Творческий труд.Особенности творческой деятельности. Техническое творчество - это вид деятельности учащихся

Еще несколько глав из книги для тех кому интересна система Яны Франк .

Стратегический план
Возможно, «стратегический план» - слишком страшное выражение. Услышав его, большинство представляют себе план Куликовской битвы - с большим количеством стрелочек и кружочков, распределением засадных полков, главных сил и резервов. Разумеется, некоторые проекты действительно нужно планировать, как переправу русских войск через Дон, но это скорее редкость.

Некоторым вообще не нужен никакой план. Чаще всего это авторы, пишущие беллетристику, композиторы, художники, живущие в основном монументальными проектами.

Но если, сев работать и увидев абстрактное «рисование», человек замер перед белым листом или пустым монитором, это идеальный момент, чтобы порыться в списках с идеями и большими проектами и составить наконец план.

Хотя стратегический план - это всего лишь перечисление шагов, которые нужно сделать на пути к цели, он может быть очень полезным. Например, в ходе планирования могут всплыть многие пункты, без которых невозможно перейти к следующему этапу. Также визуализация проекта часто позволяет осознать объем работы. Глядя в простое оглавление и список иллюстраций, я вдруг понимаю, что на книгу мне нужен год. Другое задание как-то аморфно вырисовывается в моих мыслях, а когда я начинаю записывать все на бумаге, вдруг выясняется, что оно состоит всего из пяти картинок и двух страниц текста, больше не получается. Многочисленные детали проекта, представавшие перед моим мысленным взором, оказываются ненужными, повторяющими друг друга или недостаточно конкретными, чтобы стоило включать их в клип.

Здесь не будет конкретного рецепта, потому что каждый решает для себя, насколько подробно ему нужно расписывать будущие действия по пунктам. Когда я пишу книгу, я сначала пишу оглавление! Далее я расписываю все основные темы, которые хотела бы затронуть» в каждой главе. Это помогает мне избежать повторений (без такого списка я люблю написать об одном и том же в трех местах в книге). Далее я пишу все главы подряд, на одном дыхании. Потом - по порядку перечитываю и редактирую. Во время создания этого оглавления я составляю список иллюстраций. Он пополняется и исправляется в ходе написания текстов, но про многие картинки с самого начала известно, что они нужны, и понятно, какими они будут. Их я записываю в список планируемых иллюстраций.

В моем оглавлении со временем выстраиваются два ряда галочек! сначала я отмечаю все написанные главы, потом все отредактированные. То же самое с иллюстрациями: сначала я делаю эскизы, потом следующим этапом отрисовываю и раскрашиваю каждую из них. С большими сериями иллюстраций я иногда работаю «конвейером», делая ПО четыре-пять эскизов (проще сосредоточиться только на поиске идей, потом так же, «пачками», рисую чистовики. Некоторые коллеги считают, что это уже слишком подробный план, мне же проще так работать, потому что не нужно ничего помнить.

У меня был коллега, добавивший к этому методу еще несколько шагов. Он не ленился расчертить свой план на столбики и ставить рядом с каждой иллюстрацией галочку на всех четырех этапах: эскиз, рисунок, раскраска, спецэффекты. Когда я спросила, зачем ему чужим такая детализация, он сказал, что ему приятно отмечать в плане отдельные этапы как сделанное дело. От этого возникает ощущение, что проделана немалая часть работы, целая задача.

Иногда список помогает разложить все в более правильном порядке, продумать каким образом лучше всего связать темы между собой. Могут вспомниться мелочи, которые нужно не забыть упомянуть. Результат и является настоящим стратегическим планом: он помогает правильно распределить ресурсы, рассчитать все наилучшим образом, глядя на карту, прежде чем отправиться в настоящий бой. Когда такая карта есть, в бою человек уже передвигается прямой дорогой от одной точки к другой, прямо к цели.

Кстати, распланировать работу никогда не поздно. Даже сделав половину, можно понять, что без плана дальше ничего не получится. Хотя в начале проекта все могло выглядеть иначе. Без плана как можно ошибаться в оценке задачи. Некоторые операции размножаются в геометрической прогрессии: вначале мы видим безобидный список из 20 вариантов, через месяц они превращаются в 200 миллионов одинаковых движений, которые нужно сделать по порядку. Даже если задача гораздо более простая, иногда стоит просто попытаться подсчитать, сколько бы это могло занять времени. Иногда может оказаться, что нас ждут великие сюрпризы.

Если план не лезет ни в какие ворота
Иногда оценка всей задачи может привести к настолько удивительным результатам, что приходится обдумать, возможно ли вообще реализовать план.
Тут вступает в силу так называемое планирование по возможностям. Я уже подсчитала, что мой первоначальный план займет время, которого нет. Теперь я должна исходить из того, сколько времени есть. Предположим, на книгу у меня есть год, в течение которого я собираюсь тратить на нее в среднем три часа в день. Я довольно хорошо знаю, сколько времени занимает написание текстов: когда наметаны все темы И мысли, мне нужно два-три часа на написание каждой главы и столько же времени на редактирование. Таким образом, я могу подсчитать, сколько из выделенного на книгу времени уйдет на тексты и сколько останется на картинки.

После этого я могу подсчитать оставшееся время и посмотреть, что за это время можно сделать. Например, у меня есть 20 дней по восемь часов. За такое время я могу сделать максимум 20 картинок. Если но тексту их нужно больше, я начинаю думать, что можно нарисовать Проще, а потом вычитать из списка сложные иллюстрации, заполняя каждый высвободившийся день пятью более простыми картинками или десятью совсем схематичными «почеркушками». В какой-то момент я дойду до точки, где больше нечего вычитать и уменьшать. Я исчерпа¬ли свои возможности, большее количество иллюстраций я не могу себе почиолить. Если на этом месте план не сходится, нужно менять что-то в тексте либо сознательно выделять на проект больше времени. В любом случае таким образом я получаю возможность затолкать проект в определенный отрезок времени либо убедиться в том, что это невозможно.

Теперь нужно не потерять контроль над всем процессом. При выполнении задачи, растянутой на год, невозможно прожить без отклонений от плана, сюрпризов и форс-мажоров. Поэтому на протяжении всего проекта нужно разметить какие-то моменты, к которым должен быть готов определенный объем работы. Например, к маю должны быть готовы все схематические рисунки для глав таких-то, к августу - все сложные картинки, к сентябрю - все коллажи. Если я планирую задачу такого масштаба, я обязательно размечаю эти промежуточные ТОЧКИ прямо в списке. Я ставлю даты, когда это должно быть готово, напротив каждого этапа.

Я встречала коллег, проставляющих даты после каждого кусочка работы, который можно сделать отдельно от других. Их планы пестрит дедлайнами , каждые два-три дня они куда-то опаздывают. Это, с одной стороны, дисциплинирует, с другой - может создать дополнительный стресс. Насколько часто нужно напоминать себе, что работа горит и очередной срок заканчивается, каждый должен определить сам.

Есть и другой сорт сюрпризов: при более близком рассмотрении выясняется, что некоторые части работы невозможно сделать раньше, чем будут выполнены определенные условия.

Например, я планирую проект, пытаюсь записать все простые шаги, ведущие к цели, и вдруг вижу, что для реализации одного из пунктов мне нужен некий документ. Я начинаю выяснять, как получить этот документ, и узнаю, что его выдачи ждут неделю. А для того чтобы его запросить, нужно предъявить десять паспортных фотографий, свежую справку из налоговой инспекции и копии десятка других документов. Такие планы нужно «разматывать с конца», чтобы ничего не забыть. Подобный подход называют обратным планированием. Выясняя все о подробностях процесса, можно узнать, что некоторых вещей нужно ждать несколько недель, другие нужно подавать к определенным числам. Так весь проект «размотается» до первого шага, без которого невозможны все последующие. Записав все от конца до начала, можно начинать планировать время - от начала проекта до конца, с учетом всех сроков и тонкостей.

Итак задание:
Составьте список дел,
Выберите наиболее важные
Составьте стратегический план их реализации


Франк Яна.

Муза и чудовище: как организовать творческий труд

Яна Франк. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 272 с. ISBN 978–5–91657–052–6

Людям творческим трудно использовать традиционные приемы тайм–менеджмента, но без порядка в делах и им не обойтись. Эта книга предназначена именно для того, чтобы они могли организовать свой труд самым эффективным и притом не скучным образом. В книге можно писать, рисовать, вырезать и клеить. Здесь можно хранить идеи и сокровенные мысли, шутить и гадать на разворотах в поисках идей. Здесь можно сразу пробовать на практике все описанные автором рецепты", а по прочтении книги – начать новую ЖИЗНЬ. В то время как другие художники пытаются не забывать дома тетрадь для важных записей, читателей этой книги будет волновать только один вопрос: как жить дальше, когда все странички будут исписаны? Эта книга в первую очередь для людей, живущих творчеством дома и на работе, а также для фрилансеров многих профессий и для тех, кому просто нужно навести порядок в делах.

Предисловие Артемuя Лебедева. Первая страница новой жизни - Муза и чудовище

Вступление

Глава 1 Что получилось у меня?

Глава 2. Во всем виноват порядок?

Глава 3. Во всем виноват сон?

Глава 4. Во всем виноват отдых?

Глава 5. Найти потерянное время

Глава 6. Список рутин

Глава 7. Как не забыть дома голову?

Глава 8. Полюбить ненавистное

Глава 9. Предупреждение для экстравертов

Глава 10 Список важных мелочей

Глава 11 Список больших планов

Глава 12 Долго ли, коротко ли? 45/15

Глава 13. Конкретный пример

Глава 14. Стратегический план

Глава 15. Если план не лезет ни в какие ворота

Глава 16. Как проработать 45 минут?

Глава 17. Еще раз об итогах

Предисловие Артемuя Лебедева.

Первая страница новой жизни - Муза и чудовище

Толстяки любят книги о диетах. Неуверенные в себе любят книги по психологии. Плохие дизайнеры любят разглядывать книги с образцами хорошего дизайна. Всем этим людям ничто не поможет. Книга Яны Франк «Муза и чудовище: как организовать творческий труд» посвящена организации собственного времени. Конечно, ее читателями станут те кто никогда ничего не успевает, плохо планирует дела, не справляется с ВЫПОЛНИМЫМИ задачами. Поможет ли им книга? Научиться все успевать и распределять время в миллион раз проще, чем накачать плоский живот или стать любимым боссом. Проведем простой эксперимент. Откроем страницу 94 этой книжки. Начнем читать с обычной для нас скоростью. Засечем время (в телефоне есть секундомер. подойдут и обычные часы). Допустим. у нас получится 43 секунды. Мы округлим значение до минуты, потому что скорее всего нам нравится перечитывать абзацы по несколько раз. В книге 110 страниц чистого текста, значит, прочесть книгу целиком можно за два часа. Тем, кто в состоянии узнать, сколько минут тратится на прочтение страницы текста, эта книга окажется очень полезной. Остальным не поможет ничего.

Артемий Лебедев.

Вступление

Представители творческих профессий часто воспитываются в художественной среде, где курсируют разнообразные мифы и легенды, связанные с беспорядком и отсутствием организации. Многих учат, что настоящее творчество живет бок о бок с хаосом, а шедевры являются результатом приступов вдохновения, сметающих все на своем пути. Если гений не бросает еду, сон и семью в процессе создания великого творения, творение не признается великим.

В детстве н много слышала о том, что художник – безумный, беспорядочный человек. Такова его природа: он спит днем, работает ночью, гробит свое здоровье, сгорая ради Великого. Его привлекают исключительно духовные ценности, интересоваться такими мещанскими глупостями, как чистота, порядок и деньги – ниже его достоинства. Он приносит удобство в жертву порыву. Устроиться поудобнее означает умереть душой, преодоление трудностей – путь к настоящему Духовному Росту. Тяги к порядку, желания уйти спать пораньше или променять лишний вечер в веселой компании на полезную рутину было принято стыдиться.

При этом было не совсем понятно, как должно возвысить Дух ежедневное использование чашки тридцатидневной несвежести или ежемесячное замачивание всей посуды в ванне со стиральным порошком. Большинство великих творцов рано или поздно устраивались на какую–то работу, потому что каждому человеку нужны еда, одежда, крыша над головой и, в конце концов, материалы для работы. И все это стоит денег. Многие были не в состоянии попрощаться с хаосом, опаздывали на службу, пока их не увольняли, меняли работы, пока не уходила жена, и переживали кучу драм, прежде чем прийти к выводу, что дальше так жить нельзя.

Яна Франк

Муза и чудовище
Как организовать творческий труд

5-е издание
Издательство «Манн, Иванов и Фербер»
Москва, 2013

УДК
ББК

159.923.2:005.962.1
88.37
Ф83

Франк, Я.
Муза и чудовище: как организовать творческий труд /
Яна Франк. - 5-е изд. - М. : Манн, Иванов и Фербер,
2013. - 272 с.
ISBN 978-5-91657-612-2
Людям творческим трудно использовать традиционные
приемы тайм-менеджмента. Но без порядка в делах и им не
обойтись. Эта книга предназначена именно для того, чтобы они
могли организовать свой труд самым эффективным и притом
не скучным образом.
В книге можно писать, рисовать, вырезать и клеить. Здесь
можно хранить идеи и сокровенные мысли, шутить и гадать
на разворотах в поисках идей. Здесь можно сразу пробовать на
практике все описанные автором «рецепты», а по прочтении
книги - начать новую жизнь. В то время как другие художники пытаются не забывать дома тетрадь для важных записей,
читателей этой книги будет волновать только один вопрос:
«Как жить дальше, когда все странички будут исписаны?».
Эта книга в первую очередь для людей, живущих творчеством дома и на работе, а также для фрилансеров многих профессий и для тех, кому просто нужно навести порядок в делах.
УДК 159.923.2:005.962.1
ББК 88.37

© Франк Я., 2010
ISBN 978-5-91657-612-2

© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013

Http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/muza/

Муза и чудовище. Предисловие Артемия Лебедева. . . . . . . . 4
Муза и порядок. Предисловие Глеба Архангельского. . . . . . . 5
Вступление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Глава 1. Что получилось у меня? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 2. Во всем виноват порядок? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава 3. Во всем виноват сон? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Глава 4. Во всем виноват отдых? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 5. Найти потерянное время. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глава 6. Список рутин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Глава 7. Как не забыть дома голову? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Глава 8. Полюбить ненавистное. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Глава 9. Предупреждение для экстравертов. . . . . . . . . . . . . 60
Глава 10. Список важных мелочей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Глава 11. Список больших планов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Глава 12. Долго ли, коротко ли? 45/15 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Глава 13. Конкретный пример. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Глава 14. Стратегический план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Глава 15. Если план не лезет ни в какие ворота. . . . . . . . . 96
Глава 16. Как проработать 45 минут? . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Глава 17. Еще раз об итогах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Глава 18. Что считать победой, а что - поражением? . . 111
Дорогая редакция... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Первая страница новой жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133

Http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/muza/

Муза и чудовище

Толстяки любят книги о диетах. Неуверенные в себе любят книги
по психологии. Плохие дизайнеры любят разглядывать книги с образцами хорошего дизайна. Всем этим людям ничто не поможет.
Книга Яны Франк «Муза и чудовище: как организовать творческий труд» посвящена организации собственного времени. Конечно, ее
читателями станут те, кто никогда ничего не успевает, плохо планирует
дела, не справляется с выполнимыми задачами. Поможет ли им книга?
Научиться все успевать и распределять время в миллион раз проще, чем накачать плоский живот или стать любимым боссом. Проведем простой эксперимент. Откроем страницу 96 этой книжки. Начнем
читать с обычной для нас скоростью. Засечем время (в телефоне есть
секундомер, подойдут и обычные часы). Допустим, у нас получится
43 секунды. Мы округлим значение до минуты, потому что скорее всего
нам нравится перечитывать абзацы по несколько раз. В книге 130 страниц чистого текста, значит, прочесть книгу целиком можно примерно
за два часа.
Тем, кто в состоянии узнать, сколько минут тратится на прочтение страницы текста, эта книга окажется очень полезной. Остальным
не поможет ничего.
Артемий Лебедев,
www.tema.ru

Http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/muza/

Муза и порядок

Спор о совместимости творчества с организацией, планированием, наверное, вечный. Этот спор особенно обострился в XXI веке, когда
работа любого менеджера, маркетолога, IТ-специалиста и даже бухгалтера содержит существенные элементы творчества, решения нестандартных, каждый раз уникальных задач.
Однажды мне попала в руки книга 50-х годов «О писательском
труде»*, ставшая весомым аргументом в этом споре. В книге признанные
мэтры - Горький, Пришвин, Маяковский и другие - рассказывали не
о музе, не о творческом хаосе, не о буйстве фантазии. А о том, как методично, пунктуально и организованно должен выстраивать свою работу
талантливый человек, если он не хочет зарыть свой талант в землю.
Потом были жизнеописания других великих, чьи тесные отношения с музой и гениальность были абсолютно неоспоримы, - Гоголя,
Чайковского, Моцарта… Везде в тех или иных формах - методичный
и организованный труд, никакого упования на вольный полет музы.
И вот - книга Яны Франк, лично для меня забившая последний
гвоздь в крышку гроба, в котором, надеюсь, мы наконец похороним
замшелые стереотипы о несовместимости творчества с порядком.
Яна - человек абсолютно творческий и исключительно талантливый. Ее «Дневник дизайнера-маньяка» у меня лежит на почетной полке
между альбомом Кандинского и гравюрами Хокусая. И перелистывается
примерно в те же созерцательные минуты. Трудно придумать более
творческую, требующую полета музы профессию, чем у нее.
В книге, которую вы держите в руках, Яна спокойно, методично, без фанатизма описывает, как она применяет инструменты таймменеджмента, чтобы добиться максимальной эффективности своего
творческого труда. Удивительно, что существенное место занимает хронометраж, который традиционно считается одним из самых жестких
инструментов, требующих большой выдержки и терпения. А тяжелая
*

О писательском труде: сб. ст. М. : Советский писатель, 1953. (Не путать с одноименной
книгой Демьяна Бедного.)

5
http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/muza/

Болезнь, накладывающая множество различных ограничений, в условиях которых Яне приходится работать, посрамляет тех, кто оправдывает свою несобранность внешними обстоятельствами - вроде неожиданно звонящих клиентов или неорганизованного начальника.
Книга будет исключительно полезна не только дизайнерам, но
и всем, чей труд носит творческий характер, работающим как в офисах,
так и «в свободном полете» дома. Наблюдения и советы автора просты,
практичны, применимы. И главное, что Яна на живом личном примере
доказывает свой собственный тезис: «Хаос не содержит в себе ничего
удобного и вдохновительного и не имеет никакого отношения к свободе».
Глеб Архангельский,
генеральный директор компании «Организация Времени»
www.ov1.ru

Http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/muza/

Благодарность
Моим родителям -
за то, что научили работать и хотеть правильных вещей.
Верному Музу -
за то, что вдохновляет на подвиги.

Http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/muza/

Вступление
Представители творческих профессий часто воспитываются
в «художественной среде», где курсируют разнообразные мифы и легенды, связанные с беспорядком и отсутствием организации. Многих учат,
что настоящее творчество живет бок о бок с хаосом, а шедевры являются результатом приступов вдохновения, сметающих все на своем пути.
Если гений не бросает еду, сон и семью в процессе создания великого
творения, творение не признается великим.
В детстве я много слышала о том, что художник - безумный, беспорядочный человек. Такова его природа: он спит днем, работает ночью,
гробит свое здоровье, сгорая ради Великого. Его привлекают исключительно «духовные ценности», интересоваться такими мещанскими глупостями, как чистота, порядок и деньги, - ниже его достоинства. Он приносит удобство в жертву порыву. Устроиться поудобнее означает умереть
душой, преодоление трудностей - путь к настоящему Духовному Росту.
Тяги к порядку, желания уйти спать пораньше или променять лишний
вечер в веселой компании на полезную рутину было принято стыдиться.
При этом было не совсем понятно, как должно возвысить Дух
ежедневное использование чашки тридцатидневной несвежести или
ежемесячное замачивание всей посуды в ванне со стиральным порошком. Большинство великих творцов рано или поздно устраивались на
какую-то работу, потому что каждому человеку нужны еда, одежда,
крыша над головой и, в конце концов, материалы для работы. И все
это стоит денег. Многие были не в состоянии попрощаться с хаосом,
опаздывали на службу, пока их не увольняли, меняли работы, пока не
уходила жена, и переживали кучу драм, прежде чем прийти к выводу,
что дальше так жить нельзя.
Иные, боясь крупных неприятностей, все же брали себя в руки
и начинали нормально работать. Талантливые и настойчивые делали
карьеру, параллельно обзаводясь детьми, квартирами, дачами и хозяйствами, требующими ухода. Большинство из них всю жизнь жаловались
на конфликт между музой и порядком.
Абсолютное большинство творческих личностей в моем окружении всю жизнь ничего не успевали и жили в окружении хаоса. Они
лишь делились на тех, кто жалуется на подобное положение вещей,
и тех, кто считает его нормальным или даже гордится своей «свободой».
Про многих из них после 15–20 лет такой жизни говорили: «У него был
8
http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/muza/

Большой потенциал, он мог бы достичь большего». Иных со временем
скрутили супруги и обстоятельства, они вынужденно начали отдавать
силы и время быту, но нехотя и из-под палки. Постоянное противостояние отбило у них большую часть вдохновения, нелюбимые дела тянулись и превращались в непреодолимые горы, и со временем они во всем
этом погрязли, став малоактивными и несчастными людьми. Только
единицы сумели организовать свой быт и труд, нашли способ успеть все
что нужно и не потерять вдохновение. В студенческие годы их обычно
дразнили или презирали за чрезмерную «правильность», позже восхищались и завидовали.
«Трагедию настоящего художника» я знаю наизусть со школьного возраста: начальство и семья постоянно наступают на горло песне,
не давая развернуться. Творческий человек не может творить по часам,
выдавать гениальные идеи по заказу, ежедневно быть в одинаково продуктивном настроении и гореть равномерным огнем восемь часов в сутки, от звонка до звонка. Приступы вдохновения часто наступают, когда
нужно укладывать спать детей или мыть посуду, а на работе, после
скучного собрания и кучи бессмысленных разговоров, заставляют себя
ждать. Любая работа за деньги включает в себя большое количество
утомительной рутины, собственные идеи нужно подгонять под вкусы
и пожелания клиентов. Чтобы компенсировать все это, хочется сделать что-то свое, проект «только для себя», но на это годами не хватает
времени и сил. Разочарований становится больше, чем успехов. Гении
тонут в рутине и тоске.
Некоторые художники в моем окружении вырвались из этого замкнутого круга. Восхищаясь результатами их труда, коллеги не забывали
«кольнуть» их, заметив, что они, вероятно, продали душу дьяволу, чтобы заработать денег. Променяли порывы души на покой, а творческую
обстановку - на обои в цветочек. Многие шептались: «Вот увидите,
в скором времени их работы станут “мертвенькими”, произведения -
бездушными, они будут штамповать и тиражировать то, что у них
хорошо получается».
Когда спустя несколько лет организованной и продуктивной работы такие люди предъявляли публике много сильных работ, законченные проекты крупного масштаба параллельно с ухоженными детьми,
уютным домом и хорошим настроением, все спрашивали: «Как они это
сделали?»
Во всех случаях за такими подвигами стоит организация труда,
какая-то форма порядка и контроля ресурсов. Человек не может свер9
http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/muza/

Нуть гору, просто схватившись за нее, и бегание с криками у подножия
тоже не принесет никаких результатов. Только просчитав свои возможности, рассчитав время и силы и составив план, он сможет что-то
сдвинуть.
Когда я наконец пошла учиться в художественное училище,
в моей жизни наступило счастливое время - я была занята своим делом! Первые четыре года меня не обременяло ничто, кроме учебы и случайных заказов. Чтобы быстро продвигаться в интересующих меня
делах, было достаточно регулярно работать. Разумеется, это получалось не всегда: молодые художники тратили много времени на пьянки,
гулянки и посиделки. Зато хватало здоровья на приступы активности
перед сессиями и бессонные ночи. Мы беспечно жили семестр, неделями просыпая первую «пару», но собирались с силами перед выставкой
и за десять дней наверстывали упущенное. После сдачи экзаменов
можно было несколько недель ничего не делать, восстанавливая силы
и здоровье, потом все начиналось сначала. Однокурсники состязались
в пересказывании друг другу чудесных историй о том, что в нашей
жизни произошло безумного. На пике богемной жизни с балконов сбрасывалась вся посуда, имевшаяся в хозяйстве, а иногда и ее хозяева, и все
весело обсуждали, как потом очнулись этажом ниже и месяцами жили
без единой чашки. Это казалось романтичным. Люди, переживавшие
подобные истории, чувствовали себя свободными и смелыми. Отказаться от навязанного обществом порядка, наплевать на мнение окружающих и жить как хочется - база, необходимая настоящему поэту, художнику или композитору для настоящего творческого полета!
Моя мама полжизни рисовала картинки маленького формата, потому что очень хотелось заниматься любимым делом, но большую часть
суток было некуда деться от десятков гостей, непрерывно сидевших
у нас за круглым столом. Она так хотела работать, что приспособилась
рисовать прямо в компании, не обращая внимания на зрителей и болтовню вокруг. Иногда случалось несчастье: кто-то из гостей нечаянно
ставил чашку на рисунок. Художники шутили, что пятно, поставленное на шедевр, или разводы от пролитого на рисунок вина облагораживают его. Только позже, оставшись наедине с мамой, мы иногда
вздыхали: «Без кляксы он был лучше, жаль, что хорошую картинку
испортили». И только годы спустя осознали удобство рабочего стола,
на котором можно оставить до завтра разложенные инструменты и за
которым не пьет чай дюжина гостей, перемешивая карандаши и кисточки с конфетами и печеньем.
10
http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/muza/

Через некоторое время я начала уставать от бесконечного праздника и испытала желание поработать спокойно. Оказалось, что для более серьезных проектов мало кратковременного творческого приступа.
Нужно подумать над работой, организовать себе удобное рабочее место.
Друзья были недовольны, но, пожав плечами, отправлялись праздновать в другое место. Однажды, устав от вида моей комнаты, в которой
все горизонтальные плоскости покрыты полуметровым «культурным
слоем», моя бабушка заставила меня навести порядок. Она сама приняла активное участие в проекте, вынесла вместе со мной на помойку
несколько мешков с использованными палитрами и тряпками для
вытирания кистей, разобрала все «драгоценные бумажки» и рисунки
и разложила все по трем коробкам из-под телевизоров и близлежащим
стеллажам. В моей комнате неожиданно прибавилось несколько квадратных метров. Однокурсники, увидев результат, посмеялись: «Что
случилось? Родители совершили нападение на твои владения и убили
всю творческую обстановку?», но позже перебрались работать ко мне -
удобно, когда много свободного места.
После окончания «художки» я вышла замуж и переехала в свою
квартиру. Оказавшись счастливой обладательницей собственной территории, в первое время я крайне редко приглашала в дом гостей, наслаждаясь возможностью спокойно заниматься своими делами. Моя продуктивность росла по мере того, как я организовывала свой быт и работу,
но через пару лет все начало стремительно выходить из-под контроля.
Родился ребенок, изменив все мое расписание. Дом заполнился
игрушками и кастрюльками, в моей жизни появился миллион новых
обязанностей и мелких забот. Едва разобравшись с пеленками и горшками, я решила, что пора получать образование. Через год перешла на
заочное отделение, но пошла работать. После окончания учебы вроде
все должно было стать лучше и легче - одной большой заботой меньше! Но легче не стало. Я переходила из одной фирмы в другую, занимала все более ответственные позиции. Хотела делать карьеру и брала на
себя все больше обязанностей. Уходить с работы удавалось все позже, на
меня сваливали горы заданий, и наконец в возрасте 23 лет я впервые
пережила то, что называется словом burnout. Полное выгорание.
Несколько месяцев я пролежала в постели больная. Болезни переходили одна в другую, все более тяжелые диагнозы сменяли друг друга.
Врачи говорили, что подорвана иммунная система и я израсходовала
все запасы сил. Мне стало ясно, что так продолжаться не может. За время отсутствия в фирме меня уволили, после выздоровления нужно
11
http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/muza/

Было искать новую работу и начинать все сначала. И я поняла, что
нужно что-то менять. Примерно в это время в моей жизни мелькнула
книга Гранина «Эта странная жизнь». В ней рассказывалось об Александре Любищеве, ученом, записывавшем все, что он делал, с точностью
до 15 минут на протяжении 56 лет. Книгу принесли гости и унесли
в тот же вечер. Я пообщалась с ней всего пару часов, прочла несколько
отрывков. Среди прочего на меня произвел неизгладимое впечатление
вывод самого Любищева. В преклонном возрасте он сказал, что прожил
всю жизнь с ощущением, будто у него достаточно времени. При этом он
сделал во много раз больше, чем многие коллеги, достиг больших высот
в науке, но также чаще других отдыхал, общался с друзьями и семьей,
ходил в театр и путешествовал.
Записывание всех своих действий к тому моменту казалось мне
безумием, но слова Любищева не давали покоя. Кто из моих коллег мог
похвастаться таким? «Всегда достаточно

Творческий труд.
Особенности творческой деятельности.

Творческий труд:

Творческий труд требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, представляет собой одну из сложнейших форм человеческой деятельности.

Творческий труд характерен для инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей, научных работников, писателей, композиторов, художников и артистов. Их работа невозможна без использования значительного объема знаний, напряженного внимания, повышенного нервно-эмоционального статуса, обязательного создания новых алгоритмов деятельности, нерегламентированной интенсивности труда.

Огромное число людей сегодня занято творческим трудом. Элементы творчества имеются в работе большинства специалистов сегодняшнего дня. Необходимость исследования творческого процесса диктуется целесообразностью повышения его продуктивности. Сегодня этим занимаются физиологи, психологи, философы, математики.

Творчество - это сложный процесс создания нового.

Творческая деятельность может существовать лишь как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания, как высший уровень познания человека. Творчество не может совершаться без предварительного накопления знаний, иначе приходится ломиться в открытую дверь и изобретать велосипед. Особое место в творческой работе занимает воображение, оно как бы центр (фокус), вокруг которого концентрируются остальные качества творческого человека. Полет фантазии обеспечивается знаниями, мышлением, подкрепляется целеустремленностью, эмоциями.

В общем виде творческий процесс состоит из нескольких этапов.

Основные этапы творческого процесса:

а) зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте;

б) концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

в) сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение;

г) проверка и доработка.

Особенности творческой деятельности:

1. Усталость, будь то умственная или физическая, не позволит родиться идее, как гениальной, так и простой.

2. Существуют различные барьеры для творческой деятельности, препятствующие и мешающие творчеству; одни из них - активное противодействие привычной обстановки, ассоциирующейся с тяжелой умственной работой, а самый высокий барьер - инерция собственного мышления.

3. Доскональное изучение предмета исследования загружает подсознательную деятельность мозга, именно это дает основу для «озарения» и вдохновения - когда легко и свободно могут всплыть в памяти решения и ответы.

4. Утром или перед засыпанием, когда человек лежит в расслабленном состоянии в постели с закрытыми глазами, но еще не спит, в пограничных состояниях между сном и бодрствованием особенно легко и просто происходят переходы образов и символов из подкорковых образований (бессознательный уровень) в кору больших полушарий головного мозга (четко осознанные мыслительные процессы), то есть от неосознанного к активной работе сознания.

5. Физическая нагрузка крайне необходима для творческой работы, так как мышечная деятельность активирует ЦНС. Отчасти ритмическую мышечную активность малой интенсивности (ходьбу) можно заменить активацией температурным воздействием: обтиранием мокрым полотенцем с холодной водой, понижением температуры воздуха в рабочей комнате ниже комфортной на 4-6 градусов.

6. Алкоголь вызывает разлитое торможение коры больших полушарий, активирует некоторые вегетативные подкорковые центры, но делает невозможным и процессы тонкого анализа и синтеза информации, а в больших дозах оказывает опасное токсическое действие на корковые нейроны.

На сегодняшний день установлено, что вдохновение в творческой деятельности приходит к человеку после тяжелейшего умственного усилия, когда человеческий ум устал, как будто бы специально для того, чтобы ослабить собственное сознательное «Я» и дать возможность выступить бессознательным идеям.

Творчество - не сплошной и непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои и спады.

Высшее кульминационное творческое состояние - это вдохновение, то есть состояние, при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты в едином порыве и направлены на решение творческой задачи, при этом достигается максимальный результат. По словам известного русского художника И. Е. Репина, вдохновение не приходит в безделии - это награда за каторжный труд.

Муза и чудовище

Муза и чудовище

Предисловие Артемuя Лебедева

Толстяки любят книги о диетах. Неуверенные в себе любят книги по психологии. Плохие дизайнеры любят разглядывать книги с образцами хорошего дизайна. Всем этим людям ничто не поможет.

Книга Яны Франк «Муза и чудовище: как организовать творческий труд» посвящена организации собственного времени. Конечно, ее читателями станут те, кто никогда ничего не успевает, плохо планирует дела, не справляется с выполнимыми задачами. Поможет ли им книга?

Научиться все успевать и распределять время в миллион раз проще, чем накачать плоский живот или стать любимым боссом. Проведем простой эксперимент. Откроем страницу 94 этой книжки. Начнем читать с обычной для нас скоростью. Засечем время (в телефоне есть секундомер, подойдут и обычные часы). Допустим, у нас получится 43 секунды. Мы округлим значение до минуты, потому что скорее всего нам нравится перечитывать абзацы по несколько раз. В книге 110 страниц чистого текста, значит, прочесть книгу целиком можно за два часа.

Тем, кто в состоянии узнать, сколько минут тратится на прочтение страницы текста, эта книга окажется очень полезной. Остальным не поможет ничего.

Артемий Лебедев.

www.tema.ru

Муза и порядок

Предисловие Глеба Архангельского

Спор о совместимости творчества с организацией, планированием, наверное, вечный. Этот спор особенно обострился в XXI веке, когда работа любого менеджера, маркетолога, ИТ-специалиста и даже бухгалтера содержит существенные элементы творчества, решения нестандартных, каждый раз уникальных задач.

Однажды мне попала в руки книга 50-х годов «О писательском труде», ставшая весомым аргументом в этом споре. В книге признанные мэтры - Горький, Пришвин, Маяковский и другие - рассказывали не о музе, не о творческом хаосе, не о буйстве фантазии. А о том, как методично, пунктуально и организованно должен выстраивать свою работу талантливый человек, если он не хочет зарыть свой талант в землю.

Потом были жизнеописания других великих, чьи тесные отношения с музой и гениальность были абсолютно неоспоримы, - Гоголя, Чайковского, Моцарта… Везде в тех или иных формах - методичный и организованный труд, никакого упования на вольный полет музы.

И вот - книга Яны Франк, лично для меня забившая последний гвоздь в крышку гроба, в котором, надеюсь, мы наконец похороним замшелые стереотипы о несовместимости творчества с порядком.

Яна - человек абсолютно творческий и исключительно талантливый. Ее «Дневник дизайнера-маньяка» у меня лежит на почетной полке между альбомом Кандинского и гравюрами Хокусая. И перелистывается примерно в те же созерцательные минуты. Трудно придумать более творческую, требующую полета музы профессию, чем у нее.

В книге, которую вы держите в руках, Яна спокойно, методично, без фанатизма описывает, как она применяет инструменты тайм-менеджмента, чтобы добиться максимальной эффективности своего творческого труда. Удивительно, что существенное место занимает хронометраж, который традиционно считается одним из самых жестких инструментов, требующих большой выдержки и терпения. А тяжелая болезнь, накладывающая множество различных ограничений, в условиях которых Яне приходится работать, посрамляет тех, кто оправдывает свою несобранность внешними обстоятельствами - вроде неожиданно звонящих клиентов или неорганизованного начальника.

Книга будет исключительно полезна не только дизайнерам, но и всем, чей труд носит творческий характер, работающим как в офисах, так и «в свободном полете» дома. Наблюдения и советы автора просты, практичны, применимы. И главное, что Яна на живом личном примере доказывает свой собственный тезис: «Хаос не содержит в себе ничего удобного и вдохновительного и не имеет никакого отношения к свободе».

Глеб Архангельский,

генеральный директор компании «Организация Времени»

www.ov1.ru

Благодарность

Моим родителям - за то, что научили работать и хотеть правильных вещей.

Верному Музу - за то, что вдохновляет на подвиги.

Вступление

Представители творческих профессий часто воспитываются в « художественной среде» , где курсируют разнообразные мифы и легенды, связанные с беспорядком и отсутствием организации. Многих учат, что настоящее творчество живет бок о бок с хаосом, а шедевры являются результатом приступов вдохновения, сметающих все на своем пути. Если гений не бросает еду, сон и семью в процессе создания великого творения, творение не признается великим.

В детстве я много слышала о том, что художник - безумный, беспорядочный человек. Такова его природа: он спит днем, работает ночью, гробит свое здоровье, сгорая ради Великого. Его привлекают исключительно « духовные ценности» , интересоваться такими мещанскими глупостями, как чистота, порядок и деньги - ниже его достоинства. Он приносит удобство в жертву порыву. Устроиться поудобнее означает умереть душой, преодоление трудностей - путь к настоящему Духовному Росту. Тяги к порядку, желания уйти спать пораньше или променять лишний вечер в веселой компании на полезную рутину было принято стыдиться.

При этом было не совсем понятно, как должно возвысить Дух ежедневное использование чашки тридцатидневной несвежести или ежемесячное замачивание всей посуды в ванне со стиральным порошком. Большинство великих творцов рано или поздно устраивались на какую-то работу, потому что каждому человеку нужны еда, одежда, крыша над головой и, в конце концов, материалы для работы. И все это стоит денег. Многие были не в состоянии попрощаться с хаосом, опаздывали на службу, пока их не увольняли, меняли работы, пока не уходила жена, и переживали кучу драм, прежде чем прийти к выводу, что дальше так жить нельзя.

Иные, боясь крупных неприятностей, все же брали себя в руки и начинали нормально работать. Талантливые и настойчивые делали карьеру, параллельно обзаводясь детьми, квартирами, дачами и хозяйствами, требующими ухода. Большинство из них всю жизнь жаловались на конфликт между музой и порядком.

Абсолютное большинство творческих личностей в моем окружении всю жизнь ничего не успевали и жили в окружении хаоса. Они лишь делились на тех, кто жалуется на подобное положение вещей, и тех, кто считает его нормальным или даже гордится своей «свободой». Про многих из них после 15–20 лет такой жизни говорили: «У него был большой потенциал, он мог бы достичь большего». Иных со временем скрутили супруги и обстоятельства, они вынужденно начали отдавать силы и время быту, но нехотя и из-под палки. Постоянное противостояние отбило у них большую часть вдохновения, нелюбимые дела тянулись и превращались в непреодолимые горы, и со временем они во всем этом погрязли, став малоактивными и несчастными людьми. Только единицы сумели организовать свой быт и труд, нашли способ успеть все что нужно и не потерять вдохновение. В студенческие годы их обычно дразнили или презирали за чрезмерную «правильность», позже восхищались и завидовали.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...