Как перестать все откладывать на потом. Поможет ли составление списков? Доведи дело до конца

Вы постоянно откладываете дела на потом? Никак не можете начать? Тогда эта статья для вас, в ней мы расскажем, как победить прокрастинацию и перестать откладывать дела на потом.

Что такое прокрастинация

Петр Людвиг в своей книге “Победи прокрастинацию! ” пишет:

«Прокрастинация - это не просто лень . Ленивый человек не хочет ничего делать и не испытывает никакого беспокойства по этому поводу. Прокрастинирующий же и рад был бы что-нибудь сделать, но у него не получается начать.

Прокрастинацию нельзя путать и с отдыхом . Во время отдыха мы наполняемся новой энергией. При прокрастинации, наоборот, ее теряем. Чем меньше у нас остается энергии, тем больше возрастают шансы отложить выполнение задачи на неопределенный срок и снова ничего не делать.»

Почему прокрастинация — это плохо

  1. Постоянное мысли о приближении дедлайна подготавливают почву для стресса.
  2. Откладывание дел на потом - стимулирует появление стресса.
  3. Стресс приводит к ухудшению здоровья.
  4. Сожаление об упущенном времени и обвинение себя в том, что так ничего и не сделано отнимают гораздо большее количество времени, нежели само выполнение задачи.

Как писал Петр Людвиг:

«Из-за прокрастинации мы теряем время, которое могли бы потратить с пользой. Если нам удастся ее победить, мы сможем переделать больше дел и эффективнее реализуем наш жизненный потенциал.

Римский философ Сенека предупреждал: «Пока мы откладываем жизнь, она проходит». В этой цитате названа главная причина, по которой нужно бороться с прокрастинацией.»

Как перестать откладывать дела на потом

  • Мотивация

Как говорил Стив Джобс в своем обращении к студентам Стэнфордского университета:

«Осознание того, что скоро умру, лучше всего помогло мне принять важные решения в моей жизни. Перед лицом смерти почти все теряет значение - мнение окружающих, амбиции, страх позора или провала, - и остается только то, что по-настоящему важно. Помнить о том, что умрешь, - это лучший известный мне способ избежать мысленной ловушки, которая заставляет тебя думать, что тебе есть что терять. Ты уже голый. И нет никаких причин не следовать зову своего сердца».

  • Результат

Отдача, несомненно, очень важная часть в нашей работе. Когда мы пожинаем плоды того, что делаем, мы заряжаемся дополнительной порцией энергии, получаем вдохновение, которое поможет перестать откладывать дела на потом.

Существует два типа отдачи: эмоциональная и материальная.

Эмоциональная отдача связана с выработкой дофамина - нейромедиатора, вызывающего чувство удовлетворения.

Материальная отдача представляет собой конкретные результаты труда, что так же заряжает положительными эмоциями.

Заставляем проблему работать на себя

Профессор философии Стенфордского университета Джон Перри написал книгу “Искусство прокрастинации”, в которой он учит не бороться с проблемой, а заставить ее работать на себя.

Обычно прокрастинатор постоянно занят делами, но проблема в том, что человек выполняет дела более мелкие и никак не может дойти до самого главного.

Автор предлагает составить список, в котором будут дела имеющие бОльшую важность стоять в начале списка, а менее важные — в конце. Прокрастинатор должен начать выполнять дела из этого списка, но только с конца, таким образом, человек — прокрастинатор по-прежнему занимается какими-то делами не имеющими такой важности, но потихоньку переходит к самым главным и выполняет всё то, что ему нужно.

Хотите успевать больше? Быть более продуктивными? Больше развиваться?

Оставьте свой Email, чтобы мы отправили на него наш список инструментов и ресурсов 👇

электронной почты" value="" data-automation-id="form_email" data-parsley-required="true" data-parsley-minlength="6" data-parsley-maxlength="150" data-parsley-error-message="Пожалуйста, укажите корректный адрес электронной почты." data-parsley-required-message="Это поле необходимо.">

Список придет вам на почту через минуту

Перфекционизм порождает прокрастинацию

Джон Перри также писал о том, что перфекционизм порождает прокрастинацию.

Каким образом?

Сделать что-либо идеально очень сложно, почти невозможно. Чем дело сложнее, тем напряженнее придется работать для достижения лучшего результата. Так, перфекционист разочаровываясь в том, что у него не получается сделать идеально, переходит к менее сложным делам, и перестает пытаться делать что-то серьезное, так как не хочет разочароваться. И вот прокрастинатор готов! Так важные дела постоянно откладываются на потом.

В чем прелесть списка текущих дел в ежедневнике

Список текущих дел — это список дел на день.

Когда мы вычеркиваем завершенные дела или ставим галочку в квадратике, мы испытываем психологическое удовлетворение. Мы чувствуем себя продуктивными и эффективными, таким образом даем себе психологический толчок.

В своей книге Джон Перри для начала предлагает составить простой список дел, чтобы перестать откладывать дела на потом:

  1. Выключить будильник.
  2. Не нажимать «повторить сигнал».
  3. Встать с кровати.
  4. Пойти в ванную.
  5. Не ложится обратно в кровать.
  6. Спуститься вниз.
  7. Сварить кофе.

“Когда я сажусь выпить первую чашку кофе, я могу вычеркнуть уже семь пунктов. Это и выглядит впечатляюще, и на душе от этого хорошо. День свершений начат, пять минут – полет нормальный. Чтобы сделать все это, мне не нужны напоминания. А вот легкое поглаживание, поощрение за то, что я все это сделал, мне не повредит. Но кто тебя за это погладит? Все приходится делать самому – для этого и нужен список текущих дел, чтобы вычеркивать выполненные задания.”

Музыка задаст ритм и поможет двигаться дальше

Музыка — это прекрасное явление, которое помогает нам во все периоды нашей жизни. Чтобы задать себе позитивный настрой, включите с утра музыку и начинайте день вместе с ней! Бывают моменты, когда настроение настолько паршивое, что нет никакого желания слушать песни. В таком случае — радиостанции к вашим услугам.

Также музыку можно использовать в качестве таймера во время выполнения физической работы, к примеру уборки по дому. Создаете плейлист и ставите себе условие: к тому времени, когда закончится музыка работа должна быть сделана. С помощью этого «таймера» вы сможете контролировать себя, чтобы уборка не затянулась на долго.

Дорогие прокрастинаторы, хочу вам сказать: какими бы хорошими ни были советы, они вам не помогут, если нет явного желания изменить свою жизнь. Всё зависит от вас. Наберитесь терпения и меняйте свою жизнь так, как вам захочется! Надеюсь вы нашли для себя способы как перестать откладывать дела на потом.

Чаще всего мы откладываем дела на потом из-за страха — страха неудачи или страха перед успехом . Мы позволяем этим страхам отталкивать нас от поставленной цели. Этот способ поможет вам начать работу, а не откладывать ее.

Кроме того, мы также склонны откладывать дела просто потому, что мы боимся трудных задач . Мы не хотим напрягать наш мозг или расходовать энергию, необходимую для начала.

Но, как все мы знаем, начало работы – это самое сложное. Как только вы начнете, импульс будет вести вас вперед. Если вы продолжите откладывать на потом, вы никогда не поймаете эту волну импульса.

Лень не только крадет драгоценное время и импульс, которые мы могли бы посвятить достижению цели, она также крадет нашу энергию и мотивацию.

Чем дольше мы откладываем что-то важное, тем хуже мы себя чувствуем.

Мало того, что мы себя хуже чувствует, мы еще и теряем мотивацию, которая помогает нам продвигаться в работе вперед.

Чем меньше у нас мотивации, тем больше мы откладываем дела, заменяя их бессмысленными отвлекающими факторами.

Начальным шагом в борьбе с ленью является осознание того, что вы делаете и насколько оно вредно.

Подумайте об этом: если вы тратите один час на то, что откладываете дела на потом, то это семь часов в неделю — почти полный рабочий день. Таким образом, вы теряете 52 полных рабочих дня в год .

Что вы могли бы сделать с дополнительными 52 рабочими днями?

  • Вы могли бы написать книгу.
  • Вы могли бы начать бизнес.
  • Вы могли бы создать блог.
  • Вы могли бы пройти курсы повышения квалификации.
  • Вы могли бы выучить новый язык.
  • Вы могли бы закончить несколько крупных рабочих проектов.
  • Вы могли бы заработать бонусных 10 дол. за час и внести дополнительные 3640 дол. в семейный бюджет.

Есть так много вещей, которые вы могли бы выполнить с этими дополнительными 365 часами в год . Но что вы можете предпринять путем откладывания и лени?

Итак, 12-ступенчатый способ восстановления, который поможет вам перестать откладывать дела на потом и начать работать:

  1. Планируйте заранее

  2. Днем или перед сном, или первым делом с утра, определите свое первое самое важное дело дня . Затем определите второе и третье наиболее важное дело.

    Свяжите эти дела с чем-то важным в вашей работе или бизнесе — что-то, что переместит вас вперед, добавит вам больше денег, расширит ваши возможности. Они не должны быть бессмысленными административными задачами.

  3. Определите причины

  4. Прежде чем начать свое самое важное дело, спросите себя, почему оно так важно . Какова положительная мотивация для выполнения этой задачи? Какую пользу она принесет вам? Как вы себя почувствуете, когда закончите?

    Прояснение причин, по которым вы делаете что-то, поможет вам прорваться и продолжить работу, когда вы начнете чувствовать усталость, отвлечение и захотите отложить на потом. Вы можете записать эти причины на бумагу и положить ее где-то поблизости, чтоб напоминать себе о них.

  5. Разбейте на действия

  6. Разбейте свое первое самое важное дело на действия и задачи, связанные с выполнением основного дела.

    Запишите все действия, связанные с завершением и расставьте приоритеты . Затем оцените, сколько времени займет каждая задача, и запишите.

  7. Определите свое расписание

  8. Чтобы перестать откладывать дела на потом, вы должны определить, в какое время дня вы наиболее продуктивны или креативны ?

    Для меня это первая половина дня, но ваше наиболее продуктивное время может быть и в середине дня. Организуйте приоритеты действий, чтобы максимально увеличить время своей работы.

  9. Подготовьтесь

  10. Убедитесь, что у вас есть все, что вам нужно, прежде чем садиться за свою работу. Приготовьте кофе, воду или чай и поставьте его у своего рабочего места.

    Можно взять небольшой здоровый перекус , такой как миндаль, банан или морковь, чтобы во время работы не чувствовать себя слишком голодным. Убедитесь, что освещение именно такое, как вы хотите, и ваш стол организован или чист.

  11. Повторите

  12. Если ваше самое важное дело дня занимает всего несколько часов, переходите к делу №2 и повторите описанные выше шаги . После выполнения дела №2 проделайте шаги и для дела №3.

  13. Удалите отвлекающие факторы

  14. Конечно, это важный аспект, чтобы сосредоточиться на деле и не откладывать его на потом.

    Найдите место , где вы можете работать без перерывов. Выключите телефон. Закройте все другие браузеры на своем компьютере и выключите звук, чтобы вы не слышали звуки от всевозможных сообщений.

  15. Начните с осознанности

  16. Прежде чем вы начнете свою первую задачу своего самого важного дела на день, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и установите осознанное намерение выполнить дело легко и продуктивно .

    Представьте себе, как вы будете себя чувствовать, когда закончите. Но не используйте этот момент как еще одну причину, чтоб отложить это дело на потом. Сделайте это за 1-2-минутны перед началом работы.

  17. Установите таймер

  18. Если вам трудно сосредоточиться, установите таймер на 20-30 минут .

    Работайте старательно в течение этого времени, и когда таймер выключится, позвольте себе короткий перерыв , чтобы сделать растяжку, выйти на улицу, закрыть глаза или что-то перекусить.

    Но не используйте это время, чтобы проверить электронную почту или долго разговаривать по телефону. Не позволяйте никому и нечему украсть ваше продуктивное время.

  19. Распишите более длительные перерывы

  20. В промежутке между тремя вашими важными делами планируйте более длительные перерывы от 15 минут до часа (на обед, например). Используйте эти перерывы, чтобы активировать себя, выполняя упражнения, медитацию или побеседовав с кем-то. Время должно быть точное, чтобы следующее дело не было отложено на потом.

  21. Наградите себя

  22. После выполнения дела или серии задач вознаградите себя либо перерывами, упомянутыми в пунктах 9,10, либо позвольте себе проверить телефон, электронную почту или заглянуть в социальные сети на короткий промежуток времени (10-15 минут) .

  23. Распишите бессмысленные задания

  24. Помимо трех самых важных дел дня у вас наверняка будут бессмысленные дела, которые необходимо выполнить. Если утром вы должны сначала проверить электронную почту, сделайте это за 10-15 минут.

    Установите таймер, и даже если вы еще не закончили работу с электронными письмами, остановитесь и перейдите к своему самому важному делу, а после возвращайтесь к электронной почте в тот же день, когда вы выполнили все важные дела.

    Другие бессмысленные задачи, такие как легкая документация, организация или что-либо, что не занимает много сил, могут быть запланированы в наименее продуктивные дни .

Следуя этому способу распределения действий и задач, вам будет легче перестать откладывать дела на потом, начать работать и закончить дело вовремя, чувствуя себя при этом организованно и продуктивно .

Часто ли Вы откладываете дела на потом?


|

Перестаньте делать ненужные вещи
Вспомните о правиле 80:20, где 20% усилий приносят 80% результата. Действительно ли необходимо делать то, над чем вы работаете в настоящий момент? Какие будут последствия, если вы этого не сделаете? Возможно, вам стоит перестать этим заниматься и взяться за то, что реально важно.

Мыслите позитивно
Прокрастинация часто связана с негативным восприятием мира, когда вы говорите себе фразы типа: «Я должен…», «Мне нужно…», «Я обязан закончить…» Измените модальность своего внутреннего диалога, и это поможет вам перестать откладывать дела. Говорите себе: «Я хочу…», «Я выбираю…» Перенаправьте свою энергию с откладывания дел на созидание.

Сделайте первый шаг
Начав что-то делать прямо сейчас, вы избавитесь от беспокойства и стресса. Как только у вас появляются важные дела, выделяйте время в своем расписании хотя бы на то, чтобы начать решать эти задачи или спросить совета при необходимости. У вас будет шанс справиться с этими делами как можно скорее.

Попросите о помощи
Если причиной откладывания дел является отсутствие ясности, иногда просто нужно попросить о помощи. Наставник, руководитель, тренер или другой человек, которому вы доверяете, может помочь вам разобраться в ситуации, подсказать, с чего начать, или предложить шаги для завершения проекта.

Разбейте задачу на части
Разделите крупный проект на последовательность более мелких, выполнимых задач. Масштабные проекты не кажутся такими уж большими, если рассматривать их как последовательность небольших шагов. Убедитесь, что вы внесли эти более мелкие задачи в календарь. Не стоит писать, например, просто «Презентация», потому что это не задача. Процесс создания презентации можно представить в виде четких и выполнимых задач:
1) собрать информацию;
2) проработать структуру;
3) создать контент;
4) сделать слайды в PowerPoint;
5) проверить, как все работает.

На такую задачу, как «Презентация», необходимо выделить в календаре не меньше двух часов, а столько времени не всегда легко найти. Пять более мелких задач являются функциональными, потому что вы точно знаете, что вам нужно делать. При этом каждая из них по отдельности занимает меньше времени, за счет чего внести их в календарь проще.

Следуйте правилу «25 минут»
Чтобы уменьшить соблазн отложить выполнение задачи, каждая активная фаза работы по проекту должна занимать не более 25 минут. В основе этого правила лежит «метод помидора» – техники управления временем, предложенной Франческо Кирилло в конце 1980-х. Техника предполагает разбиение задачи на 25-минутные периоды, окончание которых отслеживается при помощи таймера. Каждый такой период сопровождается коротким перерывом.

После четырех периодов работы следует более длительный перерыв. Эта техника особенно эффективна при большом объеме работы или при необходимости заниматься тем, что совсем не хочется делать. Когда мы знаем, что будем работать над задачей 25 минут, а как только прозвонит таймер, сможем отвлечься, выполнять работу становится психологически легче.

Поощряйте себя
Отмечайте завершение работы над частями проекта и наградите себя за то, что справились с проектом вовремя. Это может быть чашечка кофе, время на то, чтобы заглянуть в Facebook или Twitter, или какая-то более значимая награда. Что бы это ни было, поощрение создаст у вас позитивный настрой и послужит мотивацией для завершения проекта.

Устанавливайте сроки и старайтесь их соблюдать
Если вам не установили срок завершения проекта, согласуйте дату или сами установите ее для себя и внесите в календарь. Объявляйте о своих дедлайнах, потому что это обяжет вас к их соблюдению. Гораздо более вероятно, что вы начнете откладывать работу при отсутствии дедлайна. Классический пример такой ситуации – составление завещания. Никто не планирует дату своей смерти, хотя все мы понимаем, что это неизбежно. Большинство людей всячески откладывают все дела, связанные с подготовкой к этому событию. И все же очень важно составить завещание, особенно если у вас есть дети. Вам будет легче с этим справиться, если вы установите для себя дедлайн (например, я закончу составление завещания до 31 декабря).

Завершение тех дел, которые вы постоянно откладываете на потом, особенно таких болезненных вопросов, как планирование наследования, освободит вас от гнетущего чувства, что вы ведете себя недостаточно ответственно.

Исключите отвлекающие факторы
Вы должны создать для себя позитивную рабочую обстановку, которая способствует продуктивной деятельности. Исключите все возможные отвлекающие факторы. Если вам с трудом дается работа над каким-то проектом или задачей, отвлекающие факторы станут для вас лишь предлогами, чтобы прекратить работу. Интернет, коллеги, всегда готовые поболтать с вами, телефонные звонки, всплывающие извещения об электронной почте – все это способствует тому, что вы начинаете откладывать работу. Исключите все отвлекающие факторы, по крайней мере на 25 минут, и займитесь работой.

Свяжите себя обязательством
Один из лучших способов всегда завершать дела вовремя – это иметь делового партнера, с которым вы связаны обязательствами. В своей книге Still Procrastinating: The No Regrets Guide to Getting It Done («Все еще тянете время? Руководство по завершению незаконченных дел») Джозеф Феррари рассказывает историю о профессоре экономики из Гарварда, который платил своим соавторам по 500 долларов каждый раз, когда не успевал закончить обещанную статью или проект в оговоренный срок. Финансовый стимул, несомненно, помогает справиться с прокрастинацией, хотя нет необходимости заходить так далеко. Обычно бывает вполне достаточно, что кто-то следит за тем, как вы выполняете свои обязательства.

Как перестать откладывать дела на завтра? Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда какое-то дело откладывалось на потом раз за разом. Всегда находились более приятные и интересные занятия, а это – успешно откладывалось. При этом вы уверены, что именно завтра займетесь этим в первую очередь. Но, увы.

В этой статье вы прочитаете:

  • Что такое прокрастинация
  • Кто чаще всего откладывает дела на завтра
  • Почему мы откладываем дела на потом
  • Как побороть прокрастинацию
  • Как откладывание дел идет нам на пользу

Что такое прокрастинация

Прокрастинацию считают одной из наиболее серьезных проблем, возникающих при ведении бизнеса. Русские люди всегда славились своей склонностью откладывать дела на потом, которая уже давно превратилась в часть российского менталитета. Даже поговорка такая есть, что русские долго запрягают, но быстро едут. «Долго запрягают» – это то самое откладывание дел, которое и выражает термин прокрастинация.

Лучшая статья месяца

Маршалл Голдсмит, лучший бизнес-тренер по версии Forbes, раскрыл методику, которая помогла топ-менеджерам Ford, Walmart и Pfizer подняться по карьерной лестнице. Вы можете бесплатно сохранить консультацию, которая стоит 5 тыс. долл.

В статье есть бонус: образец письма-инструкции для сотрудников, которое должен написать каждый руководитель, чтобы повысить производительность труда.

Прокрастинация – процесс совладания с волнением, возникающим из-за необходимости начать и завершить определенное дело. Из-за этого волнения человек регулярно откладывает свои дела.

  • Самоменеджмент руководителя: как находить время на всё

Многие из тех, кто откладывает задачи, спустя какое-то время берутся за их выполнение, но качество выполненной работы при этом резко снижается. Таким образом, прокрастинация влияет на эффективность работы как вас, так и ваших сотрудников. Например, бывает так, что менеджеры откладывают общение с клиентами по телефону, потому что предпочитают писать им электронные письма. Естественно, что разговор по телефону был бы более эффективен и, возможно, привел бы к заключению сделки, чего не скажешь об общении посредством электронной почты. Однако отчаиваться не стоит, лечение прокрастинации существует и избавиться от неё вполне реально.

С этим вопросом придется разобраться рано или поздно. Итак, вы готовы? Сейчас или никогда. Как перестать откладывать дела? Рассмотрим проблему подробнее: причины прокрастинации, симптомы, возможные последствия и способы лечения.

Почему мы откладываем дела на потом

  • мы боимся, что не сможем справиться с ними;
  • мы боимся встретиться с трудностями;
  • у нас плохое настроение или просто нет сил;
  • мы постоянно ждем подходящий момент;
  • откладываемые дела кажутся нам слишком неприятными и скучными;
  • нам кажется, что это дело нам «не по душе».

Какие еще бывают причины прокрастинации

1) Нелюбимая работа. Одной из наиболее распространённых причин прокрастинации является то, что мы заняты отнюдь не любимым делом. Когда приходится постоянно делать то, что не приносит никакого морального удовлетворения, возникает вполне объяснимое желание оттягивать выполнение дел.

2) Неверная расстановка приоритетов. Многие не знают, как расставлять приоритеты, как определить, какие дела являются важными, а какие – нет. Хуже того, мы зачастую вообще об этом не задумываемся.

3) Отсутствие жизненных целей. У человека, не имеющего целей, попросту нет мотивации выполнять дела и куда-либо спешить.

4) Отсутствие планирования времени. Отсутствие планирования рабочего времени является еще одной распространенной причиной прокрастинации. Если у человека нет конкретного плана действий, то у него неизбежно возникает соблазн отложить выполнение дел на другой день.

5) Недостаток знаний, навыков, умений. При отсутствии навыков, умений и знаний, необходимых для выполнения определенной задачи, у человека появляется желание отложить работу на потом, ведь он боится, что выполнит задачу недостаточно хорошо.

6) Неумение принимать решения. Если человека постоянно одолевают сомнения, он колеблется и не может принять решение, то у него неизбежно возникает желание отложить работу на потом, когда он всё более тщательно обдумает.

7) Страхи и фобии. Причиной развития прокрастинации также могут быть страхи и фобии, которыми страдает человек. К примеру, он может бояться перемен в жизни, успеха (такое тоже может быть!), осуждения других людей и так далее.

8) Перфекционизм. Стремление к идеальному результату может быть причиной прокрастинации. Многие откладывают дело на потом, потому что ожидают идеальный момент для его выполнения. Естественно, такой момент никогда не наступает.

Кто чаще всего откладывает дела на потом

1) «Его величество дедлайн». Многие любят «пощекотать себе нервы» и доводят каждое дело, за которое берутся, до дедлайна. За день до запланированной даты сдачи проекта выполняют огромный объем работы, который можно было спокойно сделать в течение 2-х недель. Такие люди «тянут до последнего», выполняя даже элементарные задачи.

2) «Мистер совершенство». Личности, страдающие перфекционизмом, боятся, что работа будет выполнена неидеально. Они откладывают отправку материала, боясь, что работу не примут или потребуют переделать.

3) «Тише воды, ниже травы». Эти люди не любят выделяться какими-то оригинальными идеями, испытывают страх успеха. Они боятся, что их не поймут, а их идеи – не примут. Им кажется, что слишком умных людей никто не любит. В результате они выполняют работу хуже, чем могли бы, или вообще не делают ничего.

4) «Непризнанные гении». Такие люди заявляют, что окружающие не способны понять и оценить их гениальность. То и дело, рассуждая о своей творческой натуре, они не могут представить результаты своего труда на «суд общественности». «Непризнанные гении» отказываются от работы под любым предлогом. Чаще всего такое поведение появляется, как сопротивление контролю. В результате такие гении тратят жизнь на «борьбу за независимость» творчества, так ничего и «не натворив». Они очень амбициозны, масштабно мечтают, но как только дело доходит до выполнения каких-либо конкретных задач, они сразу же гордо напоминают всем, что гении выше подобных мелочей.

5) «Скучающие философы». Эти люди очень любят рассуждать и совершенно не любят работать. Они развернуто рассказывают, почему они ничего не делают. Погода не радует, заказчик не нравится и вообще – политическая ситуация в мире очень нестабильная, поэтому работать просто невозможно.

Какие симптомы у прокрастинации

  • человек часто опаздывает, становится неорганизованным;
  • пропадает желание делать всё вовремя, теряется ощущение времени;
  • человек занимается всем, кроме того, что действительно важно;
  • становится тяжело работать по строгому графику и адаптироваться к режиму рабочего процесса.

Рассказывает практик

Прокрастинация и лень – это не одно и то же

Алина Фирсель , психолог, Киев

Прокрастинация и банальная лень – далеко не одно и то же. Давайте убедимся в этом на классическом примере поведения прокрастинатора в обычной жизни.

На выходных журналист садится за написание статьи, которую главный редактор ожидает в понедельник. Он включает компьютер, и пока загружается программа, ставит чайник на плиту. Ну, надо же, кофе закончился... А без кофе никак! Пойду-ка я в магазин. Сходил за покупками, вернулся домой, заварил кофе, сел, наконец-то, за компьютер. Текстовый редактор уже открыт, но как же приступать к работе, не проверив почту и новости в соцсетях? О, что за ссылка, сейчас проверю. А кофе-то остыл уже! Почему бы не устроить перекур и не заварить новый?

Теперь понятно, на какую «мишуру» тратит время типичный прокрастинатор вместо того, чтобы сесть и плодотворно поработать час-другой. Этим-то прокрастинация и отличается от обычной лени. Человек неэффективно распоряжается своим временем: вроде и занят чем-то, но в то же время полноценно не отдыхает с мыслью о том, что вот-вот приступит к работе.

Ни один прокрастинатор не признается в том, что он таковым является. Самое интересное, что человек действительно убежден в своем умении хорошо и продуктивно работать. Просто голова разболелась, отвлек телефонный звонок, планеты не сошлись – всегда найдется весомый повод оправдать свое бездействие.

Какие могут быть последствия

– Потеря продуктивности. Прокрастинация негативно сказывается на эффективности работы. Человек получает результаты, которые оставляют желать лучшего. Основная проблема прокрастинации заключается в том, что человеку сложно быть достаточно продуктивным, и это касается, к сожалению, всех сфер его жизни.

Негативное отношение. Постепенно окружающие люди (клиенты, работодатели, партнеры и т.д.) накапливают негатив по отношению к такому человеку, ведь им совсем не по душе, что он не выполняет работу вовремя и не сдерживает свои обещания.

– Перенапряжение и стрессы. Если откладывать свои дела постоянно, то рано или поздно наступает момент, когда будет необходимо выполнить сразу большое количество дел за очень короткий период времени. В результате человек сильно перенапрягается, испытывает сильнейший стресс, что, конечно же, сказывается и на его здоровье.

Тест на прокрастинатора

Готовы проверить, подвержены ли вы прокрастинации? Ответьте на вопросы:

1. Вы постоянно заняты выполнением задач, которые не так уж и важны. Вместо того, чтобы заниматься важными и актуальными делами, вы тратите свое время на задачи, которые могут подождать или те, которые можно не выполнять вообще.

2. Вместо того, чтобы выполнять важную работу, вы прокручиваете ленту в любимой соцсети или проверяете электронную почту.

3. Вы считаете, что список дел – это самая важная часть работы и одно составление этого списка гарантирует выполнение большей части запланированных дел.

4. Вы ждете, когда же к вам придет вдохновение, ведь приступать к работе без нужного настроя нет смысла.

5. Вы только начали работать, а тут как раз начался обед, все пошли на перекур, оказалось, что рабочий день уже закончился и так далее.

6. Вы обещаете себе, что завтра обязательно встанете пораньше или выполните какие-то дела в выходные.

7. Вы не сделали какое-то дело, но сами вы в этом ничуть не виноваты. Конечно же, во всём виноваты ОНИ.

Если вы утвердительно ответили хотя бы на 1-2 вопроса, то вы, к сожалению, подвержены прокрастинации. Что же теперь делать? Как перестать откладывать дела? Можно обратиться к психологу и разобраться, как бороться с прокрастинацией. Но, прежде чем это делать, ответьте на еще один вопрос: «Стоит ли это дело того, чтобы я потратил на это всю мою жизнь?». Если ваш ответ утвердительный, то предлагаем рассмотреть способы борьбы с прокрастинацией.

14 советов, как перестать откладывать дела в долгий ящик

«Победи прокрастинацию!» – звучит довольно убедительно. Однако возникает вопрос, что именно нужно делать? Как побороть прокрастинацию?

1) Научитесь выявлять прокрастинацию. Если вы откладываете задачу и делаете это непреднамеренно, вам необходимо начать контролировать этот процесс. Сначала разберитесь, в чем причина откладывания дел. С проблемой "хронического" откладывания дел необходимо бороться, так как в противном случае она приведет к еще большим проблемам и разочарованиям. Во-первых, откладывая на потом, мы заменяем перспективные планы на те, что принесут краткосрочный результат. Рассмотрим пример: важная задача, которая должна быть выполнена в течение месяца, теряется в круговороте повседневных дел. Во-вторых, вы подменяете важные дела полезными. Вместо того чтобы согласовывать сделку на один миллион рублей с оплатой через месяц, вы занимаетесь тем, что решаете вопрос с простым договором на пятьдесят тысяч рублей, которые вы получите уже завтра.

2) Выберите важную задачу. Как же выбрать самое важное из списка дел, которые действительно необходимо выполнить? Сначала выделите в отдельную категорию мелкие повседневные дела, которые никак не скажутся на вашей дальнейшей жизни. Далее выделите те большие, серьезные дела, которые принесут удовлетворение, сделают вас героем не только в своих собственных глазах, но и в глазах семьи и коллег. Таких важных дел окажется два или три. Теперь из этих оставшихся двух-трёх дел выделите то дело, которое для вас наиболее важно. Это и есть ваша самая важная задача.

3) Определите благоприятное для Вас время. Определите, какое время дня является для вас наиболее продуктивным. Некоторые люди хорошо работают ночью, а кто-то может работать только утром. Чтобы понять, когда вам лучше работать, необходимо экспериментировать. Попробуйте просыпаться пораньше и заниматься делами с утра. Фиксируйте результат работы и затраченное время на её выполнение. Попробуйте поработать вечером. Затем оцените, когда вы были наиболее продуктивны.

4) Определите, что Вас привлекает в задаче. Может оказаться, что именно в данной задаче вас не привлекает ничего. Если это так, то задайте себе вопрос: «А можно ли отказаться от этой задачи вообще? Нет? А почему?». Зафиксируйте, с чем ассоциируется эта задача и момент её выполнения. Выясните, для чего же вам нужно выполнить эту задачу и четко обозначьте причины, по которым это дело откладывать больше нельзя.

5) Сосредоточьтесь на задаче. Начните выполнять задачу до того, как вы отвлечетесь на другие дела. Например, вместо того, чтобы проверять с утра почту и просматривать ленту в одной из соцсетей, сразу приступите к делу. Действуйте. Как перестать откладывать дела на потом? Просто сосредоточьтесь на задаче, которую необходимо выполнить и старайтесь не отвлекаться.

6) Будьте проще. Не нужно усложнять работу, пытаясь в десятый раз прояснить для себя суть проблемы, выбрать наиболее оптимальный способ её решения и так далее. Не нужно цепляться за подробности и детали. Просто начинайте делать. Максимально сократите этап подготовки, иначе он превратится в еще один хитрый способ отложить выполнение задачи.

7) Просто начните. Хотите узнать самый легкий способ перестать откладывать дела? Скажите самому себе, что вы намереваетесь поработать над этой задачей всего лишь 10 минут. Не нужно думать, как лучше решить этот вопрос – просто делайте. Над деталями поработаете позже.

  • Бизнес по-английски: как адаптировать зарубжные технологии под Россию

8) Наградите себя за десять минут непрерывной работы. Если вам удалось поработать в течение запланированного периода времени, сделайте перерыв на несколько минут. Лучше поставить таймер, чтобы несколько минут не превратились в несколько часов. Во время перерыва сделайте то, что вам хочется, – зайдите в соцсети, проверьте почту, посмотрите короткометражный фильм. Прокрастинация – серьезная проблема, но избавиться от нее вы можете самостоятельно, просто поощряя себя за усердное выполнение запланированного дела.

9) Будьте оптимистом. Прокрастинация является сигналом того, что у вас есть проблема. Решение проблем – способ саморазвития, поэтому многие люди воспринимают прокрастинацию, как толчок к самосовершенствованию. Выполняйте задачи так, чтобы последующие аналогичные дела не потребовали от вас особых временных затрат. Например, вам нужно регулярно подготавливать отчеты. Сделайте первый так, как нужно, но начиная со второго, старайтесь максимально автоматизировать процесс подготовки отчета.

10) Не работайте дома, иначе список служебных дел будет расти. Руководитель компании работала в офисе с 7:00 до 19:00, а с 22:00 до 01:00 занималась рабочими вопросами дома. При этом она всё время стремилась к тому, чтобы у неё появилось свободное время. Ей посоветовали не работать по ночам в течение одной недели, и она так и сделала. Закончив свой эксперимент, женщина сделала вывод, что если работать дома, то список дел не только не уменьшается, а наоборот увеличивается! Ответы на письма, написанные ночью, она получает с утра и из-за этого объем работы на день существенно увеличивается. Если ночью письма не писать, а просто дать сотрудникам указания утром, то и ответы придут позже. Таким образом, руководителю удалось выделить время для других дел.

11) Берите пример с тех, кто для вас идеал в каком-то деле. Представьте, как повел бы себя этот человек в такой же ситуации, и поступите так же. Например, директор предприятия не могла привести в порядок свои дела и дом. Психолог предложил ей подумать о том, как бы поступил в такой ситуации организованный человек. Девушка ответила, что таким человеком считает свою подругу. И что подруга бы сначала распаковала чемодан и только после этого приступила бы к проверке электронной почты. Очевидно, что девушка знала, как ей нужно действовать, но смогла это осознать, только поставив свою подругу на своё место. Вам хочется обрести душевное равновесие? Подумайте о самом спокойном человеке в вашем окружении. Как бы себя повел он в вашей ситуации?

  • Апсейл: 4 инструмента, которые повысят средний чек на 20%

12) Напоминайте себе о том, чего не надо делать, с помощью стикеров. Размещение в зоне вашей видимости стикеров с небольшими напоминаниями – это еще один легкий способ перестать откладывать дела на потом. Между желанием сделать что-либо и непосредственно самим действием проходит приблизительно полсекунды. К примеру, вы не заметили, как приняли решение съесть пирожное и съели его. И только спустя несколько минут вспомнили, что вы на диете. Вы свернули не туда, хотя ехали в спортзал. Лучший способ закрепить новые привычки – осознание своих действий. Проще всего контролировать себя при помощи напоминаний. Вы можете приклеить стикер с надписью «Это совсем не то, что нужно» на сладкие булочки.

13) Всегда имейте запасной план. Жизнь всегда непредсказуема. Изменение планов может оказаться весьма энергозатратным процессом. Вы можете решить, что от дела проще отказаться, чем искать какие-то другие варианты для его реализации. Именно поэтому вам следует всегда иметь запасные варианты. Поехали в тренажерный зал, а он сегодня не работает? Отправляйтесь в бассейн или просто на речку. Пошёл дождь и дует сильный ветер? Накиньте на себя плащ и пройдитесь быстрым шагом. Как только вы приняли решение сделать что-то и продумали план того, как именно вам следует действовать, подумайте, как вы поступите, если что-то вдруг пойдет не так, и ваш план выполнить не получится.

14) Научитесь получать удовольствие от завершения неприятных вам дел. Вы выполнили то, что откладывали несколько месяцев? Порадуйтесь. Похвалите себя! Вы нашли в себе силы и завершили неприятное для вас дело! И совсем не важно, что вам было плохо в процессе выполнения. Важно, что вы это всё-таки сделали. А значит, вы молодец!

Рассказывает практик

Создайте для себя несколько правил

Виктор Шелике , руководитель департамента продаж, «Мегаплан»

Когда я ловлю себя на прокрастинации, то задаю себе четыре вопроса. Приведу случай не из бизнес-практики, однако это было самым неприятным делом, которое я откладывал. Несколько лет назад я решил прыгнуть с тарзанки, но раз за разом находил причины не делать этого. В конце концов, задав себе эти вопросы, я смог совершить прыжок.

Инструменты искоренения прокрастинации

1) Хороший отдых и полноценный сон – лучшее средство для борьбы с прокрастинацией. Нет никакого смысла сидеть перед компьютером и терзать себя угрызениями совести. Сходите прогуляйтесь или немного поспите.

2) Всплеск позитивных эмоций помогает справляться с прокрастинацией. Вам нужно найти то, что вас радует и приносит удовольствие.

3) Внесение реализации намерения в ваш список действий. Вы можете внести в план действий следующий пункт: «Если произойдет это, то я сделаю то». В вашем подсознании вы связываете начало необходимого действия с каким-либо событием. Например, вам легче вставать, когда звенит будильник. Это работает независимо от того, бодрствуете вы или спите.

4) Тренировка силы воли. Учиться быть дисциплинированным человеком лучше всего на небольших заданиях. К примеру, физические упражнения по утрам. Самое главное делать упражнения ежедневно в определенное время. Вот почему при воспитании детей так много внимания уделяется распорядку дня. Это приучает детей к самодисциплине, делает их организованными и волевыми людьми.

5) Самомотивация – лучший инструмент в борьбе в прокрастинацией.

6) Составление анти-расписания дел. Отметьте в своем расписании все другие дела, которые необходимо сделать. Таким образом, вы получите четкую картину вашего свободного времени, которое можно посвятить выполнению отложенных задач.

Благодаря тому, что вы будете вести анти-расписание, у вас появится возможность выбирать наиболее удобные промежутки времени для продолжения работы над тем делом, которое для вас важно. Такое расписание является превосходным инструментом, который будет полезен, когда вы начинаете какой-либо масштабный проект. Ведь мы довольно часто откладываем начало действий по реализации какого-то крупного плана, оправдывая себя тем, что сейчас на это совершенно не хватает времени. Грамотно составленное анти-расписание помогает избавиться от подобной лжи самому себе.

7) Установка лимита времени, отведенного на выполнение определенной задачи. Важно чтобы отрезок времени, который вы планируете посвятить какому-либо делу, был не слишком продолжительным. Таким образом, вы преодолеете свой страх не справиться с заданием.

Когда откладывание дел идет на пользу

Считается, что некоторые виды прокрастинации полезны. Выделяют 3 вида откладывания дел, в зависимости от того, что человек делает вместо работы:

  • ничем не занимаетесь;
  • занимаетесь менее важными делами;
  • занимаетесь более важными делами;

Вы уже, наверное, догадались, какой из видов прокрастинации более выгоден. Вместо выполнения огромного количества ненужных дел, отправки электронных писем или просмотра ленты в соцсети, вы можете спокойно сконцентрироваться на наиболее важных для вас делах.

С другой стороны, существует 2 вида прокрастинации, увеличивающие нашу продуктивность. Первый вид прокрастинации связан с перфекционизмом. Большинство прокрастинаторов настоящие перфекционисты, мечтающие выполнять свою работу идеально. Для них откладывание дел может быть полезным. Если оставить выполнение задачи на последний момент, то перфекционисту придется оценивать свою работу адекватно, а не переделывать её тысячу раз, стремясь к идеалу.

Кроме того, прокрастинация помогает осознать, какие из задач не так уж и важны. Если откладывать неважные дела, то они в итоге исчезают сами по себе, и заниматься их выполнением уже не нужно.

Если мы желаем извлечь пользу из прокрастинации, то нам следует ознакомиться с тем, как это можно сделать. Существуют три теории. Первая идея о 3-х видах прокрастинации и «полезном» откладывании. Допустим, вы часто откладываете выполнение мелких задач, например, поручений на потом, чтобы посвятить себя более серьезным вещам. Поручения - это классический вариант неважных дел. Многие вещи могут быть сделаны кем угодно. Но есть вещи, проекты и дела, с которыми справиться по силам только вам. И если для выполнения такого важного дела приходится отложить поручения и другие мелкие дела, то это не так уж и плохо.

Наоборот, это правильный подход к делу. Рассмотрим еще одну причину, по которой полезно оставлять работу на потом. Для реализации масштабных проектов необходимо две вещи: большое количество свободного времени и хорошее настроение.

Когда вы вдохновлены и посвящаете всего себя какому-либо проекту, не имеет смысла тратить время на неважные и неинтересные задачи только по той причине, что вам поручили их выполнить. Конечно, если мы всё своё время будем тратить только на этот большой проект, то рано или поздно у нас скопится целая куча мелких дел. Тем не менее, если этот проект вас действительно вдохновляет, то, возможно, это того стоит.

Информация об авторах и компаниях

Виктор Шелике, руководитель департамента продаж, «Мегаплан». Учился на механико-математическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, на четвертом курсе ушел в коммерцию. В «Мегаплане» начинал с должности менеджера по продажам. Имеет 10‑летний опыт прямых продаж. «Мегаплан» - сервис управления проектами, основанный в 2008 году. Позже в продукт внедрены инструменты автоматизации продаж, финансового планирования и CRM. Количество клиентов - 13 тыс. Официальный сайт - www.megaplan.ru

Алина Фирсель, психолог, Киев. Магистр практической психологии, Гештальт-терапевт супервизор, Ассоциированный тренер Московского Гештальт Института.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...