Основные потребности людей. Социальные, духовные, биологические потребности человека

Состояния и потребности людей, возникающие, когда они в чем-либо нуждается, лежат в основе их мотивов. То есть именно потребности являются источником активности каждого индивида. Человек - желающее существо, поэтому в реальности вряд ли окажется так, чтобы его нужды были удовлетворены в полной мере. Природа потребностей человека такова, что, как только какая-либо надобность удовлетворяется, на первое место выходит следующая.

Пирамида потребностей Маслоу

Концепция потребностей Абрахама Маслоу, пожалуй, является наиболее известной из всех. Психолог не только классифицировал потребности людей, но и сделал интересное предположение. Маслоу заметил, что у каждого человека индивидуальная иерархия необходимостей. То есть существуют основные потребности человека - они еще называются базовыми, и дополнительные.

Согласно концепции психолога, абсолютно все люди на земле испытывают нужды всех уровней. Причем существует следующий закон: основные потребности человека являются доминирующими. Однако надобности высокого уровня так же могут напомнить о себе и стать мотиваторами поведения, но это происходит только тогда, когда удовлетворены базовые.

Основные потребности людей - это те, что направлены на выживание. В основании пирамиды Маслоу находятся базовые необходимости. Биологические потребности человека являются самыми важными. Далее следует нужда в безопасности. Удовлетворение потребностей человека в безопасности обеспечивает выживание, а также ощущение постоянства условий жизни.

Человек ощущает нужды более высокого уровня только тогда, когда он сделал все, чтобы обеспечить свое физическое благополучие. Социальные потребности человека заключаются в том, что он испытывает нужду в объединении с другими людьми, в любви и признании. После удовлетворения этой необходимости на первый план выдвигаются следующие. Духовные потребности человека заключаются в самоуважении, в защите от одиночества и в том, чтобы чувствовать себя достойным уважения.

Далее, на самом верху пирамиды потребностей находится нужда в том, чтобы раскрыть свой потенциал, самореализоваться. Подобную потребность человека в деятельности Маслоу объяснил как желание стать тем, кем он изначально является.

Маслоу предполагал, что эта нужда является врожденной и, самое главное, общей для каждого индивида. Однако в то же время очевидно, что люди разительно отличаются друг от друга по своей мотивации. По разнообразным причинам далеко не каждому удается добраться до вершины необходимости. На протяжении всей жизни потребности людей могут варьироваться между физическими и социальными, поэтому они не всегда осознают нужды, например, в самореализации, поскольку чрезвычайно заняты удовлетворением низших желаний.

Потребности человека и общества разделяются на естественные и неестественные. Кроме того, они постоянно расширяются. Развитие потребностей человека происходит за счет развития социума.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем более высокие нужды удовлетворяет человек, тем ярче проявляется его индивидуальность.

Возможны ли нарушения иерархии?

Примеры нарушения иерархии в удовлетворении необходимостей известны каждому. Наверное, если бы духовные потребности человека испытывали только те, кто сыт и здоров, то само понятие подобных нужд уже давно кануло бы в лету. Поэтому организация потребностей изобилует исключениями.

Удовлетворение потребностей

Крайне важным фактом является то, что удовлетворение нужды никогда не может происходить по принципу «все либо ничего». Ведь если бы это было так, то физиологические необходимости насыщались бы один раз и на всю жизнь, а потом следовал бы переход на социальные потребности человека без возможности возврата. Нет необходимости доказывать обратное.

Биологические потребности человека

Нижний уровень пирамиды Маслоу - это те нужды, которые обеспечивают выживание человека. Разумеется, они являются наиболее неотложными и обладают мощнейшей побудительной силой. Для того чтобы индивид смог почувствовать потребности высших уровней, биологические нужды должны удовлетвориться хотя бы минимально.

Потребности в безопасности и в защите

Этот уровень витальных или жизненно важных потребностей - необходимость безопасности и защиты. Можно смело утверждать, что если физиологические потребности тесно связаны с выживанием организма, то необходимость в безопасности обеспечивает его долгую жизнь.

Потребности любви и принадлежности

Это следующий уровень пирамиды Маслоу. Потребность любви тесно связана со стремлением индивида избежать одиночества и быть принятым в человеческое общество. Когда удовлетворены нужды на предыдущих двух уровнях, мотивы подобного рода занимают доминантную позицию.

В нашем поведении почти все определяется потребностью любви. Для любого человека важно быть включенным в отношения, будь то семья, рабочий коллектив или нечто иное. Малышу необходима любовь, причем ничуть не меньше, чем удовлетворение физических нужд и потребности в безопасности.

Необходимость любви особенно ярко проявляется в подростковый период развития человека. В это время именно мотивы, вырастающие из этой потребности, становятся ведущими.

Психологи нередко говорят, что в подростковом возрасте проявляются типичные черты поведения. Например, основной вид деятельности подростка - общение со сверстниками. Также характерны поиски авторитетного взрослого человека - учителя и наставника. Все подростки подсознательно стремятся быть не такими, как все - выделяться из общей толпы. Отсюда появляется желание следовать модным тенденциям или принадлежать к какой-либо субкультуре.

Потребность в любви и принятии в зрелом возрасте

По мере того, как человек взрослеет, потребности в любви начинают фокусироваться на более избирательных и более глубоких отношениях. Теперь потребности подталкивают людей создавать семьи. Кроме того, становится более важным не количество дружеских связей, а их качество и глубина. Легко заметить, что у взрослых людей куда меньше друзей, чем у подростков, однако эти дружеские связи необходимы для душевного благополучия индивида.

Несмотря на большое количество разнообразных средств общения, люди в современном обществе весьма разрознены. На сегодняшний день человек не чувствует себя частью общины, разве что - частью семьи, которая насчитывает три поколения, но у многих отсутствует и это. Кроме того, дети, которые испытывали нехватку близости, в более зрелом возрасте испытывают перед ней страх. С одной стороны, они невротически избегают близких отношений, так как опасаются утратить себя как личность, а с другой - очень в них нуждаются.

Маслоу выделил два основных типа отношений. Они необязательно являются супружескими, а вполне могут быть дружескими, между детьми и родителями и прочее. Каковы два типа любви, выделенных Маслоу?

Дефицитная любовь

Этот вид любви направлен на стремление восполнить недостаток чего-либо жизненно необходимого. Дефицитная любовь имеет определенный источник - это неудовлетворенные потребности. Человек может испытывать нехватку в самоуважении, защите или принятии. Этот вид любви - чувство, рожденное эгоизмом. Оно мотивировано желанием индивида заполнить свой внутренний мир. Человек ничего не способен отдать, он только берет.

Увы, но в большинстве случаев основой длительных отношений, в том числе и супружеских, является именно дефицитная любовь. Стороны подобного союза могут прожить вместе всю жизнь, однако многое в их отношениях определяется внутренним голодом одного из участников пары.

Дефицитная любовь является источников зависимости, страха потерять, ревности и постоянных попыток перетянуть одеяло на себя, подавляя и подчиняя партнера, чтобы теснее привязать его к себе.

Бытийная любовь

Это чувство основывается на признании безусловной ценности любимого человека, но не за какие-либо качества или особые заслуги, а просто за то, что он есть. Разумеется, что бытийная любовь тоже призвана удовлетворять человеческие потребности в принятии, однако ее разительное отличие состоит в том, что в ней нет элемента собственничества. Стремления отнять у ближнего то, в чем нуждаешься сам, также не наблюдается.

Тот человек, который способен испытать бытийную любовь, не стремится переделать партнера или как-то изменить его, но поощряет в нем все лучшие качества и поддерживает стремление духовно расти и развиваться.

Сам Маслоу описывал этот вид любви как здоровые отношения между людьми, которые основываются на взаимном доверии, уважении и восхищении.

Потребности самоуважения

Несмотря на то, что этот уровень потребностей обозначен как нужда в самоуважении, Маслоу разделял его на два типа: самоуважение и уважение со стороны других людей. Хотя они тесно связаны друг с другом, поэтому разделить их зачастую бывает крайне сложно.

Потребность человека в самоуважении заключается в том, что он должен знать, что на многое способен. Например, что успешно справится с поставленными перед ним задачами и требованиями, и то, что чувствует себя полноценной личностью.

Если этот вид потребности не удовлетворяется, то появляется чувство слабости, зависимости и неполноценности. Причем чем сильнее подобные переживания, тем менее эффективной становится деятельность человека.

Необходимо заметить, что самоуважение является здоровым только тогда, когда в его основе лежит именно уважение со стороны других людей, а не статус в обществе, лесть и прочее. Только в этом случае удовлетворение такой потребности будет способствовать психологической устойчивости.

Интересно то, что нужда в самоуважении в разные периоды жизни проявляется по-разному. Психологами замечено, что молодые люди, которые только начинают создавать семью и искать свою профессиональную нишу, больше других нуждаются в уважении со стороны.

Потребности самоактуализации

Высший уровень в пирамиде потребностей - нужда в самоактуализации. Абрахам Маслоу определял эту надобность как стремление человека стать тем, кем он может стать. Например, музыканты пишут музыку, поэты сочиняют стихи, художники рисуют. Почему? Потому что они хотят в этом мире являться самими собой. Им необходимо следовать своей природе.

Для кого важна самоактуализация?

Необходимо заметить, что в самоактуализации нуждаются не только те, кто обладает каким-либо талантом. Свой личностный или творческий потенциал есть у каждого без исключения человека. Каждая личность имеет свое призвание. Потребность в самоактуализации заключается в том, чтобы найти дело своей жизни. Формы и возможные пути самоактуализации весьма многообразны, и именно на этом духовном уровне потребностей мотивы и поведение людей наиболее уникальны и индивидуальны.

Психологи утверждают, что стремление максимально самореализоваться присуще каждому человеку. Однако людей, которых Маслоу назвал самоактуализирующимися, крайне мало. Не более 1% от населения. Почему же те стимулы, которые должны побуждать человека к деятельности, не всегда срабатывают?

Маслоу в своих работах указал следующие три причины подобного неблагоприятного поведения.

Во-первых, незнание человека о своих возможностях, а также непонимание пользы самосовершенствования. Кроме того, имеют место быть обыкновенные сомнения в собственных силах или же страх неудачи.

Во-вторых, давление предубеждений - культурных или социальных. То есть способности человека могут идти вразрез с теми стереотипами, которые навязывает общество. Например, стереотипы женственности и мужественности способны помешать юноше стать талантливым визажистом или танцором, а девушке достичь успехов, например, в военном деле.

В-третьих, потребность самоактуализации может пойти вразрез с потребностью в безопасности. Например, если самореализация требует от человека рискованных или опасных поступков или же действий, не гарантирующих успеха.

Мы все еще ищем формулу идеальных отношений. Пожалуй, это одна из самых сложных и волнующих тем. Каждый из нас нуждается в безопасной привязанности, доверительной и близкой связи. Эрскин и Тротманн описали восемь постоянных (существующих на протяжении всей жизни) потребностей отношений. Мы стремимся к тому, чтобы удовлетворить эти потребности. Учимся у значимых взрослых: наблюдаем как родители относятся друг к другу, к нам. Впитываем информацию отовсюду. Когда какая-то потребность не удовлетворяется, начинается поиск способа получить это, - иногда через психологическую игру, манипуляцию, гиперкомпенсацию. И тогда отношения теряют главное качество - близость.

Безопасность

Нам всем необходимо чувство безопасности, физической и эмоциональной. Мы нуждаемся в среде, в которой сможем комфортно существовать и раскрывать свой потенциал, выражать эмоции, чувства, мнения и убеждения. Это возможно лишь тогда, когда мы уверены, что нас не высмеют, не обвинят, не пристыдят и не отвергнут. В состоянии постоянного стресса наша задача не процветать, а для начала хотя бы выжить. Это значит, что задумываться над улучшением отношений, об их глубине и качестве невозможно. Кстати, о том, как справляться со стрессом, я уже писала в статье

Безопасность - основа всего, и не только безопасность физическая. Иногда я встречаю пары, в которых считается нормой высмеивание друг друга, жестокий юмор, напряжение. Сначала оба настаивают, что в этом «нет ничего такого», но позже оказывается, что это неприятно -выслушивать от партнера постоянные колкости, соревноваться в том, кто крепче скажет. Если что-то случается, нужно сто раз подумать, делиться ли этим, ведь потом тема разговора может стать поводом для упреков или насмешек. Безопасность - это ощущение взаимной ранимости и гармонии с другим.

Ценность

«Он меня не ценит» - говорит мне женщина, пришедшая на консультацию впервые. Что это значит? «Он не слышит меня, не заботится, считает мои желания чем-то неважным» - продолжает она. Ее потребность быть ценной явно не удовлетворяется в этих отношениях.

Нам нужно чувствовать, что мы ценны, наши взгляды, потребности, воззрения уважают. Мало просто выразить себя в безопасной среде, нужно получить подтверждение: с нами считаются, мы чувствуем себя значимыми в этих отношениях, мы - «ок». Для того, чтобы другие ценили нас, сначала нужно научиться самим .

Стабильное принятие значимым другим

Мы нуждаемся в том, чтобы нас принимал кто-то значимый, стабильный, у кого мы можем научиться, на кого можно положиться. Этот человек будет принимать нас и поддерживать в «мирное время» и в моменты кризисов. Это могут быть родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, опекуны, учителя, духовные наставники, другие люди, компетентные в необходимых нам сферах. Иногда значимые фигуры могут замещаться институтами: религиозными, трудовыми, политическими и пр. Важно понимать, когда принятие действительно искреннее, а когда это просто манипуляция, основанная на этой потребности.

Взаимопонимание, подтверждение опыта

Отношения строятся на взаимности. Нам важно быть понятыми и принятыми без каких-то дополнительных убеждений. Сложно, когда твой опыт обесценивают или отрицают, говорят «Не выдумывай», «Не преувеличивай» и так далее. Удовлетворение потребности во взаимопонимании и подтверждении опыта можно выразить одной фразой«Я тебя понимаю» или искренним «Я представить не могу, как тебе было, но я рад, что ты поделился». Мы ищем родственную душу, которая поймет с полуслова, или хотя бы не будет доказывать, что пережитое нами - ерунда. Опыт каждого из нас уникален и мы не всегда «побывали в шкуре собеседника». Это значит, что нам необходима эмпатия, способность понять другого, «слышать между строк». Развить в себе эту способность помогает тренировка - умение понимать свои и чужие эмоции, иметь с ними дело.

Самоопределение, уникальность

Многие психологи, в частности, В.Сатир, говорят о том, что часто нас пугает, если мы не похожи на партнера и наоборот. Со временем люди «обнаруживают, что они отличаются друг от друга, причем им кажется, что у них что-то отнимается, а не добавляется; они начинают видеть друг друга в новом свете.», пишет Сатир. «Разногласия напоминают обоим, что другой человек существует сам по себе, в отдельности, а не только как продолжение партнера», и это зачастую болезненно воспринимается. Нас пугает, когда у партнера другое мнение, иные предпочтения или ценности. Вступая в отношения с иллюзией «мы - одно, при чем такое, как я», столкновение с реальностью, где каждый - отдельная личность, переживается нами очень тяжело.

В то же время нам жизненно необходимо признание нашей уникальности, чтобы никто не требовал соответствовать шаблонам. Каждый ждет уважения даже тогда, когда проявляет свою непохожесть на других людей. Если мы росли в строгих рамках, нас каким-то образом ограничивали в проявлении уникальности, не считались с нашими интересами, вкусами, взглядами, мы можем «забыть» себя - перестать себя ценить, иметь свои цели и предпочтения. Когда человек осознает свою уникальность, но не чувствует поддержку и принятие, он может выбрать путь борьбы и всячески стараться выделиться через несогласие и протест.

Человек начинает предложения с «Нет,……» даже когда он согласен или, когда включается в споры и соревнования. Люди часто соревнуются для самоопределения и отделения себя от других, для сохранения ощущения своей идентичности. Чем более схожи люди, тем больше они толкают друг друга к самоопределяющему соревнованию. (Ричард Г. Эрскин и Ребекка Л. Траутманн)

Удовлетворить потребность другого в самоопределении мы можем, если будем поощрять человека выражать свое мнение, иметь свой вкус и право не согласиться с нами. В то же время нам нужно уметь заявить о себе, чтобы дать партнеру шанс нас услышать.

Оказание влияния

У каждого из нас есть потребность знать, что мы достаточно значимы, чтобы влиять на других людей. Безопасная форма этой потребности выражается в том, что наши близкие грустят и радуются вместе с нами, готовы выслушать и прислушаться к нам, воспользоваться нашими советами, а потом выразить нам благодарность за них. Пожалуй, это можно охарактеризовать фразой: «Я достаточно значим, чтобы со мной считались». Когда потребность не удовлетворяется, человек может стремиться манипулировать другими, чем разрушает возможность доверительных отношений.

Инициатива другого, шаг навстречу

Отношения не могут быть «игрой в одни ворота». Это обмен, идеально, когда он сбалансирован. Невозможно построить крепкую и здоровую связь, если занимаешь пассивную позицию или наоборот постоянно отдаешь, но не получаешь ничего взамен. Каждый из нас ждет, что партнер будет проявлять инициативу, предлагать какие-то варианты времяпрепровождения, звонить, уделять знаки внимания и пр. С одной стороны мы сами должны участвовать в отношениях, с другой - давать партнеру пространство для активности.

Выражение любви

Это потребность в том, чтобы проявлять любовь и заботу по отношению к другому человеку (людям) и быть принятым. Каждый из нас выражает любовь по-совему: теплыми словами, объятиями, подарками, помощью, времяпрепровождением и заботой. Можно выделить . Нам важно быть услышанными и понятыми вне зависимости от того, какой язык мы используем, так же, как и нашему партнеру важно быть услышанным нами. Если же этого не происходит, мы сталкиваемся с игнорированием или обесцениванием, отношения становятся холодными и могут сойти на нет. Чем больше мы знаем о способах выразить любовь, чем шире наш арсенал, тем нам легче быть услышанным. В то же время очень важна готовность принять любовь от другого.

Потребности в отношениях - это не только потребности детства или потребности, возникающие в иерархии развития; это компоненты отношений в каждом дне нашей жизни. (Ричард Г. Эрскин)

Человек чаще всего осознает потребность тогда, когда она не удовлетворена. Если мы лишаемся этих благ отношений, необходимость в них усиливается, ощущается как сильное стремление, одиночество или тревожность. Иногда это сопровождается агрессией и злостью. Если нарушения в отношениях длительные, может пропасть энергия, надежда, человек начинает верить в то, что он навсегда останется один.

Для того, чтобы быть счастливыми в отношениях, важно быть счастливым самому по себе. Это не значит, что нужно разорвать отношения (хотя иногда они настолько вредны и разрушительны, что лучше так и сделать), это значит, что необходимо инвестировать в себя. Когда у партнеров высокое ощущение самоценности, они могут доверять друг другу.

Каждый из них уверен в своей способности получать то, что ему нужно от партнера.

Каждый из них может в том числе подождать и получить желаемое несколько позже.

Каждый может отдавать другому и при этом не чувствовать себя ограбленным.

Каждый может использовать различия между собой и партнером для большего личностного роста.

Нужно научиться настаивать на своих желаниях, мыслях, чувствах и знаниях, не унижая, не разрушая другого, и не нападая на него, и, кроме того, прийти к подходящему для обоих конечному результату. (В.Сатир)

Мы сами должны научиться создавать безопасное пространство, ценить себя и партнера, выражать любовь, принимать ее, быть активным в отношениях и выражать свою потребность в инициативе со стороны другого, быть стабильным, эмпатичным, уметь заявлять о своих желаниях, слышать партнера. Мы ответственны за качество своих отношений.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Запишитесь на консультацию к психологу Юлии Гридасовой, чтобы разобраться в своих отношениях:

  • Skype: yuliia.ease
  • E-mail: hello@сайт
  • Viber: +38063 470-62-56

Будьте здоровы!

Литература:

  1. «Почему семейная терапия», В. Сатир
  2. «Psychological Function, Relational Needs, and Transferential Resolution: Psychotherapy of an Obsession», Richard G. Erskine
  1. Потребность в безопасности и надежности (в защите нашего физического и психологического пространства).

Хочу безопасного пространства!

Нам всем необходимо безопасное пространство. Мы транслируем эту потребность через необходимость иметь безопасность в наших отношениях. Как мы себя чувствуем в отношениях? Насколько нам комфортно и гармонично в них?

  1. Потребность в признании (наши чувства, фантазии и смыслы значимы)

Хочу признания моих чувств, фантазий и смыслов!

Наши чувства, фантазии и смыслы очень важны и у них существует важная функция: они говорят о нас то, что мы не можем выразить словами.

Для нас может быть необходимым, чтобы другой нашел ценность в наших чувствах, признал нашу значимость и ценность.

Данная потребность отражает важность принятия и нормализации всех наших потребностей в отношениях.

  1. Потребность в принятии от надежной стабильной родительской фигуры, которая способна защитить (есть кто-то больший и старший, кто сильнее тебя).

Хочу защиты и поддержки!

Это бессознательная потребность в идеализации. Нам важно быть с кем-то кто больше, старше, сильнее нас. С тем, кто не даст нам рассыпаться на кусочки и сможет нас удержать.
Потребность найти надежную информацию и получить защиту от собственных преувеличений и эскалации чувств. Нам особенно нужна защита и поддержка в таких случаях.

  1. Потребность в разделении опыта (взаимность в разделении опыта).

Хочу быть рядом с человеком, который похож на меня!

Эта потребность контраст третьей потребности. Иногда нам очень важно, что бы наш опыт был разделён с кем-то. Потребность быть в присутствии кого-то, кто похож на меня, кто способен понять «изнутри», так как у него был схожий опыт.

В таких случаях требуется раскрытие другого нам на встречу, чтобы мы получили атмосферу взаимности.

  1. Потребность в самоопределении (признание и принятие моей уникальности).

Хочу быть уникальным!

Нам может быть важным находиться в присутствии кого-то, кто создаст атмосферу, где мы можем свободно описать свою уникальность без отвержения и унижения. Нам важно самоопределиться и ответить себе на вопрос «кто я», понять какие у нас предпочтения, интересы и идеи. Особенно важно получить это в отношениях, значимых для нас.

  1. Потребность во влиянии на других (в воздействии на других, мы рождены с этой потребностью).

Хочу видеть свое влияние на других!

Это контактная и естественная природная потребность. Чувство компетенции и достатка в отношениях появляется из действия, его силы, его результата и эффективности.

Нам важно привлекать внимания и интерес других. Нам важно осознавать нашу способность влиять на изменение чувств и поведение других людей, чтобы мы видели и ощущали их эмоциональную реакцию.

  1. Потребность в инициативе от другого (инициативе межличностного контакта).

Хочу, чтобы кто-то первым ко мне потянулся!

Это универсальная и очень человечная потребность. Когда мы возвращаемся домой, нам хотелось бы быть встреченными приветствием от партнёра или, например, от собаки.
Мы хотим, чтобы кто-то значимый потянулся к нам в отношениях. Особенно она обостряется после того, как мы сами уже вложились в отношения.

  1. Потребность выражать любовь

Хочу принимать и отдавать любовь!

Часто эта потребность проявляется в нас тихой благодарностью или прямым проявлением чувств, действий по отношению к другому. Нам необходимо проявлять свою благодарность и любовь в поступках, подарках, подношениях.

Материал создан на основе статьи «Methods of an Integrative Psychotherapy” (ТА журнале, 1996. Richard Erskine & R Trautman), которая так же опубликована в книге “Theories and Methods of an Integrative Transactional Analysis”. R. Erskine, TA Press 1997.

Человек - существо социальное. Без контакта с другими людьми мы не развиваемся. Еще в середине XX века многочисленные исследования показали, что ребенок, лишенный контакта с матерью, застревает в развитии, в том числе и физиологическом, даже если его физические потребности удовлетворяются.

Каждому человеку, и ребенку в первую очередь, необходимо удовлетворить не только личные базовые потребности в выживании и физической безопасности, о которых говорил Абрахам Маслоу, но и потребности в отношениях. Разумеется, речь не идет о ситуациях, когда ни одной из сторон ничего от другой не надо, тогда взаимоотношений просто не будет.

«Когда здоровые отношения недоступны, детям приходится самим заботиться о себе. Если дети лишены отзывчивых отношений, у них скорее всего сформируется уверенность, что им никто не поможет - ни сейчас, ни в будущем», - считают авторы впервые переведенной на русский язык книги «За пределами эмпатии», в которой подробно разобраны основные потребности в отношениях на примере работы психотерапевта и клиента.

Дефицит - часто неосознанно - отражается на наших каждодневных контактах в обычной жизни. Мы не всегда понимаем, почему сейчас так бурно отреагировали на реплику продавца в магазине или фразу коллеги по работе. И нередко пробел из детства перерастает в зияющую дыру, наполненную пустотой, и мешает выстраивать нормальные взрослые отношения.

И наоборот, когда мы находим то, чего нам так долго не хватало, мы успокаиваемся и чувствуем себя более целостными. Мы можем работать в одной и той же компании много лет, быть в браке долгие годы. Возможно, мы наконец получили то, что нам было так необходимо. А если нет - то продолжаем поиски дальше. Что это же это за базовые потребности в отношениях?

1. Безопасность. Потребность, о которой говорил Маслоу, находит отражение и в отношениях. В них мы стремимся выжить и быть в безопасности. В здоровых отношениях мы можем быть такими, какие есть, не боясь быть непринятыми, не опасаясь потерять любовь и уважение.

Но проявлять себя, показывать свою открытость - рискованно, ведь это означает обнажить свою уязвимость и снять защиту. Каждый хочет быть уверенным, что в этот момент не получит «удар» в ахиллесову пяту - едкое замечание или неожиданное упоминание прежних ошибок и неудач. Именно поэтому в самом начале отношений каждый из нас проводит проверку другого: насколько безопасно пребывание рядом. Нужно быть готовым к тому, что в этот момент проверяют и нас. Можем ли мы гарантировать безопасность со своей стороны?

2. Признание ценности. Нам хочется, чтобы нас ценили, заботились о нас и считали нас достойными. Хотим ли мы быть рядом с теми, кто нас не понимает, не ценит и не уважает? Конечно, полное понимание невозможно - мы и сами себя не всегда понимаем. Возникает вопрос: «Если меня совсем не знают, то как могут признать мою ценность?» Но приблизиться к пониманию можно. Интерес к другому дает возможность узнать его и дать столь необходимое ему признание ценности.

Ощущать, что кто-то рядом испытывает то же самое или испытывал раньше, - важный параметр отношений

3. Принятие. В детстве нам нужно принятие от сильного, стабильного и защищающего взрослого. Мы все, когда были детьми, хотели уважать родителя, наставника, учителя и полагаться на него. «Нам нужно было иметь значимых людей, от кого мы могли бы получить защиту, поощрение и информацию. К сожалению, у многих эта потребность не была удовлетворена», - пишут авторы книги.

Часто от партнера по отношениям мы ждем, что тот будет стабильным и надежным: соблюдать договоренности, отвечать на телефонные звонки, оправдывать наше доверие. Мы хотим быть уверенными, что завтра он будет таким же, как сегодня.

4. Общность. Быть на одной волне с кем-то, ощущать, что кто-то рядом испытывает то же самое или испытывал раньше, - важный параметр отношений. Общность - это то, что иногда не нужно объяснять словами. Это когда мы находимся с людьми, которые разделяют наши взгляды, наш опыт или чувства. Не обобщенное «У всех так бывает», а «У меня тоже так, как у тебя». При этом необязательно, чтобы человек буквально прожил то же самое. Важно, чтобы он почувствовал то же, что и мы.

5. Самоопределение. Даже находясь в отношениях, мы хотим сохранять свою уникальность и получать признание этой уникальности. Это антипод потребности в общности: быть похожим, но в чем-то исключительным.

«Выражение своего самоопределения может быть рискованным делом - слишком частое проявление собственной непохожести наталкивается на неодобрение и насмешки. Такие реакции особенно часто встречаются в детском и подростковом возрасте, когда ровесники настаивают на безоговорочной приверженности негласным правилам группы», - считают авторы книги.

Дети, выросшие в среде конформизма, беспрекословного подчинения правилам и нормам, могут так никогда и не научиться быть самими собой. У таких людей в отношениях будет постоянная потребность быть настоящими и чувствовать, что их ценят и ими восхищаются.

6. Влияние. В любых отношениях мы хотим влиять друг на друга. Мы мечтаем поменять чужой образ мыслей, поведение, эмоциональную реакцию. Нам хочется не только влиять, но и «видеть эффект от этого влияния и знать, что с другим человеком что-то произошло в ответ на наши действия». Здоровые отношения предполагают рост каждого из партнеров. Мы хотим привлечь внимание другого, заинтересовать, повлиять.

Учиться благодарить и принимать чувства другого - важный навык в здоровых отношениях

Часто дети всеми силами обращают на себя внимание взрослых. «Он или она меня не слушает» - наиболее распространенная жалоба психотерапевту на супруга или супругу. Услышать другого - один из способов дать ему понять, что мы чувствуем его влияние на нас.

7. Инициатива от другой стороны. Нам хочется, чтобы инициатива в общении исходила не только от нас. Любые отношения, где кто-то один всегда делает первый шаг, в конечном счете становятся однобокими или даже болезненными. Очень скоро мы начнем сомневаться в том, что по-настоящему интересны другому и что такие отношения стоит продолжать. Иногда мы сохраняем их, но замыкаемся. Если мы не уверены в себе, мы можем начать винить во всем себя и, как крайний случай, «расхотеть» испытывать эту потребность вообще.

«К таким выводам, конечно, редко приходят во взрослом возрасте. Это старые сценарные убеждения, которые могут быть подкреплены и усилены поведением какого-то взрослого в нашей жизни - друга, любовника, сотрудника и даже психотерапевта, если этот человек нечувствителен в нашим потребностям».

8. Выражение любви. Что может быть естественнее, чем чувство любви и привязанности к кому-то, кто знает нас хорошо, уважает, принимает и заботится о нас? «В любых близких позитивных отношениях участники испытывают заботу, любовь, уважение и признательность друг другу», - напоминают авторы книги. Выражение этих чувств - одна из потребностей в отношениях. Ведь то, что мы испытываем по отношению к другому, - часть нас самих, и нам хочется это выразить.

Нередко в отношениях другая сторона препятствует выражению наших чувств, потому что не знает, что сказать в ответ. Мы выросли в атмосфере, где проявлять открыто свои эмоции - будь то радость или гнев - нельзя. И часто на наши открытые добрые чувства отвечают подозрительностью. Учиться благодарить и принимать чувства другого - важный навык в здоровых отношениях.

Материал подготовлен по книге Ричард Г. Эрскин, Джанет П. Морсунд, Ребекка Л. Траутманн «За пределами эмпатии. Терапия контакта-в-отношениях» (Интерсервис, 2018).


Урок «Потребности человека» 8 класс

Потребность -нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Потребности человека не могут быть одинаковы во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность.

^ Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия.

Потребность становится целью деятельности человека и побуждает его к действию. Действие направлено на удовлетворение потребности.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.

Можно выделить следующие виды потребностей.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

^ Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности человека в пище, одежде, жилище естественны, но имеют разумные границы; потребности в знаниях, творческой деятельности, красоте беспредельны. Таким образом высшие потребности вносят большой вклад в формирование личности, нежели низшие, там, где н6ачинаются высшие потребности, там начинается личность.

Потребности связаны с ценностными ориентациями.

^ Ценностные ориентации - жизненные ориентиры, являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей. Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека.

Если для человека особо значимо приобретение вещей, то у него преобладают материальные потребности. Если он считает предпочтительным для себя заниматься творческой деятельностью, то у него формируются различные духовные потребности.

Потребности являются источником активности людей. Процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность.

^ ПРОВЕРЬ СЕБЯ

ПРАКТИКУМ «Человек, личность, деятельность, потребности»

1. Верны ли следующие суждения?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

2. К социальным относятся потребности человека в:

1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении.

3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.

Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

4.Установите соответствие:

Определение

A. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода.

B. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

Г. Индивид.

Д. Индивидуальность.

Е. Личность.

5. Качества личности проявляются в:

1) чертах человека как биологического организма; 2) наследственной предрасположенности;

3) особенностях темперамента; 4) социально-преобразующей деятельности.

6. Человек, в отличие от животного, обладает способностью:

1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий;

3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности.

7. И человек, и животные способны:

1) использовать предметы природы;

2) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда;

3) передавать трудовые навыки последующим поколениям;

4) осознавать собственные потребности.

8. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей

Характеристики

1) физиологические;

2) потребность в безопасности;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.

A. Потребность человека жить в коллективе, в общении, дружбе, любви, уважении и взаимопонимании.

Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.

B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.

9. Приведите в соответствие понятия «человек», «индивид», «личность» с их смысловыми значениями и существенными признаками:

Характеристики

1) Индивид.

2) Индивидуальность.

3) Личность

A. Это набор качеств: внешних, нравственных, социальных, культурных и т. д., которые отличают одного человека от другого.

Б. Пол, возраст, раса, статус, роль.

B. Лицо, обладающее всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.

Г. Своеобразие, уникальность, неповторимость конкретного человека.

Д. Человек, способный управлять своим поведением и деятельностью, имеющий собственное убеждение, обладающий силой воли, отличающийся самостоятельностью в поступках, способный нести ответственность и решать проблемы, реализующий себя посредством тех или иных социальных ролей, проявляя инициативу, предприимчивость, целеустремленность, трудолюбие и силу воли.

Е. Яркая, музыкальная, спортивная, артистичная, обладающая художественным вкусом натура.

10. Верны ли следующие суждения?

А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.

Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

11. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.

12. Верны ли следующие суждения?

А. Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, обладает набором особых свойств. Как биологическое существо, он сумел приспособиться к внешней среде и сохранить вид.

Б. Человек - существо социальное, проживающее в обществе и обладающее такими качествами, как творчество, свобода, социальность.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

13. О каком понятии идет речь:

«Это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе».

14. Верны ли следующие суждения?

А. Гениальным человека делает природа, а великим - общество.

Б. Эмоциональное переживание и целеполагание - отличительные черты деятельности человека от жизнедеятельности других живых существ.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

15. О каком понятии идет речь. Своеобразие человека по следующим признакам:

1) особенности внешнего облика;

2) неповторимость внутреннего мира;

3) неповторимость проявления внутреннего мира в поведении и деятельности - обозначается термином

16.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:

Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

17. Способность, лежащая в основе отличия человека от животных:

1) к общению (обмену информацией с себе подобными);

2) к взаимопомощи (оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию);

3) подражанию (усвоению форм поведения других);

4) к сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда).

18. Сергей делится по телефону с Александром своими впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример

1) игры 2) общения 3) учения 4) труда

19. Вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата, - это

1) игра 2) общение 3) учеба 4) труд

20. Виктор посещает лекции в Инженерно-экономическом университете. Это пример

1) труда 2) учебы 3) общения 4) игры

21. Ювелиры в Древней Руси на поверхность предмета по линиям заранее нанесенного рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Какой вид деятельности иллюстрирует этот пример?

1) труд 2) учебу 3) общение 4) игру

22. Верны ли следующие суждения об основе человеческого существования?

А. Основой человеческого существования является деятельность.

Б. Основой человеческого существования является потребительство.

23. Верны ли следующие суждения о способностях?

А. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности.

Б. Способности - индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в определенной деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

24. Девятиклассница Ольга поражает всех тонким слухом. Как можно назвать качество, которым обладает Ольга?

1) способность 2) задаток 3) талант 4) гениальность

25. К специальным способностям относятся

1) литературные 2) спортивные 3) математические 4) все перечисленные

26. К общим способностям относятся

1) музыкальные 2) умственные

3) технические 4) художественно-творческие

27. Леонардо да Винчи был великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером. Ему обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Какими качествами обладал Леонардо да Винчи?

1) способностями 2) одаренностью 3) талантом 4) гениальностью

28. Установите соответствие:

Виды потребностей человека

1) биологические

2) социальные

3) духовные

А) алкоголь, курение

Б) признание в обществе, общение

В) пища, одежда

Г) творчество, знания

Д) самореализация, самоутверждение

29. Установите соответствие:

Виды деятельности

Примеры деятельности

1) игровая

2) учебная

3) трудовая

A) решение математической задачи

Б) принятие закона

B) посадка дерева

Г) создание модели из конструктора

Д) выступление певца на сцене

30. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.

Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.

Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.

ОТВЕТЫ

4. А-Е; Б-Г; В-Д

8. А-3 Б-5 В-4 Г-1

9. 1-Б,В 2-А, Г, Е 3-Д

13-поведение

15-индивидуальность

16-общение

28. А-4 Б-2 В-1 Г-3 Д-2



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...