Уж небо осенью дышало автор. «Уж небо осенью дышало…

Это у Пушкина так, а у нас сегодня вообще-то Ноябрь уж НА дворе.

Сегодня у меня "прогульный" день, то есть свободный от всяких ответственных дел. Но впечатления кое-какие накопились. По традиции пошли на ближайшую природу - в ботанический сад ("альма-матеровский").


"Очей очарованье" - багрец и золото - уже сильно померкли. Преобладающие цвета - серый, чёрный... Но вдруг - чУдное яркое пятно, которое по-особому смотрится и воспринимается именно на общем тёмном фоне.

А вот трёхсотлетний дуб - табличка говорит о том, что он посажен ещё во времена Петра I и чуть ли не им самим. Красавец, снимать удаётся лишь издали. Кстати, таким он был неделю назад, сегодня уже без роскошных золотых листьев...

Мы, кажется, не очень-то жалуем осень (может, это лишь в больших городах?), и удивляемся, ЧТО это наш уважаемый Александр Сергеевич так любил именно
эту пору года (разве что ещё зиму), но не весну и лето, к которым мы питаем слабость?

Для нас осень - дожди, слякоть, короткие пасмурные дни, часто сопровождаемые депрессией. У него тоже бывали подобные настроения:




Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Однако в "унылой поре" Пушкин неожиданно видел нечто роскошное, разноцветное, яркое:

...Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Совсем иное восприятие обнажающейся природы и наступающей зимы.

Хорошо бы вот так же сбросить въевшуюся в нас (как пыль, вызывающую аллергию) лень, встряхнуться, освободиться от брюзжания и бесконечного нытья, и насладиться по-полной и откровенной, и неуловимой красотой окружающей природы, которая и определяет всякий раз состояние души человека...

яковлева мария
Конспект по развитию речи «Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи . Заучивание стихотворения А . С. Пушкина «Уж небо осенью дышало » в старшей группе

Цель : учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы .

Задачи :

Образовательные : закреплять представления детей о характерных признаках осени ; учить детей называть приметы осени , описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения; разучить отрывок из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало… » .

Развивающие : развивать мышление , память, связную речь, воображение и творчество.

Воспитательные : воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Материалы : иллюстрация образа осени (кукла-осень , поэтапные иллюстрации по стихотворению , осенние листья .

Ход занятия:

В : - Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку :

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, скажите вы?

Д : - Осень .

Воспитатель : - Правильно, сегодня к нам пришла сама осень (иллюстрация образа осени ) .

В : - Какая бывает осень ?

Д : - Золотая, разноцветная, скучна, хмурая, дождливая, пасмурная.

В : - Осень предлагает нам сыграть в игру «Доскажи словечко» . Я буду говорить вам предложение, а вы будете его дополнять. Будьте внимательны!

1. На смену лету пришла (осень ) .

2. Люди осенью одеты (тепло) .

3. Моросит мелкий… (дождь) .

4. По небу гуляют серые (тучи) .

5. Часто дует холодный… (ветер) .

6. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные) .

7. С деревьев падают… (листья) .

8. Птицы улетают… (в теплые края) .

9. Зайчик меняет серую шубку на … (белую) .

10. Солнце греет слишком… (мало) .

11. Школьники идут с портфелями (в школу) .

В : - Ребята, Осень хочет поиграть еще в одну игру. Игра «Да и нет» , если ваш ответ означает «да» , то вы хлопаете в ладоши, а если «нет» , то топаете ножками.

Осенью цветут цветы ? - нет

Осенью растут грибы ?- да

Туманы осенью плывут ? - да

Ну, а птицы гнёзда вьют?- нет

А букашки прилетают?- нет

Урожай все собирают?- да

Птичьи стаи улетают?- да

Солнце светит очень жарко? - нет

Можно детям загорать?- нет

Куртки, шапки надевать? - да

Часто, часто льют дожди?- да

С деревьев листья опадают? – да

В : - Молодцы, ребята! А теперь давайте встанем и немного отдохнем.

Физкультминутка :

Ходит осень по дорожке ,

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень , бродит осень ,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши) .

Дети садятся за столы.

В : - А какие вы знаете осенние месяца ?

Д : - сентябрь, октябрь, ноябрь.

В : - А знаете ли вы, как осенние месяца назывались в старину ?

Д : - Нет.

В : - Тогда слушайте.

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время поспевают ягоды рябины) .

В : - Многие поэты писали об осени , а сегодня мы послушаем, как Александр Сергеевич Пушкин описывает осень в своём произведении :

Уж небо осенью дышало ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень,

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

В : - Сегодня мы постараемся запомнить это стихотворение А . С. Пушкина .

Помогут нам запомнить стихотворение картинки (иллюстрации) .

«Уж небо осенью дышало… » показ иллюстрации

В : - Какое осенью небо ?

Д : - Хмурое, серое, низкое.

«Уж реже солнышко блистало…» показ иллюстрации

В : - Почему?

Д : - Потому что его часто закрывают тучи.

«Короче становился день…» показ иллюстрации

В : - Ночь становится длиннее, а день короче.

«Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…» показ иллюстрации

В : - Как это понять? Листья с деревьев в лесу осыпаются, т. е. в лесу листопад.

«Ложился на поля туман…» показ иллюстрации

В : - Туман это явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.

«Гусей крикливых караван тянулся к югу…» показ иллюстрации

В : - Мы знаем, что осенью птицы… (что) улетают… (куда) на юг.

«Приближалась довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора…» показ иллюстрации

В : - Какой сейчас месяц?

Д : - ноябрь – последний месяц осени .

В : - Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по рисункам (читаем) .

Дети читают стихотворение по цепочке .

Подведение итогов :

В : - Осень благодарит всех вас . Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как много вы знаете об осени . Дарит листочки.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Уж небо осенью дышало» Интегрированное занятие «Уж небо осенью дышало». Программное содержание: образовательная: закреплять представления детей о характерных.

Тема: «Осень» Интеграция образовательных областей: художественное творчество (аппликация, речевое развитие (заучивание стихотворения).

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Заучивание отрывка стихотворения Ю. Полякова «Как-то солнечным деньком…» Задачи: Продолжать развивать произвольную память при заучивании стихотворения. Закрепить умение воспроизводить текст стихотворения с помощью.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Спи, младенец, мой прекрасный». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». Виды детской деятельности: познавательная,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ РНС «Волшебные лапоточки» и заучивание стихотворения Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Анализ стихотворения «Уж небо осенью дышало» Пушкина

Произведение «Уж небо осенью дышало» Александра Сергеевича Пушкина – классика пейзажной зарисовки, сравнимая с живописным полотном.

Стихотворение является частью четвертой главы романа в стихах «Евгений Онегин», примерная датировка – конец 1825 года. В эту пору поэту 26 лет, он сослан в имение Михайловское. Размер стихотворения – онегинская строфа (четырехстопный ямб со смежной и охватной рифмовкой). Впрочем, начало строфы (4 строки) о причудах «северного лета» с рифмовкой уже перекрестной, здесь опущено. Уже произошло объяснение Е. Онегина и Т. Лариной. Тогда герой вроде бы «очень мило поступил с печальной Таней», развеяв все ее надежды вдохновенной речью о своем характере и складе ума, не созданных для семейного счастья. Впереди зима, визит В. Ленского и приглашение на именины Татьяны. Осенний пейзаж описан в календарной хронологии. Начинается отрывок с метафоры, ставшей его названием. Анафора «уж» продолжает меланхоличное перечисление: солнышко блистало. Уменьшительно-ласкательная форма слова, подчеркивающая теплоту отношения автора, прощающегося с летом. «Короче день»: собственно, уже в сентябре такое утверждение становится справедливым. Сень (устаревшее слово) – тень, покров. Эпитет «таинственная» свидетельствует об отношении автора к природе. В нем реализм сочетается с поэтизацией. Повествование наделено автобиографическими чертами, А. Пушкин рисует картины своей жизни на Псковщине. «С печальным шумом»: падение листвы, сухих сучьев под порывами ветра. Увядание природы навевает на поэта грусть. «Сень обнажалась»: вновь метафора. «Ложился туман»: инверсия, олицетворение. «На поля»: после большого перерыва, связанного с городским образом жизни, поэт имел возможность наблюдать все стадии крестьянского труда на полях. «Туман»: действительно, в осеннюю поры туманы становятся постоянными спутниками дней, несут с собой ощущение холода, молчания. Отлет гусей происходит приблизительно в начале октября. В этот период разрешена на них охота. Летят они как раз теми краями, где жил поэт. Всегда с криками, с ночевками на воде. Впрочем, увидеть их может не всякий. Дело в том, что дикие гуси улетают на юг куда более скрытными маршрутами, чем когда возвращаются с него. «Караван»: сравнение с восточным колоритом. Караван также обычно проделывает долгий и трудный путь. В этом месте – своеобразный анжамбеман «…к югу: приближалась». Наконец, следует энергичное оценочное суждение «скучная пора», а финал подводит черту: стоял ноябрь (это еще и олицетворение с инверсией).

«Уж небо осенью дышало» А. Пушкина – лирическое авторское отступление из «Евгения Онегина», вошедшее как самостоятельное произведение в курс школьной программы для начальных классов.

Помните стихотворение А.С. Пушкина?

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Точнее и не скажешь.
Скучный, унылый, холодный ноябрь.
В субботу плотное серое небо не раз прорывали снежные вихри, стало холодно, снег не тяал. Казалось, что солнце не скоро порадует природу своим светом. Однако воскресное утро выдалось не только холодным, но и ясным. А мои знакомые позвали меня прогуляться по заливным лугам близ Желнино, Дзержинска и Решетихи.

Мы бросили машину и пошли по совершенно убитой джипами дороге. Если бы не морозы последних дней, то пройти тут было бы проблематично. Сейчас же грязь замерзла в камень, так что мы довольно шустро продвигались в сторону лугов.

В этих краях много речек, озер и, конечно, рыбаков.
1.

Но не так все просто. Оказалось, что небольшую плотину местного разлива смыло водой. Тоненькое бревнышко для переправы не внушало мне вообще никакого доверия. Тем более часть его была покрыта льдом. Я пищала, бурчала и вообще отказывалась идти вперед. Но это такой отказ, когда ты уже знаешь, что все равно придется перейти эту чертову речку по этому чертову бревнышку. Дабы я не сильно трусила, мои сотоварищи накидали рядом еще небольших бревнышек. Выхода у меня не было.

Ледяные колокольца рядом с местом переправы.
2.

И вот впереди луга. Какое же скучное зрелище предстало пред моими глазами: помятая осока, посыпанная кое-где снегом; обожженная морозом листва под ногами; голые деревья и цвет грязной соломы повсюду. Только голубое небо вносило некоторое разнообразие в картину.
3.

4.

5.

Найти что-то интересное при таком антураже непросто.
А впрочем, смотрите сами.
6.

7.

Черные тюльпаны.))
На самом деле - это ирисы, как мне сказали.
8.

9.

Шиповник.
10.

11.

Мы быстро свернули с дороги в самые дебри, продирались через траву, продирались сквозь кусты, перелезали через поваленные деревья, переходили бобровую плотину, шли вдоль каких-то водоемов.
12.

Дубовые листья.
13.

14.

Грибы какие-то нашли. Рвать не стали, но пару снимков сделали.
15.

16.

А этот мой любимый снимок из воскресной серии.
17.

Сердечко вам от меня и от бревна тоже.)))
18.

В какой-то момент я стала мечтать о том, чтобы просто выйти на нормальную укатанную дорогу, что мы все-таки и сделали, и вышли к затону. На другом берегу видно Хабарское - местный горнолыжный комплекс. И церковь Михаила Архангела рядом с ним.
19.

А в воде ледяными колокольчиками звенят веточки и травинки.
20.

21.

22.

23.

Быстро спустились сумерки.
24.

Вдалеке видна усадьба Приклонских-Рукавишниковых в , где я была в марте этого года.
25.

26.

27.

На Оке еще не закончилась навигация.
Неожиданно в сумерках показалась баржа, идущая по Оке. Мы дождались, когда ее будет видно получше.
28.

29.

Как всегда немного не рассчитали время на обратную дорогу. Этому отчасти поспособствовал рыбак, сбивший нас с толку и отправивший к другой переправе. Переправы не оказалось, пришлось возвращаться к плотине. Зато полчаса было потеряно. Подходили уже в полной темноте. И обратный переход был еще экстремальнее дневного, т.к. толком не видно было, куда нужно идти. Но с ним я справилась почему-то легче.

До машины мы шли молча, говорить уже не хотелось, хотелось быстрее прийти и выпить горячего чая.

Когда пришли, я достала бутылку с водой, чтобы помыть руки. Бутылка затрещала. Воды в ней не было: вся замерзла. А ведь горячей наливала. Остатки льда вытряхнула на землю и села в машину пить чай с конфетками.
Вот такое славное ноябрьское воскресенье выдалось у меня вчера.

PS: Сегодня мне сказали, что в общей сложности прошли около 15 км. Надо же, всего 15. А усталости было на все 25.))



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...