Конспект занятия звук п. Конспект занятия "Звуки, ; —

Цель: Знакомство со звуками п, пь, буквой п.

Задачи:

  1. Закреплять произношение и умение различать звуки П-Пь-Б.
  2. Развивать умение выделять последний глухой согласный.
  3. Обучать звуковому анализу и синтезу обратных слогов АП-УП-ИП.
  4. Учить составлять и преобразовывать предложения по сюжетным картинкам по образцу – согласовывать глаголы настоящего времени с существительными и числительными.
  5. Познакомить с буквой П.
  6. Продолжать учить работать с разрезной азбукой: составлять, читать, печатать обратные слоги.

Оборудование: предметные картинки (попугай, панама, бинт, батон, бумага, паутина, повар, пол, пень, сапог, пальто, пила) ; сюжетные картинки: Петя (Поля) поёт. Дети поют. (подметают, поливают) ; индивидуальные зеркала, тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия.

  1. Оргмомент. (садится тот, кто припомнит слова со звуком И, разученного на прошлом занятии) .
  2. Повторение и характеристика изученных гласных звуков.
  3. Знакомство со звуками П,ПЬ:

А) выделение общего звука: потерял петух перо, Петя пилит пилой. Произнесение его логопедом, детьми; характеристика звука: не поётся – не гласный – согласный.

Б) выделение звука Пь: петух, пить, Петя, сыпь.

В) попеременное произношение, наблюдение за артикуляцией и звучанием. Вывод: П- твёрдый – ап, оп, уп, ип.

Пь – мягкий – пи, пе, ипь, упь.

4. Различение на слух П-Пь: отбор картинок с твёрдым и мягким согласным. Игра 4-лишний.

5. Работа с пособием «Светофор» - определение места звука в слове. (Перед детьми пенал с кружочками: красными–обозначение гласного, синими –согласного твёрдого, зелёными – согласного мягкого. И светофор: на красный свет светофора ставим соответствующий жетончик, если слышим заданный звук в начале слова, желтый – в середине, зелёный в конце) .

6. Физкультминутка. Игра на внимание «Пенёк, птица, погремушка» .

Дети выполняют движения в соответствии со словом, названным педагогом («пенёк» - приседают, «птица» - машут руками как крыльями, «погремушка» - трясут кистями рук, вытянутыми перед собой) .

7. Звуковой анализ обратных слогов АП, ОП, УП, ИП.

А) выделение первого гласного;

Б) выделение последнего согласного;

В) полный анализ слога;

Г) синтез обратного слога.

8. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам, на которых изображено простое действие, с помощью вопросов и по образцу:

Поля поёт. Петя поёт. Дети поют.

Упражнение в согласовании в числе глаголов настоящего времени с существительными.

9. Знакомствос буквой П: рассматривание буквы, отыскивание её, обведение контура, печатание в воздухе, потом в тетради.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

  • Ну-ка, милый не ленись

Подойди и подтянись. (А. Шибаев)

10. Упражнения с разрезной азбукой: составление слогов: АП, УП, ИП, по следам анализа чтение, печатание их.

11. Итог. Какие звуки изучили? Какой буквой они обозначаются на письме. Припоминание картинок со звуками П,Пь. Игра «Отгадай последний звук» : сто…, хло…, пото…, су…, тра…

Тема: Звуки [п], [п"], буквы П,п

Цель: познакомить со звуками [п], [п"], буквами П, п, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ слов, учить читать слоги, слова с буквами П,п; развивать внимание, мышление, речь, память; воспитывать умение слушать друг друга

Ход урока:

1.Оргмомент.

Сегодня к нам в гости на урок собирались прийти двое друзей. Кто же это, вы узнаете, отгадав загадки

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто это? (Петушок)

Пятачок, два уха,

Розовое брюхо,

Хвост, как нитка, тонок-тонок,

Он забавен. (Поросенок)

Правильно, это были Петушок Петя И Поросенок Пончик. Но по дороге их похитила злая волшебница и не хочет их отпускать, пока мы не исполним три ее желания. Я знаю, что вы умные, находчивые и сообразительные ребята и сможете выручить друзей из беды.

2.Повторение.

Но прежде, чем мы отправимся на помощь, давайте вспомним, для чего нам служит речь?

Чем устная речь отличается от письменной?

Из чего речь состоит?

На что делятся предложения?

На какие части делится слово?

3.Звуко-буквенный анализ слов.

Молодцы. А теперь начинаем выполнять желания злой волшебницы. И первое ее желание –она хочет, чтобы вы составили схемы слов поросенок и петушок.

Назовите первый звук в слове поросенок, первый звук в слове петушок.

4.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о звуках [п], [п"], учиться находить эти звуки в словах, а также узнаем букву, которая обозначает на письме эти звуки, будем читать слоги, слова с новой буквой.

5.Работа над звуками [п], [п"],

Дайте характеристику звуку [п].

Дайте характеристику звуку [п"].

Второе желание Волшебницы – она хочет, чтобы вы назвали как можно больше слов со звуком [п], со звуком [п"],

Третье желание. Волшебница приготовила слова. Если услышите звук [п], то хлопают в ладоши мальчики, если звук [п"] – то девочки.

Слова: пенал, спорт, парта, перевод, платок, выпуск, плот, вопрос, апельсин, карп, капель, песня, подушка, пингвин.

5. Знакомство с буквами П,п

Вот вы и выполнили все три желания и освободили Поросенка Пончика и Петушка Петю (изображения героев появляются на доске). Они принесли вам в подарок буквы П,п и будут наблюдать за вашей работой на уроке

На что похожа буква?

Изобразите букву.

Выложите у себя на бархатной бумаге букву П.

6. Физминутка, гимнастика для глаз.

Пчелки в домиках сидят

И в окошечки глядят.

Порезвиться захотели,

Друг за другом полетели.

Полетали, прилетели

И на место тихо сели.

А теперь представьте, что пчелка летает у вас перед глазами.

1) Не поворачивая головы посмотрите вверх, вниз, влево, вправо.

2)Представьте, что пчелка летает по кругу. Проследите глазами сначала по часовой стрелке, затем против.

3)Быстро поморгайте глазами.

7.Чтение слогов, слов.

На какой звук начинается слова пчела? Какой буквой обозначим этот звук?

Посмотрите на доску и найдите пчел, которые несут на себе «неправильную» букву П.

ПА ПЫ

ПО ПИ

ПУ ПЕ

ПИЛОТ

ПЛОТНИК
КАПИТАН _Что обозначают все эти слова?
ПОВАР
ТРАКТОРИСТ

8. Работа по учебнику.

Чтение текста на с.75

Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Чей папа не изображен на ней?

Игра «Доскажи словечко»

Красит стены нам (маляр),

Столы делает (столяр),

Песни нам поет (певец),

Торговлей занят (продавец),

Лекарство выдаст нам (аптекарь),

Хлеб испечет в пекарне (пекарь),

Сапоги сошьет (сапожник),

Потушит вмиг пожар (пожарный),

В машине возит груз (шофер),

В шахте трудится (шахтер),

В жаркой кузнице (кузнец),

Кто все знает – молодец!

Кто из вас запомнил профессии, в которых встречается звук [п], [п"]?

Подумайте, у кого из ваших родителей в названии профессии встречаются эти звуки.

9. Итог урока.

С какими звуками знакомились на уроке? Дайте характеристику звуку [п], звуку [п"].

Как называется буква, которая на письме обозначает эти звуки?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Поросенок Пончик и Петушок Петя очень довольны вашей работой на уроке, и они дарят вам букву П (листы для раскрашивания с буквой П)


Открытый урок по грамоте в 1 «Б» классе

Тема урока: Звуки(п),(п) и буквы Пп

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы: фронтальные, индивидуальные.

Цели:

Обучающие :

Развивающие :

    развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов /Познавательные УУД/

    развивать и совершенствовать важнейшие интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность.

    развивать умение контролировать свой результат./Регулятивные УУД/

    осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь/ Регулятивные УУД

Воспитательные :

    прививать интерес и любовь к чтению.

    воспитывать стремление к успеху в учёбе /Личностные УУД /, умение адекватно оценивать свой труд. /Регулятивные УУД/

    воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки; учить детей сотрудничать. /Коммуникативные УУД/

Оборудование :

    Учебник “Букварь”

    Набор значков для звукового анализа слов

    Лента букв.

    Мультимедийная установка

Ход урока

    Психологический настрой (видеоролик «Хорошего настроения!»)

    Актуализация знаний

а)- Сколько гласных букв?

- Сколько гласных звуков?

- Чем отличается гласный звук от согласного?

-Чем отличается буква от звука?

Каким цветом обозначается твердый согласный звук?

Каким цветом обозначается мягкий согласный звук?

Каким цветом обозначается гласный звук?

б)Повтор букв и звуков

Учитель называет буквы или звуки, а дети поднимают соответствующую карточку.

3.Введение в новую тему (Слайд №1)

а) Загадки

1. От цветка к цветку летает,

Мёд душистый собирает.(пчела)

2.Раньше всех стаёт,

Ку-ка-ре-ку!” поёт (петух)

3. Посадим зёрнышко,

Вырастит солнышко.(подсолнух)

4. Хвост крючком,

Нос пятачком (поросенок)

5. Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней…(помидор)

6. Новый дом несу в руке,

Дверцы дома на замке.

Там лежат в порядке

Книжке и тетрадки.(портфель)

- С какой буквой сегодня познакомимся?

- С какими звуками?(Слайд №2)

б) Прослушивание аудиозаписи. (Слайд №3, №4)

в) Звуковой анализ слов – петух, помидор.

г) Составление предложений со словами петух, помидор.

д) Работа над скороговоркой. (Слайд №5)

Полина простоквашу пила -полпростокваши на пол пролила.

Давайте проверим, как работают наши приёмники. Выключаем звук, произносим только губами.

Учащиеся произносят скороговорку губами, шёпотом, вполголоса, громко.

А сейчас слушаем скороговорку и приготовились оценивать. Что можно оценить?

- Можно оценить правильность и чёткость.

- Можно оценить быстроту

Оценивается с помощью смайликов.

е) На что похожа буква? (Слайд №6)

Подходящие ворота

Подходи, кому охота!

На хоккее, на футболе,

Буква П – ворота в поле.

Буквой П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,-

Подойди и подтянись.

- На что похожа буква П? (Слайд №7)

4. Игра «Собери вещи»

Самостоятельная работа.

Платок, пиджак, платье, пальто, перчатки,куртка.

5. Физминутка

6. Игра « Кто больше?»

Учащиеся называют животных, птиц, предметы, в которых есть звук П или ПЬ.

За каждый правильный ответ дети получают смайлики.

7.Деление слов на слоги (работа с картинками) (Слайд №8)

8. Развитие мелкой моторики:

Составляем букву П из палочек (каждый).

Слово учителя: Что ещё может принести почтальон? (п осылку).

Правильно. Вот вам посылочки. Что в них? (П уговицы, п робки, п ластилин).

Выложите букву П из того материала, который лежит в вашей посылке.

А теперь на ладошке напечатайте букву П.

9. Дыхательная зарядка

– Ребята, Вы верите в чудеса?

И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами создадим чудо в своём воображении.

Представьте, что нам на ладошку опустилось чудо, а какое, вы сами отгадаете.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

Да, действительно, к нам прилетела бабочка (появляется бабочка) (Слайд №9)

А почему чудо?

- Потому что красивая. Потому что сейчас приближается зима.

- “Греем бабочку” (упражнения для развития дыхания)

Учащиеся выполняют дыхательную гимнастикупод музыку.

10.Чтение слогов па,по,пу,пы,пи

Придумайте слова, которые начинались бы с этих слогов.

11. Работа по учебнику с.30

12. Физкультминутка

Учащиеся, группой стараются изобразить с помощью рук и ног букву П

13. Этап рефлексии.(Слайд №10)

- Если вы со мной согласны +

- Если чувствуете в чём- то ловушку..-

Пингвины- это птицы.

Пингвины живут на Северном полюсе.

Буква П- согласная буква?

Слово мошка начинается на букву п?

Вы сегодня познакомились с буквой П?

Вам понравился урок?

14. Самооценивание при помощи смайликов.

Пояснительная записка

Данное занятие может быть использовано для логопедической работы по формированию фонетической стороны речи и начальному обучению грамоте детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата.

Логопедическая работа при любой патологии речи должна строиться с учетом ее патогенетических механизмов.

У детей с патологией опорно – двигательного аппарата в процессе обучения возникает целый ряд трудностей при усвоении программного материала.

Эти трудности обусловлены определенными причинами, к числу которых относятся:

— нарушения звукопроизношения

— нарушение просодической стороны речи

— искаженное развитие фонетико-фонематической системы

— нарушение лексико-грамматического строя речи

— недоразвитие пространственных представлений

— нарушение зрительного восприятия

— несформированность временных представлений и др.

Предложенный конспект занятия для детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в овладении элементам грамоты и формированию фонетической стороны речи построен в занимательной, игровой форме, с использованием дидактических игр и пособий. Применение различных игр и упражнений позволяет логопеду на занятии решать как можно больше поставленных перед ним задач, используя определенный объем лексического материала, что в конечном итоге обеспечивает лучшее запоминание и усвоение.

Использование игровых приемов на логопедических занятиях позволяет сделать сложные задания эмоциональными, интересными и развивающими. Одновременно с закреплением правильного произношения звука разнообразные игры развивают фонематическое восприятие, упражняют в звуковом анализе и синтезе, закрепляют навык написания букв, обогащают словарь, совершенствуют связную речь, воспитывают умение работать самостоятельно и таким образом всесторонне готовят дошкольника к обучению грамоте.

Игровая форма, веселые физкультминутки, постоянная смена видов деятельности позволяют поддерживать активность детей на протяжении всего занятия.

С учетом психоэмоциональных, речевых, двигательных особенностей в содержание занятия включены упражнения направленные на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.

Логопед приглашает детей в увлекательное путешествие по очень необычной стране. На занятии дети уточняют характеристику звуков (П), (Пь) по артикуляционным и акустическим признакам, поют, определяют место звука в слове, знакомятся с буквой (П), выполняют игровые задания на развитие зрительного и слухового внимания, развивают мелкую моторику пальцев.

Данное занятие направлено на выработку умения дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие – глухие, твердые – мягкие.

Задания выполнены на индивидуальных карточках (предварительно заготовленный раздаточный материал в виде предметных картинок), так как внимание детей концентрируется на данном объекте и позволяет лучше сосредоточиться. Основным инструментом педагога на занятии остается наборное полотно и магнитная доска. Применение любой визуальной информации на занятии несет положительный эффект.

Конспект занятия «Звуки (П — Пь), буква П»

Цель :

  • Продолжить знакомство со звуками П и Пь, учить давать характеристику звуку.
  • Формировать навыки фонематического восприятия.
  • Формировать умение находить место звука в слове.
  • Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.
  • Познакомить с буквой П.
  • Развивать мышление, произвольное внимание.
  • Развивать графические навыки.

Оборудование:

  • Карточки со схемами звуков (большого и маленького размера на каждого ребенка).
  • Предметные картинки на изучаемый звук.
  • Предметные картинки на звук (П) (с липучками), любые другие картинки.
  • Каточки для игры «Звуковая мозаика». Карточка разделена на 12 квадратов: 4х3.
  • Тактильная дорожка, выполненная из гороха (количество дорожек по числу детей).
  • Кубики синего и зеленого цвета
  • 2 столика, 2 скатерти синего и зеленого цвета
  • Игрушки: паучок, пингвин
  • Бархатная бумага, шерстяные нитки.
  • Cчетные палочки.
  • Карточки-сюрпризы: буква П и Пь

Организационный момент

Логопед. Ребята, сегодня к нам пришел таинственный гость. А кто он такой отгадайте сами.

Загадка: Сам он скромен, 8 ножек

Броских нет на нем одежек,

Ловко кружево плетет,

Сам узоры создает,

Вяжет сети и канаты,

Скромный, добрый старичок

Это, кто такой, ребята,

Ну, конечно…..

Дети: Паучок.

Логопед. Сегодня у нас в гостях паучок ПАК, но он пришел не один.

Загадка: Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин….

Как зовут его?

Дети: Пингвин.

Также интересное занятие логопеда в старшей группе:

  1. Сообщение темы

Логопед. Паучок ПАК пришел со своим лучшим другом пингвином по имени ПИН.

— Какой первый звук в имени ПАК?

Дети: Звук П.

Логопед. Какой первый звук в имени ПИН?

Дети: Пь.

Логопед. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком П и познакомимся со звуком Пь.

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

(логопед выкладывает на наборном полотне модель звука П, произносим звук П . Вместе с детьми даем характеристику звукам П и Пь. На наборном полотне логопед выкладывает схемы звуков)

Звук П – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

Звук Пь – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

— Чем отличаются звуки?

Дети: Звук П – твердый, звук Пь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки П и Пь согласные, глухие.

Логопед: Докажите, что звуки П и Пь согласные?

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы.

Логопед. Что напоминает звучание звуков П – Пь?

Дети: Чайник кипит; поезд пыхтит; самовар кипит…

Логопед. Проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

(Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке, одновременно проговаривая характеристику звука)

  1. Развиваем фонематический слух

Логопед. Игра «Назови нужный звук».

Друзья любят играть в кубики. У ПАКА – синий кубик, обозначающий звук П – твердый звук. У ПИНА – зеленый кубик, обозначающий звук Пь – мягкий звук.

Я буду показывать синий или зеленый кубик, а вы называть соответствующий звук.

(Логопед показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).

Дети: П, П, Пь, П, Пь,……

Логопед. Продолжаем мы игру. Я буду называть слоги, а вы будьте внимательны!

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П

Присядь , когда услышишь звук Пь.

(логопед называет слоги: Па, Пя, Пы, Пе, Пу….)

— Молодцы! Сели на свои места.

Игра «Сигнальщики».

— Я назову слова на звук П или Пь. Когда услышите слово, где первый звук П – нажмите на карточку – схему звука П. Когда услышите слово, где первый звук Пь – нажмите на карточку – схему звука Пь.

(слова: пион, почтальон, пылесос, пельмени, парусник, палка, пирожное)

Логопед . ПАК и ПИН очень любят играть в подвижные игры и однажды так расшалились, что перепутали все картинки, помогите паучку и пингвину найти свои картинки.

У ПАКа – синий домик.

У ПИНа – зеленый.

(Дети подходят к домикам ПАКа и ПИНа, берут по 2 картинки и раскладывают в соответсвующий домик. П – пуговица, повар, поезд, пальма, подушка, полка; Пь – письмо, перо, пират, пила, пироги, перчатки)

Логопед .Что у тебя?

Ребенок: У меня пуговица.

Логопед . Кому дашь?

Ребенок: Дам паучку, в слове пуговица 1звук П.

Логопед. Молодцы! Все картинки разложили правильно.

  1. Определить место звука в слове.

Логопед: Карточки для определения места звука в слове положите перед собой. Звуки П и Пь прячутся в словах. Определи, где прячется звук в слове (в начале, в середине, в конце). (Логопед раздает детям предметные картинки:

П п латье, лоп ата, сап оги, п оезд, п осуда, реп а

Пь – ап ельсин, п иджак, п етух, кирп ичи, п ила, п ижама

Логопед: Где ты слышишь звук П (Пь) в слове ЛОП АТА, в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук П (Пь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

  1. Развиваем фонематический анализ, внимание, память.

Логопед: Работа с карточками.

— Определи, какой в слове первый звук П или Пь ?

— Какое слово лишнее? Почему?

(каждому ребенку выдаются карточки со словами: перчатки, поезд, пират; повар, пальма, письмо; подушка, пироги, пила; печь, посуда, полка; парусник, почтальон, пион; пижама, перчатки, помидор)

  1. Физкультминутка.

Логопед. ПАК и ПИН очень веселые друзья. И они приглашают вас немного подвигаться:

Два веселых друга гуляли по двору (имитация движений)

Два веселых друга затеяли игру.

Делали головками: пик, пик, пик. (наклоны головой влево — впараво)

Хлопали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп. (имитация движений)

Топотали ножками: топ – топ – топ.

  1. Развиваем фонематический синтез.

Логопед: Игра «Измени слово» (с мячом).

(дети стоят в кругу или за стульчиками)

— Замени первый звук слова на звук П (Пь ) и получи новое:

точка – п очка речка — п ечка

карта – п арта лесок — п есок

тачка- п ачка леченье — п еченье

волк – п олк зеленка — п еленка

щелка – п олка лесенка — п есенка

галка – п алка лекарь – п екарь

  1. Развиваем фонематический анализ.

Логопед . Игра «Звуковая мозаика».

Приготовьте карточки для игры «Звуковая мозаика». Слушайте внимательно и определяйте звуки старательно.

(Логопед называет слова, а дети определяют звуки П – Пь в словах и в каждый квадрат ставят соответствующий символ звука.)

Слова: п одушка, п оезд, п альто, п они

п алка, п ион, п илот, п ушка

п очта п екарь, п ианино, п арашют

— Какие слова на звук Пь вы запомнили?

— Что напоминает этот узор? (Буква П)

9.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Логопед. П – похожа на пенек Подходящие ворота

Посиди на нем дружок. Проходи, кому охота.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали,

Ну-ка, милый не ленись,

Подойди и подтянись.

Выкладываем букву П из шерстяных ниток на бархатной бумаге.

— определяем левую – правую стороны бумаги, верх – низ.

— из скольки элементов состоит буква? (из 3х элементов)

— Ниточки одинаковые или разные? (2 длинные, 1 короткая)

(Выкладываем букву на бархатной бумаге из шерстяных ниток, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе; выкладываем букву из счетных палочек.)

  1. Итог занятия.

Логопед: С какими звуками продолжили знакомство?

Звук П какой?

Звук Пь какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?

Паучок Пак и пингвин ПИН приготовили вам подарки: буквы П вы раскрасите дома: большую — синим карандашом, а маленькую – зеленым.

Название: Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки (П — Пь), буква П»

Должность: учитель – логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МДОУ Детский сад – 108 «Снежинка»
Месторасположение: Республика Карелия г. Петрозаводск

Цель: Обучение грамоте.

Задачи:

1. Уточнить артикуляцию звука [П].

2. Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО.

3. Познакомить с буквой П.

4. Обучать чтению слогов с буквой П.

5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.

6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование: предметные картинки, схема описания звука, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков, буква П, разрезная азбука (на каждого ребенка) , картинки-ребусы, геометрические фигуры с буквами.

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, гласный, согласный (звук ), глухой, твёрдый, мягкий.

Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети, назовите гласные звуки. Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И.

2. Сообщение темы. Знакомство со звуком.

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.

Логопед выставляет картинки с Пятачком и шариком.

Посмотрите на картинки. Кого вы видите на первой картинке? Пятачок спешит поздравить Ослика с днем рождения, несёт ему в подарок воздушный шарик. Что случилось дальше? Пятачок споткнулся, упал на шарик и шарик лопнул. Вот что осталось от шарика.

Давайте надуем шарики с помощью щёк:

Надуваем быстро шарик.
Он становится большим.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел -
Стал он тонким и худым.

Какой услышали звук, когда лопали шарик? (Звук П).

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой П.

3. Артикуляция звука [П] и его характеристика (используется схема для характеристики звука)

Логопед показывает артикуляцию звука [П], дети повторяют:

П! – мы губы сложим вместе.

Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).

Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду - губы).

Звук [П] - глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.

Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдый: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ. Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).

Звук [П?] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.

Логопед даёт образец характеристики звуков [П] и [П?].

Выставляются картинки с пальмой и письмами.

Назовите первый звук в слове ПАЛЬМА. Дайте характеристику звуку [П].

Дети дают характеристику звукам с опорой на схему:

Звук [П] – какой? (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).

Назовите первый звук в слове ПИСЬМА. Дайте характеристику звуку [П?].

Звук [П?] – какой? (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом).

4. Игра “Будь внимательным!”

У детей на столах синие и зеленые кружки. Логопед произносит слоги, слова.

Услышите звук П – поднимите синий кружок, услышите звук [П?] - поднимите зеленый кружок.

Логопед произносит слоги, затем слова.

Слоги: па, пе, ап, по, пу, пи, оп, пя, пе, пи, па;

Слова: пирамида, подушка, пылесос, пингвин, паутина, пушка, пила, петух.

5. Игра “Живые звуки”.

Сколько звуков я сказала АП, ПИ, СУП, ПАУК, ПИЛА, СТОП, ПАР.

Назовите первый звук, второй,...

Звук [П] мягкий или твердый? Где он слышится - в начале или в конце слова?

6. Физминутка “Мы похлопаем, мы потопаем”.

Мы похлопаем сейчас столько раз(логопед показывает цифру 3)

Мы потопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 2)

А теперь мы повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).

7. Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.

Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).

На что похожа буква П? (Ответы детей).

Выложим букву П из палочек. А теперь давайте напишем букву П в воздухе.

Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

8. Работа с разрезной азбукой.

Найдите в разрезной азбуке букву П.

9. Чтение слогов и слов с буквой П.

Буква П хочет подружиться с гласными. Давайте ей поможем.

А) Логопед вывешивает на доску картинки-ребусы.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...