За что отвечает иммунная система. Что такое иммунная система и как она работает

Иммунная система необходима человеку, чтобы защитить организм от внешних чужеродных вторжений, контролировать физиологические реакции организма и обеспечить нормальное функционирование кровеносной системы. Наша иммунная система быстро распознает посторонних агентов, которые вторгаются в организм человека, и сразу включает адекватный защитный ответ, так называемую иммунную реакцию.

Чужеродные элементы имеют название «антигены», и по своей природе они могут иметь самое различное происхождение и строение: вирусы, грибы, бактерии, пыльца растений, домашняя пыль, химические вещества, трансплантированные ткани и органы – этот перечень очень велик. Если иммунная система работает с нарушениями, то антигены могут спровоцировать серьезные заболевания человека и будут угрожать его жизни.

Чтобы сформировать адекватный иммунный ответ на вторжение антигенов иммунная (лимфатическая) система включает в действие многие органы и специфические клетки, входящие в ее состав и расположенные по всему телу. Строение иммунной системы лишь немногим уступает по своей сложности нервной системе человека.

Основным органом иммунной системы у человека считается костный мозг , который отвечает за кроветворение – вырабатывает эритроциты, тромбоциты и лейкоциты взамен погибающим и отмирающим клеткам. Различают желтый и красный костный мозг, общий вес которого в организме взрослого человека достигает 2,5-3 кг. Месторасположение костного мозга — большие кости скелета человека (позвоночник, берцовая кость, тазовые кости и прочие).

Вилочковая железа или тимус вместе с костным мозгом представляет собой центральный орган иммунной системы, состоящий из незрелых и недифференцированных клеток — стволовых клеток, которые поступают к ней из костного мозга. В тимусе происходит созревание, дифференциация клеток и образование в итоге Т-лимфоцитов, которые отвечают за реакции клеточного иммунитета. Располагается вилочковая железа позади верхней трети грудины в средостении между правой и левой медиастинальной плеврой.

Вырабатывают лимфоциты и миндалины , которые располагаются на задней стенке носоглотки в верхней ее части. Миндалины состоят из диффузной лимфоидной ткани, которая содержит в себе небольших размеров плотные лимфоидные узелки.

Селезенка , один из центральных органов иммунной системы, расположена в брюшной полости в зоне левого подреберья, которая проецируется на уровне IX-ХI ребер. Селезенка имеет внешний вид слегка приплюснутой удлиненной полусферы. К селезенке поступает артериальная кровь по селезеночной артерии для очистки крови от чужеродных элементов и удаления старых и отмерших клеток.

Периферическая иммунная (лимфатическая) система представлена в органах и тканях человека разветвленной системой лимфатических капилляров, сосудов, протоков. Лимфатическая система работает в тесной взаимосвязи с системой кровообращения и постоянно соприкасается с тканевой жидкостью, через которую поступают питательные вещества к клеткам. Прозрачная и бесцветная лимфа по лимфатической системе переправляет в кровь продукты обмена веществ и является носителем защитных клеток — лимфоцитов, которые непосредственно контактируют с антигенами.

В состав периферической лимфатической системы входят специфические образования — лимфатические узлы , которые максимально расположены в организме человека, например, в паховой области, в районе подмышечной впадины, у основания брыжейки тонкого кишечника и другие. Лимфатическим узлам отводится защитная роль «фильтров», которая сводится к выработке лимфоцитов, иммунных тел, уничтожению болезнетворных бактерий. Лимфатические узлы являются хранителями лимфоцитов и фагоцитов. Они отвечают за иммунный ответ и формируют иммунную реакцию.

Лимфа активно участвует в ликвидации воспалительного процесса и , и активными участниками иммунных реакций являются клетки лимфы — лимфоциты, которые подразделяются на Т-клетки и В-клетки.

В-клетки (В-лимфоциты) вырабатываются и накапливаются в костном мозге. Это они образуют специфические антитела, которые являются «противовесом» только одному типу антигенов. Сколько антигенов поступит в организм, столько и видов антител образуется для нейтрализации чужеродных агентов во время иммунного ответа. В-клетки проявляют свою активность только в отношении антигенов, которые располагаются вне клеток и свободно плавают в крови.

Источником Т-клеток (Т-лимфоцитов) служит вилочковая железа. Этот тип лимфатических клеток, в свою очередь, подразделяется на Т-хелперов (Т-клетки-помощники) и Т-супрессоров. Т-хелперы играют ведущую роль в защитной реакции организма, координируют работу всех иммунных клеток. Т-супрессоры контролируют силу и продолжительность иммунного ответа, чтобы вовремя затормозить иммунную реакцию в случае, если антиген уже нейтрализован, и необходимости активной работы иммунной системы уже не существует.

Выделяются еще лимфоциты — Т-киллеры , которые прикрепляются к поврежденным или пораженным инфекцией клеткам человеческого организма, чтобы впоследствии их уничтожить.

Огромная роль в формировании иммунной реакции отводится фагоцитам , которые активно атакуют и разрушают антигены. Среди фагоцитов особый интерес представляет макрофаг, который называют «большим разрушителем». Он обволакивает и поглощает антигены или поврежденные клетки, чтобы затем, «переварив» их, окончательно разрушить на составные части.

В основе иммунных реакций лежит возможность распознавания «своего» и «чужеродного». Иммунная реакция синтезирует специфические образования антитела, которые становятся основой гуморального иммунитета, а сенсибилизированные лимфоциты обеспечивают клеточный иммунитет. Все иммунокомпетентные клетки обязательно участвуют в воспалительной (иммунной) реакции и определяют характер и ход её течения. Помимо этого, иммунные клетки контролируют и регулируют процессы регенерации тканей после их повреждения.

Итак, в ответ на вторжение любого антигена организм отвечает иммунной реакцией, которая имеет два типа иммунного ответа, вызывающиеся двумя разновидностями лимфоцитов. Гуморальный иммунитет формируют В-лимфоциты за счет образования свободных антител, циркулирующих в крови. Этот тип иммунной реакции называется гуморальной. Клеточная иммунная реакция развивается за счет Т-лимфоцитов, которые и формируют в итоге клеточно-опосредованный иммунитет. Указанные два вида иммунных реакций участвуют в уничтожении чужеродных белков, внедрившихся в организм или образованных самими тканями и органами человека.

Гуморальная иммунная реакция призвана ликвидировать чужие белки с помощью свободно циркулирующих в крови антител. В-лимфоциты при встрече с антигеном моментально узнают в нем чужеродное вещество и сразу превращаются в клетки, продуцирующие антитела, которые переносятся с током крови и уничтожают на своем пути «свои» антигены. Клетки, вырабатывающие антитела, называют плазматическими. Основной ареал их местонахождения — селезенка и в костный мозг.

По своей сути антитела — это белковые образования Y-образной формы, которые способны присоединиться к чужеродным белкам своеобразным механизмом «ключ-замок». Верхушка антитела, имеющая форму «V», закрепляется на инородном белке, а нижняя часть в виде «І» в виде моста соединяется с фагоцитом. Фагоцит, в свою очередь, удаляет комплекс «антиген-антитело» из организма, включив соответствующий механизм разрушения.

Но, самостоятельно В-лимфоциты не в состоянии обеспечить адекватную иммунную реакцию. Им на помощь приходят Т-лимфоцитов, которые запускают в действие клеточную иммунную реакцию, имеющую свои особенности. В отдельных случаях В-лимфоциты при встрече с антигеном не превращаются в плазматические клетки, а вместо этого они посылают Т-лимфоцитам сигнал о помощи для борьбы с инородными белками. Пришедшие на помощь Т-лимфоциты при столкновении с «чужаками» начинают вырабатывать специфические химические вещества под названием «лимфокины», которые служат катализатором для активации большого количества различных иммунных клеток. Все клетки, в свою очередь, приступают к активному делению и захвату инородной клетки для ее уничтожения. Особенность клеточной иммунной реакции состоит в том, что в ней не принимают участия антитела.

Иммунная система многофункциональна и уникальна, для нее характерен феномен «памяти», который обеспечивает при повторной встрече с антигеном ускоренный и более сильный иммунный ответ. Вторичная иммунная реакция всегда более эффективная по сравнению с первичной. Этот эффект является основой формирования иммунитета и смысла вакцинации.

С помощью иммунитета наш организм распознает, связывает и разрушает вещества и организмы, враждебные для нас. Если по-простому – система иммунитета человека уничтожает все, что не похоже на родные клетки организма.

В нашем организме существуют внутренние «институты» (вилочковая железа и костный мозг), в которых клетки (лимфоциты) обучаются распознавать все враждебное, все угрожающее жизни человека.

Уничтожению подлежат не только враждебные клетки, пришедшие извне, но и старые клетки организма, которые начинают неправильно функционировать, или мутировавшие клетки.

Система иммунитета человека в действии

После того, как одни клетки распознали угрозу, они передают сигналы другим клеткам, чтобы те пришли и уничтожили опасность. Клетки — распознаватели после этого хранятся в селезенке до следующего наступления схожей угрозы, другими словами – пожизненно. Всего лимфоидных клеток у взрослого человека накапливается 1,7-2 кг. После того, как угроза уничтожена, система организма (мочеполовая система) вымывает или выводит весь мусор наружу.

Вот почему так полезно, когда ребенка не ограждают от среды обитания, когда малыш постоянно встречается с различными заболеваниями. Именно в таких условиях закаляется его иммунитет, учится быстро реагировать на различные заболевания, и тем самым, в его организме постоянно пополняется банк клеток, которые уже знают, как реагировать на то или иное заболевание.

Если держать ребенка в стерильных условиях, то его иммунитет не работает — он просто-напросто спит, и это совсем не хорошо.

Какой орган отвечает за иммунитет?

Все эти органы взаимосвязаны лимфатической системой и системой кровообращения.
Итак, заправляют нашим иммунитетом тимус и костный мозг. Именно в этих органах образуются лимфоидные клетки (лимфоциты).

Костный мозг отвечает за кроветворение, то есть он создает новые кровяные клетки, взамен отмерших. Костный мозг заполняет трубчатые и плоские кости. Костный мозг так же производит стволовые клетки, которые приходят на помощь, когда поражается какой-нибудь орган.

Стволовые клетки изначально безликие, но когда требуется достроить тот или иной орган, они легко встраиваются в структуру и принимают необходимые свойства и функции.

К сожалению, красный костный мозг со временем превращается в желтый, и это заметно снижает защитные силы организма. Эритроцитов и стволовых клеток вырабатывается все меньше и меньше.


В тимусе (вилочковая железа) созревают и проходят обучение лимфоидные клетки. В лимфатических узлах за короткий промежуток времени создаются клетки быстрого реагирования на угрозу для организма. Эти клетки точно химически настроены, в зависимости от состава антигена.

Виды иммунитета человека

Не буду писать много о видах иммунитета, скажу лишь одно: наш первый иммунитет наследуется от родителей, а затем приобретается различными способами на протяжении всей жизни. На схеме хорошо видно, какие виды иммунитета существуют.

Иммунологические заболевания

Аллергия – это усиленная (очень-очень сильная) ответная реакция организма на антигены. Аллергические реакции могут приводить к воспалительным процессам, к спазмам бронхолегочных мышц, к зуду и высыпаниям. И с каждым новым контактом с аллергеном реакция усиливается.

СПИД – вирус, который имеет уникальную способность поражать Т-лимфоциты, которые перестают распознавать чужеродные клетки. Это приводит к постоянным болезням, то есть организм вообще перестает бороться с антигенами, тем самым методично разрушает себя.

Что ослабляет иммунитет?

Считается, что в первую очередь иммунитет подрывают хронические стрессы, затем недосыпания, которые тоже приводят к стрессам. Также считается, что иммунитет подрывают: переедание, курение, чрезмерное употребление алкоголя, длительное переохлаждение или перегрев.


Не следует путать переохлаждение (длительное охлаждение) и кратковременное охлаждение (закаливание), потому что закаливание как раз стимулирует нормальную работу иммунной системы.

Так какими методами можно укрепить иммунитет, и стоит ли его вообще укреплять? По моему мнению, поднимать иммунитет нет смысла, особенно в том случае, если организм и так абсолютно здоров. Искусственное повышение иммунитета может привести к различным аллергическим реакциям.

Так каков выход?

В детском возрасте следует всячески закалять ребенка, тем самым стимулируя иммунную систему находиться в активном состоянии, в боевой готовности, быстро реагировать на антигены, проникающие в организм ребенка.

После двадцати лет нужно поддерживать костный мозг в активном состоянии для того, чтобы он постоянно вырабатывал эритроциты и стволовые клетки (о том, как это сделать, есть видео урок в рамках курса «97 шагов»). Для того, что бы костный мозг не старел, не перерождался. Для того, чтобы человек как можно дольше оставался в состоянии защищать наше здоровье.

Организм человека это совокупная система, продуманная природой до мельчайших деталей. Выходя из строя какой-либо механизм нарушает целостность структуры и развивается заболевание. Для предотвращения изменений необходимо не только вести здоровый образ жизни, но и правильно укреплять работоспособность внутренних органов, что отвечает за иммунитет.

Из чего состоит иммунитет человека

Резистентность - защитная система, способствующая сохранению постоянства процессов в гомеостатических механизмах, выработке антител к болезнетворным агентам и подавлению мутаций собственных клеток.

Гомеостаз - внутренняя среда, жидкостный компоненты: кровь, лимфа, соли, спиномозговая, тканевая, белковые фракции, жироподобные соединения и другие вещества, которые образуют обменные процессы необходимые для нормального течения физиологических и химических реакций обуславливающих полноценную здоровую жизнедеятельность. Сохраняя относительное постоянство процессов человек защищен от болезнетворных и опасных микроорганизмов. Изменение гомеостатических показателей говорит о наличии сбоя в функционировании сопротивляемости и нарушении полноценной работоспособности всего организма.

Иммунная система состоит из врожденного, генетически заложенного резистентного статуса, а так же из приобретенного видов невосприимчивости к чужеродным агентам.

Неспецифический тип отвечает за защиту на 60%. Появляясь во внутриутробном состоянии, после рождения резистентность у ребенка способна:

  • Различать клеточные структуру по принципу свой или чужой;
  • Активировать фагоцитоз;
  • Систему комплимента: глобулины, вызывающие последовательность возникновения специфического иммунного ответа;
  • Цитокины;
  • Гликпротеиновые связи.

Благодаря отлаженным механизмам и реакциям в организме при наличии угрозы срабатывают процессы по обнаружению, поглощению и уничтожению чужеродных агентов.

Специфический тип сопротивляемости вырабатывается при непосредственном контактировании с антигеном. Совершенствует механизмы на протяжении всей жизнедеятельности. Осуществляется:

  • Гуморальными реакциями - образование белковых антител иммуноглобулинов. Различают по структуре и функционалу: А, Е, М, G, Д;
  • Клеточный - предпологает активное участие в уничтожении болезнетворного объекта телами лимфоцетарной системы типа Т - тимус зависимыми, к ним относятся супрессоры, киллеры, хелперы, цитотоксические.

Все структуры, как специфического так и не специфического работают в совокупности и обеспечивают сильную защиту, образуя рост иммунной реакции от локального, то есть местной сопротивляемости, до активирования всех резистентных механизмов по мере распространения инфекции.

Классифицируется на:

  • Врожденный - индивидуальная генетическая особенность, предотвращающая или вызывающая заболевание определенного вида. Например человек не восприимчив к тяжелыми патологиям, поражающие животные организмы;
  • Приобретенный - проявление функции по запоминанию чужеродного объекта и усилению действия механизмов защиты на повторное вторжение инфекции, так как иммунитет выработался в форме антитела.

Так же рассматривается в видах резистентности:

  • Естественного, вырабатываемого при непосредственном контакте с антигеном;
  • Искусственного - получаемого путем введения вакцин, сывороток, иммуноглобулинов.

Сопротивляемость организма, так же как и любая другая система подвержена заболеваниям, классифицируемым по наличию и активности течения реакций:

  • Аллергия;
  • Неадекватная воздействие на родные клетки;
  • Дефицит способностей к невосприимчивости.

Для обеспечения надежной защиты используются методы профилактики и укрепления сопротивляемости:

  • Вакцинация;
  • Прием витаминов и минералов;
  • Правильное питание;
  • Здоровый подвижный образ жизни.

Где находится

Что входит в иммунную систему человека - каждая часть несет на себе определенный функционал и подразделяется условно на:

  • Центральную;
  • Периферическую.

Какой орган отвечает за иммунитет человека - полноценная резистентная совокупность соединяет между своими частями все ткани и центральные анатомические структуры.

Наглядно расположение основных элементов иммунитета показывают схемы строения человека:

  • Аденоиды, миндалины;
  • Яремная вена;
  • Вилочковая железа;
  • Лимфатические узлы и протоки: шейные, подмышечные, паховые, кишечные, афферентные;
  • Селезенка;
  • Красный косный мозг.

Так же в организме человека распространена сеть лимфа узлов, обеспечивающая контроль над каждым участком тела.

В крови и других жидкостях постоянно циркулируют компетентные клетки резистентной системы, обеспечивающие мгновенное распознавание, распространение информации об обнаружении чужака и подбор механизмов атаки для уничтожения возбудителя болезни.

Как вырабатывается

В организме человека какой орган отвечает за иммунитет имеет большое значение, так как механизм начала и течения иммунного ответа состоит из совокупных последовательных реакций и функций неспецифического сопротивления, гуморальной и клеточной защиты.

Первичная линия обороны направлена на предотвращение проникновения инфекции во внутренние структуры. К ним относятся: здоровая кожа, слизистые, естественные секреторные жидкости, гематоэнцеалогические барьеры. А так же особые белковые соединения - интерферон.

Второе направление защитных элементов активирует активность, когда в организм непосредственно проникла инфекция. Различают системы:

  • Распознавания антигенов - моноциты;
  • Исполнения и уничтожения - лимфоциты типа Т, В;
  • Иммуноглобулины.

Так же аллергическая реакция замедленного или быстрого вида на раздражитель считается частью резистентного ответа.

В организме человека защитные иммунокомпитентные клетки формируются:

  • В первом, случае в селезенке: фагоциты, растворимые тельца: цитокины, ситема комплимента, интерлейкины, гликопротеин;
  • Во втором - элементы проходят процесс образования из стволовых клеток попадая в тимус. Созревшие они распространяются по всему телу и накапливаются в лимфоидной ткани, узлах.

Механизм иммунного ответа:

  • При проникновении образуется хемокин, вызывающий воспаление и привлекающий резистентные тельца;
  • Рост активности фагоцитов и макрофагов;
  • Формирование иммуноглобулинов;
  • Подбор реакции для обеспечения связи антитело-антиген.

Функции

Главные особенности внутренних структур входящих в систему резистентности лучше всего рассматривать в форме таблицы

органы иммунитета

характеристика

Красный косный мозг

Полужидкое вещество губчатой консистенции с темным бордовым оттенком. Располагается в зависимости от возраста: ребенок - все кости, подростки и старшее поколение - черепные кости, таз, ребра, грудина, позвоночник.

Обеспечивает кроветворение: лейкоциты, тромбоциты. эритроциты, полноценную сопротивляемость: лимфоциты (Поддерживает процесс созревания типа В, связь с клетками Т вида), макрофаги, стволовые элементы.

Вилочковая железа

Появляется внутриутробном периоде. С возрастом сокращается. Расположена в верхней части грудины в виде долей охватывающих трахею.

Формирование иммунных гормонов, развитие защитных антител. Участвует в обменных процессах, в том числе регулирует минерализацию костной структуры. Обеспечивает нервно0мышечную связь.

Селезенка

Овальный орган в виде железы. Находится вверху брюшины за желудком.

Хранит запас крови, защищает от разрушения телец. Содержит запас зрелых лимфоцитов. Образует способность вырабатывать антитела и иммуноглобулины. Активирует гуморальные реакции. Главными функциями считаются: распознавание болезнетворных объектов, а так же переработка и утилизация старых и неполноценных телец гемы.

Типы лимфоидной ткани:

Миндалины

Расположена в глотке.

Обеспечивает местный пограничный иммунитет верхних дыхательных путей. Поддерживает микрофлору слизистых во рту.

Пейеровы бляшки

Распространены в кишечнике.

Формируют резистентный ответ. Препятствуют росту условно-патогенной и болезнетворной фауны. Нормализуют и отвечает процесс созревания лимфоцитов.

Находятся в подмышках, паху, в других местах по пути тока лимфы. В организме их около 500. имеют самую разнообразную форму.. представляет собой капсулу, покрытую соединительной тканью с внутренней системой синусов. С одной стороны - вход для артерий и нервов, с другой - сосуды и венозные каналы.

Способствуют задержке возбудителей, проникших в лимфу.

Активно принимает участие в процессе образования иммунных и плазматических клеток.

Иммунокомпетентные клетки

Лимфоциты типа:

В - антителопродуценты;

Т - стволовые тельца красного костного мозга, созревающие в тимусе,

Обеспечивают резистентный ответ, определяют силу реактивных процессов, формируют гуморальные механизмы. Способны к запоминанию антигена.

Иммунитет ребенка - вопрос, который беспокоит всех родителей, особенно в холодный простудный период. Так хочется, чтобы ребенок был здоровым, веселым и активным!

Для этого ему необходим сильный иммунитет, способный справиться с атаками вирусов, которые окружают повсюду: в теплом помещении детского сада и класса, в автобусе, в магазине и т.д. Чтобы укрепить иммунитет, нужно понимать, какие органы за него отвечают и как помочь им работать в полную силу.

Органы, которые отвечают за иммунитет

Об иммунитете уже столько было писано-переписано. И как бы банально это ни звучало, еще раз повторю: "Иммунитет нужно укреплять!". Родители наверняка спросят: а что конкретно укреплять? И правда, иммунитет представляется нам каким-то эфемерной сущность, гуляющей по организму и слабеющей после каждой простуды ребенка. Что же такое иммунитет и какие органы за него отвечают?
Иммунитет - это сложная система, в работе которой задействованы такие основные органы:

  • вилочковая железа (тимус),
  • костный мозг,
  • селезенка,
  • миндалины,
  • аппендикс;
  • лимфоузлы;
  • клетки, выстилающие стенки киш ечника.

Также попутно с основными функциями, входят в иммунную систему также и множество "специально обученных" клеток - макрофаги, моноциты, Т-лимфоциты, В-лимфоциты, кожа, слизистые оболочки, легкие и другие органы, создающие физические и химические барьеры для проникновения бактерий.
Таким образом, получается, что укрепление иммунитета равносильно укреплению организма в целом, налаживанию работы всех его систем.

Если хочешь быть здоров

Хотите, чтобы ребенок рос здоровым, - отдай его в спортивную секцию. Основываясь на медицинской статистике, 70% болеющих детей не занимаются никакой активностью. А ведь систематическая физическая нагрузка и движение нужны больше всего именно растущему организму.

Идеально 2-3 раза в неделю водить ребенка в бассейн (только если вода не хлорируется): во время плавания работают все группы мышц, активизируется дыхание и кровообращение, в 2 раза ускоряется обмен веществ и, конечно, закаляется организм.


Для школьников, просиживающих за партами по нескольку часов кряду, этот вид спорта особенно показан: плавание снимает ощущение скованности в суставах, особенно в позвоночнике и плечевом поясе.


Впрочем, для укрепления организма подходит любой спорт: это может быть и теннис, и футбол, и карате, и легкая атлетика, и танцы - важно, чтобы ребенок достаточно двигался.

Физкульт-ура!



Физическая активность - это простой способ поддержания крепкого и здорового иммунитета. Не зря же ученые выяснили, что существует прямая зависимость между заболеваемостью малыша и занятиями спортом. Спорт улучшает физические возможности ребенка, эмоциональное состояние, выносливость и прививает любовь к активному отдыху.

Поверьте, малыш, став старше, скажет вам за это спасибо. Тем более, благодаря физкультуре:

  • происходит очищение организма за счет дыхания, так как во время тренировки оно становится глубоким и активным. Это позволяет через дыхательные пути выйти вредным бактериям и вирусам наружу;
  • ускоряется циркуляция крови, что способствует быстрому попаданию ее во все ткани и органы - это формирует защиту организма от вирусных атак;
  • клетки, обогащенные кислородом, улучшают работу всех органов и систем. Это является отличной профилактикой заболеваний;
  • за счет физической активности развиваются мышцы, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Ребенок становится увереннее в себе и своих силах.

На какой спорт отдать?


Выбор спортивных секций огромен - и этим нужно пользоваться. В Украине лидируют командные направления спорта: футбол, баскетбол, хоккей, волейбол и т.д.

Игровой вид активности формирует у ребенка способность работать в коллективе, общаться со сверстниками, искать и находить компромиссы, проявлять настойчивость и упорство в достижении командной цели, единой для всех. Второе место отведено атлетике, гимнастике и единоборствам. Эти виды спорта обеспечивают укрепление мышц, развитие силы, выносливости, гибкости, пластичности, ловкости и дисциплине.

Тот, кто проводит вечера перед компьютером, вряд ли сможет похвастаться крепким здоровьем.

Чтобы физические нагрузки приносили пользу и удовольствие, нужно выбирать спортивные направления исходя из особенностей вашего ребенка: его желаний, предпочтений, темпераментом и умений. И напоследок. Будьте примером для своих детей - занимайтесь спортом.

Иммунная система — это совокупность органов, тканей и клеток, работа которых направлена непосредственно на защиту организма от различных заболеваний и на истребление уже попавших в организм чужеродных веществ.

Данная система является препятствием на пути инфекций (бактериальных, вирусных, грибковых). Когда же в работе иммунной системы происходит сбой, то вероятность развития инфекций возрастает, это также приводит к развитию аутоиммунных заболеваний, в том числе рассеянного склероза.

Органы, входящие в иммунную систему человека: лимфатические железы (узлы), миндалины, вилочковая железа (тимус), костный мозг, селезёнка и лимфоидные образования кишки (Пейеровые бляшки). Главную роль играет сложная система циркуляции, которая состоит из лимфатических протоков соединяющих лимфатические узлы.

Лимфатический узел – это образование из мягких тканей, имеет овальную форму и размером 0,2 – 1,0 см, в котором содержится большое количество лимфоцитов.

Миндалины – это маленькие скопления лимфоидной ткани, располагаются с двух сторон глотки. Селезёнка – внешне очень похож на большой лимфатический узел. Функции у селезёнки разнообразные, это и фильтр для крови, хранилище для клеток крови, продукции лимфоцитов. Именно в селезёнке старые и неполноценные клетки крови разрушаются. Располагается селезёнка в районе живота под левым подреберьем около желудка.

Вилочковая железа (тимус) — располагается данный орган за грудиной. Лимфоидные клетки в тимусе размножаются и «учатся». У детей и людей молодого возраста тимус активен, чем человек старше, тем тимус становится менее активный и уменьшается в размере.

Костный мозг – это мягкая губчатая ткань, расположенная внутри трубчатых и плоских костей. Главная задача костного мозга это продукция клеток крови: лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов.

Пейеровы бляшки – Это сосредоточение лимфоидной ткани в стенке кишечника. Главную роль играет система циркуляции, состоящая из лимфатических протоков, которые соединяют лимфатические узлы, и транспортируют лимфатическую жидкость.

Лимфатическая жидкость (лимфа) – это жидкость без цвета, протекающая по лимфатическим сосудам, в ней содержится много лимфоцитов – белых кровяных телец, участвующих в защите организма от болезней.

Лимфоциты – это образно говоря «солдаты» иммунной системы, именно они отвечают за уничтожение чужеродных организмов или больных клеток (инфицированных, опухолевых и т.д.). Самые важные виды лимфоцитов (В-лимфоциты и Т-лимфоциты) они работают вместе с остальными иммунными клетками и не позволяют вторгнуться в организм инородных субстанций (инфекций, чужеродных белков и т.д.). На первом этапе организм «учит» Т- лимфоциты отличать посторонние белки от нормальных (своих) белков организма. Этот процесс обучения проводится в вилочковой железе (тимусе) в детском возрасте, так как в этом возрасте тимус наиболее активен. Далее человек достигает подросткового возраста, и тимус уменьшается в размере и теряет свою активность.

Интересный факт, что при многих аутоиммунных заболеваниях, и при рассеянном склерозе так же, иммунная система не узнаёт здоровые клетки и ткани организма, а относится к ним как к чужеродным, начинает атаковать их и разрушать.

Роль иммунной системы человека

Иммунная система появилась вместе с многоклеточными организмами и развивалась, как помощник их выживанию. Она соединяет органы и ткани, которые гарантируют защиту организма от генетически чужеродных клеток и веществ, которые поступают с окружающей среды. По организации и механизмам функционирования она подобна нервной системе.

Обе системы представлены центральными и периферическими органами, способными реагировать на разные сигналы, имеют большое количество рецепторных структур, специфическую память.

К центральным органам иммунной системы относят красный костный мозг, к периферическим — лимфатические узлы, селезёнку, миндалины, аппендикс.

Центральное место среди клеток иммунной системы занимают лейкоциты. С их помощью иммунная система способна обеспечить разные формы иммунного ответа при контакте с чужеродными телами: образование специфических антител крови, образование разных видов лейкоцитов.

История исследования

Само понятие иммунитет в современную науку внесли русский ученый И.И. Мечников и немецкий — П. Эрлих, изучавшие защитные реакции организма в борьбе против различных заболеваний, прежде всего, инфекционных. Их совместные работы в этой области даже были отмечены в 1908 году Нобелевской премией. Большой вклад в науку иммунологию внесли также работы французского ученого Луи Пастера, разработавшего методику вакцинации против ряда опасных инфекций.

Слово иммунитет происходит от латинского immunis, которое означает «чистый от чего-либо». Сначала считалось, что иммунитет защищает организм только от инфекционных заболеваний. Однако исследования английского ученого П. Медавара в середине двадцатого века доказали, что иммунитет обеспечивает защиту вообще от любого чужеродного и вредного вмешательства в организм человека.

В настоящее время под иммунитетом понимают, во-первых, устойчивость организма к инфекциям, а, во-вторых, ответные реакции организма, нацеленные на уничтожение и удаление из него всего того, что ему чуждо и несет угрозу. Ясно, что не будь у людей иммунитета, они просто не смогли бы существовать, а его наличие позволяет успешно бороться с заболеваниями и доживать до старости.

Работа иммунной системы

Иммунная система сформировалась за долгие годы эволюции человека и действует, как хорошо отлаженный механизм, и помогает бороться с болезнями и вредоносным влиянием окружающей среды. В её задачи входит распознавать, разрушать и выводить из организма как проникающие извне чужеродные агенты, так и образующиеся в самом организме продукты распада (при инфекционно-воспалительных процессах), а также патологически изменившиеся клетки.

Иммунная система способна распознать множество «чужаков». Среди них вирусы, бактерии, ядовитые вещества растительного или животного происхождения, простейшие, грибы, аллергены. К их числу она относит и превратившиеся в раковые и потому ставшие «врагами» клетки собственного организма. Главная её цель — обеспечить защиту от всех этих «чужаков» и сохранить целостность внутренней среды организма, его биологическую индивидуальность.

Как происходит распознавание «врагов»? Этот процесс идёт на генном уровне. Дело в том, что каждая клетка несет свою, присущую только данному человеку генетическую информацию (можно назвать её меткой). Её -то иммунная система и анализирует, когда обнаруживает проникновение в организм или изменения в нем. Если информация совпадает (метка в наличии), значит - свой, если не совпадает (метка отсутствует) - чужой.

В иммунологии чужеродные агенты принято называть антигенами. Когда иммунная система обнаруживает их, сразу включаются защитные механизмы, и против «чужака» начинается борьба. Причем для уничтожения каждого конкретного антигена организм вырабатывает специфические клетки, их называют антитела. Они подходят к антигенам, как ключ к замку. Антитела связываются с антигеном и ликвидируют его - так организм борется с заболеванием.

Аллергические реакции

Одной из иммунных реакций является аллергия — состояние повышения реагирования организма на аллергены. Аллергены — это вещества или предметы, которые способствуют появлению аллергической реакции в организме. Их делят на внутренние и внешние.

К внешним аллергенам относят некоторые пищевые продукты (яйца, шоколад, цитрусовые), разные химические вещества (духи, дезодоранты), лекарства.

Внутренние аллергены – собственные ткани организма, обычно с измененными свойствами. Например, при ожогах организм воспринимает мертвые ткани, как чужеродные и создаёт для них антитела. Такие же реакции могут произойти при укусах пчел, шмелей, других насекомых. Аллергические реакции развиваются бурно либо последовательно. Когда аллерген действует на организм впервые, то вырабатываются и накопляются антитела с повышенной чувствительностью к нему. При повторном попадании этого аллергена в организм получается аллергическая реакция, например появляется высыпания на коже, различные опухоли.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...