Марин сергей никифорович.

Сергей Никифорович Марин (29 января 1776, Воронеж - 21 февраля 1813, Санкт-Петербург) - русский офицер во время наполеоновских войн, оставивший по себе память главным образом как поэт-сатирик.

Жизнь и воинская служба

Родился в Воронеже в старинной дворянской семье Мариных. Отец - Никифор Михайлович Марин - воронежский вице-губернатор, с 1798 года - назначен губернатором в Новгородскую губернию. Мать - Мария Ивановна урождённая Невежина. Помимо Сергея, в семье воспитывались три младших брата - Евгений, Аполлон и Николай, а также две сестры - Татьяна и Варвара.

В 1790 году, в возрасте 14 лет, Сергей Марин зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк, где сразу получил чин подпрапорщика, в 1797 году произведён в портупей-прапорщики, но через месяц личным указанием Павла I был разжалован в рядовые за то, что во время парада в присутствии императора сбился с ноги. Однако вскоре им же в звании прапорщика восстановлен. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда Марин возглавлял отряд преображенцев в карауле дворца, был в результате заговора убит император.

В 1805 году С. Н. Марин - поручик, участник Аустерлицкого сражения, был тяжело ранен и награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость». Через два года в звании штабс-капитана и в чине флигель-адъютанта был контужен в бою под Фридландом, отмечен за храбрость орденом Св. Владимира 4-й степени и золотой медалью «Земскому войску» 1807 года на георгиевской ленте.

При заключении Тильзитского мира Марин посылается в Париж с депешей от Александра I к Наполеону. В июне 1809 года Марин произведён в полковники и прикомандирован к особе принца Георга Ольденбургского, женатого на сестре Александра I.

Во время Отечественной войны 1812 года в чине полковника исполнял должность дежурного генерала во 2-й западной армии, состоявшей под командованием князя П. И. Багратиона. Вскоре после Бородинского сражения скончался от ран на даче под Нарвой на руках своей возлюбленной Веры Завадовской (1768-1845). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Князь Багратион 19 августа 1812 года представил Марина к награждению орденом Святого Владимира 3-й степени. Из-за волокиты военных чиновников С. Н. Марин так и не дождался этой награды. На рапорте Багратиона имеется пометка наградного отделения: «По случаю кончины Марина остаётся без движения» (посмертно тогда не награждали). На портрете Сергей Никифорович изображён с орденом Святого Владимира 4-й степени и золотой медалью «Земскому войску» 1807 года на георгиевской ленте.

Творчество

Творческое наследие С. Н. Марина включает в себя около 200 стихотворений, пародийную трагедию «Превращённая Дидона» (по мотивам «Энеиды» Вергилия) и две переводные трагедии с французского - «Медея» Лонжпьера и «Меропа» Вольтера. Марин по праву считается выдающимся поэтом-сатириком; его произведения практически не печатались, однако, его сатирические стихотворения, пародии и эпиграммы пользовались успехом и широко расходились в списках. Кроме того, творчество Марина включает в себя песни и романсы, дружеские послания и посвящения, мадригалы и экспромты.

Служба Марина в гвардии, его незаурядный ум, блестящие способности стихотворца открыли ему двери лучших домов и салонов Санкт-Петербурга. Он становится своим человеком в доме известного мецената, директора петербургских театров А. Л. Нарышкина, в литературном салоне А. Н. Оленина. В числе его друзей такие известные поэты, как Н. И. Гнедич, А. А. Шаховской, К. Н. Батюшков, И. А. Крылов, П. А. Катенин, Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский. Среди военных наиболее близкими людьми ему были граф М. С. Воронцов, сын знаменитого полководца А. А. Суворов, полковник Преображенского полка Д. В. Арсеньев. В 1805 году С. Н. Марин пишет «Преображенский марш» - тот самый, с которым русские войска в 1814 году вступали в Париж.

Мой дед, Снастин Иван Фролович, уроженец дер. Погороеловка, имение Марина.

Mарин Сергей Никифорович(18.01.1776-9.02.1813)-известный русский поэт, политический и военный деятель. Родился в Воронеже, в старинной дворянской семье. Отец-Никифор Михайлович Марин- воронежский вице-губернатор, с 1798г.-назначен губернатором в Новгородскую губернию. Творческое наследие С.Н.Марина включает в себя ок.200 стихотворений, пародийную трагедию,Превращённая Дидона" (по мотивам,Энеиды"Вергилия),и две переводные трагедии с французского- Лонжпьера,Медея"и,Меропа" Вольтера. Марин по праву считается поэтом- сатириком. Однако, кроме сатир, пародий и эпиграмм мы находим у него песни и романсы, дружеские послания и посвящения, мадригалы и экспромты. Служба М.в гвардии, его незаурядный ум, блестящие способности стихотворца открыли ему двери лучших домов и салонов Петербурга. Он становится своим человеком в доме известного мецената, директора петербургских театров А.Л. Нарышкина, в литературном салоне А.Н. Оленина. В числе его друзей такие известные поэты, как Н.И.Гнедич,А.А.Шаховской,К.Н.Батюшков,И.А.Крылов,П.А.Катенин,Д.В.Давыдов,П.А.Вяземский. Среди военных наиболее близкими людьми ему были граф М.С. Воронцов, сын знаменитого полководца А.А.Суворов, полковник Преображенского полка Д.В. Арсеньев. В 1805 г. С.Н.Марин пишет,Преображенский марш",тот самый, с которым русские войска в 1814 г. вступили в Париж. В 1808г. Вместе Г.Р.Державиным,И.А.Крыловым,К.Н.Батюшковым,А.Н.Олениным,А.А.Шаховским С.Н.Марин издаёт в Петербурге журнал,Драматический вестник",где печатает ряд своих стихотворений, а несколько позже переводит трагедию Вольтера,Меропа",которая с успехом ставилась на петербургской сцене со знаменитой Е.С.Семёновой в заглавной роли. В марте 1811 г.в Петербурге открыто литературное общество,Беседа любителей русского слова", куда С.Н.Марин был принят одним из первых. В возрасте14 лет, в 1790 г. Марин зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк, в 1797г. произведён в портупей- прапорщики, но через месяц личным указанием Павла I разжалован в рядовые- однако вскоре им же в звании прапорщика восстановлен.В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. при активном участии С.Н.Марина(он возглавлял в ту ночь отряд преображенцев в карауле дворца) был в результате заговора убит император Павел I. В1805 г. Марин-поручик, участник Аустерлицкого сражения, был тяжело ранен и награждён золотой шпагой,За храбрость".В 1807 г. в чине штабс-капитана и звании флигель-адъютанта был контужен в бою под Фридляндом, отмечен за храбрость орденом св.Владимира 4-й степени и золотой медалью. При заключении Тильзитского мира Марин посылается в Париж с депешей от Александра I к Наполеону. В июле 1809 г. Марин произведён в полковники и прикомандирован к особе принца Георга Ольденбургского, женатого на сестре Александра I. Во время Отечественной войны 1812 г.Марин состоял дежурным генералом при армии П.И. Багратиона. Вскоре после Бородинского сражения С.Н.Марин скончался от ран и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. А.С.Пушкин, С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и другие писатели нередко упоминали Марина- так, в,Войне и мире"Л.Толстого(том III, гл. XXII); популярную песню поэта,Лилу обожаю" Достоевский в несколько изменённом варианте использовал в,Братьях Карамазовых" (,Смердяков с гитарой")и пр. С.Н.Марин имел младших братьев Аполлона Никифоровича и Евгения Никифоровича. Сын Аполлона Никифоровича, Александр Аполлонович Марин, оставил интересные воспоминания о своих встречах с императором Николаем I и государыней императрицей, имевших место летом 1837г. в Петергофе, когда А.А.Марин находился там на манёврах как кадет лейб-гвардии Павловского полка (см./Кадет об Императоре Николае I. Письмо Александра Аполлоновича Марина к отцу А.Н.Марину//Русская Старина,1897,№4,стр.49-51). Наиболее полные издания сочинений С.Н.Марина:
Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

Марин Сергей Никифорович

Любимец нежных муз, питомец Аполлона,
Блюститель истинный парнасского закона.
Что ясно видим мы в творениях твоих,
В которых мыслию отличен каждый стих.
Хотя за ними ты не мучишься, не ходишь,
Скажи, о Снастин! рифмы где находишь?
Как можешь без труда приятно так писать
И мысли с легкостью столь ясно выражать?
Читав твои стихи, всяк должен согласиться,
Что рифма под перо сама собой ложится.
Не так, как у меня,- который за грехи
Судьбою осужден марать весь век стихи!
В сем трудном ремесле мой разум убивая,
За рифмами гонясь, от смысла убегая,
Терзаюсь, мучуся, бумагу я деру,
Но нужного стиха никак не приберу.
Коль ненавистника хочу назвать пороков,
Мне ум твердит Княжнин, а в стих идет Сумброков.
Когда ж с Омиром я сравнить кого готов,
Херасков на уме, а под пером Графов.
И сколько наконец ни мучусь, ни терзаюсь,
А с рифмою моей никак не повстречаюсь.
Досадуя решусь, себя чтоб не томить,
Стихи и рифмы все навеки позабыть;
Несчастну страсть мою к писанью проклинаю.
Ах! тщетно удержать себя предпринимаю!
И, муз всех разругав и Феба разбраня,
Приходит бешенство маранья на меня;
Мой ум забытый стих нечаянно встречает,
И огнь опять в душе писателя пылает;
Все клятвы позабыв, перо опять найду
И за стихом стиха с терпением я жду.
О! если б я умел мою принудить музу,
Чтоб, тяжких правил всех свалив с себя обузу,
Решилася в стихах искать лишь слов набор
И кстати вклеивать холодный, важный вздор;
Мне легче б было то; и, многим подражая,
Имел бы я слова для всякого случая.
Хваля красавицу - "небесной красоты",
Тотчас бы я нашел - "прелестней солнца ты!"
Начав другой в стихах - "единственна в вселенной!"
А рифма тут и есть - "ты ангел воплощенный!"
И, словом, говоря не к месту в сих стихах
О солнце и луне, о вздохах и слезах,
В творении моем без знанья, без искусства
Я мог бы выказать все Ахалкина чувства
И всех любителей надутых пустяков.
Но разум мой всегда вникает в силу слов,
И без разбору он писать их не решится;
Противно слово мне, некстати коль ложится.
Стих двадцать раз готов с терпеньем начинать,
И, написав шесть слов, из них мараю пять.
Да будет проклят тот, кто впервые решился,
Чтоб ум его в стихе размерном заключился!
Кто выдумал словам границы положить
И с рифмой захотел рассудок согласить!
Без ремесла сего - я жизнью б наслаждался,
Ни зависти людей, ни злобы не боялся,
Смеялся, пил, и ел, и веселился б я,
Как, взяток нахватав, безграмотный судья.
Ночь спал бы хорошо, день встретил без работы,
И сердце бы мое без страсти, без заботы
Умело б положить для гордости конец.
Я знатных бегал бы, не знал бы, где дворец,
И, словом, был бы всех счастливее меж вами!
Но, заразясь, к бедам, проклятыми стихами,
В писатели попал. С того печальна дня
Спокойствие мое оставило меня,
Враждующий мне дух прельстил меня желаньем,
Чтобы прославиться мне правильным писаньем!
С тех пор с пером моим минуты провожу
И за бумагою прикованный сижу;
Сам у себя весь век я находясь в неволе,
Завидую твоей, о Анатольич! доле.
А ты! что на потоп поэму сочинил
И целый книжный ряд стихами затопил,
Ты дару твоему препоны не встречаешь
И месяц каждый нам по тому выставляешь.
Счастливым чту тебя! - Хоть в томах чепуха,
Но рифма на конце есть каждого стиха!
Что ж нужды, что твои творенья осуждают!
Их Глазунов продаст - а глупые читают;
Ты пишешь весело - не мыслишь никогда,
И очищать стихи не дашь себе труда;
Быв новой поражен в писаньи красотою,
Дивишься в нем себе, доволен ты собою.
Но как несчастлив тот, кто хочет сочинять
И строгим правилам свой разум подчинять!
Ум пылкий не терпя ни в чем себе равенства,
Стремится достигать до цели совершенства;
Но несмотря на то, что нравится он всем,
Ошибки видит все в творении своем,
И часто тот, кого свет целый прославляет,
Что был писатель он, забыть навек желает.
Спеши ж, о Снастин! от бед меня спасать,
И научи стихи по-твоему писать;
Когда ж надежды нет, скажи мне без притворства,
Как мне избавиться от страсти стихотворства?

Сергей Никифорович МАРИН (1776-1813)

Mарин Сергей Никифорович(18.01.1776-9.02.1813)-известный русский поэт, политический и военный деятель. Родился в Воронеже, в старинной дворянской семье. Отец-Никифор Михайлович Марин- воронежский вице-губернатор, с 1798г.-назначен губернатором в Новгородскую губернию. Творческое наследие С.Н.Марина включает в себя ок.200 стихотворений, пародийную трагедию,Превращённая Дидона" (по мотивам,Энеиды"Вергилия),и две переводные трагедии с французского- Лонжпьера,Медея"и,Меропа" Вольтера. Марин по праву считается поэтом- сатириком. Однако, кроме сатир, пародий и эпиграмм мы находим у него песни и романсы, дружеские послания и посвящения, мадригалы и экспромты. Служба М.в гвардии, его незаурядный ум, блестящие способности стихотворца открыли ему двери лучших домов и салонов Петербурга. Он становится своим человеком в доме известного мецената, директора петербургских театров А.Л. Нарышкина, в литературном салоне А.Н. Оленина. В числе его друзей такие известные поэты, как Н.И.Гнедич,А.А.Шаховской,К.Н.Батюшков,И.А.Крылов,П.А.Катенин,Д.В.Давыдов,П.А.Вяземский. Среди военных наиболее близкими людьми ему были граф М.С. Воронцов, сын знаменитого полководца А.А.Суворов, полковник Преображенского полка Д.В. Арсеньев. В 1805 г. С.Н.Марин пишет,Преображенский марш",тот самый, с которым русские войска в 1814 г. вступили в Париж. В 1808г. Вместе Г.Р.Державиным,И.А.Крыловым,К.Н.Батюшковым,А.Н.Олениным,А.А.Шаховским С.Н.Марин издаёт в Петербурге журнал,Драматический вестник",где печатает ряд своих стихотворений, а несколько позже переводит трагедию Вольтера,Меропа",которая с успехом ставилась на петербургской сцене со знаменитой Е.С.Семёновой в заглавной роли. В марте 1811 г.в Петербурге открыто литературное общество,Беседа любителей русского слова", куда С.Н.Марин был принят одним из первых. В возрасте14 лет, в 1790 г. Марин зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк, в 1797г. произведён в портупей- прапорщики, но через месяц личным указанием Павла I разжалован в рядовые- однако вскоре им же в звании прапорщика восстановлен.В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. при активном участии С.Н.Марина(он возглавлял в ту ночь отряд преображенцев в карауле дворца) был в результате заговора убит император Павел I. В1805 г. Марин-поручик, участник Аустерлицкого сражения, был тяжело ранен и награждён золотой шпагой,За храбрость".В 1807 г. в чине штабс-капитана и звании флигель-адъютанта был контужен в бою под Фридляндом, отмечен за храбрость орденом св.Владимира 4-й степени и золотой медалью. При заключении Тильзитского мира Марин посылается в Париж с депешей от Александра I к Наполеону. В июле 1809 г. Марин произведён в полковники и прикомандирован к особе принца Георга Ольденбургского, женатого на сестре Александра I. Во время Отечественной войны 1812 г.Марин состоял дежурным генералом при армии П.И. Багратиона. Вскоре после Бородинского сражения С.Н.Марин скончался от ран и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. А.С.Пушкин, С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и другие писатели нередко упоминали Марина- так, в,Войне и мире"Л.Толстого(том III, гл. XXII); популярную песню поэта,Лилу обожаю" Достоевский в несколько изменённом варианте использовал в,Братьях Карамазовых" (,Смердяков с гитарой")и пр. С.Н.Марин имел младших братьев Аполлона Никифоровича и Евгения Никифоровича. Сын Аполлона Никифоровича, Александр Аполлонович Марин, оставил интересные воспоминания о своих встречах с императором Николаем I и государыней императрицей, имевших место летом 1837г. в Петергофе, когда А.А.Марин находился там на манёврах как кадет лейб-гвардии Павловского полка (см./Кадет об Императоре Николае I. Письмо Александра Аполлоновича Марина к отцу А.Н.Марину//Русская Старина,1897,№4,стр.49-51). Наиболее полные издания сочинений С.Н.Марина:
Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005

Марин Сергей Никифорович

Портрет О. Кипренского. масло

САТИРЫ

Какая бы тому, Капнист, была причина,
Что умным мыслит быть последний дурачина?
Что глупый, всех людей судя своим умом,
За глупость их готов отправить в Желтый Дом?
Педант пред прочими ученостью гордится,
Надут латынею, лишь греками божится;
Аристотеля он с доски знав до доски,
Умы все вешает на собственны вески,
И, книги древние своей считая славой,
Уверен, что без них дурак рассудок здравый!
Но щеголь, напротив, не хочет век читать;
Все знание его - о модах рассуждать;
Блаженство ставит в том, живя на белом свете,
Чтоб лихо пронестись четверкою в карете,
Иль, в санках развалясь, резвиться с пристяжной.
Доволен быв своей курчавой головой,
Свое невежество за разум принимает
И всех ученых он с Кутейкиным равняет!
Ханжа, что, ослепив духовного отца,
Мнит, лицемерствуя, обманет и творца;
Пороки кроет он одеждою смиренья
И, грабя ближнего, льет слезы сокрушенья!
Развратный, не имев ни веры, ни стыда,
Помыслить о душе не хочет никогда;
Законом ставит он одни свои забавы
И утверждать готов, что нам не нужны нравы.
Что ад и сатана лишь вздорные слова
И что у набожных пустая голова.
Кто б, словом, ни хотел взять на себя работу,
Чтоб следовать умов различных обороту,
Тот легче б счел людей, что в весну лекаря
На тот отправят свет, леченьем уморя,
Иль тех, которые бездушными судьями
Ощипаны кругом и пущены с сумами.
Чтоб время не терять напрасно в пустяках,
То мысль мою сказать хочу я в двух словах:
Хоть древних мудрецов сей мыслию обижу,
Но мудрости прямой на свете я не вижу.
Все люди с придурью,- и, чтоб решить скорей,
Тем рознятся они, что кто кого глупей.
В дремучем как лесу постигнет тьма ночная,
Блуждают путники, излучин в нем не зная,
И без водителя дороги не найдут,
Одной ошибкою все в разный путь идут;
Так в свете смертные кривой тропинкой ходят
И, заблуждался, толкаются и бродят.
Тот умничает здесь, глупцами ставит нас,
Кто, слыв разумником, глупее всех сто раз,
Хоть странности сии в нем каждый замечает,
Но глупость всяк свою за разум выставляет,
И, разуму сему дав волю над собой,
Он добродетелью порок считает свой.
К числу людей таких льзя множество причислить.
По мне же, тот умен, кто умным быть не мыслит;
Других прощает он, к себе же быв жесток,
Ошибки видит все и судит свой порок.
Но где найтить людей к себе без снисхожденья?
Скупяга, занятый хранением именья,
Всю жизнь у сундуков проводит на часах
И нужды терпит все, зарывшися в мешках;
Но денег собранных не видя он ничтожность,
Дурачество свое берет за осторожность.
Скупого дураком честит с усмешкой мот,
Сам деньгам позабыв и цену он и счет,
Не мыслит, что семью тащит с собою в бедство;
Для прихотей своих отцовское наследство
Спеша скорей прожить, скупает всякий вздор,
Сбирает бронзы он, картины и фарфор;
Иль, вкус свой обратя на новые предметы,
Меняет лошадей, коляски и кареты,
И деньги за окно как сор метать готов.
Скажите ж, кто глупей из этих дураков?
«Они рехнулися»,- игрок мне отвечает,
А сам за картами век целый провождает;
От двойки загнутой ждет участи своей
Иль мыслит получить богатство от костей.
В надежде сей других он судит хладнокровно.
Тут двойку соника,- там падает крепс ровно,
И хладнокровие оставило его.
В отчаяньи не знав святого ничего,
Клянет рождение, несчастную минуту,
Ругает мать, отца, бранит судьбину люту
И в бешенстве себя за волосы дерет!
Связать его скорей, а то он всех прибьет.
Но бросим игрока, уж он наказан роком,
Пусть мучит сам себя за глупость сим пороком,
И на другой предмет мы обратим наш взгляд.
Есть заблуждения, которых тонкий яд
В забвение собой рассудок повергает
И делать глупости неволей заставляет.
В поэты лезет тот, и вот его червяк:
На языке чужом писавши кое-как,
Свет ищет удивить надутыми стихами.
Хотя стихи сии освистаны меж нами,
Но, защищая их противу всех один,
Он мнит, что на Руси в нем воскрешен Расин!
Другой, собрав свои пустые сочиненья,
Над ними надписал: такого-то творенья!
Несет в Гостиный двор, свой напечатав клад,
И с Ломоносовым себя он ставит в ряд.
Но если б сих творцов кто видя заблужденье,
Открыл им жалкое рассудка ослепленье
И ясно б доказал, что весь нелепый вздор,
Что рифмы без ума, что громких слов набор,
Которыми они стихи свои надули,
Не на Парнас их взвел, а вздернул на ходули,-
Они б кляли того, кто ум их просветил
И с заблуждением их счастия лишил.
Какой-то в старину ханжа был болен странно:
Рехнулся он на том, что слышит беспрестанно
Небесна пения приятный, сладкий глас;
Позвали лекаря, как водится у нас,
И ну его лечить.- Случайно иль наукой
Врач, исцеля болезнь, ханжу оставил с скукой,
И требует за труд награды он себе.
«Противно то уму, чтоб заплатить тебе,-
Ханжа, сердясь, сказал,- я все тобой теряю!
Мечту мою прогнав, лишил меня ты раю!»
За дело сердится,- и я согласен в том,
Что часто мы должны считать рассудок злом.
Не он ли средь утех нас ищет опечалить
И, быв всегда жесток, исподтишка ужалить?
Не он ли, всем идя желаньям поперек,
Нам шепчет на ухо, что слабость есть порок?
Но, с смертных думая дурачеств свергнуть бремя.
Как проповедники, рассудок тратит время.
Напрасно ж многие уверить нас хотят,
Что может он страстьми людскими управлять.
Что может довести он нас до совершенства
И льзя достигнуть с ним в сей жизни до блаженства
Я, мысль сию хваля, в печать готов отдать;
Но прежде мнение мое хочу сказать,
Когда позволено судить о сем предмете:
Нередко кто глупей, тот счастливей на свете!

Любимец нежных муз, питомец Аполлона,
Блюститель истинный парнасского закона.
Что ясно видим мы в творениях твоих,
В которых мыслию отличен каждый стих.
Хотя за ними ты не мучишься, не ходишь,
Скажи, о Дмитриев! где рифмы ты находишь?
Как можешь без труда приятно так писать
И мысли с легкостью столь ясно выражать?
Читав твои стихи, всяк должен согласиться,
Что рифма под перо сама собой ложится.
Не так, как у меня,- который за грехи
Судьбою осужден марать весь век стихи!
В сем трудном ремесле мой разум убивая,
За рифмами гонясь, от смысла убегая,
Терзаюсь, мучуся, бумагу я деру,
Но нужного стиха никак не приберу.
Коль ненавистника хочу назвать пороков,
Мне ум твердит Княжнин, а в стих идет Сумброков.
Когда ж с Омиром я сравнить кого готов,
Херасков на уме, а под пером Графов.
И сколько наконец ни мучусь, ни терзаюсь,
А с рифмою моей никак не повстречаюсь.
Досадуя решусь, себя чтоб не томить,
Стихи и рифмы все навеки позабыть;
Несчастну страсть мою к писанью проклинаю.
Ах! тщетно удержать себя предпринимаю!
И, муз всех разругав и Феба разбраня,
Приходит бешенство маранья на меня;
Мой ум забытый стих нечаянно встречает,
И огнь опять в душе писателя пылает;
Все клятвы позабыв, перо опять найду
И за стихом стиха с терпением я жду.
О! если б я умел мою принудить музу,
Чтоб, тяжких правил всех свалив с себя обузу,
Решилася в стихах искать лишь слов набор
И кстати вклеивать холодный, важный вздор;
Мне легче б было то; и, многим подражая,
Имел бы я слова для всякого случая.
Хваля красавицу - «небесной красоты»,
Тотчас бы я нашел - «прелестней солнца ты!»
Начав другой в стихах - «единственна в вселенной!»
А рифма тут и есть - «ты ангел воплощенный!»
И, словом, говоря не к месту в сих стихах
О солнце и луне, о вздохах и слезах,
В творении моем без знанья, без искусства
Я мог бы выказать все Ахалкина чувства
И всех любителей надутых пустяков.
Но разум мой всегда вникает в силу слов,
И без разбору он писать их не решится;
Противно слово мне, некстати коль ложится.
Стих двадцать раз готов с терпеньем начинать,
И, написав шесть слов, из них мараю пять.
Да будет проклят тот, кто впервые решился,
Чтоб ум его в стихе размерном заключился!
Кто выдумал словам границы положить
И с рифмой захотел рассудок согласить!
Без ремесла сего - я жизнью б наслаждался,
Ни зависти людей, ни злобы не боялся,
Смеялся, пил, и ел, и веселился б я,
Как, взяток нахватав, безграмотный судья.
Ночь спал бы хорошо, день встретил без работы,
И сердце бы мое без страсти, без заботы
Умело б положить для гордости конец.
Я знатных бегал бы, не знал бы, где дворец,
И, словом, был бы всех счастливее меж вами!
Но, заразясь, к бедам, проклятыми стихами,
В писатели попал. С того печальна дня
Спокойствие мое оставило меня,
Враждующий мне дух прельстил меня желаньем,
Чтобы прославиться мне правильным писаньем!
С тех пор с пером моим минуты провожу
И за бумагою прикованный сижу;
Сам у себя весь век я находясь в неволе,
Завидую твоей, о Патрикеич! доле.
А ты! что на потоп поэму сочинил
И целый книжный ряд стихами затопил,
Ты дару твоему препоны не встречаешь
И месяц каждый нам по тому выставляешь.
Счастливым чту тебя! - Хоть в томах чепуха,
Но рифма на конце есть каждого стиха!
Что ж нужды, что твои творенья осуждают!
Их Глазунов продаст - а глупые читают;
Ты пишешь весело - не мыслишь никогда,
И очищать стихи не дашь себе труда;
Быв новой поражен в писаньи красотою,
Дивишься в нем себе, доволен ты собою.
Но как несчастлив тот, кто хочет сочинять
И строгим правилам свой разум подчинять!
Ум пылкий не терпя ни в чем себе равенства,
Стремится достигать до цели совершенства;
Но несмотря на то, что нравится он всем,
Ошибки видит все в творении своем,
И часто тот, кого свет целый прославляет,
Что был писатель он, забыть навек желает.
Спеши ж, о Дмитриев! от бед меня спасать,
И научи стихи по-твоему писать;
Когда ж надежды нет, скажи мне без притворства,
Как мне избавиться от страсти стихотворства?

Двенадцать поэтов 1812 года Шеваров Дмитрий Геннадьевич

ЧАСТЬ ДВЕНАДЦАТАЯ ПОЛКОВНИК МАРИН (Сергей Никифорович Марин. 1776–1813)

ЧАСТЬ ДВЕНАДЦАТАЯ

ПОЛКОВНИК МАРИН

(Сергей Никифорович Марин. 1776–1813)

Глава первая

Как мы ни радуйся, а все похожи мы на дворню, которая в лакейской поет и поздравляет барина с имянинами… Одни песни 12-го года могли быть несколько на иной лад…

П. А. Вяземский. Старая записная книжка

Пророческий марш. - «Высоцкий Двенадцатого года». - Марины из Сан-Марино. - Комета. - Злополучный шарф

19 марта 1814 года Париж впервые услышал «Преображенский марш» - русская армия входила в столицу Франции. Наши солдаты лихо распевали пророческие слова, написанные еще в 1805 году:

Пойдем, братцы, за границу

Бить Отечества врагов;

Вспомним матушку царицу,

Вспомним, век ее каков!

Славный век Екатерины

Нам напомнит каждый шаг,

Те поля, ручьи, долины,

Где бежал от русских враг!

Там, Румянцев где сражался,

Там, Суворов где разил,

Каждый воин отличался,

Путь ко славе находил;

Каждый воин дух геройский

Среди мест сих доказал,

И как славны наши войска,

Целый свет об этом знал.

Между славными местами

Устремимся дружно в бой!

С лошадиными хвостами

Побежит француз домой.

За французом мы дорогу

И к Парижу будем знать,

Зададим ему тревогу,

Как столицу будем брать…

Поэту было тридцать семь лет.

С кем сравнить Сергея Марина в близком нам времени? Наверное, с Владимиром Высоцким. Веселые и хлесткие сатирические стихи Марина, как и песни Высоцкого, жили вне официальной литературы и при этом были невероятно популярны. Марин нигде не публиковался, но его стихи знало буквально всё офицерство, весь генералитет, его остроты повторяли министры, его человеческие достоинства ценил Александр I.

Как и в песнях Высоцкого, в стихах Марина было яркое мужское начало. Это была поэзия бесстрашная, а порой и бесшабашная.

В армии служили несколько поколений Мариных - с тех самых пор, как в начале XVI века из княжества Сан-Марино перешел на русскую службу некий Паоло Гедруант. Выговорить сложную фамилию выходца из Сан-Марино никто толком не мог, так и появился в России род Мариных.

Ударение в фамилии Мари?н - на последнем слоге. Говорят, что Сергей Никифорович при перекличках на вахтпарадах даже не откликался, если его фамилию выкрикивали неправильно.

Родился Марин в Воронеже. В 1790 году отец отвез четырнадцатилетнего Сергея в Петербург и определил его в лейб-гвардии Преображенский полк, под начало капитана Федора Николаевича Петрово-Соловово - одного из самых образованных офицеров этого славного полка.

Сергей Никифорович Марин стал легендой задолго до 1812 года. Для многих современников он был в некотором роде исторической фигурой: молва приписывала ему участие в заговоре против Павла I. Некоторые утверждали, что Павел был задушен серебряным шарфом, который убийцы взяли у подпоручика Марина.

Еще рассказывали, что в ряды заговорщиков его привела обида на императора. В 1797 году на параде у Зимнего дворца Марин нес знамя своего Преображенского полка и сбился с ноги. По личному указанию самодержца знаменосец был разжалован в рядовые и посажен на гауптвахту.

Так это было или нет, но тень трагедии, случившейся в Михайловском замке в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, тянулась за Мариным до конца жизни. Он стал частью мифологии и, судя по тому, что не опровергал слухи о своем участии в заговоре, эта сомнительная слава его до определенных пор устраивала. Возможно, доживи Сергей Никифорович до того возраста, когда люди пишут воспоминания, мы бы узнали из них правду. Но он ушел рано, и мы вынуждены лишь догадываться о том, как все было на самом деле…

Когда летом 1811 года он наезжал в Москву, встречи с ним искали не только молодые офицеры, знавшие наизусть его стихи, но и завсегдатаи литературных гостиных. Константин Батюшков сообщал Гнедичу о встрече с Мариным как о важном событии. «В Москве был Марин, стихотворец-офицер, который читал нам: 1-е) сатиру, 2-е) сатиру, 3-е) „Меропу“ , 4-е) послания. Я с ним ужинал часто у Вяземского. Он не пьет шампанского, а пишет стихи…»

А познакомились Марин и Батюшков, очевидно, еще весной в Петербурге. Вместе они участвовали в издании «Драматического вестника». 14 марта 1811 года на торжественном открытии «Беседы любителей русского слова» Марин был торжественно принят в члены нового общества.

Кажется странным, почему в своем письме Гнедичу Батюшков отмечает такую малозначительную деталь: Марин не пьет шампанского. Просто Батюшков, как, очевидно, и Гнедич, помнил ранние стихи Марина:

Шампанское - и дай мне руку!

Вели стаканы нам налить.

Забудем горести и скуку

И станем мы любить и пить…

Как знакома нам эта гусарская интонация! Где же мы ее слышали? Конечно, у Дениса Давыдова в его знаменитом «Гусарском пире»:

Ради бога, трубку дай!

Ставь бутылки перед нами!

Всех наездников сзывай

С закрученными усами…

От начала до конца это стихотворение Давыдова - подражание Сергею Марину. Именно Марин одним из первых оценил талант корнета Давыдова и всячески способствовал распространению его стихов в списках. 27 октября 1803 года Сергей Марин писал графу Михаилу Воронцову, служившему в Грузии: «Давыдов кавалергардский написал две басни, которые я к тебе отправлю с первым курьером, ибо иначе послать их невозможно…»

Но вот загадка: Давыдова помнят, он - один из символов эпохи 1812 года, а о Марине мало кто слышал.

Возможно, одна из причин в том, что Денис Васильевич Давыдов невольно затмил в сознании потомков своего старшего литературного собрата. К тому же Марин не издал при жизни ни одного сборника, да и вообще не заботился о том, чтобы его произведения стали известны потомкам. Он хорошо знал цену ратной славе, а вот к славе на Парнасе был, судя по всему, равнодушен.

И все-таки слава у него была - короткая, как свечение кометы, явившейся на небе в канун войны 1812 года . Во всяком случае, по времени они почти совпали - комета и зенит славы Сергея Марина (европейские астрономы наблюдали комету с конца августа 1811 года по начало января 1812-го).

Из книги Тайный советник вождя [Л/Ф] автора Успенский Владимир Дмитриевич

ЧАСТЬ ДВЕНАДЦАТАЯ 1Развязка приближалась. Этого, разумеется, не могли не понимать руководители «Третьего рейха» и сам Гитлер. Он продолжал прокрикивать свои взвинченные сверхэмоциональные речи, стремясь вдохновить немцев обещанием предстоящих побед, суля достижение

Из книги Бермудский треугольник и другие загадки морей и океанов автора Конев Виктор

«Марин Салфер Куин» 2 февраля 1963 года из Бомонта (штат Техас) вышло грузовое судно «Марин Салфер Куин» с экипажем из 39 человек. Оно направлялось в порт Норфолк (штат Виргиния), но туда так и не прибыло. Его груз - расплавленная сера при температуре выше 100 °C - размещался в

Из книги КГБ. Председатели органов госбезопасности. Рассекреченные судьбы автора Млечин Леонид Михайлович

Глава 10 СЕРГЕЙ НИКИФОРОВИЧ КРУГЛОВ Академик Андрей Дмитриевич Сахаров вспоминает, что в один из летних дней 1953 года обитатели секретного объекта, на котором создавалось ядерное орудие, увидели, что табличка с надписью «Улица Берии» снята. На ее место повесили картонку с

Из книги Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года автора Ивченко Лидия Леонидовна

Из книги Советский порядок автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Сергей Кара-Мурза. Сергей Аксёненко СОВЕТСКИЙ

Из книги Россия и Япония: стравить! автора Кремлев Сергей

Об авторе. Сергей Кремлёв (Сергей Тарасович Брезкун) Украинец. Родился 7 октября 1951 года в Днепропетровске в семье инженера-железнодорожника.Окончил среднюю школу имени А.С. Пушкина в Керчи и двигателестроительный факультет Харьковского ордена Ленина авиационного

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Стефан VIII, папа, 939 г. - Альберик подавляет восстание. - Марин II, папа, 942 г. - Новая осада Рима Гуго. - Низвержение Гуго Беренгаром Иврийским. - Лотарь, король Италии. - Мир между Гуго и Альбериком. - Агапит II, папа, 946 г. - Смерть Лотаря. - Беренгар, король Италии, 950 г. -

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Степаненко Иван Никифорович Свое боевое крещение сержант И. Степаненко принял в январе 42-го, вскоре после перевооружения на «Харрикейн». На этой громоздкой английской машине 15 июня он одержал свою первую победу, уничтожив Ю-87. В августе, сбив Ме-109, сам попал под удар, был

Из книги Секреты балтийского подплава автора Стрижак Олег

Часть двенадцатая Один из читателей "Вечернего Петербурга" (я благодарю читателей "Вечёрки", моряков и не моряков, за поддержку этого моего труда), моряк, бывший командир соединения подводных лодок, говорит в письме ко мне: "...восхищен Вашей дерзостью поднять пласт событий,

автора

ЧАСТЬ ВТОРАЯ МАЙОР КАЙСАРОВ (Андрей Сергеевич Кайсаров. 1782–1813) …Нежное сердце досталось ему. С сердцем веселым, с лирой в руках, В дальних скитался, чуждых странах, Пел он беспечность, дружбу и мир. Видел разврат, пороки видал, Злобу, измену, все испытал!.. Андрей Кайсаров

Из книги Двенадцать поэтов 1812 года автора Шеваров Дмитрий Геннадьевич

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ГВАРДИИ ПОРУЧИК ЧИЧЕРИН (Александр Васильевич Чичерин. 1793–1813) Эти люди, это время, казалось, были от меня и современников моих так уже далеко… но вместе с тем, я ощущал непостижимую внутреннюю связь сердца с этой эпохой и с этими отошедшими в вечность

Из книги Двенадцать поэтов 1812 года автора Шеваров Дмитрий Геннадьевич

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ ПЕРВЫЙ РАТНИК ГЛИНКА (Сергей Николаевич Глинка.

Из книги Двенадцать поэтов 1812 года автора Шеваров Дмитрий Геннадьевич

ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ ГВАРДИИ ПОЛКОВНИК ПЕТИН (Иван Александрович Петин. 1788–1813) Глава первая Не видишь ли Петина? Вот добрый друг! К. Н. Батюшков - Н. И. Гнедичу, декабрь 1810 г. Первое впечатление. - Родители. - Пансион. - Знакомство с Батюшковым. - Первое ранение. - Поход в

Из книги Двенадцать поэтов 1812 года автора Шеваров Дмитрий Геннадьевич

Сергей Марин К друзьям Нет! полно, не хочу мечтою я прельщаться, Что дружба в свете есть надеждою питаться. Мой дух тем утешать не стану боле я; Уже не веря вам, приятели, друзья; Которых всякий день в собраниях встречаю, Которых я любил - теперь, друзья, вас знаю! И чувство

Из книги Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья автора Коллектив авторов

ЧАСТЬ II ЛЮДИ ЛЕСНОГО Сергей Евгеньевич Глезеров

, военный и государственный деятель , драматург

Награды:

Князь Багратион 19 августа 1812 года представил Марина к награждению орденом Святого Владимира 3-й степени. Из-за волокиты военных чиновников С. Н. Марин так и не дождался этой награды. На рапорте Багратиона имеется пометка наградного отделения: «По случаю кончины Марина остаётся без движения» (посмертно тогда не награждали). На портрете Сергей Никифорович изображён с орденом Святого Владимира 4-й степени и золотой медалью «Земскому войску» 1807 года на георгиевской ленте.

Творчество

Творческое наследие С. Н. Марина включает в себя около 200 стихотворений, пародийную трагедию «Превращённая Дидона» (по мотивам «Энеиды» Вергилия) и две переводные трагедии с французского - «Медея» Лонжпьера и «Меропа» Вольтера . Марин по праву считается выдающимся поэтом-сатириком; его произведения практически не печатались, однако, его сатирические стихотворения , пародии и эпиграммы пользовались успехом и широко расходились в списках. Кроме того, творчество Марина включает в себя песни и романсы , дружеские послания и посвящения, мадригалы и экспромты .

Служба Марина в гвардии, его незаурядный ум, блестящие способности стихотворца открыли ему двери лучших домов и салонов Санкт-Петербурга . Он становится своим человеком в доме известного мецената, директора петербургских театров А. Л. Нарышкина, в литературном салоне А. Н. Оленина . В числе его друзей такие известные поэты, как Н. И. Гнедич , А. А. Шаховской , К. Н. Батюшков , И. А. Крылов , П. А. Катенин , Д. В. Давыдов , П. А. Вяземский . Среди военных наиболее близкими людьми ему были граф М. С. Воронцов , сын знаменитого полководца А. А. Суворов, полковник Преображенского полка Д. В. Арсеньев . В 1805 году С. Н. Марин пишет «Преображенский марш» - тот самый, с которым русские войска в 1814 году вступали в Париж.

О влиянии творчества С. Н. Марина на развитие русской устной речи, «кружковых диалектов» и т. н. «гвардейского языка» писал в своей работе «К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи» (1979) крупнейший советский литературовед-пушкинист Ю. М. Лотман (см. Ю. М. Лотман «Пушкин. Статьи и заметки», Москва, Вагриус, 2008 (стр. 410, 414) .

Сочинения

Наиболее полные издания сочинений С. Н. Марина:

  • Марин С. Н. Стихотворения в «Трудах Воронежской учёной архивной комиссии», 1904 г.
  • Марин С. Н. Полное собрание сочинений. - М., 1948. (Серия «ЛЕТОПИСИ ГОС. ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ»).
  • Марин С. Н., Милонов М. В. Стихотворения. Драматические произведения. Сцены и отрывки. Письма. - Воронеж: Центр.-Черноземное кн. изд-во, 1983. - 327 с. (Серия «Отчий край»)

Напишите отзыв о статье "Марин, Сергей Никифорович"

Примечания

Литература

Ссылки

  • (рус.) . Проверено 6 января 2010. .
  • (рус.) . Проверено 6 января 2010. .
  • (рус.) . Проверено 6 января 2010. .
  • (рус.) . Проверено 6 января 2010.

Отрывок, характеризующий Марин, Сергей Никифорович

– Oh, ce serait une perte terrible. C"est une femme ravissante. [О, это была бы большая потеря. Такая прелестная женщина.]
– Vous parlez de la pauvre comtesse, – сказала, подходя, Анна Павловна. – J"ai envoye savoir de ses nouvelles. On m"a dit qu"elle allait un peu mieux. Oh, sans doute, c"est la plus charmante femme du monde, – сказала Анна Павловна с улыбкой над своей восторженностью. – Nous appartenons a des camps differents, mais cela ne m"empeche pas de l"estimer, comme elle le merite. Elle est bien malheureuse, [Вы говорите про бедную графиню… Я посылала узнавать о ее здоровье. Мне сказали, что ей немного лучше. О, без сомнения, это прелестнейшая женщина в мире. Мы принадлежим к различным лагерям, но это не мешает мне уважать ее по ее заслугам. Она так несчастна.] – прибавила Анна Павловна.
Полагая, что этими словами Анна Павловна слегка приподнимала завесу тайны над болезнью графини, один неосторожный молодой человек позволил себе выразить удивление в том, что не призваны известные врачи, а лечит графиню шарлатан, который может дать опасные средства.
– Vos informations peuvent etre meilleures que les miennes, – вдруг ядовито напустилась Анна Павловна на неопытного молодого человека. – Mais je sais de bonne source que ce medecin est un homme tres savant et tres habile. C"est le medecin intime de la Reine d"Espagne. [Ваши известия могут быть вернее моих… но я из хороших источников знаю, что этот доктор очень ученый и искусный человек. Это лейб медик королевы испанской.] – И таким образом уничтожив молодого человека, Анна Павловна обратилась к Билибину, который в другом кружке, подобрав кожу и, видимо, сбираясь распустить ее, чтобы сказать un mot, говорил об австрийцах.
– Je trouve que c"est charmant! [Я нахожу, что это прелестно!] – говорил он про дипломатическую бумагу, при которой отосланы были в Вену австрийские знамена, взятые Витгенштейном, le heros de Petropol [героем Петрополя] (как его называли в Петербурге).
– Как, как это? – обратилась к нему Анна Павловна, возбуждая молчание для услышания mot, которое она уже знала.
И Билибин повторил следующие подлинные слова дипломатической депеши, им составленной:
– L"Empereur renvoie les drapeaux Autrichiens, – сказал Билибин, – drapeaux amis et egares qu"il a trouve hors de la route, [Император отсылает австрийские знамена, дружеские и заблудшиеся знамена, которые он нашел вне настоящей дороги.] – докончил Билибин, распуская кожу.
– Charmant, charmant, [Прелестно, прелестно,] – сказал князь Василий.
– C"est la route de Varsovie peut etre, [Это варшавская дорога, может быть.] – громко и неожиданно сказал князь Ипполит. Все оглянулись на него, не понимая того, что он хотел сказать этим. Князь Ипполит тоже с веселым удивлением оглядывался вокруг себя. Он так же, как и другие, не понимал того, что значили сказанные им слова. Он во время своей дипломатической карьеры не раз замечал, что таким образом сказанные вдруг слова оказывались очень остроумны, и он на всякий случай сказал эти слова, первые пришедшие ему на язык. «Может, выйдет очень хорошо, – думал он, – а ежели не выйдет, они там сумеют это устроить». Действительно, в то время как воцарилось неловкое молчание, вошло то недостаточно патриотическое лицо, которого ждала для обращения Анна Павловна, и она, улыбаясь и погрозив пальцем Ипполиту, пригласила князя Василия к столу, и, поднося ему две свечи и рукопись, попросила его начать. Все замолкло.
– Всемилостивейший государь император! – строго провозгласил князь Василий и оглянул публику, как будто спрашивая, не имеет ли кто сказать что нибудь против этого. Но никто ничего не сказал. – «Первопрестольный град Москва, Новый Иерусалим, приемлет Христа своего, – вдруг ударил он на слове своего, – яко мать во объятия усердных сынов своих, и сквозь возникающую мглу, провидя блистательную славу твоея державы, поет в восторге: «Осанна, благословен грядый!» – Князь Василий плачущим голосом произнес эти последние слова.
Билибин рассматривал внимательно свои ногти, и многие, видимо, робели, как бы спрашивая, в чем же они виноваты? Анна Павловна шепотом повторяла уже вперед, как старушка молитву причастия: «Пусть дерзкий и наглый Голиаф…» – прошептала она.
Князь Василий продолжал:
– «Пусть дерзкий и наглый Голиаф от пределов Франции обносит на краях России смертоносные ужасы; кроткая вера, сия праща российского Давида, сразит внезапно главу кровожаждущей его гордыни. Се образ преподобного Сергия, древнего ревнителя о благе нашего отечества, приносится вашему императорскому величеству. Болезную, что слабеющие мои силы препятствуют мне насладиться любезнейшим вашим лицезрением. Теплые воссылаю к небесам молитвы, да всесильный возвеличит род правых и исполнит во благих желания вашего величества».
– Quelle force! Quel style! [Какая сила! Какой слог!] – послышались похвалы чтецу и сочинителю. Воодушевленные этой речью, гости Анны Павловны долго еще говорили о положении отечества и делали различные предположения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано.
– Vous verrez, [Вы увидите.] – сказала Анна Павловна, – что завтра, в день рождения государя, мы получим известие. У меня есть хорошее предчувствие.

Предчувствие Анны Павловны действительно оправдалось. На другой день, во время молебствия во дворце по случаю дня рождения государя, князь Волконский был вызван из церкви и получил конверт от князя Кутузова. Это было донесение Кутузова, писанное в день сражения из Татариновой. Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. Стало быть, это была победа. И тотчас же, не выходя из храма, была воздана творцу благодарность за его помощь и за победу.
Предчувствие Анны Павловны оправдалось, и в городе все утро царствовало радостно праздничное настроение духа. Все признавали победу совершенною, и некоторые уже говорили о пленении самого Наполеона, о низложении его и избрании новой главы для Франции.
Вдали от дела и среди условий придворной жизни весьма трудно, чтобы события отражались во всей их полноте и силе. Невольно события общие группируются около одного какого нибудь частного случая. Так теперь главная радость придворных заключалась столько же в том, что мы победили, сколько и в том, что известие об этой победе пришлось именно в день рождения государя. Это было как удавшийся сюрприз. В известии Кутузова сказано было тоже о потерях русских, и в числе их названы Тучков, Багратион, Кутайсов. Тоже и печальная сторона события невольно в здешнем, петербургском мире сгруппировалась около одного события – смерти Кутайсова. Его все знали, государь любил его, он был молод и интересен. В этот день все встречались с словами:
– Как удивительно случилось. В самый молебен. А какая потеря Кутайсов! Ах, как жаль!
– Что я вам говорил про Кутузова? – говорил теперь князь Василий с гордостью пророка. – Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона.
Но на другой день не получалось известия из армии, и общий голос стал тревожен. Придворные страдали за страдания неизвестности, в которой находился государь.
– Каково положение государя! – говорили придворные и уже не превозносили, как третьего дня, а теперь осуждали Кутузова, бывшего причиной беспокойства государя. Князь Василий в этот день уже не хвастался более своим protege Кутузовым, а хранил молчание, когда речь заходила о главнокомандующем. Кроме того, к вечеру этого дня как будто все соединилось для того, чтобы повергнуть в тревогу и беспокойство петербургских жителей: присоединилась еще одна страшная новость. Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale [грудной ангины], но в интимных кружках рассказывали подробности о том, как le medecin intime de la Reine d"Espagne [лейб медик королевы испанской] предписал Элен небольшие дозы какого то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь. Рассказывали, что князь Василий и старый граф взялись было за итальянца; но итальянец показал такие записки от несчастной покойницы, что его тотчас же отпустили.
Общий разговор сосредоточился около трех печальных событий: неизвестности государя, погибели Кутайсова и смерти Элен.
На третий день после донесения Кутузова в Петербург приехал помещик из Москвы, и по всему городу распространилось известие о сдаче Москвы французам. Это было ужасно! Каково было положение государя! Кутузов был изменник, и князь Василий во время visites de condoleance [визитов соболезнования] по случаю смерти его дочери, которые ему делали, говорил о прежде восхваляемом им Кутузове (ему простительно было в печали забыть то, что он говорил прежде), он говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика.
– Я удивляюсь только, как можно было поручить такому человеку судьбу России.
Пока известие это было еще неофициально, в нем можно было еще сомневаться, но на другой день пришло от графа Растопчина следующее донесение:
«Адъютант князя Кутузова привез мне письмо, в коем он требует от меня полицейских офицеров для сопровождения армии на Рязанскую дорогу. Он говорит, что с сожалением оставляет Москву. Государь! поступок Кутузова решает жребий столицы и Вашей империи. Россия содрогнется, узнав об уступлении города, где сосредоточивается величие России, где прах Ваших предков. Я последую за армией. Я все вывез, мне остается плакать об участи моего отечества».



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...