Как образуются глаголы настоящего времени. Значения формы настоящего времени глагола в русском языке

Время глагола выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, ко времени его осуществления. Выделяются формы прошедшего, настоящего и будущего времени .

В большинстве случаев употребление форм времени определяется отношением к моменту речи; такое их употребление получило название абсолютного времени.

В сравнительно редких случаях исходным пунктом для употребления времен служит не момент речи, а другие отправные точки, например время других действий, о которых сообщается в речи. Это получило название относительного употребления времен. В дополнительных (изъяснительных) придаточных частях сложноподчиненного предложения время глаголов определяется отношением ко времени действия главной части:

Брат сообщил, что он выслал (высылает, вышлет) нужную мне книгу.

Грамматической точкой отсчета времени здесь является глагол главной части «сообщил», по отношению к которому действие глагола придаточной части выполнено, выполняется или будет выполнено. «Писал, что работает»: настоящее время глагола «работает» указывает на совпадение времени действия не с моментом речи, а с временем действия, выраженного глаголом «писал».

Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (решаю — решал — буду решать).

Глаголы совершенного вида, обозначающие действия, ограниченные пределом, употребляются только в прошедшем и будущем (простом) времени (решил — решу), а настоящего времени не имеют.

Прошедшее время обозначает действие, предшествующее моменту речи. Оно образуется путем прибавления к основе инфинитива формообразующего суффикса -л- : писа-ть — пи- са-л, чита-тъ — чита-л, коло-ть — коло-л.
При образовании форм прошедшего времени наблюдаются некоторые особенности:

    Если основа прошедшего времени оканчивается на г, к, х, з, с, б, то при образовании глагола мужского рода суффикс -л- выпадает: стерег, пек, сох, вез, нес, греб, но сохраняется в женском и среднем роде, а также во множественном числе: стерегла, пекла, сохла, везла, несла, стерегли.

    Глаголы на —еретъ в прошедшем времени утрачивают в полногласном сочетании второе е , а в мужском роде не имеют суффикса -л-: стереть — стёр, умереть — умер.

    Глагол идти и производные от него образуют прошедшее время от другой основы — шед- с утратой корневого д : шел, шла, шли, пришел, пришла, пришли.

Прошедшее время дает возможность глаголу изменяться по числам. В свою очередь, единственное число может легко склоняться по родам. Следует также отметить, что глаголы, стоящие в прошедшем времени во множественном числе, не изменяются по лицам.

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, например: Я ищу встречи с тобой. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

От глаголов совершенного вида формы настоящего времени не образуются: понятие законченности, результативности, свойственное глаголам совершенного вида, несовместимо с понятием настоящего времени.

Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида . Эти формы образуются с помощью личных окончаний в зависимости от принадлежности глагола к I или II спряжению.

I спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)
II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)

Пример глагола I спряжения:

1 лицо → я гуляю, мы гуляем
2 лицо → ты гуляешь, вы гуляете
3 лицо → он гуляет, они гуляют

Пример глагола II спряжения:

1 лицо → я вожу, мы возим
2 лицо → ты возишь, вы возите
3 лицо → он возит, они возят

Настоящее время имеет такие основные значения:

    показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи: Кавказ подо мною. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор (В. Белов);

    обозначает действие постоянное, вневременное; Земля вращается вокруг Солнца.; В сообщающихся сосудах поверхность жидкости устанавливается на одном уровне.;

    обозначает действие, переходящее в свойство. Сравните: мальчик читает книгу и студент Петров хорошо читает Пушкина; в саду летают птицы и ласточки летают быстрее, чем воробьи.

    употребляется вместо прошедшего, чтобы придать рассказу живость и сделать читателя (слушателя) как бы свидетелем изображаемого события: Иду я вчера по улице и вижу. Это так называемое настоящее повествование (живописное, историческое);

Настоящее время употребляется в значении будущего, если речь идет о действии, которое непременно должно совершиться; Я завтра сдаю последний экзамен и уезжаю отдыхать. Употребление форм настоящего времени в этой функции свойственно обычно глаголам движения — бежать, ехать, идти. Иногда формами настоящего времени передается воображаемая автором картина: Еще один день этого окаянного пекла — и вот тебе голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети (А. Н. Толстой).

Будущее время обозначает действие (процесс), предстоящее или последующее по отношению к моменту речи. Оно имеет две формы: синтетическую (простую) и аналитическую (сложную). Эти формы отличаются друг от друга и своей структурой, и своим значением.

Синтетическая форма свойственна глаголам совершенного вида (напишу, расскажу, прочитаю), аналитическая — глаголам несовершенного вида (буду писать, буду рассказывать, буду читать).

Будущее время аналитической формы образуется из личных форм будущего времени глагола быть и инфинитива (обязательно несовершенного вида). Выступая в функции служебного компонента, вспомогательный глагол быть образует с инфинитивом одну грамматическую форму.

Будущее сложное всегда обозначает неограниченное, не имеющее предела действие, которое совершится после момента речи и не может употребляться в значении другого времени: Мы по-прежнему последовательно будем отстаивать дело мира.

Форма будущего времени от глаголов совершенного вида простая: она совпадает с формой настоящего времени глаголов несовершенного вида: прочитаю, прочитаешь, прочитает, прочитаем, прочитаете, прочитают; построю, построишь, построим, построите, построят.

Будущее синтетической формы (от глаголов совершенного вида) имеет разнообразные значения:

    основным его значением является выражение предстоящих (будущих) действий, имеющих предел, завершенность: Мы всё добудем, поймем и откроем: холодный полюс и свод голубой (В. Лебедев-Кумач);

    обозначает действие, переходящее в свойство: Какую задачу ему ни дай, обязательно решит (нельзя сказать решает или решал). Будущее время в таком значении часто употребляется в пословицах: Говори правду — правда выручит. По кривой дороге поломаешь ноги.

    обозначает повторяющееся действие (в описаниях рядом с настоящим):
    Буря мглою небо кроет (настоящее время),
    Вихри снежные крутя,
    То как зверь она завоет,
    То заплачет, как дитя (А. Пушкин);

    с отрицанием не обозначает невозможность действия в настоящем: не прочтет быстро (не может прочитать быстро), не скажет просто (не может сказать просто), не увидит на далеком расстоянии (не может увидеть на далеком расстоянии);

    употребляется в значении прошедшего времени: Днем она большей частью дремала. Сядет в кресло перед столом… и дремлет (настоящее время). Потом вздрогнет, проснется, взглянет в окно и долго, без всякой сознательной мысли, не отрывает (настоящее время) глаз от расстилающейся без конца дали (М. Салтыков-Щедрин).

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Слово "глагол" связано со словом "глаголить", которое имеет значение "говорить". Что это значит? Наверное, что без глагола невозможна вообще речь человека. Эти слова, обозначая действие, создают картину движения, события. А события в нашей жизни связаны со временем: они или уже произошли, или сейчас происходят, или произойдут в будущем. Поэтому один из основных морфологических признаков глагола - это его время.

Прошедшее, будущее, настоящее время глагола

Глаголы помогают изложить сведения о событиях, имевших место в прошлом. В таких случаях в предложении часто присутствуют обстоятельства времени, указывающие на уже свершившиеся действия. Например:

  • Вчера мне купили учебники и школьные принадлежности.
  • Месяц назад мальчик пошёл в школу.
  • В прошлом году нашему младшему исполнилось семь лет.
  • Я с нетерпением ждал каникул.

Глаголы настоящего времени употребляются в предложениях, когда нужно сказать о том, что сейчас, в данный момент, происходит в мире, или о том, что происходит постоянно на протяжении долгого времени. Например:

  • Дети учатся.
  • Мальчик делает уроки.
  • Ребята сидят за партами.

Будущее время глагола используется для сообщения о том, что ещё не произошло, но произойдёт в будущем. В таких предложениях также часто используются обстоятельства времени. Например:

  • Скоро я научусь читать и писать.
  • Завтра в школе пройдёт утренник.
  • Мама будет отправлять меня в школу каждый день в 8 часов.
  • Летом мы будем готовиться к школе.

Глаголы прошедшего времени

Этот раздел посвятим глаголам прошедшего времени. Они, как уже было сказано выше, обозначают, что событие имело место в прошлом. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Например:

  • Мой сын пошёл в первый класс - "пошел" - глагол ед. ч.
  • Первоклассники сегодня впервые сели за парту - "сели" - мн. ч.

У глаголов прошедшего времени окончание :

  • ходить - ходили;
  • смотреть - смотрели;
  • писать - писали;
  • читать - читали;
  • играть - играли;
  • сесть - сели;
  • чистить - чистили;
  • желать - желали.

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам в единственном числе:

  • Дом стоял на берегу озера (мужской род).
  • Солнце стояло в зените (средний род).
  • Жара стояла неимоверная (женский род).

Род глаголов в прошедшем времени зависит от слова, с которым они связаны. Если существительное или местоимение мужского рода, то глагол прошедшего времени будет в мужском роде (дом стоял). координируются с глаголом среднего рода (солнце стояло), женского - с глаголами женского рода (жара стояла).

Образование глаголов прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени образуются следующим образом.

Берём инфинитив, то есть неопределённую форму, к которой можно поставить вопросы: "Что делать?", "Что сделать?" Отделяем от него -ть . К тому, что осталось (производящей основе), присоединяем . На практике это происходит следующим образом:

1. Выделить основу, то есть взять часть слова без -ть .

2. К основе присоединить прошедшего времени. Например:

  • читать - чита+л (читал);
  • играть - игра+л (играл);
  • сеять - сея+л (сеял);
  • развеять - развея+л (развеял);
  • слышать - слыша+л (слышал).

Правописание глаголов прошедшего времени

С образованием глаголов разобрались. Следующий момент, на который стоит обратить внимание - правописание. Форма прошедшего времени глагола образуется присоединенем к основе суффикса -л. Ученикам должна быть известна орфограмма «Гласные перед -л». Правило, которое нужно знать при выборе этой орфограммы, сформулировано следующим образом: перед -л- пишем ту же букву, что и перед -ть. Например:

  • таять - таял;
  • клеить - клеил;
  • веять - веял;
  • выкачать - выкачал;
  • выкатить - выкатил;
  • повесить - повесил;
  • развешать - равешал;
  • клюнуть - клюнул.

Морфологический разбор глаголов прошедшего времени

Если знать, какие существуют суффиксы глаголов прошедшего времени, то выделить такие слова в тексте не составит никакого труда. Например, сделаем глаголов из предложения "Маленький мальчик надеялся и верил, что мама купит ему компьютер".

В слове «надеялся» можно смело выделить суффикс -л-. Если изменять по временам, то можно выяснить, что у глагола есть ещё один суффикс: недеялся - надеюсь (наде - это корень, -я- - это глагольный суффикс). Поскольку мы знаем, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам и падежам, то сможем легко выделить окончание. В слове «надеялся» окончание нулевое, потому что выраженные буквами окончания в глаголах прошедшего времени могут быть такими:

  • -и (множественное число);
  • -а (ед. ч. женского рода);
  • -о (ед. ч. среднего рода).

Имеет значение ед. числа муж. рода.

Если окончание никак не выражено буквами, то -ся является суффиксом (возвратным).

В слове "верил" суффикс прошедшего времени -л-. Изменяем форму времени: верят, верю. Значит, глагольный суффикс - -и-. Окончание нулевое, не выражено буквой, значит, род мужской. Корень слова - вер-.

Практическая работа

1. Мы ждали, что ребята в скором времени придут (будущее время).

2. Я сразу после занятий на секцию иду (будущее).

3. Домашнее задание я сделал вчера вечером (прошедшее).

4. Я через несколько дней пойду в театр на спектакль «Буратино» (будущее).

5. Вспомнила спектакль и задумалась, забилась в уголок и сижу (настоящее).

6. На дворе целый день шумит дождь (настоящее).

7. Очень скоро уходим в море (настоящее).

8. Я поехала на вокзал, а ты соберёшь всё необходимое на первое время (прошедшее).

9. Ты уже поехал (прошедшее)?

10. На этот раз мы поступим по-другому (будущее).

11. Я занимаюсь гимнастикой уже целый год (прошедшее).

12. Уже с десяти лет она побеждала на соревнованиях (прошедшее).

13. Над лесом и полем повисла радуга (прошедшее).

14. Скоро придёт мама с работы (будущее).

2. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам. Образуй от данных прошедшего времени и измени их:

  • лелеять;
  • стелить;
  • вытирать;
  • обмануть;
  • размолоть;
  • зависеть.

Ответы

1. Назовите номера предложений, где неправильно определено время глагола, прописанного курсивом:

2) иду - настоящее время;

8) соберёшь - будущее время;

11) занимаюсь - настоящее время.

2. От данных глаголов образуй форму прошедшего времени и измени их:

  • лелеять - лелеял, лелеяло, лелеяла, лелеяли;
  • стелить - стелил, стелило, стелила, стелили;
  • вытирать - вытирал, вытирало, вытирала, вытирали;
  • обмануть - обманул, обмануло, обманула, обманули;
  • размолоть - размолол, размололо, рамололи;
  • зависеть - зависел, зависело, зависела, зависели.

Форма настоящего времени является очень емкой в смысловом отношении и способна выражать несколько оттенков значения.

Основное ее значение - указать на действие, которое совпадает с моментом речи: "Вон идет моя приятельница"; "Почему ты куришь! Ведь уже прозвенел звонок, и пора на лекцию" (действия идет, куришь осуществляются в момент говорения); "Милый дедушка, Константин Макарыч! - писал он. - И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога" (Ч.) (действия "пишу", "поздравляю", "желаю" происходят в тот момент, когда герой рассказа пишет письмо). Это настоящее конкретное время. Однако уже из приведенных примеров очевидно, что все названные в примерах действия лишь в какой-то части совпадают с моментом речи и обозначают такие процессы, которые шире, чем момент речи - та условная точка отсчета, в которой происходит говорение. Обычно представление о настоящем времени (противоположном прошедшему и будущему) связывается в сознании говорящих с определенной временной плоскостью, определенным отрезком времени. В пределах этого отрезка осуществляются те действия, которые воспринимаются говорящим как происходящие сейчас, теперь, в данное время (в противоположность тому, что было и что будет).

В зависимости от того, какое именно видовое значение глагола несовершенного вида (длительное сплошное или длительное прерывистое, или, как его называют, длительное повторяющееся) проявляется в контексте, настоящее конкретное время реализуется: 1) как настоящее конкретное расширенное; 2) как настоящее конкретное повторяющееся.

1) Настоящее конкретное расширенное обозначает действия, процессы, которые начались раньше момента речи, совпадают с ним и будут продолжаться какое-то время после него. Например: "Я подумал, что мир перестал делиться на две непроницаемые части, над которыми разные небеса. Мы все больше понимаем, что мир - это одна земля и одно небо" (Щекоч.); "Американские фермеры оказывают жесткий нажим на президента Буша с тем, чтобы тот выделил Союзу дополнительный кредит для закупки сельскохозяйственной продукции. Речь идет о сумме примерно в 3,5 миллиарда долларов, которую Дж. Буш пока не решается предоставить "экономическому пространству". Нажим же фермеров, привыкших работать на советский рынок, объясняется желанием защитить собственные интересы производителей избыточной для Америки продукции" (Кур. 1991. 19 нояб.).

2) Настоящее конкретное повторяющееся указывает на действия, периодически повторяющиеся в данном временном отрезке: "Хотел бы обратить внимание на то, что, когда по телевидению показывают лиц, говорящих на иностранных языках, случаи неадекватного перевода весьма часты... Следует отметить и то, что, когда перевод заканчивается, речь выступающего, как правило, звучит еще несколько секунд и обрывается на полуслове" (Сов. культ. 1989. 24 авг.).

Кроме обозначения настоящего конкретного, о котором говорилось выше, формы настоящего времени могут обозначать действия и безотносительно к моменту речи, т. е. вне всякой их приуроченности к моменту речи: "Ябедника на том свете за язык вешают"; "По одежке встречают - по уму провожают"; "Сытый голодного не разумеет". Это настоящее абстрактное время. Оно появляется тогда, когда говорящему (пишущему) нужно назвать постоянные, не связанные с каким-либо временным планом свойства предметов, людей, явлений и т.д. Например: "Световой год равен пути, который свет проходит за год, т.е. 9,46х1012 км" (Советский энциклопедический словарь. М., 1.980. С. 1189); "Обману народов предшествует их самообман. Самообману предшествует неблагополучие жизни и желание перекроить ее" (Клямк.). Настоящее абстрактное также может реализоваться по-разному, в зависимости от видового значения глагола: 1) как абстрактное постоянное; 2) как абстрактное повторяющееся. Так, в высказываниях: "Человек дышит с помощью легких, а рыба - с помощью жабр"; "Пингвины - отряд плавающих птиц... весят до 42 кг.... Обитают на морских побережьях, хорошо плавают и ныряют. Гнездятся колониями" (Советский энциклопедический словарь. С. 999.) появляется значение настоящего абстрактного постоянного. А вот в шуточном высказывании А.П. Чехова из рассказа "Смерть чиновника" глагол чихать в форме настоящего времени выражает значение настоящего абстрактного повторяющегося: "Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже тайные советники. Все чихают" (Ч.).

Между двумя основными значениями формы настоящего времени (настоящим конкретным и настоящим абстрактным) нет непроходимой границы. Так, при использовании временных указаний, типа сейчас, теперь, в настоящее время и т.п. при внесении их в контекст, высказывания с настоящим абстрактным могут приобретать значение конкретного: "Сейчас в Москве грипп, и все чихают". Наоборот, изъятые из контекста, который устанавливает приуроченность действия к определенному моменту времени, высказывания, содержащие формы настоящего времени, могут приобретать вневременной, обобщенный характер. Чрезвычайно показателен в этом отношении следующий пример. Еще совсем недавно почти в каждом кинотеатре можно было увидеть плакат, цитирующий слова В.И. Ленина: "Из всех искусств важнейшим для нас является кино". Эта фраза воспроизводила высказывание Ленина, упомянутое в одном из писем А.В. Луначарского. В письме Луначарский рассказывает о беседе с Лениным, в которой обсуждались возможности киноискусства как одной из самых доступных в то время массовой аудитории форм пропаганды. В беседе вовсе не шла речь о приоритете кино вообще, но лишь о важности его в тот момент, с точки зрения Ленина. И в глагольной форме реализовалось значение настоящего конкретного времени. Оторванная впоследствии от контекста, от конкретной ситуации, фраза стала восприниматься как высказывание обобщенного характера, в котором реализуется значение настоящего абстрактного времени, хотя с точки зрения логики мысль, которая в ней выражается, никак нельзя признать универсальной, некоей непреложной истиной.

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.

Добрый день, уважаемый студент! С моими студентами мы приступили к изучению, пожалуй, одной из сложных тем русского языка - глаголов и их времен. Дело в том, что в некоторых языках мира бывает всего несколько времен, в русском же их 3 - это прошедшее время, настоящее и будущее. Чтобы правильно разобраться и употреблять их в своей речи и письме, рассмотрим все три времени более детально.

Настоящее время

Глаголы настоящего времени в русском языке означают реальное действие, которое происходит в данный момент, сейчас, более того, они могут спрягаться,т.е. изменять свою форму. Глаголы в настоящем времени одни из самых изменяемых глаголов, при этом в несовершенном виде, необходимо отметить,что у глаголов совершенного вида не бывает настоящего времени, ведь действие уже совершено!

Глаголы настоящего времени в русском языке отвечают на вопрос: что делает ? Например,

Катя спешит на учёбу Kate is in hurry on her way to work.

Катя что делает? - спешит - она сейчас, в данный момент спешит, значит, время настоящее.

Каждую неделю родители едут на дачу Every week parents go to dacha.

Родители что делают? - едут, каждую неделю нам показывает,что действие происходит регулярно, т.е в настоящем времени. Обращайте, пожалуйста, всегда внимание на ключевые слова , они могут служить вам подсказкой, какое время употреблять в тот или иной момент.

В форме настоящего времени окончания в спряжении зависят от их спряжения. Если вы забыли, что такое спряжение и стоит ли его учить, рекомендую почитать эту тему. Она поможет вам разобраться в сложностях при употреблении глаголов настоящего времени.

Будущее время

Очень часто мои студенты путаются и не понимают, почему в будущем времени столько разных глаголов и как все это запомнить. Дело в том,что будущее время в русском языке показывает нам, что действие не совершилось, мы планируем что-то сделать в будущем, не важно, в скором или далеком. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы:

Что сделаете? Что будем делать? Что сделаем? Что будешь делать? Например:

Когда начнутся каникулы , я поеду в Москву I will go to Moscow, when the holidays will come.

Каникулы что сделают? - начнутся, они пока не начались, это время не настало, значит, мы понимаем, что разговор идет о будущем времени.

Я что сделаю? - поеду, человек пока никуда не едет, но он уже планирует свою поездку в Москву, значит, мы говорим о будущем времени.

В русском языке будущее время бывает двух видов, вы можете встретить, например, такой глагол:

Я нарисую эту картину и подарю маме I will draw this picture and will present it to my Mom. Что сделаю? - нарисую, подарю

Но вы также можете увидеть и такую фразу, при этом она тоже будет стоять в будущем времени:

Я буду рисовать эту картину завтра и подарю ее маме I am going to draw this picture tomorrow and will present it to my Mom.

Что буду делать? - буду рисовать, действие не произошло, он планирует сделать, поэтому и это будущее время.

Но как же тогда разобраться, какую форму стоит употреблять в том или ином случае? Дело в том, что глаголы будущего времени бывают простыми и сложными. Простые глаголы в будущем образуются от глаголов совершенного вида (которые отвечают на вопросы что сделаю? Что сделаешь?)

Накрашу, уберу, отнесу, скажу, спою - все они отвечают на вопросы совершенного вида. Где характерной чертой, которая вам поможет запомнить эту форму, является добавление буквы -с в начале вопроса:

Что сделаю? Уберу

Сложные же глаголы будущего времени образуются от глаголов несовершенного вида с помощью глагола быть + инфинитива или начальной формы глагола - это та форма, которая стоит в словаре, отроете словарь русского и увидете,что глагол: я угадала, стоит в форме инфинитива: угадать .

Давайте рассмотрим примеры со сложными глаголами:

Иван будет смотреть сериал каждый день, ведь он планирует сдавать экзамен по русскому языку Ivan is going to watch a serial every day, as he is planning to pass Russian language exam.

Глагол "быть " в свою очередь изменяется по лицам:

Я буду (красить)
Ты будешь (красить)
Они будут (красить)
Он/Она будет (красить)
Мы будем (красить)
Вы будете (красить)

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, но род в будущем времени определить нельзя!
Существует ряд глаголов, которые форму 1 лица единственного числа не образуют. Вот некоторые из них:

Победить To win
Убедить To convince
Ощутить To feel
Очутиться To find oneself in

При их употреблении слово полностью меняется в будущем времени, например:

Могу очутиться - Я окажусь I will find myself in..
Могу убедиться - Я хочу убедиться I want to convince
Могу победить- Я стану победителем [ Ya stanu pabeditelem] I will be the winner

Прошедшее время

В предыдущих статьях я уже писала про времена глагола, здесь хочу отметить только главные черты, которые мы не затронули на начальном этапе. Давайте вспомним, что прошедшее время отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? Что сделали? Что делала?

В основном глаголы прошедшего времени образуются от неопределенной формы глагола (которая стоит в словаре) и добавления суффикса -л, например:

Чистить - чистиЛ (что делал?) to clean - was cleaning

Смотреть - смотреЛ (что делал?) to look - looked

Зная это правило, у вас уже будет подсказка и вы сможете образовать глагол прошедшего времени без проблем. В зависимости от рода, на конце может появиться то или иное окончание:

Смотрел- смотрела - смотрели He looked- she looked- they looked

Но существуют глаголы, которые образуются в прошедшей форме не по такому правилу, к примеру, без добавления суффикса -л в мужском роде:

Нести - нёс (мужской род, прошедшее время) to carry - was carrying, но в остальных формах рода: несли, несла they were carying, she was carrying.

Когда в слове идет чередование (когда буквы взаимозаменяют друг друга), например, при образовании прошедшей формы могут чередоваться буквы ч//г, ч//к в тех глаголах, которые оканчиваются на -чь:

Стеречь - стерёг (мужской род, прошедшее время: что делал?) to watch over - was watching over, но в женском роде и множественном числе добавляется окончание в зависимости от лица: стерегла, стерегли she was watching over, they were watching over.

Запомните, пожалуйста, что у глаголов прошедшего времени мы не можем определить лицо, только род и число.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...