Краткая биография юрия домбровского.

Судьбы многих достойных людей своего времени канут в безвестность. Это очень печально, ведь они могли научить современное поколение по-настоящему жить. Жизнь и творчество Юрия Домбровского незаслуженно забыты и стёрты из учебников литературы.

Первое знакомство

Известна ли вам такая личность, как Юрий Домбровский? Книги автора очень популярны, но сам он слишком скромно отзывается о своём творчестве. Кто же этот незнакомец?

Русский писатель, прозаик и литературный критик - вот кто такой Биография, список книг - всё это впечатляет с первого раза. Что ж, ознакомимся с перечнем его творений:

  • «Державин».
  • «Факультет ненужных вещей».
  • «Смуглая леди».
  • «Обезьяна приходит за своим черепом».
  • «Хранитель древностей».
  • «Рождение мыши».
  • «Факел».

Биография: начало

Юрий Домбровский родился в Москве, в мае 1909 года, в семье интеллигентных людей. Мать была биологом, а отец - поверенным. Достигнув определённого возраста, юный Юрий поступает в хвостовскую гимназию, что находилась в Кривоарбатском переулке. Достойно окончив её, он начинает ходить на Высшие литературные курсы и в 1932-м благополучно их оканчивает.

Арест и высылка

1933 год был очень печальным. Юрий Домбровский был арестован и выслан из Москвы. Причиной сему послужил непонятный флаг, найденный в комнатке общежития Юрия. Естественно, это был лишь предлог, а истинные причины высылки мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Те, кто был знаком с Юрием, предполагают, что высылку в Алма-Ату он получил из-за своих резких высказываний в адрес государственной власти. Некоторые же категорически отрицают интерес Домбровского к политическим делам.

Жизнь продолжается

Несмотря на жизненные обстоятельства, в новом городе Юрий Домбровский перепробовал различные профессии. Он работал археологом, журналистом, искусствоведом, педагогом. Юрий был женат на прекрасной женщине-филологе, но детей у пары не было.

Однако гром снова грянул, и уже в 1937-м амбициозного человека берут под следствие. В течение нескольких месяцев он оказывается полностью отрезанным от жизни общества. Затем Юрия освобождают. В скором времени эта ситуация ляжет в основу двух его книг.

Литературная нива и последующий арест

Автор начинает печататься в газете «Казахстанская правда» и журнале «Литературный Казахстан» под реальным именем - Юрий Домбровский. Книги ещё не завладели им полностью, но он уже публикует первую часть своего романа «Державин» и оказывается за решеткой. В 1939 году его арестовывают снова, а наказание он отбывает в колымских лагерях.

Освобождение, антифашистская книга и арест

Наступил 1943 год. Чем теперь занят Юрий Домбровский? Биография его совершает новый виток. Писателя освобождают из-под заключения, и Юрий возвращается в Алма-Ату, чтобы заниматься театральной деятельностью. Помимо этого, он читает лекции в университете по творчеству В. Шекспира. Это же время приходится на написание таких книг, как «Обезьяна приходит за своим черепом» и «Смуглая леди». Первая из книг содержала ярко выраженные антифашистские мысли.

1949 год ознаменовался четвёртым арестом, причиной которого послужили показания Ирины Стрелковой - корреспондента «Комсомольской правды». Юрия отправляют в заключение на Севере - Озерлаг.

Наконец, после тяжёлых лет, проведённых в одиночестве на Севере, писателя отпускают в 1955 году. В это время он становится спокойным, уравновешенным и приходит к осознанию того, что режим не сломать. Он пытался писать правду, доносить её до людей, но постоянно железная рука власти находила его, унижала и уничтожала. После арестов и высылок Юрию всегда приходилось духовно возрождаться, заново открывать в себе желание творить. Невозможно зажечь то, что тлело, но ему каждый раз это удавалось. Трудно найти человека с такой волей к жизни и желанием творить.

Всевидящее око власти заметило эту перемену в писателе. Жизнь надломила его, но не сломала. Юрию разрешают жить в родном городе - Москве. Здесь он продолжает свою литературную деятельность, но уже более спокойно и продуманно. Но, несмотря на это, он не изменил своих взглядов, всего лишь научился их скрывать.

Занимательные факты из жизни

Когда Юрий написал роман «Обезьяна приходит за своим черепом», рукопись была допущена к печати. Однако последующий арест писателя привёл к тому, что все его рукописи отобрали уполномоченные органы. Когда же автора наконец отпустили в Москву, то есть по прошествии долгих лет, к нему пришёл неизвестный. Имя этого человека так и осталось неразгаданным. Он принёс Юрию сохранённую рукопись, хотя согласно приказу должен был её сжечь.

Юрий очень жестко воспринял одну небезызвестную повесть А. Солженицына. В письмах он писал, что автор возвеличивает гнусных служителей режима и принижает человека честного и достойного. Юрий вёл к тому, что человек, который пишет такие повести, сам был в лагере всего лишь «шестёркой» более властных людей.

В течение всей жизни, кроме ссылок, автор уникальных текстов натерпелся и обычной человеческой жестокости. Его много раз просто так избивали, а идти с заявлением в милицию было бы просто смешно. Дела не предавали огласке и постепенно забывали о них.

Кроме того, писатель постоянно был мишенью для преследователей из КГБ. Это малоизвестный факт, и только родные знали, что человек, который всего лишь хотел творить, каждый день своей жизни ходил, как под прицелом.

Немного об известных книгах

«Хранитель древностей»

Юрий Домбровский, книги которого печатались лишь в ничтожно малом количестве, не теряет воли и продолжает писать. В 1964 году он публикует роман «Хранитель древностей», в котором от вымышленного имени описывает свои невесёлые приключения высылки из Москвы.

«Факультет ненужных вещей»

Эта книга была начата в том же 1964 году. Она стала вершиной творчества писателя. Закончив книгу в 1975 году, писатель не мог опубликовать её на родине, поэтому через три года он печатает её во Франции на русском языке.

Суть произведения в том, что происходит с христианскими ценностями в антигуманном мире. Главные герои - это «винтики» сталинской системы, которые исправно работают на режим.

Смерть

После выхода его культовой книги автор был жестоко избит, жизнь повисла на волоске. В итоге он умер в больнице от сильнейшего внутреннего кровоизлияния в мае 1978 года. Установить личности нескольких нападающих не удалось. Это дело быстро замяли, и никто не узнал имён истинных убийц великого человека. Примечательно, что избиение произошло возле к которому и направлялся Юрий.

Родные похоронили писателя на Кузьминском кладбище, в Москве. Уже после смерти писателя его произведения увидели мир. Три книги были выпущены родными и близкими писателя.

Юрий Осипович Домбровский

Домбровский Юрий Осипович (1909/1978) - советский писатель, поэт, публицист. Проза Домбровского посвящена событиям и настроениям действительности, в ней звучит социальная тема. Ряд романов принесли автору известность, среди них «Обезьяна приходит за своим черепом», «Факультет ненужных вещей», «Хранитель древностей» и др.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 89.

Домбровский Юрий Осипович (1909 - 1978), прозаик.

Родился 12 мая в Москве в семье известного адвоката. Вырос в Арбатских переулках, здесь окончил школу, здесь было заведено на него первое политическое досье. Учился на Высших государственных литературных курсах.

В 1933 Ю.Домбровский был выслан из Москвы в Алма-Ату (3 года ссылки). Несколько лет работал учителем литературы в школе.

Затем следуют аресты: в 1936 - первый, когда 7 месяцев проводит в следственном изоляторе; в 1939 - второй, отправлен в лагерь на Колыму, где находился до 1943; в 1949 - третий, отправлен в Тайшетский озерлаг, где был до 1955. Обвинение было одно: "Охаивание мероприятий партии и правительства; распространение антисоветских измышлений". Ю.Домбровский прошел через все это, "ничего не признав и ничего не подписав". В 1956 он был реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Творчество Ю.Домбровского условно можно разделить на два периода: казахский (1937-55) и московский (1956-78).

В 1937 активно сотрудничал с газетой "Казахская правда" и журналом "Литературный Казахстан", публикуя заметки, рецензии, литературно-критические статьи. В 1938 - первый рассказ "Смерть лорда Байрона". В 1939 состоялся большой литературный дебют - вышел роман "Державин", где писатель исследует интересующую его тему: Герой и Время.

В 1956 возвращается в Москву, через два года заканчивает роман "Обезьяна приходит за своим черепом", начатый в 1943 (появился в "Новом мире" в 1963).

Публикация в журнале "Новый мир" романа "Хранитель древностей" (1964) стало событием в литературе, сделало автора известным. Следующий роман - "Факультет ненужных вещей", продолжающий предыдущий роман. Автор посвящает его проблеме права и общества. В послесловии скажет о книге: "Не написать ее я никак не мог. Мне была дана жизнью неповторимая возможность - я стал... свидетелем величайшей трагедии нашей христианской эры. ...Идет суд. Я обязан выступить на нем". Роман был закончен в 1975, но первое издание было за границей: в Париже в 1978.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Домбровский Юрий Осипович - прозаик, поэт, переводчик.

Отец - присяжный поверенный, мать - ученый-биолог Домбровская-Слудская. После окончания 7-летней школы в 1926 Домбровский продолжает обучение в Высшем Литературно-художественном институте, организованном В.Я.Брюсовым; потом учится на театроведческом факультете Центрального техникума театрального искусства; с 1931 - в учебно-театральном комбинате, преобразованном позднее в ГИТИС (Государственный институт театрального искусства).

28 окт. 1932 Домбровский был арестован. Он арестовывался 4 раза: в 1932 и 1937, отбывал срок наказания в Алма-Ате; в 1939-43 находился в ссылке на Колыме; в 1949-55 - в тайшетском Озерлаге (Озерный лагерь). 30 мая 1956 Домбровский был реабилитирован.

Первое крупное произведение Домбровского - роман «Державин» (Алма-Ата, 1939). В журнальном варианте роман назывался «Крушение империи» (Литературный Казахстан. 1938. №3-4). Роман обнаруживает незаурядную эрудицию Домбровского. Здесь намечаются проблемы, которые получат более глубокое истолкование в поздних произведениях, вырисовываются контуры поэтической манеры писателя. Попыткой осмыслить сложное явление тоталитаризма стал острый антифашистский роман «Обезьяна приходит за своим черепом» (1943-58), первая публикация осуществлена в 1959 в Москве. Писатель воспринимает современную эпоху в ее соотнесенности с историей человечества, с историей культуры. Не случайны обращения Домбровского к мыслям Сенеки, Агриппы д"Обинье, древнегерманским мифам. Глубоко оправдан выбор главных противостоящих героев - Мезонье и Ланэ. Ученые, они работают в Международном институте палеонтологии и предыстории. Фашистской оккупацией Франции они поставлены в ситуацию выбора: Мезонье видит огромную опасность в возврате к первобытному варварству, в возвращении обезьяны за своим черепом он видит сущность фашизма. Ланэ поверил в то, что самой большой силой обладает кулак, и потому сопротивление насилию напрасно. Герой совершает предательство. Роман Домбровского интеллектуален: он насыщен глубокими размышлениями профессора Мезонье и его друзей, раздумьями его сына Ганса, который спустя 15 лет пытается воссоздать историю жизни отца и разгадать тайну его ухода из жизни. Интеллектуальность повествования Домбровского не исключает обращения писателя к художественного принципам детективного жанра: расследование, острая интрига, напряженный сюжет.

Главная книга Домбровского - дилогия «Факультет ненужных вещей». Первая книга дилогии «Хранитель древности» (другое название - «Хранитель древностей») впервые была опубликована в журнале «Новый мир» (1964. №7-8; отдельным изданием М., 1966). «Хранитель древности» издавался в Италии, США, Франции, Японии и других странах. Единственная рецензия на роман принадлежала И.Золотусскому (Сибирские огни. 1965. №10). Время работы над вторым романом дилогии - «Факультет ненужных вещей» Домбровский обозначил датами: 10 дек. 1964 - 5 марта 1965. Впервые книга увидела свет за границей в 1978 в издательстве Ymca-Press, в 1979 роман Домбровского был отмечен премией как «лучшая иностранная книга, изданная во Франции»; первая публикация на родине спустя 10 лет после смерти писателя - в журнале «Новый мир» (1988. №8-11). Домбровский говорил, что не написать «Факультет» не мог, потому что понимал: он «стал одним из сейчас уже не больно частых свидетелей величайшей трагедии нашей христианской эры». По мысли Домбровского, «сейчас совершается суд» и он «обязан выступить на нем». В основе дилогии лежат факты из жизни. На основе биографического материала возникают широкие художественного обобщения. Удивительное сочетание в Домбровском пытливого исследователя и одаренного тонкого художника, умело пользующегося возможностями различных романных разновидностей, делают интеллектуальную прозу Домбровского достоверной, жизненной, захватывающей внимание читателя. В основе сюжета лежит история исчезновения археологического золота и ареста в связи с пропажей «хранителя древности» Зыбина. Романы Домбровского насыщены серьезными нравственно-философскими проблемами. Во время работы над «Факультетом» Домбровский заметил: «Я пишу роман о праве» (Записки мелкого хулигана // Знамя. 1990. №4. С.33). Главный герой романа Зыбин произносит: «Право - это факультет ненужных вещей. В мире существует только социалистическая целесообразность. Это мне следовательница внушала». Герои романа (Зыбин, Буддо, Каландарашвили) на личном печальном опыте убедились в опасности и трагичности происшедшей в стране подмены правовых отношений классовыми понятиями. Для Домбровского важен мотив сумасшествия времени, системы: в жизни идет борьба живого и нежити. «Факультет» пронизан символикой (мертвая роща, краб, надгробный памятник, изображающий девушку в полете, и др.). Жизнь у Домбровского вырывается из объятий нежити: освобожден из тюрьмы Зыбин, изгнан из органов следователь Найман, в связи со снятием Ежова происходят изменения в органах внутренних дел Алма-Аты. Писатель был независим в своих мыслях и суждениях. Свободен и самостоятелен в поведении, размышлениях, оценках, выводах его герой Зыбин. За ним стоит многовековая культура и выработанные человечеством нравственные и правовые нормы. Это позволяет ему видеть в своих следователях не только палачей, но и жертвы.

На страницах романа Домбровского присутствует множество исторических и литературных имен (Тацит, Сенека, Гораций, Шекспир, Дон Кихот). В одних случаях они только упоминаются, в других - создаются их выпуклые портреты, цитируются и обсуждаются их мысли. Евангелие - важный для Домбровского источник. В христианстве писателя привлекала идея свободной личности Христа. Предательство Иуды, суд Пилата, мученичество Христа играют немалую роль в художественной концепции «Факультета». Для Домбровского евангельская ситуация - явление, многократно повторявшееся в истории человечества. Герои романа размышляют, пытаются истолковать Евангелие. Поп-расстрига отец Андрей пишет книгу «Суд Христа» - возникает мысль, что помимо Иуды был какой-то второй, тайный предатель Христа. Домбровский ставит некоторых своих героев в ситуацию взаимного предательства. Тема предательства исследуется Домбровским пристрастно. Символично финальная сцена романа, где художник Калмыков рисует сидящими на одной скамейке выгнанного из органов следователя, пьяного осведомителя и главного героя романа Зыбина - «хранителя древностей». Возникает страшное подобие евангельской ситуации.

В литературоведческой статье «"Ретлендбеконсоутгемптоншекспир". О мифе, антимифе и биографической гипотезе» (Вопросы литературы. 1977. №1) Домбровский обобщил опыт своей работы над художественным воссозданием образа Шекспира, высказал суждения о биографическом жанре. Над тремя новеллами о Шекспире Домбровский работал в 1960-е: «Смуглая леди сонетов», «Вторая по качеству кровать», «Королевский рескрипт». Они прорецензированы известным шекспироведом А.Аникстом (Новый мир. 1977. №1). Новеллы Домбровского предлагают художественную гипотезу прочтения биографии Шекспира. Она убедительна, т.к. опирается на умение широко образованного писателя по-исследовательски осмысливать небогатый фактический материал и благодаря обостренной творческой интуиции разгадывать сюжеты судьбы Шекспира. Образы Шекспира, смуглой леди, Бербеджа, Анны Шекспир предстают в новеллах убедительными характерами. Домбровскому удалось избежать модернизации героев.

На протяжении всей жизни Домбровский писал стихи. Первая подборка из трех стих, под названием «Каменный топор в музее Казахстана» увидела свет в «Казахстанском современнике» (1939). Наиболее значительны «Лагерные стихи». Домбровский не стремился их публиковать. Поэтическое наследие Домбровского не исследовано, есть отдельные публикации его стихов в альманахе «Конец века» (М., 1991. Вып.3. С.322-334), в издании романа «Факультет ненужных вещей» (М., 1990. С.584-590). Гневные, страстные стихи Домбровского обличают зло, поэт не прощает мучителей и палачей. Лирический герой мужествен, нравственно свободен («Нет, нет и нет! / Сто тысяч разных нет / В одну и ту же заспанную морду»).

Домбровский много занимался переводами. В его переводах выходили произведения казахских писателей И.Есенберлина, Е.Исмаилова, С.Муканова и др. О своем творчестве Домбровского пророчески сказал: «Я жду, что зажжется искусством / Моя нестерпимая боль». Литературоведению еще предстоит осмысление незаурядного литературного наследия Домбровского.

А.И.Филатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 641-643.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 6 т. / ред.-сост. К.Турумова-Домбровская; предисл. М.Латышева. М., 1992;

Хранитель древностей: Роман. Новеллы. Эссе. М., 1991;

Из писем к другу // Домбровский Ю. Хранитель древностей. Факультет ненужных вещей. М., 1990. С.198-200.

Литература:

Проскурин В.И. В расцвет мой, смятый шествием беды. Алма-Ата, 1990;

Рассказы. Стихи. Роман / сост. Л.Быков. Екатеринбург, 2000;

Уфактория: Роман. Письма. Эссе. Екатеринбург: Уфактория, 2000;

Турков А. Что же случилось с Зыбиным? // Знамя. 1989. №5;

Светов Ф. Чистый продукт для товарища // Новый мир. 1992. №9;

Лурье Я.С. Размышления о Ю.Домбровском // Звезда. 1991. №3;

Тхоржевский С. Неспокойный писатель. К 80-летию Юрия Домбровского // Звезда. 1989. №7;

Переписка Я.С.Лурье с Ю.О.Домбровским // Звезда. 2001. №5;

Лурье Я.С. Новоявленность в систему (Булгаков, Ильф и Петров и Домбровский). In memorium. Сб. памяти Я.С.Лурье. СПб., 1997;

К 80-летию со дня рождения Ю.О.Домбровского. Алма-Ата, 1990;

Косенко П.П. Письма друга, или Щедрый хранитель: Историческая хроника. Алма-Ата, 1990;

Золотусский И.П. Исповедь Зоила. М., 1989. С.218-232;

Латынина А.И. За открытым шлагбаумом. М., 1991. С.218-228;

Штокман И. Стрела в полете. Уроки биографии Ю.Домбровского // Вопросы литературы. 1989. №3;

Зверев А. Глубокий колодец свободы: Над страницами Юрия Домбровского // Литературное обозрение. 1989. №4;

Непомнящий В. Homo Liber (Юрий Домбровский) // Домбровский Ю. Хранитель древностей: Роман. Новеллы. Эссе. М., 1991;

Берзер А. Хранитель огня // Домбровский Ю. Хранитель древностей. Факультет ненужных вещей. М., 1990;

Сотникова Т. Непойманный хранитель: О Юрии Домбровском // Вопросы литературы. 1996. Вып.5.

Домбровский Юрий Осипович (1909-1978), писатель.

Родился 12 мая 1909 г, в Москве в семье адвоката. Свободолюбивые нравы семьи Домбровских
привели к тому, что ещё в школе будущий писатель отличался от сверстников образом мыслей, мало отвечавшим лояльностью к коммунизму.

В 1933 г. Домбровский, студент Высших литературных курсов, был выслан из Москвы в Алма-Ату на три года. Несколько лет работал учителем литературы в школе. Затем следуют аресты: в 1936 г. он семь месяцев проводит в следственном изоляторе; в 1939 г. отправлен в лагерь на Колыму, где находился до 1943 г.; в 1949 г. попал в Тайшетский озерлаг (Иркутская область), где пробыл до 1955 г. Обвинение, предъявленное писателю, было стандартным: «охаивание мероприятий партии и правительства; распространение антисоветских измышлений».

В 1956 г. он был реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Творчество Домбровского условно можно разделить на два периода: казахстанский (1937-1955 гг.) и московский (1956- 1978 гг.).

В 1938 г. был опубликован первый рассказ - «Смерть лорда Байрона». В 1939 г. состоялся большой литературный дебют писателя - вышел в свет роман «Державин». В 1956 г. Домбровский возвращается в Москву, через два года заканчивает роман «Обезьяна приходит за своим черепом», начатый в 1943 г. (опубликован в журнале «Новый мир» в 1963 г.).

Публикация в «Новом мире» романа «Хранитель древностей» (1964 г.) стала событием в литературе, она сделала автора известным.

Следующий роман - «Факультет ненужных вещей» - продолжает сюжет предыдущего. Автор посвятил его проблеме права и общества. В послесловии к книге он пишет: «Не написать её я никак не мог. Мне была дана жизнью неповторимая возможность - я стал… свидетелем величайшей трагедии нашей христианской эры… Идёт суд. Я обязан выступить на нём».

Последние 10 лет власть упивается природными ресурсами. Нефть, газ — как мы сказочно богаты! А на самом деле в России богатство иное — русская литература. Какие имена! Какие книги! Какие судьбы!.. Нам, далеким от власти, остаются в утешение — золотые перья. Юрий Домбровский — одно из них.
В 2009 году исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Домбровского. Промелькнула всего лишь одна юбилейная публикация. Домбровскому, как и тысячам другим, пришлось жить в эпоху и в стране, «где так вольно дышит человек».
К счастью, он не погиб в лагере. Выжил. Не задохнулся от «свободы» и «вольности». Но хлебнул зла и отврата сполна, полной чашей.

«Меня убить хотели эти суки…» — так начинается одно из стихотворений Домбровского. На его долю пришлось четыре ареста, ссылки в Алма-Ату, колымские лагеря, тайшетский Озерлаг. В 1956 году Домбровский был реабилитирован за отсутствием состава преступления.
За что брали? В 1932-м — из-за студенческого «выкидона». Домбровский с приятелями сорвал красный флаг. Не по политическим соображениям, а просто так, из фрондерства. В 1937-м, когда брали через одного, загребли и Домбровского, но дело на него так и не сшили. Историю этого ареста писатель положил в основу сюжета романа «Хранитель древностей». 26 августа 1939 года он был снова арестован, видно, как подозрительный элемент. Отбывал срок на Колыме, откуда вернулся истощенным и еле живым, по существу, инвалидом. Зимой 1943-го в больнице начал писать роман «Обезьяна приходит за своим черепом» (опубликован в 1959-м).
Жил в Алма-Ате. Продолжал писать статьи и книги, занимался переводами. В 1946-1947 годах преподавал в студии при Русском театре им. Лермонтова. Подобралась вполне интеллигентная компания. И тут грянула совсем другая кампания: борьба против космополитов. Домбровский оказался среди первых жертв. 16 марта 1949 года в «Казахстанской правде» появилась публикация «Буржуазный космополит на университетской кафедре». И - ату его! В ночь на 30 марта за Домбровским пришли. Он сидел за письменным столом. Дверь была, как обычно, открыта. Увидев незваных гостей, писатель закричал: «Не мешайте работать!». И запустил в них чернильницей. Его молча скрутили.
На Домбровского «навесили» много обвинений, но главный пункт — рукопись «Обезьяны», она была признана «фашистским романом». В нем говорилось о фашизме в Европе, но легко угадывался сталинизм в СССР.
Автор «Обезьяны» был отправлен на очередной «сталинский курорт» — в Озерлаг. На долгих 7 лет, по существу за то, что «восхвалял певца американского империализма Хемингуэя» и «говорил, что все советские писатели ему в подметки не годятся». Такое не прощается!..
Ну а дальше — лагерь. Зона. «Не забыть мне проклятую зону/ Эту мертвую память твою;/ Эти смертью пропахшие годы,/ Эту баню у белых ворот, / Где с улыбкой глядит на разводы/ Поджидающий вас пулемет…»
Домбровский совершил в своей жизни два подвига. Физический — сумел выжить в неимоверных условиях лагеря, и нравственный — рассказал в своей книге-завещании «Факультет ненужных вещей» о репрессиях и сталинском произволе.
Литература, писательство для Домбровского были не случайным занятием, а призванием, главным смыслом его жизни. Он писал о Державине и Байроне, Грибоедове и Кюхельбекере, создал цикл очерков о художниках Казахстана, размышлял над романами о Веневитинове и Катулле. В Алма-Ате читал курс по Шекспиру для студентов театрального института.
Домбровский был не только писателем, но и философом, историком, искусствоведом, правоведом. Был энциклопедически образованным человеком. Много знаний приобрел в лагерях. Рядом сидели профессора-латинисты, и он освоил латынь. Читал в подлиннике Тацита. У профессиональных историков научился анализировать и понимать исторические процессы. Сидел с китайцем и перенял от него восточное целительство. Домбровский пополнял интеллектуальный багаж при любой возможности.
В 1955 году Домбровского освободили из лагеря, но еще несколько месяцев он оставался на поселении в поселке при станции Чуна на севере Иркутской области. В одном из писем своему солагернику Александру Жовтису он писал: «За последние годы много работал, здорово подогнал Шекспира… познакомился с Донном… занимался Римом… мечтаю о романе про Спартака!.. От пережитого стал страшно худ и похож не то на химеру, не то на грифона со стильной мебели, но к жизни, кажется, возвращусь со щитом… А в общем, у меня чувство (выражаясь словами Ульриха фон Гуттена), что „расцветают науки, поют искусства“, и, кажется, на этот раз я не ошибаюсь…».
Ошибся, ошибся Домбровский в своих ожиданиях — не он первый, не он последний. Советский Союз был страной непрогнозируемой: от жестоких морозов — к оттепели и снова к заморозкам. Но открутим время назад. Вернемся к истокам.
Юрий Иосифович Домбровский (затем отчество было переделано в более русское: Осипович) родился 24 апреля (12 мая) 1909 года в Москве. Отец — Иосиф Домбровский, адвокат с именем; мать — биолог. После окончания бывшей Медведниковской гимназии в Староконюшенном переулке Юрий поступил на Высшие государственные литературные курсы. В 23 года «загремел» на свой первый «сталинский курорт» в Алма-Ату, и лишь в 46 лет обрел долгожданную свободу, предполагая, что возвращение в жизнь будет «со щитом».
Но получилось иначе: как говорили древние, под щитом. Домбровскому пришлось существовать по шутливой формуле Бориса Слуцкого: широко известный в узких кругах. В узких кругах был любим и почитаем, в широких — не признан и замолчан. Однако Домбровский не унывал по этому поводу, ибо следовал завету древнего греческого мыслителя, ученика Сократа, Антисфена: лучше быть с горсткой честных против всех дурных, чем со всеми дурными против горстки честных.
В одном из писем Домбровский советовал другу не обращать внимания на железную поступь пошлости: «Ну, есть тут отчего задуматься, терять голову, задавать вопросы? Поступай по Данте: „Взгляни — и мимо!“».
Он сам так и поступал. Всегда плохо одетый, вечно нуждающийся, он держался гордо и независимо. Говорил быстро, немного картавя. Любил заходить в ресторан ЦДЛ, где смотрелся диковинно: голь-переголь, нищета. Его часто выручала Муся-буфетчица, ангел-спаситель, жалуя бесплатными бутербродами и стопочкой водки. А бедствующий писатель был уже знаменит в узких кругах Советского Союза и широко — на Западе. Отечественная же пресса не замечала Домбровского. Как писал польский переводчик И. Шенфельд, «Запад его уже знал, посылались приглашения приехать, выступить, дать интервью, получить накопившиеся гонорары, но его упорно не пускали. Трижды посылал я ему приглашение из социалистической Варшавы — не пускали. Советский Союз не подписал еще конвенции об авторских правах, заграничные гонорары можно было получить только лично на месте, он жил в нищете, но его не пускали. Бездарные, никому не известные, но приспособившиеся борзописцы по несколько раз в год мотались по Европе, а Юрия Домбровского, писателя с мировым именем, не пускали, мстя ему за то, что предпочитал жить в скудости, чем продавать свое перо…».
В 1959 году вышел роман Домбровского «Обезьяна приходит за своим черепом». В 1964-м — роман «Хранитель древностей». В 1969-м — «Смуглая леди». Спустя 5 лет — книга «Факел». В 1978 году в Париже издан «Факультет ненужных вещей». После смерти, в 1990 году, вышли «Записки мелкого хулигана» и собрание сочинений в 6 томах.
«Смуглая леди» — это три новеллы о Шекспире. В них писатель хотел понять, «как с годами менялся автор, как пылкий и быстрый в юности, он взрослел, мужал, мудрел, как восторженность сменялась степенностью, разочарованием, осторожностью и как под конец сменилась страшной усталостью».
Еще маленьким мальчиком Домбровский увидел в подмосковном дачном местечке спектакль «Венецианский купец», который давала какая-то бродячая труппа, и влюбился в Шекспира. «Сейчас я-то, конечно, хорошо понимаю, что актеры были плохие, да и спектакль много не стоил — но вот это ощущение свободы и красоты я унес тогда с собой и сохранил его на всю жизнь…».
«Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей», по существу, дилогия. «Герой мой — человек моего круга, моих наблюдений, информации и восприятия», — писал Домбровский в одном из писем. И главный вопрос: как жить и во что верить в тоталитарную эпоху? «Факультет» — это роман о смысле и цене веры, о цене жизни и предательства. Это роман о страхе и мужестве, слабости и силе…
Домбровский в своем «Факультете» описывает мир без нужных вещей — мир без права, морали, истины, красоты, чести, совести, правды, стыда и прочих абсолютных ненужностей, объявленных химерами. Это мир вне и без культуры. Герой «Факультета» Зыбин в ужасе оттого, что большинству людей стали не нужны «разум, совесть, добро, гуманность — все, что выковывалось тысячелетиями и считалось целью существования человечества», — и он, Зыбин, вопреки всему этому решает остаться самим собою, «вечным студентом и вольным слушателем факультета ненужных вещей».
Под «Факультетом» стоит дата написания романа: «10 декабря 1964 г. — 5 марта 1975 г.». К окончанию романа оттепель в стране кончилась, и не было никакой надежды опубликовать его в «Новом мире». Домбровский долго колебался (имея в виду печальную историю с публикацией «Доктора Живаго» Пастернака), публиковать роман на Западе или нет. Наконец в 1977 году решился (очевидно, чуя уже свой близкий конец) и передал 800 машинописных страниц во Францию. И успел еще подержать в руках парижское издание на русском языке. К советским читателям «Факультет» пришел лишь спустя десятилетие.
Юрий Домбровский одним из первых понял, что зло, творимое в стране, шло не только от Сталина. Сталин опирался на аппарат насилия и на энтузиазм масс. Не все были патологические изуверы, но все принимали участие в чудовищных «очистительных акциях». В своем обращении «К историку» (1965) Домбровский объяснял: «Теперь последнее — почему я 11 лет сидел за этой толстой рукописью. Тут все очень просто — не написать ее я никак не мог. Мне была дана жизнью неповторимая возможность — я стал одним из сейчас уже не больно частых свидетелей величайшей трагедии нашей эры. Как же я могу отойти в сторону и скрыть то, что видел, что передумал? Идет суд. Я обязан выступить на нем. А об ответственности, будьте уверены, я давно предупрежден…».
Домбровский многое что поведал о чекистах. Если говорить о стихах, то при жизни Юрия Осиповича была лишь одна публикация: стихотворение «Каменный топор» в 1939 году. Лагерные его стихи были опубликованы посмертно. После выхода на свободу Домбровскому тоже приходилось несладко. «Увы, весь этот мир не для меня!/ Неискренний, двуличный и пытливый», — писал он в цикле стихотворений «Анри Руссо». Приходилось сражаться с редакторами. «Эти бездарные шмакодявки опять мнут душу. Надоело!», — не выдерживал Домбровский. А еще досаждали литературные обмылки-критики, как он выражался. Бедствовал. Жил затворником. И лишь когда стал получать пенсию — 120 рублей, — почувствовал себя материально независимым. Гарантированное «благополучие».
Но лагерные годы давали о себе знать. Здоровье его все более расшатывалось…

Но старясь и телом и чувством
И весь разлетаясь, как пыль,
Я жду, что зажжется искусством
Моя нестерпимая быль…

Вот эта надежда и поддерживала Юрия Осиповича, но и она угасала. По одной из версий, Домбровского сильно избили (хулиганы? чекисты?), и это ускорило его кончину. Он умер 22 мая 1978 года в возрасте 69 лет. Похоронен на Кузьминском кладбище.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...