Летчик левандовский герой ссср. Исчезновение экипажа леваневского

12 августа 1937 года ушел в полет и пропал без вести Национальный герой Америки, Герой Советского Союза Сигизмунд Леваневский. Тайна его исчезновения не разгадана до сих пор.

Широко известно, что первым достиг территории США, пролетев через Северный полюс,
экипаж Валерия Чкалова [второй пилот Георгий Байдуков, штурман Александр Беляков].
Стартовав 18 июня 1937 года из подмосковного Щелкова, через 63 часа 16 минут чкаловский АНТ-25 благополучно приземлился в Ванкувере [штат Вашингтон], преодолев 8504 километра.
Однако мало кто знает, что инициатором трансарктических перелетов был ни кто иной, как Сигизмунд Леваневский.
И именно он почти на два года раньше Чкалова пытался на туполевской машине АНТ-25 проложить воздушную трассу в арктических небесах, связав две великие державы - СССР и США.

Сигизмунд Александрович Леваневский - выдающийся пилот довоенной полярной авиации СССР, родился 15 мая 1902 года в Санкт-Петербурге, поляк. В армии с 1918-го: командовал ротой, батальоном, стрелковым полком. В 1925 году окончил [с отличием] Севастопольскую военную авиационную школу морских летчиков, служил в ней инструктором. С 1928-го - в запасе. В 1929-33 г.г. - начальник Всеукраинской летной школы Осоавиахима [Полтава]. С весны 1933-го - в полярной авиации. За спасение [в июле 1933-го] потерпевшего аварию на Чукотке американского летчика Джимми Маттерна объявлен Национальным героем США; после завершения операции по эвакуации экипажа теплохода «Челюскин» [в апреле 1934-го] удостоен звания Героя Советского Союза, учрежденного в ознаменование подвига пилотов-челюскинцев. Пропал без вести в августе 1937 года, вылетев по маршруту «Москва - Северный полюс - Фербенкс» [Аляска].
Цель беспосадочного перелета через Северный полюс [как ее видел Сигизмунд Леваневский]:
установление рекорда дальности;
беспосадочный полет именно через Северный полюс;
установление кратчайшего пути между двумя крупнейшими пунктами мира;
обследование северного полярного бассейна;
демонстрация достижений советской авиации.
3 августа 1935 года из Москвы на Северный полюс вылетел самолет Леваневского [второй пилот Георгий Байдуков, штурман Виктор Левченко]. Но над Баренцевым морем обнаружилась неисправность - утечка масла, и самолет пришлось повернуть назад. Хотя тот же Георгий Байдуков был уверен: полет можно было продолжать! По его воспоминаниям, когда Леваневскому показалось, что мотор потребляет слишком много масла, он передал штурвал второму пилоту и отправился спать, приказав доложить ситуацию в Москву - пусть решают, что делать. Штурман тоже уснул. И Байдукову стало досадно: до полюса всего ничего оставалось, а расход масла вовсе не критический. Ну и радировал он: на борту все нормально - и продолжил полет.
Проснувшись, Леваневский первым делом прочитал радиограммы из штаба перелета и сразу понял, что доклада о перерасходе моторного масла там не получали. "Он подошел ко мне сзади, - делился впечатлениями потом Георгий Байдуков, - и сунул под ребро ствол маузера: "Приказываю ложиться на обратный курс!" Я знал, что Сигизмунд - мужик суровый, вполне мог выстрелить. Пришлось выполнить поворот на 180 градусов".
Идею воздушных маршрутов через Северный полюс Леваневский впервые озвучил в марте 1934 года в Нью-Йорке, еще до окончания челюскинской эпопеи. Как он в Америке оказался? А Сигизмунда, вместе с другим полярным летчиком, Маврикием Слепневым, советское правительство командировало за океан для закупки двух самолетов, которые планировалось задействовать в операции по оказанию помощи экипажу затертого льдами теплохода «Челюскин».
Возглавлял делегацию в США уполномоченный правительственной комиссии по спасению челюскинцев Георгий Ушаков. С ним, а также с американским бортмехаником Армистедом Клайдом Леваневский и вылетел 29 марта 1934 года на самолете «Консолидейтед Флейстер» из Нома в чукотский поселок Ванкарем, где находился штаб спасательной операции. Но до места назначения по воздуху не добрался: из-за непогоды и сильного обледенения пришлось произвести вынужденную посадку на мысе Онман, севернее Чукотки. Самолет был разбит, пилот получил ранения. Так что непосредственного участия в спасении челюскинцев Сигизмунд Александрович не принимал. Но задачу свою выполнил: доставил-таки в штаб - на собаках - уполномоченного Ушакова, который, телеграфируя после аварийного приземления в Совнарком, подчеркнул: "Люди остались живы только благодаря исключительному самообладанию пилота". Так что звание Героя Советского Союза Леваневский получил заслуженно. И нет вины Сигизмунда Александровича в том, что в «геройском» указе ЦИКа почему-то не оказалось фамилии Михаила Бабушкина, который, перетащив с палубы гибнущего «Челюскина» на лед свой маленький самолет-амфибию Ш-2 [авиаконструктора Вадима Шаврова], умудрился починить машину, взлететь и вместе с механиком добраться до Ванкарема. [По трагическому стечению обстоятельств Михаил Бабушкин погибнет 19 мая 1938 года, возвращаясь с поисков... пропавшего самолета Леваневского.]
Но вернемся к идее трансарктических перелетов, вторично озвученной героем-полярником 19 января 1935 года:
- Я предлагаю в нынешнем году, - делился идеей на страницах газеты «Правда» Сигизмунд Александрович, - совершить беспосадочный перелет Москва - Сан-Франциско через Северный полюс.
Оценить проект взялся начальник Главсевморпути Отто Шмидт:
- Основной смысл его, очевидно, заключается в демонстрации нашей авиации, ибо будущие международные полеты, конечно, пойдут не поэтому пути - через полюс, а по берегу Ледовитого океана, что будет гораздо удобнее и безопаснее.
И вот на что далее обратил внимание Отто Юльевич: "Поиски Леваневского в случае вынужденной посадки или аварии будут неизмеримо труднее операции спасения челюскинцев. И если вероятность удачи полета Леваневского равна половине, то вероятность помощи ему в случае аварии близка к нулю. А неудача в оказании помощи означает не только потерю великолепного летчика и героя, но и большой моральный ущерб для СССР в глазах всего мира".
Но Леваневский неудержим! Он рвется в неизвестность - к полюсу. Его не останавливает от воплощения задуманного даже гибель брата Юзефа, капитана польских ВВС, разбившегося в Чувашии на самолете PZL-19 при перелете из Варшавы в Пекин. Кстати, побывав на могиле Юзефа, Сигизмунд возложил венок с примечательной надписью: "Брату - польскому герою от брата - Героя Советского Союза".
Между прочим, Юзеф тоже родился в России и тоже, как и Сигизмунд, в 1918 году был призван в РККА. Но вскоре демобилизовался "по состоянию здоровья" и вместе с сестрой и матерью эмигрировал в Польшу, где вступил добровольцем... в Войско Польское. В 1921-м окончил офицерское кавалерийское училище [!], получив чин подпоручика, а в 1924-м он уже выпускник военной авиашколы! Вот вам и слабое здоровье. Далее Юзеф учится в Париже и служит референтом техотдела департамента авиации, а затем инженером в институте авиационных технических исследований. В 1931-м совершает беспосадочный полет вдоль границ Польши, а через некоторое время - перелет по маршруту Варшава - Солоники - Варшава.
Согласитесь, в тридцатые годы советскому гражданину иметь такого брата [и мать за границей!] было весьма небезопасно. Но, забегая несколько вперед, добавлю: после исчезновения Сигизмунда Леваневского в арктических небесах представитель советского посольства в Польше навестил его мать и передал ей решение правительства СССР о том, что она будет ежеквартально получать пенсию в 900 злотых. А когда началась война, ей одноразово посольство выплатило 200 тысяч злотых. Сестра Софья купила на эти деньги под Варшавой двухэтажный дом и жила там с матерью летчиков-героев во время оккупации. И это еще не все! После освобождения Варшавы в доме появился советский офицер, рассказавший следующее: когда Сталину доложили о взятии столицы Польши, он поинтересовался, что слышно о матери Леваневского? Велел ее отыскать и окружить заботой [умерла пани Леваневская в апреле 1945 года].
Говорят, Сигизмунд Александрович был любимчиком Сталина. Поэтому он, мол, незаслуженно звание Героя ему дал, проигнорировав заслуги Михаила Бабушкина, поэтому, несмотря на отрицательные отзывы специалистов-полярников, поддержал его инициативу трансарктических перелетов и, можно сказать, лично благословил перед первым вылетом к полюсу.
На мой же взгляд, любовь тут ни при чем. Просто Леваневский, сам того до конца не осознавая, заявлениями о возможных перелетах в Америку через полюс подбросил вождю такую идею, от которой у того дух захватило: Сталин предположил, что, перелетев через полюс, можно будет неожиданно нанести с воздуха бомбовый удар по империи зла и капитала, как в то время воспринимались в СССР Соединенные Штаты. И Сталин своему избраннику позволил творить все, что угодно. Неудачно сложился августовский 35-го года полет в сторону полюса [причем, при посадке АНТ-25 сгорел]? Не беда, тщательнее подготовим следующий! Леваневский, прямо в кабинете Сталина, обвиняет в случившемся конструктора - Андрея Туполева, назвав его вредителем, от чего тот теряет сознание? Ладно-ладно, пошутил наш герой! Летчик уверен, что для Tpaнсарктического перелета нужно подыскивать мощную, многомоторную машину? Ну и карты ему в руки - он же Национальный герой Америки, пусть туда и отправляется, ищет.
Не находит, однако, в США Сигизмунд Александрович подходящей машины. И тогда маршал Клим Ворошилов предлагает поехать на авиазавод в Фили, где проходит испытание новый, пока еще секретный самолет ДБ-А [дальний бомбардировщик-«Академия»), созданный конструкторской группой под руководством Виктора Болховитинова. «Академия» уже показала себя: 4 мая 1937 года испытатели Георгий Байдуков [с ним, напомню, Леваневский пытался полюс одолеть] и Николай Кастанаев установили рекорд скорости на дальность: пролетели по маршруту Москва - Мелитополь - Москва за 7 часов 8 минут 11,7 секунды.
В начале июня Кастанаев показывает машину Леваневскому в воздухе: заложив на небольшой высоте очень крутой вираж, оглушив при этом аэродромный персонал ревом четырех форсированных моторов, он резко ушел вверх. Сигизмунд Александрович тут же бросился к Болховитинову:
- Дайте, дайте мнe этот самолет! Такое американцам не снилось!

Дальний бомбардировщик «Академия», который выбрал для визита в Америку Сигизмунд Леваневский, действительно был уникальной машиной, не имевшей аналогов в мире.
Крейсерская скорость ДБ-А составляла 260 километров в час, вес пустого [без вооружения] самолета - 15,4 тонны. Полетный вес на старте - с необходимым для длительного полета запасом топлива, должен был составить 34,7 тонны.
ДБ-А построили в 1935 году, до подготовки к воздушной экспедиции он налетал 115 часов, за время подготовки - 47.
После того, как Политбюро ЦК ВКП(б) дало согласие на перелет по маршруту Москва - Северный полюс - Аляска, машине присвоили индекс полярной авиации Н-209 и позывной «РЛ» - «Радио Леваневского». На Политбюро же был утвержден и состав экипажа. Командиром назначался Сигизмунд Леваневский, вторым пилотом - майор Николай Кастанаев, штурманом - флаг-штурман авиации Балтфлота Виктор Левченко, бортмеханиками: Николай Годовиков, Григорий Побежимов, радистом - Николай Галковский. Самому старшему - Годовикову - на тот момент исполнилось 44 года, младшему - Левченко -31, Леваневскому - 35.
Планировалось, что на Н-209 в Америку через полюс полетит еще один человек - очеркист «Правды» Оскар Курганов. Почему его отстранили от полета - буквально накануне старта, речь пойдет ниже.
К дальней дороге на авиазаводе машину готовили, в общем-то, тщательно, тем не менее, предполетный перечень недостатков ее состоял из 38-ми пунктов - военный бомбардировщик был совершенно не приспособлен для трансполярных полетов! Отложить нужно было бы задуманное Сигизмунду Александровичу. Но куда откладывать - ведь летом 37-го благополучно слетали через полюс экипажи Чкалова и Громова. А он, автор идеи трансарктических перелетов, вроде бы, не у дел остается. И Леваневский торопил заводчан, хотя сам на заводе появлялся редко. Связь с ним держали обычно по телефону.
28 июля машина совершила контрольный полет на Мелитополь. Левое командирское кресло занял Николай Кастанаев - он и оставался в нем на всем маршруте, а Леваневский в отутюженном костюме, белой рубашке и при галстуке ходил по самолету, наблюдая за действиями членов экипажа. Лишь изредка он пробовал управлять, садясь в правое кресло [кстати, до главного старта своей жизни Сигизмунд Александрович самостоятельно на Н-209 не вылетел ни разу].
Через три дня, 31 июля, Политбюро окончательно согласовывает маршрут перелета: "Москва [аэродром Щелково] - Архангельск - Баренцево море - остров Рудольфа - Северный полюс - Фербенкс [Аляска]". Оттуда, после дозаправки, предстояло лететь на
Эдмонтон [Канада], а далее - в Чикаго и Нью-Йорк. Решение о продлении полета в Москве должны были принять после посадки в Фербенксе.
Постановлением Политбюро экипажу отпускались средства в размере 2,5 миллиона рублей и 75-ти тысяч долларов. Вроде бы, загрузили на борт и золото - для продажи в Штатах. Но это не факт, а всего лишь слухи. А вот то, что Леваневский, тоже для продажи, взял с собой серию марок «Герои СССР», - факт. Марки поступили в обращение в начале 1935 года. Изображены на них были первые Герои Советского Союза [летчики-челюскинцы] в обрамлении лавровых венков. Леваневского художник Василий Завьялов выделил при этом особо: одну ветвь венка на марке с портретом Сигизмунда Александровича он нарисовал лавровую, вторую - миртовую, что символизирует траур. Почему так произошло - загадка.
Четверг 12 августа 1937 года выдался теплым, солнечным.
Старт был назначен на 18.00. Проводы получились торжественными, но Леваневский выглядел несколько растерянным - может быть, от волнения. Тяжело груженая машина с трудом оторвалась от земли в самом конце взлетной полосы [вел ее Николай Кастанаев; Леваневский находился в кресле второго пилота]. И ушла. В неизвестность, как вскоре выяснится.
Северный полюс Н-209 миновал на следующий день в 13-40. "Достался он нам трудно, - приняли на земле радиограмму с борта самолета. - Начиная от середины Баренцева моря все время мощная облачность. Высота 6000 метров, температура минус 35. Стекла кабины покрыты изморозью. Сильный встречный ветер". [Подписался весь экипаж]. Выходило, что четыре тысячи километров экипаж преодолел за 19 часов 25 минут. До Аляски оставалось лететь часов восемь .
Через 52 минуты после прохождения полюса следует радиограмма голосом: "Отказал крайний правый мотор. Снижаемся, входим в облачность. Обледеневаем". А в 15.58 - через 1 час 26 минут после отказа двигателя, якутская станция примет с борта такое сообщение: «Все в порядке. Слышимость - P-1». [Плохая, т.е.]. После этого более-менее четких сообщений «Радио Леваневского» не передавало...
Искали самолет Леваневского долго - с перерывом на зиму, почти до середины августа 1938 года. За время поисков советская авиация лишилась двух ТБ-3 [тяжелых бомбардировщиков] и летающей лодки Dornier Wal. А 19 мая 38-го, во время взлете с аэродрома близ Архангельска, потерпел катастрофу самолет с поисковиками Г-2 «СССР-Н-212»: с пробитым бeнзобаком машина свалилась в реку.
12 августа 1938 года в «Правде» было опубликовано правительственное сообщение: «Дальнейшие поиски самолета Н-209 прекратить».
Выходит, прав был Отто Шмидт, заявлявший в начале 35-го, что, в случае аварии, найти самолет Леваневского в бескрайних просторах Арктики будет не реально.
Вернемся, однако, еще раз на старт.
Итак, мы уже знаем, что взлетал Н-209 с трудом: для того, чтобы побольше взять горючего, Леваневский приказал сократить даже аварийный запас продовольствия - с 60-ти до 45-ти дней. Даже меховых спальников на борт загрузили лишь четыре - на шестерых членов экипажа! А вот от груза, упакованного в прорезиненные мешки и нестандартные герметические коробки, командир не отказался. Не важно, что это был за груз [говорят, коммерческий - пушнина], важно, что он был! В связи с этим у меня вопрос: если перед экипажем ставилась задача просто долететь до Америки на четырехмоторном самолете, зачем он нужен был, этот груз? А если именно в нем и заключался весь фокус? Не будем забывать: Н-209 - это дальний бомбардировщик. Может быть, Сталин, подхватив идею Леваневского о трансарктических перелетах, развил ее и попробовал, с помощью все того же Леваневского, занести таки, как я уже говорил, железный [читай - бомбовый] кулак над США? В таком случае понятным становится отношение вождя к Сигизмунду Александровичу, да и вообще его особое положение - положение неприкасаемого.
Представляю, развивая дальше предположение, ошеломление нью-йоркцев, свались им, грубо говоря, на головы советский тяжелый бомбардировщик! Они бы прекрасно поняли, КАКОЙ вместо сегодняшнего груза пушнины у него завтра на борту может оказаться груз.
Такой самолет НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ долететь до Америки! И он не долетел. К слову, когда Туполев, уже после войны, создавал стратегический бомбардировщик Ту-95, Сталин однажды поинтересовался у него: «Нельзя ли на нем установить дополнительные двигатели, с тем, чтобы он мог достичь США, выполнить задачу, а затем, вернувшись, доложить результаты?» Услышав отрицательный ответ, вождь к проекту потерял всякий интерес
...За два часа до отлета к Леваневскому подошел молодой чекист с письменным приказом наркома внутренних дел СССР Николая Ежова: передать жене президента Рузвельта Элеоноре подарок - две шубы и банку черной икры. Гостинцы были упакованы в большую опечатанную коробку, которую принял и погрузил в кабину самолета штурман Виктор Левченко. Из-за этой таинственной коробки пришлось снять с перелета уже уложившего в чемодан Леваневского свой выходной костюм очеркиста «Правды» Оскара Курганова.
Если в коробке была не икра, можно догадаться, ЧТО произошло с исчезнувшим Н-209.
Владимир ШАК
(Газета "МИГ", Запорожье)

Сигизмунд Леваневский


Экипаж Н-209 (Сигизмунд Леваневский - третий слева)


Н-209 готовится к полету

Больше фото здесь.

Напомню, что 12 августа 1937 года четырёхмоторный самолёт ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из шести человек — Сигизмунд Леваневский (первый пилот), Николай Кастанаев (второй пилот), Виктор Левченко (штурман), Николай Галковский (радист), Николай Годовиков и Григорий Побежимов (бортмеханики) под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фэрбенкс, штат Аляска, США. Это была одна из первых машин этого проекта, фактически экспериментальная. Радиосвязь с самолётом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над советским побережьем Северного Ледовитого океана. Леваневский сообщал об отказе крайнего правого двигателя и о плохих метеоусловиях. «Сигналы «РЛ» продолжали принимать в течение месяца, даже спустя полтора месяца! Такие случаи зарегистрированы 23, 24, 26. 27, 28 и 30 сентября. А теплоход «Батум»… трижды слышал эту радиостанцию, причем во второй раз четко прозвучал сигнал «SOS», а в третьем случае были приняты координаты: «широта 83 сев. долгота 179 зап. РЛ», - писал Михаил Ильвес, собкор «Воздушного Транспорта» из Магадана . - «Молния Москва Североморпуть Шмидту. Результате наблюдения рацией самолета Леваневского теплоход «Батум», находясь широте 45 норд долготе 150 гр 37 мин ост, принял 30 сентября 17.32 московского времени следующие сигналы: «лат 83-Норд лонг 179 вест РЛ». Волна 54 метра… слышимость 1 балл… Наблюдение продолжается. Капитан Панфилов парторг Сидоров радист Мясников» .Повторно, через полтора месяца, принята координата 83-й широты. Последняя радио-грамма после исчезновения Н-209, официально не была опубликована. Полный ее текст нашел в ЦГАНХ и опубликовал Михаил Чванов. «Многие годы радиограмму, услышанную «Батумом», ставили под сомнение. А точнее, просто отмахивались от нее, как не укладывающейся в принятую схему. Откликнитесь, пожалуйста, все, кто имел отношение к ней, прежде всего, конечно, те, кто подписывал её!» - писал М. Чванов в 1989 году в очерке «Разорванный меридиан»
77 лет тайна оставалась неразгаданной. Мне попалась интересная статья про тайну последнего полета Н-209 она тут http://www.aex.ru/docs/1/2015/3/10/2199/ автор сделал смелое предположение, что ДБ-А не упал в море,а сел на острове Элсмир в Северной Канаде. Как и тогда это труднодоступный и суровый край. Населения почти нет. Есть национальный парк. Большая часть территории покрыта льдами и вечной мерзлотой. После того как самолет сел на острове экипаж запрашивал помощь. Но никто им так и не помог. По мысли автора самолет пытался взлететь но утонул при разбеге. Смелая теория получила сенсационное подтверждение. На сайте публикующем спутниковые снимки мне попалась фотография датированная летом 2013 года. На ней четко видимый во льду фюзеляж очень большого самолета. При этом хорошо сохранился хвостовой отсек. Есть обломки крыльев. Вероятно этот артефакт истории вытаял из-за парникового эффекта. До этого его могли просто не заметить под толстым слоем вечного арктического льда. Конечно за 77 лет окраска фюзеляжа не сохранилась, поэтому он сероватого цвета (цвета сплава алюминия из которого он и был изготовлен). Восточнее на 13 километров расположен Tanquary Fiord Airport, Baffin, Unorganized, NU, CanadaТanquary Фиорд Аэропорт (IATA: JQ6 , TC LID: CJQ6) находится на южной стороне Tanquary Фиорд, Нунавут, Канада, ближе к концу фиорда. Он расположен в Куттинирпаак Он служит в качестве основной доступа к парку для туристов. Кроме аэропорта там есть небольшой лагерь. Аэродром Tanquary Фиорд, простой и ничем не механизированный аэропорт. По сути, это обычная площадка. Работает только летом. Открыт аэропорт только в 1999 году. Но именно эта площадка и была (по моему мнению) целью последнего полета Леваневского. Жаль, что тяжелый и поврежденный самолет так и не дотянул до неё. Всего 13 километров не хватило им для спасения…
http://binged.it/1N0XSOh
81,438636 -76,046440 81°26"19.09"N, 76° 2"47.18"W
Координаты:
Широта: 81°26′19.09″N (81.438636)
Долгота: 76°2′47.18″W (-76.046439)
национальный парк Куттинирпаак
Нунавут, Канада
Nunavut, NU, Канада, Элсмир
Во льдах острова Элсмир, уже 77 лет лежат герои великой и давно погибшей страны. Герои прочно забытые неблагодарными потомками. Ничто на свете не прерывает их сна, а ветер чужой земли терзает обшивку самолета ставшего им могилой. Так может пора вернуться домой? Не знаю, может быть и пора. Да только где она та былая страна? Она была давно убита и похоронена, а новая озабочена только тем,что бы выжить. Давно уже умерли знавших их друзья,родные, так и не дождавшись пилотов из того рокового полета.Время теперь навсегда застыло над их железным гробом.Так стоит ли тревожить прах? Герои никогда не умирают, герои всегда бессмертны. Так пусть,тот далекий, остров будет им памятником. Если самолет так и не нашли, значит льды снова скрыли его от наших глаз. Но,что будет завтра незнет никто, возможно их скоро найдут и герои вернтуся на свою Родину, а может и не найдут их никогда...























Сигизму́нд Алекса́ндрович Леване́вский (польск. Zygmunt Lewoniewski , -) - советский лётчик, совершивший несколько сверхдлинных авиаперелётов в 1930-х годах, участник экспедиции по спасению парохода «Челюскин », второй Герой Советского Союза ().

Биография

В апреле 1934 года принял участие в эвакуации экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин », за что получил звание Героя Советского Союза . По причине аварии самолёта у мыса Онман в сам ледовый лагерь Шмидта Леваневский не летал, но позже, рискуя жизнью, он доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который сделал там неотложную операцию по поводу острого аппендицита заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву .

«Горячо приветствую Вас, дорогой друг, с окончанием замечательного перелёта через три части света. Ваш перелёт соединил через Арктику Америку, Азию и Европу и является блестящей подготовкой к осуществлению великой идеи трансарктической связи между материками. Ледорез „Литке“, 11 сентября 1936 г., по радио».

Последний перелёт

Российские военные в 2015 году будут искать место гибели лётчика Сигизмунда Леваневского в Арктике, эту экспедицию проведут по отдельному плану Русского географического общества .

Память

  • Имя Леваневского носят улица и переулок в Луганске и Гомеле , улицы в Алма-Ате , Бузулуке , Лисичанске , Бишкеке , Бресте , Донецке , Великих Луках , Владикавказе , Вознесенске , Воронеже , Ростове-на-Дону, Житомире , Новограде-Волынском (Житомирская область) , Барановке (Житомирская область) , Новосибирске , Москве , Казани , Коломне , Екатеринбурге , Бахмуте , Воронеже , Краснодаре , Липецке , Киеве , Днепропетровске , Кропивницком , Туле , Новомосковске (Днепропетровская область) , Кизляре , Мариуполе , Мелитополе , Полтаве , Севастополе , Узловой , Якутске , Ижевске , Запорожье , Сумах , Миллерово , Буйнакске , Шахунье , Изюме (Харьковская область), Пятигорске и других городах, в Одессе - улица, два переулка и тупик, в Перми - жилой район, в Белой Церкви и Макеевке - улица и район города. До 1980-х годов была улица в Чернигове .
  • Именем Леваневского названы улица и училище военных лётчиков в Николаеве (бывшая школа Осоавиахима), где Леваневский преподавал лётное искусство в начале 1930-х годов).
  • Также имя Леваневского носил речной пассажирский теплоход , построенный в 1937 году .
  • В польском городе Сокулка , откуда происходили родители, есть памятник братьям лётчикам Сигизмунду и Юзефу Леваневским .

Напишите отзыв о статье "Леваневский, Сигизмунд Александрович"

Примечания

  • .
  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Леваневский, Сигизмунд Александрович

– Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю!
Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея.
– Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду.
– Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить?
– Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера.
«Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он.
Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину.
Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.
– Пуста!
Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.
– Отлично! Молодцом! Вот так пари! Чорт вас возьми совсем! – кричали с разных сторон.
Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.

    Сигизмунд Леваневский (польск. Zygmunt Lewoniewski, 15 мая 1902 года 13 августа 1937 года) советский лётчик польского происхождения, Герой Советского Союза (1934). Родился в польской семье в Санкт Петербурге … Википедия

    Леваневский Сигизмунд Александрович Энциклопедия «Авиация»

    Леваневский Сигизмунд Александрович - С. А. Леваневский Леваневский Сигизмунд Александрович (1902—1937) — советский лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934). Родился в семье польского рабочего. В Красной Армии с 1919. Окончил Севастопольскую школу морской… … Энциклопедия «Авиация»

    Леваневский Сигизмунд Александрович - С. А. Леваневский Леваневский Сигизмунд Александрович (1902—1937) — советский лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934). Родился в семье польского рабочего. В Красной Армии с 1919. Окончил Севастопольскую школу морской… … Энциклопедия «Авиация»

    Леваневский Сигизмунд Александрович - С. А. Леваневский Леваневский Сигизмунд Александрович (1902—1937) — советский лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934). Родился в семье польского рабочего. В Красной Армии с 1919. Окончил Севастопольскую школу морской… … Энциклопедия «Авиация»

    - (1902 37) российский летчик, Герой Советского Союза (1934). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода Челюскин, в 1936 совершил перелет Лос Анджелес Москва. Член Центрального Исполнительного Комитет (ЦИК) СССР. Пропал без вести при попытке… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1902, Петербург, ≈ 13.8.1937, район Северного полюса), советский лётчик, Герой Советского Союза (20.4.1934). Член Коммунистической партии с 1934. Родился в семье польского рабочего. Во время Октябрьской революции 1917 был в Красной Гвардии, в… … Большая советская энциклопедия

    - (1902 1937) советский лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934). Родился в семье польского рабочего. В Красной Армии с 1919. Окончил Севастопольскую школу морской лётчиков (1925). Работал инструктором в различных авиационных школах. С … Энциклопедия техники

    - (1902 1937), лётчик, Герой Советского Союза (1934). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин», в 1936 совершил перелёт Лос Анджелес Москва. Пропал без вести при попытке перелёта из Москвы в США через Северный полюс. * * *… … Энциклопедический словарь

    Известный полярный летчик, один из первых Героев Советского Союза (1934). Участник Октябрьской революции и Гражданской войны. С 1919 г. командовал стрелковым полком. После войны работал инструктором в различных… … Большая биографическая энциклопедия

Поиск пропавшей в 1937 году экспедиции продолжается

80 лет назад, 12 августа 1937 года, из Москвы в сторону Северного полюса и далее по направлению к городу Фэрбенксу, что на Аляске (США), стартовал четырехмоторный самолет с шестью членами экипажа на борту под командованием 35-летнего Героя Советского Союза, участника Октябрьской революции и гражданской войны (несмотря на «буржуйское» происхождение – из польской дворянской семьи) Сигизмунда Александровича Леваневского (на фото в центре ). На следующий день радиосвязь с экипажем прервалась. Навсегда...

О массовых расстрелах тогда еще не знали, формулировка приговора «10 лет без права переписки» была беспрецедентно суровой, но все-таки внушала надежду. В 37-м, году 20-летнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции, необычайно широко отмечалось 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина, печальный юбилей; это был поистине пушкинский год. Но всем понятной сутью того дважды юбилейного и совершенно счастливого, справедливого для многих живших тогда советских людей года стало то, что в Советском Союзе уже родилось, выросло и было по-новому воспитано поколение молодежи, для которой Советская власть была единственно родной, своей, любимой. Во многом именно эти молодые люди ценой своей жизни спасут страну от нашествия нацистов. А еще в 37-м в СССР произошел пик рождаемости, и дело тут было не в слепой природе, а в политике правительства: накануне, в 36-м, были запрещены аборты. Политика и природа словно объединились, чтобы прикрыть новыми колыбелями братские могилы безвинно убиенных, что народ осознает гораздо позже или не поймет никогда... В 1937 году СССР посетил известный немецкий писатель Лион Фейхтвангер, который в своем художественном отчете о путешествии «Москва 1937» поддержал советских людей в их «наивной гордости и усердии». Наконец, именно на 1937 год пришелся пик деятельности знаменитого посла США в СССР Джозефа Дэвиса, который чувствовал искреннюю симпатию к своему тезке Иосифу Сталину, много сделал для развития отношений между двумя великими странами, написал книгу и снял фильм о достижениях СССР и, в конце концов, был награжден советским орденом Ленина.

На советском радио и в советском кино безоговорочно царил дух оптимистической комедии и светлой драмы. Всё должно было получаться! Но получалось не всё.

Одной из самых серьезных неудач в том ярком до рези в глазах и в сердце году явился в середине августа перелет через Северный полюс Сигизмунда Леваневского, Николая Кастанаева, Виктора Левченко, Николая Галковского, Николая Годовикова и Григория Побежимова. Первую высоту – достижение точки в небе над Северным полюсом первый пилот взял легко. Гибельные сложности начались на последней трети пути. Главной из них, скорее всего, стало обледенение корпуса самолета.

– Уже на высоте трех тысяч метров резко понижается температура воздуха, – объясняет мне Ю.П. Сальников, руководитель российской части совместной с США экспедиции по поиску самолета Леваневского. – Они не раз протыкались сквозь облака. А это влага. И их самолет обледенел до «белого фарфора». Это знаете, как? Не кусочки льда, а слитый лед. Он тяжелый, и тянет самолет вниз.

– Как это всё обидно. Леваневский летел по куда более короткому маршруту, чем экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова, которые удачно долетели до Америки через Северный полюс летом того же 1937 года, – всего 6650 километров...

– Действительно, это был до метра рассчитанный самый короткий маршрут от Москвы до первого значительного города на территории США. Наши политики пытались при этом еще и выстроить свою дипломатическую игру: раз те, первые, перелеты оказались столь успешны, то если маршрут Леваневского еще короче, давайте объявим его первым пробным рейсом на будущей международной трассе «Москва – Северный полюс – Фэрбенкс»! Чкалов и Громов летели из Москвы сразу в Америку – Сиэтл, Сан-Франциско, а мы-то после полюса свернули вправо, на Аляску... Я имею в виду экипаж Леваневского, конечно.

Юрий Петрович уточнил, поправился, но оговорка оказалась знаменательной: «Мы».

Тележурналист, кинодокументалист, действительный член Русского географического общества и член Союза кинематографистов РФ, Ю.П. Сальников уже несколько десятков лет занимается вместе с более молодыми коллегами поисками пропавшего экипажа и самолета Леваневского.

Два раза, в 2013 и 2015 годах, летал на Аляску. Два года назад заручился поддержкой местного жителя, хорошо образованного эскимоса-инуита Джеймса Таалака из деревни Нюксут, который отвечает за международные связи этой деревни с остальным миром: «Приезжайте еще, поможем, чем можем». В тех местах все эскимосы знают о беде русских, которые, возможно, именно там потеряли своих товарищей.

Но почему, почему потеряли?

Юрий Петрович Сальников рассказывает о двух возможных причинах трагедии:

– Те первые, Чкалов и Громов, были по профессии летчиками-испытателями. При полете они, возможно, лучше чувствовали свои самолеты, начинали маневрировать, спускаться-подниматься, чтобы солнце наверху, над облаками, растопило лед и не случилось обледенения... Леваневский же был опытным полярным летчиком, но летчиком-испытателем он не был.

– А что еще?

– Слишком короткие сроки усовершенствования самолета. Лететь должны были на самолете ДБ-А конструкции В.Ф. Болховитинова. Аббревиатура расшифровывается как дальний бомбардировщик «Академия». Это был бомбардировщик очень высокого класса. Было принято решение сделать его гражданским судном, самолетом полярной авиации. Официально на модернизацию дали в приказе три месяца. Но наступала полярная зима, полярная ночь, и Михаил Каганович, высокопоставленное лицо в авиационной промышленности, брат Лазаря Моисеевича Кагановича, стал требовать завершить все переделки за два-полтора месяца. Болховитинову стало плохо. Но... приказ есть приказ. Конструкторы, рабочие и экипаж были вынуждены переехать жить на аэродром, и в результате уложились в полтора месяца. Отныне самолет назывался Н-209.

Тогда, в августе 1937-го, сразу после того, как 13-го числа связь с Н-209 прервалась, на поиски экипажа Леваневского были брошены все силы.

Начальник Главсевморпути, известнейший исследователь Арктики, Герой Советского Союза, ученый-математик, академик, будущий вице-президент АН СССР О.Ю. Шмидт заявлял журналистам, что в этих поисках участвуют 15 отечественных и 7 американских самолетов. От мыса Шмидта в советском секторе Арктики в сторону мыса Барроу на Аляске вышел ледокол «Красин». Принимались все версии того, где приземлился или где упал самолет Н-209: побережье Аляски (США), приполярные острова Канады, Чукотка, Якутия... Основные поиски предполагались в двухстах милях восточнее мыса Барроу, у мыса Оликток, где эскимосы именно в те дни видели падение «большого самолета».

В организации поисков активнейшее участие принял журналист и дипломат, сотрудник дипмиссии в США, затем Поверенный в делах СССР в США, далее Чезвычайный и Полномочный посол нашей страны в Соединенных Штатах Америки К.А. Уманский. Но его усилия не завершились успехом. Да и самого дипломата ждала ужасная судьба. В 1943 году его дочь, школьница Нина Уманская была застрелена на Б. Каменном мосту в Москве неподалеку от Дома на Набережной, по версии следствия, сыном другого высокопоставленного советского деятеля, сразу же покончившим с собой. А через неполные два года Константин Александрович Уманский, к тому времени посол СССР в Мексике и по совместительству в Коста-Рике, погиб с женой в авиакатастрофе по пути в Коста-Рику...

Исследователь судьбы Сигизмунда Леваневского и многих других покорителей Арктики Ю.П. Сальников убежден в том, что трагедия или, возможно, на первых порах драма с экипажем Леваневского произошла в районе аляскинского мыса Барроу. Его версия такова:

«Спустя 80 лет поражает мнение Уманского, наверняка согласованное с О.Ю. Шмидтом, что где-то ближе к Аляске на дрейфующем льду расположился "лагерь Леваневского". Но "Красин" оказался бессильным против паковых льдов, забивших бухту плоского мыса Барроу. Радиоинженер С. Смирнов к перелёту смонтировал и привёл в действие радиолокатор в Фэрбенксе для контроля полёта Н-209 после полюса.

Но сведений о его работе не сохранилось. Радиостанция "Красина" стала служить радиоприводом для поисковых полётов со стороны Аляски. Самолёт У-2 выгрузили на лёд с ледокола, и лётчик Котюхов попытался взлететь с соседней льдины, но наткнулся на торос и сломал винт. Восточный ветер нагнал в бухту лёд. Летающая лодка (гидросамолет – Т.К. ) В. Задкова пришвартовалась к большому ледяному полю. Поднялся сильный восточный ветер. Льды пришли в движение, и члены экипажа Задкова стали баграми отпихивать льдины. Поднять самолёт на ледокол оказалось невозможно, и льды раздавили летающую лодку. Активно наступали зимние морозы. "Красину" пришлось возвращаться домой на Чукотку. Летчик А. Грацианский прилетел в Барроу, совершил несколько поисковых полётов. Благополучно искал и "приледнялся" и на лыжах в Барроу. Наступала полярная ночь. Экипажу Грацианского, по просьбе мэра Фэрбенкса, пришлось на обратном пути остановиться в их аэропорту и встретиться с местными жителями и мэром. Грацианский рассказал об экипаже Леваневского и задачах Вилкинса, который запланировал поисковые полёты во время полярной ночи при лунном освещении. Местные жители рассказали ему, что видели огни в океане и в прибрежных горах, но специалисты объяснили, что это был свет Юпитера. Такая же ошибка была у Папанина: кто-то увидел оранжевый свет, идущий от горизонта. Они вообразили, что к ним идёт экипаж Леваневского – фонариком "летучая мышь" светит – и побежали навстречу, пока Е. Фёдоров не закричал: "Да это же Венера!".

…Если обледенение самолёта привело к вынужденной посадке – или машина ушла под воду – это трагический финал перелёта.

Но в конце аварийной радиограммы с борта самолета Леваневского была осторожная фраза: "Предполагаем совершить посадку..."

До папанинцев нужно было лететь 250-300 км при сильном попутном ветре. Четверка полярников несколько дней очищала полосу от торосов и рисовала посадочные знаки. Из всех вариантов поворотов к Гренландии, острову Элсмир (600-700 км), побережью Аляски (1500-1700 км) папанинская льдина – наиболее предпочтительная точка посадки 13 августа 1937 г. Почему-то экипаж не использовал такую возможность. Эту гипотезу никогда не обсуждали.

В 80-годах прошлого века научный сотрудник Ленинградского научно-исследовательского института Арктики и Антарктики (ААНИИ) Л.П. Куперов изучил материалы наблюдений в августе 1937 г. и установил, что приборы полярной станции в бухте Тихая (Земля Франца-Иосифа) и Гринвичской обсерватории зафиксировали вспышку на Солнце 12 августа 1937 г. Она привела приполюсной район ионосферы к возмущению и к ограниченному прохождению радиоволн...

Наконец, самая интересная находка – в Архиве внешней политики российского МИДа – «Записка» доктора Х. Келлемса – священника и путешественника, приплывшего на собственной шхуне «Пандора» на мыс Барроу осенью 1938 года. Он доставил самодельный памятник Вилли Посту и его другу-журналисту У. Роджерсу: они погибли при подготовке к перелёту в 1935 г. через Северный полюс в СССР. От трёх инуитов он узнал, что 15 августа (?) 1937 года, год назад, они услышали громкий шум моторов и увидели "летательный аппарат", который быстро летел между островками Тэтис и Спай в море Бофорта. Неожиданно он упал в воду, вызвав большой всплеск. Был дождь и небольшой шторм, который стих к утру. Охотники подплыли на каяках и увидели большое масляное пятно, захлестнувшееся на Тэтис. Несколько суток Х. Келлемс с инуитами искал место катастрофы. Но начиналась зима, и шхуна вернулась в Калифорнию – домой. Келлемс поверил охотникам, написал "Записку" в советское посольство и был уверен, что Советский Союз пригласит его участвовать в поисках на следующий год, но началась Вторая мировая война...

Только в 1989 г. доктор Д. Стоун – директор Института геофизики при университете г.Фэрбенкса (Аляска) провёл поисковую экспедицию со своими аспирантами и волонтёрами. В 1990 г они обнаружили более 20 аномалий. С 2013 г. к американцам присоединилась небольшая российская поисковая группа, которая получила Грант Русского Географического Общества (1.5 млн рублей и добровольное пожертвование от Газпрома – тоже 1,5 млн руб.).

Когда президент России В. Путин вручал сертификат Гранта члену нашей поисковой группы, он твердо сказал: "Леваневского надо обязательно найти!".

Обрадованная таким напутствием, наша группа побывала на островах Тэтис и Спай в море Бофорта и узнала, что глубина шельфа там всего 6 метров. Но в 2013 году мы прилетели слишком поздно: начиналась зима – сильные ветры, молодой лёд, опасный для резиновых лодок «Зодиак» геофизиков. Командир вертолёта Рон Шердаун, ветеран Арктики (ищет самолёт Леваневского с 1962 года!) убедил нас перенести поиски на следующий год. Экспедиция по извлечению аномалий планировалась на 2014 год, но начались санкции. В 2015 г. нам удалось слетать в Барроу и в инуитскую деревню Нюксут, чтобы встретиться с родственниками тех охотников, которые видели падение большого самолёта в 1937 г. Внук одного из свидетелей рассказал, что в 1998 г. он с братом отправился охотиться на кита (в каяке было четыре человека). Неожиданно лодка налетела на подводное препятствие, и мотор заглох. Осмотр показал, что винт был повреждён. Лодку отбуксировали к берегу. Винт заменили. Больше столкновений не было... Когда в 2016 г. мы обратились в наше Географическое общество, получили ответ: найдите самолёт, тогда мы будем искать средства. К сожалению, американские поисковики тоже не получили поддержки в 16-17 годах, хотя американский Посол в РФ Д. Тэффт поддержал идею экспедиции и рекомендовал подать заявку на американский Грант 2017 года. Но наши коллеги с Аляски не успели оформить все документы вовремя...

В США и Канаде члены поисковой группы объявили сбор добровольных пожертвований. Разгадка трагической «мистерии Леваневского» сейчас стоит, по утверждению американских коллег, всего $ 30-40 тысяч. Доктор Дэвид Стоун хранит карту, где обозначено место каждой аномалии – их надо извлечь с глубины 6 метров и идентифицировать находки в Сиэтле на "Боинге" или в Москве в Космическом Центре им М.В. Хруничева (в 30-х годах прошлого века он назывался 22-м авиазаводом и построил этот четырёхмоторный самолёт Н-209 для трансполярного перелёта)».

Кстати, в понедельник, 14 августа 2017 года, в Центре имени Хруничева состоялся митинг с возложением цветов к памятнику экипажу Сигизмунда Леваневского.

Больше таких памятников на территории России нет. Есть в Польше, в городе Сокулка, – и сразу двум Леваневским: советскому летчику Сигизмунду и его брату Юзефу, польскому летчику, погибшему в авиакатастрофе на территории СССР, когда он пытался поставить рекорд на дальность перелета. То было время гибельных рекордов.

Юрию Сальникову – 82 года. Его американский коллега Дейв Стоун на два года старше, и он уже на пенсии. Готов внести $ 5 тысяч личных сбережений и надеется на добровольные пожертвования, чтобы собрать необходимые средства для поисков самолета Леваневского с воды или со льда в 2018 году. Может, и россияне помогут?

Не будет большим преувеличением сказать, что два удачных перелета через Северный полюс в США под руководством Валерия Чкалова и Михаила Громова, а особенно совместные поиски пропавшей экспедиции Сигизмунда Леваневского, происходившие всего за два года до начала Второй мировой войны, необыкновенно сблизили советский и американский народы, немало поспособствовали тому, что мы стали союзниками в борьбе против общего врага с его человеконенавистнической дурью. То, что американцы и русские сейчас вместе крутятся вокруг Земли на международной космической станции, объясняется не только надежностью и продвинутостью нашей техники и платежеспособностью американцев или какими-то иными причинами, но и тем, что несколько поколений назад мы стали почти друзьями. Люди неблизких идеологий в той совместной радости и совместной печали поняли, что общего между нами гораздо больше, чем противоречий.

А меня все мучает вопрос – трудно поверить, что святое дело поисков следов пропавшей экспедиции Сигизмунда Леваневского и его пяти товарищей держится только на энтузиазме двух немолодых людей – русского и пенсионера-американца – и энергичном предложении президента России «Леваневского надо обязательно найти». Разве не должна широкая общественность поддержать усилия Юрия Сальникова с Дейвом Стоуном и призыв Владимира Владимировича «найти Леваневского»?

Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...