Анализ стихотворения “Победитель” Пастернака.
Всякий великий человек является единственным в своем роде. В историческом шествии ученых у каждого из них своя определенная задача и свое определенное место.
Зимой 1890 года в семье известного московского художника, Леонида Осиповича Пастернак, родился мальчик, которого окрестили Борисом. С детства Бориса Леонидовича Пастернака окружала творческая атмосфера, так как частыми гостями родителей становятся музыканты, художники и писатели. Первым пристрастием Пастернака стала музыка. Попав под творческое влияние Скрябина А.Н., он с 13-ти лет, занимается музыкой, пробуя себя в роли композитора, но после 6-ти лет занятий музыкальное творчество было оставлено навсегда. Анализ стихотворения пастернака победитель Делом жизни Пастернака становится поэзия.
В 1922 году выходит его 1-я книга «Сестра моя жизнь». С этой книги Пастернак становится заметной фигурой в кругу поэтов. Опубликовав в 1923 году сборник "Темы и вариации", Борис Леонидович начинает работу над новым автобиографическим романом в стихах «Спекторский», опубликованном в 1925 году. В 20-е годы поэт пишет поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», а также создает цикл стихотворений «Высокая болезнь».
В 1928 году у Пастернака появляется идея создания книги «Охранная грамота», которую он заканчивает два года спустя. В 1930-е занимается в основном переводами, оставив собственное творчество из-за отсутствия вдохновения. Хотя, посетив Кавказ в 1931 году, свой восторг от южного края писатель выражает в цикле стихов "Волны", отрывки из которого впоследствии войдут в книгу «Второе рождение». В начале 1941 года Борис Леонидович окончательно преодолевает творческий кризис, результатом чего становится произведение "Переделкино".
"Доктор Живаго" Борис Леонидович пишет долгие годы, завершив роман только в конце 1950-х. Пастернак сам оценивал это произведение как вершину своего творчества. Во время написания «Доктора Живаго» Пастернак несколько раз менял название, рассматривая другие варианты: «Свеча горела», «Мальчики и девочки», «Смерти нет», «Опыт русского Фауста». За границей Пастернака удостоили Нобелевской премии за достижение в области литературы (1958г.), но на родине "Доктор Живаго" вызвал бурную критику со стороны советской власти. Автора упрекали не только в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», но и требовали перестройки самой идеи произведения. Анализ стихотворения пастернака победитель Это приводит к отчуждению Пастернака от официальной литературы, отчего стихи писателя становятся еще более личными и трагичными. Позже его исключают из Союза писателей.
В 1952 году Пастернак переживает первый инфаркт, который он описал в стихотворении «В больнице», а спустя 8 лет он умер от рака легких в Переделкино.
Анализ стихотворения пастернака победитель
Ничто так не размягчает сердца, как сознание своей вины, и ничто так не окаменяет его, как сознание своей правоты.
В стихотворении «Победитель» (1944) образ выстоявшего Ленинграда ассоциируется и с каждым бойцом, и с армией, и с народом в целом. Вам известен приём синекдохи, когда множественное число заменяется единственным, однако образы, созданные на основе этого приёма, лишены иносказательности, а в стихотворении Пастернака город подобен человеку - Ленин-град-Победитель. Эта многозначность образа делает его символом и русского народа, победившего врага, и неизбежности победы Добра над Злом.
Блокада Ленинграда воспринимается лирическим героем стихотворения как «испытание», а судьба его жителей как необходимая высокая жертва: «Всё, что возможно на земле и в небе, / Им вынесено и совершено». Историческое событие вписывается Пастернаком в большое историческое время («Как входит в цепь легенд его звено!»), с одной стороны, а с другой - включается в надысторическое бытие («Как он велик! Какой бессмертный жребий!»).
- Новое! смотреть целиком
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено...
Далеко не каждый человек, читающий стихотворение, думает о том, какова его композиция или размер. Прекрасно можно воспринимать поэзию, не имея специальных знаний, не выясняя особенностей композиционного построения и ритмического рисунка. Долгое время...
Начало «золотого века» русской поэзии ознаменовал своим творчеством А.С.Пушкин. Роль Пушкина чрезвычайно велика. Почти всегда он был новатором и первооткрывателем, гораздо реже продолжал чьи-то традиции. Самобытность, непревзойдённый талант поэта позволили...
Антинародный характер империалистической войны раскрыт в стихотворении «Приказано, да правды не сказано», подписанном псевдонимом «Солдат Яшка - медная пряжка». Беспощадно высмеяны лакействующие перед буржуазией лидеры меньшевиков в памфлете «Либердан». Контаминация...
„ПОБЕДИТЕЛЬ”
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960 г.)
Перевод с русского языка на болгарский язык: Красимир Георгиев
ПОБЕДИТЕЛЯТ
Спомнете си пресъхналото гърло,
когато дрънкаше ненавистта
и срещу нас крещяха сили върли
на изпитанията в есента.
Но бе пред зло преграда правотата,
тя вражите доспехи смело спря.
Твърд въплъти на Ленинград съдбата.
Пред погледите бе като стена.
И ето, че заветен миг настъпи:
обсадния кордон разкъса той.
Светът голям, в далечината струпан,
с възторг се вглежда към града-герой.
Велик е той! Какъв безсмъртен жребий!
В легендите звено верижно там!
От него на земята и в небето
изстрадан пътят е и изкован.
Ударения
ПОБЕДИТЕЛЯТ
Спомне́те си пресъ́хналото гъ́рло,
кога́то дръ́нкаше ненавистта́
и срешту на́с крештя́ха си́ли въ́рли
на изпита́нията в есента́.
Но бе пред зло́ прегра́да правота́та,
тя вра́жите доспе́хи сме́ло спря́.
Твърд въплъти́ на Ле́нинград съдба́та.
Пред по́гледите бе като́ стена́.
И е́то, че заве́тен миг настъ́пи:
обса́дния кордо́н разкъ́са то́й.
Светъ́т голя́м, в далечина́та стру́пан,
с възто́рг се вгле́жда към града́-геро́й.
Вели́к е то́й! Какъ́в безсмъ́ртен жре́бий!
В леге́ндите звено́ вери́жно та́м!
От не́го на земя́та и в небе́то
изстра́дан пъ́тят е и изкова́н.
Превод от руски език на български език: Красимир Георгиев
Борис Пастернак
ПОБЕДИТЕЛЬ
Вы помните еще ту сухость в горле,
Когда, бряцая голой силой зла,
Навстречу нам горланили и перли
И осень шагом испытаний шла?
Но правота была такой оградой,
Которой уступал любой доспех.
Все воплотила участь Ленинграда.
Стеной стоял он на глазах у всех.
И вот пришло заветное мгновенье:
Он разорвал осадное кольцо.
И целый мир, столпившись в отдаленьи,
B восторге смотрит на его лицо.
Как он велик! Какой бессмертный жребий!
Как входит в цепь легенд его звено!
Все, что возможно на земле и небе,
Им вынесено и совершено.
---------------
Руският поет, писател и преводач Борис Пастернак (Борис Леонидович Пастернак) е роден на 29 януари/10 февруари 1890 г. в Москва. На Запад е известен с трагичния си роман за Съветска Русия „Доктор Живаго“ (1957 г.), а в Русия е по-известен като поет. Първата си поетична книга „Близнец в тучах” публикува през 1914 г., а през 1917 г. излиза книгата му „Сестра моя жизнь“, смятана за най-влиятелната стихосбирка на руски език през ХХ век. Стилът му е модернистичен и многоцветен. През следващите години пише и публикува поезия и проза, но не се вписва в доктрината на социалистическия реализъм, одобрена от Комунистическата партия. От 1932 г. Пастернак рязко променя стила си, за да го направи по-приемлив за властите. Превежда Шекспир („Хамлет“, „Макбет“, „Крал Лир“), Гьоте („Фауст“), Рилке („Requiem fur eine Freundin“), Верлен и др. След като написва романа „Доктор Живаго“, цензурата в Съветския съюз не одобрява книгата и той успява да я изпрати и издаде през 1957 г. в Италия. Това предизвиква репресии срещу него, продължили до края на живота му. През 1958 г. Пастернак получава Нобелова награда за литература. Умира на 30 май 1960 г. в Переделкино.
Цели:
Образовательная:
1) через одно стихотворение дать представление о судьбе, творчестве и особенностях стиля Б. Пастернака;
- выявить тему стихотворения,
- пояснить лексическое значение ключевых слов,
- определить роль тропов и фигур (эпитеты, метафоры, олицетворение и др.) в
- раскрытии темы и идеи стихотворения.
Развивающая:
- Научить анализировать, синтезировать, сопоставлять.
Воспитательная:
- Воспитывать общечеловеческие ценности, всеобщие нравственные принципы, воспитание гражданственности.
Оборудование:
- портрет поэта - <Рисунок1>;
- титульные листы книг Б. Пастернака - <Рисунок1т>, Рисунок2т>, <Рисунок3т>;
- листы с дарственными надписями автора - <Рисунок1д>, <Рисунок2д>
- страницы его книг - <Рисунок1с>
- словарь тропов и фигур
- отрывок из фильма “Осталась одна Таня”
- плакат - <плакат>
Ход урока
1). Организационный момент.
2). Слово учителя.
У каждого человека свой неповторимый характер.
Характер поэта, его личность отражаются в каждом его стихотворении. И все стихотворения вместе, как кусочки большой мозаики, составляют картину поэтического мира.
Сегодня на уроке мы не только попытаемся понять поэтический мир замечательного русского поэта Б. Пастернака, но и обратимся через его стихотворение к волнующим страницам нашей истории, и, может быть, нам удастся понять, в чём же заключается великая тайна души русской.
И неслучайно тема нашего урока: “Как он велик! Какой бессмертный жребий!”
Для решения поставленных задач мы сегодня будем работать в группах:
БИОГРАФЫ (изучали биографию Б. Пастернака)
ИСТОРИКИ (собирали материал о странице истории “Блокада Ленинграда”)
ЛИНГВИСТЫ (составляли литературоведческий словарь)
Как мы уже знаем, характер поэта, его личность всегда отражаются в его стихах. Поэтому, прежде чем анализировать поэтический текст, мы обратимся к личности автора.
“Б. Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос. . . ”, - вспоминал художник Юрий Анненков, в 1921 году нарисовавший замечательный карандашный портрет поэта.
Я предоставляю слово нашим биографам:
1-й биограф:
Борис Леонидович Пастернак родился, в 1890 году, в Москве в удивительной семье.
Его отец, Леонид Осипович Пастернак, академик живописи, был талантливым русским художником. Он написал портрет писателя Льва Николаевича Толстого.
Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, была известной пианисткой. Сохранились воспоминания о том, что часто музыка, материнская музыка, будила его, маленького ребёнка, ото сна и заставляла заливаться слезами “от сладкой и щемящей муки”. Юный Борис увлёкся музыкой, которую он любил “больше всего на свете”.
2-й биограф:
Став уже взрослым человеком, Пастернак вспоминал о том, как его готовили к поступлению в 1-й класс гимназии. Гимназия была особенной: все предметы там преподавали на немецком языке. Первая учительница, Екатерина Ивановна Боратынская, была детской писательницей и переводчицей литературы для юношества с английского. “Она обучала меня грамоте, начаткам арифметики и французскому с самых азов, с того, как сидеть на стуле и держать ручку с пером в руке. Меня водили к ней на урок в занимаемый ею номер меблированных комнат. В номере было темно. Он снизу доверху был набит книгами. В нём пахло чистотой, строгостью, кипячёным молоком и жжёным кофе. . . ”.
Вы обратили внимание, сколько языков изучал Пастернак с детства?
Правильно, три, и знал их хорошо, много читал и переводил с английского, немецкого и французского языков.
Да, семья Пастернака действительно была удивительной. Родителями его были люди, составляющие гордость культуры России XVIII-XX веков. И хотя Б. Пастернак не стал ни музыкантом, ни художником, тем не менее живопись и музыка вошли в его стихи.
Затем Пастернак окончил философское отделение Московского университета.
3-й биограф:
Был у Б. Пастернака с юных лет друг - Николай Николаевич Вильмонт - одна из интереснейших фигур в нашей литературе. Вы видите титульные листы книг Б. Пастернака с дарственными надписями Николаю Вильмонту. Это книги - “Сестра моя жизнь”, “Поверх барьеров”, “Воздушные пути”, “Две книги”.
4-й биограф:
А вот последний год жизни поэта – 1960-й. Это время не такое уж далёкое от нас: многие наши родители помнят эти годы. Сам Пастернак писал, что последние 3 года жизни были для него очень тяжёлыми. Почему?
Семь долгих лет Борис Пастернак писал свой роман “Доктор Живаго”, ясно понимая, что при его жизни в Советском Союзе этот роман не напечатают. По счастливой случайности Пастернак познакомился с итальянским журналистом, который предложил опубликовать роман за границей. Отдавая рукопись для публикации за рубежом, Пастернак предвидел неприятные последствия, но шёл на это, так как главная мечта любого художника – подарить своё произведение людям.
И 17 ноября 1957 года роман был напечатан в Италии, затем переведён на 24 иностранных языка. Там, за границей, роман высоко оценили читатели и профессионалы. Шведская академия Борису Пастернаку присвоила Нобелевскую премию. Это самая почётная в мире награда для художника.
Но в Советском Союзе публикация романа вызвала скандал, а на долю автора выпали тяжкие испытания, когда даже самые близкие люди отвернулись от него, эти испытания он переживал практически в одиночку.
А ещё в жизни Пастернака было испытание войной, которое он переживал вместе с народом и так, как этого требовал долг гражданина.
Пастернак был настоящим гражданином своей страны.
Как вы понимаете, что значит “быть гражданином”?
ОТВЕТЫ УЧ-СЯ:
Быть гражданином значит добросовестно выполнять свои обязанности.
Значит – соблюдать законы государства, в котором живёшь, уважать права других людей.
Значит, охранять природу.
Я считаю, что обязанностью гражданина является защита Отечества.
Всё сказанное вами верно.
И особенно мне хочется остановиться на том, что обязанностью гражданина является защита своей страны.
Где встретил войну Б. Пастернак?
4-й биограф:
Начало Великой Отечественной войны поэт встретил, живя в подмосковном посёлке Переделкино. Он пишет стихи, в которых в полный голос звучит патриотическая тема. Их печатают журналы “Огонёк” и “Красная новь”. О первых месяцах войны Пастернак рассказывал в журнальной заметке: “Я дежурил в ночи бомбардировок на крыше двенадцатиэтажного дома, рыл блиндаж у себя за городом и проходил курсы военного обучения, неожиданно обнаружившие во мне прирождённого стрелка”. Летом в 1943 году Пастернаку удаётся вместе с другими писателями выехать на фронт, под Орёл.
А стихотворение “Победитель” написано было немного позднее, в эвакуации, в январе 1944 года.
Вслушайтесь в стихотворение и подумайте: о чём оно?
(дети воспринимают стихотворение только на слух) .
Итак, о чём же это стихотворение?
О войне.
О блокаде Ленинграда.
О великом народе-победителе.
Об испытании, выпавшем на долю русских людей.
Всё сказанное вами верно.
(учитель раздаёт тексты стихотворения) .
Это стихотворение имеет название.
Итак, мы будем анализировать стихотворение “Победитель”, но сначала повторим всё, что для этого необходимо.
Дать определение композиции.
Повторим тропы:
Эпитет – художественное определение.
Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова “как”, “как будто”, “словно” отсутствуют, но подразумеваются.
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, при котором оно наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Метонимия – слово или выражение, употреблённое вместо другого, потому что между обозначаемыми ими предметами есть связь.
Повторим поэтическую фонетику:
Анафора – единоначатие.
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Приступаем к анализу.
Определите композицию стихотворения.
Стихотворение состоит из 4-х частей, связанных общей темой – прорыв блокады Ленинграда.
Давайте определим тему каждой части.
Во 2-й части - об участи Ленинграда.
В 3-й – главные слова – “он разорвал осадное кольцо”.
В 4-й части поэт восхищается русским народом, говоря: “Как он велик!”
А теперь обратимся к особенностям поэтического языка на уровне фонетики, лексики и синтаксиса.
ФОНЕТИКА.
Есть аллитерация (особенно проявляется в 1-й строфе) , повторение согласных звуков р, г (примеры) , для изображения “голой силы зла”, для создания образа врагов.
Как вы думаете, с чем это связано? (показывает своё отношение к врагам) .
Правота, восторг, жребий (имеет пометку “устаревшее”) , звучит слово участь, которое является его синонимом.
Какие тропы использует Пастернак в стихотворении?
Эпитеты (заветное мгновенье, как он велик).
Метафора (стеной стоял он на глазах у всех).
Олицетворение (его лицо - лицо Ленинграда, мгновение пришло, целый мир смотрит, осень шла шагом).
Инверсия (осень шагом испытаний шла).
Метонимия (уступал любой доспех, т. е. любая армия).
Обратимся к поэтическому синтаксису:
УЧАЩИЕСЯ:
Риторические вопросы- 1-я строфа.
Предложения почти все сложные (это одна из особенностей стиля Б. Пастернака) .
- Как он велик. . .
Как входит в цепь. . .
Попытайтесь определить размер стихотворения и рифму.
ямб – двусложный размер стиха. В строке ямба ударные слоги чётные, безударные – нечётные.
Рифма – перекрёстная.
Что дал нам анализ стихотворения Б. Пастернака?
И в этом стихотворении перед нами предстал образ самого автора как настоящего гражданина и патриота.
О какой же участи Ленинграда говорит Б. Пастернак в своём стихотворении?
Слово историкам.
1- й историк:
Б. Пастернак говорит о самой страшной странице Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Бесконечно долгие 900дней, каждый из которых – урок мужества.
2-й историк:
Осенью 1941года немецкое командование поняло, что их блицкриг – план молниеносной войны – провалился, что война приобретает затяжной характер. А чтобы выдержать затяжную войну, надо было кормить своих солдат, поддерживать армию. Именно поэтому предусматривалось ограбление населения на занятых фашистами землях.
3-й историк:
Уже 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады. В этом кольце оказалось 2миллиона 887 тысяч человек. В связи с иссякающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали и молодые и старые, мужчины, женщины, дети. Смерть настигала людей везде. На улице падал человек и больше не поднимался. В квартире - ложился спать и засыпал навеки. Часто жизнь обрывалась у станка. Хоронить было трудно. Мёртвых хоронили без гробов. Нередко эти трупы подбирали машины и увозили на общее кладбище.
Я забыть
Никогда не смогу
Скрип саней
На декабрьском снегу
Тот пронзительный
Медленный скрип:
Он как стон,
Как рыданье,
Как всхлип. (Ю. Воронов)
4-й историк:
Обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на всё. . . Это и есть фашистская стратегия голода. Фашисты это орудие применяли широко.
Дети, плача, хлеб просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворот они не открыли.
На колени не встали, нет!
5-й историк:
Всего в ноябре голод унёс свыше 11 тысяч жизней, в декабре – 53 тысячи. В январе и феврале умерло 199 тысяч 187 ленинградцев, в марте – ещё 89 тысяч 968 человек. . .
В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат “за создание невиданной в истории мира блокады” и уверял, что скоро Ленинград, “как спелое яблоко, упадёт к нашим ногам”. . .
6-й историк:
Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища: “Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай внимающий этим камням: НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.
(фрагмент фильма “Осталась одна Таня”) .
9 мая, в День Победы, ленинградцы придут на Пискарёвское кладбище семьями и в одиночку, старые и молодые. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые конфеты, папиросы, хлеб.
Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.
Вечная им память!
Наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги.
Итак, чем же мы занимались сегодня на уроке?
Познакомились с личностью Б. Пастернака – настоящего гражданина своей страны.
Учились анализировать поэтический текст.
Говорили о патриотизме, стойкости и мужестве русских людей.
Давайте обратимся к фразе, которую я произнесла вначале урока, что значит “великая тайна души русской”?
Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “загадочную русскую душу”.
Домашнее задание (по выбору уч-ся) :
Написать сочинение на тему:
Какое настроение вызвало у меня стихотворение Б. Пастернака “Победитель”.
Выучить наизусть стихотворение “Победитель”.