Кто придумал тетрадь. Памятка по работе с тетрадью достижений

История тетради История тетради Тетрадь... эта неотъемлемая часть школьной жизни сопровождала наше детство, детство наших родителей - и, наверное, ещё не скоро отойдет в прошлое. Кажется, что тетради существовали всегда... Но ведь появились же они когда-то... как и где это произошло? На этот вопрос поможет ответить само слово "тетрадь" - какие ассоциации оно вызывает? Вспомним похожие слова: "тетралогия" - произведение, состоящее из четырех частей. Иными словами, название "тетрадь" происходит от слова "четыре". Что же за этим стоит? Тетрадь (от греч. - четвёртая часть листа, "четыре") - носитель информации, предмет для произведения записей, состоящий из скреплённых листов бумаги. Листы, из которых состоит тетрадь, могут быть чистые, а также в клетку, в линейку или в косую линейку. В тетради (как правило, ученической) могут быть расчерчены поля. Чаще всего тетрадями пользуются ученики школ и студенты ВУЗов. Начиная с 7 века до н.э., сменив много различных носителей (свинцовые листы, костяные пластинки и т.д.), европейцы (греки, римляне) записывали информацию (текст, рисунки) на деревянных дощечках, покрытых слоем воска острой палочкой (стилосом). Написанное легко стиралось обратным тупым концом стилоса. Скреплялись эти дощечки по четыре штуки. На одном из образчиков античных "школьных тетрадей" твёрдой рукой учителя было начертано: "Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не выдрали". Из глубины веков, из древней Ассирии, дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах, как горшки. В Египетском царстве книги делали из папируса - речного тростника с высоким толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладки листы. На них и писали. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка. После чтения свиток сворачивали в трубку и прятали в футляр. Вощеные дощечки были удобны для ученических упражнений, текущих записей "на память" - для чего-то короткого и не особо ценного, что потом сразу сотрёшь, а для объемных и ценных текстов нужно было что-то долго сохраняющееся и лёгкое. В этом плане папирус был идеальным вариантом. Но и ему были присущи недостатки - папирус нельзя было сложить - он при этом ломался, его можно только свернуть в свиток. Каково найти в свитке (иной раз весьма длинном) нужное место, мы можем легко представить, если вспомним недавнее прошлое - как мы мучились в попытках найти нужное место на аудио- или видеокассете! А в завершение всего египтяне запретили вывозить папирус со своей территории. Но глиняные плитки, папирусные свитки, и китайские книжки-дощечки, нанизанные на бечевку, мало походили на книги, которые мы привыкли держать в руках. Такой, какой мы её знаем, книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал - пергамент. Поначалу из пергамента, "по инерции", делали свитки, подобные папирусным. Но это было не удобно - свиток должен быть длинным и узким, много пергамента шло в отходы - а ведь это материал не дешёвый. Лист пергамента стали сгибать пополам и получалось четыре страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась "тетрадос", а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивали, и получалась книга, на листах которой писали и рисовали. Таким образом, появление тетради напрямую связано с изобретением пергамента. Должны были пройти времена, чтобы пергамент в качестве материала был вытеснен бумагой - и тетради стали бумажными. Много лет спустя пергамент заменили белее дешёвым материалом - бумагой. Но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твердый переплет или в мягкую обложку. Так делают и по сей день. В библиотеках средневековых университетов книги - для удобства студентов - делились на четыре части (действительно удобно - не надо ждать, когда кто-то сдаст всю книгу - можно пока поработать с её частью, в условиях отсутствия книгопечатания это было незаменимо), и эти части назывались четвертями - тетрадями... Тетради могут быть не только ученическими. В книгоиздании, полиграфии, тетрадью называется секция книги или сфальцованный несколько раз большой лист. Обычный размер таких тетрадей 16 или 32 страницы. В библиотеках обычно штамп в книгу ставили на 17-й странице (начало 2-й тетради). В современном виде тетради появились в 14 веке, но из-за сложного процесса производства были по карману только самым состоятельным людям. В России тетради стали производить в 18 веке, и выглядели они не хуже современных - с расписными обложками и даже водяными знаками на страницах. Позже, в советские времена, все тетради стали с однотонными обложками. Итак, самые распространенные тетради - ученические. В основном используются в средних и высших учебных заведениях. Чаще всего имеют 12, 18, 24, 48, 96 листов. Бывают разлинованы в клетку, в линейку, в косую линейку.

Когда выдастся свободная минутка, выбирайте экземпляр с твердой обложкой. Так вам удастся сохранить разборчивый почерк. Кроме того, такая тетрадь сохранится надолго, страницы не истреплются по краям и не помнутся.

Очень удобны с вставными блоками бумаги. В них можно добавлять недостающие листы, если вдруг информации оказалось больше, чем вы предполагали. Кроме того, вы сможете убрать лишние листы и оставить в тетради только самое важное. Вместе с блоками купите несколько цветных пластиковых разделителей. На их выступающих частях напишите предмета, лекции по которому вы будете записывать, либо любой другой признак, по которому записи можно разделить на блоки. Надпись располагайте вертикально.

Заранее начертите на всех страницах поля. Они пригождаются не только ученикам школы. На это пространство вы сможете вынести всю дополнительную информацию, не засоряя основной текст.

Каждую запись в тетради начинайте с заголовка. Пишите его более крупным шрифтом, чем остальной текст. Располагайте в центре строки. Благодаря заголовкам вы сможете быстро ориентироваться даже в объемной тетради.

Ключевое слово в каждом отрывке текста сокращайте. Написав его в начале конспекта целиком, впоследствии ограничивайтесь первой буквой с точкой. Для экономии времени используйте и другие сокращения. Длинные сокращайте до следующего вида: первый слог, дефис, окончание. Для слов, которые заканчиваются одинаково, придумайте условное , например, вертикальную линию, волнистую линию, зигзаг. Заранее продумайте эти символы и выпишите их отдельно.

Условные обозначения понадобятся вам для пометок на . Там вы можете ставить вопросительные и восклицательные знаки, чтобы было понятно, какой вопрос нужно уточнить или на какой обратить особое внимание.

Чтобы не запутаться во всех придуманных знаках, составьте своеобразный словарь. На последней странице тетради напишите все условные обозначения и расшифруйте их. Также напишите, какие цвета вы использовали для выделения текста. Например, зеленым маркером можно подчеркивать определения, красным - цитаты и т.д.

Во время записи лекции опускайте все вводные слова и конструкции. Лирические отступления и отсылки к другим источникам информации выносите на поля – напишите там фамилию автора и название книги, в которой можно прочесть дополнительные сведения по теме. Сложные слова заменяйте более лаконичными синонимами, если это не изменяет смысл текста.

Когда тетрадь закончится, выпишите на форзац все заголовки . Напротив каждого напишите страницу, на которой начинается запись на эту тему. На соответствующих страницах напишите их номера. Номер лучше разместить в правом верхнем углу – нижний уголок может истрепаться из-за частого перелистывания.

Школьная тетрадь должна сочетать в себе прочность, удобство в использовании и привлекательный с точки зрения ребенка и учителей внешний вид. При выборе следует обращать внимание на обложку, а также на плотность, белизну бумаги и пр.

При выборе тетради внимание в первую очередь нужно обращать на обложку. Именно из-за нее нередко разгораются споры. Дети зачастую отдают предпочтение тетрадям с яркими обложками, на которых изображены , разнообразные и пр. Учителя же могут запрещать пользоваться подобными тетрадями, поскольку считается, что яркая обложка отвлекает школьников от учебы. Что касается родителей, то им зачастую важнее качество бумаги, чем внешний вид тетради. Чтобы не ошибиться в выборе, поговорите с учителями и узнайте их мнение относительно тех или иных обложек. В то же время старайтесь учитывать и желания ребенка.

Так или иначе, желательно, чтобы обложка была изготовлена из прочного материала и имела закругленные края, поскольку в этом случае она прослужит дольше, не растрепавшись и не расслоившись. Выбирая тетради для ученика младшей школы, обращайте внимание также на наличие на обложке специального блока, в который ребенок сможет вписать свои фамилию и имя, название предмета и пр.

Выбрав тетради с наиболее подходящими обложками, загляните внутрь и оцените качество бумаги и . Листы ни в коем случае не должны быть блестящими, ослепительно белыми, а также желтыми или серыми. В идеале, следует отдавать предпочтение умеренно белой бумаге, которая не раздражает и не утомляет глаза. Что касается разлиновки, то она должна быть четкой, но не яркой. Подойдет бумага с хорошо пропечатанными серыми линиями. Ярко-красной, синей, зеленой разлиновки стоит избегать.

На каждом листе обязательно должны быть прочерчены боковые поля. Исключение иногда можно сделать для общих тетрадей, т.е. тетрадей, объем которых составляет 48 и более листов. Обратите внимание и на плотность бумаги, которая обычно обозначается на обложке с обратной стороны. Плотность должна составлять не менее 55 г/кв. м, но и не более 75 г/кв. м.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка по работе с тетрадью достижений.

Тетрадь достижений – это средство, которое помогает ребенку наглядно представить пройденное по предмету, увидеть свое движение в овладении каждым умением и определить, в каком направлении ему нужно приложить особые усилия.

Название «Тетрадь достижений» - условное, его придумывают дети после того, как начинают работать с тетрадью. Когда название предлагает ученики, можно понять, какой смысл приобрела для ребят новая для них работа. Обычно учащиеся предлагают такие названия: «Мои умения», «Что я умею», «Мои оценки», «Достижения», «Чему и как я научился». Можно договориться об одном названии, а можно каждому ребенку оставить то, которое ему больше нравится.

Тетрадь достижений вводится в первом классе, после погружения «Я – гимназист». Важно, что до этого момента ученики работают с качественным оцениванием, учатся выделять качественные умения в своей работе (не «правильность», а подробные: работа с числовой прямой, сложение до 10 и т. д.).

В первом и втором классах тетрадь содержит только изучаемые умения и результаты. В третьем и четвертом классах в тетрадь включается план повторений, а поэтому название тетради может измениться. Кроме того, в тетрадь достижений со второго класса можно включать «помощники» - правила, законы и пр. Для этого необходимо отвести несколько страниц в конце тетради.

Как выглядит тетрадь достижений?

Страница тетради выглядит как таблица, в которой левая вертикальная колонка содержит список умений, а правая колонка – шкалы, на которых показан уровень овладения данным умением, и дата, когда это предметное умение проверялось. Рядом со шкалой обязательна дата оценивания, поскольку ребенок может наглядно увидеть свое движение и определить, какие пробелы ему нужно ликвидировать.

Пример тетради достижений учащихся 1-2 класса.

Мои умения

Дата и оценка

Многозначных чисел

Многозначных чисел

Решение уравнений

Пример тетради достижений учащихся 3-4 класса.

Первая часть тетради похожа на тетрадь первого и второго класса, но вместо шкал (волшебных линеечек) могут быть отметки, которыми пользуются ученики:

Мои умения

Дата и оценка

Чтение и запись многозначных чисел

Умножение многозначных чисел

Вторая часть тетради содержит план повторений:

Что повторять

Как повторять

Результат

Умножение многозначных чисел

Помощь Саши И.

Деление многозначного на однозначное число

Консультация учителя

Решение примеров (10 карточек)

В конце тетради можно вносить правила, законы, справки.

Пример введения тетради достижений. В первом классе , на одном из уроков, после того, как учитель совместно с детьми разработал критерии отличной работы, педагог предлагает попробовать выполнить на «отлично» 4 задания из 8 имеющихся. На доске выписаны все умения, которые проверяются в заданиях, карточки с заданиями подписаны по умениям. Восемь заданий соответствуют восьми изученным умениям, например, на доске запись «умею работать по линейке», а на карточке эта же запись и задание, в котором необходимо измерить изображенный отрезок Т и построить отрезок К длиной 4 см. Среди восьми заданий есть и простые, и более сложные, которые только начали изучать. Большинство первоклассников, как правило, не выбирают карточки, а берут все подряд. В итоге далеко не все выполняют работу на «отлично». При обсуждении итогов работы учитель удивляется, что отличных работ не очень много, хотя ему казалось, что все могут взять только те задания, которые очень хорошо умеют делать. Как правило, первоклассники отвечают, что они не могли быстро понять, умеют они это «очень-очень хорошо делать» или нет, а времени было немного. Тогда учитель предлагает завести специальную тетрадку, в которую можно записывать то, чему учимся на уроках, и как хорошо умеем выполнять задания. Педагог заранее готовит страницу тетради, вписывает те умения, которые проверялись последней работой, а ребятам рассказывает, как можно тетрадь использовать, и предлагает попробовать ее заполнить. После того, как дети поработают с тетрадью, т. е. выпишут в нее полученные оценки, учитель предлагает придумать название тетради, чтобы не путать ее со всеми остальными тетрадками.

В дальнейшем важно, что название умения должно быть понятно детям, лучше, если названия предлагают сами ученики.

Во втором классе ведение тетради начинается после проведения стартовой контрольной работы .

После выполнения контрольной работы ученики вместе с учителем выделяют умения, на которые направлены задания. Учитель выписывает все умения на доске, при этом более частные умения объединяет общим названием. Так как работа выполняется сразу после каникул, без повторения, то у ребят может быть большее количество ошибок, чем в конце первого класса. Все ошибки за один урок исправить сложно, поэтому появляется необходимость в фиксации умений, над которыми надо поработать. Учитель напоминает о тетради достижений. Во втором классе лучше продолжить тетрадь, начатую в конце первого класса. Для этого на летний период можно собрать тетради и оставить их в классе. В отличие от первого класса во втором классе ученики сами записывают умения, учитель помогает только тем ребятам, которые работают очень медленно.

В третьем и четвертом классах ведение тетради начинается также после проведения стартовой контрольной работы. После фиксации результатов выполнения стартовой работы учитель объявляет, что третьеклассники – взрослые ученики, которые могут самостоятельно исправлять недочеты. Но если недочетов много, надо спланировать работу по их устранению. Учитель предлагает в этой же тетради вести план повторений. С детьми обсуждает, как можно исправлять работу, кто может помочь в улучшении умений. В итоге появляются способы преодоления трудностей, повторения материала (используются детьми при заполнении графы «как повторять»):

Обратиться за помощью к другому ученику

Обратиться за помощью к учителю (прийти на консультацию)

Самостоятельно решить несколько заданий на данное умение

Просмотреть прошлогодние тетради

Посмотреть справочник, словарь, и т. д.

Когда заполнять тетрадь достижений?

После проведения любой проверочной, контрольной, самостоятельной работы – той работы, где ребенок проверяет усвоение материала. Работа может содержать задания на одно-два умения, а может на несколько. Учитель после детской самооценки проверяет работу, оценивает ее с помощью шкал, написанных детьми. Если ученик не увидел какого-либо умения, то учитель добавляет шкалу с соответствующей записью. Если работа проверяла одно-два умения, то заполнить тетрадь достижений можно тут же на уроке: дети переносят шкалу с оценкой в свою тетрадь. Если же работа была большой, то уместнее заполнять тетрадь на занятии, на консультации или дома. В первом и втором классе обязательна помощь учителя. В третьем классе помощь требуется не всем ученикам. Если ученик заполнял тетрадь дома, то учителю необходимо проверить, все ли он смог выполнить. Для ребенка такая проверка должна выглядеть не как контроль, а как помощь.

Как и когда в тетради появляются названия новых умений?

1. На уроке после выполнения проверочной работы и ее фронтального анализа по выделению умений.

2. На уроке изучения новой темы после того, как дети называют эту новую тему в виде умения. Умение можно записать в тетрадь достижений, не выполняя еще никакой проверочной работы на это умение.

3. В период подготовки к проверочной работе.

4. В тетради могут появляться индивидуальные умения, касающиеся конкретного ученика. К примеру, учитель обнаруживает, что ученик неверно оформляет уравнение. Именно это умение (оформление уравнения) он просит внести в тетрадь, чтобы ученик мог регулярно отслеживать его выполнение.

5. По инициативе самого ученика.

В первом и втором классе умения носят узкий характер, скорее напоминают алгоритм. К третьему классу умения более обобщены (например, решение уравнений в четвертом классе, а во втором

В рабочей тетради умения напоминают алгоритм выполнения задания, в тетради достижений умение более обобщено. К примеру, в рабочей тетради при изучении уравнений дети фиксируют выделение целого и частей, способ решения, проверку. В тетради достижений это одно умение – умение решать уравнение.

В процессе усложнения учебной программы происходят уточнения в названии умений. Если в первом классе ученики записывают умение «решение задачи», то в третьем классе это умение уточняется: «решение задачи типа а+(а±в)», «решение задачи на целое, состоящее из равных частей». Ученики постепенно учатся записывать умения в сокращенном виде, к примеру, вместо слова «сложение» ставят знак «+», сокращают слова, изображают в виде символа (вместо умения строить чертежи изображают отрезок).

Где ученик использует тетрадь достижений?

1. Ученик пользуется тетрадью во время подготовки к проверочной работе и в работе над ошибками (просматривает, что ему надо исправить, в чем потренироваться).

2. Ученик приходит на консультацию к учителю. Он может показать тетрадь достижений и попросить задание на умение, которое низко оценено, или попросить помощи в преодолении какого-либо затруднения.

3. Если учитель на уроке предлагает выбрать задания на оценку, то ученик может посмотреть в тетради, на какое умение он не выполнял работу на оценку и именно его выполнить.

4. Если учитель предлагает выбрать задания для домашней работы, то ученик может брать задание на то умение, которое имеет невысокую оценку, и тем самым дополнительно потренироваться.

5. Ученик может показать тетрадь достижений родителям: понятно, что уже изучено, и какого движение ученика.

Где учитель может использовать тетрадь достижений?

Учитель может использовать тетрадь во время встречи с родителями: показывать объем изученного материала, движение ученика, трудности, с которыми он сталкивается.

Вместо названий умений ученик может записывать номер соответствующего умения, т. к. оно находятся в этой же тетради.

    Как правило, в школах существует единая форма титульного листа тетрадей:

    для работ по русскому языку

    ученика(цы) _ класса __

    ______ школы ____

    города _________________

    фамилия, имя (обязательно в родительном падеже: тетрадь чья? кого? И имя полностю: не Насти, а Анастасии, не Саши, а Александра.

    Школьные тетради - один из первых обязательных документов которые учится правильно оформлять, подписывать школьник. Сделать это не сложно если следовать общепринятому шаблону. Прежде всего обращаем внимание, что на самой обложке уже есть слово ТЕТРАДЬ и ниже готовые линейки. Иногда после слова Тетрадь уже напечатано Для работ по русскому языку , но если этого нет заполняем сами, помня, что предлог ПО относится к предмету и должен стоять на одной линейке с его названием. В следующей строке пишем ученика-ученицы 3 класса Б . Однако иногда требуют ставить литеру класса перед словом класса или заключать ее в кавычки. Ниже пишем название учебного заведения , сейчас это часто непонятная аббревиатура с номером и еще ниже какого города. На последних двух строчках пишем Фамилию и Имя .

    То есть следуем этому примерному образцу:

    Тетрадь для работ по русскому языку.

    Ученика (цы) __ класса _ школы

    Фамилия Имя.

    Стандартный вариант.

    У меня дочь в третьем классе и я прекрасно знаю, что в 1-ом или во 2-ом у детей бывают проблемы с подписанием тетрадей, например, они имя и фамилию пишут в именительном падеже.

    Итак, правильно подписанная тетрадь выглядит следующим образом:

    только надпись контрольных работ по математике нужно заменить на работ по русскому языку.

    Вот стандартная форма для того, чтобы подписать тетрадь по русскому языку -

    Правда номер школы нужно поменять на ваш, ну и конечно же имя с фамилией тоже нужно написать свои. Остальное остается так же.

    Вс очень легко, наверное подписывать тетради мы запомнили на всю жизнь ещ со школьной скамьи.

    Хоть у меня ребнок пошл в 8 класс, но также как и любой другой ребнок ошибку вс равно сделает.

    Поэтому родители обязательно должны проверять как подписаны тетради рукой своего ребнка.

    А это подписывается так :

    Это образец:

    Тетрадь 1 (2)

    для работ по русскому языку

    учени ка 8 класса а

    средней школы 120

    г. Волгоград

    Романова Андрея.

    Но если у вас дочка - школьница, то вместо ученика, надо написать ученицы.

    Это нам, взрослым кажется, что подписать тетрадь проще простого.Однако, ученики не редко делают ошибки, подписывая свои тетради.А ведь титульный лист- это лицо ученика.И тетрадь должна быть подписана правильно.Очень не красиво выглядит, когда учителя перечеркивают надписи красной пастой и делают исправления.

    Итак, учимся подписывать тетрадь правильно.

    Обращаем внимание, что слово **Тетрадь **уже напечатано на обложке.Нужно лишь поставить номер тетради.

    Ниже пишется по какому предмету (по русскому языку).

    Однако иногда

    требуют писать так:

    И фамилия, Имя ученика (в родительном падеже).

    Бывает, что учащиеся, особенно, младших классов и пятых тоже, неправильно подписывают тетради, в том числе и по русскому языку. Предлагаю обратить внимание на то, как правильно подписать тетрадь по русскому языку.

    Зачастую дети совершают ошибки когда подписывают тетради и не красиво получается, когда учитель исправляет потом эти ошибки. Тетрадь то не выкинешь, вот и ходишь с такой (исправленной) до конца четверти.

    Например

    А так правильно подписывать тетради

    Родители тоже должны обращать внимание как подписывают их дети тетради. Частые ошибки в подписывании тетрадей у деток начальной школы. Надеюсь данные примеры помогут не совершать ошибок. Детям главное все отработать, чтобы уже потом все подписывать машинально, хотя за лето они могут и забыть как правильно.

    Воспользуйтесь таким образцом:

    Так подписывается любая тетрадь, будь она по русскому языку или литературе. Название предмета вместе с предлогом по нужно обязательно прописывать во второй строке.

    Если вы мальчик/юноша - пишите учениКА, если девочка/девушка - учениЦЫ.

    Перед словом класса нужно прописать цифру, которая соответствует номеру вашего класса.

    Внимание: не во всех школах одинаково прописывают букву класса. Иногда заглавную букву заключают в кавычки, иногда пишут и вовсе прописную букву. Узнайте об этом нюансе у своего учителя.

    Фамилию и имя пишите не в именительном падеже, а в родительном: Тетрадь (чья? кого?) Петрова Михаила.

    Вопрос о том как подписать правильно тетрадку в большей степени интересует родителей учеников, так как именно родители должны следить за правильностью подписания тетради. Итак, я вам приведу образец, по которому вы с лгкостью подпишите тетрадь.

Тетрадь… эта неотъемлемая часть школьного бытия сопровождала наше детство, детство наших родителей – и, наверное, ещё не скоро отойдёт в прошлое. Кажется, что тетради существовали всегда! Но ведь появились же они когда-нибудь… как и где это произошло?

На этот вопрос поможет ответить само слово «тетрадь»… какие ассоциации оно вызывает? Вспомним похожие слова: «тетралогия» – произведение, состоящее из четырёх частей (например, тетралогия Р.Вагнера «Кольцо нибелунга», включающая четыре оперы), «тетрада Фалло» – тяжёлый порок сердца, включающий четыре нарушения… Иными словами, название «тетрадь» происходит от слова «четыре»… что за этим стоит?

Тому есть несколько возможных объяснений. Одно из них состоит в том, что в библиотеках средневековых университетов книги – для удобства студентов – делились на четыре части (действительно удобно: не надо ждать, когда кто-то сдаст всю книгу – можно пока поработать с её частью, в условиях отсутствия книгопечатания это было незаменимо), и эти части и назывались четвертями – тетрадями…

Но с большей вероятностью можно предположить, что понятие «тетрадь» всё-таки древнее, причём именно в привычном нам значении.

Возможно, оно пришло к нам из Древней Греции, где ученики (впрочем, не только они) писали заострёнными палочками-стилями на покрытых воском дощечках. Но много ли напишешь на одной дощечке? С другой стороны, скреплять сразу много дощечек тоже не очень то удобно – внушительная связка получится... Оптимальным вариантом оказались четыре дощечки – тетрадь! Такие ученические тетради дошли до наших времён – и они показывают нам, как и чему учили в античных школах. Так, в одной такой тетради четырежды переписано весьма актуальное изречение: «будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не выдрали!»

Но есть и другая версия происхождения и самой тетради, и слова «тетрадь». Вспомним, какой был «любимый» материал для письма в Древнем мире? Конечно же, папирус! Ведь вощенные дощечки были удобны для ученических упражнений, текущих записей «для памяти» – словом, для чего-то короткого и не особенно ценного, что потом сразу сотрёшь, а вот для больших и ценных текстов нужно было что-то долго сохраняющееся и лёгкое. В этом плане папирус представлял собой идеальный вариант.

Но и ему были присущи недостатки. Дело в том, что папирус нельзя сложить – он при этом сломается, его можно только свернуть в свиток. Каково найти в свитке (иной раз весьма длинном) нужное место, вы легко представите, если вспомните недавнее прошлое: как мы мучились в поисках нужного места на видео- и аудиокассетах! И в довершение всего египтяне запретили вывозить папирус со своей территории.

Но, как известно, если есть потребность – замена всегда найдётся. И она нашлась – после походов Александра Македонского. В греческом городе Пергам в Малой Азии переняли у персов и усовершенствовали технологию выделки шкур. Вот так и появился материал для письма, который именуют – по названию города – пергаментом. Он оказался даже лучше папируса: не темнел и не ломался со временем.

Поначалу из пергамента – так сказать, «по инерции» – делали свитки, подобные папирусным. Но это было неудобно: свиток должен быть длинным и узким, много пергамента шло в отходы – а ведь это не дешёвый материал! Наконец, было найдено оптимальное решение: лист пергамента складывали вчетверо – вот это и называлось «тетрадой» – и несколько таких тетрадей сшивали между собой, и это уже было похоже на то, что мы называем тетрадью сейчас.

Таким образом, появление тетради напрямую связано с изобретением пергамента. Должны были пройти века, чтобы пергамент в качестве материала для письма был вытеснен бумагой – и тетради стали бумажными.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...