Укажи морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные признаки прилагательного
Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи.
1. Грамматическое значение - «признак предмета».
К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?
- 2. Морфологические признаки:
- · постоянные - разряд по значению, для качественных: полная /краткая форма и степени сравнения,
- · изменяемые - падеж, число, в единственном числе - род.
- 3. Синтаксическая роль в предложении: у полных форм качественных прилагательных, а также у относительных и притяжательных прилагательных - определение, у кратких форм качественных прилагательных - часть составного именного сказуемого.
Морфологические признаки прилагательных
У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые). Так, к примеру, прилагательное сладкий - это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе - в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной - сравнительной - превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:
слаще - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания, менее сладкий - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием менее + сладкий , сладок - краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий имеет окончание -ий.
Имя прилагательное
- это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой. какая. какое. какие. чей. чья. чьё. чьи. и обозначает признак предмета.
Постоянные:
разряд по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные;
степень сравнения: сравнительная и превосходная (у качественных прилагательных);
полная или краткая форма (у качественных прилагательных).
Непостоянные:
род;
число;
падеж.
Начальная форма
- полная форма имени прилагательного в именительном падеже единственного числа мужского рода.
Прилагательные по значению могут быть качественными, относительными, притяжательными.
широко часть речи
Качественные прилагательные
называют признаки, обозначающие качества предмета:
по величине (маленький);
по возрасту (молодой);
по цвету (яркий);
по весу (легкий);
по внешнему виду (милый);
разобрать слово воет по составу
по внутренним качествам (ленивый) и др.
Качественные прилагательные могут иметь:
степени сравнения (злой - злее - самый злой);
краткую форму (зол - зла - злы);
синонимы, антонимы (сердитый, добрый);
могут образовывать наречия на -о. -е. зло (посмотрел); сложные прилагательные путем повтора: злой-презлой; отвлеченные существительные: злость.
Относительные прилагательные
называют признаки, выражающие отношение одного предмета к другому:
часть речи обдуманно
по месту (украинский язык - язык украинцев);
по материалу (хрустальный бокал - бокал из хрусталя);
по времени (прошлогодняя встреча - встреча в прошлом году);
по назначению (стиральный порошок - порошок для стирки) и др.
Не имеют степеней сравнения, краткой формы, синонимов, антонимов и т. д.
радостный разобрать слово по составу
Притяжательные прилагательные
называют признак предмета по его принадлежности какому-либо лицу или животному: отцов (инструмент), дедов (орден), медвежья (берлога), мужнин (портфель); отвечают на вопросы чей. чья. чьё. чьи.
Имеют суффиксы -ов - (-ев -), -ин - (-ын -), -ий -:
Полные прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по падежам, родам и числам:
красивая, красивой, красивый, красивое, красивые;
в предложении выполняют роль определения:
часть речи двое
Туристы совершили трудный и долгий подъём на вершину.
Краткие прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по родам и числам: красив - красива - красиво - красивы;
в предложении выполняет роль сказуемого:
Подъём на вершину .
Выделяют сравнительную
и превосходную степени сравнения
. Сравнительная степень сравнения делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -ее (-ей), -е, -ше (). другие основы (хороший - лучше, плохой - хуже, маленький - меньше). Прилагательные составной степени сравнения состоят из двух слов: более, менее и прилагательного в полной форме (более удобный, менее интересный).
Превосходная степень сравнения также делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -айш- , -ейш - (,
), другие основы (хороший - луч-ший, плохой - худший, маленький - меньший). Прилагательные составной степени сравнения состоят из двух слов: самый, наиболее, наименее и прилагательное в полной форме (самый заметный, наиболее правильный, наименее заметный).
мгновение морфемный разбор
В случае твёрдого склонения основа оканчивается на твёрдый согласный:
В случае мягкого склонения основа оканчивается на мягкий согласный:
разбор слова хоккей
В случае смешанного склонения основа оканчивается на г, к, х:
1. Часть речи. Общее значение (признак предмета).
Начальная форма (полная форма И. п. ед. ч. муж. р.).
2. Постоянные морфологические признаки:
качественное;
относительное;
притяжательное.
Непостоянные морфологические признаки:
степень сравнения (у качественного прилагательного);
сотый прилагательное или числительное
число;
искусственный морфемный разбор
полная или краткая форма (у качественного прилагательного);
падеж (в полной форме);
род (в единственном числе).
3. Синтаксическая роль.
Утренний воздух тих, прозрачен и свеж.
Утренний (воздух) - прилаг.
1. Воздух (какой?) утренний (обозн. признак предмета). Н. ф. - утренний.
2. Пост. - относит.; непост. - И. п. ед. ч. муж. р.
3. .
Тих (воздух) - прилаг.
1. Воздух (каков?) тих (обозн. признак предмета). Н. ф. - тихий.
2. Пост. - качеств.; непост. - в крат. ф. ед. ч. муж. р.
3. . ?
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель:
Познакомить с разрядами
прилагательных.
Задачи:
- научить выделять отличительные признаки
качественных, относительных и притяжательных
прилагательных в их сопоставлении. - учить самостоятельно работать с учебником,
представлять коллективу новую информацию. - развивать умение грамотно употреблять
прилагательные в текстах – описаниях. - развивать навык самоконтроля
- развивать у учащихся познавательный интерес,
речь, через связанные ответы на вопросы, память,
внимание, развивать умения находить имена
прилагательные в тексте, определять их роль в
произведениях художественной литературы. - воспитать такие нравственные качества, как
аккуратность; стремление к знаниям, интерес к
изучению русского языка, бережное отношение к
окружающему миру.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!
2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений в деятельности.
– Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые
приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко
приспосабливается к любому предмету. Какое слово
разыскивается? (Имя прилагательное.)
– Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой?
чей?; согласуется с именем существительным.)
– Свойства, которые вы назвали, общие для всех
прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.
Выберите любой предмет и опишите его, используя
только имена прилагательные.
Выслушиваются ответы учеников.
– Вы заметили, что имена прилагательные
по-разному характеризуют предмет? Одни
обозначают качества предмета по вкусу, другие –
по цвету, третьи – по внешнему виду и т.д. Значит,
кроме общих признаков, по которым имена
прилагательные отличаются от слов других частей
речи, есть признаки, по которым одни
прилагательные отличаются от других.
3. Постановка учебной задачи.
– Как вы думаете, о чем идет речь?
Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема
урока?
Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату
и тему урока: “Морфологические признаки имени
прилагательного. Качественные, относительные и
притяжательные имена прилагательные”.
– Поставьте цель своей деятельности на уроке.
- Научиться различать прилагательные разных
разрядов. - Уметь доказывать принадлежность имён
прилагательных к данному разряду. - Правильно употреблять имена прилагательные в
тексте.
– Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую
лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?
(Лаборатория – учреждение для проведения
научных и технических опытов, исследований).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1) Создание проблемной ситуации. Организация
исследования. Представление результатов
1. Слово учителя. Когда учёный приступает к
работе, он тщательно изучает литературу по
интересующей его теме. Я вас приглашаю к
исследованию. Вы найдёте нужный для вашего
исследования материал в учебнике. Работать
будете по группам.
Задание:
Каждая группа готовит
рассказ об одном из разрядов прилагательных как
представление результатов исследования другим
группам, ответ строите по плану на слайде; данные
для ответа заносите в таблицы (они у вас на
столах); примеры можно взять из теоретического
материала на странице 101 – 102, листах – помощника
(Приложение 2).
План исследования | Разряды | ||
качественные | относительные | притяжательные | |
Свойства прилагательных: | |||
1) Значение | различные качества предмета | Отвечают на вопросы какой?. Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету | Отвечают на вопросы чей?. Обозначают принадлежность предмета человеку или животному |
2) Наличие краткой формы | да | нет | нет |
3) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) | да | нет | нет |
4) Наличие возможности сочетаться с наречиями очень, весьма | да | нет | нет |
5) Свойство образовывать антонимические пары | да | нет | нет |
6) Имеют особые суффиксы | – ан(ый), – ян(ый), – ск(ий), – ов(ый) | – ин(?), – ов(?), ий(?) |
2) Определение темы и цели групповых
исследований
Учитель: Итак, тема исследования:
- 1-я группа – качественные прилагательные;
- 2-я группа – относительные прилагательные;
- 3-я группа – притяжательные прилагательные.
3) Выступления представителей групп
учащихся о результатах поисковой работы
Данные всех групп заносятся всеми в
индивидуальные таблицы.
4) Поиск сходства и отличий между
прилагательными разных разрядов
– Найдите сходства и отличия в разрядах имён
прилагательных.
– Обязательны ли все признаки для качественных
имён прилагательных?
5) Составление алгоритма рассуждения для
определения разряда прилагательных
– Попробуем составить алгоритм действий с
целью определения разряда прилагательных.
1) Если сочетается со словом очень, можно
подобрать антоним, значит, качественное.
2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит
кому – то, значит, притяжательное.
3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть
суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.
5. Первичное закрепление.
1) Устный тренинг
Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону.
Закрепление с целью совершенствования навыка
определения разряда имен прилагательных, умения
доказывать их принадлежность к данному разряду,
употреблять их в речи.
Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре
словосочетания каждой группе.
- 1-й – только качественные
- 2-й – только относительные
- 3-й – притяжательные
Имена прилагательные |
||
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Упражнение 833 | ||
Обидчивый ребенок | Клубничное варенье | Мамина шляпа |
Сильный ветер | Детские игрушки | Лисьи следы |
Гордый человек | Серебряная ложка | Мышиная норка |
Спортивный костюм | Меховое пальто | Собачий хвост |
Яркий свет | Деревянная ручка | Бабушкин дом |
Безобразный поступок | ||
Упражнение 834 | ||
Добрым молодцам | Ребятишки заводские | Лисий хвост |
Песок сыпучий | Отцовский дом | |
Глухой степью | Папиного детства | |
Неизвестный путь | ||
Бесконечной цепью |
На основе фрагментов из мультфильма составьте
небольшой текст с использованием имён
прилагательных разных разрядов.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, обозначающие непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;
В русском языке прилагательные могут изменяются по родам, падежам и числам, и иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым и подлежащим.
Это значение признака предмета, обозначающее цвет, вкус, запах, оценку, характер, умственную и речевую деятельность.
Приведем пример: красный, горький, вонючий, смешной, умный.
Существуют лексико-грамматические разряды имён прилагательных .
Прилагательные можно разделить на лексико-грамматические разряды:
- качественные
- притяжательные
- относительные
Разряды прилагательных всегда отличаются друг от друга грамматическими признаками и семантикой.
Существуют качественные прилагательные , которые обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам (красный, тупой, злой), имеют формы сравнения и краткие формы.
Относительные прилагательные – указывают на признак через отношение к другому предмету, они произведены от именных основ (стальной, деревянный);
Притяжательные прилагательные
– обозначают принадлежность лицу или животному, то есть содержат в себе указание на обладателя (лисий, отцов).
Краткими называются такие прилагательные, которые в мужском роде единственного числа имеют нулевые окончания (чёрен, красив), в единственном числе женского рода - окончания "а", "я" (черна, красива), в единственном числе среднего рода - окончания "о", "е" (черно, красиво), а во множественном числе всех родов - окончания "и", "ы" (черны, красивы). Краткие прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого. («Как хороши, как свежи были эти цветы...»)
Морфологические признаки имени прилагательного такие же, что и у имени существительного – падеж, род, число.
Но в отличие от имён существительных, прилагательные изменяются по родам, числам, падежам, при этом различия родов виднеются у прилагательных только в форме единственного числа. Это связано с тем, что прилагательные поясняют имена существительные: прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
Примеры: Синий ковёр, синяя лента, синее блюдце – красные ковры, красные ленты, красные блюдца.
Синтаксические признаки имени прилагательного .
Обычно в предложении прилагательные бывают определениями или именной частью сказуемого.
Приведем пример: У девочки была очень красивая игрушка; Игрушка была красивой
Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
Приведем пример: Весёлый клоун рассмешил ребят; Весёлая шутка рассмешила ребят.
Прилагательные могут распространяться существительными и наречиями, образуя с ними словосочетания.
Приведем пример: слабый от болезни, очень слабый.