Что изобрели в 1900 г. История изобретения шариковой ручки

ЧУДЕСА ВЫСТАВКИ 1900 ГОДА

Парижская выставка 1900 года побила все рекорды, 1900 год был «незабываемой датой», открывающей начало нового столетия. Человечество еще не вступало в новый век с более радужными надеждами, чем в XX век, который между тем в первой своей половине принес человечеству весьма сомнительные благодеяния. Энтузиазм того времени выражен в торжественной преамбуле одного из каталогов выставки:

«Выставка 1900 года, всемирная и универсальная, - это великолепный результат, неслыханный итог целого столетия, наиболее обильного изобретениями, больше всего изобилующего науками, которые произвели революцию в экономике Вселенной.

В музеях, расположенных по разным секциям выставки, показан шаг за шагом поступательный ход прогресса, обусловившего переход от дилижанса к экспрессу, от посыльного к беспроволочному телеграфу и телефону, от литографии к радиографии, от первых поисков угля в недрах земли до аэропланов, стремящихся покорить воздух.

Это выставка великого века, который, завершившись, открыл новую эру в истории человечества».

Что касается кино, то итоги 70 лет развития движущихся картин были представлены в экспозициях музеев, выполненных под руководством Марэ; кроме того, в различных павильонах выставки были сделаны попытки дать представление о том, как будут выглядеть фильмы грядущего века. Люмьер установил в Галлерее машин свой гигантский кинематограф. Гримуэн-Сансон у подножья Эйфелевой башни воздвиг синераму-баллон (т. е. кинематограф на воздушном шаре), и повсюду различные изобретатели демонстрировали первые пробы говорящего кино.

Люмьеры хотели вначале поместить свой гигантский кинематограф на Эйфелевой башне. Но малейший порыв ветра мог бы разорвать экран, поэтому они удовольствовались Галлереей машин.

Экран братьев Люмьер, как писал Дюком, участвовавший в его установке, был 25 метров в ширину и 15 в высоту, и 25 тысяч зрителей могли смотреть на светящиеся проекции.

Кино можно было смотреть с двух сторон экрана, который смачивали, для того чтобы достичь полной прозрачности без светящихся пятен. Днем гигантский экран погружали в чан с водой, который убирался с помощью двойных трапов. Вечером два ворота, расположенные под куполом, водружали экран на место.

Муассон, главный механик Люмьеров, участвовавший в изготовлении первых кинематографов, сконструировал мощный проекционный аппарат, которым управлял Вентюйоль.

Толпа, собравшаяся на этот даровой спектакль, была так велика, что пришлось увеличить помост. Это послужило доказательством того, что кино не потеряло своей притягательной силы, и, возможно, именно это побудило Шарля Патэ заняться расширением кинематографической ветви своего предприятия.

А между тем в гигантском кино только и было замечательного, что его размер. В то же время синерама Гримуэна-Сансона представляла собой выдающееся усовершенствование. Этот странный человек, который вплоть до самой смерти добивался, чтобы его признали изобретателем мальтийского креста, был одним из первых демонстраторов и постановщиков французского кино. В ноябре 1897 года он взял патент на изобретение «нового аппарата, позволяющего снимать и проецировать на цилиндрический экран движущиеся панорамические снимки в цвете Это была синекос морам а Гримуэна-Сансона».

Идея панорамических проекций на круглый экран еще в 1892 году возникла у полковника Мёссара, изобретателя панорамного фотоаппарата; в последующие годы ее развивал американец из Чикаго Чейз, изобретший циклораму, которую в августе 1894 года испробовали для проекции на экран, имеющий 48 метров в окружности.

Однако, по-видимому, этот аппарат не дал удовлетворительных результатов - циклорама Чейза не фигурировала на выставке, в то время как циклорама Гримуэна-Сансона была смонтирована у подножия Эйфелевой башни.

«Я предполагал построить большой зал, формой напоминающий цирк, - пишет Гримуэн-Сансон в своих «Мемуарах», - боковые стены, имевшие 100 метров в окружности, должны были служить сплошным экраном. В центре помещалась гигантская гондола воздушного шара со всеми принадлежностями: якорем, канатами, мешком с балластом и веревочной лестницей. Потолок должен был быть так задрапирован, чтобы создалась полная иллюзия поверхности воздушного шара с его такелажем, секциями, гайдропом и отверстием.

Десять киноаппаратов, расположенных звездообразно, должны были помещаться под гондолой. Предполагался центральный механизм для приведения их в действие и синхронизации таким образом, чтобы создавалась иллюзия совершенно непрерывной смены видов.

Как только публика, поднявшись по маленьким боковым лесенкам, занимала места в гондоле, свет гасился. И тогда начинался чудесный полет.

Вылетев из Парижа, воздушный шар должен был по очереди приземляться в Брюсселе, Лондоне, Барселоне, Тунисе. Аппараты должны были проецировать на стены фильмы, изображающие виды всех этих городов так, чтобы у зрителя получалось полное впечатление, что он объехал все эти города… Это было гигантское предприятие. Нужно было сконструировать десять синхронных аппаратов для съемки и отправиться в Англию, Бельгию, Испанию и Африку. Я собрал необходимый для этого капитал в 400 тысяч франков».

Найдя компаньонов, Гримуэн-Сансон построил маленькую мастерскую, где были установлены съемочный аппарат и аппарат для проецирования с десятью объективами. Продолжая наблюдать за их изготовлением, этот человек с громадным воображением построил себе поразительную механическую лошадь, потом возглавил экспедицию на Мадагаскар, за что получил от полковника Галлиени концессию на участок в 400 акров, который он в шутку назвал «Кинематориея».

Как только аппарат для съемки был готов, Гримуэн отправился снимать свои фильмы. Начал он с Брюсселя. В Барселоне он расположился на арене, но треск аппарата так заинтересовал быка, что он забыл дать себя убить, согласно правилам. Публика в ярости угрожала сжечь синеораму.

Избежав гибели в Испании, Гримуэн снимает «фантазию» в Сахаре и жонглирует часами перед тунисскими каидами. Он застает Англию в разгаре франко-английских противоречий, и ему не дают снять английский флот, потому что Вилетт в «Схеме» утверждал, что королева Виктория любила выпить. Но один сердобольный адмирал разрешил ему «синеорамировать» в Саутгемптоне погрузку на корабль войск, отправлявшихся в Трансвааль.

В феврале 1900 года Гримуэн, вошедший во вкус путешествий, снимает карнавал в Ницце, и компаньоны с трудом заставляют его вернуться в Париж, где 24 апреля он делает снимки, завершающие серию. Аппарат помещен на воздушном шаре, который поднимается над Тюильри на глазах у тысячи любопытных. При посадке шар нанес значительный урон местным огородным культурам, несмотря на все усилия управлявшего им пионера авиации графа Волкса. Огородники осаждали Гримуэна требованиями возмещения убытков, но аппарат и снимки были спасены. М-ль Тюилье раскрасила снимки в своей мастерской.

В начале мая посетителям выставки раздавали красноречивые проспекты:

«СИНЕРАМА.

Справа от павильона русских водок .

Путешествие на воздушном таре по Европе и Африке.

Вход 1 франк и 2 франка»

Привлеченная зазывными объявлениями, публика собирается в гондоле гигантского шара. Свет гаснет, и на круглых стенах вырисовывается сад Тюильри, наводненный толпой, которая постепенно удаляется, как бы уходит из под ног зрителей. И голос сопровождающего провозглашает:

«Теперь, господа, мы приземлимся в Брюсселе на площади Рынка трав».

А тем временем в проекционной кабине, расположенной под гондолой, разыгрывается маленькая драма. Цементный резервуар, установленный в отсутствие Гримуэна-Сансона его чересчур экономными компаньонами, оказался не в силах противостоять жаре, излучаемой десятью дуговыми лампами. Жара в кабине достигла 60 градусов. Один из операторов лишился чувств, после того как ему отрезало палец лопастью вентилятора.

Должны были прекратить представление. Полиция произвела допрос. Отзыв комиссии безопасности неблагоприятный: в жаре, происходящей от накала ламп, пленки могут вспыхнуть в любой момент; тогда загорится и гондола и шар - произойдет катастрофа. Воспоминание о Благотворительном базаре еще свежо у всех в памяти. Павильон синеорамы, в котором еще не было дано и трех представлений, был закрыт префектурой полиции и так больше и не открылся.

Этот неудачный опыт разорил Гримуэна-Сансона и его компаньонов. Гримуэн-Сансон оставил кино для карьеры, разнообразной и полной приключений. Наконец в 1916 году он открыл завод противогазов, который перепродал по дорогой цене, а сам смог удалиться в нормандский замок Ассель, где занялся фокусами, живописью и историей кино. Он по очереди то защищал, то нападал на Люмьера, подружился с Мельесом, снял «звуковой» фильм «Граф Гриоле». Мы должны быть благодарны ему за ленту из 5 или 6 катушек, сохранившуюся в Музее искусств и ремесел, дающую прекрасное представление о периоде изобретения аппаратов. Этот удивительный и неутомимый человек умер, по-видимому, в 1942 году.

Синеорама Гримуэна-Сансона, функционировавшая столь непродолжительное время, была менее разработана в принципе, чем синематорама Барона, зарегистрированная в ноябре 1896 года и усовершенствованная три года спустя, когда она должна была воспроизводить проекции «круговые, движущиеся, цветные и говорящие». Этому идеальному аппарату, который никогда не был завершен, не хватало только рельефности, для того чтобы он заключил в себе все элементы универсального кино; тогда зритель перестал бы наблюдать плоский экран, на котором происходят события, а оказался бы в самом центре полностью восстановленной жизни.

Это не кажется утопией. Когда-нибудь кино и телевидение осуществят эти предвидения синеорамы и синематорамы, и тогда Чейз, Гримуэн-Сансон и Барон выйдут из тьмы забвения и будут заслуженно считаться предками универсального кино.

Барон был одним из пионеров говорящего кино во Франции. 16 апреля 1896 года он вместе с Бурну зарегистрировал «систему, служащую для одновременного репродуцирования изображения» и звука, которую он усовершенствовал и взял на нее еще один патент 16 апреля 1898 года. Одновременно патенты были взяты для Германии и США.

В 1899 году Огюст Барон показал в Париже в Институте наук свой первый говорящий фильм. Он показал певицу мадемуазель Дюваль из «Гёте-лирик», фокусника Трюи (друга Люмьеров и представителя их фирмы в Лондоне) в одном из его номеров омбромании.

Фильм был длиной в 200 метров. Но Барон уже израсходовал 200 тысяч золотых франков на опыты и нигде не мог найти новых капиталов, необходимых для завершения и выпуска в продажу его аппаратов.

Месгиш, который с конца 1897 года работал самостоятельно, снимая аппаратом, купленным у Люмьера, стал оператором у Барона. Он пишет в своих воспоминаниях:

«В скромной студии на улице Альма и Аньере я стал сотрудником Барона по съемке. Мы вместе воспроизводили сцены из оперетт и «старые французские песенки» в исполнении артистов мюзик-холлов и эстрады.

Г-н Барон не получил никакой выгоды от своих патентов. Во Франции, где практическая сметка редко является достоянием гения, изобретения в большинстве случаев не обогащают своих авторов».

И действительно, Барон не мог продолжать и развивать свои опыты и вел жизнь, полную лишений. Вскоре он ослеп и умер в 1938 году (в том же году, что Эмиль Коль и Жорж Мельес) в богадельне в Нейи. Ему было 82 года.

Месгиш накануне выставки 1900 года перестал работать с Бароном и поступил в другую фирму, выпускавшую говорящие фильмы. Коммерческая эксплуатация этого рода фильмов началась, по-видимому, с 1898 года, когда, согласно утверждению Жака Дюкома, были даны первые представления в «Олимпии». Громкоговорителей тогда не было, но около каждого кресла были телефонные наушники.

Бертон, Дюссо и Жобер 1 января 1898 года взяли патент на «систему, в которой сочетались микрофонограф и кинематограф, с целью одновременного воспроизведения движущихся картин и слова». Открытием заинтересовалась «Компани женераль транс-атлантик» и решила показать на выставке 1900 года кине макрофонограф, или фонораму.

«Приспособление для общего управления, - пишет Месгиш, - обеспечивало синхронную проекцию изображения и звука. Генеральная компания рассчитывала эксплуатировать это новое изобретение под названием «фонорама» в своем павильоне на выставке.

В ожидании открытия этой последней я снимаю для фоиорамы несколько сценок из парижской жизни и серию маленьких картинок, посвященных парижским новинкам. Ленты раскрашены от руки в мастерской мадам Шомон. Работы по проявлению лент выполнены фирмой «Гомон», аппаратами которой я пользуюсь.

С 15 апреля по 31 октября 1900 года - весь период, пока была открыта выставка, - фонорама, подготовленная вышеописанным образом, живет, говорит, поет.

Она встречает горячий прием».

Печатание лент для фонорамы дало фирме «Гомон» возможность познакомиться с говорящим кино, развитию которого она весьма способствовала с 1902 по 1914 год.

Был на выставке еще один павильон, посвященный звуковому кино, - фонокинотеатр Клемана Мориса. Этот бывший концессионер «Синематографа Люмьер» в «Гран кафе» («Индийский салон» закрылся накануне выставки) был тогда модным фотографом, специализировавшимся на портретах актеров. Благодаря этому он был знаком с известнейшими актерами и певцами, и это обстоятельство помогло ему подготовить к выставке сенсационную программу говорящих фильмов, демонстрируемых им в зале, которым руководила мадам Риньо.

«Благодаря полному сочетанию двух современных чудес - кинематографа и фонографа - достигнуты результаты, поразительные по совершенству, с которыми надо поздравить господина Клемана Мориса, - было написано 8 июня 1900 года в «Фигаро», в статье, по-видимому, рекламной. - Успех этой попытки превосходит все ожидания. Артисты, после того как они изящно позировали перед фонокинотеатром, видят себя на экране и слышат себя, и даже слышат аплодисменты, как будто бы они действительно играли на сцене.

Например, Сара Бернар великолепно схвачена в знаменитой сцене дуэли Гамлета, и воспроизведение этой сцены в кино - чудо искусства и в то же время шедевр точности.

Режан играет в «Моей кузине» и в «Мадам Сан-Жен» с таким остроумием, что зрители как бы переносятся в театр «Водевиль». Коклен - бессмертный Сирано - заканчивает это ревю «Смешными жеманницами», и его мощный, звучный голос покрывают дружные аплодисменты… Как в театре «Порт Сен-Мартен».

Другая газета писала:

«Вот сцена из «Смешных жеманниц». Коклен сидит в кресле; входят Мадлен и Като, которых играют госпожи Эскилар и Кервиш. И вот Коклен, приплясывая, исполняет знаменитую песню «Ах, ах, почему я не остерегся»!

Именно Коклена мы видим перед собой; его, а не чей-либо другой голос мы слышим. Это чудодейственно. Но мы идем от чуда к чуду - вот перед нами сама Сара Бернар, среди разнообразной программы, мы видим ее с Пьером Манье в сцене дуэли из «Гамлета».

После выставки фонокинотеатр отправился в турне по Европе. Месгиш был одним из операторов, молодой страсбуржец Берет следил за синхронизацией фонографа и проекции. Таким образом они объехали Швейцарию, Австрию, Германию, встречаемые повсюду (по словам Месгиша) бурным успехом. Другие турне охватили остальные страны Европы; так, в январе 1901 года фонокинотеатр демонстрировал свою продукцию в Мадриде.

Весной 1901 года Месгиш и Берет вернулись в Париж и предоставили свои аппараты «Олимпии», которой руководили тогда знаменитые братья Изола. Конкуренция между различными фирмами говорящего кино уже обострилась, и были сделаны попытки сорвать представление.

«Я вспоминаю, - пишет Месгиш, - что однажды, когда я сидел в кабинке в первом этаже, а Берет со своим фоно расположился в окрестре, рука злоумышленника в темноте обрезала провод акустической трансмиссии, которая давала мне возможность с помощью приемника следить на расстоянии за ходом цилиндра фонографа. Мне все же удалось, не прерывая сеанса, закончить проецирование с идеальной синхронностью. Никто не заметил, что механик вдруг оглох».

Синхронность жестов и слов достигалась самым примитивным способом. Оператор слушал фонограф по телефону, и, так как пленка крутилась вручную, он регулировал скорость, чтобы движения по возможности совпадали со звуком. Синхронизирующие механизмы были еще лишь в проекте и далеки от практической реализации.

Несмотря на блестящий дебют, несмотря на то, что труппа была набрана из «звезд», что способствовало успеху фонокинотеатра, публика скоро к нему охладела. Фильмы и валики фонографа сохранились, и в 1930 году, в начале эпохи говорящего кино, «Компани де тираж» Мориса, владельцами которой были Месгиш и сын Мориса, разыскала их в своих архивах. Они показали эти фильмы, и стало понятным, почему успех их был кратковременным.

Качество воспроизведения звука фонографами того времени было ниже среднего. Звук получался резкий, гнусавый, слова были неразборчивы. И эти дефекты еще больше, чем несовершенство синхронизации, помешали новому аттракциону после первого успеха занять прочное место в репертуаре больших мюзик-холлов, где он демонстрировался. 11 января 1900 года.

Афиша Фонокинотеатра.

Жоли тоже зарегистрировал систему говорящего кино, которую он демонстрировал вместе с Норманде-ном в театре «Гран ру» на выставке. Жоли написал специальные диалоги для одного из своих фильмов, и эту попытку следует отметить, потому что большинство других изобретателей ограничивались тем, что воспроизводили номера мюзик-холла или театральные сцены. Новерр опубликовал текст одной шутки Жоли. Роль хозяина гостиницы играл Жоли. Интересно были использованы закулисные шумы, и знаменитый имитатор из «Казино де Пари» Бержере воспроизводил рулады соловья. То же самое делали в 1930 году, когда началось царство звукового кино и когда еще боялись наступления звуков, предпочитая им их имитацию. Но в 1900 году было немыслимо записать пение соловья.

ЛОЛОТТ

Сцена представляет комнату в гостинице. Входит красивая улыбающаяся женщина в сопровождении разъяренного супруга и хозяина гостиницы, который их устраивает и уходит.

Лолотт (очень довольная, ласкается к нему, успокаивая). Не волнуйся, дружок. Все хорошо, все нам улыбается. О чем же тужить.

Она смотрит в открытое окно, муж ложится.

Муж (строго). Лолотт, ложись спать!

Она смотрит на звезды.

Слышишь, ложись!

Лолотт решила послушаться. Ничего неприличного - под ночной рубашкой трико. Как только она легла, под окнами проходит военный оркестр. Музыка и шум шагов.

Лолотт (вскакивая с постели). Солдаты! Пойдем смотреть солдат!

Муж (ударив рукой по подушке). Молчать!

Военная музыка удаляется.

Муж (решительно). Иди ложись!

Молодая женщина некоторое время стоит, ей не хочется ложиться. Как только она легла, запел соловей. Лолотт вскакивает и бежит к окну.

Лолотт . О, посмотри-ка! Вон он. Совсем ручной!

Терпение мужа истощилось, и он встает, чтобы заставить жену лечь спать. Спор. Жесты, достойные сожаления. Он бросает в окно стенные часы, разбивает таз. Шум. Пауза. Стук в дверь.

Лолотт (вскакивая с постели). Ну вот! Ты устроил скандал! Сюда идут!

Дверь открывается, входит хозяин в ночном колпаке со светильником в руке.

Хозяин . Послушайте! Вы шумите! Вы мешаете другим спать! Сейчас уже… (Смотрит на камин.) Послушайте! Что вы сделали с часами?

Муж (в бешенстве). Вон они, ваши часы. (Показывает ему в окно на уголок неба.)

Хозяин наклоняется, чтобы посмотреть, взбешенный муж хватает его за ноги и выбрасывает в окно. Лолотт ошеломлена.

Лолотт (в ужасе). Несчастный! Ты выбросил хозяина в окно! Бежим!

Они хватают свою одежду и полуодетые убегают.

Попытка Жоли, по-видимому, не имела коммерческого успеха, так же как и попытки его конкурентов. В 1900 году было взято три патента на говорящее кино - Габриэлем, Хорном (фотографом) и Хюэ, который рекомендовал записывать звук на ленту, что является современным принципом звукозаписи. Кроме того, начиная с 1889 года Патэ продавал «кинофонографические сценки», о которых мы будем говорить, когда дойдем до Зекка, и которые были в 1899 году показаны у Дюфайеля, прежде чем появились на стенде Патэ на выставке. Таким образом, чудеса выставки 1900 года действительно предвещали все то, что в грядущем веке было осуществлено.

Из книги Великая оболганная война-2 автора

7. ФАЛЬШИВЫЕ ЭКСПОНАТЫ ВЫСТАВКИ Фальсификации «свидомых» украинских историков, впрочем, не сводятся к одной лишь «докладной Рясного». 10 октября в Киеве Институт национальной памяти и львовский «Центр исследования освободительного движения» (ЦДВР) презентовали новую

Из книги Великая оболганная война. Обе книги одним томом автора Асмолов Константин Валерианович

7 Фальшивые экспонаты выставки Фальсификации «свидомых» украинских историков, впрочем, не сводятся к одной лишь «докладной Рясного». 10 октября в Киеве Институт национальной памяти и львовский «Центр исследования освободительного движения» (ЦДВР) презентовали новую

Из книги Всадники равнин автора Брэнд Макс

Глава 22. ЧУДЕСА Для всех остальных подобный выбор оказался ничуть не меньшим потрясением. Никому и в голову не могла прийти столь дикая идея - что кто-то вдруг может возжелать связаться по доброй воле с медведеподобным Обмылок. Даже Джарвин - и тот вздрогнул от

Из книги В поисках Земли Санникова [Полярные экспедиции Толля и Колчака] автора Кузнецов Никита Анатольевич

Плавание «Зари» летом 1900 года 21 июня – выход «Зари» из Санкт-Петербурга 31 июля – судно покинула Александровск-на-Мурмане (ныне – Полярный) 13–18 августа – стоянка у Диксона 22 августа – «Заря» достигла шхер Минина 23 августа – яхта подошла к входу в залив

Из книги Царь славян. автора

10. Чудеса Андроника и чудеса Христа Евангелия много говорят о чудесах, творимых Христом. Оказывается, император Андроник тоже творил чудеса. Об этом сообщает Никита Хониат, хотя и считает эти чудеса «неправильными» и приписывает их исключительной хитрости и уму

Из книги Повседневная жизнь Берлина при Гитлере автора Марабини Жан

Из книги Война буров с Англией автора Девет Христиан Рудольф

Глава XIII Наши военные силы в конце мая 1900 года Май приходил к концу. Правительство наше снова было вынуждено переменить местопребывание. На этот раз оно устроилось в открытом поле между Франкфортом и Гейльброном для того, чтобы сохранить возможное сообщение с

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

10. ЧУДЕСА АНДРОНИКА И ЧУДЕСА ХРИСТА Евангелия много говорят о чудесах, творимых Христом. Оказывается, император Андроник тоже творил чудеса. Об этом сообщает Никита Хониат, хотя и считает эти чудеса «неправильными» и приписывает их исключительной хитрости и уму

Из книги Повседневная жизнь депутатов Государственной думы. 1993-2003 автора Лолаева Светлана Парижевна

Глава 5 Критическая Картинки с думской выставки (1994–2003 годы) 11 января 1994 года.Анатолию казалось, что он спит и видит дурацкий сон. Если так выглядит парламент и такой балаган, похлеще верховносоветовского, здесь будет всегда, то, пожалуй, он сделал ошибку: надо было и дальше

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора

Из книги Англо-бурская война 1899-1902 гг. автора Дроговоз Игорь Григорьевич

Части регулярной армии, отправленные в Южную Африку до 21 июня 1900 года Пехота1-й батальон Королевского Сассекского полка.1-й батальон Камерунских Гайлендеров.Наличный состав при отправке: 52 офицера, 2180 нижних чинов, 7 лошадей, 12 повозок.Конная пехотаДве роты конной пехоты

Из книги Из жизни императрицы Цыси. 1835–1908 автора Семанов Владимир Иванович

ЖЕРТВЫ СОБЫТИЙ 1900 ГОДА Восстание ихэтуаней и последовавшая за ним интервенция держав имели множество печальных последствий. Главная вина за это лежит на империалистах и маньчжурских реакционерах, однако было бы неверно забывать и об ограниченности ихэтуаней. Питая

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Современная история автора Пономарев М. В.

Создание виртуальной выставки Данное задание рекомендуется выполнять в продолжение работы над эссе по проблемному направлению «Изменение социальной структуры западного общества на рубеже ХХ – XXI вв.». Работа над ним включает три этапа:1) Поисковый этап. В ходе его

Из книги Машины зашумевшего времени [Как советский монтаж стал методом неофициальной культуры] автора Кукулин Илья Владимирович

Из книги Полное собрание сочинений. Том 4. 1898 - апрель 1901 автора Ленин Владимир Ильич

В первой серии очерков об эпохе самого быстрого прогресса в человеческой истории мы вместе с журналом Wired вспоминаем, как изменились наши представления о пространстве и времени, как было учреждено ФБР и как изобретение паса вперёд спасло американский футбол от вымирания.

То, что мы обожаем сегодня, завтра окажется на свалке. Но есть и такие вещи, которые продолжат свою жизнь в музеях и на страницах учебников. А ещё есть люди, которые всё это изобретают.

Журнал Wired задался целью охватить ретроспективным взором 12 последних десятилетий научно-технического и социокультурного прогресса и в каждом выделить 12 самых-самых людей, мест и вещей - от первой трансатлантической радиопередачи до мобильных телефонов, от вакуумных трубок до микропроцессоров.

1905: пас вперёд в американском футболе

В начале XX века американский футбол представлял собой свалку грубых великанов. Недавно изобретёнными шлемами настоящие мужчины брезговали. Пасами почти не пользовались. Одна команда образовывала боевую формацию под названием «летящий клин», а другая с разбега врезалась в дружный строй, стремясь разбить его и добраться до игрока с мячом. Нокауты были обычным делом.

В 1905 году таким образом погибло (!) 15 игроков школьной лиги и три - студенческой. Разумеется, сия жестокая забава находилась под постоянным огнём критики, и в результате университеты Гарвардский, Колумбийский, Северо-Западный, Стэнфордский и Калифорнийский в Беркли бросили играть. После этого вмешался президент.

Теодор Рузвельт, завзятый болельщик и выпускник Гарварда, принимавший участие во второй игре между Гарвардом и Йелем за всю историю американского футбола, стал инициатором выработки новых правил. Так появился пас вперёд, который сместил акцент с массы игрока на скорость и мастерство.

В следующий раз, когда вы вскочите на ноги после результативной передачи Пейтона Мэннинга , помяните старика Тедди за то, что он подарил вам эту игру.


1903: танк

Танк - настолько важная часть современных вооружённых сил, что легко забыть, как на заре XX века он был научной фантастикой. В 1903 году Герберт Уэллс опубликовал жуткий рассказ «Сухопутные броненосцы » (The Land Ironclads), который сразу же стал руководством к действию. Повествование ведётся от имени военного корреспондента, который пытается понять, что это за таинственное чудовище. Уэллс описывал махину как огромное, неуклюжее насекомое 25−30 м длиной, которое зашло во фланг траншеи и продольным огнём выкосило находившихся там солдат.

Когда Уэллс сочинял этот рассказ, окопная война находилась в зачаточном состоянии. Но писателю удалось предугадать основную проблему этого метода боевых действий: как справиться с противником, который всё роет и роет, а в ответ на ваши манёвры открывает кинжальный огонь. Ответом должен был стать симбиоз толстой брони и артиллерии, который неуклонно продвигается вперёд, защищая скрытых внутри солдат. И в год публикации рассказа французская армия приступила к реализации идеи моторизованной пушки, которую решено было поставить не на колёса, а гусеницы - для надёжности. Увы, проект артиллерийского капитана Левавассёра погиб бюрократической смертью в 1908 году, но в то же время британские, австрийские и германские военные круги с большей серьёзностью отнеслись к прототипам современных танков.

В XX веке война стала механизированной, и во всех развитых странах методы ведения боевых действий ориентировались на бронетехнику. США даже привезли «Абрамсы» в Ирак, но выяснилось, что в условиях партизанской войны в незнакомой местности им нечего противопоставить самодельным минам. Та война, по-видимому, стала началом конца приоритета «сухопутных броненосцев», чего не мог предвидеть даже Герберт Уэллс.

Ли Де Форест (фото Hulton Archive / Getty Images).

1907: вакуумная трубка

Сегодняшние компьютеры построены на транзисторах - крошечных полупроводниковых приборах, отвечающих за «нолики» и «единички». Когда-то тем же самым занимались большие стеклянные цилиндры.

Подобно многим другим устройствам у вакуумной трубки много отцов - от Томаса Эдисона и Николы Теслы до Джона Амброза Флеминга и Роберта фон Либена . Но самый крупный прорыв совершил в 1906 году Ли де Форест , который изобрёл триод. Первоначально он использовался для усиления звуковых сигналов, что способствовало широкому распространению радио (см. ниже), и одновременно стал важной вехой на пути к созданию компьютеров.

Уместно вспомнить, что лампочка Эдисона, по сути, как раз и была вакуумной трубкой. Но Форест поместил внутрь не один, не два, а три электрода, что позволило ей превратиться в электрический выключатель. При смене напряжения, идущего на один из терминалов, уменьшается ток между двумя другими. Таким образом положение «вкл» сменяется положением «выкл». Это и есть наши «единички» и «нолики».

Точно такая же концепция лежит в основе транзисторов. Но до них ещё далеко - они появятся только в 1947 году. Поэтому первые ЭВМ были «ламповыми», в том числе знаменитый британский «Колосс », с помощью которого во Вторую мировую расшифровывались немецкие донесения, а также его американский коммерческий преемник ENIAC . Последний предназначался для нужд Лаборатории баллистических исследований, и в нём было свыше 18 тыс. вакуумных трубок.

Кстати, в родном городке Де Фореста - Каунсил-Блаффс (штат Айова) - сегодня располагается мощный дата-центр корпорации «Гугл», что весьма символично.

Mercedes 35 (фото Mercedes-Benz).

1901: бензиновый «Мерседес»

Эпоха «безлошадных экипажей» в полной мере стартовала как раз в первое десятилетие XX века. В 1901 году появился первый «Мерседес» на бензине с шестилитровым четырёхцилиндровым двигателем в 35 л. с. Это была не только одна из наиболее мощных машин своего времени, но и одна из самых лёгких и к тому же самых технически совершенных: впускные клапаны приводились в действие распредвалом - неслыханно! Отдельных похвал заслуживала конструкция: Mercedes 35 был меньше, изящнее и к тому же имел удлинённую колёсную базу, что сделало его непревзойдённым гонщиком на первых соревнованиях, проводившихся по всей Европе.

Но лучше всех тогда покупали, как ни странно, электромобили. Компания Columbia не только продала больше всех в США в это десятилетие, но и установила рекорд скорости для четырёхколёсных транспортных средств с помощью полностью электрического автомобиля Red Devil. Бензин победил лишь после того, как в 1908 году на рынок вышел Ford Model T , взявший штурмом Америку не в последнюю очередь благодаря низкой цене.

Фото Eckhard Pecher .

1902: Nintendo выходит на мировой рынок

В 1633 году правительство Японии запретило играть в карты, разорвав отношения с западным миром. Тогда японцы придумали собственную карточную игру под названием ханафуда. Вместо западных мастей там фигурировали красивые картинки. Nintendo была основана в 1889 году как раз для производства популярных «цветочных карт». В 1902-м Япония снова открылась для торговли с остальным миром, и Nintendo стала первой фирмой в стране, занявшейся выпуском карт в западном стиле. Это принесло компании огромный успех и позволило расширить сферу интересов на другие игры. Оттуда лежала прямая дорога к электронным игрушкам и видеоиграм.

1902: «Путешествие на Луну»

В 1902 году французский киногенийЖорж Мельес взял зрителя с собой на Луну. С тех пор наш киновзгляд неотрывно устремлён к небу. Это был первый фантастический фильм, в котором показали космический корабль, попавший Луне прямо в глаз.

Опытный иллюзионист Мельес перенёс всё, что знал, на экран, став пионером специальных эффектов. Великого учителя чтут по сей день: Мартин Скорсезе воздал ему должное в прошлогоднем фильме «Хранитель времени ».


По своему определению согласно Григорианскому календарю 19 век длился с 1801 по 1900 гг. Также он обозначается как 1800-е гг. Изобретение практичной электроэнергии, стали и нефтепродуктов в течение 19 столетия привели ко второй промышленный революции (1865-1900 гг.). Этот период можно охарактеризовать ростом железных дорог и пароходов, более быстрыми и развитыми средствами связи и изобретениями, которые нам так хорошо сегодня известны.

19 век можно назвать эпохой станков (станки производили станки), машин, которые производили запчасти других машин, включая взаимозаменяемые запчасти. В течение 19 столетия был изобретен сборочный конвейер, ускоривший производство заводских товаров народного потребления. Лампочка, телефон, печатная машина, швейная машина – все они были изобретены в 19 столетии.

В 19 веке родились профессиональные ученые: слово «ученый» впервые было введено в 1833 году Уильямом Уэвеллем. Изобретатели начали разрабатывать практичный двигатель внутреннего сгорания.

Список изобретений и открытий сделанных в 19 веке

1800 – француз Дж. М. Жаккард изобретает жаккардовый ткацкий станок. Алессандро Вольт изобретает батарею.

1804 - Фридрих Уинзер (Уинсор) был первым человеком, запатентовавшим газовое освещение. Английский горный инженер, . К сожалению, машина была слишком тяжелой и ломала рельсы, по которым ехала.

1809 - Хэмфри Дэви изобретает первый электрический свет и первую дуговую лампу.

1810 – Немец Фредерик Кениг изобретает улучшенный вариант печатной машины. Питер Дюран изобретает консервную банку.

1814 - Джордж Стефенсон проектирует первый паровоз. В Англии проводится первая пластическая операция. Немец Йозеф фон Фраунгофер изобретает спектроскоп для химического анализа светящихся объектов. Джозеф Нисефор Ньепс был первым человеком, сделавшим фотографию. Он сделал фотографию из окна своего дома во Франции с помощью машины, называемой камерой-обскурой. Камере потребовалось 8 часов, чтобы сделать снимок.

1815 - Хэмфри Дэви изобретает шахтерскую лампу.

1819 - Сэмюэл Фанисток патентует автомат для продажи газированной воды. Рене Лаэннек изобретает стетоскоп.

1823 - Макинтош (плащ) изобретен Чарльзом Макинтошем в Шотландии.

1824 - Майкл Фарадей изобретает первый воздушный шарик. Англичанин Джозеф Аспдин патентует портландцемент.

1825 - Уильям Стерджион изобретает электромагнит.

1827 - Джон Уокер изобретает современные спички. Чарльз Уитстон был первым человеком, давшим определение микрофона.

1829 – Американец У.А. Берт изобретает пишущую машинку. Француз Луи Брайль изобретает шрифт Брайля для слепых. Уильям Остин Берт патентует типограф (предшественник пишущей машинки).

1830 - Француз Бартелеми Тимоннье изобретает швейную машину.

1831 – Американец Сайрус Маккормик изобретает первую коммерчески успешную жатвенную машину. Майкл Фарадей изобретает электрический генератор.

1832 - Первый запатентованный стереоскоп был изобретен Чарльзом Уитстоном в 1832 году и запатентован в 1838 году.

1834 - Генри Блэр патентует кукурузный сеятель: он стал вторым афроамериканцем, получившим патент США. Якоб Перкинс изобретает ранний тип холодильного устройства (морозильная машина).

1835 – Англичанин Генри Талбот изобретает калотипическую фотографию. Солимон Меррик патентует гаечный ключ. Англичанин Фрэнсис Петтит Смит изобретает пропеллер. Чарльз Бэббидж изобретает механический калькулятор.

1836 - Фрэнсис Петтит Смит и Джон Эриксон совместно изобретают пропеллер. Сэмюэль Кольт изобретает первый револьвер.

1837 - Сэмюэл Морзе изобретает телеграф. Английский учитель Роуленд Хилл изобретает почтовую марку.

1838 - Сэмюэль Морзе изобретает азбуку Морзе.

I839 – Американец Фаддей Фэрбенкс изобретает платформенные весы. Американец Чарльз Гудиер изобрел вулканизированную резину. Французы Луи Дагер и Дж. Н. Ньепс совместно изобретают дагерротипию. Киркпатрик Макмиллан создает велосипед. Уэльсец сэр Уильям Роберт Гроув разрабатывает первую водородную топливную ячейку.

1840 – англичан Джон Гершель изобретает светокопию.

1841 - Сэмюэл Слокам патентует степлер.

1842 - Джозеф Дарт строит первый элеватор.

1843 - Александр Бэйн из Шотландии изобретает факсимиле.

1844 – Англичанин Джон Мерсер изобретает хлопчатобумажную ткань.

1845 – Американец Элиас Хоу изобретает улучшенную швейную машину. Роберт Уильям Томсон патентует первые вулканизованные покрышки пневматических шин.

1846 - Доктор Уильям Мортон, зубной врач из Массачусетса, стал первым врачом, использовавшим наркоз при удалении зуба.

1847 – Венгерец Игнац Земмельвейс изобретает антисептик.

1848 - Уолдо Хэчетт патентует стоматологическое кресло.

1849 - Уолтер Хант изобретает булавку.

1850 – Джоэлу Хоутону был выдан первый патент на посудомоечную машину.

1851 - Исаак Зингер изобретает швейную машину.

1852 - Жан-Бернар Леон Фуко изобретает гироскоп. Анри Гиффард строит дирижабль с питанием от первого авиационного двигателя (неудачная разработка).

1853 - Джордж Кейли изобретает пилотируемый планер.

1854 - Джон Тиндаль демонстрирует принципы волоконной оптики.

1855 - Исаак Зингер патентует швейную машину с двигателем. Жорж Одемарс изобретает искусственный шелк.

1856 - Луи Пастер изобретает пастеризацию.

1857 - Джордж Пульман изобретает спальный вагон Пульмана для путешествия на поезде.

1858 - Гамильтон Смит патентует роторную стиральную машину. Жан Ленуар изобретает двигатель внутреннего сгорания.

1861 - Елисей Отис патентует тормоза безопасности лифта, тем самым создавая более безопасную лифтовую систему. Пьер Мишо изобретает велосипед. Линус Йель изобретает замок Йеля или цилиндровый замок.

1862 - Ричард Гатлинг патентует пулеметом. Александр Паркс изобретает первый искусственный пластик.

1866 - Альфред Нобель изобретает динамит. Дж. Остерудт патентует консервную банку с открывашкой. Англичанин Роберт Уайтхед изобретает торпеду.

1867 - Кристофер Скоулз создает первую практическую современную печатающую машинку.

1868 - Джордж Вестингауз изобретает воздушные тормоза. Роберт Машет создает вольфрамовую сталь. Дж. П. Найт изобретает светофор.

1872 - Дж. С. Рисдон патентует металлическую ветряную мельницу. А.М. Уорд выпускает первый посылочный каталог.

1873 - Джозеф Глидден изобретает колючую проволоку.

1874 - американец С. Гудьер Младший изобретает сшивальщик обуви.

1876 - Александр Грэхем Белл патентует телефон. Николаус Август Отто изобретает первый практический четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Мелвилл Бисселль патентует щетку для чистки ковров.

1877 - Томас Эдисон изобрел цилиндрический фонограф или фонографическую фольгу. Эдвард Майбридж изобретает первые движущиеся изображения.

1878 - Сэр Джозеф Уилсон Свон был первым человеком, который изобрел практичную и более прочную электрическую лампочку.

1880 – Британская компания по производству перфорированной бумаги изобретает туалетную бумагу. Англичанин Джон Милн создает современный сейсмограф.

1881 - Александр Грэхем Белл изобрел первый необработанный металлоискатель. Дэвид Хьюстон патентует рулонную пленку для камер. Эдвард Леву патентует автоматическое механическое фортепьяно.

1884 - Джордж Истман патентует фотографическую пленку. Француз Х. Де Шардонне изобретает искусственный шелк. Льюис Эдсон Ватерман изобретает первую практичную авторучку. Джеймс Ритти разрабатывает первый рабочий механический кассовый аппарат. Чарльз Парсон патентует паровую турбину.

1885 - Арим Максим изобретает пулемет. Карл Бенц изобрел первый практичный автомобиль, работающий от двигателя внутреннего сгорания. Готлиб Даймлер изобретает первый мотоцикл с газовым двигателем.

1886 - Жозефина Кокрейн изобретает посудомоечную машину. Готлиб Даймлер строит первый в мире четырехколесный автомобиль. Джон Пембертон изобретает Кока-колу.

1887 - Немец Генрих Герц разрабатывает радар. Роуэлл Ходж патентует колючую проволоку. Эмиль Берлинер изобретает граммофон. Ф. Е. Мюллер и Адольф Фик изобретают первые пригодные для носки контактные линзы.

1888 - Марвин Стоун патентует процесс спиральной намотки, с помощью которого была изготовлена первая питьевая трубочка. Джон Бойд Данлоп патентует коммерчески успешную пневматическую шину. переменного тока.

1889 - Джошуа Пуси изобретает спичечный коробок. Сэр Джеймс Дьюар и сэр Фредерик Абель изобретают кордиту - тип бездымного пороха.

1891 - Джесси В. Рено изобретает эскалатор.

1892 - Рудольф Дизель изобретает двигатель внутреннего сгорания, работающий на дизельном топливе. Сэр Джеймс Дьюар изобретает сосуд Дьюара или термос.

1893 – Американец У. Л. Джадсон изобретает молнию. Эдвард Гудрич Ачесон изобретает карборунд.

1895 - Братья Люмьеры изобретают портативную кинокамеру, блок обработки пленки и проектор под названием синематограф. Братья Люмьеры первыми представили проектный кинофильм перед аудиторией более чем один человек.

1896 - Американец, Х. Салливан изобретает резиновую пятку.

1898 - Эдвин Прескотт патентует американские горки. Рудольф Дизель получает патент № 608845 на "двигатель внутреннего сгорания" на дизельном топливе.

1899 – И. Р. Джонсон патентует раму велосипеда. Джон Турман патентует пылесос с двигателем.

Двадцатый век преобразил жизни людей. Безусловно, развитие человечества никогда не прекращалось, и в каждом веке бывали важные научные изобретения, но по-настоящему революционные перемены, да еще и в серьезных масштабах, произошли не так уж давно. Какие открытия двадцатого века оказались наиболее значимыми?

Авиация

Братья Орвил и Уилбур Райт вошли в историю человечества как первые пилоты. Не в последнюю очередь великие открытия 20 века - это и новые Орвилу Райту удалось совершить управляемый полет в 1903 году. Самолет, разработанный им вместе с братом, продержался в воздухе лишь 12 секунд, но это был настоящий прорыв для авиации тех времен. Дата полета считается днем рождения этого вида транспорта. Братья Райт первыми спроектировали систему, которая скручивала бы консоли крыла тросами, позволяя управлять машиной. В 1901 году была создана и аэродинамическая труба. Они же изобрели и пропеллер. Уже к 1904 году свет увидела новая модель самолета, более совершенная и способная не только на полет, но и на выполнение маневров. В 1905-м появился третий вариант, который мог оставаться в воздухе около тридцати минут. Через два года братья подписали контракт с армией США, а позже самолет купили и французы. Многие начали задумываться о перевозке пассажиров, и Райты внесли необходимые поправки в свою модель, установив дополнительное сиденье и сделав двигатель мощнее. Так начало 20 века открыло для человечества совершенно новые возможности.

Рентген

Как и многие великие открытия 20 века, это было отчасти сделано еще в 19-м, но тогда людям не удалось добиться успеха сразу же. Например, рентген был впервые использован в 1885 году. Тогда обнаружил, что фотопластинки затемняются под действием особенного спектра, а при облучении частей тела можно получить изображение скелета. Тем не менее ему пришлось работать 15 лет для того, чтобы исследования органов и тканей стали возможны. Именно поэтому с названием «рентген» связывают начало 20 века: ранее он не был известен широкой публике. К 1919 году такой методикой уже пользовались многие больницы. Появление рентгена изменило развитие медицины: в ней появились новые отрасли диагностики и анализа. На сегодняшний день устройство позволило спасти миллионы жизней. Так что в случаях, когда упоминаются выдающиеся ученые, стоит обязательно называть и Вильгельма Рентгена.

Телевизор

Научно-технические изобретения преобразили жизнь двадцатого века. Одним из ключевых событий стало появление нового способа распространения информации - телевидения. В 1907 году его запатентовал русский физик Борис Розинг. Он использовал для этого Для преобразования сигналов применялся фотоэлемент. К 1912 году он доработал свое изобретение, а уже в 1931-м впервые был предложен способ вещания в цвете. С 1939 года начал функционировать первый телеканал. В 1944-м был создан современный стандарт телевидения. Возможно, другие открытия ученых 20 века были более значимы в научном плане, но нельзя отрицать воздействие этой новинки на жизнь людей. Телевещание изменило способы коммуникации и преобразило мировосприятие людей.

Мобильный телефон

Сейчас представить жизнь без смартфона кажется почти невозможным. появились они совсем недавно. Научные изобретения позволяли людям общаться по телефону, но беспроводная связь была изобретена лишь в 1973 году. Мартин Купер, создатель сотового, смог позвонить в офис с улиц Манхеттена. Через десять лет мобильные телефоны стали доступны широкому кругу покупателей. Первая Motorola стоила почти четыре тысячи долларов, но идея настолько впечатлила американцев, что люди записывались в очередь на приобретение. Причем на современный смартфон устройство походило мало: трубка была просто огромной, весила почти килограмм, а на крошечном дисплее можно было увидеть лишь набираемый номер. Заряда хватало на полчаса разговора. Тем не менее вскоре начался массовый выпуск разнообразных моделей, и с каждым поколением телефонов людей ждали все новые интересные открытия. На сегодняшний день совершенно небольшое устройство представляет собой настоящий миниатюрный компьютер со множеством функций, о которых в 1973 году даже и не задумывались создатели сотового Motorola.

Интернет

Далеко не все открытия последнего столетия используются людьми каждый день. Но изобретение интернета преобразило жизнь даже в мелочах, сегодня им пользуются практически в каждой стране мира. Это средство для общения, поиска информации, обмена данными. Это универсальный источник коммуникации. Поэтому, перечисляя великие открытия 20 века, про интернет забывать никак нельзя. Есть мнение, что первые шаги в этом направлении сделал доктор Ликлидер, ученый, который возглавлял американский военный проект по обмену информацией. Так была создана сеть Arpanet, с помощью которой в 1969 году произошла передача данных от университета Лос-Анджелеса в лабораторию Юты. Начало было положено, и в 1972-м интернет был представлен публике. Появилось понятие электронной почты. Изобретение интернета стало известно во всем мире, и уже через несколько лет им пользовались тысячи людей. К концу двадцатого века их оказалось уже двадцать миллионов.

Компьютер

Великие открытия 20 века чаще всего связаны с техническим прогрессом. Не исключение и компьютер. Если понимать под этим словом арифметическую машину, то подобные механизмы существовали с семнадцатого века. Но устройство в современном понимании появилось лишь в двадцатом. В 1927 году был создан его разработали в Америке. К середине века появилось и электронное устройство. Была создана машина Марк I - первый настоящий компьютер. После этого прогресс пошел рекордными темпами. Способ хранения данных сменился от перфокарт к дискетам, а затем к компактным дискам и накопителям. Изменялись и языки программирования. Первая ЭВМ подходила лишь для выполнения алгебраических операций, а современные устройства представляют собой многофункциональный аппарат, подходящий для разнообразных задач.

Лапша быстрого приготовления

Перечисляя великие открытия 20 века, нельзя забывать и о том, что кажется на первый взгляд мелочью. Лапша быстрого приготовления - привычный бытовой продукт, но ее появление изменило ситуацию с питанием в условиях отсутствия кухни или на рабочем месте и тоже было серьезным достижением. Макароны такого типа придумал японец Андо Момофуки. Послевоенная Япония нуждалась в продовольствии, и доступная еда без особых сложностей в приготовлении явно исправила бы ситуацию. Так Андо решил начать поиски специальной лапши. Он перепробовал множество способов приготовления, пока ему не попалось бездрожжевое жидкое тесто, которое прекрасно подходило для сушки. В 1958 году он начал производство своей лапши, а сегодня ежегодно употребляется более сорока миллиардов порций подобного продукта. Еще одним открытием Андо Момофуки стало использование особых пластиковых чашек, которые позволили бы приготовить быстрое блюдо без посуды.

Пенициллин

Многие выдающиеся ученые 20 века связаны с точными науками, но и в медицине произошел серьезный прорыв. Именно в это столетие появился пенициллин, лекарство, спасшее жизни миллионам. Изобрел его англичанин в 1928 году обнаруживший воздействие плесени на бактерии. Интересно, что великие открытия 20 века могли бы и не пополниться появлением антибиотиков. Все коллеги Флеминга считали, что главное - не борьба с микробами, а укрепление иммунитета. Антибиотики казались бессмысленными и оставались невостребованными пару лет после их создания. Лишь к 1943-му лекарство стали широко использовать в медицинских учреждениях. Флеминг не отказался от изучения микробов и не просто улучшил пенициллин, но и создал с помощью своего открытия нескольких картин, рисуя бактериями по специальному веществу.

Шариковая ручка

Изучая научно-технические изобретения, можно забыть о небольших бытовых улучшениях, имеющих серьезное значение. Например, привычная всем шариковая ручка появилась лишь в 1943 году. Ее изобрел который наблюдал за процессом печати газет и задумался, почему не наполнить резервуар ручки такими же быстросохнущими чернилами? Они должны быть густыми. Чтобы они не забили отверстие ручки, там должен быть размещен шарик. Обдумав все это, Биро создал опытный образец. Эмигрировав в Аргентину, он нашел спонсора и начал производство чернильных авторучек. Первыми покупателями стали летчики, которые могли пользоваться ими и на высоте: обычное перо протекало при отсутствии давления. В 1953 году француз Марсель Бик преобразовал форму чернильной ручки и смог создать дешевые варианты, которые стали доступны любому человеку и покорили весь мир.

Стиральная машина

Еще одно изобретение, заметно улучшившее быт, помогает большинству людей справляться с грязной одеждой. Стиральная машина появилась лишь в 1947 году, сменив прачек на посту. Впервые такое изобретение было предложено на американском рынке двумя фирмами - General Electric и Bendix Corporation. Машины были шумными и неудобными, значение имел лишь функционал. Изменить ситуацию решили разработчики Whirlpool, которые создали новую версию стиральной машины в середине двадцатого века. Ее укрыли пластиковые накладки, снижающие шумность, модели могли выполняться в разных цветах, и общее дизайнерское решение стало куда более элегантным. С тех пор стиральная машина превратилась во вполне эстетичный объект. первое такое устройство появилось в 1975 году и носило название «Волга-10», но самой удачной стала лишь «Вятка-автомат-12», которую стали производить в 1981-м. Современные машины могут быть встроенными и с функцией сушки, имеют разные способы загрузки, дисплеи, отложенный старт по таймеру и даже способны подключаться к сети интернет.

Всем привет. С момента зарождения нашей Вселенной прошло, как минимум, тринадцать и восемь миллиардов лет. Наша Вселенная в 50 000 раз старше человечества и всего живого, когда-либо существовавшего на Земле… В масштабах макрокосма вся история человечества - не более, чем краткий миг. Когда-то, на заре времен, наша Вселенная была сконцентрирована в одной точке, представляющей собой сгусток чрезвычайно плотного вещества. Но это было только начало: ... Из первичного облака газа и космической пыли, разлетевшийся в результате Большого взрыва сила притяжения формировала звезды, их системы и, наконец, огромные галактики. Некоторые из них формировались настолько близко друг к другу, что сплетались в “объятиях”. И это было необыкновенно. Развиваясь, Вселенная переживала различные эпохи. Мы - результат великой эволюционной последовательности, центральным организующим элементом в котором была и остается гравитация. На нее возложена великая миссия - создавать миры. Но она была и остается слепа к своему творению. Гравитация - не более, чем сила, способная как созидать, так и разрушать. Когда звезда, массой в 50 Солнц погибает, вся материя ее ядра сжимается и уплотняется. Так рождается черная дыра - могильщик небесных светил, способный с помощью все той же силы тяготения разрывать их на части. Этот прожорливый монстр питается материей звезд, запросто срывая ее с их поверхности. Разогревшись до сверхвысоких температур материя звезды-донора вращается по периферии черной дыры. Словно ось гигантского волчка из ее центра вырываются концентрированные радиационные потоки - джеты. Гигантские струи плазмы размером с галактику сегодня регистрируют по всему космосу, но ядро черной дыры по-прежнему представляет загадку. И даже свет не способен вырваться из ее цепких объятий. Вся жизнь звезды, начиная с момента рождения и заканчивая смертью - это процесс борьбы между силами давления, направленными от центра, заставляющими ее расширяться и силой гравитации, действующей в противоположном направлении, пытающейся ее раздавить. Когда собственный энергетический ресурс светила заканчивается, равновесие нарушается и гравитация берет верх. Звезда распадается, озаряя космос вспышкой в миллионы солнц. Всë, что она успела создать за свою жизнь, расколовшись на множество фрагментов устремляется в космическое пространство. Когда-нибудь, спустя миллиарды лет эти зародыши будущей жизни сформируют новые небесные тела. Так в одном из бесконечных циклов рождения, смерти и нового рождения, 5 миллиардов лет назад появились и мы. Облако водорода под действием сил гравитации уплотнялось все больше и больше, пока не превратилось в новую звезду со своим жизненным циклом. Звезду, по имени Солнце. Главное светило Вселенной приняло в свою семью группу других планет, сформировавшихся в зоне его влияния. Одной из них и стала наша Земля. На заре эволюции она больше напоминала расплавленный ад. Континенты были на стадии формирования, а вулканы извергались по всей поверхности планеты. Враждебная и безжизненная, тогда она не казалась тем местом, где может появиться что-то живое. Но постепенно сформировались океаны, глубоко на дне которых зародилась жизнь. Подводные вулканы распространяли вещества, которые, затвердевая, могли создать условия для формирования простейших живых организмов. Около 3 миллиардов лет назад основой жизни на планете Земля всë еще были простейшие. Это было время появления и активного развития цианобактерий и прочих кислородообразующих микроорганизмов. Объединяясь в колонии, они превращались в настоящие фабрики по производству кислорода. И он, скапливаясь в повышенных концентрациях дал толчок развитию новых, более сложных форм жизни. Со временем, стал основным элементом, поддерживающим процесс дыхания. Чем сложнее организм, тем больше энергии требуется на его формирование и развитие. Но перед появлением более сложных форм жизни планете еще предстояло пережить самый масштабный за всю историю ледниковый период. И только после на земле начали формироваться многоклеточные организмы, закладывая фундамент того, чтобы впоследствии появился… ЧЕЛОВЕК!



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...