Горение свечи какой процесс. Наблюдение за горящей свечой

В прибор, изображённый на рисунке, поместили небольшие кусочки кристаллического вещества Х белого цвета и налили жидкость Y . После того как открыли кран, жидкость Y опустилась из воронки в нижнюю часть прибора и пришла в соприкосновение с веществом X , началась реакция, сопровождающаяся выделением бесцветного газа Z . Газ Z по газоотводной трубке поступал в стакан, на дне которого были установлены зажжённые свечи различной высоты (см. рис. 1.1).

По мере заполнения стакана газом Z свечи гасли.

  1. Какой газ получали в приборе, изображённом на рисунке? Как называется этот прибор?
  2. Что могут представлять собой вещества X и Y ? Напишите уравнение возможной реакции между X и Y с образованием Z .
  3. Почему свечи начали гаснуть? В каком порядке они гасли? Почему? Находит ли это свойство газа Z какое-либо применение?
  4. Если газ Z пропускать в известковую воду, то сначала наблюдается помутнение, обусловленное выпадением осадка белого цвета. Однако дальнейшее пропускание Z приводит к полному растворению первоначально выпавшего осадка. Объясните данное явление, проиллюстрируйте свой ответ соответствующими уравнениями реакций.
  5. Если в сосуд, заполненный газом Z , внести горящий магний, то металл будет продолжать гореть. Какие вещества образуются? Составьте уравнение данной реакции.
  6. Известны вещества, которые реагируют с газом Z , при этом выделяется кислород. Приведите два примера таких веществ и соответствующие уравнения реакций.

Ответ:

  1. Получали углекислый газ (газ Z ) в аппарате Киппа.

2 балла

  1. Вещество X – нерастворимый карбонат, например карбонат кальция, в лабораторной практике часто используют кусочки мрамора. Y – кислота, образующая растворимые соли кальция, например соляная. Возможный вариант взаимодействия:

CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2

1 балл

  1. Свечи гаснут, т. к. углекислый газ не поддерживает горение (0,5 балла ). Углекислый газ тяжелее воздуха, поэтому первой погаснет самая маленькая свеча, а за ней постепенно более высокие свечи по мере заполнения стакана CO 2 . (1 балл ) Это свойство углекислого газа используется в работе углекислотных огнетушителей. (0,5 балла )

2 балла

  1. При пропускании углекислого газа в известковую воду наблюдается образование осадка карбоната кальция:

Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O

При избытке CO 2 осадок растворяется, т.к. образуется растворимая кислая соль:

CaCO 3 + CO 2 + H 2 O = Ca(HCO 3) 2

2 балла

  1. При горении магния в углекислом газе образуются оксид магния и сажа:

2Mg + CO 2 = 2MgO + C

1 балл

  1. Углекислый газ реагирует с пероксидами и надпероксидами:
  • 2Na 2 O 2 + 2CO 2 = 2Na 2 CO 3 + O 2
  • 4KO 2 + 2CO 2 = 2K 2 CO 3 + 3O 2

2 балла

Всего 10 баллов .

Задача 2 «Состав глауберовой соли»

Навеску частично выветрившейся глауберовой соли (кристаллогидрата сульфата натрия) массой 28,6 г растворили в воде и прибавили избыток раствора хлорида бария. Образовалось 23,3 г осадка. Определите формулу исходной соли.

Ответ:

Задача 3 «Анализ наследства»

Юный химик Вася решил исследовать некий сплав, доставшийся ему в наследство от бабушки. Для начала Вася попытался растворить сплав в соляной кислоте, однако обнаружил, что при этом никакого растворения не происходит. Тогда он попробовал растворить его в горячей концентрированной азотной кислоте. При этом сплав разрушился, раствор окрасился в голубой цвет, однако на дне остался окрашенный осадок, который не растворялся даже при длительном нагревании в азотной кислоте. Вася отфильтровал осадок и высушил его. Поместив порошок в тигель и нагрев его до плавления, а потом охладив, Вася сразу понял, какое вещество было нерастворимым осадком.

  1. Из каких двух металлов состоит сплав, который исследовал Вася?
  2. Как растворить осадок, образующийся при нагревании сплава в азотной кислоте? Приведите уравнение реакции.
  3. Как выделить второй компонент сплава из голубого раствора полученного после реакции с азотной кислотой? Приведите необходимые уравнения реакций.

Ответ:

  1. Медь (по цвету раствора) и золото (нерастворимость в азотной кислоте и характерный вид компактного металла) по 2 балла
  2. Растворение в царской водке 1 балл

Уравнение реакции:

Au + HNO 3 (конц.) + 4HCl(конц.) = H + NO + 2H 2 O 4 балла

(Подходят также варианты с соляной кислотой и хлором, селеновой кислотой, смесью азотной и плавиковой кислот и т.д. – оценивать полным баллом.)

  1. Любой разумный метод, например:

Fe + Cu(NO 3) 2 = Cu + Fe(NO 3) 2 1 балл

Всего 10 баллов .

Задача 4 «Изомерные реагенты и продукты»

Два изомерных углеводорода А и В содержат по 90,57 % углерода (по массе).

При окислении горячим подкисленным раствором перманганата калия A и B окисляются в вещества C и D , которые также являются изомерами, причём вещество С активно используется в производстве полимеров. Вещество С достаточно устойчиво при нагревании, а нагревание вещества D приводит к образованию вещества E , которое также можно получить окислением углеводорода F (массовая доля углерода 93,75%) кислородом на оксиде ванадия(V).

  1. Установите формулы веществ А F и напишите уравнения всех упомянутых реакций.
  2. Какой полимер получают на основе вещества С? Где он применяется?

Ответ:

Из массовой доли углерода находим брутто-формулу А и В :

ν(C) : ν(H) = (90,57/12) : (9,43/1) = 4: 5,

C 4 H 5 . Нечётного числа атомов водорода в углеводородах не бывает, поэтому молекулярная формула А и В – С 8 Н 10 . Это могут быть этилбензол или диметил-бензолы (ксилолы). Изомерные продукты окисления могут образоваться только из ксилолов.

Вещество C – продукт окисления А – используется в производстве полимеров, наиболее вероятно, что это терефталевая кислота, тогда А – 1,4-диметилбензол (пара-ксилол).

Вещество D – продукт окисления B – при нагревании отщепляет воду, наиболее вероятно, что это – фталевая кислота, которая при нагревании превращается в циклический ангидрид, тогда B – 1,2-диметилбензол (орто-ксилол).

Брутто-формула углеводорода F :

ν(C) : ν(H) = (93,75/12) : (6,25/1) = 5: 4,

C 5 H 4 , однако в реакциях окисления не происходит увеличения количества атомов углерода, следовательно, F содержит минимум 8 атомов углерода.

Удваивая индексы получаем, что F – С 10 Н 8 , нафталин.

Уравнения реакций:



Полимер – полиэтилентерефталат (ПЭТ) – применяется, например, для производства пластиковых бутылок.

Система оценивания:

Задача 5 «Изомерные реагенты, но разные продукты»

Два изомерных углеводорода А и B при присоединении брома образуют 1,2,3,4 – тетрабромбутан и 1,1,2,2 – тетрабромбутан соответственно. Углеводород А при жёстком окислении деструктурируется до углекислого газа. Углеводород B в тех же условиях даёт пропановую кислоту и углекислый газ.

  1. Определите строение изомеров А и B .
  2. Приведите уравнения реакций бромирования изомеров А и B .
  3. Приведите уравнения реакций жёсткого окисления изомеров А и B . Объясните, почему в условиях жёсткого окисления изомер А деструктурируется до углекислого газа.
  4. Предложите качественные реакции, с помощью которых можно отличить изомеры А и B .

Ответ:

1. Изомер А : H 2 C = CH – CH = CH 2 бутадиен–1,3

Изомер B : НС ≡ С – CH 2 – CH 3 бутин-1

2. Бромирование изомеров А и B

А : H 2 C = CH – CH = CH 2 + 2Br 2 CH 2 Br – CHBr – CHBr – CH 2 Br

1,2,3,4 – тетрабромбутан

B : НС ≡ С – CH2 – CH 3 + 2Br 2 CHBr 2 – CBr 2 – CH 2 – CH 3

1,1,2,2 – тетрабромбутан

3. Жёсткое окисление изомеров А и B можно осуществить, используя в качестве окислителя подкисленный раствор перманганата калия или хромовую смесь (K 2 Cr 2 O 7 ∙H 2 SO 4).

А : 5H 2 C = CH – CH = CH 2 + 22KMnO 4 + 33H 2 SO 4 20CO 2 + 11K 2 SO 4 + 22MnSO 4 + 48H 2 O

При энергичном окислении на промежуточной стадии реакции окисления бутадиена-1,3 образуются углекислый газ и щавелевая кислота. Эта дикарбоновая кислота проявляет восстановительные свойства и окисляется в оксид углеродаIV. (Эта реакция используется в аналитической химии для установления точной концентрации перманганата калия.)

H 2 C = CH – CH = CH 2 НООС – СООН НСООН CO 2 + H 2 O

B : 5НС ≡ С – CH 2 – CH 3 + 8KMnO 4 + 12H 2 SO 4 5CO 2 + 5CH 3 – CH 2 –COOH + 4K 2 SO 4 + 8MnSO 4 + 12H 2 O

4. Реакции для идентификации изомеров А и B . При взаимодействии терминальных алкинов с аммиачным раствором оксида серебра или хлорида

меди(I) легко образуются ацетилениды серебра или меди, которые выпадают из раствора в осадок.

НС ≡ С – CH 2 – CH 3 + OH AgС ≡ С – CH2 – CH 3 + 2NH 3 + H 2 O

НС ≡ С – CH 2 – CH 3 + Cl CuС ≡ С – CH 2 – CH 3 + NH 4 Cl + NH 3

Изомер А подобных реакций не даёт.

Система оценивания:

Задача 6 «Качественный анализ»

В четырёх пронумерованных пробирках находятся растворы фенола, ацетата натрия, глюкозы и ацетамида (амида уксусной кислоты). Определите содержимое каждой пробирки, выбрав для анализа подходящие реактивы.

Для решения задачи составьте таблицу результатов мысленного эксперимента, в которой будут указаны визуальные признаки происходящих реакций.

Схема таблицы:

Органические соединения

Реактивы

Фенол Ацетат натрия Глюкоза

Ацетамид

Приведите уравнения реакций, используемых для идентификации указанных в задаче органических соединений.

Ответ:

Органические соединения

Реактивы

Фенол Ацетат натрия Глюкоза Ацетамид
FeCl 3 (раствор) Раствор окрашивается в фиол. цвет
NaOH(раствор)+нагревание Характерный запах аммиака
Свежеосаждённый Cu(OH) 2 Растворение осадка и образование ярко-синего раствора (без нагревания). При нагревании образуется красный осадок
C 2 H 5 OH, несколько капель конц. H 2 SO 4 Характерный запах сложных эфиров

Возможно использование других реактивов.

Для образования фенолов можно использовать реакцию с бромной водой или раствором хлорида железа(III).

C 6 H 5 OH + 3Br 2 (водн. р-р) → C 6 H 2 Br 3 OH↓ белый осадок + 3HBr

Раствор фенола + раствор FeCl 3 → фиолетовое окрашивание раствора.

Ацетамид можно определить по выделению аммиака при нагревании пробы вещества с раствором щёлочи.

CH 3 CONH 2 + KOH → CH 3 COOK + NH 3

Глюкозу легко обнаружить по появлению ярко-синего окрашивания при взаимодействии со щелочным раствором гидроксида меди(II) без нагревания.

Глюкоза в этом случае проявляет свойства многоатомного спирта. Цвет раствора обусловлен образованием комплексного соединения меди. При нагревании синего раствора образуется красный осадок оксида меди(I).

HOCH 2 (CHOH) 4 CHО + 2Cu(OH) 2 HOCH 2 (CHOH) 4 COOH + Cu 2 O + 2H 2 O

Глюкозу (как восстанавливающий углевод) можно обнаружить также с помощью реакции «серебряного зеркала).

HOCH 2 (CHOH) 4 – COH + 2OH → HOCH 2 (CHOH) 4 – CONH 4 + 2Ag + 3NH 3 + H 2 O

Ацетат натрия можно идентифицировать методом исключения, т. к. он не реагирует ни с одним из перечисленных реактивов. Однако доказать, что мы имеем дело с солью карбоновой кислоты, можно с помощью пробы на образование сложных эфиров: к раствору соли добавляют небольшое количество спирта (например, этанола) и несколько капель концентрированной серной кислоты и слегка нагревают. Если смесь вылить в воду, то на поверхности появятся капли сложного эфира с характерным запахом.

CH 3 COONa + C 2 H 5 OH + H 2 SO 4 → CH 3 COOC 2 H 5 этилацетат + NaHSO 4 + H 2 O

Система оценивания:

В итоговую оценку из 6-и задач засчитываются 5 решений, за которые участник
набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не
учитывается .

Свеча горела на столе...

Исследовательский коллектив, возглавляемый академиком Российской академии естественных наук С. Г. Семеновым, без всякой предвзятости к народному опыту изучил эффект горения свечи. И вот выводы и рекомендации специалистов, о которых рассказывает академик.

У кого-то по жизни все в порядке. Поставленная им свеча горит "высоким пламенем", никаких наплывов не образуется. Но едва во внутреннем мире человека возникает нервозность, какие-то душевные неполадки, свеча начинает "плакать", по ней текут наплывы.

Если по только что поставленной свече сверху донизу пробегает линия наплыва, это значит, что на человека пало проклятие. Две линии - два проклятия. Больше трех линий, как правило, не бывает.

Если горящей свечой водить по часовой стрелке перед человеком от головы, и она начинает дымить черным дымом, это значит, что внутренние органы в этом месте заблокированы болезнью и их надо лечить, пока свеча не перестанет дымить.

Свечу следует держать одной стороной к человеку. Если наплывы образуются с его стороны - в своих болезнях виноват он сам. Если же с противоположной, значит, болезни ему "заказали". И если "слеза" скатывается по свече слева или справа, то тут очевидное: идет энергетическая борьба человека с кем-то еще. Если же "слеза" черного цвета, значит, человек пребывает в состоянии отрицательной энергетики.

С помощью свечи можно диагностировать не только состояние человека, но и жилище. В дни новолуния и полнолуния хорошо пронести пламя свечи по косякам дверей так, чтобы оно не касалось их вплотную: огонь уничтожит плохую энергию, скопившуюся в доме. Свечу надо нести по часовой стрелке. Так вы снимете с себя и помещения память о прошлом и дадите возможность жизни пойти по-новому. Там, где свеча при обходе помещения начинает трещать и коптить, нужно водить ею по часовой стрелке до тех пор, пока треск и дым не прекратятся.

Ритуалы очищения пространства трудно объяснить с научной точки зрения. Они относятся скорее к области эзотерики или пограничной психологии. Но для нас важно то, что дает результат. Причем даже определенная доля скепсиса в подобных занятиях не мешает ощутить те изменения, которые следуют после выполнения ритуала. Но лучше, если вы отнесетесь к этому серьезно и сфокусируете свое внимание на цели, которой хотите добиться.

Вы можете использовать следующий ритуал для укрепления энергии, безопасности и защищенности в своем доме. Встаньте у входной двери. Расслабьтесь. Ощутите свое дыхание, свои руки, ноги, температуру окружающего воздуха. Сконцентрируйтесь только на своих ощущениях. Оставайтесь в этом состоянии столько, сколько вам подскажет интуиция.

Когда почувствуете, что слегка "уплываете", четко и кратко сформулируйте инструкцию для своего подсознания. Например: "Пусть мой дом будет полной чашей любви, радости и вдохновения". Повторять эту фразу несколько раз нет необходимости.

Затем зажгите свечу в стеклянном светильнике. Смотрите в центр пламени и представляйте, что этот свет расширяется и вы оказываетесь в центре мерцающей сферы света. Держите свечу у центра груди, соединяя силу пламени со своей силой и намерением. Поднимите свечу вверх, призывая свет "сойти в ваш дом", затем опустите к центру груди, перенесите влево и направо. Вы создаете крест - символ защиты и силы.

Обойдите весь дом, выполняя этот ритуал, где считаете необходимым. Лучше, если все будет происходить спонтанно, без напряжения и посторонних мыслей.

Чтобы привлечь в дом счастье и достаток, зажигают богоявленские и пасхальные свечи - те, что вы приобрели в церкви на Крещение и Пасху. А четверговая свеча, принесенная в Великий четверг, обладает, но народному поверью, способностью уничтожать чары колдунов и прогонять ведьм. Ею обычно выжигают на косяках дверей и окон кресты, чтобы злые духи не посещали жилище.

Созерцание огня - очень древний ритуал. За ним - обретение спокойствия духа. Огонь - самая мощная стихия, защищающая человека от воздействия нечисти и посредник между человеческим и божественным. Пламя свечи очищает от энергетической "грязи", в том числе вызванной порчей и сглазом, тело и душу человека.

Если вас что-то тревожит - зажгите свечу, и спокойно посидите, глядя на ее огонь и рассказывая ей - можно мысленно, но лучше вслух - о том, что вас тревожит в данный момент. Все негативное сгорит в пламени свечи, вам станет легче и свободнее, будто вы сбросили тяжкий груз.

Поскольку свечи источают свет, их сила лежит в зрительном восприятии. Для выбора подходящего цвета свечи и усиления магической силы вашего желания нужно помнить, что каждый цвет обладает определенным энергетическим воздействием.

БЕЛЫЕ СВЕЧИ обычно применяют при молитвах и торжественных церемониях, они символизируют свет, чистоту и просвещенность.

ЧЕРНАЯ СВЕЧА в отдельных случаях может символизировать божественность (вместе с белой свечой, символизирующей Бога).

КРАСНЫЕ СВЕЧИ используются в ритуалах, преследующих своей целью ниспослание любви или установление отношений с возлюбленным, находящимся далеко от дома (красные свечи способствуют страстности, а РОЗОВЫЕ СВЕЧИ символизируют нежные и спокойные отношения между возлюбленными, невинность).

ЗЕЛЕНЫЕ СВЕЧИ используются в ритуалах посвящения родной земли, животных и растений, а также обрядах для изобилия и процветания.

КОРИЧНЕВЫЕ СВЕЧИ применяют, если с помощью ритуала хотят иметь успех во всех делах в дальнейшем. Также они используются для исцеления родной земли и укрепления связи с нею.

СИНИЕ СВЕЧИ используются в ритуалах, направленных на избавление от завышенной самооценки и повышение творческой активности.

ФИОЛЕТОВЫЕ СВЕЧИ применяются при молитвах и медитации, целью которых является повышение экстрасенсорных способностей. Их также можно использовать для успокоения человека.

ЖЕЛТЫЕ СВЕЧИ применяют для повышения настроения, везения и достижения стабильности в финансовых делах.

ОРАНЖЕВЫЕ СВЕЧИ используются при молитвах и в ритуалах, направленных на повышение жизненного стимула и уверенности в собственных силах.
Если вы не можете выбрать свечу подходящего цвета, то воспользуйтесь белой.

Газета "Магия", Донецк

Форма проведения урока: исследование с элементами межпредметной интеграции.

Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
К.Роджерс

Цель урока: посмотреть на пламя свечи и на саму свечу глазами исследователя.

Задачи урока:

Начать формирование важнейшего метода познания химических явлений – наблюдения и умения описывать его;

Показать в ходе практической работы существенные отличия физических и химических реакций;

Актуализировать опорные знания о процессе горения с учетом материала, усвоенного на уроках других учебных дисциплин;

Проиллюстрировать зависимость реакции горения свечи от условий проведения реакции;

Начать формирование простейших приемов проведения качественных реакций по обнаружению продуктов горения свечи;

Развивать познавательную активность, наблюдательность, расширять кругозор в области естественнонаучного и художественно- эстетического познания действительности.

Этапы урока:

I Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Свеча? - традиционное приспособление для освещения, представляющее собой чаще всего цилиндр из твердого горючего материала (воск, стеарин, парафин) служащий своего рода резервуаром твёрдого топлива, подводимого в расплавленном виде к пламени фитилём. Предки свечи - светильники; чаши, наполненные растительным маслом или легкоплавким жиром, с фитилем или просто щепочкой для подъёма горючего в зону горения. Некоторые народы использовали в качестве примитивных светильников фитили, вставленные в необработанный жир (даже тушку) животных, птиц или рыб. Первые восковые свечи появились в Средневековье. Свечи долгое время были очень дороги. Чтобы осветить большое помещение, требовались сотни свечей, они чадили, черня потолки и стены. Свечи прошли огромный путь с момента их создания. Люди изменили их предназначение и сегодня у человека есть другие источники света в домах. Но, тем не менее, сегодня свечи символизируют праздник, помогают создать романтическую обстановку в доме, успокаивают человека, и являются неотъемлемой частью декора наших жилищ, принося с собой в дом комфорт и уют. Свечку можно изготовить из свиного или говяжьего жира, масел, пчелиного воска, китового жира, парафина, который получают из нефти. Сегодня легче всего встретить свечи, изготовленные из парафина. С ними мы сегодня и будем проводить опыты.

II Актуализация знаний учащихся.

Инструктаж. Правила по технике безопасности

Беседа:

Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место? Что происходит, когда горит свеча? Ведь парафин просто плавится. Но откуда тогда тепло и свет?

Что происходит, когда горит электрическая лампочка?

Ответы учеников.

Учитель:

Когда парафин просто плавится, нет ни тепла, ни света. Большая часть парафина сгорает, превращаясь в углекислый газ и водяной пар. Из-за этого и появляется тепло и свет. А от тепла часть парафина плавится, ведь он боится горячего. Когда свеча сгорит, парафина останется меньше, чем было вначале. Но когда горит электрическая лампочка, тоже выделяется тепло и свет, а лампочка не становится меньше? Горение лампочки – это не химическое, а физическое явление. Она горит не сама по себе, а превращает в свет и тепло энергию электричества. Как только электричество отключаешь, лампочка гаснет. А свечу стоит лишь зажечь, дальше она горит сама.

А теперь наша задача посмотреть на пламя свечи и на саму свечу глазами исследователя.

III Изучение нового материала.

Опыт “Строение свечи”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
1. Рассмотрели парафиновую и восковую свечу.

2. Отделили фитиль.

Свеча состоит из стержня и фитиля из туго скрученных ниток в центре столбика. Основу свечи составляет воск или парафин. Фитиль - это своеобразный капилляр, по которому расплав свечной массы попадает в зону горения.

Фитили сплетают из хлопчатобумажных нитей. Восковые свечи должны иметь рыхло сплетенный фитиль из толстых волокон, для всех остальных свечей фитили делают из туго сплетенных нитей. Это связано с вязкостью свечной массы в расплавленном состоянии: для вязкого воска нужны широкие капилляры, а легкоподвижные парафин, стеарин и жиры требуют более тонких капилляров, иначе из-за избытка горючего материала свеча станет сильно коптить.

Опыт “Изучение физических и химических процессов, происходящих при горении свечи”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
1.Зажгли свечу. 1.Горение свечи. Если поднести ладони к пламени чувствуется тепло. 1.Свеча - источник тепла, т.к. процесс сгорания газообразного парафина является экзотермическим.
2.Изучили последовательность процесса горения свечи. Наблюдали фазовые превращения, которые происходят со свечой. 2. Парафин начинает таять около фитиля и из твердого состояния переходит в жидкое состояние, образуя круглую лужицу. 2. При горении свечи наблюдаются фазовые превращения парафина (физические явления), осмотическое явление, химические превращения.
3. Вели наблюдение за хлопчатобумажным фитилем, выяснили его роль при горении свечи. 3. Свеча не горит вдоль всего фитиля. Жидкий парафин смачивает фитиль, обеспечивая его горение. Сам парафин не горит. Хлопчатобумажный фитиль перестает гореть на том уровне, где появляется жидкий парафин. 3. Роль жидкого парафина – не дать фитилю сгореть быстро, способствовать его долгому горению. Жидкий парафин возле огня испаряется, освобождая углерод, пар которого поддерживает горение. При достаточном количестве воздуха возле пламени оно горит ясно. Растопленный парафин гасит пламя, поэтому свеча не горит вдоль всего фитиля.

Опыт “Изучение строения пламени свечи. Обнаружение продуктов горения в пламени. Наблюдение за неоднородностью пламени”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
1.Зажгли свечу, поставленную в подсвечник. Дали ей хорошо разгореться. Пламя свечи имеет продолговатую форму. В разных частях пламени наблюдается разный цвет.

В спокойном пламени свечи выделяются 3 зоны. Пламя имеет несколько вытянутый вид; вверху оно ярче, чем внизу, где среднюю его часть занимает фитиль, и некоторые части пламени вследствие неполного сгорания не так ярки, как вверху.

Явление конвенции, теплового расширения, закона Архимеда для газов, а также закон всемирного тяготения с силами тяжести заставляют приобрести характерную конусовидную форму пламени.

Восходящий ток воздуха придает пламени продолговатую форму: т.к. пламя, которое мы видим, вытягивается под воздействием этого тока воздуха на значительную высоту.

2. Взяли тоненькую длинную щепку, которую держим горизонтально и медленно проводим ее сквозь самую широкую часть пламени, не позволяя ей загореться и сильно задымиться. На щепке остается след, оставленный пламенем. Над его внешними краями копоти больше, над серединой больше. Часть пламени, которая непосредственно прилегает к фитилю, состоит из тяжелого пара парафина – кажется, что она сине – фиолетового цвета. Это самая холодная часть пламени.

Вторую, самую светлую часть, создают раскаленные пары парафина и частички угля. Это самая горячая зона.

Третий, внешний слой содержит больше всего кислорода и светится слабо. Температура его достаточно высока, но несколько ниже температуры светлой части. Он как бы охлаждается окружающим воздухом.

3. Взяли кусок белого плотного картона, держим его горизонтально в руке, быстро опускаем его сверху на пламя горящей свечи. На верхней стороне картона появляется опалина от пламени. На картоне образовалась кольцевидная опалина, т.к. центральная часть пламени является недостаточно горячей, чтобы обуглить картон. Пламя имеет разные температурные участки.
4. В пламя свечи внесли стеклянную палочку. Пламя свечи имеет желтовато оранжевый цвет и светится.

На поверхности стеклянной палочки образуется копоть.

Светящийся характер пламени обусловлен степенью расходования кислорода и полнотой сгорания парафина, конденсацией углерода и свечением его раскалившихся частиц.

Копоть свидетельствует о неполном сгорании парафина и о выделении свободного углерода.

5. Сухую пробирку закрепили в держателе, перевернули вверх дном и держали над пламенем спиртовки. Стенки пробирки запотели. На стенках пробирки образуются капельки воды. Вода – продукт сгорания свечи.

Опыт “Изучение зависимости высоты пламени свечи от длины фитиля”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
1.Зажгли свечу. Фитиль свечи загорается, пламя свечи – высокое. Жидкий парафин смачивает фитиль, обеспечивая его горение. Сам парафин не горит. Роль жидкого парафина – не дать фитилю сгореть быстро, способствовать его долгому горению. Жидкий парафин возле огня испаряется, освобождая углерод, пар которого поддерживает горение. При достаточном количестве воздуха возле пламени оно горит ясно.
2. Подрезали часть подгоревшего фитиля Размеры пламени изменились, оно уменьшилось в размерах. Пламя опускается вниз по фитилю до расплавленного парафина и меркнет. В верхней части оно горит дольше. Часть парафина, более близкая к фитилю, от тепла плавится. Капли жидкого парафина притягиваются друг к другу слабее, чем к фитилю, и легко втягиваются в мельчайшие щели между нитками. Такое свойство вещества называется капиллярностью.

Опыт “Доказательство горения свечи в кислороде воздуха”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
1. Посреди тарелки поставили горящую свечку (тоненькую, небольшую, прикрепленную при помощи пластилина)

В тарелку долили подкрашенную воду (чтобы скрыло дно), свечу накрыли граненым стаканом.

Вода начинает забираться под стакан

Свечка постепенно гаснет.

Свеча горит, пока в стакане есть кислород. По мере расходования кислорода, свеча гаснет. За счет вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.

Горение – это сложный физико-химический процесс взаимодействия компонентов горючего вещества с кислородом, протекающий с достаточно большой скоростью, с выделением тепла и света.

Опыт “Влияние воздуха на горение свечи. Наблюдение за пламенем горящей свечи”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
Поднесли зажженную свечу к приоткрытой двери. 1. Поставили свечку на пол. 2. Осторожно встали на табуретку возле приоткрытой двери, держим зажженную свечу в верхней части двери.

1.Пламя отклоняется в сторону комнаты.

2. Пламя отклоняется в сторону коридора.

Теплый воздух наверху вытекает из комнаты, тогда как внизу холодный поток направлен внутрь нее.
3.Опрокинули свечку так, чтобы горючее стекало на фитиль. Свечка погаснет Пламя не успело нагреть горючее настолько, чтобы оно могло гореть, как это происходит наверху, где горючее поступает в фитиль в небольшом количестве и подвергается полному воздействию пламени.

Опыт “Изучение дыма погасшей свечи”

Опыт “Качественная реакция по обнаружению продуктов горения свечи”

ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО НАБЛЮДАЛИ? ВЫВОДЫ
1.В стакан налили известковую воду.

Огарок свечи насадили на проволоку, чтобы его удобнее было опускать в стакан.

Известковую воду можно приготовить следующим образом: надо взять немного негашеной извести, разболтать ее в воде и процедить сквозь промокательную бумагу. Если раствор получится мутный, необходимо процедить его еще раз, чтобы он был совсем прозрачный.
2. Зажгли огарок свечи и опустили его осторожно на дно пустого стакана.

Вытащили огарок, зажгли его и снова опустили в банку.

Огарок некоторое время горит, а затем гаснет.

Огарок сразу же гаснет

В стакане находится газ без цвета и запаха, который не поддерживает горения и мешает свече гореть. Это - углекислый газ - СО 2. .
3. Добавили в стакан известковой воды. Вода в стакане становится мутной. При горении свечи образуется углекислый газ. Углекислый газ делает известковую воду мутной.

IV Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос:

Перечислите последовательность процессов горения свечи.

Какие фазовые превращения наблюдаются при горении свечи?

Что является горючим материалом свечи?

Для чего нужен хлопчатобумажный фитиль?

Какое явление позволяет поднимать жидкий парафин на некоторую высоту?

Где самая горячая часть пламени?

Почему происходит уменьшение длины свечи?

Почему пламя свечи не гаснет, хотя при горении образуются вещества, не поддерживающие горения?

Почему свеча гаснет, когда мы на нее дуем?

Какие условия необходимы для более длительного и качественного горения свечи?

Как можно погасить свечу? На каких свойствах основаны эти способы?

Что является качественной реакцией на углекислый газ?

Учитель:

Рассмотрение строения и горения свечи убедительно иллюстрирует сложность окружающих нас самых тривиальных бытовых предметов, свидетельствует о том, насколько неразрывны такие науки как химия и физика Свеча – настолько интересный объект изучения, что считать тему исчерпанной никак нельзя.

В заключение нашего урока хочу вам пожелать, чтобы вы, как и свеча, излучали свет и тепло для окружающих, и чтобы вы были красивыми, яркими, нужными, как пламя свечи, о котором мы с вами сегодня говорили.

V Домашнее задание.

1. Задание для желающих осуществить дома исследовательскую работу:

Возьмите для опыта любую вещь, где есть застежка – молния. Несколько раз откройте и закройте застежку молнии. Запомните свои наблюдения. Натрите парафиновой свечкой застежку молнии, например, на спортивной кофте. (Не забудьте спросить разрешения у мамы, когда будете брать кофту для опыта). Изменилось ли движение застежки молнии?

Ответьте на вопрос: “Зачем иногда натирают застежки молнии свечкой?”

(Вещества, из которых делают столбик свечки (стеарин, парафин), являются хорошей смазкой, которая уменьшает трение между звеньями застежки.)

2. Задание для желающих осуществить дома исследовательскую работу.

Возьмите 3 свечи разные по составу, сделанные из парафина, воска, стеарина. Свечи можно купить в магазине, а можно сделать самим. (Попросите маму или папу наблюдать с вами за прохождением опыта). Дождитесь сумерек, установите свечки недалеко друг от друга и подожгите их. Заполните таблицу, по мере наблюдения за горящими свечами.

Использованная литература.

1. Фарадей М.., История свечи, М., Наука, 1980.

Практическая работа №2. Химия 8 класс (к учебнику Габриеляна О.С.)

Наблюдение за горящей свечой

Цель: изучить процессы, происходящие при горении свечи.
Оборудование : свечи (2 шт.), тигельные щипцы, изогнутая под прямым углом стеклянная трубка, пробирки, жесть от консервной банки (или предметное стекло), пробиркодержатель, стеклянная груша, кусок картона (фанеры, оргалита), пол-литровая банка, двухлитровая банка, спички.
Реактивы: известковая вода.

Опыт 1.
Физические явления при горении свечи.

Порядок выполнения работы :

Зажжем свечу.
Наблюдения: около фитиля начинает таять парафин, образуя круглую лужицу. Это физический процесс.
Возьмем тигельными щипцами изогнутую под прямым углом стеклянную трубку.
Один конец трубки внесем в среднюю часть пламени, а другой опустим в пробирку.
Наблюдаемые явления: пробирка наполняется густыми белыми парами парафина, которые постепенно конденсируются на стенках пробирки.
Вывод: горение свечи сопровождается физическими явлениями.

Опыт 2.
Обнаружение продуктов горения в пламени.

Порядок выполнения работы :

Возьмем тигельными щипцами кусочек жести от консервной банки или предметное стекло. Внесем в зону темного конуса горящей свечи и подержим 3-5 сек. Быстро поднимаем жесть (стекло), смотрим на нижнюю часть.
Наблюдаемые явления: на поверхности жести (стекла) появляется копоть.
Вывод: копоть - это продукты неполного сгорания парафина.

Сухую, охлажденную, но не запотевшую пробирку укрепляем в пробиркодержателе, переворачиваем вверх дном и держим над пламенем до запотевания.
Наблюдаемые явления: пробирка запотевает.
Вывод: при горении парафина образуется вода.

В ту же пробирку быстро наливаем 2-3 мл известковой воды
Наблюдаемые явления: известковая вода мутнеет
Вывод: при горении парафина образуется углекислый газ.


Опыт 3.
Влияние воздуха на горение свечи.

Порядок выполнения работы :

Вставляем стеклянную трубку с оттянутым концом в резиновую грушу. Сжимая грушу рукой, нагнетаем в пламя горящей свечи воздух.
Наблюдаемые явления: пламя становится ярче.
Это объясняется повышенным содержанием кислорода.
Прикрепляем две свечи при помощи расплавленного парафина к картону (фанере, оргалиту).
Зажигаем свечи и закрываем одну из них пол-литровой банкой, другу - двухлитровой (или химическими стаканами различной вместимости).
Наблюдаемые явления: свеча, накрытая двухлитровой банкой, горит дольше. Это объясняется тем, что количество кислорода в двухлитровой банке больше, чем в пол-литровой.
Уравнение реакций :

Вывод: длительность и яркость горения свечи зависят от количества кислорода.

Общий вывод по работе : горение свечи сопровождается физическими и химическими явлениями.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...