Как обстоят дела в уездном городе ревизор. Гоголь "Ревизор"Почему чиновники приняли городничего за ревизора

Сочинение по произведению Гоголя «Ревизор»

“Жизнь в уездном городе до приезда ревизора”

Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия «Ревизор», где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф к комедии подтверждает это: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.

В произведении показывается жизнь в уездном городе после получения известия о прибытии ревизора. Эта весть напугала чиновников, так как они боялись потерять свою доходную должность. Конечно, на это были причины. Так в чем же они заключались? Какова была жизнь города до приезда Хлестакова?

На первый взгляд жизнь в городе благоприятная, чинная, но под этой маской благоприятности, ханжества находится вся неприглядность непристойного на руку российского чиновничества.

Основным поводом для беспокойств главных героев был беспорядок, творившийся, куда ни посмотри: церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, даже не начинала строиться. “В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!”, - говорит сам городничий. Полицейский Держиморда, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому. А посмотреть на солдат? “Эта дрянная гарниза наденет только сверху рубашки мундир, а внизу ничего нет”.

“Отцы” уездного города – мздоимцы и бездельники, были заняты только удовлетворением своих желаний и прихотей, жизнь города их совершенно не интересовала.

Судья ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак. Он позволяет сторожам разводить гусей с маленькими гусенками в передней уездного суда, а от заседателя такой запах, будто бы он сейчас вышел из винокурного завода. Да и поведение самого судьи Аммоса Федоровича предосудительно: “Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками”, - слышим мы от него.

Неменьший беспорядок творился и в больнице. Здесь не только дорогих лекарств не употребляют, здесь даже лекарь по-русски ни слова не знает. “Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”, - рассуждает Артемий Филиппович.

Здешний почтмейстер совершенно ничего не делает. От этого все дела в большом запущении, посылки задерживаются. Вместо того чтобы работать, он без зазрения совести распечатывает и читает письма: “Смерть люблю узнать, что есть нового на свете”.

Но хуже всех городничий. Взятка – вот его главное оружие. До приезда ревизора он не только не заботился о подчиненных его власти горожанах, он обирал купцов, тратил казенные деньги на собственные нужды.

Но почему же все чиновники города “n” хоть и боятся приезда ревизора, все же не выполняют своих обязанностей? Мне кажется, это происходит оттого, что люди этого города считают, что нет такого человека, которого нельзя было бы подкупить, в том числе и ревизора.

О своем произведении Гоголь писал: “Я решил собрать все дурное, какое я только знал, и за одним разом над ним посмеяться – вот происхождение “Ревизора”. Писатель был честным художником, он показал подлинную жизнь России, суровую и драматичную, и в этом его заслуга.

Николай Васильевич Гоголь не нуждается в представлении. Он известен, в частности, тем, что боролся с недостатками современного ему общества с помощью смеха. В 1835 году Гоголь задумал сочинить пьесу, где были бы представлены истинно русские пороки и характеры. Так в 1836 году родилась комедия "Ревизор". Главный герой ее - Хлестаков Иван Александрович. Сегодня мы поговорим о том, почему Хлестакова приняли за ревизора, большого чиновника из Петербурга. Ведь, казалось бы, истинное его положение в обществе нетрудно было разгадать.

Весть о скором прибытии ревизора

Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему Хлестакова приняли за ревизора, необходимо обратиться к самому началу произведения. Комедия Гоголя начинается тем, что Антон Антонович, городничий, собирает вместе чиновников и говорит, что у него есть для всех "пренеприятное известие". Оказывается, вскоре должен приехать из Петербурга ревизор с проверкой. При этом неизвестно, как он будет выглядеть и когда именно собирается приехать. Эта новость, естественно, повергла в шок чиновников города N. Она внесла некоторую сумятицу в их размеренную и ленивую жизнь.

Положение дел в городе N

Следует сказать, что чиновники были мздоимцами. Каждый из них озабочен лишь тем, как бы получить больше денег. Создается впечатление, что в то время в городе N обычными вещами были расходование чиновниками городской казны и получение взяток. Даже закон был против этого бессилен.

Городничий, например, оправдывался тем, что жалование его было недостаточным. Его якобы не хватало даже на чай с сахаром. Что же касается городского судьи, тот и вовсе не считал, что является взяточником, поскольку брал не деньгами, а щенками. Отличился и почтмейстер города N. Для получения информации он вскрывал чужие письма.

Безусловно, такое безответственное отношение чиновников к служебным обязанностям в итоге привело к тому, что город пришел в запустение. Ясно, что новость о предстоящей проверке всполошила местную верхушку власти. Неудивительно, почему Хлестакова приняли за ревизора в этой суматохе.

Подготовка к прибытию ревизора

Ожидая прибытия начальства с проверкой, каждый из чиновников принялся судорожно вспоминать, что необходимо сделать. Наконец-то все они начали предпринимать попытки навести порядок в своих ведомствах. Работы было очень много. Слуги в здании суда сушили белье и развели гусей. Больные в местной больнице курили табак и носили грязную одежду. Церковь должны были построить уже давно, 5 лет назад, однако ее открытие не состоялось. Городничий велел всем говорить, что пожар разрушил это здание. Приказано было снести старый забор, находящийся возле сапожника. На его место велено было поставить макет из соломы. Городничий Антон Антонович сам, глядя на такое плачевное состояние дел, самокритично признавал, что это "скверный город".

Прибытие Хлестакова

Городские чиновники, конечно же, боялись вышестоящего начальства. Поэтому они готовы были увидеть проверяющего из столицы в любом приезжем. Вот почему чиновники Хлестакова приняли за ревизора. Когда распространился слух о том, что в гостинице города N уже давно живет какой-то неизвестный, все решили, что этот незнакомец непременно должен был быть ревизором. К тому же Хлестаков Иван Александрович (так звали гостя) прибыл из Петербурга и одет был по самой последней столичной моде. Действительно, зачем жителю столицы приезжать в уездный город? Ответ может быть лишь один: для осуществления проверки! Надеемся, вам теперь ясно, почему чиновники Хлестакова приняли за ревизора.

Встреча "ревизора" с городничим

Весьма любопытна встреча Ивана Александровича с городничим. Последний в панике надел вместо шляпы себе на голову коробку. Городничий раздавал на ходу последние поручения своим подчиненным перед встречей с важным гостем.

Комичность сцены встречи этих героев заключается в том, что оба они опасаются. Хлестакову пригрозил трактирщик, что сдаст его городничему, и его посадят в тюрьму. И вот появляется городничий... Оба героя боятся друг друга. Иван Александрович к тому же громко кричит и горячится, что заставляет его гостя трястись от страха еще сильнее. Городничий пытается дать ему взятку, чтобы задобрить, приглашает "ревизора" пожить у себя. Встретив неожиданно радушный прием, Хлестаков успокаивается. Иван Александрович сначала даже не подозревает, кем его считает городничий. Он не сразу задумывается о том, почему его приняли так тепло. Хлестаков совершенно искренен и правдив. Он оказался простодушнее, а не хитрее, ведь он не собирался сначала обманывать. Однако городничий полагает, что ревизор таким образом пытается скрыть, кто он есть на самом деле. Если бы Иван Александрович был сознательным лгуном, у него было бы намного больше шансов быть разгаданным и понятым. То, как приняли Хлестакова за ревизора, весьма показательно. Всеобщий страх не дал чиновникам и городничему открыть глаза.

Как Хлестаков в комедии "Ревизор" играл свою роль

Заметим, что и в дальнейшем Иван Александрович не растерялся. Навязанную обстоятельствами роль он исполнил великолепно. Сначала Хлестаков подумал, увидев чиновников и городничего, что они прибыли, дабы за неуплату долга за гостиницу посадить его в тюрьму. Однако затем догадался, что его приняли за какое-то высокопоставленное должностное лицо. И Иван Александрович оказался не прочь этим воспользоваться. Сначала он с легкостью взял денег в долг у каждого из городских чиновников.

Хлестаков в комедии "Ревизор" сделался уважаемым человеком и желанным гостем в любом доме. Он очаровал дочку и жену городничего, а дочке даже предложил выйти за него замуж.

Сцена вранья

Сцена вранья Ивана Александровича - кульминационный момент произведения. Хлестаков в роли ревизора, изрядно выпив, рассказывает о том, что в столице у него отличное положение. Он знаком с Пушкиным, обедает с министром, является незаменимым служащим. А в свободное от работы время Хлестаков якобы пишет музыкальные и литературные произведения.

Кажется, что из-за своего вранья он вот-вот будет разоблачен, однако местная публика ловит каждое его слово и верит во всевозможные нелепицы. Осип, слуга Ивана Александровича, оказывается единственным, кто понял совершенную Хлестаковым ошибку. Опасаясь за своего господина, он увозит его из города N.

Обман обнаруживается

Каково же пришлось городским чиновникам, когда они обнаружили, что их обманул какой-то мелкий служащий, прибывший из Петербурга! В пьесе далее завязывается драка между ними. Каждый из них стремится выяснить, кому не удалось распознать самозванца, почему Хлестакова приняли за ревизора. Однако злоключения чиновников города N на этом не заканчиваются. Ведь поступает известие о том, что приехал настоящий ревизор! Этим и завершается пьеса.

Положительный герой пьесы

Николая Васильевича нередко упрекали в том, что в его произведении отсутствуют положительные герои. Гоголь отвечал на это, что один такой персонаж все же есть - это смех.

Итак, мы ответили на вопрос: "Почему Хлестакова приняли за ревизора?" Кратко подытоживая сказанное выше, отметим, что страх - основная причина всеобщей ошибки. Именно он является двигателем сюжета в произведении Гоголя и создает ситуацию заблуждения. Именно страх лишиться теплых мест и боязнь проверки порождает в которую попали абсолютно все персонажи комедии.

Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

«Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор», - с этой фразы начинается блистательная комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Местом действия является небольшой уездный городишко, а главными действующими лицами - городские чиновники. Сообщение о приезде ревизора для них как гром среди ясного неба. Жизнь местных чиновников течет тихо и безмятежно. Лень, взяточничество, казнокрадство - настолько привычные явления в их городе, что практически официально разрешены. Глава города берет взятки и легко подыскивает себе оправдание: «Недостаточность состояния... Казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар». А судья, например, такого греха за собой и вовсе не признает: ведь он берет взятки борзыми щенками. Почтмейстер читает чужие письма и расценивает это как нормальный источник информации: «...смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

При этом никого из них не заботит, как обстоят дела в городе. А дела-то обстоят хуже (некуда, иначе с чего бы чиновники так переполошились, узнав о приезде ревизора. Все стали судорожно припоминать, что творится во вверенных им учреждениях - в присутственных местах, богоугодных и учебных заведениях, почтовом отделении и т. д. Выяснилось, что в присутственных местах «сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками». А в богоугодных заведениях больные курят крепкий табак и ходят в грязной одежде. Церковь при богоугодном заведении, на которую еще пять лет назад были ассигнованы деньги, строиться не начинала. Поэтому городничий распоряжается, чтобы все говорили, будто она сгорела. Еще одно указание - «разметать старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку». В общем, было чему ужаснуться. Сам городничий восклицает: «Что это за скверный город!»

Ревизор должен приехать инкогнито, а чиновники настолько перепуганы, что готовы принять за него первого же приезжего человека, мало-мальски похожего на жителя столицы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они поселившийся в местной гостинице Иван Александрович Хлестаков показался им подходящей кандидатурой на роль ревизора. А собственно, почему бы и нет? Хлестаков действительно приехал из Питера, и одет он модно - этакая «столичная штучка». Причина появления столь важного гостя может быть только одна - конечно, это ревизор!

При первой встрече Хлестакова с чиновниками неизвестно, кто кого больше боится. Однако Хлестаков оказывается хитрее и предприимчивее - он быстро ориентируется в ситуации. И вот уже чиновники суют ему деньги, а он берет «взаймы» у каждого из них. Хлестаков становится дорогим гостем в доме городничего, очаровывает его жену и дочь - двух провинциальных кокеток, помешанных на нарядах и альбомчиках для стихов.

Кульминацией является сцена вранья, когда Хлестаков переходит все границы в своем хвастовстве. Казалось бы, он выдает себя с головой в каждом слове, и тут семи пядей быть не надо, чтобы понять: в его выступлении нет ни слова правды. И дом у него первый в Петербурге, и на службе он незаменим, и литератор он известный, и даже с Пушкиным знаком. Однако его собеседники настолько тупы, серы и необразованны, что все принимают за чистую монету: «Вот оно, что значит человек! В жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху».

Зато какова же была сцена прозрения! Каждый из чиновников получил характеристику, данную Хлестаковым. Все чуть не передрались, выясняя, кто виноват. Знаменитая фраза городничего: «Чему смеетесь? над собой смеетесь!» обращена и к гостям, находящимся в его доме, и к зрительному залу. Ведь героев комедии можно встретить повсюду. А посмеяться все-таки не вредно. Гоголь, отвечая на упреки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе... Это честное, благородное лицо был смех.

Цели урока:

Сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, так как правовое сознание школьников, многие из которых после окончания школы будут решать проблемы муниципального и государственного правления, начинается с умения «сквозь смех услышать грусть» и с желания бороться со всем «дурным в России»;

Побудить детей к самостоятельному анализу образов чи-новников в комедии Н. В. Гоголя и внимательному прочтению дета-лей гоголевского произведения.

Сверхзадача: выйти на уровень философского обобщения, умения читать между строк, попытаться открыть личностный, глубинный смысл гоголевского произведения.

I . Эпиграфом к уроку выбраны слова самого Гоголя: «В „Ревизоре" я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал. и за одним разом посмеяться над всем. Сквозь смех. читатель услышал грусть.».

II . Город.

«Собирание всех известных сведений о городе путём фрон-тальной работы:

Где происходит действие комедии?

Почему у этого города нет названия?

Что нам известно об этом городке?

Какую характеристику ему даёт городничий и Хлестаков?

Действие комедии происходит в небольшом уездном городке, названия которому Гоголь не даёт. Неопределённое местополо-жение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого госу-дарства не доскачешь», придаёт ему условность, позволяет отразить в нём все социальные пороки России, достичь боль-шой степени обобщения всех пороков. Именно поэтому Хлеста-ков говорит об этом городе: «Какой скверный городишка!»

Однако о жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях. Скажите, о жизни каких заведений города N мы узнаём из комедии?

III . Чиновники.

1. Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в городе?

По словарю С.И. Ожегова: «Чиновник - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».

Действительно, чиновники - это виновники всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сегодняш-него урока. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и ду-шевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь горо-да. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала XIX века. Интересно, что чиновники на протяжении практически всего развития действия комедии держатся вместе. Как вы считаете, почему? Что их связывает? (Общие грешки и страх перед ревизором). Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлес-такову. Мы же сегодня разъединим их во второй раз.

2. На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии (Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, Антон Антоно-вич Сквозник-Дмухановский, Артемий Филиппович Земляника, Лука Лукич Хлопов, Иван Кузьмич Шпекин). Ребята выбирают из цилиндра свернутые «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристики того или иного чиновника. Задача каждого читателя: найти «хозяина» художественной детали и прикрепить свой листок на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создает. Затем к доске выходят пять человек, которые проверяют правильность выполнения задания, и каждый из них, соединяя детали, выстраивает свой ответ-характеристику чиновника. Все участники урока пересаживаются по группам в соответствии с таблич-кой-заголовком (фамилией чиновника), характеристики которых были составлены с помощью их «записочек».

Вот какие черты составили характеристики героев:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский:

Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

- «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сде-лайте несчастным человека»;

Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»;

В немой сцене он стоит посередине в виде столба с распрос-тёртыми руками и закинутою назад головой;

Ему принадлежит фраза: «Чему смеётесь? над собой смеё-тесь!.»;

Женат, имеет взрослую дочь.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин:

- «Человек, прочитавший пять или шесть книг»;

Берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в цер-ковь не ходит;

- «говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и са-пом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»;

Судья, коллежский асессор;

С 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;

Предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.

Артемий Филиппович Земляника:

У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя;

Попечитель богоугодных заведений;

- «очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут»;

- «Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоро-веет, то и так выздоровеет»;

- «совершенная свинья в ермолке».

Лука Лукич Хлопов:

Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;

Смотритель училищ;

Имеет чин титулярного советника;

- «протухнул насквозь луком»;

Один из его подчинённых «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

Иван Кузьмич Шпекин:

- «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьёт горькую»;

- «простодушный до наивности человек»;

- «совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает»;

В разговоре с Хлестаковым всё время повторяет фразу: «Так точно-с»;

Почтмейстер, надворный советник.

3. Работа по группам. Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образа одного чиновника.

Земляника: Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе? Почему Земляника не доносит на городни-чего? Почему он представился ревизору последним?

Шпекин: Как обстоят дела на почте? Почему он распечатывает письма? Почему Гоголь в «Замечаниях для господ актёров» даёт ему такую характеристику: «Простодушный до наивности человек»? Докажите это.

Ляпкин-Тяпкин: Можно ли по фамилии судьи дать ему ха-рактеристику? Какую? Как обстоят дела в присутственных мес-тах? Что мы знаем о его карьере?

Хлопов: Почему Хлопову не дается характеристика в «Замеча-ниях для господ актеров»? Составьте «Замечания» к его образу.

Сквозник-Дмухановский: Он говорит: «Нет человека, кото-рый бы за собой не имел каких-нибудь грехов». Какие грешки водятся за городничим? Почему городничий поверил, что Хлес-таков - ревизор?

4. После группового обсуждения и подготовки ответа на предложенные вопросы каждой группе предоставляется слово. Остальные группы могут вносить дополнения, исправления, задавать вопросы отвечающим. Итогом этой работы становится вывод о том, что Гоголь обладал даром при помощи одной детали дать полную характеристику герою своего произведения.

IV . Возвращаемся к эпиграфу урока.

Читаем эпиграф, и письменно на небольшом листке бумаги каждый даёт ответ на вопрос: «О чём грустит Гоголь?»

После этого работы афишируются на доске, и каждый может познакомиться с точкой зрения своих одноклассников, провести самооценку путём сравнения своего ответа с ответами других.

«Гоголь грустит о России, её нравах, порядках. Ему горько, оттого что он не в силах что-либо изменить в существующем государственном устройстве».

«Писатель грустит о том, что его родная страна находит-ся в запустении, что взятки, обман, доносы - всё это стало обычным делом, никого не приводящим в ужас».

«Мне кажется, Гоголь грустит о том, что в нашей стране взяточники занимают высокое положение в обществе. И забо-тятся они не о государстве, не о городе и его жителях, а лишь о собственном благосостоянии».

«Гоголь грустит о России и за Россию: становится очень больно и горько от мысли, что такая страна пропадает по вине жадности, корысти, глупости и невежества чиновников, управляющих ею».

V . В заключение урока используется гоголевский текст «Развязка „Ревизора"», который он написал в 1846 году. Он представляет собой одно явление, действующими лицами которого являются актёры, играющие комедию «Ревизор» на сцене. Детям раздаются листы с отрывком этого текста. Во время чтения текста учителем ребятам предлагается подчерк-нуть, выделить ключевые фразы текста, которые затем озву-чиваются и обсуждаются в классе.

Н.В.Гоголь. Развязка «Ревизора» (1846)

«Всмотритесь-ка пристально в этот город, который вы-веден в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чи-новники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, - ведь не светский человек произнесёт над нами суд, - взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовёт на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят, от стыда в землю глаза свои, да и посмот-рим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духу спро-сить: «Да разве у меня рожа крива?» Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кри-визны всех этих чиновников, которых только что видел в пьесе! <.> не о красоте нашей должна быть речь, но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия <.>. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждёт нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая за-ставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется <.> Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце её. На место пустых разглагольствова-ний о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, - в котором бесчинст-вуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя каз-ну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть всё, что ни есть в нас, - настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! <.> Клянусь, душевный город наш стоит того, чтобы поду-мать о нём, как думает добрый государь о своём государст-ве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их <.> Сме-хом, которого так боятся все низкие наши страсти! Сме-хом, который создан на то, чтобы смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека (Цит. по кн.: Го-голь Н.В. Развязка «Ревизора» // Гоголь Н.В. Собр. соч. В 8 т. М., 1984., С. 364 -376).

VI . Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру: «Каким я хочу видеть свой душевный город?».

«Мой душевный город должен быть маленьким уютным мирком, в котором я бы чувствовала себя спокойно. Из него из-гнаны все враги-страсти, а управляет им неподкупная и стро-гая старушка Совесть. В её подчинении находятся разные заве-дения города: картинная галерея, библиотека, школа, больница, храм. В моём городе царствуют только добрые и прекрасные чувства. В библиотеке я встречаюсь с Трудолюбием и Интел-лектом. В трудные минуты, на помощь мне приходят Терпи-мость, Вера и Сострадание, мои душевные раны залечивают Любовь и Забота. И самым важным мне кажется то, что мой город не стоит один-одинешенек, а постоянно ищет другие, по-хожие на него, создавая содружество городов-душ».

Литература

Вологжанина В. В. Комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя (VIII класс). - См. в кн.: Открытый урок по литературе: Русская классическая ли-тература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учите-лей / Редакторы-составители: И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. — 2-е изд. — М.: Московский Лицей, 2001. 420 с. (Выпуск IV). - С. 82 - 87.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...