Как называются часы на спасской башне кремля. Главные секреты Кремлевских курантов

В В наших часах стрелка ходит по циферному кругу, в Русских, напротив того, вертится циферный круг.

Ранним утром 15 числа весеннего месяца апреля, в 3-е воскресенье месяца, обегая бесплатные, в этот день, муниципальные музеи, в музее "Старого Английского подворья" в Московском Зарядье, на выставке про древнерусскую арифметику, увидел странного вида голубой циферблат с 17 славянскими буквами вместо цифр .. Это был рисунок одного из первых циферблатов часов Спасской (тогда Фроловской) башни Московского Кремля. Т.к. посещение было бесплатным, за фотографирование я не платил, поэтому просто зарисовал циферблат, а придя домой погуглил.

"В наших часах стрелка ходит по циферному кругу , в Русских, напротив того, вертится циферный круг. Г-н Голловей (Holloway), один очень искусный человек, сделал первые такие часы, говоря, что Русские ни в чём не сходны с другими народами, а потому и в часах их должно быть особенное устройство ." Цитирую по: " Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. Сочинение Самуила Коллинса, который девять лет провел при Дворе московском и был врачом царя Алексея Михайловича // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских". — М., 1846

"Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось"…

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

Д о этого я думал, что самые странные часы были у древних японцев, завезенных в Японию в XVI веке голландскими торговцами (у меня дома есть макет древних японских часов из конструктора "Gakken"). Изменение длины секунд в зависимости от времени года (меняются регулярным изненением длины маховиков, которых 2: один качается днем, второй ночью), чтобы днем и ночью было одинаковое количество часов (по 6 часов).. При том, что длина ночных и дневных секунд совпадала только 2 раза в год, в дни равноденствий. Количество ударов в часах с боем от 9 до 4, т.к. 1, 2 и 3 удара зарезервированы под сигналы к буддистским молитвам. Понятно, что на начало дневного и ночного периодов (рассвет и закат) часы отбивали шесть ударов, потом 5, 4, 9 (полдень-полночь), 8 и 7

Оказывается, наши предки тоже были затейники : секунды у них были постоянны, минут не было вообще, а вот сутки тоже делились на день и ночь по (восходу/заходу солнца) и в дне могло быть от 7 часов (зимнее солнцестояние) до 17 часов (летнее солнцестояние) за счет увеличения или сокращения ночи. В момент восхода/захода солнца часы обнуляли... Естественно крутились в часах не стрелки (как тогда в Европах), а циферблат.

Уже в 1404 году на каменной башне Кремля — Фроловской (Спасской ее называют с конца XVII века) были установлены монахом Лазарем Сербиным первые часы. Москвичи каждый час слышали звон колокола. Сама башня имела тогда другой вид. На плоской верхушке ее был устроен навес, прикрывавший колокол от дождя и снега. В 1491 году итальянец Пьетро Антонио Соларий построил новую башню, сохранившуюся и поныне. В конце XV — начале XVI века башню снабдили новыми часами. В документах тон поры указывается, что «Часовники» получали в год жалованья 4 рубля да на мясо и соль 2 гривны и 4 аршина сукна. Первые куранты установили на кремлевской башне в 1585 году. Но в трудные годы смут и иноземного нашествия они погибли.

В первые годы XVII века в столицу вызвали из Комарицкой волости Устюжского уезда кузнеца Шумило Жданова Вырачева. Ему поручили изготовить и установить на Фроловской башне новые «часы боевые» — куранты. Помогали Шумиле его отец и сын. Часы Выраченых имели 24 деления, они показывали дневное время — каждый час от восхода солнца до заката. Затем вращающийся циферблат возвращался в начальное положение и начинался отсчет ночных часов. В пору летнего солнцестояния день длился по 17 часов, остальные приходились на ночь. Вращающийся круг циферблата изображал небесный свод, по окружности шли цифры. Луч золоченого солнца, укрепленный над кругом, служил стрелкой и указывал час. Вырачевские часы шли исправно около двадцати лет, однако при перестройке башни в 1624 году их продали на вес Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей: такова была стоимость 60 пудов железа. В 1624 —1626 годах под руководством мастера Христофора Галовея верхняя часть Фроловской башни была перестроена. Здесь Галовей установил новые часы. К ним колокольный мастер Кирила Самойлов отлил тринадцать новых колоколов. Эти часы во время пожара 1626 года пострадали так, что Галовею пришлось всю работу делать заново. Лишь через два года вновь раздался звон кремлевских курантов.“Часовники“ Спасской башни являлись и придворными мастерами, один из них починивал во дворце часы большие… и часики невелики… в серебре». В 1621 году в Москву на царскую службу был приглашен «аглицкий» мастер Христофор Галовей. Ему заказали новые часы, для сохранения которых от частых пожаров деревянная вышка Спасской башни в 1625 году была заменена ныне существующим каменным верхом. Работы по сооружению многоярусного верха и красивого черепичного шатра осуществили русские мастера-каменщики под руководством зодчего Бажена Огурцова. Галовею за установку часов из царской казны было выдано богатое вознаграждение. 29 января 1626 года от великого князя Михаила Федоровича он получил: серебряный кубок, 29 аршин дорогих тканей, сорок соболей и сорок куниц. Всего царский подарок потянул почти на 100 рублей - огромную по тем временам сумму. А пожаловал государь его (т. е. Галовея) за то, что он «сделал в Кремле-городе над Фроловскими воротами башенные часы».

Это был прибор времени весьма удивительного устройства. Единственная стрелка кремлевских часов, имеющая, вид солнечного луча, была неподвижно укреплена на башне. Под аллегорическим золоченым солнцем на голубом диске были изображены серебряные звезды, полная луна и лунный серп. Вокруг шли 17 арабских золоченых цифр и столько же указных слов —церковно-славянских букв, которые употреблялись в допетровской России. Указные слова были медные, густо вызолоченные и размером каждое в аршин, а между ними помещались получасовые знаки. Дубовый, диаметром более 5 метров циферблат часов медленно поворачивался, подставляя под стрелку-луч цифру очередного наступившего часа. В довершение всего стрелка указывала часы «дневные» и «ночные» — по делению времени, существовавшему тогда на Руси. Дневные часы начинались с первым солнечным лучом, ударявшим с востока в Спасскую башню. А вечером, лишь только последняя искорка зари гасла на золоченых флюгерах, создатель галовеевских часов Шумило Жданов, назначенный на почетную должность «водить» часы, ухватившись за лазоревый круг, переводил кремлевское «часомерье» на ночной счет времени. Часы, построенные устюжскими мастерами, обслуживали не только городской люд, писарей в приказных канцеляриях да купцов в торговых рядах. На десять верст окрест в деревнях и селениях раздавался бой их колоколов, отлитых талантливым русским литейщиком Кириллом Самойловым. «Диво мира» — восторженно называли эти часы иностранцы, приезжавшие в Москву в XVII веке.

Вот что писал о часах Спасской башни посол австрийского императора Леопольда при царе Алексее Михайловиче барон Августин Мейерберг в своих записках о Московии: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца… Когда бывают самые долгие дни, эта машина показывает и бьет до семнадцати, и тогда ночь продолжается семь часов». Сделав эту запись, австрийский посол старательно зарисовал часы в свой альбом: видимо, и для него часы являлась изрядной достопримечательностью. Но часам не повезло. В майскую ночь 1626 года над Москвой разразился страшной силы пожар. Весь Кремль был охвачен пламенем. Деревянные части на Спасской башне сгорели, часовой колокол, проломив два кирпичных свода, рухнул на землю и разбился. Заново восстановленные часы более четверти века исправно и верно служили людям. Но 5 октября 1656 года на Спасской башне вновь учинился пожар. Сгорела ведущая вверх деревянная лестница, обгорели и часы. Часовник на допросе сказал, что заводил часы без огня «и от чего на башне загорелось, он про то не ведает». Павел Алеппский, описывая путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию, с большим сожалением рассказывает об этом пожаре. Он говорит, что вернувшийся с литовского похода царь Алексей Михайлович, дойдя до Спасских ворот и увидев обгоревшую башню с часами, горько заплакал. Часы после пожара пришли в полную негодность, требовали чистки и ремонта.

Куранты на Спасской башне Московского Кремля известны не только в России, но и во всем мире. В своем нынешнем состоянии Кремль появился в конце XV в., до этого на Боровицком холме располагались деревянная, а позже белокаменная постройки.

В XXI в. Кремль – это самый большой действующий замок на территории Европы. Но не менее известны его уникальные башни, среди которых выделяется Спасская из-за величественного внешнего вида и установленных на ее стенах циферблатов.

Вконтакте

Справка из прошлого

Изображение, сделанное в период СССР

Расположена на восточной стене Кремля, по высоте она является почти самой высокой, уступая только Троицкой на 9 метров. Вместе со звездой размер постройки достигает 71 метра, она была сооружена при Иване III.

Ее архитектором является итальянец Антонио Солари. Сперва постройка называлась Фроловской, из-за одноименной церкви, мимо которой проходила единственная дорога к главному проезду. Нынешнее имя появилось позднее, почти через сто лет.

Название было перенесено на ворота от двух икон Спаса (Нерукотворного и Смоленского), повешенных сверху проезда по обе стороны. Однако позже переименовали всю конструкцию. Важно: сохранилась только икона Спас Смоленский, вторая была утеряна при СССР.

Менее чем через четверть века после возведения через ров протянули деревянный мост. После англичанин Галовей достроил верхние этажи и шатровую крышу, которая значительно «вытянула» облик. В качестве декоративных элементов установили обнаженные скульптуры – впрочем, их почти сразу же прикрыли, сшив специальные кафтаны. Спустя несколько лет они сильно пострадали при пожаре, их пришлось полностью снимать.

В следующем веке шатер увенчало изображение двуглавого орла – оно сохранилось до периода СССР, периодически обновляясь. Его заменили советской звездой с пятью лучами.

Вид внутри

Довольно быстро звезду пришлось сменить: первый вариант сильно потускнел из-за осадков, да и размеры оказались излишне большими. Вместо них появились так называемые «рубиновые» звезды, размер которых не достигает и 4 метров.

Они имеют оправу из нержавеющего металла, плоские грани выполнены из двухслойного стекла. Внутри них работают лампы с автономным действием, и стоит система вентиляции. Стоящие на «макушке» звезды — не первые: их уже меняли раньше.

Данная конструкция всегда занимала особое место в жизни москвичей, являлась главной среди своих «сестер». Сквозь ее ворота не въезжали на лошади, а пешие мужчины снимали (позднее это было закреплено указом) шапки, кланялись. Делали это все проходящие, вне зависимости от вероисповедания, иначе их настигало наказание.

Местная легенда подтверждает святость главных врат: когда император Бонапарт проезжал верхом сквозь проход, неожиданный ветер сорвал с него треуголку. При отступлении французы хотели взорвать башню, произошло чудо — фитили были потушены, никакого вреда строению причинено не было.

Через описываемое сооружение к Лобному месту вели преступников для казни, которые молились перед иконами Спаса. Так же сквозь нее следовали цари и императоры по дороге к месту коронации, следовали крестные ходы. Россияне привыкли видеть Спасскую башню во время речи президента, также по ним дают обратный отсчет.

Внешний вид

Куранты находятся на восьмом, девятом и десятом этажах – последний расположен прямо под верхним шатром.

Высота дисков составляет более 6 метров. Размер чисел – 72 см, стрелка имеет длину 2,97 метров, минутная – 3,3 м. Вся конструкция имеет довольно внушительный вес - 25 тонн.

Принцип работы такой же, как у обычных ходиков: завод происходит при помощи поднятия трех гирь, ход осуществляется движением маятника. Внутри состоит из 4 валов, он расположился на девятом этаже.

Вал, отвечающий за минуты, спускается на восьмой этаж, музыкальная составляющая – на десятом. Последняя состоит из молотка и десятка колоколов: самый большой отвечает за отбивание при стрелке, указывающей на 12, остальные – когда стрелка указывает на 3, 6 и 9.

Важно знать: одна из главных особенностей заключается в том, что прибор полностью механический.

Мелодии проигрываются при помощи медного цилиндра диаметром в 2 метра и весом в 2 центнера. Действие подобно музыкальным шкатулкам: на поверхности цилиндра нанесены выемки и выпуклости. При вращении они нажимают на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам и проигрывается нанесенная мелодия.

Однако из-за значительного отставания от нужного темпа мелодии не всегда узнаваемы. Теперь там забиты гимн России (он бьет каждые 6 ч., начиная с 12 ч.) и «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя» (проигрывается каждые 6 ч., начиная с 3 ч.).

Любопытно отметить, что наступление нового календарного периода в жизни людей и страны происходит не с последним боем курантов, а с первым перезвоном. К моменту окончания звона проходит целая минута.

История

Удивительно, но куранты установили еще в XVI в. Уже тогда в Кремле существовала должность часовщика: их служба протекала на Спасских, Троицких и Тайницких воротах, позднее к ним прибавились Никольские.

В начале XVII в., менее, чем через 40 лет службы, первый прибор с Фроловских (на тот момент) ворот был продан монастырю в Ярославле. Уже спустя 24 месяца на их месте появился новый прибор для определения времени. Над ним работали англичанин Галлоуэй (Галовей) и семья русских кузнецов Ждановы и Шумиловы. На первых были установлены 13 колоколов работы Самойлова.

Однако не суждено было простоять долго конструкции: мало проработав, они погибли при пожаре, но были быстро изготовлены заново тем же мастером Галовеем.

В 70-х г. этого же века прибор пережил серьезный ремонт. Теперь он мог проигрывать музыку, диск покрыли лазурью голубого цвета, на него нанесли изображения небесных светил. Вместо привычной подвижной стрелки на самом верху циферблата прикрепили изображение солнца, от которого вниз спускался длинный луч. Сам диск разделили на 17 отсеков, чтобы было удобно обозначать длинный летний день.

Главной особенностью являлся механизм: двигались не стрелки, показывая точное время, а циферблат: восход был первым дневным явлением, закат — последним. Таким образом, диск то двигался по движению стрелки, то против. Чтобы показания не отставали от движения солнца, прибор корректировали каждые 2 недели.

Обратите внимание: по этому поводу английский врач, работавший в столице, описал своему другу Москву и написал, что поступки русских совершенно непонятны – даже в их часах не стрелка бегает за цифрами, а наоборот.

Появлению новых часов мы обязаны Петру Первому

В начале XVIII века Петр I решил преобразить башню на европейский лад и приобрел в Голландии новый прибор. В нем уже был привычный нам циферблат с 12 цифрами. Установкой занимался часовщик Гарнов (Гарно). Но этот механизм оказался крайне ненадежен и постоянно ломался, пока после пожара в 1737 г. не вышел из строя окончательно.

Впрочем, это мало кого расстроило: столица перебралась в Санкт-Петербург, и обустройство затянулось. Пришлось прождать более четверти века, пока в Грановитой палате не обнаружили часы английской работы – их и установил на башню немец Фатц. Монтаж длился около 3 лет, и в 1770 г. над Красной площадью куранты проиграли слова немецкой песни «Ах, мой милый Августин» — впервые за все время существования. Спустя несколько дней мелодию сменили на привычную.

Не суждено было простоять долго описываемому прибору. Во время знаменитого московского пожара, случившегося при наступлении Наполеона, он пострадал. Когда их проверил часовщик Лебедев, то продолжительное время потратил на восстановление. После окончания ремонтных работ его наградили.

Современный вариант

Однако они вновь прожили недолго. Когда в середине XIX века их осмотрел специалист, он пришел к плачевному выводу: состояние кремлевских курантов оставляют желать лучшего.

Железные детали истерлись, деревянные лестницы, полы и фундамент скоро осыплется. Сразу же началось создание нового механизма: чертежом занялась датская фирма братьев Бутенопов, завод которых располагался в России. Они уже имели опыт в создании часовых «гигантов»: пару лет назад они установили часовой механизм в дворцовом куполе Кремля.

Полностью обновили, применив особый стойкий сплав, и они стали выглядеть как современный вариант, внутри установили маятник. Мастера заменили циферблат, числа, деления, покрыли их медью и позолотили. Одновременно провели реконструкцию башенной постройки. Работами руководил архитектор Тон.

В это же время сменили мелодию часов. По указу Николая I часы исполняли «Марш Преображенского полка» и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Любопытно, но предложение выбрать гимн страны отверг сам император.

В честь трехсотлетия правящего дома механизм отреставрировали. Все это время за ним следили мастера фирмы братьев Бутеноп.

Ремонт и очистка часов

В 1917 г., во времена революции, Кремль пострадал от нападения революционеров, снаряд попал в часы. Он повредил стрелки и «внутренности» башни. Ремонт смогли начать не сразу, а только после личного указания Ленина.

Стоимость ремонта, выдвинутая специалистами из фирмы, составила 240 тысяч золотых. Это была слишком большая сумма, и было решено обратиться к столяру, сыну одного из специалистов «Братьев Бутеноп», который участвовал в ремонте ранее.

За музыку отвечал музыкант Черемных: исполняли один раз «Интернационал» и дважды — похоронный марш. Последний являлся памятью всех революционеров, похороненных перед Кремлем на Красной площади. Позднее у похоронного марша «отобрали» одно выступление.

Через несколько лет власти смогли провести косметический ремонт внешне: был обновлен циферблат, стрелки, числа. Похоронный марш убрали вовсе: теперь звучал только «Интернационал». Через несколько лет после ремонта специальная комиссия решила, что музыка записана плохо, и ее необходимо переписать. В 1938 г. механизм потерял «голос» — остался только перезвон.

Первые известия о серьезном износе датируются серединой XIX века: проволоки, тянущиеся от цилиндра к колоколам, постоянно сокращались из-за мороза, что не лучшим образом отражалось на звуке.

Интересный факт: удивительно, но войну кремлевский часовой механизм пережил довольно хорошо: вместе со всеми стенами и пристройками их замаскировали под жилые дома, стремясь обмануть бомбардировщиков. Не сохранилось сведений о каком-либо ущербе, что позволяет предположить, что конструкция и вовсе не пострадала.

Настройка часов на спасской башне

Спустя почти 30 лет механизм остановили еще раз — уже на довольно значительный срок. Его разобрали, собрали заново, заменив все подтертые кусочки, и вмонтировали автоматическую систему смазывания. Но механизм по-прежнему молчал.

В 91 г. ХХ века было решено вернуть часам «голос», но выяснилось, что это невозможно: несколько колоколов были утеряны. Их заменили на била в 95 г.

Мелодия заиграла вновь в 97 г. ХХ в.: на этот раз по два раза исполняли «Патриотическую песню» и «Славься» из оперы «Жизнь за царя». К этому времени молчание длилось почти 60 лет.

Последняя глобальная реставрация затронула 1999 г.: обновили внешнюю позолоту, верхним ярусам вернули их исторический облик, тщательно отрегулировали работу курантов. Появилась и новая мелодия – гимн России, утвержденный в то же время.

Спасские куранты считаются одной из главных достопримечательностей Москвы и всей России. Прожив более 4 веков и частых реконструкций, они все еще прекрасно работают. Их легко найти на многих фото с достопримечательностями столицы и сувенирах, прочитать краткую информацию можно в Википедии.

Как устроены куранты на Спасской башне, смотрите интересную информацию в следующем видео:

При трёх воротах Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовники. В -1614 годах упоминаются часовники ещё и при Никольских воротах. У Фроловских ворот в 1614 году часовником был Никифорка Никитин. В сентябре 1624 года старые боевые часы были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю . Вместо них в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Кристофера Галлоуэя русскими кузнецами-часовщиками Жданом, его сыном Шумилой Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым были установлены часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. Во время пожара 1626 года часы сгорели, и были восстановлены Галлоуэем. В 1668 году часы ремонтировали. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Циферблат назывался указательный словесный круг , узнатный круг . Цифры обозначались славянскими буквами - буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин . Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время.

"Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате - первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось"…

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города .

Необычное устройство часов дало основание Самюэлю Коллинсу, английскому врачу на русской службе, ехидно заметить в письме к своему другу Роберту Бойлю :

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галлоуэй - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно»

XVIII - XIX века

18 августа 1918 года в «Бюллетене» бюро печати ВЦИК было сообщено, что кремлёвские куранты отремонтированы и теперь они играют революционные гимны. Первым в 6 часов утра звучал «Интернационал», в 9 часов утра и в 15 часов - похоронный марш «Вы жертвою пали…» (в честь похороненных на Красной площади) .

Через некоторое время произвели перенастройку и куранты стали исполнять в 12 часов мелодию «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали…» .

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Сначала башню называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на , к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных бояр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на . Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Что есть что в церкви

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни - часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть - его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля - Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при . Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов - это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты - неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал - барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две - Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

История кремлевских звезд

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата - 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метров, длина минутной стрелки - 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне - 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом - их сообщали посланники России в других государствах.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Говорят, что... ...когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась… .
...при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили.
...надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим - храм ) пытались придать особенный вид.
...Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов - за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года.

Спасская башня на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?

Знаменитые на весь мир часы на Спасской башне столицы Российской Федерации появились уже очень давно, как утверждают историки, в 1404 году. Однако они были установлены впервые не на Кремлевской башне, а находились поблизости от Благовещенского собора, прямо в царском дворе у самого Василия Дмитриевича. Имя мастера, который изготовил их, навсегда запечатлено в летописи тех лет: «Замыслил часник - сам князь, часы установил монах-серб Лазарь».

Часы на Спасской башне: история

Слово «куранты» с французского языка переводится как «текущий». Всем нам с детства известные кремлевские куранты, под бой которых мы встречаем Новый год, имеют удивительную историю. Они представляют собой башенные часы, которые благодаря набору настроенных колоколов издают определенной мелодичности музыкальный бой. Эта башня с часами выходит на Красную площадь и имеет проездные парадные ворота, которые во все времена, кроме революционных, считались святыми.

Только в 1658 году Спасская башня получила такое название, до этого она называлась Флоровской и была одной из 20 башен Кремля, построил же её в 1491 году итальянский мастер и архитектор Антонио Солари. По историческим документам, часы на Спасской башне были установлены в XVI веке мастерами-часовщиками, которые за год получали хорошее жалованье и на одежду по четыре аршина сукна.

Часы полностью заработали в 1585 году. На то, что они существовали раньше, указывает и еще одно свидетельство: оказывается, при трех воротах башенных сооружений Кремля - Спасских (Флоровских), Троицких и Тайницких - числились на службе "часовники". В начале XVII века над башнями Кремля (кроме Никольской) появились шатры, и благодаря этому десятиэтажная Спасская башня стала достигать в высоту 60 метров. Часовщиком в 1614 году стал Никифор Никитин, в его обязанности входило обслуживание, ремонт и своевременный завод механизма. Также известно, что боевые часы, пришедшие в полную негодность, были проданы в 1624 году Спасскому Ярославскому монастырю на вес.

Механизм Христофера Голлуэя

Часы Спасской башни Московского Кремля на то время были самыми примитивным, кроме того, они сильно страдали от частых пожаров, и тогда в Москву пригласили известного английского часовых дел мастера Христофера Голлуэя. Помогали ему русские кузнецы - Ждан, его сын Шумила и внук Алексей. В 1626 году часы на Спасской башне сгорели и заново были восстановлены Галлоуэем.

Русский художник Бажен Огурцов в 1636 году создал для них великолепнейший шатер, ставший украшением всего архитектурного ансамбля Кремля. Над производством часов трудились вологодские крестьяне - отец и сын Вирачевы, а руководил этим процессом Галлоуэй. Для «перечасья» литейщиком Кириллом Самойловым были отлиты 13 колоколов.

На то время жалование английского мастера за год составляло 64 рубля. Старый часовой механизм был продан за 48 рублей. Это говорило о том, что часовые мастера в Москве пользовались большим уважением и привилегиями, им платили большое жалование, особенно ценились те, кто следил за башенными часами. Для рабочих была создана даже специальная инструкция, в которой было написано, что в Спасской башне нельзя было пить, играть в карты, торговать табаком, вином и т. д.

Описание часов

По свидетельству современников того времени, это были чудесные городские часы, сделанные из железа. Благодаря своей красоте и устройству они были знамениты во всем мире, а их благородный звук был слышен больше чем за 10 верст. Циферблат был окрашен в голубой цвет. Главная и центральная части его круга оставались неподвижными, в то время как внешняя сторона, в ширину достигавшая 1 метра, вращалась. На часах были буквы из славянского алфавита, вес часов равнялся 3 400 кг.

Часы на Спасской башне отмеряли дневное и ночное время, обозначенное и буквами (медными, покрытыми позолотой), и играли музыку. Вместо стрелок было солнце с длинным лучом, прикрепленное в верхней части самого основного большого циферблата. Диск был разделен на 17 равных частей, что было обусловлено максимальной долготой дня летом. Середина диска была покрыта голубой эмалью, а по ней разбросаны серебряные и золотые звезды и изображения солнца и луны. Циферблатов (диаметром по 5 метров) было два. Один был обращен в сторону Кремля, другой выходил на Китай-город.

Петр I

К концу XVII века часы на Спасской башне Кремля, изготовленные когда-то Христофером Голлуэем, стали совсем непригодными, и тогда в 1704 году из Голландии по морю Петр I привозит новые. Их везли из Архангельска на тридцати подводах, из казны на это дело было выделено более 42 000 ефимков (западноевропейская серебряная монета). Вся страна в это время переходит на единый суточный отсчет времени. Через три года эти огромные часы с 12-часовым циферблатом были установлены на Спасской башне. За дело взялся Еким Гарнов и еще несколько подмастерий, которые отрегулировали и запустили механизм за 20 дней.

Мастер Фац

Однако через некоторое время и эти часы обветшали, а после великого пожара 1737 года и вовсе пришли в негодность. Правда, к этому времени столицей стал уже Петербург, и потому с ремонтом их никто не торопился.

Когда на престол взошла Екатерина II, она заинтересовалась кремлевскими курантами. Позже берлинский часовой мастер Фатц (Фац) заменит часы большими английскими курантами, обнаруженными в В течение трех лет под его руководством их будет устанавливать Иван Полянский - русский мастер, в 1770 году работа будет закончена. Так как главный мастер был выписан из-за границы, то по его воле над Кремлем зазвучала песенка O du lieber Augustin («Ах, мой милый Августин»). Это единственный случай в когда они играли иностранную мелодию.

Времена Наполеона

Когда из Москвы изгнали войска Наполеона, часы на Спасской башне Кремля подверглись тщательному обследованию, и было выявлено, что их часовой механизм не работает. Тогда мастер Яков Лебедев в феврале-месяце 1813 года предложил починить его за свои деньги. Ему доверили это дело, но перед этим взяли подписку, что он до конца не выведет механизм из строя. И через 2 года часы снова были запущены, а Лебедев был награжден званием часового мастера Спасских часов.

По прошествии нескольких десятилетий была предпринята очередная попытка почистить механизм, не останавливая ход курантов, но этого сделать не удавалось. Тогда для капитального ремонта была нанята фирма братьев Бутеноп. В 1850 году часы были демонтированы, механизм перебрали, пришедшие в негодность части заменили. К этому времени была отлита новая станина, ее вес составлял 25 тонн. За выполнение этой работы фирма получила деньги в размере 12 000 рублей. В итоге в марте 1852 года все работы были завершены, и впервые куранты на башне стали исполнять мелодии «Преображенский марш» и «Коль славен наш Господь».

Обновленные часы проработали 25 лет, и в 1878 году за 300 рублей их взялся ремонтировать мастер В. Фреймут, который и стал следующим часовщиком Кремлевской башни. Изначально нужно было, чтобы куранты играли мелодию «Боже, Царя храни!», но государь Николай I не разрешил этого сделать, пожелав, чтобы звучали любые музыкальные композиции, кроме гимна. В 1913 году к юбилею дома Романовых была проведена полномасштабная реставрация. Компания братьев Бутеноп продолжала обслуживать механизм.

Революция

Наступили лихие времена октябрьской революции, и в 1917 году боевой снаряд попал прямо в циферблат и сильно повредил легендарные часы. Летом 1918 года, когда столицей опять стала Москва, В. И. Ленин дал указание правительству о срочном ремонте курантов.

Мастеров искали долго, все боялись браться за эту работу. Именитые часовые бренды (фирмы Буре и Рогинского) запросили огромные суммы, которые на то время не смогло выделить новоиспеченное государство. И тогда ремонтировать их взялся тогдашний кремлевский слесарь Н. И. Беренс. Он знал, как устроен сложный механизм, так как его отец когда-то работал в компании, ранее обслуживающей куранты. А помогать ему в этом деле согласился художник Я. М. Черемных, он же составил партитуру на музыку «Вы жертвою пали» и «Интернационал» по желанию вождя пролетариата.

А потом с большими затратами был создан новый маятник длиной около полутора метров и весивший 32 кг. Работы по реставрации были закончены в сентябре 1918 года. Тогда москвичи впервые услышали, как бьют часы на Спасской башне. Спустя некоторое время, в 1932 году, куранты опять потребуют ремонта. Мастера изготовили новый циферблат (точную копию старого) и заново позолотили обода, цифры и стрелки, на что пошло около 28 кг золота.

Сталин

По указанию Сталина часы пытались настроить на мелодию уже нового гимна СССР авторства Александрова, но безуспешно. В 1991 году опять хотели выполнить эту задачу, но, как выяснилось, не хватало для этого трех колоколов. В 1996 году, после 58 лет тищины, кремлевские куранты заиграли мелодию на инаугурации президента РФ Б. Н. Ельцина («Патриотическую песню» и «Славься» М. И. Глинки).

Последняя реставрация проходила в 1999 году, она длились полгода. Стрелки позолотили снова, восстановили весь внешний облик и вместо «Патриотической песни» часы, наконец-то, заиграли гимн РФ.

Часы на Спасской башне: фото и размеры

Часы занимают специальные этажи на Спасской башне: с 8-го по 10-й. Их основной механизм находится в специальной комнате на 9 этаже. Его приводят в действие три гири весом примерно от 160 до 224 кг. Музыкальный механизм состоит из набора колоколов (все они настроены на основе определенной гаммы) и так называемого программного цилиндра, диаметр которого достигает двух метров, его-то и вращает гигантская гиря весом в 200 килограммов.

Цилиндровые штифты приводят в действие колокола, каждый из которых весит 500 кг. Колоколам отведен десятый этаж. Кстати, на одном из них написано, что его сделал Клавдий Фреми в Амстердаме летом 1628 года.

Тяжело представить размеры всего этого устройства, ведь только циферблат имеет диаметр 6,12 м. Сколько же тогда составляет длина минутной стрелки часов на Спасской башне? И каковы размеры часовой? Давайте поразмышляем. Исходя из того, что величина любого из этих элементов не должна превышать половины диаметра циферблата, можно предположить, что большая стрелка будет равняться примерно 3 метрам. А маленькая, соответственно, будет немного меньше. А теперь обратимся к официальным данным. Итак, минутная стрелка часов на Спасской башне в длину составляет часовая на 30 см меньше - 2,97 м. Часы заводят два раза в сутки. С помощью электромотора поднимаются гири, каждый вал набирает гири из чугунных слитков весом до 200 кг, зимой их вес увеличивают.

Контроль и обслуживание

Каждый день часовой механизм подвергается профилактическому осмотру и раз в месяц - по деталям. Ход часов на Спасской дежурным часовщиком проверяется по хронометру и контролируется специальными приборами. Весь механизм смазывают два раза в неделю, причем применяется летняя и зимняя смазка.

Механизм кремлевских часов на Спасской башне работает исправно уже практически полтора века. На чугунной стороне их написано, что часы переделаны братьями Бутеноп в Москве в 1851 году. В полдень и полночь они бьют гимн РФ, а в промежутках - «Славься».

Заключение

Многие интересуются вопросом: "На какой башне, помимо Спасской, есть часы?" В Московском Кремле, кроме курантов, также установлены часы на Большом Кремлевском дворце, Троицкой и

Легендарные куранты и до сих пор отмеряют историю великой страны, они стали главным символом великой и могучей России.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...