Урок биологическое разнообразие и пути его сохранения. Презентация для урока биологии на тему: "Проблемы сохранения биоразнообразия"
При хозяйственном использовании природных ресурсов Земли возникает проблема сохранения природного разнообразия. Под природным разнообразием планеты Земля понимается совокупность представителей животного и растительного мира, природных комплексов, которые сформировались в процессе развития жизни на Земле и характерны для каждой природной зоны. Сохранить видовое разнообразие представителей растений и животных невозможно без охраны среды их обитания. Поэтому в 1995 г. была принята специальная программа сохранения природного разнообразия в Европе. Сохранение природного разнообразия позволяет рассматривать любую территорию (своей местности, страны, природной зоны) как сложное природное образование, которое включает животный и растительный мир и среду их обитания.
Природное разнообразие - это многообразие природных условий в пределах отдельной территории. В сохранении природного разнообразия каждый район Земли выполняет свою определенную роль. Для оценки природного разнообразия учитывают типы, площадь и границы земель, различающихся условиями для обитания животных, произрастания растений, жизни человека. Их может быть достаточно или недостаточно для сохранения природного разнообразия на конкретной территории.
Густозаселенные районы с интенсивным освоением почвенно-земельных ресурсов практически лишены естественных природных комплексов. Так, в Европе почти отсутствуют естественные леса. По расчетам ученых, в ближайшие 20-30 лет географическая оболочка может потерять до 1 млн видов растений и животных. (Вспомните, какие растения и животные уже исчезли на территории Беларуси.)
В современных условиях сохранение природного разнообразия - достаточно трудная задача. В отдельных районах не сохранились природные ландшафты, сокращается естественная растительность. Поэтому государства объединяют усилия по сохранению видового состава животного и растительного мира, принимают решения по сохранению больших территорий в естественном состоянии в Африке, Австралии, Северной и Южной Америке и даже в Антарктиде. В странах с исчезнувшими видами фауны и флоры проводятся мероприятия, направленные на их восстановление. На законодательном уровне строго ограничивается охота на диких животных, проводится акклиматизация животных с других регионов, создаются экологические природные коридоры для перемещения диких животных.
Природоохранные территории
В процессе хозяйственной деятельности человек не в состоянии изолировать природные компоненты от негативного воздействия. Природная среда уже сейчас настолько серьезно загрязнена и преобразована, что полностью ликвидировать загрязнение и восстановить природные комплексы очень трудно. Ученые выявляют виды растений и животных, которым угрожает опасность, определяют, сколько осталось их в природе, где они еще сохранились, как их охранять.
Для сохранения природы организуются природоохранные территории: заповедники, заповедно-рекреационные и ограниченно охраняемые. Эти территории охраняются от традиционного хозяйственного использования и поддерживаются в естественном состоянии для сохранения экологического баланса и возобновления природных ресурсов, а также для научных, учебно-просветительских, культурно-эстетических и других целей. Режим охраны таких территорий может быть заповедным, заказным или с ограниченным хозяйственным использованием. В соответствии с их статусом они предназначены для сохранения природного разнообразия на Земле, проведения научных исследований. По международным нормам общая площадь охраняемых территорий должна быть не менее 8 % территории страны.
К охраняемым объектам относятся: заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, заказники. Заповедники - особо охраняемые законом территории, которые полностью изъяты из хозяйственного пользования с целью сохранения природы в естественном состоянии. Биосферные заповедники образуют мировую сеть, где осуществляется комплексный экологический контроль за состоянием природных комплексов в различных природных зонах Земли. Они являются природными лабораториями, образцами данной территории для оценки изменений освоенных человеком природных комплексов. Общая площадь наиболее крупных заповедников мира - около 2 % площади суши. Наиболее крупные и известные заповедники - Астраханский, Ильменский (Россия). В Беларуси находится Березинский биосферный заповедник.
Заповедно-рекреационные природные территории включают территории национальных парков, получившие широкое распространение в мире. Целью их организации является охрана типичных и уникальных природных территорий, выполнение рекреационных функций (Йеллоустонский национальный парк - гейзеры, Секвойя - леса из секвойи, Мамонтова пещера и др.). При их посещении туристы обязаны выполнять установленные правила поведения. В Беларуси первым национальным парком стала Беловежская пуща. (Вспомните, какие охраняемые территории имеются в Беларуси.)
К ограниченно охраняемым территориям относятся ландшафтные, биологические, гидрологические заказники - участки природы, предназначенные для охраны и восстановления одного или нескольких видов растений, животных, компонентов природы, водных объектов (озер, болот) с ограниченным использованием других объектов природы.
В целях сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также в интересах науки, учебы и просветительской работы человеком созданы коллекции деревьев и кустарников - ботанические сады.
Природное разнообразие представителей животного и растительного мира на Земле определяется сочетанием разнообразных природных условий. Главная проблема в области охраны природы, стоящая перед человечеством, - это сохранение природного разнообразия для будущих поколений.
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/20/19572/389/img16.jpg)
Вспомните:
Что понимают под генотипом?
Ответ. Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах. В более широком смысле это совокупность всех наследственных факторов организма. Генотип формируется как закономерное следствие генетического развития, обусловленного совершенствованием адаптационных механизмов к относительно постоянным и меняющимся условиям внешней среды.
Каково разнообразие водных и наземных экосистем?
Ответ. Наземные экосистемы - это место обитания человека. В экосистемах суши сосредоточено более 99% биомассы Земли. Большая часть биомассы суши находится в растениях (99,2%). Основными продуцентами наземных экосистем являются высшие растения (деревья, кустарники, травы), определяющие характерные особенности этих экосистем. Растения поедаются консументами первого порядка - растительноядными животными. Для наземных экосистем характерны крупные растительноядные млекопитающие - олени, антилопы, бизоны, домашний скот. Консументы первого порядка служат пищей для хищников, консументов второго порядка (волки, медведи, рысь, куница). Редуценты представлены бактериями и грибами.
Площадь водных экосистем значительно больше, чем наземных, однако среди них преобладают морские экосистемы, площадь пресноводных экосистем сравнительно невелика.
Особенности водных экосистем:
они имеют сравнительно низкое таксономическое разнообразие и представлены в основном водорослями, цианобактериями и низшими животными. Из числа позвоночных существенную роль играют рыбы, реже - млекопитающие, птицы, амфибии и рептилии. Среди продуцентов могут быть зеленые водоросли в пресноводных экосистемах, бурые и красные водоросли в морских экосистемах. В составе блока редуцентов - только бактерии.
Вопросы после §47
Что следует понимать под биологическим разнообразием? Какова его ценность?
Ответ. Биологическое разнообразие складывается из генетического, видового и экосистемного разнообразия.
Генетическое разнообразие – это разнообразие генотипов особей, входящих в состав вида. Чем оно богаче, тем более полно используются ресурсы обитания, длительно и устойчиво существует виды.
Видовое разнообразие – это разнообразие видов внутри биоценоза, основа его устойчивости. Благодаря видовому разнообразию исчезновение какого-либо вида не сказывается на функционировании экосистемы, так как экологическую нишу занимает другой, близкий по экологическим потребностям вид.
Экосистемное разнообразие – разнообразие видов. Все экосистемы суши и океана тесно связаны между собой круговоротом веществ. Изменение одной экосистемы ведет к изменению другой. Разнообразие экосистем- основа целостности и устойчивости биосферы.
Какие типы особо охраняемых природных территорий выделяют? В чем их отличие друг от друга?
Ответ. Наиболее эффективный путь сохранения биологического разнообразия – создание особо охраняемых природных территорий.
1. Заповедник – особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность (включая туризм) в целях сохранения природных комплексов, охраны определенных видов живых организмов, а также слежения за происходящими в природе процессами.
2. Заказники - участки природных территорий, в пределах которых (постоянно или временно) запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности с целью обеспечения охраны и восстановления численности одного или нескольких ценных объектов живой природы или живописных типов ландшафта.
3. Национальные природные парки - это изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы, в которых сохранились природные комплексы, имеющие экологическую, историческую и природную ценность, как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения.
4. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Это могут быть: пещеры, каньоны, ущелья, водопады, лагуны, гейзеры, вековые деревья и т. д.
Что такое биосферный заповедник?
Ответ. Биосферный заповедник - охраняемая территория, не утратившая первозданного вида, на которой защита наиболее представительных для данной зоны природных комплексов сочетается с научными исследованиями, долговременным мониторингом среды и образованием в области охраны природы. Ученые работают здесь по программе ЮНЕСКО. Во всемирную сеть биосферных заповедникоа включены 39 российских заповедников.
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.
Цель:
Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Биоразнообразие может быть разделено на три категории: генетическое разнообразие, разнообразие видов и разнообра-зие экосистем. Генетическое разнообразие подразумевает раз-нообразие генов внутри одного вида. Видовое разнообразие - это разнообразие видов внутри одного региона. Разнообразие экосистем - разнообразие мест обитания, биотических сооб-ществ и экологических процессов в биосфере. Необходимо по-нимать, что существуют различные уровни биоразнообразия, причем видовое разнообразие, пожалуй, наиболее легкий пред-мет для изучения.
Все три уровня разнообразия составляют единую систему. Снижение генетического разнообразия вида, происходящее из-за «отсутствия притока свежей крови» вследствие, например, разде-ления некогда единого ареала на части, может привести к гибели вида, а значит, уменьшится биологическое разнообразие данного региона. Биоразнообразие напрямую связано с устойчивостью экосистем и биосферы в целом к изменениям экологических факторов, в первую очередь антропогенных. Снижение биоразно-образия приводит к разрушению сложившихся экологических связей и деградации природных сообществ, к нарушению их го-меостаза, в конечном счете - к их уничтожению
Поддержание биоразнообразия необходимо по многим при-чинам , не говоря уже о том, что каждый вид и каждая экосистема имеют право на существование. Жизнедеятельность многих видов зависит от других; уничтожение одного вида может привести к исчезновению других. Человек, как биологический вид, зависит от других видов из-за потребности в еде, лекарствах, промыш-ленных продуктах, а также в таких «экологических услугах», как, например, самоочищение водоемов. И, наконец, каждый вид и каждая экосистема вносят определенный вклад в красоту и богат-ство окружающего нас мира
По наиболее взвешенным оценкам биологов, на Земле имеет-ся около 10 млн. видов живых- организмов. Систематики дали на-звание только 1,4 млн. видов. Существует невообразимое множе-ство пока еще «неопознанных» микроорганизмов, насекомых и малых обитателей океана.
Влажные тропические леса Юго-Восточной Азии, Централь-ной и Западной Африки, а также Латинской Америки характери-зуются наибольшим видовым разнообразием. Степень уничтоже-ния лесов, а значит, и утрата мест обитания, наиболее высока в тех же районах. Ежегодно уничтожается около 17 млн. га тропи-ческих лесов (территория, в 4 раза превышающая площадь Швейцарии). При сохранении таких темпов уничтожения тропи-ческих лесов от 4 до 8% видов, обитающих во влажных тропиче-ских лесах, обречены на вымирание к 2015 г., а от 17 до 35% - к 2040 г. Если так будет продолжаться и дальше, то в течение по-следующих 25 лет будут обречены на уничтожение еще 15% ви-дов, обитающих на Земле. Леса умеренного климата характери-зуются меньшим разнообразием видов, но и они уничтожаются. На сегодняшний день осталось только 44% лесов умеренного климата, в основном в Сибири и на Тихоокеанском побережье Северной Америки.
Следует иметь в виду, что существует разница между «собственно вымиранием» и «обреченностью на вымирание». Не-которые виды могут продолжать свое существование на протяже-нии нескольких поколений, но в итоге они исчезают из-за влияния факторов, неопасных для видов с нормальной численностью, на-пример, из-за неурожая, эпизоотии, разрушения мест обитания, уничтожения кладок яиц и т. д. Иными словами, когда численность видов или популяций высокая, шансов выжить у них значительно больше, чем у малочисленных видов или популяций.
Разрушение мест обитания - не единственная причина сни-жения биоразнообразия. К другим причинам относится фрагмен-тация. Так, для выживания некоторых видов, например, журав-лей, одно огромное болото имеет значительно большее значение, чем несколько меньших, хотя и равных по суммарной площади. Некоторым хищникам, например, волкам, для охоты нужны об-ширные территории
Под снижением биоразнообразия понимается не только уменьшение числа видов, живущих на данной территории, но и качественные изменения экосистем, когда взамен одних видов по-являются другие, не характерные для местных природных сооб-ществ. Важную роль в этом процессе может играть интродукция - перенос видов организмов за пределы их естественных ареалов и внедрение в местные природные комплексы. При отсутствии на новом месте жительства естественных врагов вид начинает бурно размножаться, вытесняя другие виды. В таких случаях интродукция может привести к снижению биоразнообразия. Наиболее известные примеры печальных последствий интродукции - появление коло-радского жука в Европе и кролика в Австралии.
В Конвенции о биологическом разнообразии, принятой на Конференции в Рио-де-Жанейро, отмечается, что «утрата биоло-гического разнообразия на планете продолжается главным обра-зом из-за разрушения среды обитания, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды и привнесения инородных растений и животных. Уменьшение биологического разнообразия происходит в первую очередь из-за деятельности человека и представляет собой серьезную угрозу нашему развитию».
Основные причины утраты биологического разнообразия, от-меченные в Конвенции, включают:
возрастающую численность населения;
возрастающее потребление ресурсов;
пренебрежительное отношение к биологическим видам и экосистемам;
плохо продуманную государственную политику в области использования природных ресурсов;
негативное влияние международной торговли;
несправедливое распределение ресурсов;
непонимание или игнорирование значения биологиче-ского разнообразия.
Образ жизни пещерного охотника привел к уничтожению не-которых видов животных, например, мамонтов и шерстистых но-сорогов. Земледелие уже во времена древних цивилизаций стало причиной экологических катастроф - образования пустынь и све-дения лесов на громадных территориях. Но в последние десятиле-тия влияние человека на природные сообщества многократно усили-лось, значительно превышая их способность к самовосстановлению.
Изменился качественный,состав жертв: если в предыдущие века с лица Земли были стерты, главным образом, виды, представляющие интерес для охотников, то теперь в Красные книги попадают и на-секомые, и рептилии, и прочие, не представляющие промыслового интереса, живые существа. В них уже не стреляют ради вкусного мяса или красивых перьев: их попутно, вместе с сорняками, губят ядохимикатами, у них отнимают места обитания введением интроду- цированных видов, вырубкой лесов, распашкой лугов, осушением и орошением земель, разработкой полезных ископаемых, строительст-вом дорог и городов, загрязнением окружающей среды.
Вопросы и задания
1.В чем заключается проблема биологического разнообра-зия?
3.Приведите основные положения Конвенции о биологи-ческом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992).
4.В чем основные причины снижения биоразнообразия?
Биологическое разнообразие
Лекция 7 " Сохранение биологического разнообразия "
ЭКОЛОГИЧНО : Сохранение биоразнообразия (рус .)
Международный день биологического разнообразия
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Хостинг презентаций
Биологическое разнообразие и пути его сохранения
Цель: расширить знания о биологическом разнообразии организмов.
Задачи:
Раскрыть сущность проблемы рационального использования биологического разнообразия;
Продолжить развивать навыки самостоятельной работы;
Формировать умения анализировать, делать выводы и обобщать на основе работы с учебником;
Применять умения работы с компьютером,
Продолжить утверждение в поведении и чувствах обучающихся экологического мировоззрения.
Оборудование: компьютер, диапроектор, ноутбуки, карточки, таблицы.
Педагогическая технология: технология творческих мастерских.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.
Средства обучения:
Учебник: Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.- М.: Вентана – Граф, 2009.
Презентация.
Распечатки материала.
Содержание урока
I Организационный момент.
II Актуализация знаний.
Цель: уточнить понятие « биологическое разнообразие».
Учитель: прошу посмотреть на фотографии, таблицы и определить о чем пойдет разговор в следующей главе и на данном уроке. (экосистемах, популяциях, видах и их многообразии, биоразнообразии и т. д.) Верно. Мы сегодня поведем разговор о биоразнообразии и его сохранении. Тема главы 11 «Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия». Тема урока: «Проблема сохранения биологического разнообразия» . Прошу открыть тетради и записать число и тему урока. Как вы думаете какова цель урока и задачи? (слайд презентации)
Вспомните из биологии, что такое биоразнообразие? (совокупность видов всех живых организмов)
Назовите факторы, определяющие биоразнообразие. (абиотические, биотические называют с примерами)
Сколько видов на планете? (слайд)
III Изучение нового материала
Учитель: биоразнообразие имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы. А так как оно является ресурсом (каким? Исчерпаемым) оно имеет стоимость, т.е. ценность. Предлагаю на данном этапе урока узнать о формах ценности биоразнообразия, в этом нам поможет п. 45 учебника (запишите домашнее задание). Но знакомится мы будем поэтапно. Работаем по алгоритму: индивидуальная работа с текстом учебника на с. 250-253 и законспектируйте в тетради. Используйте разные формы (краткие тезисы, таблицу, схему и т.д.) 10 мин.
Обсудите в паре. 3 мин
Обсудите в группе, оформите схему конспект и подготовьтесь к защите. 5 мин.
Учитель: мы узнали о ценностях биоразнообразия и конечно перед нами, стоит задача сберечь и сохранить то, что имеем и используем. Эта задача решается на популяционно-видовом и экосистемном уровнях. Используется два подхода. Первый – охрана в узком смысле. Второй подразумевает, что виды и сообщества используются в режиме неистощимого рационального природопользования. Слайды презентации. Что такое экологический туризм, каковы его особенности? Далее разговор о развитии экологического туризма и проблемах (картины, слайды о национальных парках Волгоградской области и их использовании), об организации сельского хозяйства в экологически безопасном режиме.
IV Закрепление учебного материала::
Защита презентаций обучающихся;
Тесты (самопроверка). Оцените (по желанию) всю свою деятельность на уроке (поставьте оценку в лист «контроля усвоения материала» и сдайте с тестом учителю).
Глоссарий в конспекте /прямая коммерческая ценность биоразнообразия, непрямая коммерческая ценность биоразнообрази и др./
Тест
Биологическое разнообразие является ресурсом
а) исчерпаемым
б)неисчерпаемым
в)возобновимым
2 Совокупность видов, сообществ и экосистем – это
а) животный мир
б) растительный мир
в) биологическое разнообразие
г)объекты, занесенные в Красную книгу
3. Путешествия по слабо нарушенным природным ландшафтам- это
а) полезное времяпрепровождение
б) грамотный отдых
в) экологический туризм
г) рациональное природопользование
4. В настоящее время биоразнообразие
а) быстро увеличивается
б) постепенно возрастает
в) не изменяется
г) снижается
5. Охота на диких животных – это примеры использования
6.Сбор лекарственных растений в природных экосистемах - это
а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия
б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия
в) рекреационной ценности биоразнообразия
г) непознанной ценности биоразнообразия
/ ответ: 1а; 2в; 3в; 4г;5а; 6а/
V Рефлексия. Выскажите собственное суждение о достижении цели занятия. Вывод:
биологическое разнообразие - исчерпаемый ресурс, имеющий ценность, которую нужно сохранить и рационально использовать, обеспечить самовосстановление. От сохранения биоразнообразия зависит будущее человечества.
VI Домашнее задание: п. 45, конспект, презентация.
Учитель: самостоятельная работа с учебником и совместная деятельность в группах дала нам возможность усвоить учебный материал, а также мы отработали приемы эффективного взаимодействия друг с другом. Спасибо за работу!