Февральская буржуазно демократическая революция краткое содержание. Февральская буржуазно-демократическая революция революции - революция в россии

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений (в социальной структуре группы/общества), определяющих его обязанности, права и привилегии. Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость тех или иных позиций личности.

Социальный статус характеризует позицию человека в социальной общности, его положение в системе межличностных отношений и те права, обязанности, полномочия и привилегии, которые он получает благодаря своему положению.

Социальный статус человека сохраняется до тех пор, пока он живет в соответствии с установленными (конвенциальными) правилами и нормами, управляющими поведением людей данной категории.

Уровни статусной позиции человека:

1. личный статус – положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т. д.), которое определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы;

2. социально-групповой статус – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т. д.). Он зависит от положения социальной группы в социальной стратификации общества.

Виды социальных статусов:

1. прирожденный и приписываемый статус – приобретается человеком автоматически при рождении и не зависит от усилий и стремлений человека (национальность, пол, раса, членство в царской семье и т. д., а также статусы по системе родства – сын, дочь, брат, сестра.);

2. приписываемые, но не прирожденные статусы приобретаются благодаря стечению определенных обстоятельств, а не по личной воле индивида, например, благодаря заключению брака (теща, зять, невестка, золовка и т. д.);

3. достигнутый статус – приобретается благодаря усилиям самого человека с помощью различных социальных групп.

Достигнутые статусы разделяют на определяемые:
а) должностью (например, директор, заведующий);

б) званиями (генерал, народный артист, заслуженный учитель и т. д.);
в) ученой степенью (доктор наук, профессор);
г) профессиональной принадлежностью (народный артист России или заслуженный мастер спорта);

4) основные статусы – это достаточно постоянные статусы (прирожденные, приписываемые, достигаемые, личные);

5) не основные статусы, обусловленные кратковременной ситуацией (прохожий, пациент, свидетель, зритель).

Человек не может быть совершенно лишен социального статуса или нескольких статусов, в случае, когда он покидает один из них, то обязательно оказывается в другом.

Каждый человек обладает несколькими статусами относительно различных групп (директор (по должности), муж (для жены), отец (для детей), сын (для родителей) и т. д.). Эти статусы не равны. Основным социальным статусом обычно является положение в обществе, в основе которого лежат должность и профессия. Благодаря этому статусу обычно определяются «стоимостные ресурсы» человека, такие как богатство, престиж, власть.

Изначальный статус индивида влияет на его оценку в обществе, формирует точку зрения на мир, которая во многом и определяет его дальнейшее поведение. Люди, имеющие разные изначальные социальные статусы обладают неравными условиями социализации.
Социальные статусы отражаются в одежде, жаргоне, манерах, а также в установках, ценностных ориентациях, мотивах.

Социальный статус может повышаться или понижаться, что предполагает адекватное изменение поведения. Если этого не происходит, возникает внутриличностный конфликт.

Социальная роль - это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом (ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом).

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов. Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.
Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;



3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):
1) эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;

3) способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

4) структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;

5) формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;

6) мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;
2) предписания – требования к поведению;
3) оценки исполнения предписанной роли;
4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Внутренняя позиция личности - это индивидуальные ценности и смыслы человека, его взгляды и отношение к миру, нормы, установки и мотивы. Все то, что формируется в условиях семейного и социального воспитания, ведь внутренние потребности или мотивы человека включают в себя часть общественных мотивов и потребностей. Однако в процессе общения, каждый человек проявляет свою индивидуальную внутреннюю позицию, свой собственный взгляд на ситуацию или отношение к кому-либо.

Собственная позиция личности формируется через систему личностных смыслов. Личностные смыслы - это индивидуальные ценностные ориентации человека, которые он усваивает и создает с первых лет жизни. Плюс к этому к личностным смыслам можно отнести определенную линию поведения, которую выбирает человек самостоятельно для отстаивания своих ценностей.

Итак, с раннего детства, человек усваивает нормы и ценности общества в целом и своей семьи, в частности. На основе усвоенного, формируются собственные мотивы, взгляды и отношение к миру, т.е. часть информации принимается, часть отвергается, а часть трансформируется и видоизменяется. Так мы получаем собственную личностную позицию.

Потребности человека также составляют его внутреннюю позицию, ведь с ними тесно связаны мотивы поведения и формирование ценностных ориентаций. Удовлетворенные потребности, становятся лишь условием развития личности, а не источником развития.

Считается, что человек не может стать личностью без условий социального окружения, поскольку именно через социум человек присваивает духовный опыт, исторические ценности, нормы и мораль. Кроме того, без общения человек не может развить такие стороны личности, как эмоциональную, волевую и рациональную, а именно через развитие сторон личности и происходит личностный рост.

Таким образом, внутренняя позиция личности, как и ее развитие, протекает в условиях социального взаимодействия, что позволяет человеку использовать накопленный коллективный опыт и формировать собственные ценности, мотивы и отношение к миру. Кроме того, в этих же условиях происходит формирование самоотношения, понимания себя и своего места в мире.

Вопрос 7. Социально-психологические подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

Психоаналитический подход. Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, многие виды поведения, включая сны и оговорки, вызываются бессознательными мотивами. Личность в основном определяется биологическими потребностями. По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Согласно фрейдовской теории строения личности, личность состоит из «оно», эго, и суперэго, которые часто вступают в противоречие. «Оно» действует по принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению биологических импульсов. Эго подчиняется принципу реальности, откладывая удовлетворение потребности до того момента, когда его можно будет достичь социально приемлемыми путями. Суперэго (совесть) навязывает индивиду моральные стандарты. У хорошо интегрированной личности эго сохраняет прочный, но гибкий контроль над «оно» и суперэго.

Бихевиористский подход. Американский психолог Скиннер делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека – только терять время.

Гуманистический подход. Сосредоточен на субъективном опыте индивидуума, был создан как альтернатива психоаналитическому и бихевиористскому подходам. Психологи гуманистического направления считают, что понятие человека о себе определяет его стремление к росту и самоактуализации. В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).

Экзистенциальный подход. В общих чертах экзистенциализм можно определить, как стремление понять человека, не раскалывая его на субъект и объект. Его основная концепция состоит в в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире. Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный инстинктами. который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией. Таким образом, экзистенциализм означает первичность духовной субстанции, а личность для нее - субъект-объект.

Интеракционистский подход. Данным названием традиционно объединяется целая «палитра» теоретических моделей социализации, для которых общим является акцент на анализе взаимодействия человека со своим социальным окружением. личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая -имитация . На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следуетигровая стадия , когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д. Третий этап, по Дж. Миду, стадия коллективных игр , когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Следовательно, в рамках данного теоретического направления движущей силой социального развития личности является социальное взаимодействие, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды. В центре внимания исследователей оказывается активный, разумный, деятельный субъект.

ВОПРОС 8. Понятие, этапы, факторы и механизмы социализации личности .(по лекциям)

Социализация личности- это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается – с другой. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности.

Этапы (стадии)социализации:

1. Дотрудовая:

· Ранняя социализация (с рождения до школы)

· Стадия обучения (школа, ВУЗ)

2. Трудовая (от начала до конца трудовой деятельности)

3. Послетрудовая.

Факторы социализации:

1. Социальные:

1. Макро-факторы(страна, ее культура)

2. Мезо-факторы (местность, региональные условия, тип населени, СМИ)

3. Микро-факторы (семья, школа, коллектив)

2. Индивидуальные: личностные факторы (характер)

В малых группах люди знают друг друга. Они общаются продолжительное время. Попадая, например, в производственную бригаду случайным образом, работник постепенно вступает в тесные отношения с коллегами. Между ними устанавливаются не только деловые, но и эмоциональные отношения. Они делятся друг с другом своими переживаниями, надеждами, разочарованиями и огорчениями.

Каждый участник контактной группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения и устанавливаются устойчивые отношения симпатий и отвержения. Проявляются отношения доминирования и подчинения в группах. Отношения доминирования в ряде малых групп (формальных) задаются изначально. В неформальных они устанавливаются в силу возраста, степени влияния и авторитета отдельных членов группы.

Для описания положение индивида в системе взаимоотношений малой группы используются понятия «роль» и «статус». Воспользуемся материалом «Психологического словаря/ Под ред А.В.Петровского и М.Г.Яолшевского.

Роль (от франц. role) означает «социальную функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений». Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид (представитель интеракционизм

Т.Шибутани дает определение роли как предписанного шаблона поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместной действии. Роль - это шаблон определенных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом. Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим. Каждый человек имеет некоторое представление о том, что составляет подобающую линию поведения как для него самого, так и для других. Освоение ролей происходит в группах, где люди учатся друг у друга, наблюдая ролевое поведение окружающих.

Диапазон и количество ролей определяются мно­гообразием социальных групп, ви­дов деятельности и отношений, в которые включена личность, ее потреб­ностями и интересами.. Ин­дивидуальное исполнение человеком роли имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.

Различают следующие типы ролей:

· ролисоциальные , обусловленные ме­стом индивида в системе объек­тивных социальных отношений (профессиональные, социально-де­мографические и др.), и

· роли межлич­ностные , определяемые местом инди­вида в системе межличностных от­ношений (лидер, отверженный и др.).

Кроме того,

· активные, исполняемые в данный момент, и

· латентные, не проявляющиеся в дан­ной ситуации.

Кроме того, разли­чают

· институционализированные роли (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требо­ваниями организации, в которую вхо­дит субъект, и

· стихийные, связанные со стихийно возникающими отноше­ниями и видами деятельности.

В за­падной социологии и психологии получили распространение различ­ные ролевые концепции личности. В этих концепциях личность предстает как набор не связанных между собою разрозненных ролевых масок, оп­ределяющих ее внешнее поведение безотносительно к ее внутреннему миру, причем игнорируются своеобразие личности, ее активное начало и целостность

Другое понятие, характеризующее положение индивиду в группе – статус.

Статус определяется как положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусах, которые приобретает индивид в группах, различаются по уровню группового развития, содержанию деятельности и общения, нередко становятся причинами фрустрации, конфликта и т.д. Статус экспериментально выявляется путем применения различных социально-психологических методов. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида.

Т.Шибутани, автор «Социальной психологии», вводит различение социального и личностного статуса. Социальный статус, по его мнению, относится к позиции человека в обществе: уважением, которым он пользуется, и его престиж основывается на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в преобладающей системе социальной стратификации. Человек сохраняет свой статус, если живет в соответствии с конвенциональными нормами, управляющими поведением людей этой категории.

Личный статус, по Т.Шибутани, - это положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в группе в качестве ее члена. Личный статус, как и положение человека в обществе, есть социальный процесс, и он может быть определен только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются между людьми в первичных группах. Сохранение личиночного статуса, следовательно, состоит в том, чтобы действовать так. Чтобы обеспечить продолжение этих взаимоотношений.

Социальный статус влияет на то, как человек оценивает себя. Его представления о себе поддерживаются преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Чувство гордости, скромности или неполноценности, - отчасти зависит от социального статуса, но еще больше от оценок, которые он получает от значимых других.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Группа – это общностей людей, которая создается на основе некоторых факторов: совместной деятельности, особенностей организации, социальной принадлежности.

Определение группы и их классификация

Все группы делятся на две категории: большие и малые социальные группы. В большие социальные группы входят люди, которые создают собой определенную часть общества – профессиональные группы, социальные слои, этнические сообщества, возрастные группы.

Так ярким примером большой группы, основанной на возрастных показателях, является группа пенсионеров. К числу малых групп принадлежат семья, соседские общности, дружеские компании. Основой малых групп являются межличностные отношения их членов.

Человек в группе

Человек является основным звеном каждой социальной группы. Принадлежность к социальной группе благоприятно воздействует на человека. Как малые, так и большие группы способствуют развитию его личности.

Так благодаря группе, человек социализируется, что благоприятно влияет на его существования, а также облегчает воспитание будущих поколений. Именно в группе человек может полноценно заниматься своей деятельностью – этому способствуют как конкуренция, так и командный дух.

Принадлежность к социальной группе удовлетворяет экспрессивные потребности человека в получении одобрения, уважения и доверия.

Законы группы

Социальные законы группы – это устойчивые правила поведения членов больших и малых групп, которые необходимы для их взаимосвязи. Законы групп не возникли сознательно – они образовались в ходе исторического развития социальных групп.

Так человек, сам того не осознавая, придерживается основных законов той или иной социальной группы. Законы групп необходимы для того, чтобы максимально эффективно улучшать положение членов групп, а также осуществлять управление над ними.

Командный дух группы

Зачастую, члены каждой социальной группы имеют общие цели, которые направляют их совместную деятельность. На этой почве возникает командный дух группы. Командный дух группы присущ как большим, так и малым группам.

Благодаря командному духу, члены групп могут консолидировать свои усилия, объединить свою деятельность ради того, чтобы все интересы и цели группы были достигнуты.

Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе.

Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или лич­ный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, консерватором, бизнесменом значит зани­мать формальный (социальный) статус. Иными словами, за­нимать определенное место в системе общественного разделе­ния труда.

Статус реализуется через роль. Быть мужем означает иметь статус "муж" и выполнять роль мужа. Любой статус состоит из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции обще­ство закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисципли­ной, т.е. выполнять определенную роль. Правда, один человек ответственно подходит к своим обязанностям, а другой - нет, один применяет мягкие методы воспитания, а другой - жесткие, один доверителен с учениками, а другой держит их на расстоянии. Иначе говоря, люди ведут себя по-разному в од­ной и той же позиции, т.е. придерживаются разных моделей по­ведения (ролей).

Модель поведения в соответствии с формальными правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом, называет­ся ролью.

Одни и те же обязанности можно выполнять по-разному, следовательно, у одного статуса может быть много ролей. Но человек, находясь в одном и том же статусе, как правило, при­держивается одной роли. Хотя тот же самый человек может об­ладать множеством статусов: мужчина, русский, православ­ный, военнообязанный, муж, студент и т.д. Итак, у одного человека множество статусов и столько же ролей.Роль - дина­мическая характеристика статуса. Статус может быть пустым, а роль нет.

Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми статусов, об­разует СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, муж­чина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик и т.д. - их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40000, семейно-брачно-родственных от­ношений более 200 (деверь, сноха, кузина... продолжайте пере­чень сами), многие сотни политических, религиозных, эконо­мических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа - нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными.

Итак, сделаем первое обобщение: первокирпичики предмета социологии - статусы и роли. Первые дают статическую, а вто­рые динамическую картину общества. Совокупность незаполнен­ных статусов дает нам социальную структуру общества.

Ее можно уподобить пчелиным сотам в улье: множество пу­стых ячеек плотно подогнаны друг к другу. Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом - социальными фун­кциями.

Это тоже очень простое понятие. В чем состоит функция учи­теля? Передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дис­циплиной. Догадываетесь, о чем идет речь? Конечно, это знако­мые нам права и обязанности. Они относительны. Почему? Статус учителя относителен статуса ученика, но не работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относительность оз­начает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему соци­альная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов. Слово "относительность" связано не толь­ко с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязан­ности, учитель вступает в определенные отношения с учени­ком, а тот - с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д.

Мы можем смело утверждать, что социальные статусы связа­ны социальными отношениями, личные статусы связаны межлич­ностными отношениями. Общество опутано огромной сетью соци­альных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть - межличностных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное - социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справ­ляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, первого уволят. Начальник и подчиненный - соци­альные роли.

Итак, наш второй вывод: статусы связаны между собой соци­альными функциями, которые проявляются через социальные. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Присмотритесь, последняя у нас разрослась и стала много­слойной: статусы, права и обязанности, функции, социальные отношения. Что мы забыли? Конечно,роли. Как и договори­лись, роли, в отличие от статусов, дают динамическую картину общества. Так оно и есть. Роль без человека ничто. Роль требует своего актера.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между со­бой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс.

Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. И снова - динамика и статика. Если человек однажды научил чему-либо подростков, то какой же он учитель? Учитель - постоянная функция (т.е. соци­альная позиция в обществе), так же, как обучение, - регуляр­ное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль - все это очень близкие, даже родственные понятия. И мы об этом будем еще говорить.

Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписан­ным нормам и обязанностям.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...