Упражнения для развития речи малыша. Техника развития речи: эффективные упражнения, рекомендации

Показаны публикации 1-10 из 19831 .
Все разделы | Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы «Путешествие с жителями леса» Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы «Путешествие с жителями леса» Цель : Развивать у детей связную речь. Задачи : Учить чётко произносить звуки У и А. Учить составлять описательный рассказ, расширять словарь. Развивать мелкую моторику рук , внимание и...

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в средней группе «Домашние птицы» Коррекционно-образовательные задачи : Уточнить и расширить знания детей о домашних птицах, особенностях их внешнего вида и жизнедеятельности. Расширить и активизировать словарь по теме «Домашние птицы» : голова, глаза, крылья, лапки,клюв, клюют, крякает, гогочет, кукарекает,...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы «Путешествие с жителями леса»

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы...» Автор: Солдатенко Татьяна Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы «Путешествие с жителями леса» Цель: Развивать у детей связную речь. Задачи: Учить чётко произносить звуки У и А. Учить составлять описательный рассказ, расширять словарь. Развивать мелкую моторику...

Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» в средней группе с элементами ТРИЗ Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» в средней группе с элементами ТРИЗ. Тема: «По тропинкам любимых сказок» Описание материала: предлагаю вам конспект НОД с элементами ТРИЗ в средней группе «По тропинкам любимых сказок». Этот...

Специальная школа. Конспект урока по предмету Чтение, письмо и развитие речи КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №3 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ» УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ КОНСПЕКТ урока по предмету «Чтение, письмо и развитие речи» в 7 «Б» классе (2 отделение) тема:...

Конспект по речевому развитию в старшей группе «Экскурсия в музей весны» Конспект по речевому развитию в старшей группе Тема: «Экскурсия в музей весны» Воспитатель: Фокина М.В. МБДОУ д/с № 41 Г.Владикавказ Программное содержание. Закрепить представление о временах года, признаках весны. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения,...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Одежда»

МБДОУ «Детский сад №5 «Сказка»» г. Медногорска Составитель: Шабалина Татьяна Ильинична, воспитатель высшей квалификационной категории Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Одежда». Интеграция образовательных областей (в соответствии с ФГОС): Познавательное...

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе. «Путешествие в страну сказок» Конспект Открытого спортивного развлечения Посвященного 23- февраля Инструктор по физической культуре: Фокина М.В. 2019г.  Спортивное развлечение «23 февраля Цели: закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники; совершенствовать координацию...

Конспект по речевому развитию «Звуковая культура» во второй младшей группе ; Воспитатель: Аббасова Ирана Мамедалыевна 1.Организационный момент. Цель, которую должны достигнуть дети: научиться петь песенку паровозика и его друзей. Педагогическая цель: упражнять детей в правильном произношении звука [п] в звукоподражаниях и словах через игру с...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в связной речи» Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизация звука [С] в связной речи. Цель занятия: Автоматизация звука [С] в связной речи. Задачи: Образовательные: Закрепить правильное произношение звука [C]; Закрепить знания о правильной артикуляции звука [C];...

Конспекты занятий по развитию речи

Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.

Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.

Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.

Четкая, правильная и красивая речь – залог успешной коммуникации, учебного и делового общения. К сожалению, в школах зачастую не уделяют должного внимания произношению детей, в результате чего некоторые речевые ошибки сохраняются у школьников надолго. Сегодня мы посмотрим, какие упражнения для четкой и красивой речи существуют, как научить ребенка говорить правильно, а заодно подтянуть и собственные навыки.

Наиболее распространенные речевые ошибки и неточности

Не совсем правильная речь и наличие ошибок в произношении совсем не говорит о том, что у ребенка имеется какой-то речевой дефект. Такие недостатки могут быть вызваны неправильным усвоением структур языка (ребенок часто слышал и запомнил неправильную речь, неверные грамматические конструкции), недостаточной развитостью артикулярного аппарата (характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста), незнанием (ребенок впервые произносит какие-то слова и фразы). Наиболее распространенными ошибками и неточностями такого рода являются:

  • «Проглатывание» окончаний. Школьник говорит быстро и недостаточно четко, в результате чего окончания слов либо заглушаются последующими словами, либо не произносятся вовсе.
  • Пропуск частей слова. Как правило, такие недостатки вызваны малым словарным запасом ребенка – он не знает, как точно звучат те или иные слова и поэтому говорит их как бы наугад, иногда искажая и выпуская слоги.
  • Невыговаривание определенных звуков. Очень распространенное явление у детей дошкольного и младшего школьного возраста, вызванное недостаточной развитостью артикулярного аппарата. В ряде случаев со временем это проходит, но также нередки случаи, когда запускание проблемы приводит к невыговариванию звуков даже во взрослом возрасте.
  • Неверное согласование слов между собой. Школьник не знает или неверно употребляет падежи и рода, единственное и множественное число, в результате чего слова в предложении не согласуются между собой («добрая дня», вместо «доброго дня», «сел на ней жучок» вместо «сел на нее жучок», «хочу ярких красок, праздник» вместо «хочу ярких красок, праздника» и т.д.).
  • Нечеткое, малопонятное произношение. Это может быть вызвано неправильным произношением малознакомых слов или просто тихим голосом (в такой речи слова становятся малоразличимыми).

ВАЖНО! Упражнение по развитию речи и постановки произношения вполне можно практиковать в домашних условиях. Однако если у ребенка наблюдаются существенные дефекты речи (невыговаривание нескольких звуков в школьном возрасте, трудности в формировании слов и говорении в целом и т.д.), то для их устранения рекомендуется обратиться к специалисту.

Говорим четко, правильно, красиво: упражнения и советы


Наиболее распространенными упражнениями для постановки речи являются разучивание скороговорок, фразы на отработку определенной буквы и репетиции произношения перед зеркалом. Они действительно являются эффективными, но при этом далеко не единственными. Существует множество других простых и полезных упражнений, практиковать которые можно в любом удобном месте.

Упражнения для губ и языка

Позволяют разработать артикулярный аппарат и улучшить формирование и прохождение звуков:

  • Губы принимают форму, необходимую для произнесения того или иного звука (округлены как при звуке «О», принимают форму овала как при «У», чуть растянуты в уголках как при «С» и т.д.), но вслух он не проговаривается. Затем необходимо вернуться в исходное положение (сомкнутые губы), опять повторить форму и т.д.
  • Губы последовательно принимают форму, необходимую для произнесения различных звуков (например, цепочка «А»-«С»-«О»-«Ю»-«Ш»-«У»), затем возвращаются в исходное положение. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Растянуть губы в уголках, язык упереть в нижние зубы, чуть выгнув. Повторить несколько раз.
  • Поднять язык вверх, прижав боковые края к верхней челюсти. Повторить несколько раз.
  • Прогнуть язык, прижав кончик и часть спинки (средней части) к небу. Повторить несколько раз.

Произнесение отдельных звуков

Тренировать можно как отдельные западающие звуки, так и все в целом. В этом упражнении необходимо описать ребенку, какое именно положение занимают губы и язык, и попросить повторить его. Приведем пример для звука «С»:

Губы полураскрыты и чуть растянуты в уголках. Расстояние между верхними и нижними зубами совсем небольшое (не более 1-1,5 мм). Язык принимает форму лопатки, слегка выгнут к небу, бока прилегают к зубам, кончик касается нижних альвеол. При произнесении звука воздух проходит сквозь щель между языком и альвеолами зубов.

Отработка звуков и слогов

Если с произнесением отдельных звуков особых трудностей не возникает или оно уже отработано, можно переходить к следующему этапу – включение звуков в речь:

  • Дайте ребенку список односложных слов для произнесения (делайте упор на более западающий звук): мэр, пэр, сэр, зал, лад, нут, кнут, свет, обед, бор, торт и т.д.
  • Упражнение формируется из пар схожих по звучанию слов, которые ребенку необходимо произнести: Рим – мир, мэр – пэр, клей –елей, ноль – вор, мел – смел и др.
  • Выделение голосом безударных гласных звуков, например, четкое произнесение звука «Е» в существительных с предлогом: на столике, в поле, при клумбе, в голове, на столе и т.д. Проследите, чтобы ребенок хорошо проговаривал требуемый звук.
  • Выделение голосом звуков в приставках. Можно сформировать упражнение из списка любых слов с различными парными приставками: пре- и при- (прекрасный, прелестный, приехать, прикрепить), без- и бес- (безнадзорный, безнадежный, беспризорный, бестактный), рас- и раз- (раскрасить, рассказать, развеять, развести) и др. Следите за четкостью произнесения каждого звука приставки.

Подобные упражнения можно формировать самостоятельно на абсолютно любые звуки.

Ударения


Важно, чтобы ребенок умел правильно ставить ударение и выделять его в интонации. Сформировать этот навык можно с помощью регулярной тренировки. Задание будет звучать следующим образом: произнеси слова вслух, выделяя ударения на втором слоге (на первом, последнем, третьем и т.д.). Примерный список слов: береза, беседка, петрушка, тетрадка, десантник, деревня, весною, намордник, кофейник, пакетик, наперсток, излучина.

Изменение слов

Изменение существительных, прилагательных, местоимений и глаголов по разным признакам (род, число, падеж) позволяет усваивать нормы русского языка и избегать ошибок в согласовании слов. Предложите ребенку:

  • Просклонять существительные (дом, речка, комната, вода, облако и т.д.) по падежам.
  • Сказать, как будет звучать прилагательное (красивый, солнечный, весенний и др.) в мужском/женском/среднем роде, в единственном/множественном числе.
  • Назвать формы глагола (летать, пилить, выносить и пр.) в различных родах и числах.

Все упражнения выполняются вслух.

Логические интонационные паузы

Отработка навыка постановки логических пауз помогает сделать темп речи более оптимальным (не быстрым и не замедленным). Для данного упражнения необходимо использовать стихотворения: для детей младшего возраста подойдут шуточные стихи, для старших школьников – классические произведения. Оно состоит из двух этапов:

  1. Ребенку дается листок с напечатанным на нем текстом стихотворения. Его задача проставить знак «/» в местах логических пауз. Например,Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу - Потому что он хороший.
  2. Логические паузы будут в следующих местах:Уронили мишку / на пол, Оторвали мишке / лапу. Все равно его не брошу / - Потому что он / хороший.
  3. Теперь школьнику нужно прочитать данное стихотворение с учетом всех логических пауз.

Для усложнения задачи в стихотворениях можно убрать знаки препинания.

Чтение по ролям


Позволяет отработать интонацию, четкое произнесение различных слов и предложений. Младшим школьникам можно предложить сказку, в которой присутствуют слова нескольких персонажей, а для старших учеников отличным вариантом станут классические пьесы. Важно, чтобы ребенок читал текст вслух, стараясь подражать голосам персонажей, имитируя женские/мужские/детские голоса, речь животных.

Толкование пословиц

Данное упражнение направлено на проверку уровня знания определенных слов, их прямого и переносного смысла, а также на формирование представлений о значении новых слов и их отработку. Ребенку предлагается список пословиц и поговорок:

  • Тише едешь – дальше будешь
  • Цыплят по осени считают
  • Любишь кататься – люби и саночки возить
  • И др.

Школьник должен объяснить, как он понимает каждую из них. После его ответы обсуждаются, сообщаются верные значения (если ребенок дал некорректный ответ), которые ученик должен повторить. Для закрепления результата можно дать ряд схожих по смыслу пословиц.

Чтение как источник развития речи

Регулярное чтение поможет расширить словарный запас школьника, ознакомить его с различными речевыми и грамматическими конструкциями, научить правильно произносить различные слова. Полезно читать как вслух, так и про себя. Чтобы привить ребенку желание заниматься этим, можно устраивать своеобразные литературные вечера, по очереди читая какую-то сказку или роман, рассказывая о последних изученных произведениях, обсуждая сюжет и персонажей.


Красивая и четкая речь – результат работы над собой и прилагаемых усилий. Без мотивации и интереса ребенку будет трудно взяться за эти упражнения. Задача родителей в этом случае – показать, как важна правильная речь, поощрить школьника, помогать ему при выполнении упражнений и проявить собственную заинтересованность и готовность работать вместе с ребенком.

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    Задувать свечку;

    Дуть в дудочку;

    Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    Надувать мыльные пузыри;

    Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

    Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

То мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Развитие слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.

"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.

"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.

"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru :

Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

Задание №1. "Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

Задание №2. "Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".

Задание №3. "Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".

Задание №4. "Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".

Упражнение №4. "Путаница".

"Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую "раз-два"
И приказываю вам
Всех расставить по местам".

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение №5. "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение №6. "Кружок".

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

Образец: МАК - 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н"]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.

Упражнение №7. "Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №8. "Игра в слова".

Задание №1. "Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №9. "Признак".

Задание №1.

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -

Задание №2.

"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

Задание №3.

по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".

Упражнение №10. "Угадайка".

Задание: "Отгадай загадку:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.
(Комар)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

Упражнение №11. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №12. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

Задание: "Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.

Упражнение №13. "Один и много" (изменение слов по числам).

Задание №1.

"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.

Задание №2.

"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.

Упражнение №14. "Уменьшение".

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".

трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Упражнение №15. "Закончи слово".

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №16. "Объясни слово".

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"

нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №17. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко"".

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №18. "Закончи предложение".

Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и... . Зимой бывает хо... .

Упражнение №19. "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №20. "Составь фразу" (образование предложений из слов).

Задание №1.

"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро".

Задание №2.

"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №21. "Пропавшие слова".

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

Упражнение №22. "Найди ошибку".

Задание №1.

"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.

Задание №2.

"Как нужно исправить предложение?"

Упражнение №23. "Объясни".

Задание: "Послушай фразу:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.

Кто что рисовал? Объясни".

Упражнение №24. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла).

"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор - железный человек
золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек".

Упражнение №25. "Правильно или нет?".

Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"

Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"

Упражнение №26. "Где начало рассказа?"

Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок

Задание: "Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она".

Упражнение №27. "Рассказ по картинке".

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

О чем эта картинка?
- Кто главный герой?
- Что происходит?
- Какие герои нарисованы на картинке?
- Какой у них характер?
- Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

Упражнение №28. "Подбери рифму".

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол.

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:

каша, вой, подушка, сок;
снег, кошка, кружок, миска;
речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Упражнение №29. "Составь предложение".

Задание: "Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: "В лесу идет дождь. Гремит гром". Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика "и", тогда из двух получится одно. "В лесу идет дождь, и гремит гром". Теперь попробуй сам".

Ярко светит солнце. Поют птицы.

Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.

Дети вышли гулять и...

По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами "а", "но", "хотя", "зато", "если, ... то".

Другие публикации по теме данной статьи:

Когда четырехлетний карапуз не выговаривает отдельные буквы, шепелявит или коверкает слова, это вызывает беспокойство у родителей, особенно если в ближайшем окружении есть примеры сверстников с почти безукоризненной речью. О том, какие дефекты речи для детей 4 лет считаются нормой, а когда нужно говорить об , и что делать, чтобы ликвидировать это отставание - и пойдет речь в данной статье.

Особенности речевого аппарата в 4 года

Ребенок в возрасте четырех лет уже в достаточной мере владеет таким инструментом, как речь, и умеет им пользоваться для коммуникации с внешним миром. Маленький человек уже не просто произносит слова и складывает их в предложения, но при помощи слов излагает собственные мысли и делает самостоятельные выводы из полученной извне информации.

Круг общения детей данной возрастной группы также значительно расширяется. Ребенку уже мало общения с родителями и близкими, ему хочется контакта с миром в лице различных незнакомых людей, причем ребенок не просто охотно идет на такой контакт, но и сам выступает его инициатором.
Слово «почемучка» чаще всего слетает с языка родителей применительно к ребенку именно в этот период его жизни. Специалисты считают, что чем больше вопросов задает «почемучка», тем лучшее умственное развитие он демонстрирует. Тот факт, что задав вопрос, ваше чадо часто теряет интерес к ответу, не дослушав его до конца, тоже является нормой, концентрировать внимание человечек еще не научился, а родителям нужно стараться формулировать ответы просто и понятно.

Знаете ли вы? Если вам кажется, что ваша кроха замолкает только когда засыпает, не удивляйтесь: так и должно быть. В этом возрасте нормой для ребенка является практически непрерывный речевой поток на протяжении всего времени бодрствования.

Словарный запас малыша четырех лет достаточно богат, чтобы общаться, но еще слишком беден, чтобы, например, пересказать бабушке сказку, рассказанную накануне мамой или подробно изложить события прошедшего дня. С другой стороны, благодаря отличной памяти, стишок или ту же сказку, если она короткая, малыш может дословно повторить, даже не до конца понимая значения отдельных слов и фраз.

Уже понимая, что все предметы и действия вокруг имеют свои названия, кроха может самостоятельно заменять неизвестное ему название собирательным, например, называть фиалку цветком, а селедку рыбкой.
Помимо существительных и глаголов, маленький человечек уже использует в разговоре более сложные части речи - местоимения, наречия, междометия, союзы и предлоги. Несогласованность падежей и ошибки в использовании таких служебных частей речи в этом возрасте совершенно нормальны.

На простые вопросы малыш уже дает не односложные, а довольно развернутые ответы.

Словарный запас ребенка к четырем годам в среднем достигает двух тысяч слов.

Далее, для этого возраста характерно очень быстрое совершенствование речи, она улучшается прямо на глазах, малыш начинает стараться говорить грамотно, подражая взрослым (получается, конечно, не сразу, но попытки очевидны).

Нормально, если интуитивно ощущая наличие в языке сложных слов (самолет, пароход и т.п.), малыш начинает изобретать собственные новые слова таким же способом.

В отдельных случаях карапуз даже пытается исследовать рифмы и сочинять простенькие стишки.
Тем не менее, речевой аппарат в этом возрасте еще далек от совершенства. Не является отклонением от нормы, если малыш:

  • путает падежи, согласование рода и числа (открыл «дверю», кошка «пробежал» и т.п.);
  • переставляет местами либо пропускает слоги или звуки в сложных словах;
  • не выговаривает свистящие, шипящие и сонорные звуки: шипящие заменяются свистящими («език» вместо «ежик», «сюм» вместо «шум») и наоборот («жаяц» вместо «заяц», «шеледка» вместо «селедка»), а сонорные «л» и «р» заменяются соответственно «ль» и «й» («йиба» вместо «рыба», «лясточка» вместо «ласточка»).
Вместе с тем, к четырем годам подрастающий человек обычно обретает навык слитного произношения слов с двумя согласными подряд (слива, бомба, яблоко). Этому способствует укрепление мышечного аппарата языка и губ, а также координации их движений. Непонятные поначалу звуки «ы», «х», «э» на этом этапе обычно уже не вызывают трудностей.

Кроме того, ребенок уже умеет регулировать громкость речи в зависимости от конкретных обстоятельств (дома говорить тише, а на шумной улице - громче). Речь начинает обретать интонации.

Еще одна особенность данного возраста состоит в том, что малыш начинает замечать речевые ошибки у других детей.

Основные характеристики речи ребенка в 4 года

Все сказанное выше считается нормой достаточно условно. Все дети индивидуальны как по умственным способностям, так и по темпераменту, одни развиваются быстрее, другие медленнее, и говорить о том, что Оля знает две тысячи слов и пишет стихи, а Вася всего тысячу и путается в простых предложениях, следовательно, является умственно отсталым, совершенно неправильно.

Знаете ли вы? Понятие нормы у мальчиков и девочек тоже сильно отличается: по речевому четырехлетние девочки опережают своих сверстников мужского пола в среднем на 4 месяца, для такого возраста это очень много!

Кроме того, постоянное общение с близкими для детей 4 лет являются лучшими занятиями по развитию речи, поэтому у ребенка, растущего в любящей и внимательной семье речевой аппарат и словарный запас объективно развиты лучше, чем у малыша, который никому не нужен.

Тем не менее, есть объективные показатели, свидетельствующие о том, что с речью ребенка что-то не так.

Тесты на определение патологий

Проведите самостоятельное тестирование своего ребенка, предложив ему выполнить следующие задания (не обязательно сразу, иначе малыш потеряет интерес к «игре» и перестанет стараться, а результат проверки окажется недостоверным):

  • произнести без подсказок свою фамилию, имя и отчество;
  • перечислить имена родителей, членов семьи, близких друзей и других людей, входящих в непосредственный круг постоянного общения;
  • описать какую-нибудь интересную ситуацию или приключение (подождите подходящего случая и выберите момент, когда с малышом произошло что-то, что должно было произвести на него впечатление);
  • узнать близкого человека на групповой фотографии либо на фотографии, где он изображен в молодости (тест на распознавание образов);
  • разделить по группам определенный набор предметов съедобное-несъедобное, одежда, посуда и т.п.), а по выполнении задания - обосновать свой выбор;
  • описать признаки того или иного предмета (иголка острая, яблоко кислое, клубника сладкая, ночь темная, зима холодная);
  • назвать совершаемое на картинке или в предложенной ситуации действие (девочка плачет, мальчик балуется, кошка убегает);
  • дословно повторить услышанное;
  • пересказать увиденное или услышанное (сказку, мультфильм);
  • говорить сначала громко, потом тихо.

Оцените результаты. Но будьте снисходительны к своему чаду!

Важно! Наличие ошибок при выполнении задания не свидетельствуют о речевых нарушениях. Если огрехи незначительные, и ребенок способен их исправить после того, как ему объяснят, в чем была ошибка, нет никаких причин для беспокойства.

Поводом задуматься и обратиться к специалисту является наличие следующих признаков (не одного, а целого ряда из нижеперечисленного):
  • речь малыша очевидно слишком быстрая или слишком медленная, настолько, что создается впечатление, что ребенок делает это нарочно;
  • «оратор» говорит так, словно набрал в рот каши, его невозможно понять даже близким людям;
  • ребенок общается отдельными словами, не складывая их в предложения в соответствии с правилами грамматики;
  • малыш не воспринимает то, что ему говорят (не путайте с капризами и нежеланием выполнять требования);
  • «глотание» окончаний слов присутствует постоянно;
  • в речи не просматривается «собственное мнение», она сплошь состоит из услышанных где-то фраз;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот, даже если он молчит, а слюны настолько много, что она брызжет во время разговора или свисает с губ в состоянии покоя.

Причины нарушений речи

Причин нарушений речевого может быть множество. Некоторые из них являются признаками серьезного заболевания, другие же просто свидетельствуют о недостатке внимания к малышу. В частности, выделяют такие факторы, которые могут повлиять на детскую речь:

  1. Наследственный фактор (генетические аномалии).
  2. Внутриутробные либо родовые .
  3. Последствия перенесенного заболевания.
  4. Неблагоприятная обстановка в семье.
К первой группе указанных причин относится не только то, в каком возрасте начали говорить родители малыша, но и вполне конкретные врожденные дефекты - неправильный прикус, заикание, нарушения строения неба или языка, патологии в определенных зонах коры головного мозга, проблемы со .

Вторая группа причин - это целый ряд заболеваний и других вредных факторов, с которыми могла столкнуться женщина во время и (стресс, инфекционные заболевания, принятие , попытка , травмы, алкоголь, внутриутробная гипоксия плода, вредное производство, родовая асфиксия и т.п.).

К проблемам с речью могут также привести , постигшие самого малыша в первые годы его жизни. Особенно это касается инфекционных болезней, травм головы и неба.
О неблагоприятной обстановке в семье отдельно говорить не будем, здесь все понятно.

Как определить нарушение речи

Нарушения речи у ребенка могут проявлять себя по-разному. В интересующей нас возрастной группе их принято классифицировать следующим образом:

  • фонационные (отсутствует интонация, не получается регулировать громкость речи и т.п.);
  • структурно-семантические (общие проблемы с речью вплоть до полного ее отсутствия);
  • фонетические (дефекты произношения и восприятия) и т.п.

Знаете ли вы? О речевых проблемах человечеству известно давно. Как следует из Ветхого Завета, они были даже у пророка Моисея. Согласно легенде, маленького Моисея хотел умертвить фараон за то, что младенец позволил себе играть с короной, в чем жрецы увидели плохое предзнаменование. По совету другого жреца, заступившегося за будущего пророка, малышу нужно было показать золото и горящие угли: если младенец выберет золото, то умрет, если угли - останется жить. Движимый рукой ангела-хранителя, ребенок потянулся к угольку и поднес его к губам. Из-за этого речь пророка в последующем так и осталась невнятной.


На первом этапе родители, заметив у своего чада 4 лет те или иные признаки речевых нарушений, должны указать на эту проблему педиатру, последний, в свою очередь, признав опасения обоснованными, направляет малыша к логопеду. В большинстве случаев уже на этом этапе дети и их родители получают необходимые рекомендации и комплекс логопедических упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях.

Но иногда для того, чтобы понять, что именно вызывает речевые проблемы, ребенка иногда нужно комплексно обследовать. С этой целью педиатр и логопед могут привлекать узких специалистов, в частности:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • психолога;
  • сурдолога.
Для получения полной картины, малыша могут подвергнуть целому ряду лабораторных и других процедур, в частности:
  • магнитно-резонансной томографии;
  • энцефалограмме;
  • УЗИ головного мозга (эхоэнцефалография).
Такое позволит исключить патологии головного .
Помимо того, доктора обязательно проведут собственное тестирование малыша, изучат моторику мышц лица, проанализируют информацию о социально-бытовых условиях, в которых растет ребенок.

Если в целом с малышом все в порядке, его лечение будет состоять всего лишь в выполнении специальных упражнений для языка, предназначенных для детей 4 лет с учетом индивидуальных особенностей конкретного маленького пациента.

Структура логопедического занятия дома

Направленная на устранение дефектов речи, должна проводиться методически, системно, только в этом случае можно рассчитывать на высокий результат.

Психологический аспект работы с ребенком

Прежде всего родителям нельзя забывать о возрасте ребенка. Нужно сделать все, чтобы занятия превратились в веселую игру. Также это время следует использовать для общения с малышом, таким образом вы «убьете двух зайцев» и получите синергический эффект (правильно выполненные упражнения и внимание родителей в совокупности усилят действие друг друга).

Гимнастика для пальчиков

Казалось бы, какая связь между пальцами и языком? Оказывается, самая непосредственная. Весь многовековой опыт логопедии (а эта наука своими корнями уходит в античность) свидетельствует о том, что развитие мелкой моторики и речь находятся в прямой зависимости. Именно поэтому логопедические занятия для детей 4 лет всегда включают в себя упражнения для пальчиков, и, развивая речь ребенка дома, об этом блоке нельзя забывать.

Гимнастика для пальчиков у таких маленьких детей проводится не в виде физкультуры, а в виде игры. Ребенку предлагают «сделать» ручками ежика, кошечку, цветочек, шарик или флажок, показать, как птичка пьет водичку или машет крылышками и т.п.

Конкретный комплекс пальчиковых игр разработает логопед, задача родителей - строго выполнять их, уделяя игровому развитию мелкой моторики как минимум пять минут в день.

Артикуляционная гимнастика с картинками

Следующий вид упражнений - артикуляционная гимнастика . Ее задача состоит в развитии и укреплении мышц языка и губ, чтобы они стали сильными, гибкими и хорошо «слушались» своего хозяина.

Особенность этих занятий по логопедии для детей 4 лет состоит в том, что они проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как работают его лицевые мышцы, в каком положении находится язык и т.п. В первый раз логопед покажет родителям малыша, как правильно выполнять упражнения, в дальнейшем эта работа будет проводиться дома самостоятельно.

Регулярность гимнастики - ежедневно. Лучше уделить этому занятию два раза в день по 5-7 минут, чем мучить ребенка четверть часа подряд и потом оставить в покое до завтра. Под контролем родителей малыш облизывает губки язычком, как будто только что полакомился сладким вареньем, «чистит» зубки, но не щеткой, а языком, изображает с его помощью качели и т.п.

Развитие фонематического слуха

Очень важной частью занятия является развитие речевого (или фонематического) слуха. Наша задача - научить малыша слышать и распознавать звуки.

Заниматься подобными упражнениями с детьми в возрасте 4 лет - сплошное удовольствие. Можно придумать массу логопедических игр, можно своими руками сконструировать необходимые для этого атрибуты, а можно привлечь к такому изготовлению малыша, тогда у него заодно будет развиваться мелкая моторика, приобретаться полезные навыки и расширяться кругозор.

  1. Предложите ребенку послушать, как «звучат» те или иные предметы (шуршит бумага, стучат деревянные ложки, звенит стекло о стекло). Затем малыш должен распознать те же звуки, но уже с закрытыми глазами.
  2. Подберите в интернете видео, где звучат голоса различных животных или птиц. Покажите их ребенку и снова предложите распознать «зверя» по голосу с закрытыми глазами.
  3. Таким же образом отыщите видео или звукозапись с различными шумами - моря, леса, городской улицы. Дайте их послушать малышу и попросите его распознать источник каждого звука (автомобиль, мотоцикл, поезд, волна и т.п.).
  4. Завяжите ребенку глаза и двигайтесь по комнате с колокольчиком, стараясь не шуметь. Задача малыша - безошибочно показать пальчиком, откуда конкретно доносится звон.
  5. Предложите малышу сымитировать звуки, которые издают различные звери. Обращайте внимание ребенка не только на вид, но и на возраст животного (возможно, маленький котенок еще не умеет говорить «мяу», он только жалобно и тоненько пищит, причем не может делать это очень громко, ведь он совсем кроха). Для такого занятия по развитию речи хорошо использовать специальные логопедические картинки или игрушки в виде животных - ребенку в 4 года это будет намного легче и интереснее.
Одним из упражнений по развитию фонематического слуха является так называемая логопедическая ритмика . Придумайте интересную песенку, исполнение которой сопровождается определенными движениями (вспомните или пересмотрите фильм «Лысый нянь» с Вином Дизелем, там есть очень яркий пример такой логоритмики).

Фантазируйте, не ограничивайтесь упражнениями, которые для вашего ребенка придумал логопед, и тогда ваш малыш будет воспринимать занятия как интересную игру и с нетерпением ждать ее!

Развитие речи

Речь, как и мускулатуру, нужно развивать. Словарный запас ребенка должен пополняться постоянно, но как это сделать, если малыш целыми днями выполняет одни и те же рутинные действия? Постарайтесь наполнить жизнь своей крохи новыми впечатлениями, и тогда его речь будет обогащаться сама собой, без дополнительных усилий с вашей стороны.

Предложите ребенку составить интересный и увлекательный рассказ на тему: как я провел лето (разумеется, это сработает только в том случае, если малышу действительно есть что вспомнить). Подобные логопедические задачки для детей 4 лет намного интереснее и, что немаловажно, эффективнее, чем методичные занятия перед зеркалом.
Учите с ребенком стихи и скороговорки, читайте ему сказки, рассказывайте увлекательные истории и просто общайтесь. Не забывайте, что в этом возрасте словарный запас малыша делится на две части: слова, которые малыш использует во время речи, и слова, которые он пока не повторяет, но уже понимает. Старайтесь использовать в своих рассказах как можно больше новых слов и не ленитесь объяснять их значение. Развивая пассивный словарный запас малыша, вы тем самым, хотя и более медленно, расширите и активный.

Упражнения для постановки звука «р»

Для детей 4 лет, которые не выговаривают отдельные буквы, используются специальные упражнения. Например, в этом возрасте малыши очень часто не справляются , просто пропуская ее либо заменяя на «л», также трудности возникают с шипящими «ш», «щ». С этим очень хорошо помогают справиться логопедические стишки. Их существует огромное множество, они классифицированы по конкретным проблемным звукам, наиболее удачные можно подобрать по своему вкусу в Сети, даже не прибегая к помощи логопеда.

Важно! Проблема со звуком «р» часто имеет физиологический характер (недостаточное развитие так называемой «уздечки», в связи с чем язык не достает до неба, и малыш объективно не может «рычать»). Именно по этой причине не выговаривающих «р» детей обычно советуют все же показать специалисту. Для самоконтроля прислушайтесь, возможно, ваш малыш «глотает» букву «р» не всегда, а только в отдельных звуках, тогда, вероятнее всего, нужно просто потренировать навык.

Упражнений на «р» разработано множество. Вот несколько из них:
  1. Ребенок должен открыть рот и прижать язык к основанию верхних зубов. В таком положении несколько раз подряд нужно произнести звук «д». Далее задача усложняется. Все то же самое сопровождается выдыханием воздуха с направлением его на кончик языка. Смысл в том, чтобы малыш запомнил вибрацию, которая возникает при выполнении упражнения. Именно она присутствует при произношении звука «р».
  2. Произносим «ж» с широко открытым ртом, постепенно поднимая язык к верхним зубам. Взрослый в это время аккуратно помещает под язык ребенка специальный шпатель и делает им движения в стороны, чтобы создать вибрацию. Задача ребенка - подуть на язык.
  3. Малыш затягивает язык назад и произносит «за», а взрослый вводит под язык шпатель так же, как в прошлом упражнении. Если выполнить прием правильно, звучать будет именно «р», и ребенок должен запомнить это ощущение.

Упражнения для постановки шипящих

Из всех шипящих легче всего «договориться» со звуком «ш», с него обычно и начинают постановку. Малышу предлагается сказать «са», медленно поднимая язык к основанию верхних зубов, пока не раздастся шипение. Теперь с выпусканием воздуха из легких ребенок добавляет «а», чтобы произнести «ша». Помочь преобразовать «са» в «ша» должен взрослый, используя все тот же шпатель. Запоминаем ощущения и оттачиваем навык.

«Щ» также начинаем с простого «с». В постановке участвует шпатель, с помощью которого взрослый помещает язычок в правильное положение.

Для постановки «ч» произносим «т» с выдохом, а взрослый шпателем отодвигает язычок назад.

Не забываем о зеркале, а также не устаем показывать ребенку правильную технику произношения.

Ваш малыш очень хочет справиться с поставленной задачей, чтобы вы могли им гордиться! А еще дети - это природные подражатели. Поэтому если у четырехлетнего ребенка имеются речевые нарушения, но при этом никаких других патологий не выявлено, проблема решится очень быстро, если вы проявите терпение и уделите своему чаду немного внимания и любви.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...