Классификация гласных звуков русского языка таблица. Гласные звуки и их классификация

Гласные – это чисто тоновые звуки. Они возникают в гортани в результате колебания голосовых связок. Основную роль в образовании гласных звуков играют движения губ и языка.

В соответствии с этим в зависимости от движения губ и языка гласные звуки делятся по трём признакам:

1) по месту подъёма языка (движение языка по горизонтали);

2) по степени подъёма языка (движение языка по вертикали);

3) по участию губ.

По месту подъёма языка гласные звуки делятся на:

Гласные переднего ряда (при их образовании передняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу): [и], [э];

Гласные среднего ряда (средняя часть спинки языка движется к нёбу): [ы], [а];

Гласные заднего ряда (задняя часть спинки языка движется к мягкому нёбу): [у], [о].

По степени подъёма языка гласные звуки делятся на:

Гласные верхнего подъёма (язык поднят в наибольшей степени): [и], [ы], [у];

Гласные среднего подъёма (язык по вертикали находится в среднем положении): [э], [о];

Гласные нижнего подъёма (язык максимально опущен): [а].

По участию губ в образовании звуков гласные делятся на:

Лабиализованные (от лат. labium - губа), то есть огубленные: [у], [о]. При их образовании губы сближаются, округляются и вытягиваются вперёд;

Нелабиализованные, то есть неогубленные: [а], [и], [э], [ы]. При их образовании губы растянуты.

Классификацию гласных полного образования можно представить в виде следующей таблицы:

подъём ряд
передний средний задний
В верхний [и] [ы] [у]
С средний [э] [о]
Н нижний [а [а]

Кроме гласных полного образования (ударных), в русском языке есть редуцированные гласные, которые произносятся в безударных слогах.

[ ٨] – гласный, средне-заднего ряда, средне-нижнего подъёма, неогубленный, краткий.

[и э ] – гласный, переднего ряда, средне-верхнего подъёма, неогубленный, краткий.

[ы э ] – гласный, средне-переднего ряда, средне-верхнего подъёма, неогубленный, краткий.

[ъ] – гласный, среднего ряда, среднего подъёма, неогубленный, сверхкраткий.



[ь] – гласный, переднего ряда, верхне-среднего подъёма, неогубленный, сверхкраткий.

Классификация согласных звуков

Образование и классификация согласных звуков значительно сложнее, чем гласных.

На основании акустико-физиологических свойств согласные звуки различаются по 4 признакам:

1) по участию тона и шума в образовании согласных;

2) по месту образования шума;

3) по способу образования шума;

4) по твёрдости - мягкости.

I. Качество согласных зависит от работы голосовых связок, т.е. от участия тона и шума в образовании согласных звуков.

По участию тона и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные.

Сонорные звуки образуются при участии тона и шума, но тон преобладает. Несмотря не препятствия, проход воздушной струи остаётся достаточно широким: [л] - [л’], [р] - [р’], [м] - [м’], [j].

Шумные согласные делятся на: шумные звонкие и шумные глухие.

При образовании шумных звонких согласных участвуют шум и голос, но шум преобладает: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’], [д] - [д’], [з] - [з’], [ж] - [ж’]- долгий.

При образовании шумных глухих согласных тон совсем не участвует, так как голосовые связки раздвинуты и не колеблются воздушной струёй. Звуки создаются только с помощью шума, который образуется в ротовой полости, когда преодолеваются препятствия: [к] - [к’], [п] - [п’], [с] - [с’], [т] - [т’], [ф] - [ф’], [х] - [х’], [ц], [ч], [ш] - [ш’] – долгий.

Большинство согласных образуют пары по звонкости-глухости. К непарным относятся:

1) сонорные звуки: [л] - [л’], [р] - [р’], [м] - [м’], [j];

2) глухие звуки: [ч], [ц], [х] - [х’].

II. Все согласные звуки имеют определённое место образования шума в зависимости от того, какие активные и пассивные органы речи образуют преграду.

По месту образования согласные звуки делятся на: губные и язычные.

Губные звуки делятся на губно-губные и губно-зубные.

При образовании губно-губных звуков смыкаются верхняя и нижняя губа:

[б] - [б’], [п] - [п’], [м] - [м’].

При образовании губно-зубных звуков нижняя губа приближается к верхним зубам: [в] - [в’], [ф] - [ф’].

Все остальные звуки относятся к язычным.

III. Качество согласного зависит от характера преграды, которая может быть различной.

В зависимости от того, как преодолеваются препятствия в ротовой полости, все согласные по способу образования шума делятся на щелевые (фрикативные) и смычные.

При образовании щелевых согласных звуков органы речи лишь сближаются. Воздушная струя проходит через щель, как бы трётся об её края, и тем самым создаётся шум. К ним относятся: [в] - [в’], [ж] - [ж’]- долгий, [з] - [з’], [j], [с] - [с’], [ф] - [ф’], [х] - [х’], [ш] - [ш’]- долгий.

Все остальные звуки относятся к смычным.

При образовании смычных согласных звуков органы речи смыкаются.

IV. Согласные звуки различаются по признаку твёрдости - мягкости . Твёрдые и мягкие согласные характеризуются своей артикуляцией.

При образовании твёрдых согласных язык концентрируется в задней части ротовой полости, а при образовании мягких согласных – в передней части.

Большинство согласных образуют пары по твёрдости - мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’] и др.

К непарным согласным относятся:

1) только твёрдые: [ж], [ц], [ш];

2) только мягкие: [j],[ж’]- долгий, [ч], [ш’]– долгий.

Слог.

В произношении слова делятся на слоги. Существуют разные точки зрения на определение сущности слога.

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И. Аванесовым. Слог - это волна звучности (сонорности) . В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности

Самый звучный в составе слога звук называется слогообразующим, таким звуком обычно является гласный. Слог может состоять из одного гласного звука: [ ٨ / кно], [у / жъс].

По конечным и начальным звукам различаются слоги: открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые.

Открытые слоги заканчиваются гласными звуками, закрытые слоги – согласными звуками. Прикрытые слоги начинаются с согласных звуков, неприкрытые - с гласных звуков.

Например: [сту / д’энт]

[сту] – открытый, прикрытый, [д’энт] – закрытый, прикрытый.

Деление слов на слоги подчиняется закону восходящей звучности, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучных к более звучным.

У гласных звуков 4 единицы звучности, у сонорных согласных – 3, у шумных звонких - 2, у шумных глухих - 1.

Экспериментальным путём доказано, что характер слогоделения в русской речи определяется стремлением к образованию открытых слогов, то есть граница между слогами проходит после гласного: ٨ / пна], [сп ٨ / ртак] .

Закрытые слоги в русском языке выделяются в таких случаях:

Если слово оканчивается на согласный звук: [кот ] ;

Если согласный [j] стоит перед другим согласным: ٨ j / н а] .

Законы слогоделения в устной речи нельзя путать с правилами переноса слов на письме.

Ударение

В широком понимании ударение - это выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы фонетическими средствами.

Различают словесное, фразовое, логическое ударение.

При словесном ударении в фонетическом слове выделяется один ударный слог за счет большего напряжения артикуляционного аппарата и в результате этого - большей силы и продолжительности ударного слога. Поэтому русское ударение называется силовым и ударные гласные, по сравнению с безударными, отличаются большей длительностью и напряжением.

Ударение в русском языке является одним из признаков самостоятельного слова. Служебные слова чаще всего безударны, кроме тех случаев, когда ударение перемещается с самостоятельного слова на служебное.

Отрезок звучащей речи, имеющий одно ударение, образует фонетическое слово.

Безударное слово, примыкающее к последующему ударному слову, называется проклитикой .

Например: на полу, не видел.

Безударное слово, примыкающее к предыдущему ударному слову, называется энклитикой .

Например: на пол , не был , та же.

Ударение в русском языке разноместное (свободное), т. е. оно не закреплено за каким-либо строго определённым местом в слове. Ударным может быть любой слог.

Например: лекция, читается, интересная.

В одних словах ударение может быть подвижным , в других - неподвижным, строго фиксированным, т. е. при словоизменении и словообразовании оно или перемещается с одного слога на другой или закреплено за одним слогом.

Например: голова-головы-головушка ; товарищ-товарищи-товарищеский .

Некоторые слова помимо основного имеют добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное – на втором.

Например: дре внерусский, пе динститут, го стелецентр, по слеоктябрьский, по стфактум .

Фразовое ударение - это ударение, которое падает на слог во фразе, имеющий большую ударную силу.

Например: Туча стала надвига ться .

Логическое ударение - это ударение, выделяющее во фразе то слово, которое считается говорящим наиболее важным. Оно всегда связано с имеющимся или подразумеваемым противопоставлением.

Например: Я учусь в институте.

(а не ты) (а не работаю) (а не в школе)

Фонетика.Основные понятия.Система звуков.Слог.Слогоделение

Фонетика – (греч. фоне – звук) – учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию). Особый раздел фонетики – орфоэпия описывает совокупность норм литературного произношения. Орфоэпия занимает особое место среди лингвистических дисциплин. Она изучает те единицы языка, которые не имеют значения, но они обусловливают существование значимых единиц языка.

Таким образом, морфология, синтаксис, лексикология изучают языковые единицы, имеющие лексическое значение. Фонетика изучает языковые единицы, которые не имеют лексического значения, но служащие для различения единиц грамматики и лексики. При этом некоторые языковые явления находятся на границе фонетики и грамматики, так как невозможно верно определить основу слова не зная фонетических законов.

В зависимости от задач исследования различают фонетику:

Частную и общую;

Описательную и историческую;

Сопоставительная;

Экспериментальная;

Социофонетика.

Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая изучает общие закономерности. Описательная изучает фонетическую систему языка в определённый период её развития. Историческая изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Сопоставительная изучает фонетический строй нескольких языков. Социофонетика изучает особенности произношения отдельных групп населения. Экспериментальная изучает язык с помощью экспериментов.

Речь – поток звуков и, кажется, что он непрерывен. Поток можно расчленить на отдельные части. Членение может быть различным. Если это членение основано на грамматическом оформлении, то мы говорим о членении на предложения, слова и морфемы. При фонетическом членении выеляются единицы: текст, фраза, речевой такт или синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

Текст – только исходная величина фонетического членения речи, т.к. речь носит не фонетический, а коммуникативный характер. Текст имеет также фонетические характеристики: ограничение паузами. Пауза в начале и конце текста. Фразы выделяются из текста интонацией. Фраза – отрезок текста, который имеет логическое ударение (|| – пауза). Фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая. В сложном предложении одна фонетическая фраза.

Фразы членятся на речевые такты или синтагмы. Синтагмы выделяются интонационно, но на границе синтагмы слышится незаконченная интонация.

На берегу пустынных волн || стоял он || дум великих холм

Членение речевого потока на синтагмы обусловлено обусловлено всегда смыслом, поэтому возможны варианты.

Надо учиться работать и отдыхать.

Фонетическое слово характеризуется ударением. Фонетическое ударение – комплекс звучаний или отрезок звуковой цепи. Пауз между словами может не быть. При этом фонетическое слово может соответствовать первому лексическому слову или нескольким словам.

В ту же ночь || широкая лодка || отчалила от гостиницы.

3 речевых такта, по 2 фонетических слова в каждом.

Слог – толчок речевого выдоха. Звук – минимальный элемент речевого потока.

Классификация гласных и согласных звуков

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом, гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/или шума.

Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

В современном русском языке 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

по месту образования

Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]

Гласные заднего ряда [у] [о]

по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

Гласные среднего подъёма [э] [о]

Гласные нижнего подъёма [а]

Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.

по участию или неучастию губ

Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.

Лавиализованные [y] [o]

Нелавиализованные (все остальные)

Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

Согласные классифицируются по 4 признакам:

Санорные и шумные

Санорные – согласные в образовании которых участвует голос и незначительный шум [р] [н] [м] [л]

Шумные глухие – только шум [п] [ф] [к] [т] [с] [ш] [ц] [х]

Характерной особенностью русской системы согласных является наличие пар звуков, которые соотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Соотносительность заключается в том, что в одних фонетических условиях они различаются как два звука, а в других условиях неразличаются.

Роза – роса, раз – рос.

По месту образования шума (губные и язычные)

губно-губные [м] [п] [б]

губно-зубные [ф] [в]

переднеязычные:

зубные [c] [з] [л] [н] [т] [д] [ц]

передненёбные [ш] [ж] [р] [ч]

среднеязычные [й]

заднеязычные [к] [г]

По способу образования шума

Смычные (взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д]

Прекативные (щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х]

Аффрикаты – [ц] [ч] [щ]

Смычнопроходные [н] [м] [л]

Дрожащие [р]

По наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие)

без парных мягких ж, ц, ш

Фонетические единицы. Звук .

1. Звук – это минимальная единица звучащей речи. В слове рука 4 звука.

3. Слог – сегментная фонетическая единица - сочетание нескольких звуков, один из которых непременно гласный.

Открытый слог – тот, который оканчивается гласным звуком: го-ло-вА, ра-мА, ю-лА.

Закрытый – в конце согласный звук: сон, кар – касс, бол-тик.

Прикрытый – начинается с согласного: СА-ды, мо-ю, я-рмар-ка.

Неприкрытый – начинается с гласного: о-сень, ар-ка.

Правила переноса:

1. Слогов столько, сколько гласных звуков.

2. Граница между словами в середине слова проходит обычно после гласного звука: за-кон, та-бу-ре-тка.

3. Если между гшласными звуками в слове располагается сочетание нескольких согласных, то всё сочетание согласных, как правило, отходит к следующему слогу

Из последнего правила есть 2 исключения:

1) сонорный согласный «йот», находясь в середине слова между гласным и согласным, всегода отходит к предыдущему слогу: май-ка, пой-те, тай-на, пой-мал;

2) остальные 8 сонорных звуков (р, р/,л, л/, м, м/, н, н/) ведут себя в этой позиции несколько иначе. Если они находятся перед шумными согласными, то всегда отходят к предыдущему слогу, шумный же звук присоединяется к следующему слогу: маар-ка, галь-ка, рам-па, и-юнь-ский. Если сонорные звуки находятся перед каким-то другим сонорным, то всё сочетание согласных по общему правилу отходит к последующему слогу: во-лна, ко-рма, Ма-рья.

4. На установлении границ между слогами может сказываться выделение в слове значимых частей слова, в результате чего появляются варианты слогоотделения. например, на стыке приставки и корня (если приставка оканчивается согласным звуком, а корень с него начинается)граница между слогами может проводиться как по фонетическим правилам слоотделения, так и с учётом выделения приставки и корня: ра-збить и раз-бить; по-дска-зать и под-ска-зать.

Язык - поистине чудесный дар человечеству. Это совершенное орудие общения имеет сложное устройство, представляет собой систему Традиционно, начиная изучение языка, обращаются к фонетике - разделу науки о языке, предметом рассмотрения которого являются звуки речи, а конкретнее, классификация гласных и

Фонетика

Фонетика предназначена для изучения речевых звуков. Она занимает особое положение, которое определяется тем, что предмет её изучения - единицы языка, имеющие материальную природу. Звучащая речь образуется органами речи человека и колебаниями воздуха. Восприятие звучащей речи происходит органами слуха человека.

Фонетика имеет дело с самой минимальной единицей языка - звуком речи. Таких звуков бесконечное множество. Ведь произносит их каждый по-своему. Но можно выделить среди этого многообразия такие звуки, которые произносятся одинаковым способом. Способ образования - основа для классификации звуков.

Главное, - классификация гласных и согласных звуков. Артикуляционно и речи бывают или обеспечивают речь певучестью. Согласные - шумом.

Согласные же звуки получаются, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути. Они состоят из голоса и шума либо только шума. Разные способы образования и преодоления этих препятствий позволяют отличать согласные звуки друг от друга. На этих различиях строится классификация гласных/согласных звуков русского языка. Ее принципы мы рассмотрим далее.

Фонетика является разделом языкознания, в котором изучаются артикуляционные и акустические особенности речевых звуков. Артикуляционная фонетика занимается изучением анатомо-физиологической природы звука и механизмов его производства. Акустическая фонетика исследует звук как колебательные движения, осуществляемые прохождением его через голосовые связки и ротовую полость. Предметами изучения акустической фонетики являются его высота, сила, долгота и тембр.

Акустическая классификация гласных звуков

Знакомство с фонетикой обычно начинается с изучения гласных звуков. Не будем отступать от традиций, которые обусловлены большей их значимостью. Они являются слогообразующими. Согласные примыкают к гласным.

Какая классификация гласных и согласных звуков станет предметом нашего внимания для изучения гласных звуков в первую очередь?

Сначала рассмотрим акустические особенности гласных:

  • все эти звуки образуются при помощи тона голоса;
  • характеризуются ударностью и безударностью, то есть бывают слабыми и сильными;
  • слабые гласные короткие по звучанию, при их произнесении не требуется напрягать голосовые связки;
  • сильные гласные отличаются более долгим произношением и с напряжением голосовых связок.

Тон гласных звуков не является смыслоразличительной характеристикой. Может передавать только эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл. Например, в вопросительном предложении более высоким тоном произносится гласный в слове, несущем наибольшую смысловую нагрузку.

Слабые и короткие звуки называются в русском языке безударными. Сильные и долгие являются ударными. Ударение является в нашем языке незакреплённым и выполняет чаще всего грамматическую функцию: дом (ед. ч.), дома (мн. ч.). Иногда ударение бывает смыслоразличительным: зАмок (сооружение), замОк (устройство для запирания двери).

Классификация гласных звуков по артикуляционным особенностям. Огубленные/неогубленные гласные

Артикуляционная классификация гласных звуков гораздо шире, чем акустическая. Кроме голоса они образуются губами, языком и нижней челюстью. Звук формируется определённым способом и характеризуется следующими признаками:

  • участием губ в его образовании;
  • степенью подъёма языка;
  • горизонтальным движением языка в ротовой полости.

Гласные могут образовываться с помощью вытягивания губ, тогда они имеют название огубленные (лабиализованные). Если губы не участвуют при образовании гласного, то он называется неогубленным (нелабиализованные).

Огубленные гласные образуются при выпяченных вперёд, сближенных друг с другом губах. Воздух проходит через узкое пространство, образованное сложенными в трубочку губами, ротовой резонатор удлиняется. Степень огубленности бывает разная: у гласного [о] меньшая, а гласный [у] характеризуется большей степенью огубленности. Остальные гласные являются неогубленными, то есть нелабиализованными.

Гласные по степени вертикального движения языка, то есть по подъёму

По тому, как поднимается к нёбу язык, гласные звуки бывают:


Чем ниже подъём, тем шире открывается рот и ниже опускается челюсть.

Гласные по горизонтальному движению языка

Гласные по горизонтальному движению языка во рту тоже распределяются на три группы:

  • Переднего ряда - это звуки [и], [э]. При их образовании переднюю часть языка нужно поднимать к передней части нёба.
  • Среднего ряда - это звуки [а], [ы]. При их образовании поднимается средняя часть языка к средней части нёба.
  • Заднего ряда - [у], [о]. При их образовании задняя часть языка приподнимается к задней нёбной части.

В обобщённом виде классификация гласных звуков отражается в треугольнике гласных. Его вы можете увидеть на рисунке ниже.

Оттенки гласных звуков

Деление по ряду и подъёму никак не соответствует всему богатству и разнообразию гласных. Вообще классификация гласных/согласных звуков русского языка гораздо шире, чем дано в учебниках школьной программы. Как первые, так и вторые могут иметь варианты произношения. Это зависит от позиции, в которой они стоят.

Кроме звука [и] есть тот, который произносится с чуть большей открытостью рта и подъёмом языка более низким, чем [и]. Такой звук имеет название [и] открытый. В транскрипции обозначается [и э ]. Пример: леса [л"и э са"].

Не столь открытым является звук [ы э ]. Например, в слове "железный", который произносится как [жы э л"э"зный].

В слабой позиции, перед ударным слогом вместо звуков [а], [о] произносится нелабиализованный звук . Он по положению языка занимает место между [а] и [о], например: трава [тр/\ва"], поля [п/\л"а"].

Существуют ещё редуцированные гласные, их называют ещё ослабленными звуками. Это [ъ] и [ь]. [ъ] - это звук среднего ряда средненижнего подъема. [ь] - этот звук является звуком переднего ряда средненижнего подъёма. Примеры: паровоз [пър/\во"с], водяной [въд"и э но"й]. Ослабление их произношения обусловлено удалённостью этих гласных от ударения.

Звуки [и э ], [ы э ], , [ъ], [ь] встречаются лишь в поло-жении без ударения.

Зависимость гласных звуков от мягкости согласных

Изменение произношения гласных в зависимости от мягких (палатализованных) согласных рассматривает фонетика. Классификация гласных звуков в зависимости от такого соседства может быть представлена следующим образом:

  • Гласные ["а], ["э], ["о], ["у] продвигаются чуть вверх и вперед в начале произношения.
  • Если эти гласные стоят между согласными мягкими, изменения в артикуляции сохраняется на протяжении всего произнесения звука: зять [з"а"т"], тётя [т"о"т"а], тюль [т"у"л"].

Виды ударных гласных

В нашем языке есть шесть позиций, которые представлены разными видами ударных гласных. Все они представлены в таблице ниже.

Виды безударных гласных

Классификация гласных стоящих не под ударением, зависит от близости или удалённости от ударения и препозиции или постпозиции по отношению к нему:

  • Гласные [и], [ы], [у], стоящие в предударном слоге, чуть ослабляются в своей артикуляции, но кардинально не изменяются.
  • Если [ы] стоит после шипящих и твёрдых перед мягким, то он чуть продвигается вверх и вперёд в конце произнесения звука, например в слове ж[ы˙]вет.
  • Звук [у] в самом начале слова, стоя перед согласными мягкими и после твёрдых заднеязычных или шипящих, тоже чуть сдвигается вверх и вперёд в конце произношения. Например: [у˙]тюг, ж[у˙]рить.
  • Гласный [у], если он стоит за мягким согласным, перед согласным твёрдым, сдвигается вверх и вперёд в начале произношения. Например: [л’˙у]бовь.
  • Если [у] находится между согласными мягкими, он сдвигается вверх и вперёд на протяжении всего времени произнесения: [л’˙у˙]бить.
  • Гласные [а], [о], если они стоят после заднеязычных в начале слова, твёрдых и [ц], произносятся как [ㆄ], этот гласный образуется в среднем ряду, по подъёму является средне-нижним, он нелабиализованный.
  • Гласные [а], [о], [э], если они стоят после согласных мягких, [ч], [j] произносятся как [ие], который характеризуется как нелабиализованный гласный, средний между [и] и [э], по ряду образования он передний, по подъёму является средне-верхним.
  • Гласные [э], [о], которые стоят после [ш], [ж], произносятся как [ыэ], он является звуком непереднего ряда, это уже не ы и не э, такой звук можно услышать, например, в слове "прож[ыэ]вать".
  • Гласный [а] после [ш], [ж] произносится как [ㆄ]. Этот звук можно услышать в слове "ш[ㆄ]лить".
  • [и], [ы], [у] ослабляют свою артикуляцию в третьем и во втором предударных слогах, но свой характер произношения не меняют.
  • Гласный [у], если он стоит во втором и третьем предударном слоге, перед палатализованными согласным и за твердыми звуками, не отличается от звука, произносимого в предударном слоге, это касается и гласных [ы] и [и].
  • Гласные [а], [о], [э] в третьем и во втором предударных слогах, в самом начале слова, изменяются по типу слога, стоящего перед ударением - на месте ударных гласных [а], [о] произносится [ㆄ], а на месте [э] произносится [ыэ].

Изменения гласных ударных звуков в заударных слогах отражаются в таблице, представленной ниже.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод: на классификацию гласных звуков влияет положение языка. Перемещаясь во рту, он создаёт разные условия для образования звуков. Они воспринимаются как разные гласные.

Основные различия между гласными и согласными звуками

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные. В числе основных различий этих двух категорий звуков как минимум нужно назвать:

    Положение органов речи. При гласных речевой канал открыт, так что выходящая струя не встречает на своем пути препятствий. При согласных на пути выдыхаемой воздушной струи всегда образуется в определенном месте речевого канала преграда той или иной формы (ср: [а-а-а, о-о-о], с одной стороны, и [п,т,к] – с другой стороны).

    Различие в напряженности органов речи. При образовании гласных наблюдается разлитое напряжение всего произносительного аппарата. При образовании согласных напряжение имеет место только в определенной точке речевого канала: иными словами, гласные характеризуются нелокализованной (несфокусированной) артикуляцией, согласные – локализованной (сфокусированной) артикуляцией.

    Разницу в подаваемой из легких воздушной струе: при гласных она совсем слабая, при согласных – сильная, в особенности при глухих согласных.

    Некоторые языковеды противопоставляют гласные согласным по степени раствора челюстного угла, квалифицируя гласные как «рторазмыкатели», а согласные – как «ртосмыкатели».

Артикуляционная классификация согласных

Во введении в языкознание как элементарном курсе общего языкознания артикуляционную классификацию звуков можно начинать как с гласных, так и с согласных.

Начнем с согласных звуков. Артикуляционная классификация согласных любого языка предполагает в качестве обязательного минимума учет следующих трех признаков: места образования, способа образования и степени сонорности (звучности), иначе – соотношения голоса (тона) и шума.

    По месту образования, отвечающему на вопрос где?, т.е. в какой точке речевого канала образуется звук, согласные подразделяются на следующие разновидности: 1.1. Губные, или лабиальные (лат. Labia губы). а) При сближении нижней губы с верхней образуются губно - губные согласные (билабиальные): . б) При сближении нижней губы с верхними зубами образуются губно – зубные (лабиодентальные) согласные типа . 1.2. Интердентальные (межзубные) согласные типа английских [θ] и [р]: thank [θж?k] – ‘благодарить’, that [ржt] –тот (та,то). 1.3. Переднеязычные согласные, подразделяются на дорсальные, апикальные и какуминальные. а) При образовании дорсальных согласных (лат. Dorsum – спина) кончик языка опущен к нижним зубам (типа русских [т], [д], [с], [з], [н]). б) При образовании апикальных согласных (от лат. Apex – кончик) кончик языка, приподнимаясь вместе со спинкой, сближается с верхними зубами или альвеолами. Это согласные типа английских [t], [d], [n]. Есть они и в русском, например, [ш], [ш’], [ч]. в) При образовании какуминальных согласных (лат. Cacu men – верхушка) кончик языка не только приподнят, но и немного загнут кверху, в то время как передняя часть спинки языка, наоборот, вогнута внутрь так, что она получает ложкообразную форму. Примером может служить переднеязычное дрожащее [р] как в русском языке. 1.4. Среднеязычные согласные, при артикуляции которых средняя часть спинки языка, поднимаясь, сближается с твердым небом. Согласные этого типа часто называют палатальными (от лат. Palatum – нлбо). Термин «палатальный» нельзя смешивать с термином «палатализованный», т.е. смягченный. Палатализации в той или иной степени могут подвергаться все согласные. Для палатальных согласных типа [ j ] среднеязычная артикуляция является не дополнительной, а основной. В русской графике звук [j] обозначается в одних позициях с помощью буквы [й], в других – с помощью йотированных букв [е,л, ю, я], например, сарай, мой, твой , а также яма , ллка и т.д. 1.5. Заднеязычные согласные, при образовании которых активным органом является задняя часть спинки языка, сближающаяся с мягким нлбом. Примером могут служить согласные типа [к], [г] как в словах кот, год. 1.6. Глубокозаднеязычные типа киргизских согласных [ Ķ ], [Ģ ]: Ķ ol (рука), ĶаĢа z (бумага). 1.7. Увулярные (язычковые) согласные (лат.Uvula – язычок), при образовании которых активным органом является маленький язычок (продолжение мягкого неба). Примером может служить грассирующий согласный [ r ] во французском и некоторых других языках. В обиходной речи этот звук называется картавым [ р ]. 1.8. Гортанные согласные, образующиеся при смычке или сближении голосовых связок. Имеются в персидском, арабском, корейском, английском языках (ср. английское [ h ], похожее на легкий выдох в словах типа hat – ‘шляпа’; hand – ‘рука’).

    По способу образования, отвечающему на вопрос как?, т.е. каков характер прохода воздушной струи при образовании звуков речи, согласные подразделяются на следующие разновидности. Различают два основных способа взаимодействия произносительных органов – смыкание и сближение. При смыкании образуются смычные согласные, при сближении – щелевые. 2.1. Смычные согласные подразделяются на две разновидности: а) смычно – взрывные, при произношении которых за смыканием сразу же следует резкое размыкание, и воздух образует толчок, взрыв. Во всех языках мира представлены смычные взрывные согласные [p], [t], [k]. Взрывные согласные иначе называются эксплозивными (от франц. Explosif – ‘взрывной’). б) Смычные имплозивные, произношение которых характеризуется выдержкой смычки при отсутствии толчка. Сравним произношение начальных и конечных смычных согласных [к] и [т] в словах русского языка как и тот : в начале слов они произносятся как взрывные, а в конце слов – как имплозивные. 2.2. Щелевые согласные. При образовании щелевых звуков органы речи,сблизившись, образуют узкую щель, через которую с трением проходит воздушная струя. Примеры многочисленны: и др. Щелевые согласные иначе называют фрикативными (от лат. Fricare – тереть). 2.3. Смычно – щелевые согласные типа русских [ц], [ч] называются аффрикатами (от лат. Affricata – притлртая). Аффриката характеризуется сложной артикуляцией со смычным началом и щелевым концом. Но это не сочетание смычного согласного с соответствующим щелевым, а одна нечленимая артикуляция и соответственно – одна фонема. Ср. сочетание [тс] и аффрикату [ц] в словах отсадить и поцарапать. 2.4. Смычно – проходные согласные. При их образовании одни участки органов речи образуют смычку, другие – проход для воздушной струи. Подразделяются на три разновидности: а) носовые согласные, образующиеся губной смычкой для [m], и зубной для [n] в полости рта при одновременном прохождении воздушной струи через нос благодаря опущенному положению нлбной занавески (мягкого нлба). б) боковые согласные, иначе латеральные (от лат. Lateralis – боковой), образующиеся зубной смычкой при прохождении воздушной струи по бокам языка. Так образуется согласный [ l ]. в) дрожащие согласные, иначе вибранты (от лат. Vibrantis – дрожащий, колеблющийся), образующиеся чередованием прохода со смычкой). Таков согласный [r].

    По соотношению голоса и шума согласные подразделяются на сонорные и шумные. Основу сонорных (типа ) составляет голос (тон). Примесь шума незначительная. С акустической точки зрения сонорным согласным противостоят все другие согласные, называемые шумными. Их акустической основой является шум. Шумные согласные подразделяются на глухие и звонкие .

Таковы основы артикуляционной классификации согласных в границах минимального набора координат, обязательных для характеристики звукового инвентаря любого языка.

Само собою разумеется, что подразделение согласных на многочисленные разновидности внутри каждой из трех координат вовсе не означает, что эти разновидности присущи всем языкам. К примеру, в одних языках есть гортанные апикальные согласные, а в других их нет и т.д. Очевидно также, что языки отличаются друг от друга и по количественному составу звукового инвентаря, и что самое главное – по специфическим особенностям его структурной организации.

Сейчас важно подчеркнуть следующее. Наряду с основными координатами, обязательными для всех языков (место образования, способ образования, степень сонорности), при описании консонантизма языков необходимо учитывать и дополнительные типы артикуляции. В их числе палатализацию, аспирацию и лабиализацию.

Палатализация, обусловленная дополнительным поднятием средней части спинки языка к твердому небу, может сопровождать любую основную артикуляцию, кроме среднеязычной.

При аспирации (от лат. Aspiro – произношу с придыханием) дополнительным признаком является придыхание (аспираты – это придыхательные согласные). Аспирации чаще всего подвергаются взрывные согласные (, , в корейском языке).

Лабиализация согласных (их огубление) является дополнительной артикуляцией, когда она обусловлена фонетической позицией – чаще всего положением перед губными гласными [ о ] и [ у ], например, в словах так, сад, наш начальные согласные нелабиализованы, в таких же словах, как т?ок, с?ода, н?ос они огублены (значок справа вверху над согласным – показатель его огубленности).

Дополнительные артикуляции в одних языках могут не иметь фонемного статуса, в других – могут обладать им. Например, для русского языка лабиализация согласных нефонологична, в то время как палатализованные согласные составляют коррелятивные пары к соответствующим непалатализованным, т.е наделены смыслоразличительной функцией. Ср., с одной стороны, пары слов типа так -т?ок, где [ т ] и [ т? ] принадлежат одной фонеме <Т>, и с другой стороны, пары слов типа лог – л’ог, кон – кон’, где согласные [л] и [л’], [н] и [н’] выступают в качестве самостоятельных фонем.

Еще пример: в английском языке согласные фонемы [ p, t, k] произносятся с придыханием, т.е. аспирированы. Но аспирация не является здесь фонологическим признаком, поскольку нет противопоставления типа [ р ] - , [ t ] - , [ k ] - .

Иная картина в китайском, корейском, ряде индийских языков, где аспирация выступает в качестве фонологического признака по соотношению с неаспирированностью. Так, phao в китайском языке означает «бежать»…, а pao – «обнять (обнимать)».

Классификация согласных

По месту образования:

Губные, илилабиальные

Губно-губные

Губно-зубные. f,v]

Переднеязычные

т], [д], [с], [з], [н]), ш.

Среднеязычные согласные - й

Заднеязычные

К,г. (кот,год)

Увулярные (картавый Р)

Гортанные

По способу образования

смычно – взрывные (п,т,к)

Смычно – щелевые [ц], [ч] или аффрикаты (ц)

Смычно – проходные:

Носовые (н)

боковые или латеральные (л)

дрожащиеили вибранты (р)

сонорные и шумные.

Артикуляционная классификация гласных

Признаки, по которым описываются согласные звуки (место, способ образования, степень сонорности), непригодны для описания гласных звуков, что объясняется различиями между звуками этих двух категорий Язык может двигаться горизонтально, перемещаясь вперед и назад, и вертикально, поднимаясь к твердому небу или опускаясь. Соответственно в первом случае различают гласные переднего, среднего и заднего рядов, а во втором случае – гласные нижнего, среднего и верхнего подъемов. С учетом участия / неучастия губной работы гласные подразделяют на губные (лабиализованные) и негубные (нелабиализованные).

Учет указанных признаков оказывается вполне достаточным для языков с небольшим количеством гласных фонем типа русского языка, характеризующегося трехступенчатой системой гласных.

Описанное деление гласных схематично иллюстрируют чаще всего следующим образом:

Передний

Отсутствие/наличие

лабиализации

Негубные

Поскольку во многих языках вокалического типа количество гласных исчисляется несколькими десятками, изображению гласных в виде треугольников, квадратов и кубов (есть и такие) современные фонетисты предпочитают трапеции следующей формы:

Примечание. С полной схемой гласных в форме трапеции, включающей наряду с нормально краткими и долгие гласные (напр., в киргизском, английском), а также носовые в противопоставлении ртовым (французский и др. языки), можно познакомиться по учебнику А.А. Реформатского .

Фонетическая транскрипция

Обычное письмо, основанное на системе правил орфографии, не дает единообразного отражения звукового состава речи. Между тем во многих случаях требуется совершенно точное воспроизведение звучащей речи (при обучении произношению, при записи диалектной речи и т.д.). В этих случаях используется особая система письма, называемая фонетической транскрипцией.

Фонетическая транскрипция – это такое письмо, которое основано на простейших, всегда единообразных отношениях между звуками и буквами, а именно: каждый звук фонетической транскрипции обозначается всегда только одним, одним и тем же знаком; каждый знак всегда обозначает один и тот же звук.

Имеются различные системы фонетической транскрипции, в том числе система Международной фонетической ассоциации (МФА), основанная на латинской графике и дополненная некоторыми другими знаками.

По этой системе транскрибируется устная речь на западноевропейских языках. Для транскрипции русской речи чаще всего используется фонетическая транскрипция, построенная на основе русской графики (РФА)

Для овладения техникой фонетической транскрипции необходимо руководствоваться следующими указаниями:

Например,

Невыносимый -[ н"ьвън^с"имъj]

Всего-навсего - [фс"и?во-нафс΄ьвъ]

Счастливый - [ш:"иЄсл΄ивъj]

Мой дядя самых честных правил - [м^jд΄ад΄ь/самъх/ч΄эснъх/прав΄ьл//к^גдъ/н΄иЄфшутку/зъ?΄?Є???

Реализация гласных современного русского

литературного языка в потоке речи

Таблица 4

Фонетическая структура слова

Абсо-лют-

остальные предудар-ные. слоги

ударный слог

Удар-ный слог

Заудар-ные слоги

согласных

согласных

После мягких

согласных

После твердых согласных

После твердых и мягких согласных

Фонетические процессы (явления)

В потоке речи, вступая во взаимодействие в определенных позиционных условиях, звуки речи подвергаются различным изменениям. Традиционно их подразделяют на комбинаторные и позиционные, что не совсем правильно, поскольку комбинаторные изменения тоже позиционны. Таким образом, наши уточнения сводятся к следующему: все изменения звуков, происходящие в потоке речи в аспекте современной синхронии, являются позиционными в широком смысле слова; они подразделяются на комбинаторно-позиционные и собственно-позиционные изменения.

Основными типами комбинаторно-позиционных изменений являются ассимиляции, аккомодации и диссимиляции.

Ассимиляция – это уподобление в потоке речи однотипных звуков (согласного – согласному, гласного – гласному) по тем или иным признакам в пределах одного слова или сочетания слов. Ассимиляции бывают:

Диссимиляция – расподобление однотипных звуков: из двух одинаковых или подобных получается два различных или менее подобных звука, например: литературное коридор (два[р] ) и просторечное ко[л]идор (диссимиляция регрессивная, дистактная) и т.п.

Аккомодация – это приспособление друг к другу в потоке речи разнотипных звуков (гласных к согласным, согласных – к гласным). Примеры: рад и р’˙ад , где [˙а] во втором случае приспосабливается к мягкому [р’], становясь более передним по ряду по сравнению с гласным [а] в слове рад (аккомодация прогрессивная, контактная).

Представляют интерес аккомодационные явления в примерах типа конь [к°о˙н’], соль [с?о˙л’], где налицо двойная разнонаправленная аккомодация: гласного последующему согласному по ряду и первого согласного последующему гласному – по лабиализации, поскольку эти согласные под влиянием последующего губного гласного приобретают губной оттенок (в транскрипции – знак кружочка справа вверху над звуком). В обоих случаях налицо регрессивная контактная аккомодация, но по разным признакам – по ряду гласного и огублению согласного.

Основным типом собственно-позиционных изменений звуков в потоке речи является редукция, распространяющаяся как на гласные, так и на согласные звуки (чаще на первые).

Редукция – это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания. Различают количественную и качественную редукцию.

При количественной редукции безударные гласные ослабляются, несколько теряя в силе и долготе по сравнению с гласными ударных слогов, но сохраняют характерный для них тембр, не смешиваясь с другими гласными. Так, в примерах типа с[ э] хость , с [у] хуй , с[ у] стбв ,

с[ у] ставнуй у–подобное качество выделенных гласных сохраняется и в первом, и во втором предударных слогах.

Иная картина наблюдается при качественной редукции, имеющей место в языках с сильным динамическим ударением. Так, в частности, в русском языке гласные [ о ], [ а ], различаясь под ударением (сильная позиция), в 1-м предударном слоге ослабляются в звучании своего тембра (качества) и нейтрализуются, совпадая в звуке, близком к [ а ], обозначаемым в фонетической транскрипции знаком «крышечки» [ Λ ]. Сравним:

с<о>м - с<а>м, с одной стороны, и с Λ ма – с другой (с Λ мб п Λ ймбла с Λ мб).

Ср. также: вол –вал, но в Λ лы, дом,стол, но д Λ мб,ст Λ лы мн.др.

Качественная редукция может затрагивать и согласные. Например, все шумные звонкие согласные в позиции конца слова перед паузой чередуются в русском языке с соответствующими глухими шумными. Сравним: гла<з>а, но гла<с>, сле<з>а, но слл<с>, дро<в >а, дро<ф> и т.д.

Сущность фонологического аспекта в фонетике и понятие фонемы

Как уже отмечалось, фонетика различает в звуках речи три основных аспекта. С двумя из них (артикуляторным и акустическим) мы познакомились. Теперь надлежит подробнее вникнуть в суть третьего – функционального аспекта, который относится к фонологическому измерению языка. Это измерение является главным, поскольку из всего многообразия признаков, присущих каждому звуку, оно акцентирует внимание только на тех из них, которые отличают одну звуковую единицу от всех остальных и в первую очередь от близкородственных единиц. Такие звуковые единицы называют фонемами, а признаки, которыми они отличаются друг от друга – различительными признаками. Поясним сказанное на примере фонемы <Т> русского языка. Обратим внимание на такие пары слов, как: 1) том – дом; 2) том-сом; 3) том-ком; 4)томный-тлмный. Нетрудно убедиться, что фонема <Т> противопоставлена начальным фонемам вторых членов пар набором следующих дифференциальных признаков: в первом случае – признаком глухости на фоне звонкости; во втором – признаком взрывности на фоне фрикативности; в третьем – переднеязычностью на фоне заднеязычности; в четвертом – твердостью на фоне мягкости.

Аспект, по которому была охарактеризована фонема <Т>, является оппозитивным: система фонем любого языка – это система оппозиций (противопоставлений), что позволяет разграничить по смыслу единицы вышележащих уровней – морфемы, слова, формы слов.

Но помимо различительной, фонема наделена и отождествляющей функцией. Это значит, что в процессе функционирования языка (в потоке речи) фонема подвергается различным модификациям, обусловленным позиционными условиями как контекстного, так и структурного свойства.

Иллюстрация модификаций фонем, вызванных действием контекстно-обусловленных позиций на примере гласных: пос[б]тка, с’[˙á]ду, с’[д]т’. Хотя все три гласных звука, заключенных в квадратные скобки, находятся под ударением, позиции, которые они занимают, являются разными (в первом случае между твердыми согласными, во втором – после мягкого перед твердым, в третьем – между мягкими согласными). Применительно к таким случаям лингвисты говорят, что соответствующие звуки находятся в составе знаковых единиц в отношениях дополнительной дистрибуции.

Иллюстрация модификаций фонем, вызванных действием структурно - обусловленных позиций на примере согласных: моро<з>ы - моро[с], гри<б>ы - гри[п], голо<в>а - голо[ф].

Несмотря на различия позиционных условий, приводящих к модификациям фонем в каждом из двух рассмотренных случаев, подобные видоизменения фонем не приводят к смыслоразличению, не нарушают функционального тождества морфем и слов, в которых они функционируют. В отличие от оппозитивного данный аспект функционирования фонем правомерно назвать эквивалентностным, вариативным аспектом парадигматических отношений. Отсюда и определение фонемы: «Фонема –это минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отожествления значимых единиц языка (морфем и слов)».

Понятие позиции является одним из центральных фонологических понятий. Находясь в сильных позициях, звуки распределяются по разным фонемам

(ср. звуки [т] и [д] в примерах типа <т>ом - <д>ом). Фонемный статус звуков слабых позиций может быть различным.

    В примерах типа пос[б]дка, с’[˙á]ду и с’[д]т’ три разных гласных звука являются разновидностями одной фонемы;

    В примерах типа дро[ф] и с Λ мб каждый из выделенных звуков может быть разновидностями разных фонем: при соотношении дро<ф>б - дро[ф] согласный [ф] является разновидностью фонемы <Ф>; при соотношении дро<в>б - дро[ф] согласный [ф] выступает в качестве разновидности фонемы <В>; аналогично обстоит дело со звуком [Λ] : в контексте с<о>м - сΛмб редуцированный гласный [Λ] принадлежит фонеме <О >; в контексте с<а>м - с[Λ]мб - фонеме <а>.

    В примерах типа с[Λ]ббка определить фонемную принадлежность звука [Λ] первого предударного слога невозможно, потому что нет соотносительной сильной позиции. Такую ситуацию называют гиперфонемной, а саму единицу – гиперфонемой, под которой понимают общую часть двух или нескольких нейтрализованных фонем . В нашем примере звук [Λ] является общим и для <О>, и для <А>, представляя гиперфонему <о/а>.

Как показывают примеры, нейтрализация (снятие ротивопоставлений) бывает двух типов – разрешимой, когда звуки слабых позиций проверяются по сильным позициям и подводятся под соответствующие фонемы (примеры 2-й группы); и неразрешимой, когда звуки слабых позиций являются представителями гиперфонем (группофонем) вследствие отсутствия сильных позиций для каждого из членов гиперфонемы (пример 3-й группы).

Правила выделения фонем

Приступая к описанию звукового строя любого языка, лингвист должен быть осведомлен о количественном составе фонем, которым он располагает. Честь формулировки правил выделения фонем принадлежит основоположнику фонологии проф. Н.С. Трубецкому. Приведем основные из них в своей редакции и проиллюстрируем примерами из русского языка.

Первое правило. Если два звука встречаются в одной и той же позиции и их взаимная замена приводит к изменению смысла слов, эти звуки являются разновидностями двух фонем. Примеры: <п>ар - <б>ар, <с>лой - <з>лой, ко<с>а - ко<з>а, т<о>к - т<а>к, <л>ук - <л’>ук, ко<н> - ко<н’>.

Второе правило. Если два звука встречаются в одной и той же позиции, но их взаимная замена не влечет за собой изменения смысла слов, эти звуки являются разновидностями (вариантами) одной фонемы. В примере [г]осподи! и [ ]осподи! взрывное г и щелевое  принадлежит фонеме <г>.

Третье правило. Если два звука никогда не встречаются в одной и той же позиции, они являются комбинаторными вариантами одной фонемы. Примеры:

п’ ˙ б тый - п’[д]т’ , где оба [а] принадлежат фонеме <А>; влз – везу , где чередуются в составе одной и той же морфемы <в’˙оз> и гласные [ о ] // [и э ], и согласные [ с ] // [ з ]. Члены чередования первой пары звуков являются разновидностями фонемы <о>, второй пары звуков – разновидностью фонемы <з>.

От чередований указанного типа, которые являются фонетически – позиционными, т.е. обусловленными действием «живых» позиционных законов (такие чередования не знают никаких исключений), нужно отличать фонетически – непозиционные чередования, доставшиеся носителям современных языков по традиции. Их обычно называют грамматическими, поскольку чередования происходят перед грамматическими единицами, вызываются их требованиями, например, хо<д’>ить - хо<ж>у, во<д’>ить - во<ж>у (д’//ж), но <с’>ить - но <ш>у, про <с’>ить - про<ш>у (с’ // ш) и т.п. По своей сущности чередования первого типа являются внутрифонемными, чередования второго типа – межфонемными. Их изучением занимается морфонология – особый раздел языкознания, занимающий промежуточное положение между фонологией и морфологией.

Фонематическая транскрипция

Разграничение понятий звука и фонемы предполагает разграничение двух видов транскрипции – фонетической и фонологической (иначе –фонемной или фонематической).

Необходимость по возможности более точного отражения на письме особенностей звучащей речи требует от фонетической транскрипции использования дополнительно к алфавиту определенного набора диакритических знаков.

Применение фонематической транскрипции не требует подробных разъяснений, так как она призвана фиксировать не звуковую, а фонемную данность языка. Если основные понятия фонетики и фонемики как одного из ее разделов усвоены в увязке фонетических процессов с понятиями фонем, вариантов, позиций и т.п., фонематическая транскрипция, основанная на проверке звуков слабых позиций по сильным позициям с целью определения фонемного статуса этих звуков, особых трудностей не представляет. Нужно просто овладеть техникой перевода знаков фонетической транскрипции в знаки фонем как инвариантных единиц звуковой системы языка, очищенной от деталей реального произношения во всем многообразии его особенностей.

Тексты, записываемые фонематической транскрипцией, заключаются в ломаные скобки: <>.

Примеры записи одного и того же текста средствами 1) орфографии, 2) фонетической транскрипции, 3) фонематической транскрипции:

2 3 1 3 1 1 2 3 1 2 2 3 1

    Люблю я пышное природы увяданье.

2) [л’˙убл’э ja пышнъ 1 ь пр’ируды ув’и э дбн’ 1 ь].

3) < л’убл’у ja пишно jo пр’ироди ув’адан’ jo >.

Сегментные и суперсегментные единицы языка

Сегментация (от лат. Segmentum – отрезок) – это деление речевого потока на сегменты (дольки, элементы, отрезки различной протяженности), вычленяющиеся из линейной последовательности высказываний.

Различают два вида сегментации – на уровне значимых единиц (с опорой на план содержания) и на звуковом, фонетическом уровне (с опорой на план выражения).

На уровне значимых единиц выделяются предложение – синтагма (словосочетание) – слово – морфема – фонема. Сегментация охватывает здесь единицы всех ярусов языка, поэтому ее можно назвать сегментацией межъярусного типа.

На фонетическом уровне выделяются такие единицы как фраза – речевой такт (фонетическое слово) – слог – звук. Сегментация ограничена здесь рамками только одного уровня (фонетического), поэтому ее можно назвать сегментацией внутриярусного типа.

Как разные отрезки речевой цепи звук, слог, такт, фраза принадлежат сегментному уровню. По отношению к знаковым единицам они являются их реализацией, хотя однозначного соответствия между ними нет. Достаточно сказать, что фраза не обязательно совпадает с предложением: она может объединять в себе и несколько предложений; границы фонетического слова (речевого такта) чаще всего не совпадает с границами слова как лексической единицы и т.п.

Между звуковыми единицами существуют как количественные, так и качественные различия.

Количественные: фраза может состоять из нескольких тактов, такт – из нескольких слогов, слог – из нескольких звуков. Но обратное неверно.

Качественные : единство фразы создается интонацией, единство такта – ударением, единство слога – волной сонорности, единство звука – его относительной акустической и артикуляционной однородностью .

Фонологический аспект фонетики предполагает изучение не только сегментных , но и суперсегментных единиц звукового строя языка. Однако между учеными нет единого мнения как о количественном составе тех и других единиц в целом, так и о распределении их по двум названным группам.

В числе различных решений вопроса укажем на следующее:

    к сегментным единицам относятся только звуки речи, к суперсегментным – только ударение и интонация ;

    к сегментным единицам относятся звуки, слоги, такты, фразы, к суперсегментным – ударение и интонация ;

    к сегментным единицам относятся звуки, к суперсегментным – слоги, такты, фразы, ударения, интонация .

Из трех обозначенных решений мы выбираем второе, и вот почему. В отличие от сегментных (линейных) единиц различной протяженности суперсегментные (нелинейные, надлинейные, сверхлинейные) единицы не существуют сами по себе, отдельно от сегментных, не могут быть произнесены в отрыве от них, так как не имеют самостоятельного бытия. Именно поэтому они как бы накладываются на сегментные единицы. Такому требованию в полной мере отвечают ударение и интонация: ударение является средством организации такта, а интонация – средством организации фразы.

Фонологический аспект фонетики, связанный с изучением ударения и интонации, нередко обозначают термином «просодика» и с полным на это основанием говорят о просодии слога, такта, фразы. В итоге терминологически и по существу четко разграничиваются два раздела фонологии – фонемика как учение теории фонем и просодика как учение о единицах большей протяженности, чем «звукофонема».

Станиславская С.А, Шабанова Н.А., Соклова О.И., Федюнина С.М.

ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКУ

Учебное пособие

ФОНЕТИКА

Фонетика (от греч. phōnētikos - «звуковой») - раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы, по которым они образуются, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения ударения в словах, чередования гласных и согласных и т.д.).

Звуковые единицы языка изучаются в различных аспектах:1) в функциональном, т.е. с точки зрения использования звуков языка в процессе общения; 2) в артикуляционном, с точки зрения физиологии образования звука; 3) в акустическом, т.е. с точки зрения физических свойств воспринимаемого звука.

Акустическая характеристика звука

Звук как акустическое явление представляет собой результат колебаний звучащего физического тела в среде, передающей эти колебания органам слуха. Он характеризуется: 1) соотношением тона, возникающего в результате ритмических колебаний, и шума, возникающего в результате неритмических колебаний; 2) высотой, которая зависит от частоты колебаний в единицу времени; 3) силой, которая зависит от амплитуды колебаний (чем больше амплитуда, тем громче звук); 4) тембром, который определяется соотношением основного тона и дополнительных тонов (обертонов).

Устройство речевого аппарата

В производстве звуков участвуют органы тела, которые в своей совокупности образуют речевой аппарат.В речевом аппарате выделяют: 1) дыхательный аппарат (легкие, диафрагма, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи; 2) гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука; 3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны; 4) органы произношения (язык, губы, нёбо, зубы, десны), которые моделируют звук.

Артикуляционная характеристика звука

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные исогласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков.

При образовании гласных звуков струя воздуха свободно проходит носовую и ротовую полость, не встречая на своем пути препятствий. Гласные звуки состоят из чистого тона.

При образовании согласных звуков струя воздухапреодолевает то или иное препятствие. Преодоление препятствия всегда создает шум.

По соотношению тона и шума согласные звуки делятся на следующие типы:

- глухие согласные, состоящие из одного шума (русск. п, п`, ф, ф`, с, с` х, х`, ц, ч`, ш, ш`, т, т`, к, к`; англ. t, h; нем . h);

- звонкие согласные, состоящие из тона и шума, с преобладанием последнего (русск . б, б`, в, в`, г, г` ж, ж`, д, д`, з, з`; англ . d., нем. j);

- сонорные согласные, характеризующиеся преобладанием тона над шумом (русск. л, м, н, р, j; англ . n, l, ŋ; нем ŋ; франц. R, n`).

Классификация согласных звуков

Классификация согласных звуков включает в себя следующие признаки:

  1. Способ образования.

По способу образования согласные делятся на щелинные (фрикативные) (при произнесении которых органы речи образуют щель и шум возникает от трения струи воздуха об эту щель) и смычные (когда органы речи образуют полную преграду – смычку, а струя воздуха преодолевает эту смычку, образуя шум). В зависимости от способа преодоления преграды смычные делятся на взрывные (смычка преодолевается взрывом), аффрикаты, или смычно-щелевые, (смычка мгновенно переходит в щель), носовые (воздух проходит через носовую полость), боковые (смычка не преодолевается, а струя воздуха проходит между языком и щеками) и дрожащие (смыкание сопровождается вибрацией кончика языка).

  1. Место образования.

По месту образования согласные делятся на губно-губные, губно-зубные, переднеязычные межзубные, переднеязычные зубные, переднеязычные альвеолярные, переднеязычные нёбные, среднеязычные, заднеязычные средненёбные, заднеязычные задненёбные, увулярные, глоточные и гортанные.

  1. Наличие/отсутствие палатализации.

Согласные звуки могут иметь дополнительную артикуляцию – палатализацию (смягчение согласного). В результате подъема средней части языка к твердому нёбу частично меняются артикуляционные и акустические характеристики согласного, повышается тональность звука, и звук становится мягким. Мягкие согласные примерно на полтона выше твердых.

Классификация гласных звуков

Классификация гласных звуков включает в себя следующие признаки:

1. Степень продвижения языка в ротовой полости вперед или назад (ряд).

Гласные, которые образуются без продвижения языка вперед или назад, называют гласными среднего ряда ; движение языка вперед создает гласные переднего ряда , движение назад создает гласные заднего ряда .

2. Степень продвижения языка вверх или вниз (подъем).

Гласные, которые образуются без движения языка вверх, называются гласными нижнего подъема ; гласные, образуемые движением языка вверх, называются гласными среднего и верхнего подъема.

3. Лабиализованность.

По работе губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные), т.е. такие, в образовании которых участвуют губы, и нелабиализованные , произносимые без участия губ.

Упражнения

1. Из данного текста выпишите следующие звуки: а) смычно-проходные согласные, б) смычно-взрывные звонкие согласные, в) смычно-щелевые палатальные согласные, г) щелинные твердые согласные.

Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой, и длинные облака, красные и лиловые, сторожили его покой, протянувшись по небу. (А.П. Чехов.)

2. Определите согласный звук по следующим признакам:

а) смычно-боковой, сонорный, звонкий, зубной, мягкий;

б) щелевой, шумный, звонкий, нёбный;

в) щелевой, шумный, глухой, заднеязычный, твердый;

г) дрожащий, сонорный, звонкий, переднеязычный;

д) щелевой, шумный, звонкий, губно-зубной, мягкий.

3. Определите согласные звуки по указанным признакам и дополните характеристику звуков, указав опущенные признаки:

а) согласный, носовой, губной, твердый, …;

б) звонкий, боковой, мягкий, ….;

в) согласный, дрожащий, …;

д) взрывной, глухой, губно-губной….

4. Дайте полную характеристику всем согласным звукам в словах : а) стол, доска, быть, ров, год; б) жук, звон, мох, пыль, щука в) печь, шаги, день, воз; г) цепь, травка, вкус, число, звук.

5. Определите гласные звуки по следующим их признакам:

а) средний подъем, передний ряд, нелабиализованный;

б) нижний подъем, средний ряд, нелабиализованный;

в) средний подъем, задний ряд, лабиализованный.

6. Определите гласные звуки по указанным признакам и дополните характеристику звуков, указав опущенные при­знаки:

а) звук верхнего подъема, лабиализованный;

б) звук переднего ряда и среднего подъема;

в) звук верхнего подъема и переднего ряда;

г) звук нижнего подъема.

7. Дайте полную характеристику всем гласным звукам в словах: а) сон, путь, пыль б) пуд, пять, пар, пел; в) люди, травы, елки, мели.

8. Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

а) 1) согласный, звонкий, взрывной, зубной, твердый; 2) гласный верхнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный; 3) согласный, сонорный, носовой, губной;

б) 1) гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный; 2)согласный, сонорный, носовой, зубной;

в) 1) согласный, фрикативный, среднеязычный; 2) гласный нижнего подъема, нелабиализованный;

г) 1) согласный, глухой, взрывной, зубной, мягкий; 2) согласный, сонорный, носовой, губно-губной, твердый; 3) гласный нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализванный;

д) 1) согласный, глухой, фрикативный, зубной, твердый; 2) гласный верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный; 3) согласный, звонкий, взрывной, зубной, мягкий; 4) со-гласный, звонкий, фрикативный, среднеязычный; 5) гласный нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный..

е) 1) согласный, глухой, взрывной, зубной, твердый; 2) согласный, глухой, взрывной, заднеязычный, твердый; 3) гласный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализован­ный, 4) согласный, глухой, смычно-щелевой, нёбный, мягкий.

9. Дополните пропущенные признаки звуков и определите, какое слово состоит из них.

а) 1) согласный, губно-зубной, звонкий, твердый; 2) соглас­ный, зубной, носовой, твердый; 3) гласный верхнего подъема, лабиализованный; 4) согласный, глухой, зубной; 5) соглас­ный, сонорный, зубной, неносовой; 6) гласный верхнего подъ­ема, переднего ряда;

б) 1) согласный, дрожащий; 2) гласный нижнего подъе­ма; 3) согласный, заднеязычный;

в) 1) согласный, заднеязычный, мягкий, звонкий; 2) гла­сный верхнего подъема, ударный; 3) согласный, зубной, со­норный, неносовой, мягкий; 4) такой же, как второй, но без­ударный.

10. Найдите слово, состоящее последовательно из следующих звуков: 1) согласный, шумный, щелинный, зубной, глухой; 2) согласный, шумный, взрывной, зубной, глухой; 3) гласный верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный; 4) согласный, взрывной, заднеязычный, глухой.

11. Какие получаются слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке : ель, лен, куль, толь, ноль, лед, лоб, ток.

12. Из приведенных текстов выпишите все согласные и распределите их на группы: а) по месту образования, б) по способу образования, в) по соотношению тона и шума (при работе с иностранным текстом пользуйтесь транскрипцией):

Нем. Es ist schön, still irgendwo zu sitzen, zum Beispiel in dem Wirtsgarten gegenüber unter den Kastanien, nahe der Kegelbahn. Die Blätter fallen auf den Tisch und auf die Erde, wenige nur, die ersten. Ich habe ein Glas Bier vor mir stehen, das Trinken hat man beim Militär gelernt Das Glas ist halb geleert, ich habe also noch einige gute, kühle Schlucke vor mir, und auBerdem kann ich ein zweites und ein drittes bestellen, wenn ich will. (E. M. Remarque)

Англ. A warm wind came with daylight and he could hear the snow melting in the trees and the heavy sound of its falling. It was a late spring morning. He knew with the first breath he drew that the snow had been only a freak storm in the mountains and it would be gone by noon. Then he heard a horse coming, the hoofs balled with the wet snow thumping dully as the horseman trotted. He heard the noise of a carbine scabbard slapping loosely and the creak of leather. (E. Hemingway)

Франц. Naud franchit la passerelle et traversa la quai en roulant sa seconde cigarette. Quand son frére Robert, presque aussi grand et efflanqué que lui, émergea a son tour d"une écoutille, il put voir, dans le bar éclairé, Jules accoudé au comptoir et le patron qui versait un trait d"alcool dans son café. (G. Simenon)

13. Определите, какие звуки различают следующие пары слова; с помощью каких признаков эти звуки противопоставлены друг другу.

Нем. Schar - scharr; in - inn; kein - dein; lieben - leben; Tone - Tonne; Hauch - Bauch.

Англ. Then - ten; thing - thin; bat - bad; sit - seat; wheel -veal; right - night.

Франц. maitre - mettre; cage - cache; chair - mére; chose -cause; toi - moi; son - sans.

14. Определите все звуки в следующих словах. При анализе пользуйтесь транскрипцией:

Нем. a) Vortrag, Töchter, Himmel, Brief, Pause; 6) Apfel, links, singen, machen, reich; в) heute, sprechen, Buch, jetzt, Löwe; г) singe, Nacht, nicht, Pferd, Tee, Zunge, gehen, Achtung.

Англ. a) city, cap, big, page, stick; 6) time, face, jam, fetch, ship; в) wide, cycle, these, read, far; г) knife, thing, yes, jump, leave, weather, poor, climb, chief.

Франц. beaucoup, rien, gagner, matin, loi, garcon, conseil, jour.

15. Определите слова, состоящие последовательно из следующих звуков (пользуйтесь транскрипцией).

Нем. а) 1) Переднеязычно-альвеолярный, смычно-взрывной, звон­кий согласный; 2) краткий, широкий, неогубленный гласный среднего ряда, нижнего подъема; 3) переднеязычно-зубной, ще­левой, глухой согласный.

б) 1) Переднеязычно-альвеолярный, смычно-взрывной, звон­кий согласный; 2) краткий, широкий, неогубленный гласный среднего ряда, нижнего подъема; 3) двугубный, смычно-про­ходной, носовой сонант; 4) двугубно-зубной, смычно-щелевой, глухой согласный.

в) 1) Заднеязычный, смычно-взрывной, глухой согласный; 2) переднеязычно-альвеолярный, смычно-проходной, боковой, сонорный согласный; 3) дифтонг, первым элементом которого является ши­рокий гласный, а вторым - узкий гласный переднего ряда; 4) переднеязычно-альвеолярный, носовой, смычно-проходной, сонорный согласный.

г) 1) Переднеязычно-альвеолярный, аффриката, глухой согласный; 2) лабиализованный гласный заднего ряда, верхнего подъема; 3) сонорный, заднеязычный, смычно-носовой согласный; 4) гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, краткий.

Англ. а) 1) Согласный, глухой, взрывной, альвеолярный; 2) гла­сный, переднего ряда, среднего подъема, краткий, ненапряжен­ный, нелабиализованный; 3) согласный, переднеязычно-аль­веолярный, смычный, носовой, сонорный.

б) 1) Согласный, звонкий, смычно-взрывной, губно-губной; 2) гласный, переднего ряда, нижнего подъема, ненапряжен­ный, нелабиализованный; 3) согласный, звонкий, смычно-взрывной, альвеолярный.

в) 1) Переднеязычный, заднеальвеолярный, щелевой, со­норный согласный; 2) гласный, переднего ряда, верхнего подъ­ема, долгий, напряженный, нелабиализованный; 3) согласный, звонкий, смычно-взрывной, переднеязычно-альвеолярный.

г) 1) Глухой, губно-зубной, щелевой согласный; 2) диф­тонг, начинающийся открытым гласным звуком нижнего подъема с переходом к гласному переднего ряда, но верхнего подъема (оба элемента дифтонга являются нелабиализованными): 3) та­кой же звук, как и первый, но звонкий.

Франц. а) 1) Губно-губной, взрывной, звонкий согласный; 2) нелабиализованный, носовой гласный заднего ряда, среднего подъема.

б) 1) Заднеязычный, взрывной, звонкий согласный; 2) долгий, неносовой гласный переднего ряда, открытый; 3) сонорный, увулярный, дрожащий, звонкий согласный.

в) 1) Сонорный, губно-губной, носовой согласный; 2) нелабиализ ованный, краткий гласный переднего ряда, нижнего подъема; 3) сонорный, переднеязычно-зубной, смычно-боковой согласный.

г) 1) Нелабиализованный, неносовой гласный переднего ряда, среднего подъема (узкой разновидности); 2) переднеязычный, зубной, взрывной, глухой согласный; 3) лабиализованный, неносовой гласный переднего ряда, верхнего подъема; 4) переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий согласный.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...