Что такое психологический статус. Лебединский В

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Применение интервью , поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Одним из вариантов интервью является беседа.

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью. Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже - групповые тесты.

Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Тест - это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответсвующими нормами и стандартами.

Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.

Достоинство диагностических методов (наряду с точностью и портативностью) состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, - от исследования степени овладения дошкольниками различными перцептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.

Наиболее распространены тесты, изучающие личность: тесты способностей, тесты умений и навыков, тесты на изучение познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), проективные тесты.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.

Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.).

Естественный (полевой) эксперимент наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых. Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий.

    Социально-психологический статус, позиция и роли личности

Понятие социальной роли

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себё определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполего использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко извёстен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий, педагогический эффект.

Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определенном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. условность игры не влияет на ее социальное предназначение, поскольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы разднаивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребенок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.

Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, оно определяет его права, обязанности и привилегии, статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Субъект всегда старается найти свое место внутри крупного сообщества и принимает связанные с этой позицией обязанности, ожидает, что и другие признают его права. Не только от субъекта завит его статусная характеристика.

Социальный статус - это устанавливаемый обществом признак, который характеризует позицию человека в социальной общности. Статус - это признанный группой ранг, индивидов социальной группы Статус - это социальный процесс, человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами, которые управляют поведением людей данной категории. те. позиция индивида в обществе определяется только на основе хорошо установленных отношений между ним и теми кто занимает другие позиции, многое в поведении человека направлено на сохранение имеющегося статуса или повышение его.

Социальными психологами установлено достаточно высокая чувствительность человека к символам статуса, как бы не был статус низок, он важен, т.к. без него субъект не имеет прав в отношении других. В различных группах человек может иметь разный статус и вообще человек обладает несколькими статусами, но они не равны, зачастую профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции, т.е. положение в обществе, как правило, определяется при помощи должности и профессии. Наш социальный статус отражаются в поведении, облике и одежде, жаргоне, манерах и внутренней позиции личности, это установки, позиции,мотивы. Статус однажды установленный остается постоянным, хотя он подвижный, может быть деградация, а может быть повышение статуса. Статусы различаются по характеру появления: выделяется прирожденный, приписываемый, достигнутый. Прирожденный - тот статус, который появляется при рождении - национальность, пол, раса, членство королевской семье + система родства дает тоже набор статусов - прирожденных и приписываемых - сын, брат, сестра.

Есть приписываемые статусы, но не прирожденные, они появляются благодаря стечению обстоятельств, например благодаря заключению брака (например, мама невесты станет теща). Достигнутый статус - он приобретается путем усилий самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Здесь статусы определяются должностью, статусы определяются званиями, и есть определяемые профессиональные звания, достигаемый статус приобретается благодаря свободному выбору индивида, его личных усилий и находится под его контролем (например, муж, жена)

Статусы бывают постоянные, временные, основные, не основные.

Постоянные – это большинство прирожденных статусов (раса, пол).

Временные - (пассажир, сосед)

Основные - это те, которые являются прирожденными, приписываемыми, достигаемыми. Основным является личный статус - он проявляется в малых группах. Не основные - это большинство наших статусов, обусловленных кратковременной ситуацией, например пациент, свидетель, зритель ДТП. Социальная позиция - место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.

    Понятие социальной роли и ролевого поведения.

Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с др. людьми.

В течение своей жизни человек выполняет огромное количество различных социальных функций в зависимости от того, каковы его позиции, статус, отношения с другими людьми и т.д. В системе общественных отношений социальные функции постоянно меняются, однако определенная мера их устойчивости в жизнедеятельности каждого отдельного человека, безусловно, существует. Так, после рождения ребенка супруги приобретают новую социальную функцию - «родители», которая сохраняется на протяжении всей их жизни. Эта функция является уникальной для них, но не для общественных представлений. Собственно, и для них данная функция является уникальной в том смысле, что они овладевают совершенно новым социальным опытом на субъективном уровне. Но они, конечно же, имеют представление о том, что должны делать родители по отношению к своему ребенку. Таким образом, многие социальные функции существуют на двух уровнях - на уровне индивидуального восприятия и практического воплощения в собственном социальном опыте жизни индивида и на уровне общественных представлений.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон трактовал социальную роль как единицу общественной структуры, которую можно описать в виде заданной человеку системы норм. Мид, рассматривая особенности взаимодействия субъекта со свойственной ему средой, выделил понятие «социальность» как особую категорию, обозначающую факт возможного участия человека в разных социальных взаимодействиях и вероятность одновременности такого участия. Особое значение в социальном взаимодействии уделялось сознанию, которое, с точки зрения Мида, имеет, прежде всего, инструментальную природу, т.е. является средством приспособления индивида к среде. Понятие социальной роли было связано с многообразием функций, которые человек выполняет и способен выполнять в социуме. Несмотря на различные подходы, Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

Фиксация определенного положения, которое занимает.тот или иной индивид в системе общественных отношений;

Функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

Общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т.д.);

Поведение личности в соответствии с ее общественным статусом; обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

Устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях; совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

Социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

Существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами;

Система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

Открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

Представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

Предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

Набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Мы видим, что социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Многообразие представлений о социальной роли свидетельствует о том, что в психологии идея Мида оказалась весьма удобной для описания поведения личности в ее различных социальных функциях. Мы будем рассматривать социальную роль как социальную функцию, имеющую воплощение на уровне общественного сознания в нормах и санкциях и реализующуюся в социальном опыте конкретного человека.

Шибутани полагал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени. Упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями. Обязанность - это то, что человек вынужден делать, исходя из социальной роли, вне зависимости от того, нравится это или нет. Ребенок должен учиться в школе, если он ученик; пассажиру необходимо заплатить за проезд в транспорте; родителям следует заботиться о благополучии своих детей и т.д. Выполняя свои обязанности в соответствии с социальной ролью, каждый человек имеет право предьявить и свои требования к другому. Обязанности всегда сопровождаются правами: ученик вправе ожидать, что родители не будут ему мешать делать домашнее задание, а учителя вполне понятно будут объяснять новую тему; пассажир ожидает, что доедет до нужной ему остановки; родители вправе ожидать любви от своих детей и т.д.

Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, нарушение же гармонизации, приводя к доминированию только обязанностей или прав, может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена или между людьми не существует согласия относительно прав и обязанностей. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Поскольку человек одновременно выполняет несколько социальных ролей, а разные социальные роли требуют различного (иногда взаимоисключающего) поведения, возникают ролевые конфликты, например ролевой конфликт работающей женщины. Ролевые конфликты часто обусловливаются противоречием межличностных и конвенциональных отношений. Так, дружеские отношения могут вступить в противоречие с производственными отношениями, особенно если друзья занимают позиции «руководитель - подчиненный».

Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). В интеракционистских концепциях такие роли называют конвенциональными (конвенция - соглашение). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально- демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями, экспектациями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

Многие межличностные роли определяются индивидуальными особенностями человека. И даже среди многообразия индивидуально-типических проявлений личности можно заметить социально-типические роли. В театральном искусстве выделяют своеобразную специализацию актеров на исполнение ролей, наиболее соответствующих их внешним сценическим данным, характеру, дарованиям и какому-то социально-типическому образу. Некоторые актеры имеют яркие личности, тяготеющие к определенной межличностной социальной роли. Такие актеры выступают обычно в специфическом амплуа. Амплуа - тип актерских ролей, сходных по характеру и соответствующих индивидуальным особенностям актера. Выделяют амплуа трагика, комика, героя, простака, инженю и т.д.

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем в большей степени становятся привычными для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке); латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель дома). Поскольку каждый человек, как правило, входит в разнообразные социальные группы, в которых он не может находиться одновременно, он имеет большое количество латентных социальных ролей. По способу усвоения роли делятся на предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью) и приобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются также и нормативными актами и, в определенном взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСОВОЙ
РАБОТЫ
НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС В
ГРУППЕ.»
Свистуновой Елизаветы 25Юд-15К

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире
ответственность человека во взаимоотношениях в обществе играет важную
роль. Ответственные люди очень востребованы в обществе. К ним человеку
чаще обращаются за помощью, поручают важные задания и так далее,
потому что люди, которые к ним обращаются, уверенны, что они всегда
помогут и справятся с любой работой или ситуацией. А безответственные
люди только обещают что-либо выполнить, то есть только говорят, а на деле
ничего не выполняют. Поэтому к таким людям не хочется обращаться с чемлибо, и это касается не только помощи или задания, но и приема на работу,
ведь такие люди не нужны ни на каком- либо предприятии. Из этого всего
следует, что ответственность играет очень важную роль на влияние
формирования статуса человека и его роли в обществе.
Цель работы исходит из ее названия, то есть выявить влияние уровня
ответственности личности на социально-психологический статус в группе.
Задачи работы заключаются в:
- определении личности и группы
- определении социально-психологического статуса
-установлении влияния уровня ответственности личности в группе

Каждый человек индивидуален и является личностью. Каждая группа складывается из личностей, обединенных общими целями, интересами или возр

Каждый человек индивидуален и является личностью. Каждая группа складывается
из личностей, обединенных общими целями, интересами или возрастными
категориями.
На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней
отношений, в частности – через отношения иного индивида с остальными
участниками группы.
Фактор, который определенно влияет на правильность восприятия и понимания
людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что
первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация,
полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и
достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда
соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми
друг друга, называют эффектом ореола.
Первое впечатление играет важную роль в общении. В первую встречу можно
понять каков человек. Это можно увидеть по его поведению, общению, жестам и
тому подобное. Серьезного и ответственного человека видно сразу: он
интелектуально развит, с ним можно говорить на разные темы, отностится ко
всему с серьезностью, страется сделать все правильно и с точностью, что бы
все было идеально. Даже если что-то у него не правильно, он все равно сделает
все что бы достичь положительного результата, и это касается во всем. Такие
люди притягивают к себе и вызывают интерес, на них можно положиться в любой
ситуации или же доверить важное задание, потому что будет уверенность в том,
что он справится с ним.

Личность в различных группах (семья, учебная, дружеская) занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются оп

Личность в различных группах (семья, учебная, дружеская) занимает
определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются
определенные требования.
Социальный статус – положение личности в системе межличностных отношений,
определяющее его права, обязанности и привилегии.
Социально-психологический статус личности - характеристика положения,
занимаемого индивидом, как в функционально-ролевых, так и в межличностных
отношениях внутри группы.
Понятие социально-психологического статуса определяет положение человека в
системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов
группы. Человек может занимать разные места в системе межличностных отношений
в коллективе, причем в одной группе он может занимать очень высокий статус, а
в другой группе, наоборот, очень низкий.
Социально-психологический статус личности влияет на ее авторитет и, в свою
очередь, во многом им определяется.
Обычно под статусом понимают положение личности, устанавливаемое в терминах
прав, обязанностей и привилегий. Престиж, полномочия, вознаграждения - вот
составляющая социального статуса каждого индивида.
Один из важных качеств личности, влияющих на статус в группе, является
ответственность.
Ответственность - это особое отношение между поступками человека (людей,
институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или
обществом.

Ответственность дает определенные преимущества, которые заключаются: - в уверенности в своих силах и в себе; - в формировании самоуважения

Ответственность дает определенные преимущества, которые заключаются: - в
уверенности в своих силах и в себе; - в формировании самоуважения и уважения
окружающих людей; - в осуществлении контроля над любой ситуацией, а также
самоконтроля; - в рациональной оценке поведения окружающих людей, когда вместо
осуждения происходит осознание о невозможности полагаться на кого-либо в
данной конкретной ситуации. Для того чтобы в себе развить такое чувство, как
ответственность, необходимо: - работать над собой, осуществляя постоянный
самоконтроль; - давать письменные задания для собственного выполнения и
отслеживать сроки их реализации; - производить организационную работу с людьми
по координации различного рода их действий; - общаться со своими детьми, неся
за них полную ответственность.
Как стать ответственным?
Для начала важно сделать ответственность своей ценностью. А именно: осознать,
что ответственность - это важнейший социальный навык, благодаря которому можно
качественно улучшить свою жизнь и стать ее полноценным автором. Этому навыку
может научиться любой человек. Поверить в это, загореться этим. Захотеть
воспитывать в себе и развивать чувство ответственности. Например, искренне
считать себя ответственным за события свой семейной (личной) жизни и
действовать сообразно. Ответственный человек даже в трудных отношениях вряд ли
будет утверждать, что его обидели. Он сознает, что автор обиды - он сам.

К числу важнейших признаков личности относятся (по В.П.Тугаринову): -разумность; -ответственность; -свободу; -личное достоинство; -индивидуал

Название психологическиважных качеств (ПВК)
К числу важнейших признаков личности относятся (по В.П.Тугаринову):
-разумность;
-ответственность;
-свободу;
-личное достоинство;
-индивидуальность;
Для сравнения уровня собственных способностей и профессионала, я сделала сравнительную
социограмму, в которой указаны данные основных психических функций.
Психологические способности и возможности профессионала оцениваются наивысшей оценкой 5.
Уровень собственных способностей оценивается оценкой от 0 до 5:
5- наивысшая оценка профессионала
4- я умею, но невладею, так как профессионал
3- я на среднем уровне знаю и понимаю, но не владею
2-нижесреднеговладею знаниями и пониманиями
1-я не знаю, но кое-что умею
0-я ничего не знаю и не понимаю
самоконтроль
устная речь
Психогрмма уровнвня собственных
способностей
словестно-логический интелекс
воображение
Социограмма профессионала
память
зрительное восприятие
0
1
2
3
4
5
6
Исходя из данной социограммы, я не владею этими навыками, так как профессионал. Из этого
следует, что мне нужно усовершенствовать свои навыки и умения, так как для своей будущей
профессии я должна владеть этими навыками наравне с профессионалом.

Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом личности понима

Процесс влияния личности на коллектив выражается в таких явлениях, как
авторитет, руководство, лидерство. Под авторитетом личности понимают признание
коллективом личности человека, соответствия его субъективных качеств объективным
требованиям деятельности коллектива. Явление авторитета во многом зависит от личных
качеств и свойств человека. Жизненный опыт, знания, профессиональные навыки, умения все это выделяет человека среди других людей в коллективе. На взаимоотношения в группе
так же влияет характер каждой личности и их особенности. Ответственность является важным
качеством человека. Каждая личность хочет добиться авторитета в окружающем круге людей.
Но этого не добиться, если ты не ответственный человек. В этом случае никто из
ближайшего окружения не.захочет иметь каких-либо отношений с тобой. Например,
руководители известных предприятий или организаций никогда бы не добились такого
высокого положения в обществе, такого отношения к себе и таких результатов в своем
деле. С такими людьми хотят сотрудничать и другие организации, для достижения наиболее
высоких результатов, потому что понимают, что на таких людей можно положиться.
Процент важности
Ответственность
4
Внимание
9
4
Память
5
7
5
6
8
4
Организаторские
способности
Общительность
Словестно-логический
интелект
Самоконтроль
Слуховое восприятие
Зрительное восприяти
е
Как показывает данная диаграмма, самым
востребованным качеством личности –является
ответственность.

Выводы
Неразвитость
ответственности,
безответственность
Мешает человеку
стать свободной
личностью
Ставит его в
зависимость от
внешнего контроля
Ответственность - обратная
сторона свободы
Присуща зрелой
личности
Выражается в осознании
себя как причины
совершаемых поступков
Выражается во внутреннем
контроле за своими
помыслами и поступками

Социальный статус личности представляет собой показатель того, насколько высокое положение в обществе, занимает какой-либо человек. Это не обязательно должностная характеристика: статус человека может меняться в зависимости от его пола, возраста, семейного положения или профессии. Эта позиция на социальной лестнице не только указывает на место человека, но и наделяет его определенными правами и обязанностями. Для каждого общества они могут быть разными.

Как определить социальный статус?

Не стоит думать, будто бы за каждым закреплен один-единственный социальный статус человека. У каждого из нас одновременно несколько положений, которые зависят от системы, к которой они относятся. Например, социальный статус женщины может быть многоликим: она, например, и жена, и мать, и дочь, и сестра, и сотрудник компании, и христианка, и участник какой-либо организации (кроме этого существует еще масса примеров социального статуса). Совокупность этих положений называют статусным набором. Из приведенного примера видно, чем определяется социальный статус: это и семейное положение, и религиозные взгляды, и профессиональная деятельность, и личные интересы и т.д.

Как правило, свой главный социально-психологический статус определяет сам человек, однако на это влияет и то, с какой группой его в первую очередь отождествляют и другие люди. Кроме этого, возможно и изменение социального статуса личности: так, например, мы меняем свой статус, когда получаем высшее образование, создаем семью, находим новую работу и т.д.

Виды социальных статусов

Существует два основных вида позиций человека на социальной лестнице: приобретенный и предписанный (прирожденный) социальный статус. Первый из них характеризуется тем, что человек обретает в течение жизни: уровень образования, политические взгляды, профессия и т.д. Предписанный социальный статус – это то, что дано человеку от природы: национальность, язык, место рождения и т.д.

При этом не все социальные статусы женщины и мужчины одинаково оцениваются окружающими. Некоторые из них являются престижными, а некоторые – наоборот. Иерархия престижа зависит от таких положений, как реальная полезность той или иной социальной функции и система ценностей, действующая в этом конкретном обществе.

Кроме этого существует еще несколько типов социальных статусов: личный и групповой. Личный статус – это статус на уровне небольшой группы людей, с которой человек взаимодействует постоянно. Например, этой группой может выступать семья, трудовой коллектив или компания друзей. Как правило, он определяется чертами характера и различными личностными качествами.

Групповой статус характеризует человека как участника той или иной крупной социальной группы. Сюда относятся статус человека как представителя определенного класса, профессии, нации, пола, возраста и т.д.

В зависимости от социального статуса, человек корректирует свое поведение. Например, дома мужчина – отец и муж, и он ведет себя соответственно. А на работе он – профессор и преподаватель, и, соответственно, вести он себя будет совершенно иначе. В зависимости от того, насколько человек успешно соответствует тем или иным своим статусам, говорят об его способности к выполнению своей социальной роли. Именно поэтому существуют такие выражения, как «хороший специалист», «плохой отец», «отличный друг» - все это характеризует именно этот показатель. Причем один и тот же человек может по-разному справляться со своими социальными ролями, отчего он может быть «плох» с одной точки зрения и «хорош» с другой.

Н. М. Сараева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХИКИ ЛЮДЕЙ В РЕГИОНЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

В статье дано обоснование применению понятия «психологический статус человека» и характеристика структуры психологического статуса как системного свойства системы «человек - среда» для анализа состояния психики людей в регионе экологического неблагополучия.

A PERSON"S PSYCHOLOGICAL STATUS AS A SUBJECT OF INVESTIGATION IN THE ANALYSIS OF PEOPLE"S MENTALITY CONDITION IN AN ECOLOGICAL ILL-BEING REGION

The article substantiates application of the concept "a person"s psychological status" and characterises the structure of the psychological status as a system property of the "person - environment" system for the analysis of the condition of people"s mentality in an ecological ill-being region.

Более 60% населения России1 проживает в регионах экологического неблагополучия2, где естественные и антропогенные «загрязнения»3 приводят к деформации природной (физической) среды, которая составляет вместе с социальными условиями жизненную среду человека. Следствием этого является ослабление, нарушение его физического здоровья и снижение уровня психической активности 4. Особенно подвержена влиянию экологически неблагополучной среды психика детей: психические функции в детском возрасте переживают период интенсивного формирования, будучи особенно сенситивными к воздействиям извне. Детское население на территориях экологического неблагополучия оказывается в условиях повышенного риска. Осознание опасных последствий влияния на человека экологического неблагополучия привело в настоящее время к оформлению социального запроса на анализ состояния здоровья и психики людей, которые испытывают длительное воздействие экологически неблагополучной жизненной среды. Со стороны психологической науки ответом на этот запрос стали исследования, посвященные проблеме негативного влияния на психические процес-

сы, состояния человека, главным образом, отдельных «загрязнителей» физической среды: в первую очередь больших и малых доз радиации различного генеза5, ряда металлов6, других вредных агентов7. Но вопросы воздействия на целостную психику человека экологически неблагополучной жизненной среды (в единстве ее природной и социальной составляющих) остаются, как правило, за рамками исследований. Преимущественно монофакторный подход к изучению негативных влияний экологического неблагополучия на психику человека (оправданный задачами конкретных исследований), реализуемый нередко без учета социальной опосредованности этих влияний и возможности их социальной компенсации, приводит к противоречивости известных фактов о сути и последствиях таких влияний. Так, познавательное развитие, эмоциональные и личностные характеристики людей на зараженных радиацией территориях одни исследователи8 склонны считать обусловленными прежде всего социально-педагогическими средо-выми условиями, другие9 - именно влиянием экологического «загрязнения». Третьи10 говорят о комплексном влиянии ряда факторов, в том числе о непосредственном

Психологический статус человека как предмет исследования при анализе состояния психики людей

ловек - среда», не может не меняться вслед за изменением экологических характеристик среды.

Психологический статус представляет собой сложное системное целое, составляющее единство с жизненной средой и отражающее как ее состояние, так и внутреннее состояние человека, т. е. состояние системы «человек - среда». Одной из главных детерминант психологического статуса (помимо влияний внешней среды) являются процессы, происходящие на биологическом уровне системной организации человека. Психологический статус определяется иммунным, гормональным статусом, состоянием нервной и других систем организма, т. е. в целом - бионейро-соматиче-ским статусом. Впрочем, и влияние на психологический статус внешней (природной и социальной) среды также осуществляется первоначально посредством физико-химических механизмов, с помощью которых функционирует биологический уровень системной организации человека. Внешние и внутренние обменные процессы организма создают и необходимый на всех уровнях системной организации человека, в том числе и психологическом, энергетический базис жизнедеятельности. Энергетическое обеспечение жизнедеятельности обусловливает определенный уровень активации психической деятельности. В условиях экологического неблагополучия он недостаточен из-за того, что биологический базис «оттягивает» на себя большее количество энергии, необходимое для поддержания жизни и адаптации человека в деформированной среде.

В структуре психологического статуса можно выделить три уровня, связанных между собой отношениями иерархии: психофизиологический, психический и личностный. Каждый уровень может быть представлен разными параметрами, т. е. параметры психологического статуса также будут разноуровневыми.

Параметры первого уровня психологического статуса характеризуют состояние

тех подсистем (сфер) психики, которые находятся на границе с биологическим уровнем системной организации человека. По сути, этот уровень психологического статуса является психофизиологическим. Среди подсистем этого уровня есть такие, которые являются базисными для других, в определенном отношении обеспечивающими их функционирование. В нашем исследовании данный уровень психологического статуса человека представлен его умственной работоспособностью. Умственная работоспособность является интегральной характеристикой уровня активации психической деятельности человека. Близость к биологическому уровню обусловливает и большую зависимость ее от влияний природной (физической среды). Умственную работоспособность мы относим к параметрам первого, психофизиологического, уровня психологического статуса человека.

Параметры второго (психического) уровня психологического статуса лучше всего могут быть представлены, на наш взгляд, характеристиками развития интеллекта человека. Интеллект, по одному из наиболее распространенных определений, обеспечивает разнообразные и эффективные связи человека со средой, успешную адаптацию к ней. Во-вторых, он, являясь самостоятельной системой, буквально «прошивает» все области психического, интегрирует деятельность других функций внутри психологического уровня системной организации человека, а потому позволяет судить о его состоянии в целом. В-третьих, интеллект теснейшим образом связан с социальным (личностным) уровнем системной организации человека. Обеспечивая адекватное решение внутри- и межличностных задач, он способствует отбору и закреплению конкретных стратегий поведения и обусловленных ими (или обусловливающих их) личностных свойств.

Параметры личностного (высшего) уровня психологического статуса человека - это также те проявления личности, которые

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

более других близки к своей биологической основе. Таковы, на наш взгляд, в первую очередь некоторые эмоционально-личностные свойства людей.

Каждый из выделенных параметров психологического статуса включает в себя конкретные показатели, по которым, собственно, и устанавливается актуальное состояние психической активности человека, пребывающего в данных условиях жизненной среды.

Таким образом, психологический статус есть «срез» актуального функционирования целостной психики человека, находящегося в конкретных условиях жизненной среды. Это определяет значительный познавательный потенциал применения понятия «психологический статус» для системного анализа состояния психики человека, испытывающего негативное влияние экологически неблагополучной среды.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гичев Ю. П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России). - Новосибирск: СО РАМН, 2002.

2 Регион экологического неблагополучия (РЭН) - особая пространственно-локализованная территория, подвергшаяся сильному воздействию природных и антропогенных факторов..., с особым протеканием всех процессов, в том числе и социальных, психологических, с особыми отношениями, с особыми регуляторами (Григорьев С. И. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия / С. И. Григорьев, Л. Д. Демина. - Барнаул, 1995. - С. 7).

3 Загрязнитель (вредный агент) - токсичное, вредное или опасное вещество. Любой фактор: физический агент, химическое вещество или биологический вид, способный причинить вред здоровью людей или окружающей среде. (http://www.znay.ru/dictionary/0547.shtml).

4 Вельтищев Ю. Е. Экология и здоровье детей. Химическая экопатология / Ю. Е. Вельтищев, В. В. Фокеева. - М.: Медицина, 1996; Головей Л. А. О некоторых особенностях физического развития психомоторики в зонах радиационного загрязнения / Л. А. Головей, П. А. Грищенко // Актуальные проблемы в психологической теории и практике. - СПб., 1995. - С. 119-175.

5 Базылевич Т. Ф. Структуры индивидуальных свойств личности и влияние радиационных факторов в процессе адаптации / Т. Ф. Базылевич и др. // Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы. - М.: МГП «ВОТУМ-Y», 1992. - С. 148-153; Ушаков И. Б. Чернобыль: радиационная психофизиология и экология человека / И. Б. Ушаков, Н. И. Арлащен-ко, А. Я. Должанов, В. И. Попов. - М.: ГНИИ авиационной и космической медицины, 1997.

6 Frausto da Silva J. J. R. The Biological chemistry of the elements (The inorganic chemistry of life) / J. J. R. Frausto da Silva, R. J. P. Wiliams. - London: University of Oxford, 2001.

7 Ахвердова О. А. Экологическая психология: Деструктивное действие химических факторов органического происхождения на конституционально-психотипологическую структуру личности подростка: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии, социологии, клинической психологии, психофизиологии / О. А. Ахвердова, И. В. Боев, К. С. Гюлушунян, И. В. Кобрянова, Э. В. Терещенко, Я. В. Луковка. - Вып. 1. - Ставрополь: Изд-во СГМА, СГУ, 2001.

8 Екимова В. И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия [Электронный ресурс]: Дисс. ... д-ра психол. наук. - М.: РГБ, 2003; Храбров А. В. Особенности психолого-педагогической реабилитации детей из радиационно зараженный районов Калужской области [Электронный ресурс]: Дисс. ... канд. психол. наук. - М.: РГБ, 2003.

9 Хомская Е. Д. Анализ последствий Чернобыльской катастрофы с позиций экологической нейропсихологии // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 6. - С. 84-95; Григорьев С. И. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия / С. И. Григорьев, Л. Д. Демина. - Барнаул, 1995.

10 Ушаков И. Б. и др. Указ. соч.

11 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.

12 Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004.

13 Грищенко П. А. Интеллектуальный потенциал подростков, проживающих в различных экологических условиях [Электронный ресурс]: Дисс. ... канд. психол. наук. - М.: РГБ, 2005; Дзятковс-

кая Е. Н. Когнитивная сфера ребенка: обусловленность климатоэкологическими факторами // Сибирский психологический журнал. - 1998. - № 7. - С. 56-58; Панов В. И. Влияния экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей: Монография / В. И. Панов, Н. М. Сараева, А. А. Суханов. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

14 Сараева Н. М. Изучение влияния экологического неблагополучия на эмоционально-личностную сферу детей / Н. М. Сараева, М. В. Можаева // Вестник ЗабГГПУ. Сер. II. Философия. Культурология. Социология. Психология. - Вып. 2. - Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2007. - С. 125-136.

15 Например: Ребров А. П. Особенности психологического статуса больных бронхиальной астмой / А. П. Ребров, Н. А. Кароли // Аллергология. - 2002. - № 2. - С. 18-25.

16 Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учеб. пособие. - М.: МГУ, 1985. - С. 159.

17 Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учеб. пособие. - М.: Генезис, 2005.

18 Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Сборник / Отв. ред. и сост. В. С. Мухина. - М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.

19 Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

20 Тарова Л. С. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды: Учеб. пособие / Л. С. Тарова, Е. А. Сергеева, В. М. Дмитриев и др. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - Ч. 1. - С. 8.

21 Эколого-психологические проблемы качества жизни: региональные аспекты: Монография. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004.

22 Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е. С. Зенович. - М.: ООО «Агенство «КРПА «Олимп»; ООО «Издательство АСТ», 2003.

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

23. Социальный статус

23. Социальный статус

Социальный статус – положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений, определяющих его обязанности, права и привилегии.

Статус является отражением иерархической структуры группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Статусная характеристика субъекта зависит не только от самого субъекта, но и социальной группы, в которую он входит.

Социальный статус характеризует позицию человека в социальной общности, его положение в системе межличностных отношений и те права, обязанности, полномочия и привилегии, которые он получает благодаря своему положению.

Социальный статус человека сохраняется до тех пор, пока он живет в соответствии с установленными (конвенциальными) правилами и нормами, управляющими поведением людей данной категории.

Уровни статусной позиции человека:

1) личный статус – положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т. д.), которое определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как ее оценивают и воспринимают члены малой группы;

2) социально-групповой статус – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т. д.). Он зависит от положения социальной группы в социальной стратификации общества.

Виды социальных статусов:

1) прирожденный и приписываемый статус – приобретается человеком автоматически при рождении и не зависит от усилий и стремлений человека (национальность, пол, раса, членство в царской семье и т. д., а также статусы по системе родства – сын, дочь, брат, сестра.);

2) приписываемые, но не прирожденные статусы приобретаются благодаря стечению определенных обстоятельств, а не по личной воле индивида, например, благодаря заключению брака (теща, зять, невестка, золовка и т. д.);

3) достигнутый статус – приобретается благодаря усилиям самого человека с помощью различных социальных групп. Достигнутые статусы разделяют на определяемые:

а) должностью (например, директор, заведующий);

б) званиями (генерал, народный артист, заслуженный учитель и т. д.);

в) ученой степенью (доктор наук, профессор);

г) профессиональной принадлежностью (народный артист России или заслуженный мастер спорта);

4) основные статусы – это достаточно постоянные статусы (прирожденные, приписываемые, достигаемые, личные);

5) не основные статусы, обусловленные кратковременной ситуацией (прохожий, пациент, свидетель, зритель).

Человек не может быть совершенно лишен социального статуса или нескольких статусов, в случае, когда он покидает один из них, то обязательно оказывается в другом.

Каждый человек обладает несколькими статусами относительно различных групп (директор (по должности), муж (для жены), отец (для детей), сын (для родителей) и т. д.). Эти статусы не равны. Основным социальным статусом обычно является положение в обществе, в основе которого лежат должность и профессия. Благодаря этому статусу обычно определяются «стоимостные ресурсы» человека, такие как богатство, престиж, власть.

Изначальный статус индивида влияет на его оценку в обществе, формирует точку зрения на мир, которая во многом и определяет его дальнейшее поведение. Люди, имеющие разные изначальные социальные статусы обладают неравными условиями социализации.

Социальные статусы отражаются в одежде, жаргоне, манерах, а также в установках, ценностных ориентациях, мотивах.

Социальный статус может повышаться или понижаться, что предполагает адекватное изменение поведения. Если этого не происходит, возникает внутриличностный конфликт.

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Глава 28: Социальный статус. Миром правят молодые, когда состарятся. Джордж Бернард Шоу. Что такое социальный статус? Логика подсказывает, что это положение в обществе. А что такое положение в обществе, как его измерить, что является хорошим положением для соблазнения, а

Из книги Убеждение: «минные поля» переговоров автора Козлов Владимир

Граница «Статус» Ключевой вопрос анализа ожиданий: Кто пришел?Смысл. Почему «объект» захочет слушать пришедшего человека? В каком иерархическом «статусе» должен появиться говорящий, чтобы его захотели слушать?Типичная ошибка. Выбор позиции «мимо» ожиданий «объекта»:

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

Положение и статус Ваши сила и власть могут быть ощутимыми и заметными для окружающих еще до того, как вы скажете хотя бы слово. Мы уже говорили коротко о том, как следует держаться, как одеваться, чтобы сформировать определенное представление других людей о себе. То, как

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

ЗАМУЖНИЙ СТАТУС Замужний статус - главная ценность архетипа Геры. Она занимает соответственно высокое положение в наборе жизненных координат женщины, в которой сильна эта богиня. Мужчины могут сменять один другого, но от каждого будет ожидаться только одно -

Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович

Глава 5. Социальный статус и права мужчин и женщин 5.1. Истоки представлений о неравенстве социального статуса и прав мужчин и женщинКак считал Ф. Энгельс, смена матриархата патриархатом явилась всемирно-историческим поражением женского пола, в результате которого

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

7. ЛЮБОВЬ И СТАТУС Мы все любим вещи - материальные вещи, которые стоят денег. Мы любим их так сильно, что они становятся важной частью нашей любовной жизни. Стоит только при­слушаться, как люди выражают эту свою любовь. «Я люблю свою новую машину». «Я люблю меховое манто».

Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

Глава 2 Если вы боитесь потерять работу, жилье, деньги и свой социальный статус Хотим отметить главное (именно в этой, несомненно, важной главе), чтобы заранее вас и себя утешить. Социальные страхи – есть страхи изначально ложные. И когда-нибудь вы это поймете. Есть ведь

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Сохранить статус-кво Внимательный наблюдатель почти везде отыщет перекосы в интенсивности мотивов неприятия потерь и получения выгоды. Они неизменно присущи любым переговорам, особенно повторным обсуждениям условий заключенных контрактов, которые часто встречаются в

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Поддержание статус-кво Дворец дожей в Венеции – один из самых роскошных и красивых символов власти, какие знал мир. Значительная его часть и сегодня находится в хорошем состоянии. В центре дворца есть необычная комната, от пола до потолка заставленная шкафами с тысячами

Из книги Настоящие женщины не спят в одиночестве. Энергия женственности и тайны обольщения автора Спиваковская Оксана

Гендерный статус Генетическая задача самца - быть полностью уверенным, что потомство будет от него. В этом специфика мужской ревности. Немного забегая вперед, скажу, что и основы ревности у нас с мужчинами разные. Женщина с гипертрофированным гендерным статусом,

Из книги Жесткие переговоры, или просто о сложном автора Коткин Дмитрий

Фактор № 2 – социальный статус или ранг переговорщика Положение, которое человек занимает в общественной иерархии. Фактор, который воздействует также на уровне подсознания, красиво описан у А.П. Чехова в рассказе «Толстый и тонкий»:Ну, как живешь, друг? – спросил

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

Статус или отношения? Итак, какой стиль характерен для вас? У большинства из нас могут присутствовать элементы обоих стилей, но иногда мы «даем крен» в какую-то одну сторону. Возможно, работа в официальной обстановке приучила вас уделять основное внимание статусу. Или вы

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Интеллект и социальный статус В современном обществе социальный статус в наибольшей степени определяется образованием, получением престижной профессии, а в дальнейшем – профессиональными достижениями. Поэтому логично ожидать, что тесты интеллекта способны

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Ценности, определяющие наш социальный и культурологический статус Ценности также могут быть навязаны обществом и оказаться частью социально приемлемых норм. Так как о человеке все чаще судят по его ценностям, сами ценности приобрели культурологическое значение. Именно



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...