Будь осторожен всяк сюда входящий. Оставь надежду всяк, сюда входящий

Бывшие узники концентрационных нацистских лагерей, проживающие на Харьковщине, протестуют против указа президента Виктора Ющенко, который присвоил звание Героя Украины Степану Бандере.

Как можно людей, которые сотрудничали с фашистскими извергами, называть героями Украины? - возмущается председатель Харьковского областного совета борцов антифашистского сопротивления Игорь Малицкий. - А ведь было время, я это хорошо помню, когда концлагерь Освенцим охранялся частями дивизии СС-Галичина.

Игорь Федорович — один из 64-х бывших узников различных фашистских концлагерей, живущих сегодня на Харьковщине, вспоминает об Освенциме не случайно — ровно 65 лет назад, 27 января 1945 года, Красная армия освободила этот крупнейший нацистский лагерь смерти, находившийся в Польше. А пять лет назад, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, эту дату начали отмечать во всем мире как Международный день памяти жертв Холокоста.

«Освенцим был настоящей фабрикой смерти»

- Я даже сейчас не могу спокойно говорить, у меня горло перехватывает, - приостанавливает интервью 85-летний мужчина, бывший узник четырех концлагерей Европы: в Чехословакии, Польше и Австрии. — Освенцим был настоящей фабрикой смерти, конвейером, который ежедневно перерабатывал человеческие тела в пепел...

С оккупированных территорий привозили эшелоны с тысячами людей. Живой «человеческий материал» сортировали, оставляя здоровых и сильных, а остальных умерщвляли в газовых камерах.

Когда крематории не справлялись с «работой», трупы из газовых камер складывали слоями в огромных ямах, чередуя с дровами, и поджигали, - вспоминает Игорь Федорович.
Срывающимся голосом он рассказывает, что узников заставляли подбрасывать в «костер» дрова.

Это был ужас, когда в пламени лежали грудные младенцы, годовалые дети, женщины и старики. Психика некоторых узников не выдерживала, они сходили с ума и сами бросались в пламя, - говорит Игорь Федорович. - Мне часто снится - опять пришли немцы в Харьков. Сколько лет прошло, а все равно…

«Оставь надежду, всяк сюда входящий»

В Освенциме харьковский паренек провел полгода - с января по июнь 1944 года. А потом попал в Австрию — в концлагерь Маутхаузен. При перевозке узников набили в товарные вагоны так тесно, что когда люди, три дня проведшие без воды и пищи, умирали, их тела не могли упасть.

Истощение было таким, что хотелось землю есть, - рассказывает Игорь Федорович Малицкий. - Можно сказать, мне повезло: когда нас загнали в карантинный блок, один из тамошних сотрудников окликнул обессиленных новичков: «Харьковские есть?» Оказалось, что до войны военврач Иосилевич жил на Клочковской, а я - возле площади Руднева, по адресу Почтовый переулок, 4. Он дал мне миску баланды и хлеб.

Александр Моисеевич Иосилевич оказался одним из руководителей подпольной организации концлагеря. Он-то и привлек Игоря Малицкого к работе в качестве связного. Кстати, именно Иосилевич первым на Харьковщине получил в 60-х годах ХХ века орден «Отечественной войны» II степени за участие в организации восстания в лагере Маутхаузен.

Если Освенцим был лагерем уничтожения, то Маутхаузен оказался «рабочим» концлагерем, точнее, каторгой в каменоломнях. Выжить в нем было сложно, вспоминает Малицкий, даже на воротах новичков встречала надпись: «Оставь надежду, всяк сюда входящий!» Убежать было невозможно. Если кто-то решался на такой шаг, беглецов ловили и живьём вешали на огромный крючок - либо за подбородок, либо за ребро, и оставляли медленно умирать.

«Мы шли на колючую проволоку с голыми руками»

Первое, февральское восстание 1945 года в Маутхаузене закончилось неудачей — почти все узники (а их было около двух тысяч) погибли, рассказывает Игорь Федорович. В конце апреля, перед самой Победой, когда заключенные узнали, что нацисты отдали приказ уничтожить всех, кто содержится в концлагерях, они организовали второе восстание.

Мы шли на колючую проволоку с голыми руками, - вспоминает бывший узник. - Первые погибли, потому что проволока была под напряжением. Рвали её кто чем мог: кирпичами, камнями, палками. Потом мы захватили пулеметную вышку...

Кстати, именно с такой вышки услышал когда-то украинец Малицкий родную речь: «А ну, відійди звідси, бо буду стріляти!». Увы, не все граждане Украинской Республики воевали на одной стороне баррикад...

«Оставь надежду, всяк сюда входящий» - концовка надписи, размещённой над вратами ада в «Божественной комедии» , созданной Данте Алигьери в 1307-1321 годах («Ад», песнь 3, строфа 3). Оригинальное выражение - итал. «Lasciate ogni speranza, voi ch"entrate» , буквально переводится как: «Оставьте всякую надежду вы, входящие».

Полный текст надписи над воротами ада (пер. М. Лозинского), гласит:

Варианты фразы на некоторых языках

  • итал. Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate
  • нем. Lasst alle Hoffnung fahren, die ihr hier eintretet

Символическое значение

Слова «Оставь надежду…» стали мемом , символизирующим ворота ада как границу, пересекая которую «…входят в скорбный град к мученьям, … входят к муке вековой» .

Также иногда это выражение используют для обозначения чего-то безнадёжного и несбыточного .

Влияние на культуру

На протяжении столетий «Божественная комедия» является мощной отправной точкой для творчества художников, поэтов, философов, политиков. Не удивительно, что многие её сюжеты, и, в частности, тема своеобразной границы света и тьмы - ворот ада с предупреждающим надвратным текстом, наряду с темой безнадёжности определённых намерений, использовались достаточно широко. Например:

  • А. С. Пушкин (роман в стихах «Евгений Онегин», гл. 3. строфа 22):

Напишите отзыв о статье "Оставь надежду, всяк сюда входящий"

Примечания

Отрывок, характеризующий Оставь надежду, всяк сюда входящий

(St. Nazare, Lemoux, Langedoc)
На этих чудесных витражах Радомир и Магдалина со своими детьми – сыном
Светодаром и дочерью Вестой. Также, здесь видна ещё одна весьма интересная
деталь – священнослужитель, стоящий рядом с Радомиром одет в форму като-
лической церкви, что две тысячи лет назад ещё никоим образом не могло бы-
ло быть. Она появилась у священников только в 11-12 столетиях. Что, опять же,
доказывает рождение Иисуса-Радомира только в 11 веке.

Я согласно кивнула Северу.
– Расскажи, пожалуйста, правду... Расскажи мне о них, Север...

Радомир, предчувствуя свою скорую
гибель, отправляет девятилетнего
Светодара жить в Испанию... Чув-
ствуется глубокая грусть и общее
отчаяние.

Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история...
– Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...
* * *
От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.
* * *
Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра-
жена в виде Учителя, стоящего над
королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...
А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете...
– Значит и «апостолы» тоже были совершенно другими?! Какими же они были?! Можешь ли ты рассказать мне о них, Север?
Мне было настолько интересно, что на какой-то короткий миг даже удалось «усыпить» свои мучения и страхи, удалось на мгновение забыть грядущую боль!.. Я обрушила на Севера настоящий шквал вопросов, даже точно не зная, существуют ли на них ответы. Так сильно мне хотелось узнать настоящую историю этих мужественных людей, не опошлённую ложью долгих пяти сотен лет!!!
– О, они были истинно чудесными людьми – рыцари Храма – Изидора!.. Вместе с Радомиром и Магдалиной они создали великолепный костяк МУЖЕСТВА, ЧЕСТИ и ВЕРЫ, на котором строилось светлое УЧЕНИЕ, оставленное когда-то нашими предками для спасения нашей родной Земли. Двое из рыцарей Храма были нашими учениками, а также потомственными воинами из старейших европейских аристократических семей. Они стали у нас смелыми и одарёнными Ведунами, готовыми на всё, чтобы сохранить Иисуса и Магдалину. Четверо были потомками Русов-Меровингов, также имевших большой Дар, как и все их далёкие предки – короли Фракии... Как и сама Магдалина, также рождённая от этой необыкновенной династии, и с гордостью нёсшая свой семейный Дар. Двое же были нашими Волхвами, добровольно покинувшими Мэтэору, чтобы защитить идущего на собственную погибель их любимого Ученика, Иисуса Радомира. Они не смогли в своих душах предать Радомира, и даже зная, что его ждёт, без сожалений последовали за ним. Ну, а последним, девятым из рыцарей-защитников, о котором до сих пор не знает и не пишет никто, был родной брат самого Христа, сын Белого Волхва – Радан (Ра – дан, данный Ра)... Он-то и сумел сохранить сына Радомира, после гибели оного. Но, защищая его, к сожалению, погиб сам...

«Оставь надежду, всяк сюда входящий» - концовка надписи, размещённой над вратами ада в «Божественной комедии» , созданной Данте Алигьери в 1307-1321 годах («Ад», песнь 3, строфа 3). Оригинальное выражение - итал. «Lasciate ogni speranza, voi ch"entrate» , буквально переводится как: «Оставьте всякую надежду вы, входящие».

Полный текст надписи над воротами ада (пер. М. Лозинского), гласит:

Варианты фразы на некоторых языках

  • итал. Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate
  • нем. Lasst alle Hoffnung fahren, die ihr hier eintretet

Символическое значение

Слова «Оставь надежду…» стали мемом , символизирующим ворота ада как границу, пересекая которую «…входят в скорбный град к мученьям, … входят к муке вековой» .

Также иногда это выражение используют для обозначения чего-то безнадёжного и несбыточного .

Влияние на культуру

На протяжении столетий «Божественная комедия» является мощной отправной точкой для творчества художников, поэтов, философов, политиков. Не удивительно, что многие её сюжеты, и, в частности, тема своеобразной границы света и тьмы - ворот ада с предупреждающим надвратным текстом, наряду с темой безнадёжности определённых намерений, использовались достаточно широко. Например:

  • А. С. Пушкин (роман в стихах «Евгений Онегин», гл. 3. строфа 22):

Напишите отзыв о статье "Оставь надежду, всяк сюда входящий"

Примечания

Отрывок, характеризующий Оставь надежду, всяк сюда входящий

Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.
– Это чья же коляска? – спросила Соня, высунувшись в окно кареты.
– А вы разве не знали, барышня? – отвечала горничная. – Князь раненый: он у нас ночевал и тоже с нами едут.
– Да кто это? Как фамилия?
– Самый наш жених бывший, князь Болконский! – вздыхая, отвечала горничная. – Говорят, при смерти.
Соня выскочила из кареты и побежала к графине. Графиня, уже одетая по дорожному, в шали и шляпе, усталая, ходила по гостиной, ожидая домашних, с тем чтобы посидеть с закрытыми дверями и помолиться перед отъездом. Наташи не было в комнате.
– Maman, – сказала Соня, – князь Андрей здесь, раненый, при смерти. Он едет с нами.
Графиня испуганно открыла глаза и, схватив за руку Соню, оглянулась.
– Наташа? – проговорила она.
И для Сони и для графини известие это имело в первую минуту только одно значение. Они знали свою Наташу, и ужас о том, что будет с нею при этом известии, заглушал для них всякое сочувствие к человеку, которого они обе любили.
– Наташа не знает еще; но он едет с нами, – сказала Соня.
– Ты говоришь, при смерти?
Соня кивнула головой.
Графиня обняла Соню и заплакала.
«Пути господни неисповедимы!» – думала она, чувствуя, что во всем, что делалось теперь, начинала выступать скрывавшаяся прежде от взгляда людей всемогущая рука.
– Ну, мама, все готово. О чем вы?.. – спросила с оживленным лицом Наташа, вбегая в комнату.
– Ни о чем, – сказала графиня. – Готово, так поедем. – И графиня нагнулась к своему ридикюлю, чтобы скрыть расстроенное лицо. Соня обняла Наташу и поцеловала ее.
Наташа вопросительно взглянула на нее.
– Что ты? Что такое случилось?
– Ничего… Нет…
– Очень дурное для меня?.. Что такое? – спрашивала чуткая Наташа.
Соня вздохнула и ничего не ответила. Граф, Петя, m me Schoss, Мавра Кузминишна, Васильич вошли в гостиную, и, затворив двери, все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько секунд.
Граф первый встал и, громко вздохнув, стал креститься на образ. Все сделали то же. Потом граф стал обнимать Мавру Кузминишну и Васильича, которые оставались в Москве, и, в то время как они ловили его руку и целовали его в плечо, слегка трепал их по спине, приговаривая что то неясное, ласково успокоительное. Графиня ушла в образную, и Соня нашла ее там на коленях перед разрозненно по стене остававшимися образами. (Самые дорогие по семейным преданиям образа везлись с собою.)
На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались.
Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно.
– Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье.
– Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой.
Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же.
– С богом! – сказал Ефим, надев шляпу. – Вытягивай! – Форейтор тронул. Правый дышловой влег в хомут, хрустнули высокие рессоры, и качнулся кузов. Лакей на ходу вскочил на козлы. Встряхнуло карету при выезде со двора на тряскую мостовую, так же встряхнуло другие экипажи, и поезд тронулся вверх по улице. В каретах, коляске и бричке все крестились на церковь, которая была напротив. Остававшиеся в Москве люди шли по обоим бокам экипажей, провожая их.
Наташа редко испытывала столь радостное чувство, как то, которое она испытывала теперь, сидя в карете подле графини и глядя на медленно подвигавшиеся мимо нее стены оставляемой, встревоженной Москвы. Она изредка высовывалась в окно кареты и глядела назад и вперед на длинный поезд раненых, предшествующий им. Почти впереди всех виднелся ей закрытый верх коляски князя Андрея. Она не знала, кто был в ней, и всякий раз, соображая область своего обоза, отыскивала глазами эту коляску. Она знала, что она была впереди всех.
В Кудрине, из Никитской, от Пресни, от Подновинского съехалось несколько таких же поездов, как был поезд Ростовых, и по Садовой уже в два ряда ехали экипажи и подводы.

2

3

v

gener. Lasst, die ihr eingeht, alle Hoffnung fahren!

4 оставь надежду всяк сюда входящий

v

gener. Laßt jede Hoffnung hinter euch, ihr, die ihr eintretet (Dante Alighieri, "Die Göttliche Komödie")

5 Оставь надежду, всяк сюда входящий

цитируется также по-итальянски: Lasciate ogni speranza voi ch’entrate (Данте. Божественная комедия. Ад, III, 9. Пер. Д. Мина - 1855 г. ) Lasst, die ihr eingeht, alle Hoffnung fahren!; ital. (Dante. Die Göttliche Komödie. Hölle, III, 9. Übers. K. Witte. ) . Inschrift über der Höllenpforte in Dantes Dichtung, wird im weiteren Sinne als Bezeichnung für eine beliebige hoffnungslose Situation verwendet. Im Russischen wird die Verszeile auch in einer älteren Übersetzung Оста́вь наде́жду навсегда́ sowie in der von M. Losinski (1945) Входя́щие, оста́вьте упова́нья zitiert.

См. также в других словарях:

    Оставь надежду, всяк сюда входящий - С итальянского: Lasciate ogni speranza voi ch entrate. Буквальный перевод: Оставьте всякую надежду, вы, входящие сюда. Из «Божественной комедии» («Ад», песнь 3) итальянского средневекового поэта Данте Апигьери (1265 1321) надпись на вратах ада. А …

    Оставь надежду всяк сюда входящий - С итальянского: Lasciate ogni speranza voi ch entrate. Буквальный перевод: Оставьте всякую надежду, вы, входящие сюда. Из «Божественной комедии» («Ад», песнь 3) итальянского средневекового поэта Данте Алигьери (1265 1321) надпись на вратах ада. А … Словарь крылатых слов и выражений

    Оставь одежду, всяк сюда входящий - (из Божественной Комедии Данте: Оставь надежду, всяк сюда входящий надпись на вратах ада) 1) исходное знач.; 2) якобы плакат перед входом в баню; 3) говорится входящему в помещение, где надо раздеться … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Список эпизодов телесериала «Сверхъестественное» - Содержание 1 … Википедия

    Мохов, Виктор Васильевич - Виктор Мохов Виктор Мохов Имя при рождении: Виктор Васильевич Мохов Прозвище … Википедия

    Рынок - (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора

    Война (арт-группа) - Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику. У этого термина существуют и другие значения, см. Война (значения) … Википедия

    Жнец (телесериал) - У этого термина существуют и другие значения, см. Жнец. Жнец Reaper … Википедия

    Группа «Война» - Группа «Война» современная московская арт группа, работающая в области концептуального уличного искусства, получившая известность благодаря нескольким скандальным акциям, из которых наиболее известна акция «Ебись за наследника Медвежонка!»,… … Википедия

    Данте Алигьери - (Dante Alighieri) (1265 1321), итал. поэт, автор поэмы «Божественная комедия» («La Divina commedia», 1307 21). Цитаты из «Божественной комедии», фрагменты песен, реминисценции из Д. часто встречаются в рус. лит ре с кон. 18 в. Л. в романе «Вадим» … Лермонтовская энциклопедия

    фразеологические единицы продуктивные - В составе продуктивных ФЕ выде ляются глагольные, именные и наречные словосочетания. Среди глагольных отмечены: 1) глагольно именные: плыть по течению; задавать гопака; 2) глагольно наречные: застать врасплох, завязать навсегда; 3) … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

Книги

  • Джей-Под , Коупленд Д.. "Оставь надежду всяк сюда входящий" ... Эта надпись не висит над дверями отдела с выразительным названием "Джей-Под", расположенного под самой крышей многоэтажного архитектурного кошмара,…

Концлагерь Маутхаузен был основан нацистами в 1938 г. в 3 км от австрийского городка Маутхаузен, расположенного на левом берегу Дуная. В марте 1938 г. нацисты пригнали в этот городок более тысячи человек заключенных из концлагеря Дахау. Они-то и начали строительство нового лагеря.

Массовое истребление людей в концлагерях проводилось с целью сломить сопротивление фашистскому режиму. Каждый фашистский концлагерь имел свою категорию, которая определялась методами и жестокостью истребления людей. Маутхаузен с его филиалом в Гузене, в соответствии с приказом Гёйдриха от 1 января 1941 г., был отнесен к концлагерям последней, III категории и предназначался, применяя фашистскую терминологию, для «особо опасных преступников, не поддающихся исправлению и перевоспитанию». В нем погибали немецкие и австрийские антифашисты, борцы французского и итальянского Сопротивления, чешские подпольщики, югославские, польские и греческие партизаны, испанские республиканцы.

Начиная с октября 1941 г. в Маутхаузене началась расправа с советскими военнопленными, в основном с офицерами и политработниками. Вопреки международному праву гестапо направляло советских военнопленных офицеров в концлагеря на каторжные работы или для немедленной ликвидации, называя эти действия «освобождением». В Маутхаузене были казнены все захваченные советские комиссары, в живых остались только те, служебное положение которых эсэсовцам было неизвестно. Евреи в Маутхаузене после трехдневных каторжных работ немедленно уничтожались независимо от того, из какой страны они прибыли в лагерь и к какой категории заключенных принадлежали.

Ниже дается краткое описание основных объектов этой фабрики смерти. Центральный лагерь Маутхаузен (его нацисты называли «материнским») состоял из пяти лагерей: рабочего лагеря, карантинного лагеря, лагеря уничтожения, лагеря-лазарета (или «Русского лагеря»), лагеря палаток, кроме того, было 48 филиалов. В апреле 1945 г. в 39 деревянных бараках и 14 палатках центрального лагеря содержалось 28 тыс. заключенных, в том числе 2 тыс. женщин; 9 тыс. человек были тяжелобольными. За всю историю Маутхаузена в нем побывало, по данным самих эсэсовцев, 335 тыс. человек (мужчины, женщины, дети), из них было уничтожено более 123 тыс. человек, в том числе свыше 32 тыс. советских граждан. На 11 мая 1945 г. в лагере оставалось только 17 290 бывших заключенных из всех стран Европы.

Путь от железнодорожной станции Маутхаузен был пропитан кровью. Гоня по ней узников, эсэсовцы забивали их палками и травили собаками.

Справа от главного входа в лагерь находился особый отдел гестапо. Здесь эсэсовец Карл Шульц проводил допросы, во время которых применялись пытки необыкновенной жестокости. При входе в лагерь над главными воротами красовалась надпись: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Справа и слева - большие сторожевые башни. Между ними укреплен орел кайзеровской Германии, держащий своими когтями фашистскую свастику, как символ нацистского рейха. Сразу после входа в ворота находилась площадь перекличек: на этом плацу иногда часами стояли бывшие военные, антифашисты из рабочих, священники всех вероисповеданий, ученые, писатели, деятели культуры и науки. Многим из них эти изнурительные по три раза в день переклички приносили смерть.

В конце этой площади теперь установлен саркофаг жертвам фашизма всех стран и наций Европы.

При входе в лагерь направо находится «стена пыток». Иногда ее называли «стеной плача». Каждого заключенного, прибывшего в лагерь, ставили лицом к этой стене. Стояние длилось часами, а иногда и сутками. Здесь были забиты нацистами десятки заключенных, в том числе большая группа австрийских антифашистов; шесть человек из них были расстреляны непосредственно самим комендантом лагеря Францем Цирайсом. Здесь была казнена большая группа антифашистов Чехословакии, а также сотни граждан СССР.

Направо от площади перекличек находится первое кирпичное здание лагеря. В нем располагались прачечная и душевая. В подвале производился расстрел политработников Советской Армии в соответствии с «приказом о комиссарах», который был издан гитлеровским вермахтом еще 6 июня 1941 г.

Через душ должны были проходить все вновь прибывающие в лагерь заключенные. Все обмундирование складывалось в угол. Новичков обливали попеременно горячей и холодной водой и голых, в деревянных колодках, гнали в ка-рантинный лагерь, где они получали номер заключенного, полосатую одежду, а парикмахер узкой машинкой посередине головы выстригал дорожку от лба до затылка.

Во втором здании находилась кухня. Пища состояла из 1 л баланды, приготовленной из гнилой брюквы, и 200 г хлеба из недоброкачественных ржаных отрубей, перемешанных с опилками.

В третьем, отдельно стоящем кирпичном здании располагались карцер с 34 камерами, крематорий, газовая камера, виселица и помещение для расстрелов. Здесь же производились пытки: людей избивали, вешали, топтали кованым сапогом и травили в газовых камерах. Направление сюда узника было равносильно смертному приговору. Если убитые заключенные были немцы или австрийцы, Карл Шульц отправлял семьям циничные письма: «Ваш сын (муж, отец) был болен, находился в госпитале, ему оказывалась всевозможная медицинская помощь, но, к сожалению, эта помощь не помогла, и он умер. Выражаем Вам наше искреннее соболезнование. При уплате 0,72 марки Вы можете получить справку о его смерти».

Крематорий состоял из трех печей. Фирма, изготовившая огнеупоры для указанных печей, прислала для Цирайса инструкцию. В ней говорилось: «В печах, работающих в течение десяти часов, может быть произведена кремация 30-35 трупов. Если же по условиям производства кремация будет производиться беспрерывно, то огнеупорный кирпич сохраняется дольше, поскольку будет поддерживаться одинаковая температура». Но даже при круглосуточной работе крематорий не справлялся; тогда трупы увозили в местечко Марбах (рядом с лагерем), бросали в траншею и засыпали землей. После освобождения лагеря яма в Марбахе была открыта: в ней оказалось 10 тыс. трупов.

В Маутхаузене круглосуточно работали три газовые камеры: одна в Гартхайме, другая - передвижная, на колесах- курсировала между Маутхаузеном и Гузином (самый крупный филиал лагеря) и третья - в подвале здания. Ядовитый газ поступал из специального аппарата, который был установлен в соседнем помещении. Через маленькое смотровое отверстие палачи наблюдали за процессом газации людей. Затем двери камеры открывались, и скрюченные, окровавленные, лежавшие в обнимку трупы отправлялись в крематорий. Перед газацией у людей выдирали золотые коронки и зубы - все золото отправлялось в гитлеровский рейх.

Здание лагерной тюрьмы подземным переходом связывалось с «госпиталем» - четвертым зданием лагеря. В переходе была смонтирована виселица. «Госпиталь» предназначался для массового уничтожения людей по типу Гертхайма, откуда никто не вышел живым. В его темном подвале существовала установка для расстрела людей в затылок. В полу была встроена железная решетка для стока крови. Узников вводили в это помещение якобы для взвешивания; на деле же в передвигаемой планке весов было небольшое отверстие, в которое убийца из соседнего помещения стрелял без промаха.

В здании «госпиталя» в настоящее время открыт музей Маутхаузена.

Карантинный лагерь состоял из пяти бараков, в которых содержались русские, поляки, югославы, французы, среди них были женщины и дети. Только за время с ноября 1941 по март 1942 г. в одном 18-м бараке было уничтожено свыше 3 тыс. советских военнопленных. С августа 1941 по декабрь 1943 г. в 16-м бараке содержались украинские дети; над ними нацистские врачи осуществляли медицинские эксперименты, брали кровь для лечения солдат гитлеровской армии. В 19-м бараке гитлеровские «экономисты» организовали выпуск фальшивых денег Англии и США. В конце карантинного лагеря находился 20-й барак. Летом 1941 г. гитлеровцы отгородили его высокой стеной и превратили в барак смертников. На карточках людей, направленных в этот блок, стояли пометки: «уничтожить», «возвращение нежелательно», «мрак и туман» (последнее означало медленную, мучительную смерть). Заключенных, как правило, убивали не сразу: они служили забавой эсэсовцам... Ни нар, ни даже соломенных матрацев тут не было. Люди спали на голом грязном полу практически друг на друге. В душные летние ночи окна барака наглухо закрывались, зимой их открывали на целую ночь. К утру в промерзшем бараке оставались закоченевшие трупы. Узников ставили под ледяной душ, вешали на крюках, топили в бочках с водой. Поднимали их в 5 часов утра и голодными выгоняли во двор, где они в любую погоду должны были стоять по 2-3 часа в ожидании двух эсэсовских палачей, которые избивали заключенных резиновыми палками, гоняли их по двору «гусиным шагом», а затем заставляли заниматься уборкой помещения. В этом бараке погибло 4973 советских офицера.

Местом массового истребления людей являлся также карьер Маутхаузёна. До насильственного присоединения Австрии к гитлеровскому рейху он был собственностью Вены. А когда был построен концлагерь, палачи гоняли в него заключенных, которые спускались вниз по «лестнице смерти» в 186 ступеней и при помощи самых примитивных орудий добывали серый гранит, тесали его, грузили на тележки и по узкоколейке везли к лестнице, откуда команды штрафников с «козлами» на спине поднимали эти камни вверх. Под непосильной ношей люди падали вместе с камнями вниз, сбивая идущих позади людей. И тех и других тут же пристреливали. Отвесная стена каменоломни называлась «стеной парашютистов». С этой стены палачи ежедневно сбрасывали вниз людей, которые разбивались насмерть. В августе 1942 г. с этой стены были сброшены живыми большая группа голландских евреев и английские военнопленные. До этого нацистские палачи гоняли их по «лестнице смерти» до тех пор, пока люди не переставали двигаться. В марте - апреле 1945 г. на дне котлована был создан женский лагерь. Основная часть заключенных этого лагеря была уничтожена.

На юг от каменного карьера находился так называемый Русский лагерь. Он был построен эсэсовцами специально для советских военнопленных. Вместо 2,5 тыс. узников здесь находилось 16 тыс. только небольшая часть из них дожила до освобождения.

Осенью 1941 г. в 20-й барак была брошена большая группа советских офицеров. Среди них находились Герой Советского Союза подполковник авиации Николай Иванович Власов, командир штурмовой авиационной дивизии Александр Филиппович Исупов. В бараке была создана крепкая подпольная организация, члены которой в ночь со 2 на 3 февраля 1945 г. убили прибывших в барак эсэсовцев и старшину барака. Под видом очередной уборки они вытащили во двор мебель, огнетушители и багры. Вооружившись булыжниками и деревянными колодками, узники барака по сигналу «За победу!» струей из огнетушителя ослепили часовых и набросали на колючую проволоку под током металлические багры. Около 500 заключенных совершили побег. На территории лагеря и по всей Верхней Австрии была объявлена тревога, на поимку бежавших были брошены большие полицейские силы и даже воинские части. Потом эсэсовцы сообщили, что они с 4 по 18 февраля поймали и казнили всех сбежавших из 20-го барака. В действительности 19 человек не были пойманы, а 9 человек из них после окончания войны вернулись в СССР. Вот их имена: И. И. Бакланов, М. Л. Рыбчинский, И. В. Битюков, А. Э. Михеенков, В. И. Соседко, И. Т. Сердюк, В. Н. Украинцев, Н. Р. Цемкало и В. Н. Шепетя.

Дмитрия Михайловича Карбышева привезли в Маутхаузен 17 февраля 1945 г. с группой в 200 человек из концлагеря Заксенхаузен. Раздетого донага, эсэсовские палачи обливали его водой до тех пор, пока он заживо не превратился в ледяную глыбу. Тяжкий путь генерала Карбышева через фашистские застенки стал для него дорогой в бессмертие. Теперь направо перед входом в лагерь установлен памятник Герою Советского Союза доктору военных наук Д. М. Карбышеву. Памятник является напоминанием современникам о страшных злодеяниях гитлеровских извергов.

В январе 1943 г. по инициативе австрийских, немецких и чешских антифашистов в Маутхаузене был создан подпольный антифашистский Интернациональный комитет и выработаны его организационные принципы (Лео Габлер, Иозеф Кооль, Франц Далем и Артур Лондон).

В марте 1944 г. в состав Интернационального комитета вошел русский подпольный комитет (Валентин Сахаров и Иван Кондаков). Активную подпольную деятельность в Интернациональном комитете осуществляли антифашисты стран Западной и Центральной Европы Лео Габлер, Гейнрих Дюрмаер, Ганс Маршалек, Генрих Pay, Бруно Лейшнер, Хорст Зиндерман, Вили Клинг, Бруно Баум, Октав Равботэ, Жан Лаффит, Эмиль Вале, Жульен Лао, Джулиан Пайетта, Мануэль Разола и др. Членами русского подпольного комитета были Андрей Пирогов, Митрофан Шамшеев, Иван Панфилов, Петр Белозеров, Павел Лялякин, Александр Григорьевский (Иосилевич), Юрий Пиляр и др. Интернациональный комитет организовывал побеги из лагеря и взаимопомощь между заключенными, вел антифашистскую пропаганду и готовил заключенных к самоосвобождению вооруженным путем. Перед освобождением концлагеря Маутхаузен части 4-й гвардейской армии под командованием Героя Советского Союза Н. Д. Захватаева вели бои под городом Пельтен; 3-я американская армия под командованием генерала Гёорга С. Паттона наступала на Маутхаузен из района Линца. В ночь 2 на 3 мая 1945 г. орудовавшие в Маутхаузене эсэсовцы передали охрану лагеря венской полиции под командование капитана Керна и переодевшись в гражданскую одежду покинули лагерь. До этого были демонтированы крематорий, газовые камеры и виселица, уничтожена документация.

Интернациональному комитету стало известно, что в Maутхаузен поступил приказ Гиммлера об уничтожении всех заключенных. В сложившейся обстановке Интернациональный комитет 4 мая 1945 г. предъявил Керну ультиматум о передаче комитету всей полноты власти. Ультиматум был принят. Испанские антифашисты водрузили над главным входом в лагерь транспарант с надписью на испанском языке: «Слава армиям-освободительницам!» На главной башне лагеря было водружено Красное Знамя Свободы.

Так был самоосвобожден последний нацистский лагеря в Европе - Маутхаузен. 5 мая в Маутхаузен случайно вошел разведывательный танк американской армии, а 7 мая лагерь был занят американскими войсками. Сразу же по решению русского комитета делегация в составе П. Е. Белозеровая, М. И. Журина, П. П. Лялякина и И. А. Панфилова покинула Маутхаузен и 9 мая в г. Ческе-Будеёвицы передала командованию 86-й гвардейской стрелковой дивизии просьбу комитета о немедленной репатриации советских граждан на Родину.

На бывшей площади перекличек 16 мая 1945 г. состоялся международный митинг в честь проводов оставшихся в живых советских граждан на Родину. На митинге была принята клятва, подписанная представителями 14 национальных комитетов стран Европы. В ней говорилось: «Открылись ворота одного из самых жестоких и кровавых лагерей массового уничтожения людей - лагеря Маутхаузен. Бывшие узники, которым еще вчера грозила смерть от рук нацистских палачей, от всего сердца благодарят победоносные союзные нации за освобождение и над прахом своих товарищей клянутся продолжать совместную борьбу против империализма и национального угнетения, совместно бороться против милитаризма и неофашизма, чтобы никогда больше не повторились война и концлагеря на нашей Земле».

По соглашению между союзниками от 9 июля 1945 г. часть провинции Верхняя Австрия вместе с бывшим концлагерем Маутхаузен была включена в советскую оккупационную зону Австрии. По указанию советского Верховного командования в союзническом контрольном совете по правлению Австрией генерала армии В. В. Курасова 20 июле 1947 г. его заместитель генерал-полковник А. С. Желтов передал сооружения лагеря, как немецкую собственность, Австрийской Республике, правительство которой в лице канцлера Леопольда Фигля приняло на себя обязательство сохранить Маутхаузен в качестве мемориального памятника жертвам фашизма, и роль эту оно выполняет.

На площадке перед главным входом в лагерь правительства стран Европы установили памятники своим гражданам, павшим в Маутхаузене.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...