Леонид андреев кусака краткое содержание. Еще из раздела леонид николаевич андреев

Рассказ про собаку. У нее не было имени, не было и хозяина. Никто не знал, где она жила и чем питалась в эту долгую морозную зиму. Она не могла приютиться у теплых деревенских изб, поскольку оттуда ее прогоняли дворовые собаки и уличные мальчишки.

Она не доверяла людям, от которых получала только пинки да побои. Она мстила людям, пытаясь укусить любого, но чаще всего была бита камнями и палками.

Однажды зимой она нашла приют под террасой пустующей и неохраняемой дачи и до самой весны сторожила ее, чувствуя скрытую гордость от собственной значимости.

А весной из города приехали дачники, добрые и веселые люди. Собака осталась сторожить их, и даже получила свое имя - Кусака, за то что укусила за платье дочку хозяйки - красавице Лелю.

Хозяева были добрыми людьми, и постепенно привыкли и полюбили Кусаку, а она, впервые в жизни, начала отвечать людям лаской и любовью. Впервые в жизни безродная собака стала нужной и любимой. Хорошее обращение и регулярное питание изменило пса до неузнаваемости. Шерсть обрела блеск и чистоту, бока округлились, и никому уже в голову не могло прийти швырнуть в нее камнем или ударить палкой.

Но наступила осень, начались дожди, и дачники начали собираться в город. В город, где для Кусаки не было места. Не было для Кусаки места и в сердце красивой, но немного легкомысленной Лели, которая уехала, так и не попрощавшись с собакой.
А Кусака осталась одна у опустевшей дачи, которую с такой гордостью охраняла все лето.

Начался длинный, осенний дождь. А вместе с дождем пришла и ночь. И ночью собака начала выть. Кусака стояла на задних лапах перед безнадежно запертыми дверьми и выла. И казалось, что воет сама ночь.

Одиночество и безнадежность. Одиночество, как лучом согретое теплотой женского сердца, а потом снова этим сердцем преданное и брошенное, и оттого еще более горькое. И неважно, о ком идет речь, о собаке или человеке.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Андреев. Все произведения

  • Ангелочек
  • Кусака
  • Роза мира

Картинка к рассказу Кусака

Сейчас читают

  • Краткое содержание Улицкая Сонечка

    Соня, девочка из еврейской семьи, с детских лет погружена в чтение. Превратившись в не очень складную и красивую девушку, она связывает свою жизнь с библиотекой. Когда начинается война, Сонина семья эвакуируется в Свердловск

  • Краткое содержание Бианки Почему чайки белые?

    Размышляет серенькая птичка: «Я не научилась прятаться. Ни в облаках, ни на зелёном лугу. Кто защитит меня?» Заметила она, летящую белую чайку. Со всего размаху белая чайка упала в морскую гладь.

  • Краткое содержание Чернышевский Что делать?

    В одной из гостиниц Петербурга, в номере находят странную записку от неизвестного постояльца. В записке написано, что произойдет некое событие на Литейном мосту, но подозревать никого не надо

  • Краткое содержание Крылов Модная лавка

    Все действия происходят в лавке мадам Каре. Лиза, дочь помещика Самбурова, страстно влюблена в Лестова, но ему отказали в женитьбе, причиной тому стали наговоры мачехи Лизы, нынешней жены Самбурова

  • Краткое содержание Гоголь Женитьба

    Иван Кузьмич Подколесин намерен жениться. Но поскольку он человек робкий, нерешительный и с ленцой, дальше рассуждений дело у него не заходит. Сваха, к которой он обратился для помощи в этом деликатном деле

Леонид Андреев - писатель, с которым мы знакомимся ещё в детстве, читая рассказы "Гостинец", "Петька на даче", "Кусака", а также многие другие. Творчество его проникнуто гуманизмом, пониманием тяжёлой доли тех, кто волею судьбы оказался в трудном положении, кто испытывает страдания от недостатка еды, одежды, да и просто от чёрствости и каменных сердец окружающих. Такими главными героями в произведениях автора выступают не только люди, но и животные. Яркий тому пример - история бездомной собаки в рассказе, который написал в 1901 году Андреев Леонид, "Кусака" (краткое содержание ее излагается в этой статье). Она трогает сердца читателей призывом к душевности, человечности и ответственности за свои деяния.

Л. Андреев, "Кусака". Краткое содержание произведения

Итак, перейдём к анализу и осмыслению истории, которую запечатлел в небольшом рассказе Леонид Андреев. "Кусака" (краткое содержание не способно передать глубины чувства, которое вложил в рассказ писатель) - это история никому не принадлежащей собаки, живущей на улице. Унеё нет клички, нет дома, хозяев, да и просто отзывчивых, неравнодушных людей встретить она не может. Собака чаще всего прячется в ей одной известном потайном уголке сада. Иногда она выбегает на улицу. Тогда дети бросают в неё палки и камни, а взрослые свистят вслед. Собаке повезло встретить добрых людей, дачу которых она охраняла.

Идею ответа добром на злобу выводит в этой истории рассказа можно передать следующей фразой: "Бьют - беги. Никому не верь. Ни от кого не жди добра".) начинает постепенно отвечать на людскую теплоту, оттаивать сердцем. Дружеские отношения возникают у собаки с девочкой Лёлей, да и со всем семейством. Собаку кормят, любят, и она пытается выразить свою признательность: кувыркается, кружится, радоствно повизгивает, завидя людей. Однако наступает осень, и семейство уезжает с дачи домой. Кусака снова остаётся одна. Она ищёт, зовёт по-своему любимых уже людей, но никто ей не отвечает. Начинается дождь. Наступает ночь. Собака безнадёжно воет.

Идея рассказа и его основной призыв

Какова же основная идея рассказа? Её можно определить, даже прочитав краткое содержание. Андреев Л.: "Кусака" - это история о том, что бездушное отношение к животным ведёт к безразличию и жёстокости в общении людей между собой. Не случайно в начале рассказа помещён эпизод с пьяным мужиком, который позвал собаку приласкать, но потом вспомнил вдруг о всех обидах, нанесённых ему людьми, и выместил зло на животном, ударив Кусаку сапогом. Безусловно, к гуманизму призывает в своём творчестве Леонид Андреев. "Кусака", краткое содержание которой мы здесь приводим, также служит этой высокой цели. Оправдан и эпизод в конце рассказа, показывающий дурачка Илюшу, над которым цинично смеются в деревне и взрослые, и дети. Чему учит, на что обращает наше внимание в рассказе Леонид Андреев? "Кусака", краткое содержание это тоже подтверждает, - образец так называемого эзопового языка, когда на примере поведения животных показываются и высмеиваются недостатки людей, их неблаговидные поступки. Будьте внимательнее к окружающим, будьте добрее и милосерднее - основной призыв автора этого произведения.

Леонид Андреев - замечательный писатель, автор многих рассказов, близких детям по теме. Например: «Петька на даче», «Гостинец», «Кусака» и другие. Одна из черт характера, которой должен обладать добрый человек, по мнению Л. Андреева, -- бережное отношение к животным. Андреев подчеркивает искренность в общении с ними детей, в отличие от равнодушия взрослых.

Проблему отношений между людьми и животными Андреев ставит в своём рассказе «Кусака». Он был назван по кличке главной героини произведения.

Темой рассказа «Кусака» является история бездомной собаки, которая в своей жизни не видела ни ласки, ни любви. Это наполнило её злобой. Но потом собака поселилась на одной из дач, на которую весной приехала хорошая семья. Они приласкали собаку, дали ей имя - Кусака, но потом бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: «Собака выла…»

Идея этого рассказа в том, что плохое отношение к животным ведет к такому же равнодушию по отношению к людям. Не случайно поэтому в рассказе появляется эпизод с дурачком Илюшкой. Люди, способные на предательство четвероногого любимца, на жестокое обращение с ними, могут также поступать со своими близкими, друзьми. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом прихошёл домой и избил свою жену.

Главными героями произведения являются собака Кусака и девочка Леля. В первой части рассказа Кусака ещё бездомная собака, её никто не любит: «Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу». Во второй части собака знакомится с Лелей, постепенно привыкает к людям и совершенно меняется. От еды шерть Кусаки залоснинилась. Она стала ленивой и ласковой, поняла, что «если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу».

Леля тоже очень хорошая девочка, она приласкала Кусаку, не обиделась на собаку за то, что та её когда-то укусила. Леля была против того, чтобы оставлять собаку одну на даче, но её мама не разрешила взять Кусаку, ведь это всего лишь дворняжка. Андреев показывает, что взрослые почти никогда не понимают детей.

Рассказ "Кусака" очень похоже на «Муму» И. С. Тургенева, «Каштанку» А. П. Чехова. И во всех этих рассказах собака предстает как верный, добрый и ласковый друг человека, надежный его защитник. Но люди часто предают этого защитника, и собаки горестно воют.

Мне очень понравился этот рассказ, он заставил меня ещё раз задуматься над проблемой отношения людей к животным. Мы должны быть более добрыми и ласковыми по отношению к ним, ведь они нам доверяют.

Андреев Леонид Николаевич (1871 - 1919), прозаик, драматург.
Родился 9 августа (21 н.с.) в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку". В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891. С раннего детства "чувствовал страстное влечение к живописи", много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то "все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом". Несмотря на столь строгую оценку самим Андреевым своей живописи, его картины впоследствии экспонировались на выставках рядом с работами профессионалов, репродуцировались в журналах. В юности он не думал стать писателем.
В 26 лет, окончив юридический факультет Московского университета, собирался стать присяжным поверенным и относился к этой деятельности весьма серьезно,но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете "Московский вестник". Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца он уже перешел в газету "Курьер". Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные репортажи, фельетоны, очерки. Первый же рассказ "Баргамот и Гараська" (1898), опубликованный в "Курьере", привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты многих произведений этого времени прямо подсказаны жизнью, например, рассказ "Петька на даче" (1899). В 1889 - 99 появляются новые рассказы Л. Андреева, в том числе "Большой шлем" и "Ангелочек", которые отличает от первых рассказов (основанных на случаях из жизни) интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. В 1901 петербургское издательство "Знание", возглавляемое Горьким, публикует "Рассказы" Л. Андреева, в числе которых известный рассказ - "Жили-были". Успех писателя, особенно среди молодежи, был огромен. Андреева волновало возрастающее отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность - рассказы "Город" (1902), "В большом шлеме"(1899). Раннего Андреева волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти - "Мысль" (1902), "Жизнь Василия Фивейского" (1903), "Призраки" (1904). В 1904, в разгар русско-японской войны, Андреев пишет рассказ "Красный смех", определивший новый этап в его творчестве. Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха, начинающего господствовать в мире. Во время революции 1905 Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером. Его сомнения отразились в его творчестве: пьеса "К звездам", проникнутая революционным пафосом, появилась одновременно с рассказом "Так было", скептически оценивавшим возможности революции. В 1907 - 10 опубликованы такие модернистские произведения, как "Савва", "Тьма", "Царь Голод", философские драмы - "Жизнь человека", "Черные маски", "Анатэма". В эти годы Андреев начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства "Шиповник". В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: "Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю". Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, - "Записки сатаны". Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 в деревне Нейвола в Финляндии.

Рассказ начинается с таких слов: «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась». От тепла ее отгоняли голодные дворовые собаки, «сильные своею принадлежностью к дому»; дети бросали в нее палки и камни, взрослые «весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Испуганная собака бежала на окраину поселка, пряталась в глубине сада, где зализывала раны «ив одиночестве копила страх и злобу» . Приласкали ее лишь однажды: мужик-пропойца возвращался из кабака в благодушном настроении. Он всех любил и жалел, пожалел и собаку, «грязную и некрасивую». Пока собака раздумывала, подойти ей или нет, настроение пьяного изменилось. Он «почувствовал скуку и тупую злобу», и когда собака легла на спину перед ним, сорвал на ней злость: ударил сапогом в бок, обругал. С того времени собака не доверяла людям и убегала или набрасывалась на них. На зиму собака поселилась под террасой дачи, пустующей зимой. У дачи не было сторожа, и собака караулила ее. Весной из города приехали дачники. Собака сперва познакомилась с девушкой «в коричневом форменном платье». Девушка выбежала в сад и, «желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она... быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу». Внезапно поднявшись, девушка «выразительно и серьезно сказала: — Вот весело-то!». Собака беззвучно подкралась к девушке, цапнула зубами ее платье и скрылась в кустах. Девушка испугалась и убежала. Ночью собака подкралась к даче и заняла свое привычное место — под террасой. Спящие люди были беспомощны, и собака «ревниво сторожила их». Дачники «были очень добрыми людьми», и еще добрее их делали отдаление от города, хороший воздух и зеленое, голубое, беззлобное окружение. Поначалу дачники хотели прогнать собаку, напугавшую девушку, но потом привыкли. Иногда по утрам они вспоминали о собаке: « —А где же наша Кусака? » Порой даже днем замечали Кусаку в кустах, но та исчезала «при первом движении руки, бросавшей хлеб, — словно это был не хлеб, а камень». Люди привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой, Кусака же постепенно привыкала к людям. Гимназистка звала собаку, приманивала ее сахаром, но Кусака боялась. Леля сама пыталась приблизиться к собаке, боясь, что та может укусить, говорила: «Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?» Кусака «второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали». Когда прибежали шумные дети, собака испугалась: она понимала, что теперь, после испытанной ласки, она не сможет накинуться на человека, причинившего ей боль. Собака расцвела от счастья: у нее было имя, «она принадлежала людям и могла им служить», и этого было достаточно. Привыкшая к жизни впроголодь, собака ела мало, но и это ее изменило: «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Но страх еще не вполне прошел, при виде людей Кусака по-прежнему ждала побоев. Ласка казалась ей чудом, собака «не умела ласкаться». Кусака могла только «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать», но это не способно было выразить весь тот восторг и всю благодарность и любовь собаки к людям. И тогда Кусака научилась играть, прыгать и неуклюже кувыркаться. Дачников это восхищало и умиляло, они заливались смехом и просили собаку еще поиграть. «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях» . Кусаку хвалили и жалели только, что при гостях она убегает в сад или прячется. Постепенно Кусака привыкла к размеренной жизни, в которой не нужно искать пищу, спасаться от агрессивных собак и людей. Она неохотно покидала территорию дачи, спокойно обитала под террасой и сама искала ласки. Но сторожила дачников по ночам все так же внимательно. Наступила осень. Гимназистка Леля спрашивала, как же быть с Кусакой, ведь дачу пора покидать. Ее мать сказала, что собаку придется оставить здесь, объяснила, что такую собаку нельзя держать в комнатах. Гимназистка собиралась заплакать, И тогда мать успокоила ее: «— Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!» Леля не заплакала. Дачники начали собираться. Появились люди, стали укладывать вещи на возы. Кусака, испуганная непонятными людьми, «смутно предчувствуя беду», убежала на окраину сада, откуда наблюдала за террасой. Леля, одетая уже по-дорожному, отыскала Кусаку и позвала за собой, на шоссе. Шел дождь, порой утихая. Впереди, недалеко у заставы и трактира, люди дразнили деревенского дурачка Илюшу. Дурачок просил копеечку, а «злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему: — А дрова колоть хочешь? И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали ». Гимназистка Леля сказала: «Скучно, Кусака», после чего пошла назад. На вокзале она вспомнила, что с собакой не простилась. После того как дачники уехали, Кусака долго еще не могла с этим смириться: «Кусака долго металась по следам уехавших людей ». Наступила ночь. Кусака «жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя...» Рассказ заканчивается такими словами: «Собака выла». Тема ответственности в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака» Всегда актуальны слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Тема ответственности раскрыта Андреевым с потрясающей яркостью. С помощью таких приемов, как описание переживаний собаки, создание картин природы (испортившаяся погода, холод, дождь), на фоне которых Кусака пытается найти себе пристанище и хозяев, автор пытался передать истинный масштаб привязанности слабого существа к людям. Возможно, своим произведением он хотел продемонстрировать и то, что зачастую мы причиняем боль по незнанию, не думая о том, как наши поступки отразятся на окружающих. Кусака олицетворяет собой беспомощность, привязчивость, потребность в любви и готовность нести безграничное служение. Как правило, обладатель такого набора качеств наиболее уязвим.

Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...