Чем мыслить отличается от думать. «Чем мышление отличается от “думать”, “рассуждать”, “размышлять”? Придумывайте себе упражнения

КАК МЫСЛИТЬ

Думать и мыслить - это не одно и то же.
На эту тему вы мало что найдете в интернете. Но кое-что есть:
http://aulitin.livejournal.com/35672.html
Коротко и весьма любопытно.
Выскажу свои мысли на эту тему.

Понимание процесса "как мыслить" возможно при отличении его от процесса "как думать".
Для большинства это одно и то же, и мы думаем, что мы мыслим (нонсенс).

В тексте этой статьи я показываю это на примере мыслечтения 1-ой и 2-ой глав Ветхого завета.
Тема сама по себе трудная, ибо затрагивает основы понимания и восприятия.

В слове мыслить нет буквы "д" - "добро". А в слове "думать" она есть. Корень "дум" очень похож на слова "дом", "дым". И весьма вероятно, что "дум" означает дом для ума. Дом - это место нахождения вашего добра. И задача для "думы" - это наводить порядок в доме, в том числе и с мыслями.

Мысль - это не дума. Она не привязана к вашему дому, и способна навести в нем бардак, если проникнет к вам.
Но свободна ли сама мысль?
Это не праздный вопрос. Мысль подчиняется законам мыследеятельности. Следовательно, она выполняет различные функции, и непрестанно работает.
Вот это человеку полезно знать: мысль - самоактивна.
Ева не просто так уговорила Адама надкусить яблоко - у неё появилась мысль (или её надоумили) !
Следовательно, до этого момента у Адама не было своих мыслей. И ему не приходилось думать. Всё было само собой, был полный порядок во всём.
И мысль нарушила этот порядок. Включился процесс познания.
Вот это важно отметить: мысль включает процесс познания! Соответственно, мысль и нужна именно для познания. Если человек не хочет познавать - ему мысль не требуется. Жизнь без мысли называется существованием. Каждый знает этот отличие по себе, когда голова "пуста".
Поэтому Адам не жил, в полном смысле этого слова, а существовал в раю. Или - находился там безвольно и бездумно.
Стих 27 главы 1 ВЗ (Ветхого завета) говорит нам о сотворении человека по Образу Его, одновременно, в виде мужчины и женщины. На это не обращают внимание, но не говорится о том, где были изначально сотворены мужчина и женщина. На основании текста можно утверждать, что и мужчина, и женщина, были сотворены не в яви, а в мире образов. Следовательно, изначально были сотворены образы человека. В первой главе нет различения между сотворением образным и материальным.
Во 2-ой главе Бог вдыхает душу в человека (мужчину), созданного из праха земного. Опять же, не говорится о том, что был материализован и одухотворен уже имеющийся образ человека, в виде мужчины и женщины. Сразу это было, или длилось многие миллионы или миллиарды лет?
Об этом не сказано. Есть предположение, что этот 8-ой день сотворения продолжается по сей день.
Если первая глава ВЗ сообщается, например, с Ведами, то многое указывает на то, что глава вторая была написана умом, а не разумом. Это неграмотная попытка описать великое простым языком.
Из первой главы мы знаем, что правом называть, или сообщать имя, обладал сам Бог. Он сам дал имя земле и морю. Нет сомнения, что им названы свет и тьма, ибо он отделил одно от другого. Всё, что он отделял "одно от другого", было названо. И сегодня так. Различая, мы закрепляем знание в слове.
Но в этой главе он отдает это право человеку. Каким образом?
Должна быть тогда передана и способность мыслить, человеку должно быть дано слово. Этого не указано. Сегодня многие ссылаются на то, что человек был сотворен по образу и подобию Бога, и это ему как бы принадлежит изначально. Но почему тогда Бог велит человеку давать названия? Это нестыковка.
То, что женщина сотворена из ребра Адама, и дана помощником человеку - не выдерживает никакой критики.
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/297-skolko-u-cheloveka-reber.html
Во-первых, образ человека изначально содержал в себе образ женщины (глава 1 ВЗ). Это как часть одного целого. Во-вторых, для создания женщины совершенно не требовалось ребро мужчины, ибо вся плоть от плоти есть. Сцепление мужчины и женщины, ради чего и написана эта выдумка, есть в образе человека, по которому создана плоть. Нет причин Богу делать лишнее. Относительно верным может быть только то, что мужчина был сотворен первым, а женщина после.
Не ускользает от внимания и то, как вскользь появляется имя первочеловека, Адам. Это имя ведь и означает "первочеловек", только на еврейском языке. При чём тут Адам, как имя? Есть еще ньюанс: имя Адам привязано к названию рая - Эдем. Буквально, Адам - это живущий в раю. Или Эдем - это место, где живёт первочеловек. Эта путаница явно связана с переводами с языка на язык. Для русского человека нет имени Адам. Есть слово "человек". Налицо подмена.
Про названия рек и говорить нечего: откуда они взялись во второй главе? Кто дал рекам эти имена, в то время, когда не было самого слова "река" ? Совершенно ясно, что этот текст носит описательный характер, привязку к местности, так сказать. Описано место, где жили евреи, и описано евреями, современниками времен Ассирийского царства.
Далее, наблюдается нестыковка по поводу растительности, которую Бог сотворил на второй день (глава 1). Во второй главе не сказано, что растительность взращена по подобию уже созданного образа. Читателю после первой главы совершенно ясно, что растительность в наличии. Эта путаница между Навью (миром образов) и Явью (действительным миром) не отражена в Ветхом Завете вообще никак, и существующая путаница указывает на то, что писатели не владели тем предметом, который описывали. Соответственно, они взяли тему из других, более древних источников, и описали её так, как понятно было им самим.

Современное понимание говорит о том, что мир образов (Навь) существует. Науке известно, что функция существует прежде, чем появляется орган для реализации этой функции. Есть вещи изначальные, и есть причина этих и всех прочих вещей.
Изначальна причина, порождающая причину же. И есть мир, где эта информация существует.
Сначала было Слово, сказано в Евангелии от Иоанна в Новом Завете. Или сначала была мысль, породившая слово?
Ученые отмечают, что мысль, как свойство идеального материального объекта (мозга), использует речь (слово) для самовоплощения. Но это происходит только в социуме, в общности людей, где существует Слово.
Получается, что изначальная мысль имеет своё изначальное воплощение (слово). Мысль без слова не существует!

Думать - это управлять своей жизнью (словом).
Мыслить - это управлять миром (словами других людей).

Бездумно — не включая собственную голову, живя чужим умом, привычками или реагируя импульсивно.

Голова — синоним разума: то, чем человек помнит, думает и решает. Включить голову — начать пользоваться умом, а не жить чувствами. Включить голову — еще не означает думать. Люди с включенным умом чаще пользуются прошлыми решениями, привычными конструкциями ума, специально не обдумявая настоящую ситуацию.

Думать — это, включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи. Думать - это в первую очередь решать задачи, поэтому думать нужно прежде всего быстро и ответственно, Обдумывание — это способность включать голову, собственный разум, чтобы искать решение тех или иных задач, делать выводы.

Обдумывание — обработка головой сложной задачи. Обдумывание, в отличие от не скованного узкими рамками размышления, решает конкретные задачи, где уже понятна цель и данные определены.

Мыслить — анализировать, сопоставлять, разбираться, искать и находить интересные, прикольные или продуктивные ассоциации. Мыслить нужно смело, широко и глубоко.

Интеллект — одна из главных составляющих ума, способность быстро соображать в учебе и по жизни, умение осознанно оперировать имеющимися знаниями. То же, что и голова.

Мыслеобразы — имеющие смысл звучание внутренней речи, знания и образы (внутренние картинки), динамика внутренних действий, смена ощущений.

Мышление — связное течение мыслей и образов. Связное и в разной мере осмысленное течение внутренней речи, динамика внутренних действий и образов, смена ощущений. Мышление — течение смыслов или работа человека со смыслами (частное и общее, процесс — результат…). Мышление дает видение и понимание, как одно соотносится с другим, как что-то принадлежит другому. Мышление — один из инструментов у думающего человека, который решает жизненные задачи.

Размышление — развернутое мышление. Анализ, взвешивание ЗА и ПРОТИВ. Размышление может быть как продуктивным мышлением, обдумыванием жизненной задачи, так и свободным полетом мысли.

Разум — способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела.

Рассудок — один из инструментов разума, наряду с представлением и воображением. Рассудок оперирует формальными (строгими, неживыми) образами. Образы рассудка — рассуждения, образы разума — разумения.

Соображать, соображение — быстро, оперативно находить/нахождение связи, пути, решения для жизненных задач.

Сообразительность — способность быстро найти решение. Как правило, быстрота нахождения решения конфликтует с учетом последствий, и человек сообразительный — не всегда человек думающий, предусмотрительный, не всегда мудрый.

Ум — способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть (предсказывать) последствия своих действий. В ум в первую очередь входит сумма знаний, интеллект (умение осознанно оперировать этими знаниями) и интуиция (умение неосознанно оперировать этими знаниями). Кроме этого, у ума есть личностные составляющие: верования, программы и позиции.

В любом возрасте можно улучшить свои умственные способности. Человеческая внешность трудно поддается корректировке, а вот свою внутреннюю сущность можно совершенствовать всю жизнь. Поговорим о том, как научиться думать вообще, как научиться думать логически и Все это очень важно для саморазвития.

Анализируйте

Чтобы приучить свой мозг думать, необходимо выделять для этого хотя бы маленький кусочек своего дня. Если у вас совсем нет лишнего времени, размышляйте по пути на работу или в магазин, во время приготовления пищи или выгула собаки. Нужно всегда пользоваться уникальной способностью мозга выполнять одновременно несколько заданий.

О чем стоит думать обязательно? Мы никогда не будем расти как личности, если не научимся анализировать. Причем анализировать можно практически все, даже то, что нас никак не касается. Вспоминайте и давайте оценку своим и чужим поступкам и словам. Подумайте, как они повлияли на вас или окружающих, к чему они в итоге привели, что стоило бы сделать не так. Но будьте осторожны, чтобы не предаваться воспоминаниям настолько, чтобы забыть о настоящем и будущем.

Планируйте

Кроме анализа всего, что в вашей жизни уже прошло, стоит подумать и о том, что еще предстоит. Всегда планируйте быть лучше. После анализа прошлых поступков и происшествий вашей жизни, подумайте над тем, как не допустить повторения ошибок. Попытайтесь предугадать сложные ситуации, которые могут возникнуть в вашей жизни завтра или через неделю, и представьте несколько вариантов вашей реакции на них, а затем выберите лучшую на ваш взгляд.

Обязательно занимайте свой мозг обдумыванием целей. Как научиться думать о своих целях постоянно и не забыть о них? Вы можете записать их на листок, а затем постоянно просматривать этот список, оживляя в памяти. Выстраивайте промежуточные цели на каждый день, неделю и месяц. Воображайте свое будущее, прорисуйте его возможные сценарии, все время думайте о том, на практике.

Будьте внимательны

Любая воспринятая человеком информация сначала попадает в зоны мозга, отвечающие за обработку неосознанной информации, и только после этого начинается их взаимодействие с зонами, активизирующимися при осознании ее человеком. Информацией, вышедшей на уровень сознания, мы можем активно пользоваться и вспомнить даже через года. А все, что осталось в области нашего подсознания, может работать на нас только в качестве интуиции.

Почему о такой особенности работы мозга важно помнить тем, кто задается вопросом, как научиться думать правильно? Все дело в том, что, если вы хотите, чтобы какая-то информация осталась в вашей памяти и вы могли затем использовать ее для своих размышлений, нужно проявить к ней особый интерес. Только в этом случае она пробьется из вашего подсознания в сознание и будет в дальнейшем вам доступна.

Поэтому всем, кто постоянно твердит себе: «Хочу научиться думать», прежде всего необходимо сказать себе: «Хочу быть внимательным к тому, что слышу и вижу». Человеческий мозг самостоятельно не определяет, какую информацию считать важной, а какую нет. Все, на что мы не обращаем особого осознанного внимания, он не считает важным и оставляет на уровне недоступного нам подсознания.

Например, мы запоминаем (так как осознали), что встретили по дороге на работу друга, но никогда не вспомним сотни других увиденных в это время лиц. Вывод один: будьте крайне сосредоточены на той информации, которую считаете для себя ценной, постарайтесь развить к ней самый искренний интерес. Тогда она не ускользнет от вашего сознания, и вы сможете ее использовать для глубоких размышлений.

Будьте любознательны

Не ограничивайтесь слишком узким кругом интересов, ведь в мире столько всего захватывающего, о чем стоило бы подумать. Например, вы идете на работу и замечаете на дороге маленькую улитку. Вместо того чтобы просто поднять ее и отнести в траву, остановитесь и подумайте: а как живет это крошечное существо, чем оно питается и как растит своих деток? Предположив некоторые варианты ответов, не забудьте по возвращении с работы найти в Интернете достоверную информацию об этом и сравнить со своими предположениями.

А вы никогда не думали, глядя на небо, почему оно синее или почему нам светит и греет солнце, как листья растений очищают воздух или в каких цветах видят мир коты и собаки? А еще как устроен наш глаз, что мы все это видим? Если приучить себя всегда смотреть по сторонам и живо интересоваться всем, что нас окружает, можно не только приучить свой мозг к активной работе, но и сделать свой быт намного интереснее.

Придумывайте себе упражнения

На вопрос, как научиться думать самому, существует масса и других ответов. Подключайте фантазию и придумывайте для себя задания, которые помогут совершенно по-новому воспринять обычные вещи и ситуации. Например, специалисты советуют каждый раз добираться на работу новыми путями, заходить в другие магазины, заменять свои обиходные фразы на новые, необычные для вас. Улучшает умственные способности изучение иностранного языка и чтение книг. Старайтесь периодически менять формат привычных для вас фильмов и музыки - вводите в свою жизнь новое.

Не верьте сразу всему, что вам говорят. Исследуйте вопрос сами, расспросите тех, кто знает об этом больше и тогда, располагая достаточным количеством фактов, делайте свои выводы. Это может отнять некоторое количество сил и времени, но точно прибавит мудрости и опыта. Всегда старайтесь иметь собственное, основанное на фактах, мнение.

Думайте в игре

Существует ряд развлекательных игр, которые «прокачивают» наш мозг. Отличными "гирями" для него станут всевозможные кроссворды и головоломки. Кроме этого в Интернете можно найти бесконечное количество различных игр, заставляющих нас анализировать, сравнивать, вспоминать и планировать. Многие современные компьютерные игры - это ответ на вопрос, как научиться быстро думать. Во многих из них для победы нужна хорошая реакция и умение моментально принимать решения.

Такие несправедливо забытые сегодня настольные игры, как шахматы, шашки и различные карточные игры, прекрасно помогают развивать логику. Не пренебрегайте ими. Также в продаже имеются всяческие настольные игры, требующие от участников внимания, разработки тактики и собственной стратегии. Такой веселый и захватывающий путь к саморазвитию, безусловно, достоин особого внимания.

Развивайте позитивное мышление

Если вы хотите по-настоящему развиваться как личность, избегайте негативных мыслей, так как они погашают даже самые пылкие стремления и значительно снижают имеющийся потенциал. Кроме того, гнев, обиды, разочарования и зависть имеют крайне негативное влияние на здоровье человека, вызывая проблемы с кровеносной и пищеварительной системами, головную боль и бессонницу, а также различные эмоциональные и психические расстройства.

Но как научиться думать о хорошем? Прежде всего необходимо взять за правило тщательно следить за постоянно сменяющими друг друга мыслями в своей голове. Как только попадется отрицательная, тут же ее пресекать и заменять на положительную. Никогда не допускайте, чтобы мысли в вашей голове летали хаотично, сами по себе. Такие сознательные усилия обязательно выльются со временем в то, что у вас разовьется привычка обо всем мыслить положительно.

Пока у вас не сформируется твердая привычка позитивно мыслить, окружите себя теми, кто уже так поступает. Всегда, даже когда вы совсем не в настроении, держите на лице имейте ко всем дружественный и благодарный настрой. Замечайте всю красоту мира и все хорошее, что с вами происходит.

Как побороть лень

Многие из тех людей, кто задается вопросом, как научиться думать, на самом деле хорошо умеют это делать, но попросту не применяют эту великолепную способность. Причина этого до банальности проста - матушка лень. Мыслительная деятельность поглощает порой столько же энергии, сколько и тяжелый физический труд. Поэтому, оберегая свои энергетические запасы, организм с трудом соглашается идти на такие жертвы. Вот почему нам иногда так тяжело заставить себя или своих детей думать, вот откуда берет свои корни лень.

Если наша цель не деградация, а личностный рост, необходимо ежедневно прилагать все усилия, чтобы заставить свой мозг трудиться. Не бойтесь его переутомить - мозг никогда не устает, устаем только мы. Но помните, что чем больше мы устаем от напряженного размышления, тем умнее и развитее становимся. Улучшается также наша память и сообразительность. Мы становимся более уверенными в себе, интересными и полезными окружающим, а наша жизнь - увлекательнее и счастливее.

Во-первых, любое определение/различение чего-то возможно только в рамках конкретных логических систем (теорий), а не вообще . Что допустимо в одной теории, не годится для другой. В нейрофизиологии мышление - это процесс, а в философии - понятие. То есть осмысленным термин делает только его окружение, система понятий. Взятый сам по себе - он лишь слово. Ведь для разных подходов, для разных точек зрения мышление представляется совершенно по разному: для материалиста - нечто в голове, нечто реализованное на нейронной сети; для неоплатоника - мышление (Ум), уровень Мира, уровень воплощения Единого. И понятно, что тут нельзя ставить вопрос: кто прав или не прав? В каждой системе «своя» логика и своя, не сопоставимая с «чужой», истинность.

Во-вторых, существенно, различаете ли вы сами для себя понятия «думать», «рассуждать», «размышлять»? Являются ли они для вас разными объектами. Тут, опять же, различение зависит от точки зрения: в одних случаях возможно трактовать эти слова как синонимы, в других - считать их самостоятельными понятиями. Скажем, с точки зрения логики между «думать», «рассуждать», «размышлять» нет разницы: это все некие (обычно внутренние, хотя, конечно, можно думать, размышлять и вслух) операции человека с текстом на уровне этого текста, и как назвать исходное его проговаривание, не имеет значения.

Для психологии, наверное, существует явная разница между «думать», «рассуждать», «размышлять». «Думать» - понятие неопределенное и с точки зрения рациональности, и с точки зрения предмета, и с точки зрения направленности на решение конкретной задачи - думать можно вообще и ни о чем. «Рассуждать» имеет однозначное значение: думать рационально/логично, для достижения некоего результата - вывода. Можно сказать, что рассуждение есть целенаправленное рациональное думанье . «Размышлять» занимает промежуточное положение: у него нет оттенка однозначной рациональности, но есть явное указание на предмет - размышлять можно о чем-то, то есть, можно сказать: размышление есть предметное думанье . Вот вам разные психологические краски этих слов.

Для философии же я не вижу разницы между «думать», «рассуждать», «размышлять»: все они отражают процесс вербализации мышления , перевод неопределенного Понимания в текст. Хотя при некоторых подходах возможно отождествлять «думать» с «мышлением», мне кажется, это не продуктивно: мышление (с философской позиции) должно пониматься шире, чем думанье, которое однозначно привязано к единичному человеку.

Вот такой может быть вариант различения. Однако возможны и должны быть другие . Но не просто так, а именно в системе, сделанные относительно некой фиксированной точки зрения, в рамках конкретных методов, уровней, концепций.

Возвращаясь к мышлению, в своей системе я бы его зафиксировал как акт связывания субъектом его ноуменальной и феноменальной действительностей . То есть сама ноуменальная сфера (мир идей по Платону, Ум Плотина) не есть мышление, а вот проникновение субъекта в этот мир, попытка отразить зафиксировать ноумены (элементы этого мира), явить их в феноменальной действительности и можно назвать мышлением. И эта связь ноуменального мира с феноменальным не есть прерогатива единичного человека - мышление шире него.

Мыслить и думать (обдумывание и размышление): как правило, эти термины употребляются как синонимы, но, похоже, между ними есть разница.

Мыслить - значит результативно перерабатывать информацию, рождать мысли. Анализировать, сопоставлять, разбираться, искать интересные и нужные связи понятий либо образа цели и элементов ситуации. Искать и находить продуктивные ассоциации.

Думать - это под контролем ум и внимания активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи. Думать - это умение быть внимательным к своим мыслям, их правильно использовать и уж как минимум - не упускать.

Мысль пришла к нему в голову, но, не застав никого, ушла...

Думать - это мыслить, сопровождая это фоновым мыслительным контролем, мыслить и одновременно уточняя свое мышление. Думание - это мышление под фоновым контролем мышления.

Вы умеете мыслить и одновременно контролировать, как вы это делаете? Если да, то вы умеете думать.

Тот, кто мыслит - порождает мысли. Тот, кто думает, работает с уже порожденными мыслями, уточняет и корректирует их, ищет им правильное применение, решает с их помощью жизненные задачи.

Это разные функции, и кто-то любит и умеет мыслить (порождать мысли), но не привык думать (проверять их корректность и и прикладывать их к жизни). А кто-то хорошо думает (любую свою мысль проверяет на правильность и умеет имеющиеся в наличии мысли прикладыват к жизни), но плохо мыслит (плохо слышит, плохо находит или плохо порождает мысли). А кто-то не умеет ни того, ни другого.

Думать нужно прежде всего быстро и , мыслить - смело, широко и глубоко.

Размышление и обдумывание

Размышление более теоретично, чем обдумывание. Размышление - свободное и широкое мышление, где ставится под сомнение все или почти все.

Мыслителем также традиционно называют человека, разбирающегося в инструментарии думания, решающего не прямые жизненные задачи, а сочиняющего теории, определяющего понятия и занимающегося прочей методологией..

В отличие от не скованного узкими рамками размышления, решает конкретные задачи, где уже понятна цель и данные определены.

Обдумывание - всегда конкретная



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...