Что значит односоставное предложение и двусоставное. Простое предложение

Класс 8 Русский язык Время проведения_______

Тема урока: Односоставные и двусоставные предложения

Цели урока:

    умение находить в тексте двусоставные и односоставные предложения;

    развитие речевых навыков;

    воспитание эстетического вкуса.

Задачи:

    углубить знания о типах односоставных предложений;

    уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения;

    развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

    вызвать интерес к урокам русского языка, к самостоятельной работе.

Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь улыбнитесь и прикоснитесь ладошками друг к другу, и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня с вами всё получится,(молодцы ребята) а теперь садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Как видите у нас много гостей. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца наших гостей теплыми, добрыми чувствами. Каждый урок русского языка - это достижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь и этот урок станет для нас открытием.

Прежде чем приступить к работе, давайте поделимся на 2 группы. У меня на столе лежат стикеры, подойдите и возьмите. Пожалуйста соберитесь в группы по цветам, желтый цвет -первая группа, синий цвет- вторая группа. А теперь выберите спикера команды. Вот мы с вами разделились на группы а теперь скажите, что они означают? (синий цвет- это символ удачи, цвет неба и вечности, цвет доброты, цвет нашего флага т.е синий цвет означает благополучие, спокойствие мира и единства) (желтый цвет- это цвет золота, богатства, цвет солнца и тепла, это источник жизни и энергии т.е цвет живости, яркости и радостного восприятия жизни и ещё ребята это любимый цвет нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева)

Учитель . Дает задание. Ситуация вызова.

Как вы думаете, какое задание выполняла девочка?

Ученики. Разделила сочетания слов на словосочетания и предложения.

Учитель. Как вы определили, что в одном столике словосочетания, а в другом предложения?

Ученики . Есть знаки препинания, интонационная и смысловая законченность, имеет грамматическую основу.

Задание. 1 Восстановите лингвистический тест, вставляя необходимые по смыслу слова. (работа в группах)

Грамматическая основа предложения – это ___________________.

Члены предложения - это _____________ и сказуемое.

Обозначает действие, _______, состояние предмета;

Обозначает предмет речи.

На вопросы: Что делает предмет речи? Каков предмет речи? Что это такое? Кто это такой? - отвечает главный член предложения_________

На вопросы: Кто? Что? О чем говорится в предложении? О ком говорится в предложении? – отвечает главный член предложения _______

Сказуемое может быть выражено глаголом, _________и ____________

Чаще всего подлежащее может быть выражено существительным или___________

Задание 2 Исследовательская работа по карточкам (минигруппы)
Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на две группы.

Летом ребята отдыхали в лагере. Люблю классическую музыку.

Сухие листья шелестели под ногами. По радио объявили о посадке самолёта.

Мне долго не открывали. Мне не спится.

Печальный дождь падает из туч на землю. Какая ночь!

Учитель : По какому принципу вы их поделили?

Ученики: Принципы разделения – состав основы предложений. (Подчеркиваем грамматические основы)

Учитель. С какими предложениями было легко работать, а какие вызвали затруднение? По какой причине возникло затруднение?

Ученики. Остальные предложения вызвали затруднения, так как в них нет одного члена либо подлежащего, либо сказуемого.

Учитель. А если у предложения есть и подлежащее, и сказуемое, как мы называем такое предложение?

Проведите параллель - а если один?

Молодцы, всё верно!

Попробуйте самостоятельно определить тему и цели нашего урока.

Тема: Двусоставные и односоставные предложения.

Цель: Научиться о пределять разницу между односоставными и двусоставными предложениями.

ІІ. Первичное закрепление знаний .

Самостоятельная работа (Индивидуальная работа с интерактивным тестом 5 человек)
Актуализация знаний с помощью таблицы.

Предложения

Вид предложения

Деревья быстро пожелтели.

двусоставное

Ему до­ве­ри­ли важ­ное и почти опас­ное дело.

односоставное

Часто осенью я пристально следил за падающими листьями

двусоставное

Кинофильм очень интересный.

двусоставное

С моря веет свежестью

односоставное

Еду, еду в чистом поле.

односоставное

Слышишь, как сегодня лес расшумелся?

На небе звезды!

односоставное

Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений?

Некоторые предложения имеют в наличии оба главных членов предложения, а другие предложения состоят только из одного главного члена предложения. Значит, мы сегодня большую часть времени будем говорить об односоставных предложениях и двусоставных предложениях.

По наличию грамматических основ простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из двух членов – подлежащего и сказуемого: Наступила зима .

В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена: Весна. К вечеру похолодало.

Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?»

3. Упр.138стр.84. (в устной форме)

- Определите, какие предложения являются двусоставными, какие – односоставными

(1-5 пр.)

I II. Закрепление материала.

Задание 3 «Мозаика» .

Соберите предложения и подчеркните грамматическую основу выполним письменно

1. Утро, наступило, зимнее (Наступило зимнее утро)

2. Первый, на снег падает улице (На улице падает первый снег).

3. снежная, зима, морозная.(Морозная, снежная зима).

4. Музыку, люблю, классическую.(Люблю классическую музыку).

Какие это предложение? (односоставные и двусоставные предложения)

Задание 5. «Конструктор»

Переделайте односоставные предложения в двусоставные.

Люблю грозу в начале мая.- Я люблю грозу в начале мая.

Зима.- Наступила долгожданная зима

Яркое солнце.- Светит яркое солнце

Задание 5. «Выборочный диктант».

Я прочитаю предложения, а вы должны записывать только грамматическую основу.

На перевале караван задержался. Тянуло вечерней прохладой. Снежинки медленно падали на сырую землю. С утра моросит. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Присаживаемся к костру.

Задание 6 . Разберите по членам предложения. Охарактеризуйте данное предложение.

Мы с нетерпением ждали наступления зимы.

Переделайте односоставное предложение в двусоставное. Прекрасная музыка.

Задание 5 .«Угадай слово»

Это слово среднего рода, то, что оно означает, отражает жизнь по-своему.

Вся его история – это история людей, их жизни и борьбы.

Оно – зеркало жизни.

Существует очень много его видов.

По-казахски это ө нер.

По-английски это art.

Итак, это слово искусство.

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления

человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Томас. Манн.

А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

Задание 6. Работа в группах. Составление кластера.

Вот вам листочек напишите ассоциирующие слова.

1.Слова напишите на трех языках.

2. Составить по одному предложению и подчеркнуть грамматическую основу.

Музыка живопись театр скульптура кино литература

Назовите эти слова на трёх языках

литература - ә дебиет - literature

музыка – ә н, ә уен -music

кино - кино - cinema

театр – театр - theatre

живопись – майменсурет салу - draw

скульптура – мү сін - sculpture

архитектура- сә улет ө нері – architecture

Составить по одному предложению.

Музыка украшает нашу жизнь.

Сегодня на уроке была интересная викторина о живописи.

Живопись помогает человеку раскрыть свою душу.

Искусство означает осмысление действительности мастером, отражение его внешнего и внутреннего мира, которое в итоге дает продукт, приносящий эстетическое удовлетворение, но не только самому творцу, но и обществу .

IV . Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.

Если вам все понятно то выберите красное яблоко, если вам что то непонятно выберите зеленое яблоко.

V . Рефлексия. Выставление оценок

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

Доволен ли тем, как прошёл урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Учитель был внимателен к тебе?

Ты сумел показать свои знания?

Я благодарю вас за старание, добросовестное выполнение заданий. Спасибо нашим гостям за то, что они пришли к нам.

При высказывании построение предложений играет далеко немаловажную роль. Это определяет не только компетентность говорящего, но и общую понятность того, что он хочет донести.

Предельное внимание стоит уделить построению художественных предложений.

Они активно используются в журнальных и газетных статьях, звучат в новостях и театральных постановках.

Собранное художественное предложение способно пробудить чувственность и интерес слушателя, либо ввести его в замешательство.

Двусоставное предложение

В стандартном варианте сказание должно в себе вмещать оба главных члена речи: прилагательное и сказуемое. Вы четко указываете, о чем или о ком идет речь и точно говорите о действии указанного лица.

Тогда выражение звучит полно, легко воспринимается тем, к кому оно идет. Такое предложение является двусоставным, ведь в нем выступают два состава – прилагательное и сказуемое. Разберем такого рода фразы на примерах.

  • Вечер коснулся города. (Предложение простое. Четко просматриваются оба состава).
  • Непринужденные прежде глаза Марии Ивановны отображали свет потускневшей лампы, а в голосе внезапно возникла дрожь. (Это сложное предложение, которое вмещает в себе 2 простых. Между ними сочинительный союз «а»).
  • Я посмотрела в аквариум: черепаха живо шевелила лапками. (Сложное бессоюзное предложение. Обе его части являются двусоставными).
  • Оливер уже несколько часов заглядывал в окно лавки, в которой трудился его товарищ. (Сложноподчинительное предложение, где четко просматриваются основная часть: «Оливер уже несколько часов заглядывал в окно лавки» и придаточная: «в которой трудился…». Обе части двусоставные).

Односоставное предложение

С односоставными фразами несколько сложнее. Они относятся больше к свободным, поэтическим сказаниям, нежели научным. Содержат такого рода предложения один состав : либо сказуемое, либо подлежащее. Рассмотрим специфику на нескольких примерах.

  • Весной соберу цветы. Прогуляюсь. Увижу завораживающие ночи.
  • Сметают пурпурную листву.

Односоставные сказания являются не целыми, однако понятными без контекста. При изучении они даются школьникам более тяжело, ведь имеют собственную классификацию. Виды односоставного выражения такие:

  • обобщенно-личное;
  • неопределенно-личное;
  • безличное;
  • номинативное или назывное;
  • определенно-личное.

Обобщенно-личное

В таком выражении выступает главным образом глагол. Кто выполняет роль субъекта неясно. Это проясняется из контекста. Также обобщенно-личное предложение нередко используется для построения пословиц и других народных сказаний.

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Мечтают о будущем – забываю о былом.

Сказуемое задействуется во втором лице. Допускается как единственное, так и множественное число. Когда говорят о будущих событиях, задействуют глагол третьего числа во множественном числе.

Неопределенно-личное

Главным членом здесь также выступает сказуемое, а подлежащее остается неизвестным . Глагол стоит в третьем лице в множественном или единственном числе. Допускается как настоящее так, и будущее время. Наклонение может быть повелительное, либо изъявительное.

  • Во дворе играли со щенком.
  • Разрешили бы ей подумать о завтрашнем дне.
  • Пели песни до самого вечера.

Чтобы отличать неопределенно-личное от обобщенного важно понять один смысловой нюанс. В обобщенно-личных предложениях речь идет сразу обо всех . Кто именно задействован не важно – фраза является универсальной.

Допустим, пословица: «Что посеешь, то и пожнешь» не направлена на конкретное лицо, применять ее реально к любому человеку. В определенно-личных изречениях субъект также не упоминается, но затрагивает фраза конкретную группу людей.

Безличное

В отличие от вышеуказанных разновидностей, безличная фраза характеризуется полным отсутствием даже намека о лице. В подавляющем большинстве предложение короткое, может состоять из одного слова.

  • Похолодало.
  • Скоро светает.
  • В ночном саду затихло.
  • Каждое утро становилось прохладно.
  • Отправиться бы в Америку.
  • Замолчи!
  • Вспомнить бы.

Номинативное

Узнать данную разновидность односоставного предложения несколько проще других. Состав здесь выражается как количественно-именное сочетание , либо именное существительное. В такого рода предложениях обозначается только наличие сущности и ничего не говорится о действии.

  • Вот знак пешеходного перехода.
  • Там за углом аптека.
  • За окном солнце.
  • Скоро дождь.

Определенно-личное

Главным образом здесь выступает сказуемое . Отличить его также не сложно, ведь глагол проявляется в первом или втором лице во всех временах, за исключением прошедшего. Применяют как единственное, так и множественное число.

  • Попробуй себя проявить.
  • Не грустите более.

Простыми называются предложения, имеющие одну грамматическую основу и выражающие простое сообщение, например: В минуты музыки печальной я представляю жёлтый плес, и голос женщины прощальный, и шум порывистых берёз.

Простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставное - предложение в котором есть и подлежащее, и сказуемое: Ночью лампа на окне стояла. Если к подлежащему относятся второстепенные члены, то оно образует группу подлежащего, если к сказуемому, то группу сказуемого.

Поговорим о простом двусоставном предложении

Двусоставное просто предложение состоит из подлежащего и сказуемого.

Начнём с подлежащего:

  • Подлежащее - главный член двусоставного предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое:

  • Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, который характеризует подлежащее и грамматически зависимый только от него.

Сказуемое обозначает действие, признак, состояние предмета речи и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что такое предмет.

Различают глагольное и именное сказуемое.

Глагольное сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет?, а именное- что такое предмет? каков он? По структуре глагольное сказуемое бывает простым (один глагольный компонент) и составным (инфинитив в сочетании с вспомогательным глаголом); именное - составным (имя в сочетании с глагольной связкой или без неё).

Сказуемое является простым глагольным, если в его состав входят:

  • частицы;
  • сочетания одного и того же глагола в инфинитив и спрягаемой форме с частицей не;
  • сочетания двух однокоренных глаголов с частицей не при выражении значения невозможности;
  • повторяющиеся сказуемые чтобы обозначить длительное действие;
  • повторяющиеся спрягаемые формы: с частицей так;
  • сочетания двух разных глаголов в одинаковой спрягаемой форме.

Составное глагольное сказуемое образуется аналитически - из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение сказуемого, и инфинитива.

Составное именное сказуемое - это сказуемое, в котором есть глагол-связка, выражающий грамматическое значение сказуемого, и именной части.

Перейдём к простому односоставному предложению

Односоставное предложение - это простое предложение, грамматическая основа которого представлена либо подлежащим, либо сказуемым, например:

  • Город и людей как будто подменили.
  • На деньги ума не купить.

Односоставные предложения подразделяются на глагольные и именные.

Среди односоставных глагольных выделяют определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Среди именных - назывные.

  • Определённо-личные - предложения, в которых главный член выражен глаголами 1-го и 2-го лица ед.ч и мн.ч настоящего и будущего времени, а также повелительным наклонением.
  • Неопределённо-личные - это предложения, в которых главный член- глагол 3-го лица множественного числа н.вр. и б.вр.
  • Безличные - это предложения, в которых нет подлежащего.
  • Назывные - это предложения, в которых главный член выступает в роли именительного падёжа имени существительного.

Двусоставные предложения - основной структурно-семантический тип простого предложения, обладающий наиболее полным набором дифференциальных признаков простого предложения.
Двусоставные предложения - это предложения с двумя главными членами - подлежащим и сказуемым, которые могут быть распространены второстепенными членами. Подлежащее с относящимися к нему второстепенными членами образует состав, или группу, подлежащего; сказуемое с относящимися к нему второстепенными членами - состав, или группу, сказуемого. Например: Капельки осеннего тумана\По стволам бегут ручьями слез (Кедрин); Желание служить общему благу \ должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья (Чехов). Составы подлежащего и сказуемого, разделенные вертикальной черточкой, соответствуют компонентам мысли и актуальному членению: состав подлежащего выражает логический субъект и является выразителем «данного», состав сказуемого выражает логический предикат и является выразителем «нового», поэтому подлежащее предшествует сказуемому.
Группы подлежащего и сказуемого взаимопроницаемы: нередко слова одного состава могут занимать место на «территории» другого состава, что также является одним из средств их актуализации. Например: И в колосьях брильянты росы Ветерок зажигает душистый... (Бунин); Тихо август прилег ко плетню (Есенин).
Двусоставные предложения образуются в речи по языковым моделям (структурным схемам). Компоненты структурных схем двусоставных предложений могут быть представлены условно-графическими обозначениями в терминах членов предложения, в названиях частей речи. Так, схема предложения Серебрится ячмень колосистый (Бунин) может быть представлена в следующем виде: ~ ; «определ. +подл. + сказ.»; «прил. + сущ. + спряг.
глаг.».
Наполнение схемы лексическим материалом реализует структурную схему. Так, схема («подл. + обет. обр. д. +
сказ.») может быть реализована предложениями: Зеленеют привольно овсы (Бунин); Дуб растет медленно (Соколов-Микитов) и др. Инверсия членов предложения вызвана их актуализацией.
Количество строевых компонентов схем двусоставных предложений и принципы их выделения, как уже отмечалось, являются спорными вопросами: одни ученые включают в схему предложения только главные члены, другие - и некоторые второстепенные члены, коммуникативно значимые.
Основные структурные схемы двусоставных предложений, выделяемые в зависимости от лексико-грамматических свойств главных компонентов, следующие: «имя+спряг. глаг.», «имя+имя», «инф.+ имя», «инф.+инф.» и др.
Частотность употребления предложений, реализующих выделенные схемы, различна. Реже других встречаются высказывания, построенные по образцу «инф.+инф.». Частотность двух первых схем может зависеть от стиля речи (в научной речи чаще встречается схема «имя+имя»), от условий речевой ситуации.
Главные члены предложения входят в качестве строевых компонентов в структурную схему двусоставных предложений и образуют их предикативный центр.

Еще по теме ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. 1. Общая характеристика простого двусоставного предложения. Основные структурные схемы двусоставных предложений.

Одной из главных характеристик предложения является информация о составе грамматической основы. С этой точки зрения все предложения делятся на односоставные и двусоставные. Поговорим о вторых из них.

Грамматическая основа

В каждом предложении обязательно должна быть грамматическая основа. Именно в ней заключен основной смысл, как коммуникативный, так и грамматический.

Существуют неполные предложения, в которых может не быть грамматической основы; но они не являются в полной мере инструментами коммуникации, так как их смысл понятен только в контексте. Например, неполное предложение «Десять.» непонятно вне контекста (Сколько тебе лет? - Десять.)

Грамматическая основа обычно может сохранять некий общий смысл предложения, если выбросить все второстепенные члены.

Пример : Наша улица тянулась вдоль реки. - Улица тянулась .

Грамматическая основа двусоставного предложения состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого. Подлежащее – это то, о чем говорится в предложении, субъект происходящего. Сказуемое - это то, что нам сообщают о подлежащем, предикат. Именно сказуемое привязывает предложение ко времени. Если даже оно выражено не глаголом (составное именное сказуемое), сам факт отсутствия глагола-связки указывает на изъявительное наклонение и настоящее время.

В односоставном предложении (эта тема изучается на уроках русского языка 8 класса) все функции грамматической основы берет на себя один главный член.

Главные члены двусоставного предложения

Подлежащее всегда отвечает на вопрос кто? или что? и стоит в именительном падеже. Если оно состоит из нескольких слов, то в именительном падеже стоит хотя бы одно из них.

Подлежащее может быть выражено

  • существительным (Кот лежал на крыше.) ;
  • местоимением (Он уже ушел.) ;
  • инфинитивом (Петь - ее страсть.) ;
  • сочетанием числительного и существительного (Три розы стояли в вазе.) ;
  • синтаксически неделимым сочетанием (Анютины глазки цвели на клумбе.) .

Если подлежащее и прямое дополнение можно спутать, так как форма именительного и родительного падежей у них совпадает, то по умолчанию первое из них считается подлежащим, а второе - дополнением; пример: «Мать любит дочь» - это мама любит дочку, а «Дочь любит мать» – дочка - маму.

Сказуемое может быть выражено любой частью речи, кроме деепричастия. Если оно выражено именем, то тоже должно стоять в именительном падеже.

Сказуемое может быть выражено:

  • глаголом в личной форме (кот лежал на крыше.) ;
  • инфинитивом (Мое хобби - танцевать .) ;
  • существительным (Белка - лесной зверек .) ;
  • прилагательным, полным или кратким (Он очень умен (умный ).) ;
  • кратким причастием (Дом уже построен .) ;
  • числительным (Мое любимое число - пять .) ;
  • наречием (У нас все по-прежнему .) ;
  • синтаксически неделимым сочетанием или фразеологизмом (Парень был богатырского сложения .) и т.д.

Связь между подлежащим и сказуемым называется предикативной; ни один из главных членов не главнее другого. На схеме их связь обозначают двусторонней стрелочкой.

Примеры двусоставных предложений

Шторм бушевал вторые сутки.

Иван Николаевич был очень удивлен .

Солнце - ближайшая к нам звезда .



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...