.).

Вопрошательское рефлексирование способствует:

Качественному подбору тех вопросов, которые автор задаёт читателю-соавтору;

Определению круга вопросов, задаваемых автором самому себе на перспективу (включая риторические, которые, возможно, сегодня пока не требуют ответа);

Задаванию читателем вопросов, обращённых к себе;

Поиску и автором, и читателем зоны ближайшего развития (того уникального материала, который надо понять, принять, привести в движение, поделившись с другими идеями, открытиями, озарениями, проблесками мысли.; а также неумением и недоумением; непониманием и недопониманием; желанием философствования и восторженным изумлением).

Ассоциативное рефлексирование предполагает:

Использование ярких, неожиданных, удивляющих не только собеседника, но и самого автора ассоциаций, помогающих прочувствовать не только глубину, но даже аромат, вкус, запах творческих идей и их воплощения;

Возникновение особых, глубинных связей созданного в данный момент с тем, что уже существовало ранее;

Появление ассоциативных символов, являющихся ключевыми, открывающими для творческого процесса;

Наличие открытого ассоциативного пострефлексивного пространства.

Резюмирующее рефлексирование помогает:

Разграничению более важного и менее важного на данного этапе творческого процесса;

Определению творческих планов на будущее;

Осознанию себя как философа (или, по крайней мере, начинающего путь философствования).

Вновь обратившись к М. К. Мамардашвили, прочитаем: «Философия это публичное сознание, которого нельзя не высказать, сознание вслух. Философ нефилософом быть не может, если, конечно, он попал на эту прямую мысли, вырастающую из того узла, который заставил тебя остановиться. Это судьба!» .

Принцип открытости

Творческий процесс по своей природе это всегда открытое пространство поиска, качественных изменений, преобразований. В процессе творчества практически не бывает лишнего, ненужного, неважного, второстепенного, дополнительного.

Об этом замечательно писала А. Ахматова в стихотворении «Творчество»:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда...

Открытость предполагает:

Наличие выбора, возможность изменения движения в процессе творческой деятельности на любом этапе пути (изменения стратегической или тактической линии, последовательности действий, переходов от одной составляющей к другой; выбора собеседника; собственной позиции в творческом диалоге и т. д.);

Движение идеи, рождение которой начинается, возможно, до оформления замысла творческого проекта в какой-либо продукт (сценарий, книгу, музыкальное произведение, урок, диссертационное исследование...);

Развитие происходит в процессе осмысления, созидания, преобразования; раскручивание продолжается даже после того, как задуманное осуществлено, логическая точка поставлена.

В творческом процессе всегда есть то, что оказалось нереализованным, непринятым, недосказанным и недопонятым. Этот материал может на время быть помещён в копилку нашей памяти, в интеллектуальный банк запасов, который в определённый момент времени пригодится в другом творческом проекте, на этот раз в новом качестве: нереализованное, возможно, реализуется; непринятое качественно изменится; недосказанное окончательно вербализуется; недопонятое станет ясным и понятным. Но в то же время появится новое нереализованное, новое непринятое, новое недосказанное, новое недопонятое... И этот процесс бесконечен, так как творчество это деятельность, не имеющая ни временных, ни смысловых, ни возрастных, ни национальных, ни профессиональных границ.

Наличие эмоциональной составляющей, так как творческий процесс как открытая система предполагает возможность трансформировать не только мысли, но и чувства, эмоции; а также помогает рождению новых чувств и новых эмоций, выполняющих стимулирующую функцию по отношению к тем, кто постепенно вовлекается в этот процесс.

Осознание бесконечности процессуальности, взаимопереходов частей процесса друг в друга, их взаимообогащение.

Человек, включённый в творческий процесс (а ещё лучше включившийся в него сам), постоянно качественно изменяется, что способствует постепенному преобразованию жизненного пространства вокруг него. Если же рядом находится несколько таких личностей, то изменение качества жизни будет происходить во много раз быстрее. А если таких личностей станет большинство?!

Примечания

1. Гумилёв Л. Н. Этнос и биосфера Земли // Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 380.

2. Там же. С. 381.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. С. 386.

5. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст семиосфера история. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 145.

6. Там же. С. 169.

7. Там же. С. 145.

8. Окуджава Б. Ш. Поэтический сборник. М.: АСТ: Зебра, 2007. С. 134.

9. Циолковский К. Э. Гений среди людей. М., 1992.

10. Лотман Ю. М. Указ. соч. С. 146.

11. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию // Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н /Д: Феникс, 1996. С. 278.

12. Там же. С. 275.

13. Там же. С. 276.

14. Ахматова А. А. Стихотворения / сост. и вступ. ст. Н. Банникова. М.: Сов. Россия. 1977. С. 364.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Творчество как основополагающее явление во всех сферах деятельности человека. Творческая деятельность и процесс. Хореографический коллектив и его специфика. Общепедагогические принципы дидактики. Осуществление творческого подхода в работе коллектива.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2013

    Понятие визуальной культуры. Передача информации посредством взгляда и мимики. Сущность процесс зрительного восприятия. Творческий процесс разрешения проблемной ситуации при создании проекта. Примеры методов психологической активации творческого мышления.

    презентация , добавлен 20.05.2015

    Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека. Открытие и постижение, единство и разнообразие духовной культуры. Взаимодействие ее с экономикой. Процесс развития творческой и социальной деятельности человека. Теория повседневной жизни.

    реферат , добавлен 23.01.2015

    Дизайн как творческий процесс художественного проектирования и конструирования эстетических свойств окружающих предметов. Определение понятия дизайна, его цели, задачи и виды: промышленный, графический, книжный, ландшафтный, фитодизайн, визаж, мода.

    презентация , добавлен 10.01.2017

    Творческий путь К.Ф. Богаевского. Создание героико-романтических картин, посвященных преимущественно восточному побережью Крыма - легендарной стране Киммерии. Значение уроков А.И. Куинджи в становлении и развитии творческого пути К.Ф. Богаевского.

    статья , добавлен 24.04.2018

    Анализ сущности и спецификих творческих особенностей М. Врубеля на примере сказочных и эпических произведений в условиях видоизменяемости искусства на рубеже XIX - XX веков. Характеристика отличительных особенностей исторической картины конца XIX века.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Жизненный путь Казимира Малевича, основные этапы и направления развития его творчества. История создания знаменитого "Черного квадрата". Супрематизм Казимира Малевича, сущность и отличительные особенности данного творческого метода, его преимущества.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Изучение исторической живописи второй половины XIX века и освещение сказочных сюжетов в произведениях В.М. Васнецова через раскрытие особенностей творческого метода художника. Творческий путь художника и перелом в пользу былинных и сказочных сюжетов.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Понятие, признаки, функции, принципы и типология клубов, а также их проблемы и перспективы развития. Особенности организации коллективной творческой деятельности детей. Анализ зарубежного опыта работы подростковых клубов, в частности во Швеции и Франции.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2010

    Творческая деятельность человека до грехопадения. Следствие грехопадения и творческий дар в человеке. Язык как средство культурного обмена. Вавилонская башня. Христианская культура. Опыт прочтения "Мастер и Маргарита". Атеистическое мировоззрение.

Теоретическая часть

Что такое творческий процесс?

Творческий процесс - это процесс преобразования информации в новые идеи и воплощение найденных идей на практике.

Творчество - это навык, которому может научиться любой человек . Главный барьер, который нужно преодолеть - это неверие в собственные силы . Если вам кажется, что у вас ничего не получится, то это только потому, что вы никогда этого не делали, или, сделав одну попытку, бросили дело и не довели его до конца.

В действительности часто нужно только начать и не бросать начатое дело . Сам процесс творчества даст вам силы, энергию и вдохновение. Чем больше вы будете творить, тем вам больше захочется продолжить начатое. Ощутив прилив творческих сил, вы начнёте творить сутками напролёт, не чувствуя усталости.

Ещё один барьер для творчества - страх перед возможной неудачей . Любая новая идея на первый взгляд кажется пугающей, недостижимой. Однако любой страх преодолим, как и любые другие преграды. Чаще всего любые ваши страхи и преграды вымышленные, существующие только в вашем воображении. Поэтому даже если вы сейчас не готовы к чему-то новому, просто начините, сделайте несколько простых шагов к цели и вы увидите, что преград на самом деле не существует . Существует только страх, который проходит сразу же, как только вы начинаете что-то делать.

Процесс творчества сопровождается :

Удовольствием

Радостью

Воодушевлением

Преумножением сил и энергии

Потерей чувства времени

Этим фактом можно объяснить такую интересную закономерность, что творческие люди реже болеют и дольше живут. И самое важное, - они при этом гораздо успешнее в работе и намного более счастливы, чем большинство окружающих людей .

7 этапов творческого процесса

Творческий процесс состоит из 7 этапов:

1. формулировка задачи

2. сбор и анализ информации

3. вдохновение

4. поиск решения

5. инкубация

6. озарение

7. воплощение

На всем известной истории про Архимеда, сделавшего открытие в ванной, можно наглядно показать все этапы творческого процесса.

Итак, древнегреческому математику Архимеду царь Гиерон II поручил определить, сделана ли его корона из чистого золота, или ювелир подмешал туда немного серебра [ формулировка задачи! ]. Удельный вес золота был известен, но трудность была в том, чтобы точно определить объём короны, так как она имела неправильную форму. Архимед понимал, что плотность равна массе, поделенной на объём. Он мог взвесить корону, но не мог определить её объём [ сбор и анализ информации! ]. Тогда он принялся размышлять, как высчитать нужный объём [ вдохновение! ]. Проведя несколько дней в размышлениях [ поиск решения! ], он на некоторое время отложил решение задачи в сторону и решил отдохнуть, приняв ванну [ инкубация! ]. Погрузившись в воду, он с удивлением обнаружил, что объём воды, вытесненной его телом, равняется объёму тела и объём короны можно вычислить просто погрузив её в чан с водой [ озарение! ]! Это открытие вызвало у него такой восторг, что он выбежал голым на улицу с криком «Эврика!» (то есть «Нашёл!») и побежал во дворец, где при царе опустил корону в воду и определил объём вытесненной жидкости [ воплощение! ]. Оказалось, что ювелир всё-таки разбавил золото серебром.

Творческая жила

Творческая жила - это сочетание привычных элементов и идей непривычным образом, порождающее новые свойства предмета или новые идеи . Вам не обязательно изобретать что-то принципиально новое, достаточно найти и соединить два предмета или две идеи воедино и получить нужный вам результат. Например, соединив разъярённого кота и швабру, можно получить кота, который со шваброй гоняется за собаками (подобная идея может понравиться писателям, художникам или карикатуристам), а соединив хобби и работу, можно построить прибыльный бизнес.

Творческая жила позволяет генерировать тысячи новых идей в день, среди которых обязательно найдутся прорывные, несущие большие прибыли.

Вопросы для самопроверки

Что такое творческий процесс?

Какие барьеры мешают заняться творчеством?

Почему творческие люди реже болеют и дольше живут?

Из каких этапов состоит творческий процесс?

Что такое творческая жила?

Практическая часть

Упражнение 1. 10 волшебных слов

Берём любой предмет и придумываем к нему 10 самых подходящих определений. А потом наоборот - 10 самых неподходящих. А потом 10 прилагательных, максимально ярко характеризующих его. А потом 10 прилагательных, характеризующих всё что угодно но только не выбранный предмет. После чего ищем 10 новых способов применения для предмета.

Упражнение 2. Соединяем несоединимое

Попробуйте соединить и найти новые идеи из следующих сочетаний:

ребёнок + диета

девушка + гаечный ключ

корабль + резина

бобёр + танк

собака + колесо

борода + краб

офис + моторная лодка

разговор + растрата

образование + счастье

золото + маяк

весло + дым

свет + табак

лето + карикатура

дача + матрос

небо + сажа

пещера + книга

свобода + карамель

ложка + скрепка

карета + вата

солома + железный прут

река + двигатель

ключ + спичка

богатырь + швабра

дорога + спираль

Как только вам удастся вникнуть в суть упражнения, вам будет очень легко генерировать новые идеи, просто сочетая то, что у вас перед глазами. Это настоящая творческая жила, которая может стать для вас золотой .

Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором . Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.

Мой скайп: seahappiness

Страница Вконтакте.

Творческий процесс.

Автор - творческая личность, обладающая рядом специфических качеств. Разные люди предрасположены к художественному творчеству в разной степени: способность - одаренность - талантливость - гениальность. Художник, находящийся на более высокой ступеньке этой творческой лестницы, сохраняет те качества, которые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но непременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.

Способности художника, согласно американскому психологу Гилфорду, предполагают шесть склонностей: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационную гибкость, умение придавать художественной форме необходимые очертания. Способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес.

Одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти тему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Человек художественно одаренный, создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Одаренность - это умение сосредотачивать внимание на объектах, достойных избирательного внимания, извлекать из памяти впечатления и включать их в систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение.

Гений полно выражая суть своего времени, чаще всего как бы неумещается в свою эпоху. Он, можно сказать, тянет нить традиции от прошлого к будущему и потому частью своего творчества принадлежит прошлому, а частью будущему. Гений создает высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена. Гениальность художника проявляется и в силе восприятия мира, и в глубине воздействия на человечество.

Творчество как воплощение замысла.

Творческий процесс начинается с замысла. Последний есть результат восприятия жизненных явлений и их понимания личностью на основе ее глубинных индивидуальных особенностей (степень одаренности, опыт, общекультурная подготовка). Парадокс художественного творчества: оно начинается с конца или, вернее, конец его неразрывно соединен с началом. Художник «мыслит» зрителем, писатель - читателем. В замысле присутствует не только установка писателя и его видение мира, но и конечное звено творческого процесса - читатель. Замыслу свойственна неоформленность и одновременно семиотически не оформленная смысловая определенность, намечающая очертания темы и идеи произведения. В замысле «сквозь магический кристалл еще неясно» (Пушкин) различаются черты будущего художественного текста.

Замысел формируется вначале в виде интонационного «шума», воплощающего эмоционально-ценностное отношение к теме, и в виде очертаний самой темы в несловесной (интонационной) форме (Маяковский отмечал, что начинал писать стихи с «мычания»). Замыслу присуща потенциальная возможность знакового выражения, фиксации и воплощения в образы.

Фактор, порождающий художественный замысел в его неповторимом своеобразии - креатив (творящий глубинный слой личности), центр творчества, некое творческое ядро личности, определяющее инвариант всех художественных решений. Вокруг этого центра группируется все создаваемое художником. Воздействие креатива определяет личностное своеобразие и инвариантное ядро всех художественных произведений данного писателя. По мнению Якобсона, существуют постоянные организующие принципы - носители единства многочисленных произведений одного автора Эти принципы накладывают печать единой личности на все ее творения.

Творчество - это процесс воплощения замысла в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему образов, процесс объективизации мысли в тексте, процесс отчуждения замысла от художника и передачи его через произведение читателю, зрителю, слушателю.

Художественное творчество - создание непредсказуемой художественной реальности. Искусство не повторяет жизнь, а создает особую реальность. Художественная реальность может быть параллельна истории, но она никогда не бывает ее слепком, ее копией. Художественная реальность непредсказуемо случайна.

Теория Пригожина о случайности и непредсказуемости истории может быть распространена на особо таинственный и случайный процесс, создания художественной реальности, рождающейся из хаоса во имя гармонии. В сознании художника параллельно существуют первоэлементы сознания впечатления бытия, самопроизвольные фантазии, рожденные внутренними потребностями личности, ее индивидуальными особенностями. Однажды (непредсказуемо когда), эти первоэлементы сознания соединяются в смутный образ героя и обстоятельств. А далее: герой начинает действовать, обстоятельства «заселяются» взаимодействующими персонажами. Это и есть стадия хаоса, ибо рождается множество героев, персонажей, обстоятельств. «Выживают» наипрекраснейшие: эстетический вкус художника отсеивает одних и сохраняет других. Хаос начинает жить по законам красоты, и из него рождается прекрасная, неожиданная художественная реальность. И весь этот процесс спонтанен и не вполне управляем самим художником.

Психологические механизмы художественного творчества.

Юнг считал, что психология может быть поставлена в связь с эстетикой. Существует пограничная зона между этими науками - психология искусства. Художественное творчество начинается с обостренного внимания к жизни мира и предполагает «редкие впечатления» (Гете), умение их удержать в памяти и осмыслить.

Память - психологический фактор творчества. У художника она не зеркальна, а избирательна и носит творческий характер.

Воображение комбинационно-творчески воспроизводит блоки представлений, впечатлений и образов, хранящиеся в памяти, комбинирует и рисует в сознании художника живые картины, которые он фиксирует в художественном тексте. Благодаря воображению в сознании художника возникают живые картины. Воображение имеет много разновидностей: фантасмагорическое (у Гофман), философско-лирическое (Тютчев), романтически-возвышенное (Врубель), болезненно гипертрофированное (Дали), полное таинственности (Бергман), реалистически-строгое и гротескное (Феллини). Творческое воображение принципиально отличается от галлюцинации. Согласно Флоберу при галлюцинации вы испытываете ужас и ощущаете что вы умираете, плоды же воображения доставляют радость и эстетическое наслаждение.

Ассоциации - мысли или образы, возникающие при виде предмета или при восприятии высказывания; путем установления сходства, или путем отталкивания, благодаря воспоминанию или нахождению аналогий с помощью подсознания; возникающие по смежности, сходству и контрасту «переклички» между впечатлениями бытия, непредсказуемые логикой прыжки воображения сопоставляющие эти впечатления и неожиданные сопряжения далеко отстоящих друг от друга явлений. Ассоциации возникают на основе предшествующего опыта. Художественное творчество осуществляется посредством бессознательного синтеза тривиальной ассоциации с ассоциацией оригинальной, принадлежащей другому семантическому полю. Художник мыслит ассоциативно. Все риторические фигуры возникают благодаря ассоциациям и воображению («у капель тяжесть запонок» - Пастернак). Слово по своей природе многозначно, многовалентно и предоставляет поэту богатейшие возможности ассоциаций. Без ассоциаций не обходится ни один вид искусства.

Вдохновение - специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накоп-ленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственное включение его в творчество, обостренная виртуозность в чувствовании формы. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, оно почти синоним творчества. Символом поэзии и вдохновения с древнейших времен служит крылатый конь Пегас. Вдохновение делает творческий процесс особенно плодотворным.

Благодаря памяти, воображению, ассоциациям, вдохновению, внутреннему освобождению в творческом сознании появляется множество образов, обстоятельств, ситуаций. Эстетический вкус помогает из бесчисленных вариантов отобрать лучшие. Творческий процесс - эстетическая селекция, он нацелен на читателя, на передачу ему определенной художественной информации и формирование системы его ценностных ориентаций.

Сознание и подсознание - компоненты творческого процесса создания произведения. Важная роль подсознания в художественном мышлении приводила уже Платона и других древнегреческих философов к трактовке творчества как экстатического, боговдохновенного, вакхического состояния. Эстетика романтизма абсолютизировала роль бессознательного в творческом процессе. В ХХ в. бессознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект наблюдения и самонаблюдения критики. Художник, по мнению фрейдистов - личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально неосуществимых потребностей и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные желания - побудительные стимулы фантазии. В творческом процессе взаимодействуют подсознание, сознание и сверхсознание, память и воображение, потребность в исповеди и проповеди, эвристические, суггестивные, просветительские наклонности, природный дар и приобретенный навык.

Акт творчества сознателен, но в нем много и иррационального. Сознание определяет многие существенные стороны творчества. Оно контролирует цель, сверхзадачу творчества и основные контуры художественной концепции произведения. Сознание помогает художнику провести критический анализ всего своего творчества и сделать выводы, способствующие дальнейшему росту мастерства. Особенно важна роль сознания при создании крупномасштабных произведений. Миниатюру можно исполнить и по наитию, крупное же произведение нуждается в серьезном обдумывании.

Подсознание под влиянием жизненных впечатлений рождает в творческом процессе огромное число вариантов образов, ситуаций, мыслительных связей между явлениями. Интуитивное эстетическое чувство заставляет отобрать из этого огромного числа наиболее красивые образы. Механизм интуиции тесно связан с эстетикой. Французский математик А. Пуанкаре подчеркивал, что отличительное свойство математического ума нужно искать не в логике, а в эстетике.

Идеи, которые переходят из подсознания в сознание, не всегда правильны, так как в подсознании нет логических критериев истины. Именно красота есть критерий передачи образов из подсознания в сознание, где осуществляется строгая проверка полученного из подсознания материала. Рожденный подсознанием, отобранный эстетическим чувством, образ поступает в сознание. Здесь он логически выверяется, просветляется разумом, обрабатывается (домысливается, обосновывается, связывается с культурным фондом и обогащается им). Таким образом, сначала эстетическое чувство (на уровне интуиции), затем строгая логика (на уровне сознания) производят отбор из множества идей и образов. Поступают в дальнейшую обработку в творческом процессе лишь самые прекрасные и истинные. Переход от подсознания к сознанию связан с огромным творческим приращением. Логически выверенные разумом идея или образ углубляются и получают свою завершенность.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...