Даниэль дефо робинзон крузо тема. Даниэль Дефо "Робинзон Крузо": описание, герои, анализ произведения

Анализ романа «Робинзон Крузо»

Подлинную славу и бессмертие Даниэлю Дефо принёс роман "Удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719).

В те годы буржуазные предприниматели упорно искали все новые и новые рынки сбыта. Для этой цели снаряжались многочисленные торговые экспедиции. Многие путешественники посещали самые отдаленные страны и острова. Британские корабли бороздили все океаны и моря. В Англии выходило очень много книг о различных путешествиях. Дефо с большим увлечением читал эти книги, но особый интерес у него возбудил очерк о приключениях Александра Селькирка, опубликованный в журнале «Англичанин», издаваемом Стилем.

Приключения Александра Селькирка, по существу, и составили сюжетную канву «Робинзона Крузо». Дефо много путешествовал. Он побывал в Испании, Франции, Голландии и объездил всю Англию. Эти поездки обогатили не только его географические познания, но и помогли ему глубже проникнуть в жизнь народа, в психологию своих современников.

«Робинзон Крузо» — не только верное описание жизни частного лица, но и произведение большой художественной значимости, глубоких обобщений. Писатель, по существу, построил новый жанр романа в английской литературе. Этот жанр был уникальным сплавом приключенческого романа с социальным и философским.

В «Робинзоне Крузо» заложена серьезная философская идея. Однако автор еще испытывает некоторое влияние писателя Беньяна, который, например, в своей книге «Странствия паломника» призывал людей к совершенствованию, к отречению от земных благ во имя духовного освобождения, а также философа Мандевилля, в «Басне о пчелах» пришедшего к горькому выводу, что моральным фундаментом современного ему общества является порок.

Даниэль Дефо, решавший в своем «Робинзоне Крузо» ту же проблему совершенствования человека, что и Джон Беньян, занял иную позицию. Он считал, что цель человеческого существования — творческий труд, преобразующий природу, создающий все блага для существования людей.

В отличие от Мандевилля, который был сторонником идеи «естественного человека» и отрицал капиталистическое общество, Дефо положительно оценивал новые буржуазные отношения.

Сюжет «Робинзона Крузо» имеет множество общих черт с жанром морского романа, который был известен уже в древней Элладе («Эфиопика» Гелиодора), но Дефо все неестественное превращал в правдивое повествование о «земном», реальном человеке, о его заботах и трудах, о его надеждах.

Для того чтобы заинтересовать своих читателей, Дефо часто прибегал к литературной мистификации. «Робинзон Крузо» был издан без имени автора. Все повествование ведется от основного действующего лица. Эта форма помогла писателю глубже раскрыть духовный мир своего героя и придала всему произведению непосредственный характер.

Образ Робинзона — не биография автора или матроса Селькирка и не художественная картина истории человеческого общества, так как центральный герой формулирует идеи, психологию и эмоции современников Дефо. Это четкий и в то же время художественный образ.

Энгельс в письме к Карлу Каутскому 20 сентября 1884 года раскрыл социальную сущность Крузо. Он писал, что Робинзон — это настоящий «буржуа». Анализ романа Дефо убеждает нас в верности этой характеристики. Психология Робинзона насквозь буржуазна. Крузо, потерпев кораблекрушение и обнаружив на пароходе золото, вначале философски заявляет: «Ненужный хлам!.. Зачем ты мне теперь?». Но практицизм буржуа побеждает, поразмыслив, он все же решил взять деньги с собой.

Самые поэтические страницы романа посвящены картинам человеческого труда. Читатель с интересом следит за тем, как Робинзон в целях самосохранения вначале использует естественные богатства природы, а потом, занимаясь скотоводством и земледелием, умножает их. Дефо подробно описал хозяйственную деятельность Робинзона: как его герой разбивал палатку, складывал очаг, строил ограду для своего жилища, лодку, плел корзины, обжигал посуду, приручал животных и возделывал поле.

Писатель в образе Крузо раскрыл замечательное качество, свойственное новому классу, пришедшему на смену феодалам,— трудолюбие. Для Робинзона труд является естественной потребностью. Попав на необитаемый остров, Крузо быстро приспосабливается к обстановке и постепенно начинает завоевывать природу. Ош занимается охотой, рыболовством и, наконец, земледелием—Робинзон понимает, что только трудом можно создать материальные блага, нужные для существования человека, поэтому он каждый день неутомимо работает. Крузо — рационалист и всю свою деятельность характеризует трезво: «Я придавал цену лишь тому, чем мог как-нибудь воспользоваться»,— писал он в дневнике.

Робинзон знал, что в борьбе за жизнь нельзя совершать ложных действий. Поэтому Крузо оценивал все события и свои поступки по правилам двойной бухгалтерии и отмечал, какие из них принесли ему пользу, а какие — вред.

На природу Робинзон смотрел трезво, по-деловому и стремился извлечь из нее пользу только для себя, так же он относился и к людям. Крузо уважал своего помощника Пятницу, но заставлял его делать все, что он считал выгодным для себя. Робинзон с гордостью заявлял, как истый буржуа-завоеватель, что он «...царь и хозяин этой земли». Образ Робинзона, типичного предпринимателя, в психологическом отношении сложен. Дефо показал его в развитии, В юности Крузо — легкомысленный, ищущий приключений, неопытный человек. Но под влиянием жизни и тяжелых испытаний он стал волевым, сильным и энергичным. У Робинзона сложилось реалистическое мировоззрение. Сама жизнь развеяла его юношескую наивность и мечтательность. Крузо понял, что человек должен бороться за свою жизнь со стихийными силами природы, подчинять своей воле других людей и тогда он завоюет победу. Индивидуализм и эгоизм — вот его основные моральные качества. Автор показал, по существу, одинокую личность, которая боролась за самоутверждение на земле.

Роман Дефо — своеобразный очерк. В нем, несмотря на исключительность сюжета, все достоверно. Но произведение отличается от обычного очерка глубокой типизацией образов, широким охватом действительности, проблемностью и психологичностью. Фабула «Робинзона Крузо» — цепь отдельных эпизодов, каждый из которых мог быть самостоятельным очерком, но так как все они связаны действиями, размышлениями центрального героя, то становятся компонентами большого художественного полотна — романа. Второстепенные герои этого произведения, как правило, эпизодичны, и служат для того, чтобы раскрыть психологию основного героя.

Для романа Дефо характерными чертами являются лаконизм, почти протокольное описание событий и раскрытие психологических переживаний своего героя посредством внутренних монологов и дневниковых записей. Вот как кратко и скупо описывает Крузо в дневнике драматическое событие в своей жизни: «Мой плот опрокинулся, и весь мой груз затонул». Никаких горестных размышлений, но эта запись до предела насыщена эмоциями. Пейзажные картины Дефо рисует также лаконично, но они очень емки и точны. Например: «И вот, как-то тихим утром мы вышли на взморье, когда мы отплыли, поднялся такой густой туман, что мы потеряли берег из вида, хотя до него от нас не было и полуторы мили». В этом описании нет пышных метафор и ярких эпитетов, но все слова точно воссоздают обстановку.

Язык Дефо строг и часто носит деловой характер. В романе часто встречаются и чисто канцелярские обороты, например: «В виду вышеизложенного...».

Дефо в «Робинзоне Крузо» высказал прогрессивные идеи. Он оптимистически расценивал человеческую жизнь. Источник этого оптимизма Дефо видел прежде всего в трудовой, активной деятельности человека. Он считал, что культура и цивилизация улучшат жизнь человека и обогатят ее. Поэтому он резко расходился во взглядах на историю человечества со многими своими современниками. Дефо решительно отрицал возврат к прошлому и отстаивал прогресс. Он художественно выразил предприимчивость буржуазии периода первоначального накопления и в то же время показал занятого трудовой деятельностью реального человека, его горести и радости.

Приключенческий сюжет романа не помешал ему просто и реально описать будничные, повседневные явления. Жизненно убедительная мотивировка поступков героя, простота и естественность стиля — все это характерно для своеобразного произведения Дефо.

Первая часть «Робинзона Крузо» наиболее поэтична. Дефо проявил в ней яркий и необычный талант художника слова. Эта часть романа принесла автору широкую известность. Успех побудил Дефо написать продолжение романа. Сравнительно за короткий срок он создал еще две части: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни, и захватывающее его путешествие по трем частям света, написанные им самим» (1719) и «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира» (1720).

В этих частях Дефо описывает путешествия Крузо по Индии, Китаю, Сибири и другим странам, его возвращение на остров, основание на нем колонии и смуту, которую там организовал моряк Аткинс и его сообщники. Робинзон усмирил бунтовщиков. На Острове воцарился мир. Все колонисты начали жить на основе принципов составленного ими договора.

Несмотря на то что две части, продолжившие повествование о жизни Крузо, в художественном отношении были значительно слабее первой, роман в целом оказал большое влияние на творчество писателей разных стран и веков.

Жан-Жак Руссо назвал «Робинзона Крузо» «удачнейшим трактатом о естественном воспитании» и. в своем «Эмиле» рекомендовал этот роман как полезную и нужную книгу. Прочитав роман Дефо, он писал: «Эта книга будет первой, которую прочтет мой Эмиль; она долгое время будет составлять всю его библиотеку и навсегда займет в ней почетное место». Белинский отмечал реалистичность этого, казалось бы, фантастического романа.

В XVIII и XIX веках появилось очень много «робинзонад», написанных под явным влиянием Дефо. Все они в идейно-художественном отношении были слабее романа Дефо и выражали субъективные взгляды отдельных писателей на возможность существования единичных и обособленных хозяйств.

Рано пробудившаяся в Даниэле страсть к чтению, вызванная его ненасытной любознательностью, вызывала у его матери серьёзные опасения за будущность сына, но отцу давала надежду, что мальчик со временем может стать дельным купцом или духовным лицом. Мать с этим мнением не соглашалась, так как Даниэль увлекался чтением книг преимущественно исторического содержания, описаниями путешествий и фантастических приключений. Когда Дефо исполнилось двенадцать лет, его отдали в школу, где он пробыл до шестнадцатилетнего возраста. Окончив школу, юноша по настоянию отца поступил в контору одного богатого торговца, обещавшего через несколько лет сделать Даниэля участником своего дела. Даниель добросовестно исполнял свои обязанности. Однако, не имея ни малейшей склонности к коммерческой деятельности, года через три он увлекся журналистикой и начал печатать свои статьи по вопросам, волновавшим общество, в одном из политических журналов.

С наступлением более благоприятных времен, то есть с вступлением на престол Вильгельма Оранского, Дефо вернулся к литературной деятельности. Когда народ начал роптать, что на престол посадили чужестранца, Даниель Дефо написал сатирическое стихотворение « Истинные англичане», в котором показал, что вся английская нация состоит из смеси различных племен, и поэтому нелепо смотреть неприязненно на безупречного во всех отношениях короля только потому, что он родился не в Англии, а в Голландии. Это стихотворение наделало много шума при дворе и в обществе. Вильгельм пожелал видеть автора и сделал ему довольно значительный денежный подарок.

В 1702 году на английский престол взошла королева Анна, последняя из Стюартов, находившаяся под влиянием партии консерваторов. Дефо написал свою знаменитую сатирическую брошюру «Вернейшее средство отделаться от диссентеров». Диссентерами назвались в Англии протестантские сектанты. В этой брошюре автор советовал парламенту не стесняться с беспокоившими его новаторами и вешать их всех или ссылать на галеры. Сначала в парламенте не поняли истинного смысла сатиры и обрадовались, что Даниель Дефо направил свое перо против сектантов. Потом кто-то раскусил действительный смысл сатиры. Парламент признал его мятежником, приговорил его к денежному штрафу, к выставлению у позорного столба и к тюремному заключению. Но восторженный народ усыпал ему путь к позорному столбу цветами и устроил овацию. Во время своего пребывания в тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» и ухитрялся издавать журнал «Обозрение».

Через два года Дефо был освобожден из тюрьмы. По поручению министра Гарлея отправился в Шотландию с дипломатической миссией - подготовить почву для соединения Шотландии с Англией. Дефо оказался талантливым дипломатом и блестяще выполнил возложенную на него задачу. По вступлении на английский престол Ганноверского дома, Даниель Дефо пишет еще одну ядовитую статью, за которую парламент присудил ему огромный штраф и заключение в тюрьму. Это наказание заставило его навсегда оставить политическую деятельность и посвятить себя исключительно беллетристике. После освобождения из заключения Даниэль Дефо издает «Робинзона Крузо». Эта книга вышла в 1719 году. Сам Дефо путешествовал всего один раз: в молодости он совершил плавание в Португалию, а все остальное время жил на родине. Но сюжет романа писатель взял из жизни. Жители Англии на рубеже 17-18 веков неоднократно могли слышать от моряков рассказы о людях, живших более или менее продолжительное время на различных необитаемых островах. Но ни одна история в этом роде не привлекла к себе столько внимания как история шотландского матроса Александра Селкирка, который жил на необитаемом острове в полном одиночестве четыре года и четыре месяца(1705-1709), пока его не подобрал проходивший мимо корабль. История Селкирка и послужила важнейшим источником для «Робинзона». Эта книга заслужила необыкновенную популярность не только в Англии, но и во всех странах цивилизованного мира. Весь роман проникнут просветительскими идеями – прославлением прославлением разума, оптимизмом и проповедью труда.



Ободренный громадным успехом «Робинзона», Даниэль Дефо написал еще множество других сочинений в том же духе: «Морской разбойник», «Полковник Джек», «Путешествие вокруг света», «Политическая история дьявола» и другие. Дефо написал более двухсот книг и брошюр, пользовавшихся успехом у современников. Но, несмотря на это, он, подобно другим талантам, жил и умер в нужде в Лондоне. Ранние биографы Дефо рассказывают, что надгробная плита, установленная на его могиле в 18 веке имела скромную, но многозначительную надпись: «Даниэль Дефо автор «Робинзона Крузо». Умер 24 апреля 1731 года на 70-м году от рождения». Что касается литературного значения Дефо, то в этом отношении его смело можно считать предшественником Ричардсона и Филдинга и основателем той литературной школы, которая достигла в Англии своего наивысшего расцвета при Диккенсе и Теккерее.



«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) - первый просветительский роман Англии. Основой для создания романа послужил очерк английского журналиста Стиля «История Александра Селькирка», опубликованный в 1713 г. В нем рассказывалось о действительном происшествии с матросом, проведшим четыре года на необитаемом острове. Дефо преображает эту историю в своеобразную просветительскую притчу. При этом он хочет создать впечатление подлинных воспоминаний реального лица: перед читателем как бы записки самого Робинзона. Дефо заботится о естественности языка и композиции повествования, насыщает его достоверными деталями. Язык повествования нарочито сдержан, строг и точен. Рассказывая во всех подробностях о 28 годах, проведенных Робинзоном вдали от общества, Дефо впервые в литературе развернуто и по-своему поэтически описывает созидательный труд, борьбу человека за свое выживание, а затем и своеобразное процветание. Главный герой романа воплощает один из типов просветительского «естественного человека». Но в отличие от более поздних взглядов Руссо и его последователей Дефо не противник цивилизации и потому не только сам Робинзон цивилизует вокруг себя природу, олицетворяя своими действиями историю человеческой цивилизации в целом, но и приобщает к цивилизации другого «естественного» героя, «дитя природы» - Пятницу. В истории своих героев Дефо воплощает оптимистический просветительский взгляд на прогресс человеческого общества и возможности человека. Из всех трудных ситуаций Робинзон находит достойный выход. Но это не значит, что Дефо не передает колебаний или сомнений героя, его страхов и дурных предчувствий. Дефо удается создать полнокровный, сложный и объемный образ, органично вошедший в круг совершенных созданий мировой литературы. Как Дон Кихот, Гамлет или Фауст, Робинзон Крузо стал тем, кого называют вечным спутником человечества. Роман в целом породил целую жанровую традицию так называемых робинзонад. Главный герой романа, Робинзон, образцовый английский предприниматель, воплощающий идеологию становящейся буржуазии, вырастает в романе до монументального изображения творческих, созидательных способностей человека, и при этом его портрет исторически совершенно конкретен. обинзон воплощает психологию буржуа: ему кажется совершенно естественным присваивать себе все и всех, на что нет юридического права собственности у кого-либо из европейцев. Любимое местоимение Робинзона - "мой", и он сразу делает из Пятницы своего слугу: "Я научил его произносить слово "господин" и дал понять, что это мое имя". Робинзон не задается вопросами, есть ли у него право присвоить себе Пятницу, продать своего друга по плену мальчика Ксури, торговать рабами. Остальные люди интересуют Робинзона постольку, поскольку они партнеры или предмет его сделок, торговых операций, и к себе Робинзон не ждет иного отношения. В романе Дефо мир людей, изображенный в повествовании о жизни Робинзона до его злосчастной экспедиции, находится в состоянии броуновского движения, и тем сильнее его контраст со светлым, прозрачным миром необитаемого острова.

Итак, Робинзон Крузо - новый образ в галерее великих индивидуалистов, и отличается он от своих ренессансных предшественников отсутствием крайностей, тем, что полностью принадлежит действительному миру. Крузо никто не назовет мечтателем, как Дон Кихота, или интеллектуалом, философом, как Гамлета. Его сфера - практическое действие, хозяйствование, торговля, то есть он занимается тем же, чем большинство человечества. Его эгоизм естественен и натурален, он нацелен на типично буржуазный идеал - богатство. Тайна обаяния этого образа в самих исключительных условиях просветительского эксперимента, который произвел над ним автор. Для Дефо и его первых читателей интерес романа состоял именно в исключительности ситуации героя, а детальное описание его будней, его повседневного труда оправдывалось только тысячемильным расстоянием от Англии.

Психологии Робинзона полностью соответствует простой и безыскусный стиль романа. Его главное свой-ство - правдоподобие, полная убедительность. Иллюзия достоверности происходящего достигается у Дефо использованием такого множества мелких деталей, которые, кажется, никто не взялся бы выдумывать. Взяв исходно невероятную ситуацию, Дефо потом разрабатывает ее, строго соблюдая границы правдоподобия.

Робинзонада - поджанр авантюрной литературы, который вслед за романом Д. Дефо «Робинзон Крузо» (1719) живоописует перипетии выживания одного или нескольких людей на необитаемом острове. Примеры - «Коралловый остров» Р. Баллантайна, «Таинственный остров» Ж. Верна, «Остров доктора Моро» Г. УэллсаВ более широком смысле под «робинзонадой» понимаются все произведения (не только литературные, но и фильмы, как, например, «Остаться в живых»), рисующие жизнь и приключения «обособленных личностей вне общества» (А. Аникст). При таком подходе под определение робинзонады подпадают рассказы о «детях джунглей» - Маугли и Тарзане.

Во второй части романа, повествуя о Робинзоновой колонии, Дефо как бы дает в миниатюре картину социального развития человечества. Первоначально на острове царит естественное равенство (Робинзон выделил всем колонистам равные участки), однако вскоре благодаря различиям в характерах, трудолюбии и т. д. это естественное равенство нарушается, рождаются зависть, вражда, озлобление, выливающиеся в открытые столкновения. И только общая угроза нашествия дикарей заставляет островитян объединиться в целях самозащиты и достичь некоего равновесного существования на основе «общественного договора», Эта островная утопия обнаруживает хорошее знание ее в втором философских трудов Томаса Гоббса («Левиафан», 1651) и Джона Локка («Два трактата о правлении», 1690).

Гоббсовские мерки применяет Дефо и к описанию жизни в Англии, где Робинзон чувствует себя более одиноким, чем за 28 лет пребывания на необитаемом острове. «Наше собственное «я» в конце концов

цель бытия. Таким образом, человек может быть вполне ОДИНОК в гуще толпы, в сутолке деловых людей; все его наблюдения направлены на него самого; всеми удовольствиями наслаждается он сам; все тревоги и горести вкушает тоже он. Что для нас несчастия другого? и что его радости?..» Действительно, в этом, как и в других романах Дефо, нет описаний дружбы (общение с Пятницей не выходит за рамки отношений хозяина и слуги), любви, семейных связей; есть только одинокое «я» в противоборстве с природой и социальным миром.

Изображенные Дефо разобщенность, полнейшее одиночество людей в гуще жизни позволили многим увидеть в нем певца набирающей силу в XVIII столетии новой общественно-экономической формации - капитализма, с особой отчетливостью обнажившего прагматизм и частный интерес, лежащий в основе общественных отношений.

Теперь Робинзон выступает не как «естественный человек» Руссо или «вселенский человек» Колриджа, а как вполне конкретный и социально определенный тип, представитель буржуазного мира. Такой подход к роману и его создателю воплотился в середине прошлого века в работах К. Маркса и Ф. Энгельса, в оценках И. Тэна, Г. Гетнера и других представителей культурно-исторической школы литературоведения. Но и современный исследователь Ян Уотт, рассматривая Робинзона как «homo economicus», отмечает: «Первородный грех Робинзона - это, в действительности, сама динамическая тенденция капитализма, никогда не сохраняющего «status quo», а постоянно трансформирующегося»

Индивидуализм, который отмечают многие зарубежные писатели и исследователи, безусловно характерен для Робинзона и в еще большей мере для других героев Дефо (пожалуй, эта черта развивается даже по нарастающей, достигая апогея в последнем романе Дефо «Роксана», где героиня ради своего спокойствия и преуспеяния дает молчаливое согласие на убийство собственной дочери).

Но как раз в самой удачной и эстетически совершенной части романа - в островном эпизоде - дух буржуазного предпринимательства, частного интереса, своекорыстия менее ощутим, так как герой пребывает наедине с самим собой. Роман в этой части, при всей своей территориальной замкнутости (небольшой остров) и ограниченности персонажей (долгое время один Робинзон, затем - Пятница и лишь в финале несколько других персонажей), затрагивает, как мы убедились, все аспекты человеческой жизни: физической (здесь это решается в терминах Человек и Природа), духовной (Человек и Бог), социальной (Человек и Общество)

«Это повествование - лишь строгое изложение фактов; в нем нет ни тени вымысла», - утверждается в «предисловии издателя», в действительности сочиненном самим автором «Робинзона Крузо».

Одна из главнейших черт повествовательной манеры Дефо - здесь единодушны и исследователи и читатели - достоверность, правдоподобие. Это относится не только к «Робинзону». О чем бы ни писал Дефо, даже об опыте общения с привидениями, он стремился к созданию эффекта максимального правдоподобия. После публикации «Правдивого сообщения о появлении призрака некоей миссис Виль» (1705) многие уверовали в возможность общения с потусторонним миром. «Мемуары кавалера» (1720) и «Дневник чумного года» (1722) некоторыми искушенными литераторами воспринимались как подлинные исторические документы, созданные очевидцами событий.

В самом стремлении имитировать подлинность Дефо не оригинален: интерес к факту, а не к вымыслу - характерная тенденция эпохи, переросшей рыцарские романы и требовавшей повествований о себе самой, Угадывая эту тенденцию, еще предшественница Дефо Афра Бен в предисловии к роману «Оруноко, или Царственный раб» заверяла читателей: «Предлагая вам историю этого раба, я не намерена занимать читателей похождениями вымышленного героя, жизнью и судьбой которого фантазия может распоряжаться по произволу почта; и, рассказывая правду, не собираюсь украшать, ее происшествиями за исключением тех, которые действительно имели место...» Однако на деле ее роман полон самых неправдоподобных совпадений и приключении. А вот автору «Робинзона» удалось не просто декларировать достоверность, но создать ее иллюзию, неотразимость которой действует и поныне.

Как же это удалось? Тут мнения исследователей расходятся: за счет обращения к мемуарной и дневниковой форме; за счет самоустранения автора; за счет введения я «документальных» подтверждений рассказа - описей, реестров и пр.; за счет подробнейшей детализации; за счет как раз не детализации, а умения схватить внешний облик предмета целиком, а потом уж передать его в немногих словах; за счет полного отсутствия литературности, «эстетической преднамеренности», приема и даже... за счет чисто человеческого феноменального умения «лгать», и лгать убедительно.

Все художественные произведения Дефо написаны от первого лица, чаще всего - в мемуарной форме. Это не случайность, а сознательный литературный прием, рассчитанный на устранение автора-сочинителя и передачу повествования свидетелю, очевидцу («Дневник чумного года») или, чаще, главному участнику описываемых событий (Робинзон, Молль Флендерс, капитан Джек, Роксана и др.). «Сам видел», «это произошло со мной самим» - такие утверждения действо-пали на неискушенного читателя неотразимо. Даже когда Свифт в «правдивом» рассказе Гулливера дошел до откровенной небывальщины, убедительность формы и стиля повествования подчас перевешивали в глазах читателей фантастичность содержания.

Но и одной мемуарной формы для Дефо недостаточно. В мемуары героя он вкрапливает еще и дневник («подлинный документ»), причем события, изложенные в мемуарной форме, отчасти дублируются и в дневниковой для вящей убедительности. (Заметим в скобках, что дневниковая форма выдержана в романе непоследовательно: рассказчик то и дело вносит в дневник те сведения, о которых он мог узнать только позднее, тем самым лишаясь основного преимущества дневниковой записи - отсутствия дистанции между моментом действия и моментом описания, эффекта непосредственности. Дневниковая форма исподволь размывается и вновь переходит в мемуарную).

Для той же убедительности вводятся в текст романа и другие «документы» - описи, списки, перечни: сколько и каких вещей увезено с севшего на мель корабля, сколько и каким способом убито индейцев, сколько и какие запасы продовольствия сделаны на сезон дождей... Сама монотонность и деловитость этих перечислений создает иллюзию достоверности - вроде бы, зачем так скучно выдумывать? Однако в детальности сухих и скупых описаний есть свое обаяние, своя поэтичность и своя художественная новизна.

Как каждый поистине великий художник, Дефо расширяет для потомства границы эстетического восприятия действительности. Его младший современник Лоренс Стерн показал, «какой толстый том приключений может выйти из...ничтожного клочка жизни у того, в чьем сердце на все находится отклик» ". А у Дефо была своя сфера «странного и удивительного»: «Удивительно, что почти никто не задумывается над тем, какое множество мелких работ надо произвести, чтобы вырастить, сохранить, собрать, приготовить и выпечь обыкновенный кусок хлеба». И действительно, большая часть «приключений» Робинзона связана с изготовлением мебели, обжигом горшков, устройством жилища, выращиванием посевов, приручением коз... Происходит именно тот эффект «остранения», о котором в свое время писал В. Шкловский, - самая обычная вещь, самое обыденное действие, становясь предметом искусства, приобретают как бы новое измерение - эстетическое. «„Робинзон Крузо", конечно, пер вый роман в том смысле, что это первое беллетристическое повествование, в котором главный художественный акцент сделан на будничных занятиях рядового человека».

Несмотря на обилие подробностей, проза Дефо производит впечатление простоты, лаконизма, кристальной ясности. Перед нами лишь констатация фактов пусть даже небывало детальная для своего времени), а рассуждения, пояснения, описания душевных движений сведены к минимуму. Патетики же и вовсе нет.

Вот эпизод из «Дальнейших приключений Робинзона Крузо» - описание смерти верного Пятницы: «...в него полетело около трехсот стрел, - он служил им единственной мишенью - и к моему неописуемому огорчению бедный Пятница был убит. В бедняка попало целых три стрелы, и еще три упали возле него: так метко дикари стреляли!»

Огорчение «неописуемое» - и только. Диккенс впоследствии скажет, что в мировой литературе не было ничего более бесчувственного, чем описание смерти Пятницы. Сам он описывал смерть своих литературных любимцев совсем по-иному. «Когда смерть поражает юные, невинные существа и освобожденные души покидают земную оболочку, множество подвигов любви и милосердия возникает из мертвого праха. Слезы, пролитые на безвременных могилах, рождают добро, рождают светлые чувства. По стопам губительницы жизни идут чистые создания человеческого духа - им не страшна ее власть, и угрюмый путь смерти сияющей тропой восходит в небеса», - читаем в «Лавке древностей» по поводу смерти малютки Нелл. А вот реакция автора на смерть одинокого бродяги Джо из Холодного дома»: «Умер, ваше величество. Умер, милорды и джентльмены. Умер, вы, преподобные и не преподобные служители всех культов. Умер, вы, люди; а ведь небом вам было даровано сострадание. И так умирают вокруг нас каждый день». Не удивительно, ню лаконичной сдержанности Дефо Диккенс не мог понять и принять.

Однако лаконизм в изображении эмоций не означает, что Дефо не передавал душевного состояния героя. Но передавал он его скупо и просто, не через отвлеченные патетические рассуждения, а скорее через физические реакции человека: «С крайним омерзением отвернулся я от ужасного зрелища: я ощутил страшную тошноту и, вероятно, лишился бы чувств, если б сама природа не пришла мне на помощь, очистив мой желудок обильной рвотой». Как отмечает Вирджиния Вулф, Дефо описывает прежде всего «воздействие эмоций на тело»: как сжались руки, стиснулись зубы... При этом автор добавляет: «Пусть натуралист объясняет эти явления и их причины: все, что я могу, это описывать голые факты». Такой подход позволяет некоторым исследователям утверждать, что простота у Дефо - не сознательная художественная установка, а результат бесхитростной, добросовестной и точной фиксации фактов. Но существует и другая, не менее убедительная точка зрения: «...именно Дефо был первым состоятельным, то есть последовательным до конца, создателем простоты. Он осознал, что «простота» - это такой же предмет изображения, как и любой другой, как черта лица или характера. Разве что наиболее сложный для изображения предмет».

Отзывы о книге "Робинзон Крузо" позволяют получить полноценное представление об этом произведении. Это знаменитый роман англичанина Даниэля Дефо, который впервые увидел свет в 1719 году. Его главная тема - нравственное возрождение человека в общении с природой. Книга основана на реальных событиях. В похожей ситуации оказался шотландский боцман Александр Селькирк.

Создание романа

Отзывы о книге "Робинзон Крузо" собраны в этой статье. Они позволяют узнать, чему был посвящен этот роман, который сегодня многие считают первым в литературе эпохи Просвещения.

К моменту написания этого романа за плечами у Даниэля Дефо были уже несколько сотен произведений. Многие из них так и не удалось распознать, потому что автор часто пользовался псевдонимами.

Основа произведения

В отзывах о книге "Робинзон Крузо" часто упоминается, что в основу произведения положена реальная история, которую одному британскому журналисту поведал капитан Вудс Роджерс. Дефо же, скорее всего, прочитал ее в газетах.

Роджерс рассказал о том, как матросы бросили на необитаемом острове в Атлантическом океане его помощника Селкирка, который отличался крайне буйным и неуравновешенным характером. Он поссорился с капитаном и командой, за это его высадили, снабдив ружьем, запасом пороха и табака и Библией. В одиночестве он провел почти четыре с половиной года. Когда его отыскали, он был облачен в козлиные шкуры, выглядел чрезвычайно диким.

От долгих лет в одиночестве он полностью разучился разговаривать, а всю дорогу до дома прятал в разных местах корабля сухари. Потребовалось много времени, но его все-таки сумели вернуть в состояние цивилизованного человека.

Главный герой Дефо сильно отличается от своего прототипа. Автор, конечно, значительно приукрасил ситуацию, отправив Робинзона на необитаемый остров на целых 28 лет. Причем за это время он нисколько не утратил своего человеческого облика, а смог приспособиться к жизни в одиночестве. Поэтому в отзывах о книге Дефо "Робинзон Крузо" часто отмечается, что это роман является ярким примером оптимистичного произведения, придающего читателю сил и энтузиазма. Главное, что эта книга остается неподвластной времени, для многих поколений роман стал любимым произведением.

В каком возрасте читают роман?

Сегодня стоит признать, что в основном этот роман читают в подростковом возрасте. Для молодых людей это в первую очередь увлекательная приключенческая повесть. Но не стоит забывать, что в книге ставятся важные литературоведческие и культурологические проблемы.

В книге герою предстоит решить множество нравственных вопросов. Поэтому полезно, что роман читают именно подростки. В самом начале своей жизни они получают качественную "прививку" от подлости и цинизма, от героя Дефо узнают, что деньги - не главное в этой жизни. Ведь одну из ключевых ролей в произведении играет преображение главного героя. Он из заядлого путешественника, который главным в своей жизни видел обогащение, превращается в человека, сильно усомнившегося в необходимости денег.

Знаковым в этом плане является эпизод в начале романа, когда героя только выбрасывает на необитаемый остров. Корабль, на котором он плыл, разбился неподалеку, до него можно без особого труда добраться. Главный герой запасается всем, что может ему понадобиться на острове. Припасами, оружием, порохом, инструментами. В одну из своих поездок на корабль Робинзон обнаруживает бочонок, набитый золотом, и рассуждает, что легко променял бы его на спички или другие полезные вещи.

Характеристика героя

Характеризуя главного героя, стоит отметить, что в самом начале Робинзон предстает перед нами образцовым английским предпринимателем. Он является воплощением типичного представителя буржуазной идеологии. К концу романа он превращается в человека, который главным в своей жизни считает созидательные и творческие способности.

Рассказывая о юности главного героя, автор отмечает, что Робинзон с юности грезил морем, как и многие мальчишки его поколения. Дело в том, что Англия в то время была одной из ведущих морских держав в мире. Поэтому профессия моряка была почетной, популярной и, что немаловажно, высокооплачиваемой. Стоит признать, что в своих странствиях Робинзоном движет исключительно желание обогатиться. Он не стремится поступить на судно матросом и изучить все премудрости морского дела. Вместо этого он путешествует в качестве пассажира, стремясь при первой же возможности стать успешным торговцем.

Анализ романа

Анализируя этот роман, стоит отметить, что он стал первым просветительским романом в литературе. Именно этим он вошел в историю искусства. В то время труд многими воспринимался как наказание и нежелательная необходимость. Корни этого лежат в извращенной трактовке Библии. В то время считалось, что Бог именно трудом наказал потомков Адама и Евы за то, что они ослушались его приказаний.

Даниэль Дефо - первый автор, у которого труд становится основой деятельности человека, а не только средством добычи (заработка) самого необходимого. Это соответствовало в то время настроениям, которые существовали в среде пуританских моралистов. Они утверждали, что труд - это достойное занятие, которого не стоит стыдиться или избегать. Именно этому и учит роман "Робинзон Крузо".

Прогресс главного героя

Читатель может проследить за прогрессом в развитии главного героя. Оказавшись на необитаемом острове, он сталкивается с тем, что практически ничего не умеет. Только со временем, преодолевая многие неудачи, осваивает, как выращивать хлеб, ухаживать за домашними животными, плести корзинки и строить надежное жилище. Все это он постигает методом проб и ошибок.

Для Робинзона труд становится спасением, которое помогает ему не только выжить, но и вырасти духовно.

Особенности персонажа

В первую очередь Робинзон Крузо отличается от других литературных персонажей того времени отсутствием крайностей. Он герой, который полностью принадлежит действительному миру.

Его ни в коем случае нельзя назвать мечтателем или фантазером, как Дон Кихота Сервантеса. Это расчетливый человек, который знает цену деньгам и труду. Он как рыба в воде в практическом хозяйствовании. При этом он достаточно эгоистичен. Но эта черта понятна большинству читателей, она направлена на буржуазный идеал - личное обогащение.

Чем же так нравится этот персонаж читателям уже на протяжении нескольких веков? В этом главная тайна того просветительского эксперимента, который поставил на страницах своего романа Дефо. Для современников автора интерес описываемой ситуации в первую очередь состоял в исключительности положения, в котором оказывался главный герой.

Основные черты этого романа - правдоподобие и его максимальная убедительность. Даниэлю Дефо удается достичь иллюзии достоверности с помощью большого количества мелких деталей, которые, как кажется, просто нельзя выдумать.

ВВЕДЕНИЕ


«Робинзон Крузо» (англ. Robinson Crusoe) герой романов <#"justify">1.1Краткое содержание романа


Полное название первой книги звучит как «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим».

В августе 1719 года Дефо выпускает продолжение «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а еще год спустя «Серьезные размышления Робинзона Крузо», но в сокровищницу мировой литературы вошла лишь первая книга и именно с ней связано новое жанровое понятие «Робинзонада».

В этом романе рассказывается о мужчине, чьи мечты всегда были повернуты к морю. Родители Робинзона не одобряли его мечту, но в конце концов Робинзон Крузо сбежал из дома и отправился в море. В первое же плаванье он потерпел неудачу, его корабль потонул. Выжившие члены экипажа стали сторониться Робинзона так как и следущее его плаванье не удалось.

Робинзон Крузо попал в плен к пиратам и пробыл у них долгое время. Сбежав, плавал по морю 12 дней. На пути ему встречались туземцы. Наткнувшись на корабль, добрый капитан взял его на палубу.

Робинзон Крузо остался жить в Бразилии. Стал владеть сахарно тростниковой плантацией. Робинзон разбогател и стал влиятельным человеком. Своим друзьям он рассказывл о своих приключениях. Богачи заинтересовались его рассказом о туземцах, которых он встречал во время побега от пиратов. Так как негры в то время были рабочей силой, но стоили очень дорого. Собрав корабль, они отправились в путь, но по злочастной судьбе Робинзона Крузо потерепели неудачу. Робинзон попал на остров.

Он быстро обосновался. У него на острове было три дома. Два возле берега, чтобы увидеть если мимо будет проплывать корабль, а другой дом в центре острова, где росли виноград и лимоны.

Пробыв на острове 25 лет он заметил на северном берегу острова человеческие следы и кости. Чуть позже на том же берегу он увидел дым от костра, взобравшись на холм, Робинзон Крузо разглядел в подзорную трубу дикарей и двух пленных. Одного они уже ели, а другой ждал своей участи. Но вдруг пленный побежал в сторону дома Крузо, за ним побежали два дикаря. Это обрадовало Робинзона и он побежал им навстречу. Робинзон Крузо спас пленного, назвав его Пятница. Пятница стал сожителем и работником Робинзона.

Еще два года спустя к ним на остров подплыла лодка с английским флагом. На ней было трое пленных, их вытащили из лодки и оставили на берегу, а другие пошли осматривать остров. Крузо и Пятница подошли к пленным. Их капитан рассказал, что его корабль взбунтовался и зачинщики бунта решили оставить капитана, его помощника и пассажира на этом, как они думали, необитаемом острове. Робинзон и Пятница поймали тех и связали, они сдались. Еще через час приплыла другая лодка, их тоже поймали. Робинзон Пятница и несколько других пленных поплыли на лодке к кораблю. Успешно захватив его они вернулись на остров. Так как зачинщиков бунта казнили бы в Англии, они решили остаться на острове, Робинзон показал им свои владения и уплыл в Англию. Родители Крузо уже давно умерли, а плантация его до сих пор осталась. Его наставники стали богачами. Узнав, что Робинзон Крузо жив, они очень обрадовались. Крузо получил значительную сумму денег по почте (Робинзон не решался вернуться в Бразилию). Позже Робинзон продал свою плантацию, став богачом. Он женился, у него родилось трое детей. Когда его жена умерла он захотел вернуться на остров и посмотреть, как там живется. На острове все процветало. Робинзон привез туда все необходимое: нескольких женщин, порох, животных и другое. Он узнал, что жители острова воевали с дикарями, выиграв взяли их в плен. Всего на острове Робинзон Крузо провел 28 лет.


1.2 Проблемы жанровой принадлежности


Сюжет романа «Робинзон Крузо» распадается на две части: в одной описываются события, связанные с общественным бытием героя, пребыванием на родине, во второй описывается отшельническая жизнь на острове.

Повествование ведется от первого лица, усиливая эффект правдоподобия, автор из текста полностью изъят. Однако, хотя по жанру роман близок описательному жанру реального происшествия (морской хроники), назвать сюжет чисто хроникальным нельзя. Многочисленные рассуждения Робинзона, его отношения с Богом, повторы, описания владеющих им чувств, нагружая повествование эмоциональной и символической составляющими, расширяют рамки жанрового определения романа.

Недаром к роману «Робинзон Крузо» было применено множество жанровых определений: приключенческий просветительский роман (В. Дибелиус); авантюрный роман (М. Соколянский); роман воспитания, трактат о естественном воспитании (Жан Жак Руссо); духовная автобиография (М. Соколянский, Дж. Гюнтер); островная утопия, аллегорическая притча, «классическая идиллия свободного предпринимательства», «беллетристическое переложение локковской теории общественного договора» (А. Елистратова).

Согласно М. Бахтину, роман «Робинзон Крузо» можно назвать романизированными мемуарами , с достаточной «эстетической структурностью» и «эстетической преднамеренностью» (по Л.Гинзбург ). Как отмечает А.Елистратова: «Робинзон Крузо» Дефо, прообраз просветительского реалистического романа в еще необособленном, нерасчлененном виде, совмещает в себе множество различных литературных жанров» .

Во всех этих определениях содержится зерно истины.
Так, «эмблемой авантюрности, пишет М. Соколянский, нередко является присутствие слова «авантюры» (приключение) уже в названии произведения" . В заголовке же романа как раз стоит: «Жизнь и удивительные приключения...». Далее, авантюра это разновидность события, но события чрезвычайного. А уже сама фабула романа «Робинзона Крузо» представляет экстраординарное событие. Над Робинзоном Крузо Дефо произвел своеобразный просветительский эксперимент, забросив его на необитаемый остров. Иными словами, Дефо временно «выключил» его из реальных общественных связей, и практическая деятельность Робинзона предстала в общечеловеческой форме труда. Этот элемент и составляет фантастическое ядро романа и одновременно тайну его особой привлекательности. Признаками духовной автобиографии выступает в романе сама форма повествования, свойственная данному жанру: мемуарно дневниковая. Элементы романа воспитания содержатся в рассуждениях Робинзона и его противостоянии одиночеству.

Как пишет К. Атарова: «Если рассматривать роман в целом, это остросюжетное произведение распадается на ряд эпизодов, характерных для беллетризованного путешествия (так называемое imaginaire), популярного в XVII-XVIII вв. В то же время центральное место в романе занимает тема возмужания и духовного становления героя» .

А. Елистратова отмечает, что: «Дефо в «Робинзоне Крузо» стоит уже в непосредственной близости к просветительскому «роману воспитания».

Роман можно прочесть и как аллегорическую притчу о духовном падении и возрождении человека иными словами, как пишет К. Атарова, «повествование о скитаниях заблудшей души, отягченной первородным грехом и через обращение к Богу обретшей путь к спасению» .

«Дефо недаром настаивал в 3-й части романа на его аллегорическом смысле, - отмечает А. Елистратова. Благоговейная серьезность, с какою Робинзон Крузо вдумывается в свой жизненный опыт, желая постичь его скрытое значение, суровая скрупулезность, с какою он анализирует свои душевные побуждения, - все это восходит к той демократической пуританской литературной традиции XVII в., которая получила завершение в «Пути паломника» Дж.Бэньяна. Робинзон видит проявление божественного промысла в каждом происшествии своей жизни; его осеняют пророческие сны... кораблекрушение, одиночество, необитаемый остров, нашествие дикарей - все кажется ему божественными карами» .

Любое пустячное происшествие Робинзон осмысляет как «промысел божий», а случайное стечение трагических обстоятельств как справедливая кара и искупление за прегрешения. Даже совпадения дат представляются герою осмысленными и символическими: «...греховная жизнь и жизнь уединенная», подсчитывает Крузо, -начались для меня в один и тот же день».

Согласно Дж. Старру, Робинзон выступает в двуединой ипостаси и как грешник, и как избранник божий.

«Смыкается с таким осмыслением книги, отмечает К. Атарова, и интерпретация романа, как вариации библейского сюжета о блудном сыне: Робинзон, презревший советы отца, покинувший отчий дом, постепенно, пройдя через жесточайшие испытания, приходит к единению с Богом, своим духовным отцом, который, как бы в награду за покаяние, дарует ему в конечном счете спасение и благоденствие» .

М. Соколянский, приводя мнение западных исследователей по данному вопросу, оспаривает выдвинутую ими интерпретацию «Робинзона Крузо» как модифицированного мифа о пророке Ионы.

«В западном литературоведении, отмечает он, особенно в новейших трудах фабула «Робинзона Крузо» нередко интерпретируется как модификация мифа о пророке Ионе. При этом игнорируется активное жизненное начало, присущее герою Дефо... Разница ощутима в чисто фабульном плане. В «Книге пророка Ионы» библейский герой фигурирует именно как пророк...; герой Дефо в роли предсказателя вовсе не выступает...».

Это не совсем так. Многие интуитивные прозрения Робинзона, равно как и его вещие сны, вполне могут сойти за предсказания, внушенные свыше. Но далее: «Жизнедеятельностью Ионы полностью управляет всевышний... Робинзон же, сколь много он ни молится, в своей деятельности активен, и эта поистине творческая активность, инициативность, изобретательность никак не позволяет воспринять его как модификацию ветхозаветного Ионы».

Современный же исследователь Е. Мелетинский считает роман Дефо с его «установкой на бытовой реализм», «серьезной вехой на пути демифологизации литературы» .

Между тем, если уж проводить параллели между романом Дефо и Библией, то скорее напрашивается сравнение его с книгой «Бытие» . Робинзон по сути создает свой мир, отличный от островного мира, но отличный и от оставленного им мира буржуазного мир чистого предпринимательского творения. Если герои предыдущих и последующих «робинзонад» попадают в готовые, уже сотворенные до них миры (реальные или фантастические например, Гулливер), то Робинзон Крузо строит этот мир шаг за шагом подобно Богу. Вся книга посвящена доскональному описанию творения предметности, ее умножения и материального наращивания. Акт этого творения, разбитый на множество отдельных моментов, оттого так захватывающ, что в основу его положена не только история человечества, но и история всего мира. В Робинзоне поражает его богоподобность, заявленная не в форме Писания, а в форме житейского дневника. Присутствует в нем и остальной арсенал, свойственный Писанию: заветы (многочисленные советы и наставления Робинзона по разным поводам, даваемые в напутствие), аллегорические притчи, обязательные ученики (Пятница), поучительные истории, каббалические формулы (совпадения календарных дат), временная разбивка (день первый и т.д.), ведение библейских родословных (место которых в родословных Робинзона занимают растения, животные, урожаи, горшки и т.д.). Библия в "Робинзоне Крузо" словно пересказана на заниженном, обытовленном, третьесословном уровне. И как просто и доступно по изложению, но емко и сложно в интерпретации Св. Писание, так же внешне и стилистически прост, но в то же время фабульно и идейно емок «Робинзон». Сам Дефо печатно уверял, что все злоключения его Робинзона не что иное, как аллегорическое воспроизведение драматических перипетий в его собственной жизни.

Многие же детали приближают роман к будущему психологическому роману.

«Некоторые исследователи, пишет М. Соколянский, не без оснований подчеркивают значение творчества Дефо-романиста для становления европейского (и прежде всего английского) психологического романа. Автор «Робинзона Крузо», изображая жизнь в формах самой жизни, сосредоточивал внимание не только на внешнем мире, окружающем героя, но и на внутреннем мире мыслящего религиозного человека» . А по остроумному замечанию Э.Циммермана, «Дефо в некоторых отношениях связывает Бэньяна с Ричардсоном. Для героев Дефо... физический мир есть слабо различимый признак более важной реальности...».


ГЛАВА 2. ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОМАНА «РОБИНЗОН КРУЗО»


2.1 Роман «Робинзон Крузо» в критике


Наибольшей славы Дефо роман «Робинзон Крузо». По мнению исследователей творчества писателя, непосредственным толчком к написанию романа стал эпизод с корабельного дневника капитана Вудса.

Впоследствии по материалам этого дневника известный журналист Стиль напечатал статью о приключениях шотландского матроса, который, как считают, в определенной степени был прототипом Робинзона Крузо.

Д.Дефо перенес место пребывания своего героя к бассейну Атлантического океана, а время действия отнес примерно на 50 лет в прошлое, тем самым увлечив срок пребыьания своего героя на необитаемом острове в 7 раз.

Характерные черты просветительского романа «Робинзон Крузо»:

ØУтверждение мысли, что разум и труд главные движущие силы прогресса челочества;

ØПравдоподобность произведения предоставила реальная история, положенная в основу сюжета;

ØДостоверность повествования способствовала форма дневника;

ØВведение повествовния от первого лица, от имени самого героя, позволяла автору показать мир глазами обычного человека и одновременно раскрыть ее характер, чувства, моральные качества;

ØОбраз Робинзона Крузо подан в развитии;

ØВ центре внимания не только экзотика безлюдного острова и захватывающие приключения, сколько человек, его переживания, чувства, когда она оставалась наедине с природой;

ØРобинзон - действенная и активная человек, настоящий сын своего времени, он ищет различных средств обнаружения собственных способностей и практицизма;

ØРобинзон - новый герой. Это не выдающаяся или исключительная личность, не исторический деятель, не мифический образ, а обычный человек, наделенное душой и умом. Автор воспевает активность простого человека в преобразовании окружающей действительности;

ØОбраз главного героя имеет большое воспитательное значение;

ØЭкстремальная ситуация становится критерием определения не только физической силы, а прежде человеческих качеств героя;

ØХудожественное достижение романа - решение писателя заставить своего героя анализировать не только то, что происходить в его душе;

ØПрирода дала толчок для развития нравственных качеств героя. Благодаря ее постоянному влиянию. Робинзона будто проходят социальные проблемы, интриги и конфликты. Ему не нужно быть лицемерным, жадным, лживым. Пребывание на лоне природы и в согласии с ней вызвало к жизни только лучшие черты натуры - искренность, трудолюбие и способность быть естественным;

ØГлавная идея произведения - прославление активности, трудовой энергии, ума и высоких моральных качеств человека, которые помагают ей овладевать миром, а также утверждение большое значение природы для духовного развития человечества;

Ø«Робинзон Крузо» образец реалистического романа эпохи Просвещения. Сюжет был обусловлен прежде всего интересом английского общества к географических открытий и путешествий;

Новой в тогдашней литературе эта тема не была. Еще до Д.Дефо появлялись произведения, в которых рассказывалось о судьбе несчастных путешественников, заброшенных в нецивилизованного мира. В 1674 в Англии опубликовали перевод книги арабского писателя XII века Ибн Туфайль «о приключениях Хаджи Бен Йокдане», который достиг большой мудрости, живя на острове совсем одиноко.

После появления романа Дефо литературоведческая наука обогатилась новым понятием «робинзонада», что означает традиционный в литературе сюжет, построенный на изображении жизни и испытаний персонажа, попавшего в экстрамальные условия, по определенным причинам был лишен человеческого общества.

Роман - робинзонада - отличительная черта литературы не только XVIII века, а и следующих этапов в развитии мировой литературы. Образцами романов - робинзонад являются следующие произведения: «Остров Фельзенбург» И.Шнабеля, «Новый Робинзон» И.Кампе, «Швейцарский Робинзон» Висса, «Отшельник Тихого океана» Пси слое, «Маугли» Киплинга, «Руссзий Робинзон» С.Турбина.


2.2 художественный анализ романа


Он не читал «Робинзона Крузо» с детства, сказал Беттередж, говоря сам с собой.- Посмотрим, поразит ли его «Робинзон Крузо» теперь!
Уилки Коллинз. Лунный камень: «Даниель Дефо… Знаменитый создатель знаменитого Робинзона Крузо, о приключениях которого на необитаемом острове знает каждый ребенок еще до того, как сам научается читать… Да ведь более привычного, «домашнего», вседоступного писателя, казалось бы, трудно представить!» И однако автор «Робинзона Крузо» и как человек, и как художник одна из самых загадочных литературных фигур своей эпохи. До сих пор много темных мест в его биографии. Начать хотя бы с даты рождения, которая точно не установлена. Не ясна до конца роль Дефо в закулисных интригах и политической борьбе его времени биографы и сейчас открывают все новые и новые факты.

И все же не это главное. Загадка в секрете его неотразимого воздействия на читателей. Ее разрешению посвящены эссе и заметки великих писателей, статьи и монографии литературных критиков. Споры об этой загадке, начатые еще при жизни автора, не смолкают и поныне. Кристально ясная, понятная, казалось бы, любому ребенку книга упорно сопротивляется аналитическому разъятию, не открывает секрета своего неувядаемого обаяния. Феномен простоты гораздо труднее поддается критическому осмыслению, чем усложненность, зашифрованность, герметизм.

Ко времени, когда Дефо создал своего «Робинзона», он уже был широко известной фигурой в литературной и политической жизни Лондона. За плечами у литератора, самую малость не дотянувшего до седьмою десятка, осталась жизнь, полная превратностей и приключений, участие в восстании Монмута (1685) и счастливое избавление от кровавой расправы; разнообразная коммерческая деятельность, дважды приводившая Дефо к банкротству; деловые поездки по стране и на континент; участие в политической борьбе и журнальной полемике своего времени; приближенность ко двору в период правления Вильгельма Оранского и тюремное заключение при королеве Анне; унизительное наказание у позорного столба (1703) за злую сатиру против официальной «высокой» церкви и тайные сношения с английскими премьер-министрами Харли и Годольфином… Действительно, как утверждал впоследствии и сам Дефо, жизнь он провел не менее бурную, чем его герой.

В этой кипучей жизни, вобравшей в себя деятельность предпринимателя, коммерсанта, политика, журналиста и писателя, нас более всего интересует одна сфера литературная. Но и в этой сфере жанровый размах весьма широк: Дефо автор не одной сотни сочинений сатирических памфлетов на злобу дня в прозе и в стихах, жизнеописаний выдающихся личностей (включая уголовных преступником), трактатом и эссе по экономике, коммерции, политике, богословию.

Но в каком то более широком смысле Дефо, как и его герой на необитаемом острове, начинал, что называется, «с нуля». «Жизнь и странные и удивительные..." значилось на титульном листе первой книги, которой по праву открывается история английского романа эпохи Просвещения», пишет А. А. Елистратова. Можно сказать и шире «история европейского реалистического романа». Именно Дефо оказался первооткрывателем в этом жанре. Еще не созданы нравоописательные эпопеи Филдинга, «психологические драмы» Ричардсона, сатирические бурлески Смоллетта, не предпринята анатомия человеческого сознания в произведениях Стерна. А несмелые пробы пера современников Дефо, например писательницы и драматурга Э. Хейл, выступившей одновременно с ним в жанре романа, отличаются явной незрелостью. Возможно, что и гениальные находки самого Дефо носили стихийный характер. «Он меньше всего думал о том, что его книга станет одним из первых образцов будущего реалистического романа новой европейской литературы и что самые ее недостатки окажутся ее достоинствами: безыскусственность станет глубоким искусством, назидательность историческим признаком времени, когда она написана», писал об авторе «Робинзона Крузо» академик М. П. Алексеев.

И все же Дефо, опять таки как и его герой, в значительной мере опирался на плоды цивилизации. У «Робинзона» были предшественники и в реальной жизни, и в литературе.

Сама страсть героя к путешествиям яркая примета времени, времени, когда на карте мира кое где значилось: «Пока еще не открытые места». На карте, приложенной к четвертому изданию «Робинзона Крузо» (вышедшему в августе 1719 г.), не нанесены еще северо западные границы Северной Америки, северо восточные границы Азии и лишь слегка намечены северные и западные очертания Австралии, называвшейся тогда Новой Голландией. Интерес к рассказам мореплавателей был огромен. Книги о путешествиях пользовались широчайшим читательским спросом. Из целого потока авторов путевых очерков и записок конца XVII начала XVIII в. назовем лишь две фамилии связанные с обстоятельствами создания «Робинзона», адмирала Уильяма Дампьера, издавшего весьма популярные «Новое кругосветное путешествие» (1697), «Путешествия и описания» (1699) и «Путешествие в Новую Голландию» (1703), и Вудса Роджерса

В путевых дневниках тихоокеанских путешествий последнего, изданных в 1712 г., Дефо мог прочесть историю Александра Селькирка, прототипа знаменитого Робинзона.

Шотландец, уроженец небольшого городка Ларго в графстве Файф, Селькирк как помощник капитана Страдлинга принимал участие водной из тихоокеанских экспедиций Уильяма Дампьера.

Одной из тихоокеанских экспедиций Уильяма Дампьера. Поссорившись с капитаном, он добровольно остался на необитаемом острове Масса Тьерра архипелага Хуан Фернандес, близ берегов Чили. Селькирк рассчитывал, что его подберет какой-нибудь проходящий мимо корабль, но дожидаться этого ему пришлось 4 года и 4 месяца. Лишь в 1709 г. он был взят на борт корабля «Герцогиня» под командованием Вудса Роджерса, приставшего к острову для пополнения запасов питьевой воды. Через три года Селькирк вместе с экспедицией Роджерса вернулся в Англию. Его удивительную историю рассказали в своих путевых записках и Роджерс, и капитан Кук, шедший вместе с Роджерсом на корабле «Герцог», а несколько позднее о ней поведал еще более широкому кругу читателей Ричард Стиль в издаваемом им журнале «Англичанин» (1713).

Рассказ Роджерса был опубликован также отдельной брошюрой под названием «Превратности судьбы, или Удивительные приключения Александра Селькирка, написанные им самим». От этой пиратской брошюры, вероятно, и берет начало легенда о том, что Дефо воспользовался для своего романа рукописями Сель кирка. Дотошные исследователи уже в нашем веке обнаружили и других отшельников поневоле, проведших долгое время на островах; их истории мог также знать Дефо.

Однако большинство исследователей единодушны в том, что история Селькирка и ей подобные подсказала Дефо лишь идею сюжета и некоторые внешние детали рассказа.

Были у «Робинзона» и чисто литературные источники, прежде всего роман Генри Невиля «Остров Пайнса, или Четвертый остров близ неизвестного австралийского материка, недавно открытый Генрихом Корнелиусом фон Слоттеном» (1668), где рассказывалось о жизни англичанина Джорджа Пайнса с семьей на необитаемом острове.

Определенное воздействие, видимо, оказал на Дефо аллегорический роман Джона Беньяна «Путь паломника» (1678 1684), повествующий не о реальном путешествии, а о скитаниях души в поисках истины.

Но нее это лишь позднейшие предположения, результат новейших критических изысканий. А в свое время история создания «Робинзона Крузо» обрастала мифами и легендами: спорили с азартом о том, где писался и я роман в Кенте пли в Лондонском доме в Сток Ньюингтоне; упрекали автора в плагиате, в использовании якобы существовавших записок самого Александра Селькирка, с уверенностью утверждали, что ни один издатель не брался печатать книгу, и даже ставили авторство Дефо под сомнение. 25 апреля 1719 I роман вышел в снег в Лондоне, в типорафии Уильяма Тейлора.

В Лондоне, в типорафии Уильяма Тейлора. Успех книги был настолько велик, что в течение того же года вышло еще три издания (по современным понятиям допечаток тиража), не считая «пиратских». Через четыре месяца Дефо выпустил продолжение «модной» книги: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», повествующие о судьбе «робинзоновой колонии» и о путешествиях героя по Китаю, Дальнему Востоку и Сибири. В августе 1720 г. Дефо издал третий том: «Серьезные размышления Робинзона Крузо...»
Определенное воздействие, видимо, оказал на Дефо аллегорический роман Джона Беньяна «Путь паломника» (1678 1684), повествующий не о реальном путешествии, а о скитаниях души в поисках истины.

Но нее это лишь позднейшие предположения, результат новейших критических изысканий. А в свое время история создания «Робинзона Крузо» обрастала мифами и легендами: спорили с азартом о том, где писался и я роман в Кенте пли в Лондонском доме в Сток Ньюингтоне; упрекали автора в плагиате, в ис-пользовании якобы существовавших записок самого Александра Селькирка, с уверенностью утверждали, что ни один издатель не брался печатать книгу, и даже ставили авторство Дефо под сомнение 25 апреля 1719 I роман вышел в снег в Лондоне, в типорафии Уильяма Тейлора.

В Лондоне, в типорафии Уильяма Тейлора. Успех книги был настолько велик, что в течение того же года вышло еще три издания (по современным понятиям - допечаток тиража), не считая «пиратских». Через четыре месяца Дефо выпустил продолжение «модной» книги: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», повествующие о судьбе «робинзоновой колонии» и о путешествиях героя по Китаю, Дальнему Востоку и Сибири. В августе 1720 г. Дефо издал третий том: «Серьезные размышления Робинзона Крузо...» Это ряд эссе на философские, социальные и религиозные темы.

Сейчас «Робинзон» перекочевал в разряд детских книг, «сочинение, возвестившее новую эпоху в развитии человечества, стало теперь по преимуществу книгой для детского чтения». Но нужно помнить, что изначально роман предназначался для более широкого и вовсе не детского круга читателей. При всей своей кажущейся простоте книга эта удивительно многогранна. О некоторых ее аспектах и не подозревают современные любители английской словесности.

дефо роман жанровый критика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Роман английского писателя Даниэль Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо...» по праву принадлежит к числу наиболее читаемых произведений мировой литературы. Интерес к нему не иссякает как со стороны читателей, так и со стороны исследователей английского романа эпохи Просещеня,высоко оценивающих вклад писателя в развитие национальных традиций жанра и всей западно европейской беллистристики. Д.Дефо был одним из тех авторов просветителей, которые своим творчеством заложили основы многих типов, жанровых разновидностей и форм романа XIX - XX вв.. Секрет небывалого успеха романа о приключениях Робинзона Крузо заключается, безусловно, в выборе темы: страсть героя к путешествием - яркая примета времени, когда на карте еще были незаполненные места под надписью типа; «Нераскрытые земли».

Занимательность ее заключается в авантюрной, поэтизированной природе сюжетной основной линии романа.«Робинзон Крузо на своем острове - один лишенный помощи себе, однако, питание и самоохранение достигающий даже некоторого благополучения, вот предмет..., который тысячью способов можно сделать занимательным...,» писал Ж.Ж.Руссо в педагогическом трактате «Эмиль, или о востипании».

Дефо на примере «Робинзон Крузо» доказывает непреходящую ценность труда в общественном развитии и создании материальной и духовной базы общества.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Атарова К.Н. Секреты простоты// Даниель Дефо. Робинзон Крузо. М., 1990

2.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

3.Гинзбург Л.Я. О психологии прозы. Л., 1971

4.Даниель Дефо. Робинзон Крузо. М.: «Художественная литература», 1992

5.Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М.: «Наука», 1966. 472 с.

6.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

7.Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: Проблемы типологии. Киев; Одесса, 1983.

8.. Шалата О. «Робинзон Крузо» Дефо у светло библейнои тематики // Слово I час. 1997. № 5. С. 53

9.Шишмареваа М. М Дефо Д. Робинзон Крузо // пер. с анг.: СП Лексика, 1992

10.Папсуев В.В. Даниэль Дефо романист. К проблеме генезиса романа нового времени в английской литературе ХVIII века. М., 1983

11.Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер М.: Наука, 1973

12.Урнов Д.М. Дефо. М.: Наука, 1978

13.. Шевель А.В. Лексические и структурно композиционные особенности текста английского романа начала XVIII века. (На материалах произведений Д.Дефо.) Львов, 1987


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...