Метафоры в песне о вещем олеге. Урок литературы

Прошу помогите!Ответьте на вопросы по литературе 6 класс!Баллада Песнь о вещем Олеге.

1.Каким изображает Пушкин кудесника?Какие эпитеты выражают авторское отношение к нему?Чем,отличается "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина от летописного сказания?
2.Прочитайте в лицах диалог Олега и кудесника.Подумайте как передать уверенность Олега в своей силе и власти и гордость,достоинство,звучащие в ответе кудесника.
3.Какие описания герои отдельные слова баллады помогают читателю проникнутся духом далёкой старины "увидеть" наших предков?

Песнь о вещем Олеге: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам; С дружиной

своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из тёмного леса, навстречу ему, Идёт вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. “Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня”. “Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава - отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего”. Олег усмехнулся - однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся - да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром, В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите”. И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни “А где мой товарищ? - промолвил Олег.- Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легок его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?” И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: “Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня”. И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят - на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!” Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. 1). Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя?, сравните тексты баллады и летописи. , в чем вы видите разницу и что в них общего? 2). Как раскрываются отношения" могучего владыки" и " мудрого старца" в них диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? помогите пожалуйста

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землёю?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмёшь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда:
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твоё позлащенное стремя.
Прощай, утешайся – да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне весёлом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

«А где мой товарищ? – промолвил Олег. -
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?
Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твоё предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят – на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мёртвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Запиши, чем поразила тебя эта история.

Урок 18 А. С. ПУШКИН. «ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

02.02.2012 31482 2296

Урок 18 А. С. Пушкин. «Песнь о вещем олеге»

Цел и: представить исторический комментарий к балладе поэта; совершенствовать навыки анализа литературного текста, умение характеризовать героев по их речи, поступкам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка работ учащихс я (по отрывку из поэмы «Полтава»), комментарии учащихся и учителя, оценка.

2. Индивидуальное задани е: сообщение учащегося, сопровождаемое показом иллюстраций, фотографий памятников Петру I.

3. Работа по карточка м.

Карточка 1.

1) К какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой? (Поэма – один из жанров лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемому, как в лирике.)

2) Как поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме «Медный всадник»? Какие художественные средства он использует? (Свое отношение к Петербургу поэт выражает словом «люблю» и называет, что ему дорого в северной столице. Кроме того, свою любовь, восхищение Пушкин передает торжественным словом, используя эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы.

Эпитеты: строгий, стройный (вид); державное (теченье); (оград) узор чугунный; прозрачный (сумрак), (блеск) безлунный; пустынных (улиц) и т. п.

Сравнения: и перед младшею сострою / Померкла старая Москва, / Как перед новою царицей / Порфироносная вдова; Девичьи слезы, ярче роз; Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо, как Россия…

Гипербола:

к орабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся.

Кроме того, поэт использует описательные выражения: Петербург – град Петров, Петра творенье; финский рыболов – печальный пасынок природы; парад – воинственная живость потешных Марсовых полей и т. п.)

Карточка 2.

1) Образ какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?

2) О каких деяниях упоминался в данных строчках? Откуда они?

Кто неподвижно возвышался

Во мраке медною главой,

Того чьей волей роковой

Над морем город основался…

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта?

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

(Героем обеих поэм является русский царь Петр I, или, как его еще называют, Петр Великий. Отрывок взят из поэмы «Медный всадник», речь идет о знаменитом памятнике Петру I. Адресуясь к статуе, поэт перечисляет дела и качества реального героя: основание им новой столицы, Петербурга, переустройство государства, новая экономическая, военная, просветительная политика) (Россию поднял на дыбы), сила, воля, ум гениального правителя сочетаются с жестокостью, ненавистью ко всему, мешающему на пути преобразования, поэтому «ужасен» Петр.)

Карточка 3.

Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник». (Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их свойства или по контрасту.

В данном отрывке из поэмы «Медный всадник» немало метафор: задумчивых ночей, спящие громады, золотые небеса (сходство цвета), заря спешит, бег санок, говор балов, шипенье бокалов, Россия торжествует (победу) и т. п.

Олицетворения тоже относятся к метафорам.)

Карточка 4.

Попробуйте, используя отрывки, посвященные Петру I, нарисовать его портрет. (Петр обязательно представляется поэтом в движении: либо он стремительно идет, либо скачет на коне. Царь Петр высокого роста, на голову возвышается над свитой. В лице главное – глаза. Они сияют торжеством, радостью или гневом. У него высокий лоб – «чело». Многие мысли, новые проекты занимают царя, поэтому на «челе» – дума, выражение лица сосредоточено. Еще у него быстро меняется настроение. Пушкин отметил противоречивость Петра. Петр у него «ужасен» и «прекрасен» одновременно.)

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя .

На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что а. с. Пушкин живо интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени (в этом мы уже убедились), интересовался и далеким прошлым славян и неоднократно перечитывал старинную летопись, называющуюся «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором.

Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника (предсказатели, прорицатели, колдуны, волшебники, волхвы) киевскому князю Олегу, победителю хазар (кочевого народа, совершавшего набеги на русские земли) и Византийской империи, овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Царицынградом) и в знак победы на воротах прибил свой щит. Об этом великом воине-победителе поведал нам А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге». Название произведения нередко многое сообщает читателю. Слово «п еснь» указывает на связь ее с народным героическим эпосом. Но это не былина, а баллада, где ведущую роль играет диалог кудесника с князем.

В «Песне…» есть вступление, где говорится о князе Олеге, едущем по полю, основная часть, в которой происходит действие, и концовка, повествующая о наследниках князя и его дружине.

2. Работа с учебником.

Чтение «Песни…».

3. Беседа по вопросам.

– Что поведал кудесник о жизни князя? («…п рославлено имя», «щит на вратах «Цареграда», «волны и суша покорны», «завидует недруг».)

– Что предсказал кудесник князю? («…с мерть от коня своего».)

– Каковы отношения «могучего владыки» и мудрого старца? (Олег властен, снисходителен («любого возьмешь ты коня), недоверчив («усмехнулся»), кудесник – спокоен, смел, горд («волхвы не боятся», «дар им не нужен».)

– Какой взгляд Пушкина на поэта и поэзию выразил кудесник в ответе князю?

(«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен».

Вещий – мудрый, предсказывающий. Поэт независим, неподкупен, по мнению Пушкина, творит по велению Бога и сердца.)

– Что чувствует князь, прощаясь с конем? (Ему грустно, жаль расставаться с верным товарищем, который не раз выносил его с поля брани живым и невредимым.)

– Какой эпизод «Песни…» изображен на рисунке в учебнике? (С. 83.)

4. Чтение летопис и.

– Есть ли различие между летописью и «Песнью…»? (В «Песне…» рас-ставание с конем после предсказания, в летописи – до него.)

5. Словарная работ а.

– Назвать в «Песне…» лексику высокого стиля, устаревшие слова. (Сбирается, обрёк, грядущего, вещий, отрада, вратах, ведаешь, тризна, секира, чело.)

Выво д. Мы уже с вами говорили о независимости поэзии и о духовной свободе поэта от мирской власти царей. Но поэт должен быть патриотом своей страны и использовать свободу в «ее интересах».

IV. Подведение итогов урока.

– Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песнь о вещем Олеге».

– Какой из этих текстов лучше пересказать; какой – инсценировать или прочитать по ролям?

– Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов: иллюстрации, памятники, портреты героев?

Домашнее задание: подготовить балладу к выразительному чтению (задание 2, с. 86 в учебнике), выполнить задание 3, с. 86 в учебнике; для умеющих рисовать – подготовить сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней (работа в группах).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Литературное наследие – один из способов, благодаря которым русский человек может прикоснуться к культуре и традициям собственного народа. Именно поэтому в статье будет представлен анализ «Песни о Вещем Олеге». Это произведение, созданное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году в русле художественной обработки исторического материала.

«Песнь о Вещем Олеге»: анализ произведения с точки зрения авторской концепции

Реальные исторические события, к которым обратился в собственной балладе Пушкин, неоднократно служили материалом для художественной трансформации. Не менее известным произведением после «Песни…» Александра Сергеевича является дума Кондратия Рылеева «Олег Вещий». В ней за основу сюжета также взят один из эпизодов жизни реально существовавшего князя из династии Рюриковичей – Олега. Однако акцент здесь сделан на ином, нежели у Пушкина. Будучи горячим приверженцем декабризма, Рылеев взял в качестве главной сюжетной линии легендарный поход Олега на Константинополь, столицу Византии, чтобы отразить воинственный, геройский дух, издавна присущий русскому человеку, и пробудить в своих соотечественниках патриотизм, необходимый для борьбы с тиранией.

Что же показывает анализ песни о «Вещем Олеге»? Пушкин рисует совершенно иную картину. Автор делает упор на описании предсказания волхва и дальнейших событий, когда пророчество сбывается, и князь действительно принимает смерть от коня. В черепе почившего боевого товарища оказывается змея, которая предательски выползает и кусает Рюриковича. Казалось бы, что скрывается в этом непримечательном эпизоде кончины, пусть и не совсем обычной, и зачем посвящать этому целую балладу? На самом деле задумка автора чрезвычайно глубока: на широком фоне исторической действительности и жизни русского народа он изобразил князя как человека с присущими ему слабостями и страстями, не способного противостоять предписанной свыше судьбе и роковой предопределенности. Таким образом, мотивы баллады как бы разворачиваются в вечность и восходят к абсолютно новому пределу.

Поэтическая форма: ритмика, рифмовка и размер

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» позволяет установить, что произведение написано строфикой, характерной для романтического периода творчества поэта. Это чередующийся четырёх- и трёхстопный амфибрахий. Данный размер наиболее активно использовался для написания баллад, например, В. А. Жуковским, к оригинальным и переводным произведениям которого Пушкин обращался неоднократно. Однако Василий Андреевич был всё-таки приверженцем европейских сюжетов. В традиционную балладную форму он любил облекать преимущественно мотивы, далёкие истоками от истинно русских и подлинно народных. Александр Сергеевич же стал основоположником иной тенденции: позаимствовав у Жуковского «оправу», он впервые наполнил содержание качественно новым материалом, взятым из копилки русской истории.

Каждая строфа стихотворения состоит из шести строк со следующей системой рифмовки: ababcc. Мужские и женские рифмы перемежаются между собой. Балладе присуща напевность и характерная неторопливость с проступающей на фоне торжественностью и приподнятостью звучания.

Жанр баллады

Кроме этого, анализ «Песни о Вещем Олеге» подразумевает разбор жанровой характеристики. Формально произведение принадлежит к числу баллад. Этот жанр определяется в литературоведении как произведение, сочетающее черты рассказа и песни, связанное единством содержания и формы с народными преданиями, легендами и сказаниями. Отличительными признаками баллады являются:

    изображение таинственного, загадочного мира;лаконичность;переплетение лирической и эпической составляющих;наличие развивающегося сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой;изображение чувств героев и авторского отношения к персонажам;возможная замена сюжета диалогом между героями;сочетание фантастики и реальности;изображение необычного, полумистического пейзажа.

Однако, несмотря на это, сам Александр Сергеевич не случайно в названии охарактеризовал своё произведение как «песнь». Этим он хотел подчеркнуть единство своего творения с устным народным творчеством.

Использование тропов внутри текстового полотна

Анализ «Песни о Вещем Олеге» обнаруживает то, что главным приёмом баллады является контраст: противопоставляются кудесник и князь, жизнь и смерть, власть земная и власть божественная, лес и поле, знание и неизвестность. Обилие отглагольных форм показывает, что волхв и Олег существуют не только в разных пространствах, но и в разном времени: посланец богов находится вне времени, в то время как Олег, будучи простым смертным, живёт настоящим и частично будущим («сбирается отмстить», «по полю едет»).

Эпизод жизни князя разворачивается на широком фоне бытовой действительности Древней Руси, колоритность которой воссоздается благодаря использованию ярких эпитетов («верный конь», «буйный набег», «мудрый старец»), множества архаических слов и их форм («сеча», «пращ», «врата»), вниманию автора к деталям мира того времени. Однако вместе с тем поэт не ограничивает себя в свободе творческой деятельности. Независимость личности автора, столь дорогая Пушкину, обнаруживает себя не в нарушении логики повествования или игнорировании летописных источников, послуживших основой баллады, а в том, что сквозь неприметные, на первый взгляд, выражения Александр Сергеевич показывает своё отношение к герою и его печальной судьбе.

«Песнь о вещем Олеге» написана Пушкиным в пору своего творческого расцвета, в 1822 году. Над созданием не самого длинного стихотворения поэт работал почти целый год, обращаясь к истории, изложенной в V томе сочинений Карамзина. Именно там пересказывается жизнеописание Олега, князя Киевского, дошедшего до Царьграда и прибившего на врата города свой щит.

Стихотворение впервые увидело свет в 1825 году: оно было напечатано в «Северных Цветах» - альманахе, издаваемом Дельвигом.

Главная тема стихотворения

Основная тема, на которой, собственно, и строится сюжет, - тема предопределенности судьбы и свободы выбора. Это общее понятие имеет множество сложнейших оттенков, которые требуют последовательного изучения.

Главным событием, переломным моментом в жизни вещего Олега является встреча с кудесником, который предрекает ему смерть «от коня своего». Этот эпизод как бы разбивает все существование князя на две части: если раньше он действовал сообразно со своим представлением о мире, занимался обычными государственными делами - например, собирался «отмстить неразумным хазарам», - то сейчас он вынужден считаться с полученной информацией. И Олег принимает решение, которое кажется ему единственно верным: он отказывается от своего верного коня, который был спутником во многих битвах, и пересаживается на другого.

Это яркий эпизод, в котором Пушкин со свойственной ему гениальностью обращает внимание читателя на бесконечное множество значительных мелочей. Образ Олега - это образ человека, которому, несмотря на высокое положение, свойственны совершенно обычные чувства и эмоции. Он не желает преждевременно умирать, но ради самозащиты предпринимает не самые приятные для себя шаги. Он, очевидно, любит своего коня, отдает приказ всячески заботиться о нем, он грустит из-за необходимости расстаться с верным другом, но желание жить - гораздо сильнее.

Предосторожности оказываются излишни: Олег умирает, как и предсказано, «от коня»: змея, выползшая из черепа уже погибшего животного, жалит князя в ногу, и тот погибает.

В этом скрыта тонкая и горькая ирония: предсказание волхва сбывается так или иначе. Знай Олег о том, какая именно смерть ему уготована - как бы вел он себя тогда? Стал бы он отказываться от своего друга? Как изменило его жизнь предсказание волхва (выпрошенное им же самим, к слову - к его собственной беде)? Пушкин оставляет эти вопросы без ответов, предоставляя читателю поразмыслить над ними самостоятельно. При этом, что интересно, князь Олег в тексте назван «вещим» - знающим, способным самостоятельно предугадывать ход событий. Складывается впечатление, что предсказание волхва, которое князь не смог разгадать, является своеобразной иронией злого рока.

Структурный анализ стихотворения

Произведение не зря называется «Песнью». Оно относится к категории баллад — лирических стихотворений, в основе которых — историческая фигура или событие. Для воссоздания соответствующей атмосферы Пушкин использует напевную ритмику амфибрахия со сложным рисунком рифмы (соединение перекрестной и смежной) и масштабные строфы, состоящие из шести стихов. Многочисленные архаизмы усиливают ощущение историчности и акцентируют на ней внимание читателя. Стихотворение характеризуется глубокой эмоциональной насыщенностью.

Множество эпитетов и необычных сравнений создают некую вязкость текста, читатель уже не может пробегать строчки глазами, образы, щедро подпитываемые оригинальными олицетворениями (лукавый кинжал, например), буквально встают перед глазами. Помимо этого, Пушкин пользуется устаревшими синтаксическими конструкциями, варьирует порядок слов.

Вывод

«Песнь о вещем Олеге» - яркое, многогранное произведение. Поэт говорит о предопределенности и о том, возможно ли избежать злого рока, рассуждает о человеческом желании противостоять судьбе и об ошибках, допускаемых на пути к этой цели. Поднятые Пушкиным вопросы о судьбе, о человеческих слабостях, о жертвах во имя своей жизни являются важными, и каждый читатель находит ответы на них самостоятельно.

По различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему "вещий"? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию. Особо оно проявилось при когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно. Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» - это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.

История создания

Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ «Песни о вещем Олеге» нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это - могила погибшего весьма загадочной смертью.

Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет "Повести временных лет" о смерти славного правителя.

Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания - 1822.

Не стоит забывать, что Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о «делах давно минувших дней» весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.

Легенда и сюжет

Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.

Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге - коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Произведение заканчивается похоронами Олега.

Особенности жанра

Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

Еще одна особенность у баллады - драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, отметив «много поэтического» в истории о смерти прославленного князя.

Тематика

Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:


Идея

Анализ «Песни о вещем Олеге» невозможен без идеологической обрисовки. Что Пушкин хочет сказать своим произведением? Прежде всего, о предопределенности происходящего с человеком. Как бы мы ни старались отодвинуть злой рок - он все равно нас настигнет.

Да, Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы. Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден.

Художественно-выразительные средства

Проведем анализ «Песни о вещем Олеге», исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из "Повести временных лет" свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.

Даже и само название уже поэтично. «Песнь» - это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.

Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами ("тризна") и архаическими оборотами ("ковыль обагришь").

В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет «гордый» в применении к старцу-волхву был заменен на «мудрый». Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: "славная глава кургана", "вдохновенный кудесник", "вещий Олег". Обильны в балладе и метафоры: «годы таятся во мгле», олицетворения: «ковши шумят».

Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...