Чем петербуржцы отличаются. Питерские понты, питерский характер, жалкие комментарии и жалкие комментаторы

30/03/2011

Петербург все чаще называют Питером. Прилично ли так называть культурную столицу России?


М арина КАМНЕВА, доцент, СПб худ. академия им. Штиглица:
- Никогда. Такое название принижает нашу культурную столицу. Это все равно что уважаемого человека по имени Александр называть Санек. Соответственно мне режут слух названия многих выставок, например, название ежегодно проходящей в Петербурге выставки художественных ювелирных изделий - «Питер-ювелир».

Семен НОВИЦКИЙ, минеролог:
-Я не называю, а вот москвичи - запросто, такое впечатление, что для них Петербург - это рабочая окраина. Например, недавно уважаемый Леонид Парфенов, хотя он и сам когда-то из Ленинграда, на презентации своих книг в Михайловском театре, выступая перед публикой, все время повторял: «У вас в Питере», «Ваш Питер». От этих слов меня корежило.

Георгий ПАВЛОВ, президент группы компаний «Городские справочники»:
- Не называю. Десять лет назад мы возродили выпускаемый в 1894 году Сувориным городской справочник «Весь Санкт Петербург» под названием «Весь Петербург», в котором название «Питер» было бы неуместно. А на заседаниях «Всемирного клуба петербуржцев» мы, его члены, называем наш город в державном стиле - «Санкт-Петербург».

Татьяна КАРАВАЕВА, сотрудник РАН:
- Для меня нет лучшего названия, чем «Санкт-Петербург». Я слушала песню: «эта частица, сердца части, город мой Санкт-Петербург», и мне хотелось плакать от восторга, что я живу в этом городе. А еще говорят, что песню не задушишь, не убьешь. Казало бы.

Алексей НИКОНОВ, осветитель, ООО «Лига»:
- После того как Собчак сделал финт ушами, заменив Ленинград на Санкт-Петербург, я для краткости называю город Питером.

Сергей АНДРЕЕВ, спецкор газеты «СПИД-инфо»:
- Называю. Питер звучит более уважительно и конкретно, потому что это имя основателя нашего города, и моя статья в газете об одной из городских скульптур так и называется: «Над Питером царит Венера с тремя грудями».

Пекка СААРЕЛА, строитель из Хельсинки:
- Мы, финны, говорим: «Пиетари», но когда я приезжаю в Пиетари, откуда родом моя жена, то из уважения к местным жителям Пиетари называю его Петербургом.

Дмитрий КУЗЬМИН, помощник депутата из фракции КПРФ, ЗакС СПб:
- Это смотря, где и с кем я общаюсь: обсуждая в кулуарах дворца рабочие вопросы с коммунистами, я называю город Ленинградом, с другими фракциями - Петербургом, а вне ЗакСа мне для задушевности общения удобно представлять себя как «я из Питера».

Екатерина НОВИКОВА, администратор, кафе «Клевое место»:
- Не называю. Потому что Питер - это жаргонное словечко, оно как бы не сочетается с названием наших площадей, ресторанов, кафе

Почему петербуржцы чувствуют себя оскорбленными, когда их называют питерцами? Что значит “сменить Растрелли на Церетели”? И в каких случаях употребляют выражение “всякий сам себе Исаакий”? Рассказываем о некоторых тонкостях петербургского языкового фольклора.

Питерец или питеряка?

Если хочешь оскорбить петербуржца - назови его питерцем. Эта истина бесспорна и известна каждому, кто провел в Северной столице хотя бы несколько дней. Оказывается, недовольство жителей Петербурга таким наименованием корнями уходит глубоко в историю. Дело в том, что вообще это сокращенное название города - Питер - произошло от неуклюжего “Питерград” - именно так в XVIII-XIX веке называли новую столицу жители далеких провинций.
Те, кто отправлялся в Питерград на заработки, как раз и звались питерцами, а также питерщиками и питеряками. Крестьяне, которым удавалось переехать в столицу и прожить там какое-то время, получали презрительное прозвище полированный питерец, а те, чье начинание успехом не увенчалось и кто с позором возвращался в родную далекую губернию, звались питерской браковкой. Вот почему у коренных петербуржцев это наименование вызывает такой шквал возмущения.

Сам себе Исаакий

Много существовало и поговорок, связанных с культурной и нравственной стороной жизни, которая, по всей видимости, волновала петербуржцев испокон веков. Например, говорили так: “Все родились в Петербурге, но одних воспитал город, а других - улица”. Это выражение появилось в 1990-е годы. Оно обличало тех, кто, имея великую честь родиться в Культурной столице, совсем не пытался этому соответствовать.
Выражение “Всякий - сам себе Исаакий” употребляют, когда имеют в виду, что каждый назначает себе цену сам и ведет себя так, как считает для себя приемлемым.
А в XIX веке - в романтическую пору подвигов и дуэлей - появилось вот такое интересное выражение: “На кого обижаются в Петербурге? На женщин, дураков и великих князей”. Именно этим категориям, согласно дуэльному “кодексу”, запрещалось участвовать в дуэлях, поэтому ничего не оставалось, кроме как обидеться. Вызвать женщину или представителя царской семьи на поединок было невозможно.

Растрелли vs Церетели

В народном петербургском фольклоре не могла не отразиться и любовь к культуре, архитектуре и достопримечательностям своего города. Так, в 2000-м году зашел разговор о переносе столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Новость была воспринята петербуржцами крайне остро, и по этому поводу говорили: “Как? Сменить Растрелли на Церетели?”. Церетели, как известно, - художник, скульптор и декоратор, чья творческая деятельность особенно ярко проявилась в современной Москве. В кругах петербургской художественной общественности его считают чуждым для утонченной петербургской архитектуры, определяющими ориентирами для которой всегда являлись зодчие Растрелли и Росси.
Еще одно выражение возникло в Северной столице в связи с переименованием Ленинграда в Санкт-Петербург. “Меняй город дьявола на город святого!” - именно так звучал лозунг в поддержку реформы. Под дьяволом в данном случае подразумевали Ленина, под святым - апостола Петра, в честь которого город и получил свое название в 1703 году.

“А труб “Авроры” тебе не надо?” - петербургская разновидность выражения “А шнурки тебе не погладить”, широко распространенного в России. Фраза используется для выражения отказа в просьбе о чем-то невозможном, дефицитном. “Аврора” - широко известный петербургский крейсер, в настоящее время находящийся на плановом ремонте.

“Нет бога кроме Гога” - фраза, распространенная в петербургском высшем свете, среди театралов и творческой богемы, державшей руку на пульсе культурной жизни города. Гога - это Георгий Александрович Товстоногов, главный режиссер Большого драматического театра имени Горького (который теперь носит его имя). Родом великий режиссер был из Грузии, за что и получил свое прозвище. По словам актеров его театра, Гога всегда был суров, требователен и пользовался непререкаемым авторитетом.

“В Питере не пьют только четыре человека...”

Много выражений в истории Петербурга возникало и в связи с пристрастием жителей города к алкогольным “возлияниям”. Алкоголизм в XIX веке считался привилегией не низших слоев, а благородного офицерского состава воинского Петербурга. Именно в этих кругах и появилась шутка: “В Питере не пьют только четыре человека, да и то, потому что некогда: они коней держат”. Имелись в виду фигуры четверых мужчин, которые укрощают коней на Аничковом мосту.
Чуть позже, уже в послереволюционном Ленинграде на эту тему возникло еще одно выражение: “Если будет 25, снова будем Зимний брать!”. Этот лозунг принадлежал ленинградским рабочим, которые таким образом реагировали на повышение цен на спиртное.
“Нам целый мир - чужбина, отечество нам - Царское Село” - это, конечно же, строка из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, которую в XX веке присвоили себе вовсе не лицеисты, а люди, страдающие от алкоголизма, которых на лечение отправляли в Лечебно-трудовой профилакторий, находившийся как раз в нынешнем городе Пушкине.

Говорят, «питерцы» кардинально отличаются от москвичей. Опираясь на исследования, попробуем понять, так ли это.

Психологические портреты

Представители компании «КОМКОН-СПб» на основании исследования различных целевых групп попытались составить психологический портрет москвича и петербуржца. Результаты выявили в определенной степени противоположные образы.

Москвичи – динамичные и энергичные люди, у которых преобладает амбициозность, прагматизм, и в какой-то мере эгоизм. Петербуржцы – интеллигентные, самодостаточные, гостеприимные, но в тоже время сдержанные и осторожные.
Образ москвича вписывается в три категории:
1. Коренной москвич, рожденный в столице как минимум в третьем поколении. Он в корне отличается от приезжих своей интеллигентностью и внутренней культурой.
2. Жители столицы, переехавшие в Москву из другого города в детстве. Именно они создают образ типичного москвича. Это активные молодые люди, занятые работой и карьерой, у которых есть время и на культурный досуг.
3. Люди, приехавшие в столицу в сознательном возрасте исключительно для реализации своих целей. Они учатся и зарабатывают деньги.

Образ жителя Северной столицы более целостен. Подавляющим числом респондентов идеальный петербуржец воспринимается как интеллигент и традиционалист. Качества его характера в основном положительные, среди которых преобладают доброта, отзывчивость и коммуникабельность.

Но один из главных критериев, по которому петербуржцев отличают от москвичей – это отношение к деньгам. По мнению исследователей, для жителей Петербурга деньги не являются самоценностью, а служат средством для достижения более высоких целей. Любопытно, но опрошенные отмечают, что Москве, притягивающей огромное количество мигрантов свойственна высокая степень толерантности. А Санкт-Петербург, по их мнению, наоборот более нетерпим ко всему чужеродному.

Стиль жизни

Несмотря на то, что и Москва, и Санкт-Петербург - современные мегаполисы, они воспринимаются представителями различных целевых групп антиподами. Жизнь в Северной столице размеренная, стабильная и спокойная, а в Белокаменной напротив – динамичная, суетливая и даже агрессивная. По отношению к Северной столице респонденты неоднократно упоминали выражение «окно в Европу», комментируя, что для жителей Петербурга свойственна тяга к западноевропейскому укладу жизни с его предсказуемостью и постоянством.

Москву же больше воспринимают как «центр торговли» с тенденцией к новизне и маргинальности. В характеристиках Санкт-Петербурга часто встречалось название «культурная столица», что обосновывается статистикой: петербуржцы чаще москвичей посещают музеи, выставки и концерты.

Кроме того, жители Петербурга отмечают отсутствие среди населения своего города «перманентного состояния веселости», сходясь во мнении, что каждый живет сам по себе. Петербуржцы любят пребывать наедине со своими проблемами и радостями. Данные опросов показывают, что значительная часть жителей Первопрестольной не прочь развлечься в больших, шумных и зачастую малознакомых компаниях, в то время как петербуржцы предпочитают провести свободное время в тесном кругу близких людей.

Лингвистика

Лингвисты отмечают, что несмотря на постепенно стирающуюся разницу между столицами, пока еще существуют особенности московского и петербургского говора. В частности в петербургской устной речи обращается внимание на манеру «говорить как пишется».

Речь москвича более свободна и избирательна. Но, например, филолога Марию Каленчук настораживает то, что в Москве появилось слишком много носителей другой нормы произношения: «Страшно, когда меняется слой населения, который воспринимается как носитель языка». Результат – уже устоявшие искажения, например, при образовании множественного числа: «бухгалтерА», «инженерА», «договорА».

В то же время исследователи отмечают влияние петербургского говора на московский. Это приводит к постепенному уходу смягчающего произношения, к примеру, в таких словах как «яичница» или «скучно», где «ш» заменяется на «ч».
Согласно результатам лингвистических исследований, 92% опрошенных москвичей при произношении слова «шинель» не заменили «е» на традиционное для Москвы «э». А слово «дождь» 86% опрошенных в Первопрестольной произнесли как «дошть», вместо популярного ранее «дощщь». Респонденты Санкт-Петербурга произнесли «дошть» в 74% случаев.

Однако, в отличие от петербуржцев, практически все опрошенные москвичи в слове «конечно» произносят «ш». Пока еще устойчивым, преимущественно у возрастных жителей столицы, остается «аканье». Несхожесть в разговорной речи между жителями двух столиц заметна при употреблении слов, обозначающих один и тот же предмет. Вот некоторые из лексических различий: подъезд/парадная, шаурма/шаверма, бордюр/поребрик, проездной/карточка, батон/булка, палатка/ларёк, курица/кура.

Культура потребления

Центр стратегических исследований «Росгосстраха» пришел к выводу, что петербуржцы гораздо рациональнее тратят деньги чем москвичи, что отчасти связано с более низким уровнем их материального обеспечения. Исследователи отмечают, что в Москве больше чем в Петербурге «карьеристов» и «гедонистов», на которых рассчитаны престижные бренды.

Марина Скульская, арт-директор торгового дома «Балтийский» скромные потребительские запросы петербуржцев видит не в желании сэкономить, а в том чтобы «поторговаться» и добиться для себя дополнительных знаков внимания, выражающихся в скидках или в карте постоянного покупателя. Различные исследовательские группы отмечают, что еще совсем недавно характеристики потребительского поведения в Москве и Санкт-Петербурге практически совпадали, но с 2004 года стали расходиться. К примеру, торговый формат «дискаунтер» в Северной столице пользуется большей популярностью чем в Москве – 26% против 17%.

Маркетологи считают, что корни особенностей местного потребления нужно искать в извечной оппозиции Петербурга к Москве. Столица по-прежнему остается городом больших возможностей и перспектив. Именно сюда едут за легкими деньгами. А в Петербурге «транжирство» не в чести.

Санкт-Петербург, 14 мая, «АиФ-Петербург». Жить в Петербурге, еще не значит быть петербуржцем. Превращение из гостя северной столицы в ее полноправного обитателя сопряжено с освоением целого ряда культурных кодов, которые несет в себе основанный Петером Первым город. Именно поэтому настоящего петербуржца так легко отличить от приезжего.

Например, можно попросить его продолжить знаменитую дразнилку про «жадину-говядину». В исполнении уроженца города на Неве она будет звучать так:

«Жадина-говядина,

пустая шоколадина,

сосисками набитая,

на меня сердитая».

Приезжий из провинции вспомнит другую интерпретацию дразнилки:

«Жадина-говядина,

соленый огурец,

на полу валяется,

никто его не ест»

А вот москвича выдаст упоминание барабана:

«Жадина-говядина,

Турецкий барабан,

Кто на нем играет -

Васька таракан».

Корреспондент «АиФ-Петербург» вспомнил еще 15 отличительных особенностей петербуржцев.

1. В Петербурге нет подъездов, но есть парадные, нет бордюров, но есть поребрики.

2. В отличие от остальной России в Петербурге нет шаурмы, но есть шаверма (и она гораздо вкуснее).

3. И никаких пончиков, в северной столице едят пышки , посыпанные белейшей сахарной пудрой.

4. Если вы похвастаетесь в Петербурге новой водолазкой, то вас либо не поймут, либо примут за водолаза. Эта деталь гардероба называется здесь элегантно бадлоном .

5. Курица в Петербурге скорее ругательство, например, так могут обозвать неуклюжую девушку, нарушающую правила дорожного движения за рулем автомобиля. А мясо той самой птицы принято называть курой .

6. Киоски и продовольственные палатки в Петербурге называют ларьками .

7. Мобильники принято называть трубками .

8. Если в Петербурге предлагают взбодриться , это можно рассматривать как приглашение послушать музыку.

9. Вместо батона - булка .

10. Вместо гречки - греча .

11. Камчатка для Петербуржцев не имеет ничего общего с полуостровом на востоке России. Это название котельной, где работал и репетировал Виктор Цой.

12. Сайгон также не ассоциируется с городом во Вьетнаме. Это легендарное кафе на Невском, 49, в котором в советское время собирались рокеры и неформалы. Оно уже давно не работает, но в памяти петербуржцев оставило яркий след.

13. Говоря о Пряжке , петербуржец в лучшем случае имеет ввиду реку в Адмиралтейском районе, в худшем - Психиатрическую больницу святого Николая Чудотворца в том же районе, но никак не застежку для ремня.

14. А упоминая Мойку , большинство петербуржцев и не думают про необходимость что-то помыть или почистить. Мойка - это река, на берегу которой в квартире жил и творил Александр Сергеевич Пушкин.

15. Мало кто, кроме петербуржцев, знает, что сокращение «Финбан» обозначает Финляндский вокзал. Чтобы его расшифровать, бессмысленно лезть в русский орфографический или толковый словарь - сокращение произошло от немецкого перевода Finnischer Bahnhof.

Однако не стоит так бояться петербургского «диалекта». Северная столица - один из самых гостеприимных городов России. Ведь Петербург - это город приезжих, он был основан приезжими, главным из которых был император Петр Первый, и ими же прославлен. Вспомнить хотя бы знаменитых итальянских архитекторов и скульпторов. Поэтому, добро пожаловать в Петербург!

203.
"Почему депутаты выглядят идиотами" - 264.
"Новый православный тоталитаризм" - 3975 (sic!)

На последний - и очень для меня важный текст "Понты города Питера" - 11 жалких каментенышей не в тему. Типа, я в Купчино живу, и мне нравица, - так я что, не питерец? (Отвечаю: раз нравица, то нет. Ты купчинец).
Не удивлен ничуть.
Чушка продолжать пожирать все, что под боком, и другого на свиноферме не бывает (забавно, что Мережковский с Блоком прибегали к одному и тому же образу родины-свиньи, только Блок, конечно, выблевывал про чушку совсем уж кровью).
Впрочем, вот сам текст. Кажется, при публикации он ничуть не был сокращен.

Петербургский характер

Существует ли особая порода людей - петербуржцы? Существует ли присущий им петербургский характер, прикрывающий собой, как Пушкина крылатка, культурную столицу России? Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий?.. (Ну, и так далее, школьным стилем, в котором уж целый век нет никакой возвышенности, а лишь равнинная слякоть).
Но хотя стиль умер, вопросы остались. А значит, нужно отвечать.
Так вот, для меня Петербург - никакая не культурная столица России. Музейная - несомненно. Музыкальная - да, если брать сложную, классическую, филармоническую музыку (а еще недавно Петербург был и рок-столицей). Возможно - автомобильная, пельменная, пивная, туристическая столица.
А вот с культурой в смысле чистоты, удобства, ухоженности - тот же швах, что и везде. На улицах грязь; в метро злобы куда больше, чем в Москве; одеты питерцы даже не бедненько, а бог-те-каконько, - и неприветливы при этом, им главное цапнуть свое, и в норку. Да, Невский забран в гранит, но трактор щеткой метет с гранита грязь в никуда. Хренась - по прохожим, по машинам, по зеркальным витринам. А чо? Велели!
Ничего из ряда вон: те же примерно люди-а-чо-велели и в Ярославле, и в Екатеринбурге. Обычные россияне тучных путинских времен, квохчущие над появившейся иномаркой, мечтающие о квартире в доме монолитного железобетона с подземным гаражом, понятие не имеющие, кто такой Лев Лосев или Аркадий Ипполитов, зато хорошо знающие Стаса Михайлова и Максима Галкина. Неяркие. Как Сечин, Кожин, оба Ивановых, Полтавченко, члены кооператива «У озера» и вообще верховное руководство, почти все в нынешнем изводе вышедшее с невских берегов. И главная их особенность вовсе не в особенности, а в банальности, имеющей особенность гордиться местом формирования банальности. Как я рада, как я рада, что мы все из Ленинграда.
Парадокс в том, что, несмотря на все это, петербургский характер и правда существует.
Просто он определяется не отношениями жителей друг к другу (как в Москве или Махачкале), а их отношениями с городской декорацией. Потому что Петербург - единственный крупный город России, в котором такая декорация сохранена, и эта декорация прекрасна. Вот почему в Петербурге устойчиво воспроизводится не просто слой образованных, тонких и при этом нередко гадких людей (отлично показанных в фильме Дуни Смирновой «Кококо»), - а людей, которые без исторической питерской декорации не могут, для которых она важнее всего, власть которой над собой они признают.
И среди чужих они находят родственные души по этому индикатору. Петропавловка, небесная линия, восторг проходных дворов, кессонированных арок, жирных клепок мостов на Обводном канале, солнечная сторона Невского, Павильонный зал в Эрмитаже, - это система паролей, распознавания свой-чужой. Добро пожаловать в клуб, кто понимает.
А поскольку декорация по размерам велика, но по качеству нередко страшна, то лишь в Петербурге возможен трюк, невозможный в других городах: жизнь, бытование не с краю декорации, а внутри. В Петербурге место проживания - ментальный показатель. Да, кажется, журналист и сторонник северо-западной автономии Коцюбинский до сих пор обитает на выселках Витебского проспекта; кажется в ФРГ, Фешенебельных Районах Гражданки, живет профессор писатель Аствацатуров, - но это исключения. Человек с петербургским характером жить на площади Мужества или в Купчино не может.
По счастью, цена расселения или покупки квартиры на Лиговке, на Обводном, в Ротах или в Семенцах почти равна цене квартиры в новеньком доме в спальном районе. То есть существует выбор. Либо - чистенький дом, где скверик, торговые центры и «экология». («Экология» - московское изобретение. Означает гордость за ночевку в районе с относительно низкой концентрацией вредных веществ, платой за которую является ежедневное двухчасовое вдыхание автомобильных выхлопов в пробках). Либо - центр, где негде выгулять ни ребенка, ни собаку, но зато ребенок с детства привыкает, что по потолку идет цветочная лепка и что голые тетеньки держат на своих плечах эркеры и балконы.
Петербургский характер формируется, как алмаз, в условиях давления одиночества, когда твои главные друзья дома и книги, и давно мертвые люди реальнее соседей, - плюс высокого градуса провинциального идиотизма, когда нормально гадить в историю, как в вазу захваченного мутными мужиками Зимнего дворца.
Зато результат давления и температуры впечатляет. Петербург - единственный город в стране, где сегодня вполне себе живы, пьют кофе, покупают мясную нарезку в гастрономе три музыкальных гения: Десятников, Ханин, Каравайчук. Можно попробовать познакомиться. Можно сгонять на лекции по истории Льва Лурье и Евгения Анисимова. Вон идет, окруженный студентами, главный философ страны Секацкий. Где-то не то в Комарово, не то в Репино - Сокуров и Кушнер. Неподалеку Шевчук. Строят на Ленфильме злодейские планы немногословный мрачный Сельянов и похожий на дьякона Балабанов.
Все это люди, полные петербургских понтов. А петербургские понты не могут быть внешними, потому что определяется отношениями не с другими людьми, но с декорацией. А перед Питером кидать понты - это как перед Понтом Эвксинским. Плеснет равнодушно в ответ волной. Кто ты ему?
Петербургский характер - это характер одиночек. Здесь, в завершившем сезон театре с устаревшей машинерией, не зазорно быть одиноким, нищим, несчастным, - тем, кого на дух не переносит и кого зло растаптывает Москва, этим языческим танцем пытающаяся застраховаться от судьбы неудачника. В Питере чтение или уроки сольфеджио - важный и нужный труд. В Питере главные для петербургского характера вещи, насущная пища - музыка, история, стихи и городская стихия - стоят три медяка или вообще даются за так. По питерским набережным, слушая в наушниках Радзинского или Мачинского, так сладко кататься на велосипеде.
И петербургский характер, разумеется, предполагает искреннее равнодушие к тому, что думают о тебе и о твоих словах дурни.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...