Земская реформа петра 1. Политические реформы Петра I

В период правления Петра Ι государственное и социальное устройство России подверглось изменениям. С 1698 года царь осуществил ряд преобразований, направленных на укрепление своей власти и повышение уровня развития страны. Предлагаем кратко ознакомиться с ними, прочитав нашу статью.

Особенности Петровских реформ

Ценность деятельности Петра Великого для истории вызывает столько же споров, сколько и сама его личность. Одни считают, что внутренняя политика царя была новаторской. Другие утверждают, что он лишь продолжил естественные процессы изменения государства. Точно только то, что Петра Ι провел масштабные преобразования, в которых так нуждалась Россия.

Меры по проведению реформ нельзя назвать мягкими. Скорее они являлись принудительными и поспешными. Выясним, в чем заключаются причины слабо продуманных изменений:

  • Первичной целью реформ Петра Первого было создание боеспособной армии для получения выхода к морю (Северная война), чтобы вывести Россию на новый экономический уровень. Существовала необходимость охранять целостность страны. Убедившись, что с имеющимися войсками успеха не добиться, царь начал срочную реорганизацию всех сфер, способных принести средства на ведение войны и обеспечение армии;
  • Петр Великий был поклонником европейского образа жизни. После путешествия по Западной Европе (Великое посольство), он стремился быстрее укоренить иностранные традиции в своем государстве.

Так преобразования затронул не только политику, но и общество в целом.

Во время путешествия Петр Великий в Нидерландах как волонтер работал на верфи. Он поучаствовал в создании нового фрегата «Петр и Павел».

Рис. 1. Поездка Петра Ι в Европу.

Главные преобразования в таблице

В таблице “Реформы Петра Первого” приведены основные мероприятия:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Группа реформ

Сфера реформирования Содержание и главные даты

Государственно административные

Государственное управление Формирование Сената - высшего госоргана (1711); Создание 13 Коллегий - центральных органов власти (1717-1721); Введение должности фискала для контроля над госслужащими (1711).

Местное управление Разделение государства на 8 губерний (1708-1711); Подразделение губерний на провинции, а их на дискриты (1719-1720); Создание Главного магистрата в Петербурге для контроля над городскими магистратами (1720).

Судебная

Права верховного суда перешли к Сенату и Юстиц-коллегии; Судебный процесс стал не совещательным, а следственным (1697); Принятие законодательных актов, определяющих понятие и проведение судебного процесса (1716).

Ликвидация войск старого образца (1698); Первый набор рекрутов (1699); Постоянная рекрутская повинность (с 1705); Разработан Воинский устав (1716) и Морской устав (1720); Создана Адмиралтейская (1717) и Военная коллегия (1718); Открытие военных школ (1698-1721); Создание военных производств - верфи, заводы (1701-1721); Утверждение Табеля о рангах (1722).

Церковная

Отмена выборов нового Патриарха (1700); Выход указов о монашеском быте и управлении церковными владениями (1701); Утвержден Духовный регламент и создан Святейший Синод для управления церковной жизнью (1721); Происходило частичное изъятие церковного имущества в пользу государства.

Экономические

Денежная Снижен вес монет (1694); Чеканка новых монет (1700-1704) с использованием винтового пресса.

Налоговая

Введены новые сборы; Проведена перепись дворов, платящих налоги (1710); Проведение поголовной переписи (1718-1724); Главным налогом стала подушная подать вместо подворной (1724).

Промышленность и торговля

Указ о работе в России иностранных специалистов (1702); Указ о приписывании крестьян к мануфактурам (1703); Утверждение Берг-привилегии о добыче ресурсов (1719); Разрешение на покупку мануфактурами крепостных (1721); Введение таможенного тарифа на ввоз иностранной продукции (1724).

Социальные

Сословная Указ о единонаследии для дворян (1714); Табель о рангах распределял также гражданские звания (1722); Создание новой категории государственных крестьян; Ограничение вмешательства помещиков в личную жизнь крепостных (1724).

Культура

Разрешение на курение и продажу табака (1697); Ограничение в ношении бород (1698); Введение нового календаря, летоисчисления, норм в одежде (1700); Создание музея редкостей (1714).

Наука и образование

Указ о начальном образовании для дворян (1706); Открытие первой гимназии (1705); Создание цифирных школ при монастырях (1714); Создание гарнизонных школ для солдатских детей (1721); Создана Академия наук (1724).

Медицина

Открытие новых аптек (1701); Создан Московский госпиталь (1706); Выделено место для выращивания лекарственных трав (1714).

Рис. 2. Заседание Сената при Петре Ι.

Результаты

Рассмотрим перемены связанные с реформами Петра Великого (не все из них положительные):

  • Выстраивание четкой цепочки управления государством, сосредоточившей высшую власть в руках императора и его приближенных;
  • Замена ставшего неэффективным подворного налога на более доходный подушный;
  • Создание, усовершенствование и обеспечение постоянной армии и флота путем введения обязательной военной службы;
  • Развитие образования и науки;
  • Развитие национальных производств с использованием не только наемных рабочих, но и крепостных;
  • Распространение иностранных традиций в ущерб национальной культуре.

В 1724 году Петром Ι был издан указ о создании Академии Наук, что послужило началом для усовершенствования системы накопления научных знаний.

Рис. 3. Академия наук при Петре Ι.

Что мы узнали?

Внимательно изучив таблицу Реформы Петра 1 (10 класс), мы познакомились со списком изменений, узнали их особенности. Определили, какие сферы они затронули. Можем оценить все плюсы и минусы проведенных преобразований.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 415.

Э.Фальконе. Памятник Петру I

Вся деятельность Петра I была направлена на создание сильного независимого государства. Осуществление этой цели могло быть реализовано, по мнению Петра, только через абсолютную монархию. Для образования абсолютизма в России была необходима совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. Таким образом, все проведенные им реформы можно считать политическими, поскольку результатом их осуществления должно было стать могущественное Российского государство.

Существует мнение, что петровские реформы носили спонтанный характер, были необдуманными и часто непоследовательными. На это можно возразить, что невозможно в живом обществе рассчитать все с абсолютной точностью на десятилетия вперед. Конечно, в процессе осуществления преобразований жизнь вносила свои коррективы, поэтому менялись планы и появлялись новые идеи. Порядок проведения реформ и их особенности были продиктованы ходом затяжной Северной войны, а также политическими и финансовыми возможностями государства в определенный период времени.

Историки выделяют три этапа петровских реформ:

  1. 1699-1710 гг. Происходят изменения в системе государственных учреждений, создаются новые. Реформируется система местного самоуправления. Устанавливается рекрутская система.
  2. 1710-1719 гг. Ликвидируются старые учреждения и создается Сенат. Проводится первая областная реформа. Новая военная политика приводит к строительству мощного флота. Утверждается новая законодательная система. Государственные учреждения переводятся из Москвы в Петербург.
  3. 1719-1725 гг. Начинают работать новые учреждения и окончательно ликвидируются старые. Проводится вторая областная реформа. Расширяется и реорганизовывается армия. Проводится церковная и финансовая реформы. Вводится новая система обложения и государственной службы.

Солдаты Петра I. Реконструкция

Все реформы Петра I закреплялись в форме уставов, регламентов, указов, имеющих одинаковую юридическую силу. А когда 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул «Отца Отечества», «Императора Всероссийского», «Петра Великого», это соответствовало уже юридическому оформлению абсолютной монархии. Монарх не был ограничен в полномочиях и правах никакими административными органами власти и управления. Власть императора была широка и сильна в такой степени, что Петр I преступал обычаи, касавшиеся персоны монарха. В Воинском уставе 1716г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять» . «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает ». Монарх являлся главой государства, церкви, верховным главнокомандующим, высшим судьей, исключительно в его компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх являлся носителем законодательной и исполнительной власти.

В 1722 г. Петр I издал Указ о престолонаследии, по которому монарх определял своего преемника «признавая удобного», но имел право лишить его престола, видя «непотребство в наследнике», «усмотря достойного». Законодательство определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями. Всякий, «кто какое зло умышлять будет», и те, которые «вспомогали или совет подавали или, ведая, не известили», наказывались смертной казнью, вырыванием ноздрей или высылкой на галеры — в зависимости от тяжести преступления.

Деятельность Сената

Сенат при Петре I

22 февраля 1711 г. был образован новый государственный орган — Правительствующий сенат. Члены Сената были назначены царем из числа его ближайшего окружения (сначала в количестве 8 человек). Это были крупнейшие деятели того времени. Назначения и отставки сенаторов происходили по указам царя. Сенат был постоянно действующим государственным коллегиальным органом. В его компетенцию входило:

  • совершение правосудия;
  • решение финансовых вопросов;
  • общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.

В Указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Сената» Петром I даны подробные предписания по вопросам деятельности Сената, регламентируются состав, права и обязанности сенаторов; устанавливаются правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Но нормативные акты Сената не имели высшей юридической силы закона. Сенат только лишь принимал участие в обсуждении законопроектов и толковал закона. Но по отношению ко всем другим органам Сенат был высшей инстанцией. Структура Сената сложилась не сразу. Сначала Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, а затем образовались два отделения: Расправная палата (как особое отделение до появления Юстиц-коллегии) и Сенатская контора (которая занималась вопросами управления). Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: губернский, секретный, разрядный, приказный и фискальный.

Расправная палата состояла из двух сенаторов и назначаемых Сенатом судей, которые регулярно (ежемесячно) подавали в Сенат рапорты о делах, штрафах и розысках. Приговор Расправной палаты мог быть отменен общим присутствием Сената.

Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, исполнение указов Сената, контроль исполнения сенаторских указов в губерниях. У Сената были вспомогательные органы: рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720 г. при Сенате была учреждена должность «приема челобитен» (с 1722г. – рекетмейстер), который принимал жалобы на коллегии и канцелярии. В обязанности герольдмейстера входило составление списков в государстве, дворян, наблюдением, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

Губернские комиссары следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы несли личную ответственность перед монархом, в случае нарушение присяги они подвергались смертной казни или попадали в опалу, отрешались от должности, наказывались денежными штрафами.

Фискалитет

С развитием абсолютизма учреждался институт фискалов и прокуратуры. Фискалитет являлся особой отраслью сенатского управления. Обер-фискал (глава фискалов) состоял при Сенате, но одновременно фискалы были доверенными лицами царя. Царь назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Компетенция фискалов была обозначена в Указе от 17 марта 1714 г.: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», борьба со взяточничеством и казнокрадством. Сеть фискалов постоянно стала формироваться по территориальному и ведомственному принципам. Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» за ними контроль. В духовном ведомстве во главе фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях инквизиторы. С созданием Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и контроль Сената, а после учреждения должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. назначается генерал-фискал — высший орган для фискалов. Он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.

Организация Прокуратуры

Указом от 12 января 1722 г. была организована Прокуратура. Затем последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722 г. устанавливалась его компетенция: присутствие в Сенате («смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил») , контроль за фискалами («ежели что худо будет, немедленно доносить Сенату»).

В 1717-1719 гг. — период становления новых учреждений — коллегий. Большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их преемниками. Система коллегий сложилась не сразу. 14 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Военная, Ингстранных дел, Берг, Ревизион, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Через несколько лет их стало уже 13. Присутствие коллегии: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии: секретарь, нотариус, переводчик, актуариус, копиист, регистратор и канцелярист. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), осуществлявший контроль за деятельностью коллегий и подчинявшийся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената , имея право не исполнять указы Сената, если они противоречили указам царя.

Деятельность коллегий

Коллегия иностранных дел ведала «всякими иностранными и посольскими делами», координировала деятельность дипломатов, заведовала сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществляла дипломатическую переписку.

Военная коллегия управляла «всеми воинскими делами»: комплектованием регулярной армии, управлением делами казачества, устройством госпиталей, обеспечением армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция.

Адмиралтейская коллегия управляла «флотом со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Камер-коллегия должна была осуществлять «высшее надзирание» за всеми видами сборов (таможенные, питейные), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

Камер-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций) . Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.

Берг-коллегии курировали вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, руководили закупкой золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов Берг-коллегий.

Мануфактур-коллегия занималась вопросами промышленности, кроме горнодобывающей, управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири; давала разрешение на открытие мануфактур, регулировала выполнение государственных заказов, предоставляла льготы. В ее компетенцию входило также: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактурах, контроль производства, снабжение предприятий материалами. Она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по «важным и спорным» делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на «неправые решения» по поместным и вотчинным делам.

Тайная канцелярия занималась сыском и преследованиями по политическим преступлениям (например, дело царевича Алексея) . Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия ).

Здание Сената и Святейшего Синода

Деятельность Синода

Синод — главное центральное учреждением по церковным вопросам. Синод назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении ересей, богохульств, расколов и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией.

Административно-территориальное деление

Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление. Вначале было образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 гг. еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской — Рижская губерния. Во главе губерний находились губернаторы, генерал-губернаторы, которые осуществляли административную, военную и судебную власть.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники: обер-комендант регулировал военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и др. сборы, ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.

Губерния делилась на провинции (во главе — обер-комендант) , провинции — на уезды (во главе комендант) .

Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант — губернатору, последний Сенату. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов, органом управления были ландарты.

Было создано 50 провинций, которые делились на округа — дистрикты. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции.

Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Главной особенностью органов местного управления было то, что они исполняли одновременно административные и полицейские функции.

Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Но в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. Были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора.

Создание армии и флота

Петр I превратил отдельные наборы «даточных людей» в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно.

Петровский флот

Создание рекрутской системы проходило с 1699 по 1705 гг. с Указа 1699 г. «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей». Система базировалась на классовом принципе: офицеры набирались из дворян, солдаты — из крестьян и иного податного населения. За период 1699-1725 гг. было проведено 53 набора, что составило 284187 человек. Указом от 20 февраля 1705г. были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали порядок внутри страны. Созданная русская регулярная армия показала себя в битвах под Лесной, Полтавой и в других сражениях. Реорганизацию армии осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала возможность иметь большую боеспособную армию.

Петр и Меньшиков

Российский флот тоже формировался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло ее международный престиж и сделало морской державой.

Судебная реформа

Она была проведена в 1719 г.и упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы — отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, он решал наиболее важные государственные дела. Монарх, как верховный судья, многие дела разбирал и решал самостоятельно. По его инициативе возникли Канцелярии розыскных дел возникли по его инициативе, они помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя, а Сенат являлся апелляционной инстанцией. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления) . Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами. Областные суды состояли из надворных и нижних судов.

Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции.

Камериры судили за дела, касавшиеся казны; воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел.

Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Но поскольку порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи — в административные, была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам.

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Судебные дела чаще всего решались медленно, сопровождались волокитой и взяточничеством.

Состязательный принцип заменялся следственным. Вообще, судебная реформа проходила особенно беспланово и сумбурно. Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

Историк Н. Я. Данилевский отмечал две стороны деятельности Петра I: государственную и реформативную («изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях»). По его мнению, «первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства». Деятельностью второго рода Петр привнес «величайший вред будущности России»: «Жизнь была насильственно перевернута на иностранный лад».

Памятник Петру I в Воронеже

Многие знают, что изменения, проводимые Петром I, кардинально изменили государство. Преобразования затронули все сферы жизни российских подданных, оставив важнейший след в истории.

Реформы имели огромное значение для дальнейшего развития страны, заложили фундамент для многочисленных достижений во всех сферах жизни государства и его граждан.

Все нововведения, которые перевернули устройство России в начале 18 века, охватить в одной статье очень трудно, но кратко о том, какие преобразования ломали старый общественный уклад, постараемся описать.

Петр I своими реформами затронул практически все сферы жизни.

Преобразования происходили одновременно по важнейшим направлениям государственной деятельности:

  • армия;
  • сословия;
  • государственное управление;
  • церковь;
  • экономика и финансы;
  • наука, культура и образование.

Деятельность большинства областей изменилась основательно.

Больше всего государь мечтал о создании флота и развитии морских торговых отношений с Европой. Чтобы осуществить эту цель, он отправился в путешествие. Вернувшись после посещения нескольких европейских стран, царь увидел, насколько Россия отставала в своем развитии.

Причем отсталость от Европы проявлялась во всех сферах деятельности. Петр понимал, что без реформ Россия навсегда потеряет возможность сравниться по уровню развития с европейскими государствами. Необходимость преобразований давно назрела, причем сразу во всех областях жизни.

Так, Боярская дума не выполняла предназначенной ей функции по управлению страной. Обучение и вооружение стрелецкого войска не годилось. В случае необходимости вряд ли солдаты справились бы со своей задачей. Уровень промышленного производства, образованности и культуры был значительно ниже европейского.

Хотя некоторые сдвиги в сторону развития уже имелись. Города были отделены от деревень, ремесло и сельское хозяйство разделились, появлялись промышленные предприятия.

Путь развития России проходил по двум направлениям: что-то заимствовалось у Запада, что-то развивалось самостоятельно. На такой базе Петр I начал глобальные преобразования в России.

Цели реформ кратко отражены в таблице:


Военные реформы

Самое знаменитое преобразование Петра I – создание военного флота. При Петре I было построено около 800 галер и 50 парусников.

Реформа армии ввела регулярные полки нового строя. Эти изменения начались еще при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Но тогда полки собирались только на время боевых действий, а после окончания распускались.

Переустройство заключалось в том, что солдаты специально набирались для регулярной армии. Они изымались из семей и не могли заниматься ничем, кроме военного дела. Казачество переставало быть вольным союзником. На него накладывалось обязательство регулярно поставлять определенное количество войск.

Социальные изменения

Благодаря реформам Петра изменилась жизнь всех слоев общества. Дворяне вынуждены были проходить службу наравне со всеми. Начинали они, как и все, с низших чинов. Остальные могли дослужиться до высших чинов наравне с дворянством. Была издана «Табель о рангах». В ней назначались 14 чинов службы.

Вводилось обязательное обучение для подготовки к службе. Оно включало в себя грамоту, арифметику (по тем временам цифирь), геометрию. Прохождение обучения было обязательным и для дворянства.

Кроме того, после завершения был экзамен. Если дворянин не проходил его, ему запрещалось получать офицерский чин и жениться.

Но изменения не могли произойти моментально. На деле дворяне все равно имели привилегии.

Они сразу назначались в гвардейские полки и не всегда начинали службу с низших чинов.

Несмотря на это, было много недовольств со стороны дворянства. Но это не меняло реформ Петра I.

В жизни крестьян тоже произошли изменения. Вместо подворного налогообложения появилось подушное.

Был издан важный указ о единонаследии. По этому указу дворяне имели право оставлять свое недвижимое имущество только одному человеку. Это мог быть старший ребенок, а мог быть другой человек по завещанию.

Реформы управления

Появился новый государственный орган – Правительствующий Сенат. Его членов назначал сам царь. За работой этого органа следил генерал-прокурор. Сначала Правительствующий Сенат имел только распорядительную функцию, немного позже появилась законодательная.

Боярская Дума окончательно потеряла значение и влияние на царя. Все дела государь обсуждал со своими приближенными, которых было немного.

Произошли изменения в управлении различных сфер. Приказы заменились коллегиями.

Последних было 12:

  • церковная;
  • морская;
  • военная;
  • иностранных дел;
  • торговая;
  • по доходам;
  • по расходам;
  • финансовая;
  • добывающей промышленности;
  • обрабатывающей промышленности;
  • юстиции;
  • городская.

Обратите внимание! Первоначально члены этих коллегий были равными и совещались между собой. Руководство коллегий министром появилось позднее.

Другое преобразование касается разделения России. Страна была разделена на губернии, которые, в свою очередь, включали провинции и уезды. В последних главой назначался воевода, а в губерниях главным был губернатор.

Одна из реформ Петра I стала ключевой в истории. Она повлекла за собой эпоху дворцовых переворотов. Царь изменил закон о престолонаследии. По новому закону государь сам мог назначать наследника.

Экономические изменения кратко перечислены в таблице:

Финансовые реформы проявились в том, что изменилась система налогообложения. Появлялось все больше так называемых косвенных налогов. Обложения назначались на такие вещи, как гербовая бумага, бани, бороды. Монеты чеканились облегченными.

Была придумана новая должность – прибыльщик. Эти люди подсказывали царю, на что еще можно сделать обложение. Эти меры привели к существенному увеличению казны.

Церковная реформа Петра I поставила церковь в зависимость от царя. После смерти последнего патриарха Адриана патриаршество перестало существовать. Появился Святейший Синод. Эта коллегия представляла духовенство. Его членов избирала не церковь, а государь. Под контролем государства были и монастыри.

Наука, культура и образование также не остались в стороне от преобразований Петра, государь изо всех сил старался придать России западный вид.

Среди дворянства и знати стали устраиваться светские приемы на западный манер. Высшему сословию было приказано состричь бороды. В моду вводилась европейская одежда, обустройство домов менялось в подражание Лондону и Парижу. Литература Запада переводилась на русский язык.

Значительные преобразования были предприняты в сфере обучения дворянских отпрысков. Петр I открыл несколько школ, в которых гуманитарная составляющая образования отошла на второй план. Большое внимание уделялось точным наукам. Изменения произошли и в письменности. Старое письмо заменили современным.

Важно! При Петре I стала издаваться первая общедоступная газета – «Московские ведомости».

Кратко перечислить основные направления реформ и их достижения поможет таблица:

Военные реформы Постоянные войска вместо стрелецкого войска и дворянского ополчения
Управление Боярскую думы заменил Сенат

появились губернии

Церковная вместо патриаршества – Священный Синод

церковь стала полностью зависеть от государства

Социальная уравнивание дворян и бояр

создания «Табели о рангах», в которой были разделены 14 чинов

Образование создание школ, университета, Академии наук
Экономическая включение всего населения в налогообложение

денежной единицей становится копейка

Культура культурное развитие по западному образцу
Другое С 1721 г Россия становится империей

Самые важных события преобразований с датами нашли отражение в следующем хронологическом списке:

  • 1708–1710 – учреждение восьми губерний;
  • 1711 – учреждение Сената;
  • 1712 – возникновение компаний в торговле и промышленности;
  • 1714 – указ о передаче недвижимого имущества;
  • 1718 – перепись населения;
  • 1718–1720 – появление коллегий;
  • 1718–1724 – реформа о подушном налогообложении крестьян;
  • 1719 – разделение страны на губернии и провинции;
  • 1721 – начало зависимости церкви от государства;
  • 1722 – «Табель о рангах»;
  • 1722 – цеховая организация;
  • 1724 – введение больших налогов на импортный товар.

Особенности реформ

Преобразования, проводимые Петром I, были одними из самых необычных в истории России.

Особенности реформ Петра I состояли в том, что они:

  • они охватывали все сферы жизни;
  • преобразования проходили очень быстро;
  • больше всего использовались методы принуждения;
  • все преобразования Петра были направлены на подражание Европе.

Главной особенностью реформ Петра I можно назвать его непосредственное участие во всех проводимых преобразованиях.

Что получилось после завершения преобразований:

  • централизованная власть;
  • сильные армия и флот;
  • стабильность в экономической сфере;
  • упразднение патриаршества;
  • потеря независимости церковью;
  • большой шаг вперед в развитии науки и культуры;
  • создание основы для российского образования.

Полезное видео

Подведем итоги

В результате реформ Петра I в России произошел значительный подъем во всех сферах жизни. Преобразования обеспечили не только огромный скачок в развитии, но и хорошую базу для дальнейшего прогресса. Страна начала развиваться ускоренными темпами.

Вконтакте

В начале XVIII в. Россия вступила на путь модернизации, начало которой положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.

Предпосылки и причины реформ

Основу феодальной экономики страны составляло сельское хозяйство, которое отличалось рутинными способами земледелия и использованием подневольного труда крепостного крестьянина. Россия уступала западноевропейским странам по объему выпускаемой промышленной продукции и техническому оснащению производства, уровню образования и культуры. Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, в борьбе за сохранение своего положения не учитывала национальных интересов страны. Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено и обучено. Причиной реформ стала отсталость России, которую Петр хотел преодолеть, используя европейских опыт. Своеобразны способы проведения реформ: царь опирался не на инициативу людей, а на государственный механизм.

Из документа (Е. В. Анисимов. Время петровских реформ):

"Время петровских реформ $-$ это время основания тоталитарного государства, яркой проповеди и внедрения в массовое сознание культа сильной личности $-$ вождя, «учителя народа». Это и время запуска «вечного двигателя» отечественной бюрократической машины… Это всеобъемлющая система контроля, фискальства и доносительства… Время Петра $-$ это и столь характерное для нашего общества страх, индифферентность, … внешняя и внутренняя несвобода личности".

Реформы Петра I стали продолжением изменений в обществе, начавшихся еще в XVII в. при царе Алексее Михайловиче. Силой своего характера царь ускорил процессы преобразований. У него не было заранее продуманного плана реформ, поэтому указы и предписания часто противоречили друг другу.

Приступая к реформам, Петр I преследовал главную цель $-$ создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. С одной стороны, его деятельность была направлена на развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей, с другой $-$ ставка делалась на госаппарат, что и привело к тотальному огосударствлению общества.

Важным стимулом реформаторской деятельности Петра I стала Северная война (1700–1721 гг.), в ходе которой необходимо было создать сильную армию и флот, эффективную систему управления, развитую экономику.

реформы Петра

Северная война началась для России с поражения в ноябре 1700 г. под Нарвой. Петр развил бурную деятельность по созданию профессиональной регулярной армии, комплектуемой путем рекрутских наборов. Офицерский состав комплектовался из дворян, которые обязаны были находиться на военной или гражданской службе. Содержание солдат и офицеров государство взяло на себя.

Административные реформы, налоги

Для победы в войне со Швецией необходим был новый государственный аппарат. В 1704 г. был создан Кабинет $-$ личная канцелярия Петра. В 1711 г. высший орган государственной власти $-$ Сенат $-$ заменил Боярскую думу. Сенаторы назначались царем, во главе Сената с 1722 г. стоял генерал-прокурор («око государево»). Ему подчинялись прокуроры и фискалы. В 1711 г. был учрежден институт фискалов для тайного надзора за делами, включавший обер-фискала, провинциал- и коллежских фискалов. В 1714 г. сфера действий фискалов была уточнена: они должны были изобличать преступления указов, взятки, кражи казны и другие преступления, вредящие «государственному интересу». В 1718–1721 гг. была ликвидирована приказная система, учреждены коллегии . Основная особенность системы управления через коллегии состояла в четком разделении между ними функций. Порядок работы коллегий определялся специальными регламентами, а общие принципы работы органов центральной власти излагались в Генеральном регламенте (1719–1724 гг.) . В основу принятия решений был положен принцип коллегиальности. Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии, во главе которых были президент, советники, асессоры.

Название коллегии Компетенция
Военная Армия
Адмиралтейская Флот
Чужестранных (иностранных) дел Внешняя политика
Берг-коллегия Тяжелая промышленность
Мануфактур-коллегия Легкая промышленность
Коммерц-коллегия Торговля
Камер-коллегия Государственные доходы
Штатс-контор-коллегия Государственные расходы
Ревизион-коллегия Контроль за финансами
Юстиц-коллегия Контроль за судопроизводством
Вотчинная коллегия Землевладение
Главный магистрат Городское управление

В 1708–1710 гг. в России создано новое административное деление. Вся страна была поделена на восемь губерний , во главе которых стояли губернаторы, обладающие полнотой исполнительной и судебной власти на местах. Губернии делились на провинции, а те $-$ на уезды. Во главе провинций стоял воевода, уезд возглавлял земский комиссар.

Содержание регулярной армии и нового государственного аппарата требовало огромных средств, для привлечения которых была проведена налоговая реформа . В 1718 г. государство приступило к переписи населения, по результатом которой составлялись «Ревизские сказки». Петр заменил подворный налог подушным, теперь он взимался с каждой души мужского пола и составил: с помещичьего крестьянина 74 коп. в год, с посадского человека $-$ 1 руб. 14 коп.

Важное значение для духовной жизни россиян имела реформа церковного управления. После смерти в 1700 г. патриарха Андриана выборы нового патриарха не проводились. Для управления церковными делами в соответствии с «Духовным регламентом» в 1721 г. была создана новая коллегия $-$ Святейший Синод . Синодальный период деятельности церкви продолжался до августа 1917 г. Синод управлял церковными делами: занимался имуществом церкви, назначением высших должностных лиц, следил за религиозным и нравственным образованием и воспитанием.

Создание Синода означало подчинение духовной власти светской. Церковь при Петре превратилась в одно из государственных учреждений и должна была напрямую обслуживать государственные интересы. В результате православная церковь была административно ограничена. В отличие от католической церкви, игравшей самостоятельную политическую роль, русская церковь оказалась в положении служителя режиму.

Неограниченность царской власти позволяла Петру вмешиваться в деятельность Сената, коллегий и других государственных учреждений. В 1721 г. Петр I принял титул императора , т. е. главы светской и духовной власти.

Петр Iпринимает титул Отца Отечества, Всероссийского императора и Великого, 1721 г.

Петр не воспринимал европейское общественное устройство, где была предусмотрена автономия общества от власти. «Английская вольность здесь неуместна, как в стене горох. Надлежит знать народ, как оным управлять», $-$ утверждал Петр. Систему власти, созданную им в России, принято называть абсолютизмом . Силовые структуры применялись для достижения государственных целей. В 1722 г. была изменена система престолонаследия, отныне император мог назначать себе преемника.

Преобразования в промышленности и торговле

Инициатором развития промышленности выступало государство. 43 % основанных в начале XVIII в. предприятий были созданы на государственные средства. Половина из них предназначалась для снабжения армии и флота. Особенно большое значение приобрел Уральский металлургический район, на заводах которого производили пушки, ядра, гранаты, ружья, штыки, якоря, сабли.

В 1719 г. была объявлена «Берг-привилегия», разрешавшая отыскивать руды и основывать заводы. Купцы, строившие заводы, получали льготы. Так, благодаря покровительству государства стал крупнейшим заводчиком бывший тульский оружейник Н. Демидов, основатель династии Демидовых. Частные мануфактуры выполняли государственные заказы. На рынок поступали излишки продукции.

Основывались суконные, полотняно-парусные промышленные предприятия. В царствование Петра I центром текстильной промышленности стала Москва. Возникли новые отрасли промышленности: фаянсовое дело, судостроение, шелкопрядение, производство бумаги.

Для управления купцами и ремесленниками был создан Главный магистрат . По указу 1722 г. мастера-ремесленники объединились в цехи ,что свидетельствовало о желании государства упорядочить и регламентировать мелкое производство, поставить его под опеку власти.

В результате принятых мер к 1725 г. в России действовало 221 промышленное предприятие, из них 86 металлургических заводов. Из этих заводов только 21 был основан до Петра и продолжал действовать при нем. Кроме того, ряд предприятий, возникших в 1726–1730 гг., проектировался еще при нем. Созданная промышленная база обеспечивала нужды регулярной армии. Современный флот способствовал развитию торговых связей.

Петр I проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Она была проникнута духом меркантилизма, оправдывающим вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге зависимость от импорта значительно сократилась. Изделия из русских мануфактур широко распространились по всей стране. В 1724 г. был введен таможенный тариф (высокие пошлины ограничили ввоз иностранных товаров и льготные условия поощряли ввоз сырья для промышленности и вывоз готовых изделий). К 1726 г. Россия вывозила товаров в два раза больше, чем ввозила. На экспорт шли лес, кожи, лен, пенька, железо, полотно. Импортировали краски, вина, шелк, пряности, предметы роскоши.

Преобразования в области культуры. Культура первой четверти XVIII в.

Преобразования в области культуры строились без учета национально-исторических традиций Руси. Начинает складываться система светского образования. В 1701 г. в Москве были открыты математическая и навигационная школа для детей чиновников и дворян 12–14 лет. Учителями стали Л. Магницкий, профессор Г. Фарварсон. В 1705 г. была основана первая гимназия в Москве. Так как учеба в школе приравнивалась к государственной службе, к 1725 г. в 42 цифирных школах в провинциальных городах обучалось 2 тыс. человек. Необходимость в профессиональных кадрах привела к открытию артиллерийской, инженерной, морской, хирургической школ. Для солдатских детей открывались гарнизонные школы, для подготовки священнослужителей $-$ духовные школы. Высшее образование дети дворян получали за границей. Продвижение по службе и женитьба были поставлены в зависимость от образования. В 1715 г. начала работу Морская академия . После второй поездки Петра I в Европу он утвердил Устав Академии наук , которая открылась в 1725 г.

Развивалось издательское дело, были открыты новые типографии. Популярностью пользовались «Арифметика» Л. Магницкого, «Грамматика» М. Смотрицкого. В 1703 г. стала выходить печатная газета «Ведомости». В 1708 г. церковнославянский шрифт был заменен светским.

Утверждению светских начал в культуре способствовали учреждение музея (Кунсткамеры ), библиотек, организация географических экспедиций, поиски полезных ископаемых.

Указ от 19 декабря 1699 г. вводил в стране новый календарь . Новый год отныне начинался не с 1 сентября, а с 1 января (по юлианскому календарю), летоисчисление велось не от сотворения мира, а от Рождества Христова (1700 вместо 7208 года по старому летоисчислению). Царь приказал встречать Новый год, устраивать фейерверки, украшать дома еловыми ветками.

Происходившие изменения коснулись быта русских людей. Петр I замахнулся на древнейшие обычаи, образ жизни русского боярства. В пылу гнева он самолично срезал бороды у боярина А. Шеина и князя Ф. Ромадановского. Носить бороды запрещалось всем, кроме церковных чинов. Те, кто не хотел подчиняться, платил налог (60–100 руб. в год). Крестьяне могли не брить бороды, но при въезде и выезде из города платили копейку. Уплативший налог получал специальную медаль, которую носил на шее. Петр приказал сменить длиннополую старинную одежду на европейский костюм.

Г. фон Урлауб. Реформы Петра (запрет на бороды и традиционную одежду)

Символом изменений стали введенные Петром в 1718 г. ассамблеи $-$ собрания бояр и дворян для увеселений. На ассамблеи приглашалось избранное общество. Начинались они в 16–17 часов и продолжались до 22 часов. Хозяева предоставляли легкое угощение, напитки, столики для игры в шахматы. Гости угощались, общались, танцевали. На ассамблеях присутствовали женщины. Указами Петра I были запрещены насильственная выдача замуж и женитьба.

Н. Дмитриев-Оренбургский. Ассамблея при Петре Великом. Потчевание провинившегося гостя кубком «Большого Орла»

Результатом заботы о правилах этикета стало составление царем наставления «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению » , излагавшее правила поведения молодых людей.

Перемены в русской культуре первой четверти XVIII в. утверждали ее светский характер, подчеркивали личностное начало. В русскую жизнь началось проникновение ценностей западноевропейской цивилизации, обозначился разрыв между дворянской и народной культурами.

Противником светской культуры был И. Т. Посошков, крупнейший публицист XVIII в. Его труды «Доношение о ратном поведении», «Завещание отеческое к сыну своему», «Книга о скудости и богатстве» свидетельствуют о патриотизме автора, уверенного, что «многие немцы нас умнее науками, а наши остротою… не хуже их…». В своих произведениях Посошков почитает царя «яко Бога». Сторонник крепостного права, Посошков разрабатывает меры по улучшению положения крестьян. Царь, по мнению автора, должен оградить крестьян от произвола помещиков.

Приверженцем абсолютизма и сторонником Петра был Ф. Прокопович , бывший учитель Киево-Могилянской академии, писатель-проповедник. Именно ему Петр поручил идеологическое обоснование государственных реформ. В «Слове похвальном о флоте российском» Прокопович обосновывал право монарха распоряжаться престолом. В «деле царевича Алексея» он на стороне царя. В «Слове о власти и чести царской» Прокопович доказывает необходимость неограниченной самодержавной власти.

В 1702 г. в Москве на Красной площади открылся первый публичный театр в «Комедийной хороме». Труппа иностранных актеров разыгрывала пьесы Ж.-Б. Мольера, трагедии из античной жизни.

Архитектура первой четверти XVIII в. связана с деятельностью Петра I. Архитектурно-планировочный план российских городов изменился. Было построено много промышленных городов и поселков. С 1710 г. активно используется при постройке кирпич. Если до петровских реформ наиболее величественными сооружениями были церкви и царские дворцы, то с начала XVIII в. больше внимания уделяется облику гражданских строений, жилых зданий, ратушей, школ, больниц. По указу Петра создается комиссия, которая станет главным органом проектирования столицы. Гражданское строительство возобладало на церковным. Дома в городах начали строить фасадами вдоль улиц, было проведено разуплотнение застройки в противопожарных целях. Главным архитектурным объектом в целом стал Санкт-Петербург. По приглашению царя в Россию приехали иностранные архитекторы Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, Г. И. Шедель, Б. К. Растрелли (отец), которые внесли большой вклад в развитие архитектуры XVIII в. Строительство Санкт-Петербурга начинается с закладки Петропавловской крепости в 1703 г. и Адмиралтейства в 1704 г.

Петропавловский собор, архитектор $-$ Д. Трезини Адмиралтейство на гравюре 1716 г.

Основным направлением в архитектуре становится барокко (итал. barocco $-$ причудливый), для которого характерны пышность, контрастность, экзальтация образа, совмещение реальности и иллюзий. В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меншикова, здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В Москве это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке. Характерными элементами, свойственными этому периоду, оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

Летний дворец Петра, архитектор Д. Трезини Церковь Иоанна Воина на Якиманке

Свидетельством обмирщения культуры первой четверти XVIII в. стала светская портретная живопись. Выдающийся портретист И. Н. Никитин утверждал принципы нового светского искусства. Среди галереи работ, созданной им, выделяется подчеркнутой скромностью портрет напольного гетмана. Его значение заключается в том, что он противостоит западной традиции парадного портрета. В «Напольном гетмане» проявились черты национального своеобразия русского искусства.

В позе гетмана нет ничего показного. Художник передал выражение, раскрывающее существенные черты характера изображенного человека. Внешность гетмана не искажена модным париком и придворной одеждой. Волосы острижены по-казацки, «в кружок», поношенный коричневый кафтан с выцветшими золотыми галунами расстегнут. Художник изобразил своего героя таким, каким наблюдал его в жизни. Это стремление к естественности и жизненной правде $-$ одно из основных достоинств никитинского портрета.

Попытки архивистов и музейных работников идентифицировать изображенного человека не привели к положительным результатам. Надпись на обратной стороне портрета говорит, что перед нами напольный гетман (боевой командир полевых казачьих отрядов). Сила обобщения Никитина делает этот портрет одним из важных исторических памятников петровского времени. Военачальники, подобные напольному гетману, на рубеже XVII–XVIII вв. охраняли южные границы России, бились за выход к морю, воевали под Азовом.

И. Н. Никитин. Портрет напольного гетмана (1720-е гг.)

Социальная политика

При Петре I произошла консолидация дворянского сословия в замкнутую привилегированную структуру, зависимую от монарха и обязанную служить царю и государству. За службу дворянство обеспечивалось землей, душевладением и освобождалось от многочисленных податей. В 1714 г. был принят Указ о единонаследии, уравнявший в правах дворянское поместье и боярскую вотчину. Отныне земельная собственность передавалась от отца к старшему сыну, вводился принцип майората. Остальные члены рода должны были нести обязательную службу в государственных учреждениях, в армии, на флоте. Служебная карьера зависела от личной выслуги или заслуг перед царем. Царский указ запрещал дворянам жениться до получения образования. Военная карьера начиналась с младенческого возраста, когда детей дворян записывали на службу, чтобы к приходу в армию получить младший офицерский чин.

В 1722 г. «Табель о рангах» упорядочил службу, разделив ее на гражданскую, придворную и военную, ввел систему иерархии чиновников (14 классов), укрепил принцип личной выслуги и заслуг (новые критерии продвижения по службе), создал стимулы для служебного рвения.

Табель открыла возможность лицам податных сословий входить в дворянское сословие: чин XIV класса возводил в личное дворянство, а VIII класс открывал доступ к потомственному дворянству.

Из документа (Ю. М. Лотман. Беседы о русской культуре):

"Что представляла собой Табель о рангах? Основная, первая мысль законодателя была в целом вполне трезвой: люди должны занимать должности по своим способностям и по своему реальному вкладу в государственное дело. Табель о рангах и устанавливала зависимость общественного положения человека от его места в служебной иерархии. Последнее же в идеале должно было соответствовать заслугам перед царем и отечеством…

Такая формулировка закона открывала, по мысли Петра I, доступ в высшее государственное сословие людям разных общественных групп, отличившимся в службе, и, напротив, закрывала доступ «нахалам и тунеядцам»…".

Крестьянство при Петре I было разделено на две группы: крепостных и государственных (однодворцы, черносошные крестьяне, татары, население Сибири). Холопы вошли в число крепостных крестьян. Новая категория крестьян $-$ приписанные к мануфактурам посессионные крестьяне. Указ 1721 г. разрешал дворянам и купцам-заводчикам покупать крестьян для работы на мануфактурах. Они были прикреплены к производству. Продать их отдельно от мануфактуры было нельзя.

Посадское население (купцы, ремесленники) было распределено по гильдиям, цехам и подчинялось магистрату. Городское население подразделялось также на регулярных (промышленники, купцы, цеховые ремесленники) и нерегулярных (остальных) граждан. Первые участвовали в городском управлении, платили налоги, состояли в гильдии или цехе.

Народные волнения в первой четверти XVIII в.

Астраханское восстание 1705–1706 гг. Восстание К. Булавина
Время и место

1705–1706 гг.,

Астрахань

1707–1709 гг., Дон
Участники Солдаты, посадские люди, сосланные стрельцы Казаки, беглые люди
Причины Недовольство посадского населения увеличением налогов, произвол воевода Т. Ржевского, указ о введении западного образа жизни

Жестокие действия карательной экспедиции князя Долгорукого, направленной на Дон с целью сыска беглых.

Наступление правительства на автономию Дона

Основные события

30 июня 1705 г. восставшие вторглись в Кремль, расправились с офицерами, чиновниками, воеводой.

Создан совет старшин.

Круг $-$ сходка повстанцев $-$ отменил налоги, избрал новое командование гарнизона.

К повстанцам примкнули соседние города Поволжья и Прикаспия.

13 марта 1706 г. карательный отряд фельдмаршала Шереметева взял Астрахань. Восстание подавлено

9 октября 1707 г. восставшие во главе с К. Булавиным уничтожили один из отрядов князя Долгорукого.

Весной 1708 г. движение расширилось за счет Козловского и Тамбовского уездов.

Булавин овладел столицей Дона Черкасском.

Войсковой атаман Максимов казнен. Казачий круг избрал атаманом Булавина. Войско повстанцев разделилось на части: одна выступила навстречу царским войскам, другая направилась в Поволжье, третья во главе с Булавиным попыталась овладеть Азовом.

Июль 1708 г. Черкасская казачья старшина расправилась с Булавиным.

Руководство восстанием перешло к И. Некрасову.

Выступления казаков продолжались в Приазовье, Поволжье, Слободской Украине до 1709 г., пока не были окончательно подавлены царскими войсками

Итоги

Зачинщики восстания схвачены и отправлены в Москву, где казнены.

Многие участники бунта сосланы в Сибирь

Карательные отряды жестоко расправились с участниками восстания. 8 донских станиц были уничтожены. Для устрашения по Дону пускались плоты с казненными. Древний закон «С Дона выдачи нет» перестал действовать. Часть казаков во главе с И. Некрасовым эмигрировала в Турцию

Астраханский бунт 1705 г. К. А. Булавин

«Дело царевича Алексея»

Петровским преобразованиям противилась оппозиционно-консервативная часть общества. Противники царя использовали для борьбы с ним царевича Алексея. Петр, поглощенный преобразовательной деятельностью, мало внимания обращал на сына. На Алексея оказали влияние мать, ее родственники и духовник царевича Я. Игнатьев, противник Петра. Когда ему исполнилось 8 лет, царица Евдокия была заточена в монастырь. Петр не проявлял к сыну любви и заботы, в итоге стал для него чужим. Когда практически одновременно жена Алексея и царица Екатерина родили сыновей, названных Петрами, начался конфликт между царем и Алексеем. Уехав в Копенгаген по делам войны, Петр, не доверявший Алексею, в августе 1716 г. вызвал его к себе. Однако царевич тайно бежал в Австрию, где просил покровительства у Карла VI Габсбурга. В 1718 г. стараниями дипломатов П. Толстого и А. Румянцева удалось вернуть Алексея в Россию. 3 февраля 1718 г. был объявлен царский указ о лишении права царевича Алексея на царский престол. Новым наследником был провозглашен Петр, сын царя от Екатерины. Вскоре были арестованы сообщники Алексея и недоброжелатели царя Кикины, Вяземские, Долгорукие. В «Тайной канцелярии» их пытали, а затем приговорили к смертной казни. Спустя два дня после объявления приговора Алексей умер при неясных обстоятельствах.

Впоследствии был принят указ 1722 г. о престолонаследии, разрешавший императору по своему праву назначать престолонаследников.

Н. Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея

Из документа («Устав о наследии престола»):

"…Понеже всем ведомо есть какою авесаломскою злостью надмен был сын наш Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию Божиею ко всему нашему отечеству пресеклось… а сие ни для чего иного взросло, токмо от обычая стараго, что большому сыну наследство давали, к тому ж один он тогда мужеска полу нашей фамилии был и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел.

…сей Устав учинить, дабы сие было всегда в воли правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе…"

Вскоре после смерти Алексея Петр I потерял сына Петра. Он стал задумываться о закреплении прав Екатерины Алексеевны как его восприемницы. В 1723 г. он издал манифест, в котором перечислил ее заслуги, в 1724 г. устроил пышную церемонию коронации императрицы.

На строительстве Ладожского канала царь простудился. В январе 1725 г. болезнь обострилась. Перед смертью он потребовал бумагу, но написать имя приемника не успел. Царь умер 28 января 1725 г. в возрасте 53 лет.

И. И. Никитин. Петр I на смертном одре

Оформление абсолютизма. Реформы Петра Великого

Основные даты и события
1708-1710 гг. Областная реформа. Вводятся губернии. Во главе губернии $-$ губернатор, у него четыре помощника
1711 г. Учреждение сената
1711 г. Вводится должность фискала (чиновники, осуществляющие негласный надзор за деятельностью госучреждений)
1714 г. Указ о единонаследии. Статус поместья приравнивается к статусу вотчины. Наследовать землю может только один человек, делить участки нельзя
1717–1721 гг. Вместо приказов вводятся 11 коллегий
1718 г. Царевич Алексей умирает под пытками
1718–1724 гг. Всероссийская перепись населения (ревизия). Переход на подушное налогообложение. Появляются государственные крестьяне. Они сверх подати платят дополнительный оброк государству
1719 г. Россия делится примерно на 50 провинций во главе с воеводами
1720 г. Вводится Главный магистрат $-$ орган, контролирующий деятельность купечества. В него входили выборные от купцов
1721 г. Петр I принимает титул императора
1721 г. Учреждение святейшего Синода во главе с обер-прокурором. Отмена патриаршества
1721 г. Предприятия могут покупать крестьян
1722 г. Вводится должность генерал-прокурора и прокуроров. Они осуществляют гласный контроль над бюрократическими учреждениями и могут вмешиваться в их дела (в отличие от фискалов)
1722 г. Вводится табель о рангах. Дослужившиеся до 8-го ранга получают потомственное дворянство
1722 г. Указ о престолонаследии. Монарх сам назначает наследника
1722 г. Беглые крестьяне могут оставаться на мануфактурах
1722 г. В городах создаются цеха
1724 г. Протекционистский таможенный тариф
1725 г. Открытие Российской Академии наук

Основные тенденции:

    Окончательное оформление абсолютизма.

    Подчинение церкви государству (отмена патриаршества).

    Перевод дворян на денежное жалование.

    В значительной степени преодолена технико-экономическая отсталость.

    Внутренняя колонизация.

    Развитие мануфактур.

    Появление безземельных дворян.

    Рост образованности населения страны.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые - к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...