Как стать интересным рассказчиком. Общайтесь с разными людьми

Рассказываете ли вы шутку, сказку или историю – умение это правильно преподать является очень важным навыком. У некоторых дар рассказчика проявляется от природы, другим же приходится этому обучаться. Никогда не бойтесь. Вы можете научиться рассказывать истории лучше и увлекательнее, а wikiHow вам в этом поможет! Просто начинайте с шага 1, указанного ниже.

Шаги

Часть 1

Изучение основ повествования
  1. Привлеките аудиторию. Начните рассказ, завладев вниманием слушателей или задействовав их в рассказе. Задавайте вопросы, пусть даже риторические, связанные с каким-либо заключением, поворотом сюжета или контекстом истории. Как вариант, вы можете сказать какую-нибудь захватывающую фразу для привлечения внимания (насадите аудиторию на крючок, как это делают громкие заголовки газет). Так вы заинтригуете слушателей, и они захотят услышать продолжение.

    • Пример для сказки: "Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему мотылек летит на пламя?"
    • Пример для забавной истории: "У меня история со времен учебы университете, которая затмит все остальные. Она связана с туалетом".
  2. Постройте сцену действия. В течение всего рассказа вы должны создавать эффект погружения. Аудитория должна воспринимать историю так, как будто сама в ней участвует. Начните с предисловия. Создавайте сюжет, добавляя детали, которые передают атмосферу, эмоции и действия. Очень тщательно подбирайте выражения: используйте слова с сильной эмоциональной окраской.

    • Пример сказки: "Давным-давно, в старом мире, где магия не прекратила своего существования, а животные умели говорить..."
    • Пример забавной истории: "Я довольно тихий и домашний, как кот, да? А вот мой сожитель в общежитии был тем еще тусовщиком".
  3. Наращивайте и ослабляйте напряжение. Конечно, основная сюжетная линия будет становиться все более напряженной, доходя до кульминации, после чего действие будет клониться к завершению. Однако вам также стоит ослаблять напряжение между наиболее сильными моментами. В противном случае история будет казаться скомканной или слишком схематичной. В реальной жизни существуют моменты, заполняющие пробелы между событиями. То же самое касается историй. Таким отступлением может стать описание сцены, небольшие отступления для добавления деталей или шутка, чтобы добавить истории изюминки.

    • Пример сказки: "Мотылек подлетел к высокой белой свече, где во всей своей красе полыхало Пламя. Мотылек почувствовал удар где-то в районе желудка и любовь пробудилась в нем. Конечно, герои не спасают принцесс в один день, и Мотылек провел много восхитительных ночей, все больше влюбляясь в Пламя".
    • Пример забавной истории: "Наступил новый год, и мы переехали в новый район, милый и … небезопасный. Так что я практически все время жил в режиме чрезвычайного положения. Кстати, это неплохо стимулирует кровяное давление".
  4. Сконцентрируйтесь на главном. Во время рассказа истории, очень важно включать в повествование детали, чтобы создать эффект погружения. Однако история не должна получиться бессвязной и затянутой. Поэтому очень важно делать акцент на главном. Опустите незначительные детали и оставьте те, что придадут истории пикантности или сделают ее понятнее.

    • Старайтесь не забегать вперед и не тормозить на месте, при необходимости добавляйте детали, чтобы увидеть ответную реакцию публики. Если им становится скучно, ускоряйтесь и переходите к главному.
  5. Повествование должно протекать логически. Именно здесь очень важно не только знать историю, но и правильно ее преподать. Вы наверняка встречали людей, которые постоянно прерывают свой рассказ словами: “Ой, я забыл(а) сказать…”. Да, не нужно быть таким человеком. Не останавливайтесь, чтобы вернуться назад. Это отвлекает внимание слушателей и путает их. История должна протекать плавно и логически.

    • Если вы забыли что-то упомянуть, влейте деталь в рассказ без прерывания основной линии. Например: “Теперь Крысолов охотился за деньгами города не просто так. Ведь ранее с ним была заключена сделка".
  6. Повествование должно иметь понятное завершение. Очень неловко, когда слушатели не уверены, закончили ли вы рассказ или нет. Так что концовка в вашей истории должна быть ярко выражена. Существует несколько вариантов завершения, например:

    • Задайте вопрос и ответьте на него. “Не безумие ли это? Поэтому я не собираюсь повторять это снова”.
    • Выведите мораль. "Это, леди и джентльмены, прекрасный пример того, почему не стоит брать своего кота на работу".
    • Тщательно подбирайте тон повествования и манеру речи. Старайтесь говорить громче и быстрее, накаляя обстановку, а затем понижайте голос и замедляйтесь, показывая, что вы подошли к концу.

    Часть 2

    Использование голоса и тела
    1. Создайте персонажей. Пусть герои вашей истории звучат по-разному. Если вы будет вживаться в разные роли, вы избежите унылого и раздражающего пустого повествования. Вы также можете сделать историю более реальной. Играйте с акцентом, речью, голосами людей. Вы можете добавить комичности, пародируя глупые или стереотипные голоса.

      • Например, передавайте голос отца чрезмерно глубоким и хриплым звуком, добавляя в диалоги особую изюминку: “[Важная часть истории] … А еще я собираюсь в гараж, чтобы построить платформу. Или часть платформы. А может быть, я посмотрю ТВ-шоу, где строят платформы".
    2. Сделайте свое повествование "большим" или "маленьким". Подбирайте звук голоса так, чтобы он был уместен в той или иной части рассказа. Меняйте интонацию, тон, громкость, чтобы история звучала спокойной или захватывающей, в зависимости от сюжета. Ускоряйтесь и говорите чуть громче ближе к концу. Замедляйтесь в самом конце.

      • Вам также следует поэкспериментировать с драматическими паузами. Недолгое молчание и выражение лица могут сделать историю значительно интереснее.
    3. Контролируйте свое выражение лица. Если вы хотите стать действительно великим рассказчиком, вы должны овладеть способностью создавать и менять выражение лица в зависимости от хода сюжета. На вашем лице фактически должна разворачиваться вся история. Если вы действительно хотите этому научиться, посмотрите видео на Youtube, введите в поисковик: John Stewart или Martin Freeman.

      • Помните, выражение лица имеет более 3 оттенков. Вы можете создать по-настоящему живые эмоции при помощи очень специфичной мимики.
    4. Говорите своими руками. Умение говорить жестами может превратить вас из действительно скучного и нудного рассказчика в человека, который приковывает все внимание в комнате. Руки передают эмоции. Руки приковывают внимание аудитории. Руки создают ощущение действия. Если вы не используете все тело, по крайне мере жестикулируйте руками во время рассказа.

      • Конечно, не стоит перебарщивать. Не нужно кого-то бить или опрокидывать свой напиток. Или выплескивать его в лицо.
    5. Играйте историю. По возможности, двигайтесь всем телом во время рассказа. Не нужно воспроизводить каждое движение, однако в ключевых моментах стоит задействовать все тело, чтобы приковать все внимание слушателя. Это также добавляет комедийный эффект.

      • Посмотрите на поведение известных людей и их мимику и жесты. Например, введите в поисковике: Groucho Marx, Rodney Dangerfield, Conan O"Brien и Robin Williams.

Буду нагл. Приходите в клуб по пересказу нон-фикшн книг "Прочитал-перескажи".

Раз в месяц мы собираемся на квартирах в центре Москвы и пересказываем 3-5 книг о невымышленном, пьем вино и едим. Перед встречей мы вывешиваем в нашем сообществе в фейсбуке тизеры пересказов.

Семь лет назад началось движение "Курилка Гутенберга". Лекторы рассказывали о книгах и идеях для аудитории от 30 до 300 человек. Ее основатель - Миша Янович, пару лет назад разочаровался в формате лектория и ушел в "подполье", на квартиры. Сейчас мы вместе с Мишей делаем "Прочитал-перескажи" для 20-30 участников, но зато мы успеваем за вечер пообщаться и обсудить идеи и книги.

Пример тизера книжки Дениса Горелова "Родина Слоников".

Недавно прошла июльская вечеринка пересказов. Наш редактор забыл о своих обязанностях и поздно предупредил одного из участников. В итоге мы сделали замену. Вместо истории о продаже наркотиков через сеть слушали рассказ извиняющегося редактора о книге Дениса Горелова «Родина слоников».

Провинившийся редактор утверждает, что «Родина слоников» поможет любому читателю полюбить советское кино, даже если он его не смотрел и смотреть не собирается. Денис Горелов, кинокритик из 2000-х, описывает самые кассовые фильмы советского проката – от «Октября» Сергея Эйзенштейна до «Города Зеро» Карена Шахназарова. Почти все тексты в этой книги написаны развязным, панибратским языком, словно между пятидесятилетним автором и, например, самым известным детским поэтом Советского Союза Сергеем Михалковым только пионерский галстук да гимны, которые родоначальник известного клана писал к каждому витку советской политики.

Горелов чаще всего использует фильм, как предлог для погружения в противоречивое десятилетие. Там, сквозь мутную воду красных мифов он разглядывает неожиданные части пазла, на коробке с которым еще теплится – СССР, хотя после семи десятилетий игра перестала собираться. Автор видит Девчат первым феминистским фильмом за железным занавесом, прослеживает связь шпионских сериалов и укрепления силовиков внутри партии, а и походя отмечает паталогическое стремление Эйзенштейна - убивать в своих картинах детей. Горелов, следует за мастером и не щадит никого.

Автор манипулирует читательским взглядом, перед которым вспыхивают факты и мнения без ссылок на источники. На этот феерверк почти в отчаянии смотрит читатель. Его рука, набивающая в гугле очередной запрос, останавливается, замирая в почтительном трепете перед тотальной самоуверенностью этого кинокритика, который сейчас дописывает книгу об иностранных фильмах в советском прокате. Значит нас ждет еще одна встреча с текстами, которые, по мнению Романа Волобуева, сначала не понимаешь, потом ненавидишь, а в конце концов принимаешь как наглую страницу в с истории кинокритики

Стремитесь ли вы стать более интересным собеседником? Приходилось ли вам выступать публично, убеждать в чем-то других людей, защищать свои идеи? Если вы хотите говорить убедительно, доступно и захватывать интерес слушателей с первых секунд – то вам просто необходимо стать хорошим рассказчиком.

Стив Джобс в своей самой знаменитой речи перед выпускниками Стэнфорда рассказал три захватывающие истории. Мартин Лютер Кинг использовал более десяти историй в своем выступлении “У меня есть мечта”. И даже Христос находил учеников, рассказывая притчи.

Речи этих людей изменили мир, и своим успехом они многим обязаны хорошим историям. Что же заставляет нас так верить рассказам?

Дело в том, что мы подсознательно настроены на восприятие историй, и воспринимаем их гораздо лучше чем сухие факты или статистику. Они намертво приковывают наше внимание к выступающему, поскольку услышав начало истории возникает непреодолимое желание узнать ее развязку.

Наш мозг во всем ищет смысл, а смысл хорошей истории открывается только в конце. Поэтому хороший рассказ действует подобно приманке, зацепившись за которую невозможно переключится на что-то другое, не дослушав до конца.

Как развить мастерство рассказчика

Можно ли научиться хорошо рассказывать истории? Многие думают, что это сложно, но если регулярно заниматься – вы сможете стать довольно интересным рассказчиком.

Вот несколько упражнений, которые помогут вам в этом.

1. Каждый день записывайте несколько историй. Пусть у вас войдет в привычку записывать вечером три истории, например, о прожитом дне. Делайте их краткими, но содержательными. Используйте максимальное число описательных характеристик (однако не “уплывайте” далеко в подробности о чем-то одном).

Например, можно сказать “стоял мужчина в серой куртке”, но лучше сказать – “стоял седоватый мужчина с аккуратной стрижкой, в хорошо лежащей серой куртке”. Это, кроме того, может быть интересным способом ведения дневника. Кто знает – может быть, когда-нибудь ваш дневник станет бестселлером.

2. Рассказывайте записанные истории вголос (но не читайте). Меняйте интонации и выделяйте определенные слова, чтобы сделать рассказ интереснее. Запишитесь на диктофон и проанализируйте запись – намного важнее то, кАк вы говорите, а не чтО вы говорите. Вы сами услышите свои ошибки.

3. Слушайте истории других ораторов (например, много ораторов на TED начинают свои выступления с историй).

4. Пишите истории чтобы доказать некоторую точку зрения.

Попробуйте составить истории, в которых мораль будет такова:

Нужно переступать через свой страх

Эмоции и симпатии действуют сильнее логических доводов

Принимая решение спешить нельзя

- (придумайте свою мораль)

Если вы действительно хотите научиться хорошо рассказывать истории, то нужно усердно работать, и теперь вы знаете как. В свой ежедневный план (у вас его еще нет? пора завести) внесите несколько упражнений из вышеперечисленных, например, “записать одну историю о сегодняшнем дне, придумать историю на заданную мораль и рассказать их вголос”.

Выполняя упражнения ежедневно, через месяц-другой вы сможете придумывать истории прямо на ходу, рассказывать о происшествиях захватывающе и оказывать мощное влияние на слушателей всего лишь рассказывая истории.

Речь является самым простым, но в то же время самым доступным инструментом общения. И если человек умеет связно и интересно излагать свои мысли, то он имеет просто колоссальное преимущество перед теми, кто такими навыками не обладает.

Именно внятной и выразительной речью можно превратить себя и обычного человека в лидера. Но для того, чтобы научиться рассказывать действительно интересно, нужно немало поработать над собой, ведь интересными рассказчиками не рождаются.

Как научиться интересно рассказывать

Одним из важнейших факторов, влияющим на умения вами рассказывать интересно является ширина вашего кругозора. Питайте свой мозг новой информацией. Читайте как классическую литературу, так и современные книги популярных авторов. Чтение не только наполнит вас новыми мыслями, оно научит грамотно и последовательно излагать свои мысли. Осваивайте разнообразную литературу, и ваш увеличивающийся словарный запас не подведет вас, когда вы будете подбирать подходящее слово, рассказывая истории интересному человеку.

Учится последовательно излагать свои мысли легче всего в письменной форме. Здесь всегда есть возможность отредактировать несвязное предложение или заменить его более информативным. Поэтому так полезно вести дневник, ежедневно пополняя его свежими записями. Но для того, чтобы эффект от ведения дневника был ощутимым, его нужно перечитывать. Только так вы сможете увидеть огрехи в построении предложений, и здесь же вы сможете видеть свой прогресс.

Выработать умение интересно рассказывать помогут видеозаписи с выступлениями выдающихся личностей. Здесь мы можем не только услышать текст рассказа, но мы также видим эмоции выступающего. Мы слышим его интонацию, видим каким образом он держится перед слушателями, замечаем его жестикуляцию. Регулярный просмотр таких видео и позволяет умению рассказчика в нас самих крепнуть с каждым днем.

Любите послушать интересные истории, не правда ли? Поэтому если вдруг найдётся кто-то, кто очень увлекательно умеет повествовать, Вы его тут же выделите среди других. И точно так же Вы выделитесь в глазах других, если сможете увлечь слушателей интересным рассказом. А для этого просто нужно знать, как стать интересным рассказчиком.

Я бы выделил здесь два пути:

  • перспективный – действия, которые впоследствии будут делать Ваши рассказы всё более интересными и интересными, а также придавать Вашим повествованиям всё более «вкусный» эмоциональный окрас. Однако непосредственно при общении с собеседником их применять не получится
  • сиюминутный – те приёмы и методы, которые позволяют сделать рассказ более интересным по факту повествования

Стратегические шаги на перспективу

Общайтесь с разными людьми

Каждый человек неповторим своей энергетикой, манерами, словесными оборотами и т.д. И у каждого из них Вы можете чему-то научиться. Иногда даже достаточно лишь слушать рассказы от разных людей, не вступая с ними в диалог. Например, немалую долю своих пикантных, циничных и острословных речевых оборотов я сформировал, слушая Александра Невзорова.

Возможно, Вы не заметите сразу того, как меняется и обогащается Ваша речь, жесты и манеры, но через некоторое время результаты станут явными. Здесь работает принцип обогащённой среды, о котором я узнал из книги К. Шереметьева «Как стать умнее». Работает он так: например, если Вы постоянно общаетесь с врачами, проводите все свои трудовые будни, работая в клинике, овладевание многими медицинскими знаниями происходит само собой. Просто оттого, что Вы постоянно слушаете эту терминологию, регулярно наблюдаете те или иные методы лечения, да и обсуждаете с врачами случаи из их практики.

Вносите в свою жизнь разнообразие

Если каждый день Вашей жизни как две копии похож один на другой, то вряд ли Вы будете способны эмоционально обогатить свой рассказ. И наоборот – чем больше впечатлений каждый день Вы будете получать, тем богаче будет Ваш эмоциональный мир, и тем ярче будут звучать Ваши истории.

Для каждодневного поиска новых впечатлений необязательно что-либо выдумывать искусственно – достаточно просто найти «наболевшую» часть Вашей жизни, и ежедневно делать какие-либо шаги в сторону улучшения. Например, у Вас не клеятся отношения с девушками? Тогда возьмите за правило каждый день знакомиться с одной новой девушкой просто ради самого знакомства и общения. А если Вы ищите свои таланты и способности, то просто каждый день отводите занятию каким-либо новым делом, и определяйтесь с тем, насколько оно Вам нравится.

Во-первых, они служат источником интересных цитат, примеров, метафор и мыслей. Во-вторых, благодаря ним Вы всегда сможете поддержать беседу на соответствующую тему или даже рассказать интересную историю (либо кусочек истории) просто потому что это интересно Вам самим.

Обогащайте своё чувство юмора

Для этого смотрите различные юмористические постановки, передачи, зарисовки, мемы и т.д. А также пытайтесь самостоятельно придумывать шутливые выражения, ответы, фразы. Остроумие здорово повышает интересность рассказа.

Открывайте новые горизонты в своём деле

Профессионал – не тот, кто занимается своим делом долго, а тот, кто каждый день открывает в своей области новые (субъективно для себя) знания, умения и навыки. Дело в том, что освоение нового помимо собственной прокачки даёт ещё и потрясающее чувство радости познания. И если её испытывать регулярно, то Ваша эмоциональная сфера станет более заинтересовывающей сама по себе. А это – важнейшее условие для придания любому Вашему рассказу увлекательности.

Упражняйтесь как рассказчик

Любое качество развивается при должном упражнении и гаснет при его неиспользовании. Поэтому если Вы будете регулярно рассказывать разные интересные истории, этот навык будет прокачиваться сам собой. И ниже Вы узнаете приёмы, которые смогут сделать любой Ваш рассказ намного увлекательнее (чем если бы Вы их не использовали). Некоторые из них можно применять сразу, другие же придётся немного потренировать.

Учитесь расслабляться

Помните, что наиболее притягательны те люди, которые не носят в себе какого-либо внутреннего напряжения, зажимов и т.д. От таких людей идёт энергетика внутреннего спокойствия и свободы (к которой нередко добавляется живой энтузиазм), что действует на собеседников почти магически. И если Вы проявите достаточную чувствительность к интересным людям, то почувствуете то самое (едва уловимое) качество расслабленности и внутренней свободы, которое привлекает окружающих. И точно так же, научившись расслабляться при общении (освобождаясь от тисков боязни сказать что-то не так и внутреннего напряжения) Вы постепенно повысите свою притягательность для других людей (особенно противоположного пола).

Приёмы рассказчика

Самым главным приёмом является вызывание в себе эмоций. Об этом подробно рассказано в статье «Как управлять своими эмоциями? ». Помните, что без эмоциональной составляющей любой рассказ будет скучным и пресным.

Вовлечение в слушание

Ваш рассказ никогда не будет интересным, если Вы не сможете вовлечь в него слушателя. А для этого Вам нужен «якорь» и внимание к собеседнику. Якорем может быть:

  • шокирующий факт или высказывание (в значимой для собеседника теме). Например: «А ты знаешь, что ревнивые люди в старости чаще болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями? И вот почему…». При этом Ваш визави признаёт себя ревнивцем
  • параллель с жизненной ситуацией собеседника . «Помнишь, ты рассказывал, как тебя подставила та девушка… любовь всей твоей жизни): так вот, у меня похожая фиговина случилась…»
  • эмоциональный якорь. Здесь необязательно строить какие-либо обороты и увязывать начало своего рассказа с интересами слушателя. Достаточно лишь добавить в начало своего повествования нужную эмоцию, и человек вовлечётся в слушание сам собой. Часто эта эмоция может быть выражена словами «Слушай!», «А ты знаешь, что…?», «Никогда бы не подумал, что со мной произойдёт такое…» и т.п. Здесь главное заинтересовать эмоционально (при этом можно пользоваться самым заурядными и примитивными оборотами).

Иногда для вовлечения вовсе необязательно пользоваться вышеприведёнными техниками – достаточно лишь начать свой рассказ, убедившись во внимании со стороны собеседника.

Интрига

– Слушай, а как тебе удалось её соблазнить?

– Это не телефонный разговор

– Понятно. Опять буду отпрашиваться у начальника,

чтобы встретиться и поговорить с тобой

Если хотите держать внимание слушателя на протяжении всего рассказа, заинтригуйте его. Сравните два варианта:

  1. Недавно встретил интересную девушку, разговорился с ней, посидели в кафе…
  2. Недавно встретил девушку одну, поговорили мы с ней в кафе, и тут она мне рассказала об одной маленькой профессиональной хитрости (она совсем простая, но её которую не все опытные мастера по ногтям знают). Но об этом расскажу чуть позже. Она работает…

При прочих равных условиях второй вариант собеседник будет слушать более внимательно, т.к. ему захочется узнать про маленькую профессиональную хитрость.

Шутки, анекдоты

Если Вы начнёте свой рассказ с анекдота, это поможет установить намного более тесный контакт, чем сухое начало. Впрочем, юмором можно не только «зажигать» внимание слушателя, но и удерживать его на протяжении всего повествования. Поэтому обязательно делайте вставочки элементов юмора (приём, это может быть как безобидная «ванильная» шуточка, так и жёсткий циничный стёб).

Вы непосредственно в момент рассказа можете подумать «Что бы такого сейчас рассказать, чтобы он со смеху покатился?!». Не стоит думать в таком ключе, т.к. от подобных мыслей Вы получите ненужное напряжение, в то время, как наиболее интересен расслабленный и непринуждённый рассказчик.

В этой статье было дано стратегическое направление «прокачки» себя как рассказчика. В других же постах я более детально опишу все те шаги, по которым здесь пробежался мимолётом. Поэтому не забывайте подписаться на блог, чтобы не пропустить дальнейшие полезные статьи по сегодняшней теме.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...