Н головина первая русская история. Мудрая княгиня Ольга

Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

(учебное пособие для студентов и интернов)

ДОНЕЦК- 2006

ББК:54.5 + 57.33 я 7

К93

УДК 617. Д(075.8)

Курс лекций по детской хирургии. Учебное пособие / Под общей редакцией профессора Гроны В.Н. – Донецк, 2006. – С.

^

Рецензенты: Зав. кафедрой госпитальной хирургии и эндоскопии ДонГМУ

им. М .Горького д.мед.н., проф.Кондратенко П.Г.

Зав. опорной кафедрой детской хирургии Днепропетровской

^

государственной медицинской академии д.мед.н., проф.Сушко В.И.

В книге, подготовленной коллективом кафедры детской хирургии, анестезиологии и интенсивной терапии Донецкого государственного медицинского университета им. М.Горького, изложены современные представления об этиологии, патогенезе, клинической картине, диагностике и лечении основных хирургических заболеваний детского возраста.

^

 Авторы:

Грона В.Н.

Журило И.П.

Веселый С.В.


Сопов Г.А

Сушков Н.Т.

Музалев А.А.

Щербинин А.В.

Москаленко С.В.

Мальцев В.Н.

Фоменко С.А.

Латышов К.В.

 Донецкий государственный медицинский университет

Оглавление


  1. Пороки развития и заболевания, вызывающие острую дыхательную недостаточность у новорожденных и детей раннего возраста.

  2. Пороки развития толстой кишки у детей.

  3. Гнойно-воспалительные заболевания легких и плевры у детей.

  4. Хирургические заболевания печени и селезенки у детей.

  5. Приобретенная кишечная непроходимость. Клиника, диагностика и лечение инвагинации кишечника у детей.

  6. Особенности течения, диагностики и лечения острого аппендицита у детей. Перитонит.

  7. Опухоли у детей.

  8. Пороки развития пищеварительного тракта у новорожденных и грудных детей.

  9. Гнойно-воспалительные заболевания у новорожденных и грудных детей.

  10. Пороки развития верхних и нижних мочевых путей. Классификация. Современные методы диагностики и коррекции.

  11. Принципы детской онкологии.

  12. Дифференциальная диагностика заболеваний брюшной полости, вызывающих клинику острого живота у детей.

^ ПОРОКИ РАЗВИТИЯ И ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОСТРУЮ ДЫХАТЕЛЬНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ У НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Цель лекции: уметь диагностировать пороки развития и заболевания вызывающие острую дыхательную недостаточность у новорожденных и детей раннего возраста.
^

План лекции:


  1. Вступление.

  2. Неотложные синдромы в хирургической пульмонологии детского возраста.

  3. Классификация пороков развития и заболеваний, вызывающих острую дыхательную недостаточность.

  4. Клиника, диагностика и лечение отдельных пороков и заболеваний, вызывающих острую дыхательную недостаточность.

Термин острая дыхательная недостаточность (ОДН) часто применяемый при оценке состояния больного включает изменения трех основных показателей парциального напряжения кислорода: артериальной крови (рО 2), парциального напряжения углекислого газа (рСО 2), а так же механики дыхания, отражающей вентиляционную способность легких и усилия организма для поддержания рО 2 и рСО 2 в пределах нормальных цифр.

В артериальной крови парциальное напряжение углекислого газа (рСО 2) в норме составляет 35-40 мм рт.ст., парциальное напряжение кислорода (рО 2) – 85-90 мм рт. ст. Снижение рО 2 ниже 80 мм рт. ст. носит название гипоксемии, а повышение рСО 2 более 40 мм рт. ст. – гиперкапнии. Острая дыхательная недостаточность у новорожденных и детей раннего возраста встречается часто и является одной из причин перинатальной смертности (до 40-50 % по данным ВОЗ в 2000г.) Ее возникновению способствуют: поражение ЦНС, аспирационный синдром, пороки развития и заболевания верхних дыхательных путей, легких, пищевода, диафрагмы, заболевания органов средостения и другие.

Многообразие причин, общность клинических проявлений ОДН вызванных легочными и внелегочными факторами осложняют диагностический поиск и установление топического диагноза. Нередко при респираторной катастрофе имеет место нарушение сердечно-сосудистой системы как следствие снижения перфузии легкого, гипертензии малого круга кровообращения, перегиба магистральных сосудов и другие.

Можно с уверенностью сказать, что пороки развития и заболевания ОДН у новорожденных и детей раннего возраста относятся к неотложным состояниям, требующим оказания экстренной помощи и своевременного установления диагноза.

^ Неотложные синдромы в хирургической

пульмонологии детского возраста

Значение синдромной диагностики в неотложной пульмонологии детского возраста трудно переоценить. Применительно к острым хирургическим заболеваниям вызывающие ОДН у новорожденных и детей раннего возраста можно выделить следующие синдромы:


  1. Синдром внутригрудного напряжения (внутрилегочного и внутриплеврального).

  2. Синдром медиастинального напряжения.

  3. Синдром выключения из дыхания легочной паренхимы.

  4. Синдром бронхиального сброса.

  5. Кардио-васкулярный синдром.

  6. Гнойно-септический синдром.
Под синдромом внутригрудного напряжения понимают патологические состояния, сопровождающиеся повышенным давлением (внутрилегочным или внутриплевральным) со смещением средостения в противоположную сторону. Внутрилегочное напряжение может быть вызвано увеличением размеров патологических внутрилегочных образований (напряженные кисти легкого, опухоль легкого, врожденная лабораторная эмфизема). Внутриплевральное напряжение чаще всего вызывается пиотораксом, пневмотораксом, пиопневмотораксом, гемотораксом, хилотораксом, врожденными диафрагмальными грыжами. Нередко при остро возникшем внутриплевральным напряжением наряду с коллапсом легкого может развиться плевропульмональный шок с резким нарушением механики дыхания – и “парадоксальное дыхание”.

Под синдромом медиастильного напряжения понимают патологические состояния, характеризующиеся повышением давления в средостении, сдавлением органов средостения, верхней полой вены и нарушением их функций. Внутриперикардиальное напряжение наиболее часто обусловлено гнойным перикардитом, гемоперикардом, опухолью сердца. Внеперикардиальное напряжение может быть вызвано медиастенитом, опухолью средостения.

^ Синдром выключения из дыхания легочной паренхимы объединяет процессы, сопровождающиеся острым нарушением проходимости дыхательный путей и уменьшением альвеолярной поверхности легкого или пороками развития легкого (спазм, обструкция, стенозы трахеи, сдавление трахеи извне, опухолями средостения, ателектаз, воспалительная инфильтрация паренхимы, гипоплазия и агенезия легкого и так далее).

Под синдромом бронхиального сброса понимают нарушение дыхания, развивающиеся в результате сброса воздуха через функционирующий бронхо-плевральный свищ. Этот синдром наблюдается при деструкциях легкого различной этиологии как воспалительного генеза, так и травматического повреждения легкого.

Под гнойно-септическим синдромом понимают комплекс клинических, биохимических и патофизиологических сдвигов, происходящих в организме ребенка, страдающего острым гнойным заболеванием легких и плевры со склонностью к генерализации инфекции (часто встречается при СДЛ, пиотораксе, нагноившейся кисте легкого, инородных телах бронхов и так далее).

^ Кардиоваскулярный синдром, как правило, сочетается с другими патологическими синдромами.

Классификация пороков развития и заболеваний,

вызывающих острую дыхательную недостаточность

В клинической практике врача довольно редко приходится сталкиваться с изолированным синдромом диагностики, неотложной пульмонологии детского возраста; обычно они сочетаются, наслаиваясь один на другой. Однако, несмотря на сказанное, как правило, удается выделить ведущий симптом, который во многих случаях может стать диагностическим ключом в установлении диагноза в сочетании с другими симптомами.

При диагностике пороков развития и заболеваний, вызывающих ОДН у новорожденных и детей раннего возраста чрезвычайно большую ценность имеет симптом смещения средостения. Симптом смещения средостения у ребенка с ОДН убедительно подтверждает наличие внутригрудной катастрофы требующая неотложной помощи.

Поставив во главу угла наличие или отсутствие симптома смещения средостения в классификации причин острых нарушений дыхания у новорожденных и детей раннего возраста, мы с учетом ряда авторов предлагаем следующую классификацию, разделив все причины на 3 группы.

Классификация пороков развития и заболеваний, вызывающих ОДН у новорожденных и детей раннего возраста:


  1. Заболевания и пороки развития, сопровождающиеся смещением средостения в сторону локализации поражения
а) Легочные причины:

  • ателектаз легкого, доли, сегмента легкого,

  • агенезия, гипоплазия легкого, доли

  1. Заболевания и пороки развития, сопровождающиеся смещением средостения в сторону, противоположную стороне поражения.
а) Легочные причины:

  • острая лобарная эмфизема,

  • напряженные кисти легкого
б) Внелегочные причины:

  • диафрагмальная рыжа (истинная, ложная),

  • пиоторакс, гемоторакс, пневмоторакс, пиопневмоторакс, хилоторакс,

  • гигантские опухоли средостения.

  1. Заболевания и пороки развития, протекающие без смещения средостения
а) Легочные причины:

  • стенозы трахеи, трахеомаляция

  • трахеопищеводные свищи (изолированные или в сочетании с атрезией пищевода),
б) Внелегочные причины:

  • атрезия хоан,

  • ранула,

  • синдром Пьера-Робена,

  • макроглоссия (истинная, ложная)

  • черепно-мозговая родовая травма
Клиника, диагностика и лечение отдельных пороков и заболеваний, вызывающих острую дыхательную недостаточность

Ателектаз легкого – спадение легкого или его части (доли, сегмента) наступающее в результате нарушения аэрации (обтурация бронхов, спазм их).

У новорожденных различают врожденные или первичные ателектазы, в основе которых лежат структурно-функциональная незрелости легких, увеличение поверхностного натяжения альвеол, связанные с отсутствием сурфактанта. Вторичные или аспирационные ателектазы чаще всего обусловлены аспирацией околоплодной жидкости, слизи из родовых путей при рождении или молока при различных врожденных пороках пищевода и глотки или при нарушении глотательного рефлекса.

Клиническое проявление ателектаз характеризуется признаками острой дыхательной недостаточности, тяжесть которой зависит от объема ателектазированной легочной паренхимы. Обращает на себя внимание беспокойство ребенка, выраженная одышка и тахипное, втяжение межреберий, цианоз, тахикардия. При осмотре наблюдается отставание пораженной половины грудной клетки в акте дыхания, а при тотальном ателектазе – западение ее. При перкуссии выявляют резкое смещение границ средостения в сторону поражения, где определяется укорочение перкуторного звука. При аускультации дыхания на стороне поражения ослаблено или отсутствует.

Ателектаз легкого или доли рентгенологически характеризуется интенсивным гомогенным затенением с вогнутым контуром, смещением тени средостения в сторону поражения, высоким стоянием купола диафрагмы на пораженной стороне. При расположении ателектаза в средней доле на снимке в прямой проекции видна треугольной формы тень, примыкающая к средостению; на боковой рентгенограмме тень ателектаза располагается косо.

Наиболее эффективным методом в лечении ателектаза следует считать бронхоскопическую санацию, позволяющая под контролем зрения освободить дыхательные пути больного от аспирированной жидкости и слизи. В отдельных случаях можно прибегнуть к интубации трахеи с последующей санацией трахеобронхиальной системы.

Наряду с указанными методами можно применять и более простые и доступные методы (массаж грудной клетки, в том числе и перкуссионный, применение аэрозольных ингаляций). С целью лечения ателектатической пневмонии больным назначается антибактериальная терапия.

^ Агенезия легкого - порок развития заключающийся в отсутствии всех структурные единиц легкого: бронхов, сосудов, паренхимы. Дети с двухсторонней агенезией нежизнеспособны и погибают сразу после рождения. Агенезия напоминает клинику тотального ателектаза легкого. Характеризуется выраженными нарушениями дыхания (тахипноэ, одышка, цианоз), выявленными сразу после рождения ребенка. При объективном исследовании обнаруживают тотальное смещение средостения в сторону поражения, там же резкое ослабления дыхания. При обзорном рентгенологическом исследовании выявляется гомогенное затенение пораженной стороны со смещением органов средостения в туже сторону, викарная эмфизема здорового легкого с образованием “медиастинальной грыжи” в верхних отделах. Диагноз уточняют с помощью бронхоскопии, при которой отмечают отсутствие главного бронха.

^ Гипоплазия легкого представляет собой недоразвитие всех структурные единиц. Простая гипоплазия легкого – равномерное недоразвитие легкого с редукцией бронхиолярного дерева. Клинически проявляется кашлем с мокротой, одышка при физической нагрузке, рецидивирующая инфекция и пневмония. При рентгенологическом исследовании – уменьшение легочного поля, смещение органов средостения на сторону поражения, высокое стояние купола диафрагмы. Бронхография выявляет уменьшение числа бронхиальных разветвлений, их истончение и деформацию. Кистозная гипоплазия легкого характеризуется недоразвитием респираторного отдела с формированием множественных кистоподобных расширений. В клинической картине превалирует хронические рецидивирующие пневмонии. Бронхография выявляет множественные тонкостенные полости различного диаметра.

^ Острая врожденная лобарная эмфизема. Лобарная эмфизема характеризуется резким увеличением объема одной из долей легкого вследствие ее перерастяжения. Этиологически возникновение врожденной лобарной эмфиземы обусловлено недоразвитием отдельных структурных элементов легкого. В основе их лежит: аплазия гладких мышц, терминальных и респираторных бронхов, локальная легочная гипоплазия вследствие уменьшенного числа бронхиальных ветвей, приводит к чрезмерному перерастяжению доли легкого, а недоразвитие альвеолярных перегородок приводит к увеличению ацинуса. Нарушение дренажной функции бронхов приводит к формированию клапанного механизма типа “воздушной ловушки” и чрезмерному перерастяжению доли легкого. Увеличение объема эмфизематозной доли легкого сопровождается сдавлением окружающей нормальной легочной ткани, смещением органов средостения в противоположную сторону с развитием острой дыхательной недостаточности и нарушением кровообращения в малом круге. Для острой лобарной эмфиземы характерны классические проявления синдрома внутрилегочного напряжения. Дети беспокойны, отмечается одышка, цианоз, приступы асфиксии. При дыхании наблюдается втяжение межреберий. На стороне поражения половина грудной клетки выбухает, отстает в акте дыхания. Перкуторно на стороне поражения определяется тимпанит. Границы сердца смещены в здоровую сторону. Аускультативно на стороне лобарной эмфиземы дыхание отсутствует. На обзорной рентгенографии выявляют увеличение объема и прозрачности одной из долей легкого, смещение средостения в здоровую сторону, сдавление функционирующих участков легкого, уплощение купола диафрагмы, медиастинальную грыжу вследствие перемещения перераздутой доли в противоположную сторону.

Дифференциальную диагностику с пневмотораксом облегчает послойная компьютерная томография, выявляющая нежный легочной рисунок на фоне повышенной прозрачности. Лечение только хирургическое, направленное на удаление пораженной доли легкого.

^ Врожденные кисты легких - округлое полостное образование, заполненное воздухом или слизистым содержимым, имеющее оболочку с эпителиальной выстилкой. Врожденные кисты легких являются результатом нарушения развития бронхолегочной системы в процессе эмбриогенеза. В этой связи они часто именуются как бронхогенные кисты. Клиническая картина врожденных кист легких зависит от локализации, размеров кист и вида осложнений. Острое течение кисты вызвано клапанным механизмом и развитием синдрома внутрилегочного напряжения. Проявляется резко выраженной одышкой, цианозом, беспокойством. Физикально: увеличение в объеме соответствующей половины грудной клетки, уменьшение дыхательных экскурсий, перкуторно локальный тимпанит, границы сердца смещены в противоположную сторону. Рентгенологически проявляется округлым тонкостенным образованием, лишенным легочного рисунка в области кисты, коллабированием окружающих участков легкого, смещением органов средостения в противоположную сторону. Вследствие разрыва напряженной кисты развивается напряженный пневмоторакс и сопровождается болью в грудной клетке, резкой одышкой, цианозом, нарушением кровообращения. Нагноение кисты сопровождается значительным ухудшением общего состояния, высокой температурой, кашлем с выделением мокроты. Физикально: ослабление дыхания, притупление перкуторного звука в области расположения кисты. Рентгенологически выявляется округлое затенение с четкими контурами, иногда с небольшим горизонтальным уровнем жидкости. Новорожденным, с напряженными кистами легких для снятия внутрилегочного напряжения показана пункция или дренирование кисты по Мональди. При врожденных кистах легких у детей радикальным может быть только оперативное лечение. Последнее обосновано потому, что спонтанного исчезновения кист не наблюдается, рано или поздно присоединяются осложнения. Наблюдение допустимо лишь при небольших неосложненных воздушных кистах у грудных детей. Выбор объема оперативного вмешательства определяется обширностью поражения, локализацией кисты, наличием необратимых изменений в окружающей ткани легкого – это может быть цистэктопия, сегментарная резекция или лобэктомия.

^ Врожденные диафрагмальные грыжи . Данный порок развития нередко сопровождается картиной острой дыхательной недостаточности вследствие постепенного перемещения органов брюшной полости в плевральную полость при этом коллабируется легкое, развивается внутриплевральное напряжение со смещением органов средостения и перегибом магистральных сосудов. Частота диафрагмальных грыж колеблется от 1:1700 до 1:5000 новорожденных. Наиболее часто (80%) встречается левосторонняя диафрагмальная грыжа. Патогенез диафрагмальных грыж объясняется нарушением слияния в эмбриогенезе всех диафрагмальных закладок, с образованием дефектов, чаще всего в заднебоковом отделе, что ведет к развитию ложной диафрагмальной грыжи. Нарушение формирования диафрагмы на стадии укрепления плевроперитональной мембраны мышечными волокнами (3-4 месяц) ведет к истончению и выпячиванию части диафрагмы в грудную полость с образованием истинной диафрагмальной грыжи. Следует учесть, что перемещение органов брюшной полости в плевральную может произойти в период внутриутробного развития, в результате чего развивается вторичная гипоплазия легкого. Уменьшение альвеолярной поверхности легкого приводит к уменьшению общего числа мелких артериальных сосудов легкого с развитием гипотрофии их мышечных элементов, что является причиной легочной гипертрофии и правожелудочковой недостаточности. Шунтирование крови справа на лево через артериальный проток и овальное окно обуславливает системную гипоксию, гиперкапнию и ацидоз. При рождении ребенка с диафрагмальной грыжей в первые 2-3 часа обращает на себя внимание ладьевидно втянутый живот и втяжение эпигастральной области на вдохе. Через 3-4 часа нарастает клиника острой дыхательной недостаточности вследствие заполнения желудочно-кишечного тракта воздухом и развитием синдрома внутриплеврального напряжения. При ложной диафрагмальной грыже, как правило, развивается синдром “асфиксического ущемления”, признаками которого являются: одышка, цианоз, усиливающийся при крике ребенка; нарушения функции сердечной деятельности, рвота. Физикальное обследование выявляет асимметрию грудной клетки за счет выбухания ее половины на стороне диафрагмальной грыжи, запавший живот. Перкуторно тимпанит на стороне грыжи, аускультативно – отсутствие дыхания, нередко удается выслушать перистальтические шумы в плевральной полости. Распознать диафрагмальную грыжу у новорожденных помогает симптом Петера-Покорны – постепенное, впервые 3-4 часа жизни, смещение сердечного толчка, тонов и границ сердца вправо. Релаксация купола диафрагмы (истинная грыжа) значительно реже проявляется синдромом “асфиксического ущемления”. Выпячивание ограниченного участка диафрагмы в грудную полость может длительное время протекать бессимптомно. Ультразвуковое исследование в период внутриутробного развития позволяет диагностировать порок в 60-90 % случаев. Многоводие у беременных женщин при этом выявляется в 80 % случаев. Рентгенологическое исследование грудной клетки позволяет выявить наличие множественных полостей (“симптом ячеистой сети”) неправильной величины на стороне диафрагмальной грыжи, смещение тени сердца в противоположную сторону. В затруднительных случаях используется рентгенконтрастное исследование желудочно-кишечного тракта.

Лечение диафрагмальных грыж, осложненных “асфиксическим ущемлением” хирургическое в неотложном порядке. Дооперационные мероприятия включают эндотрахеальную интубацию (противопоказана масочная оксигенация), введение желудочного зонда, катетеризацию центральной вены, медикаментозные препараты, корригирующие легочное сосудистое сопротивление и дыхательную недостаточность, внутривенное введение глюкозо-солевых растворов с учетом диуреза.

^ Пиоторакс, пневмоторакс, пиопневмоторакс у новорожденных и детей раннего возраста являются осложнениями чаще всего острых гнойных деструктивных пневмоний, очень редко родовой травмы легкого и грудной клетки или как следствие искусственной вентиляции легких у новорожденных при пороке вызывающие острую дыхательную недостаточность (гипоплазия, ателектаз). Клинические проявления пиоторакса, пневмоторакса и пиопневмоторакса характеризуются симптомами внутриплеврального напряжения и развитием острой дыхательной недостаточности, в зависимости от патогенеза заболевания.

Пиоторакс при ОДН характеризуется выраженной интоксикацией, дыхательной недостаточностью, у грудных детей – абдоминальным синдромом. При осмотре – отставание соответствующей половины грудной клетки в акте дыхания. Аускультация – резкое ослабление дыхания; перкуссия – укорочение перкуторного звука. Рентгенологически: значительное затенение половины грудной клетки со смещением средостения в противоположную сторону, расширением межреберных промежутков и отсутствием дифференцировки купола диафрагмы и плеврального синуса.

Н.Н. Головин. Моя первая Русская История. В рассказах для детей с иллюстрациями.

Русская история богата примерами геройских дел и добрых начинаний. Князья, цари и императоры всю жизнь проводили в заботах о своем народе и своей земле. Народ в трудные вре-мена, не жалея жизни, отстаивал родину от врагов. Ученые, писатели, великие полководцы, художники — все работали для славы Отечества. Истории России посвящено немало книг и научных статей, но это не значит, что данная тема исчерпала себя, она безгранична. И особенно тогда, когда о событиях давно минувших лет надо рассказать детям. Рассказать так, чтоб дети поняли и запомнили. Этот замысел попытались воплотить редакторы Издательства «Христианская библиотека» и автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется - «Моя первая Русская История. В рассказах для детей с иллюстрациями». Об этой книге - далее наш рассказ. ***

Эта книга рассчитана на самых маленьких читателей, для первого знакомства с историей России. Она написана с учетом возможностей детского восприятия, повествование состоит из коротких, легко читающихся рассказов. Издание подробно иллюстрировано для наглядности и лучшего понимания описываемых событий. В качестве иллюстраций подобраны фрагменты картин, икон и книжных миниатюр русских и европейских художников разных веков. Издатели старались приспособить к детскому пониманию историю Русской земли, начиная с древнейших времен и до новейшего времени. Известно, как интересуют детей рассказы о героях и подвигах. Русская история богата примерами герой-ских дел и добрых начинаний. Вместо сказок дети в этой книж-ке встретят интересную и поучительную действительность, примеры труда, любви к родине и самоотвержения.

Давайте, вкратце познакомимся с этой книгой. О том, как «Началось Русское государство», автор пишет следующее: «В прежние времена чужие народы, которые жили по соседству с нашими предками-славянами, часто обижали их. Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уно-сили имущество жителей. А сами славяне всё ссо-рились между собою, не хотели слушаться друг друга; они были как дети, у которых нет ни отца, ни доброй матери. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел. Тогда один старый и умный начальник славян, по имени Гостомысл, позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: «Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также, чтобы чужие народы не обижали вас!»

Старики пересказали эти слова Гостомысла всему славянскому народу, и славяне послушались умного совета. Они послали послов за моря в другую, далекую страну, где жил народ по имени варяги-русы. Послы пришли за море и сказали знатным русским начальникам, которых варяги называли князьями, такие слова: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!» Тогда три брата, три знатных князя, Рюрик, Синеус и Трувор собрались и пришли в славянскую землю. С тех пор земля наша по имени князей-русов стала называться Русью. Рюрик поселился на реке Волхове, брат его, Синеус, стал жить на Белом озере, а третий брат, Трувор, построил себе городок Изборск. Через два года два младшие брата умерли и Рюрик стал один княжить и управлять русским народом. Князь заботился о том, чтобы никто не обижал русских людей: разбирал их ссоры между собою и мирил их». Начали строиться города, появилась княжеская дружина.

Прошло много лет. За это время Русью управляли: князь Игорь и его дядя Олег, потом князь Святослав и княгиня Ольга, затем и великий князь Владимир. О них мы не будем сегодня рассказывать, а перейдем сразу к следующему правителю земли Русской. Им в начале 11 века был сын святого Владимира - Ярослав. Как повествует автор, «Благочестивый и мудрый князь Руси Ярослав, любил ученье: он приказал строить школы, где детей учили читать и писать. Также по воле князя строили русские люди богатые и кра-сивые церкви и убирали их серебром и золотом. Одну такую пре-красную церковь построили в Киеве и назвали её Софийским собором. Строили при Ярославе и целые большие города: на реке Волге построили прекрасный город Ярославль, который стоит там и сейчас». По словам автора, «Ярослав был добрый и справедливый князь: он приказал написать такую книгу, в которой назначались дурным людям наказания за их дур-ные дела, чтобы они никого не могли обидеть, никого не убивали бы и не брали чужо-го. Эта книга называлась «Русская Правда». И злые люди боялись справедливого князя, а добрые любили его».

У Ярослава было много сыновей. Он разделил между ними всю свою землю и каждому сыну дал по несколько городов. Перед смертью князь позвал к себе всех своих сыновей и сказал им: «Дети мои! Скоро я умру. После моей смерти не ссорьтесь друг с другом. Всегда любите друг друга. Если будете любить друг друга, и Бог будет всех вас любить и во всём будет помо-гать вам. Если же станете ссориться, себе сделаете зло и народу вашему будет худо жить. Вместо себя оставляю вам старшего брата вашего Изяслава. Он старше вас всех; слушайтесь его, как меня слушались, во всём!» Благословил Ярослав своих сыновей и скончался. Было ему уже 76 лет, а случилось это 4 марта 1054 года. Народ очень любил своего доброго и справедливого князя и называл его «Мудрым» за все то добро, которое сделал князь Ярослав Русской земле.

Заканчивается эта книга рассказом о предпоследнем правителе России - Императоре Александре III. Всю жизнь заботился он о том, чтобы русскому народу жилось хорошо и спокойно. Как повествует автор, Император Александр III не воевал ни с кем. Он даже уговаривал другие государства жить в мире между собою. Всё его царство-вание прошло мирно. Все жите-ли спокойно занимались своими делами. Русский народ и все другие государства назвали его Царём-Миротворцем, и все очень любили его. К несчастью, добрый Царь-Миротворец умер ещё молодым. Государь скончался в Крыму, в своём имении Ливадия. Смерть его была тиха и мирна, как и вся его жизнь. Он благословил своих детей, утешал сам свою супругу, императрицу Марию Феодоровну, которая горячо любила его и горько плакала.

Взяв императрицу за руку, государь сказал: «Будь спокойна, дорогая! Я совершенно спокоен!» С этими словами добрый государь тихо скончался. Тело его привезли в Петербург и по-ставили в церкви Петропавловской крепости. День и ночь толпился народ у ворот крепости. Всем хотелось проститься с Государем, посмотреть на него в по-следний раз. Народ кланялся в землю у гроба Императора, молился и горь-ко плакал. Теперь в России благополучно царствует молодой государь Николай II, сын покойного Царя-Миротворца», - так заканчивает свое повествование автор, написавший эту книгу в конце 19 века.

Так получилось, - отмечают издатели, что в своём описании Русской истории автор остановился на царствовании Николая II, которое пришлось на переломный момент. Произошли роковые события: Первая мировая война, в России совершилась революция, которая при-вела к окончанию правления династии Романовых. Царь Николай II был предан и принял мученическую кончину от палачей новой безбожной власти, в России началось новое смутное время. Но это уже другая история, история, которую принято называть «новейшей». Новейшая история России явила всему миру как великих героев, так и великих злодеев, как новых мучеников за веру, так и новых гонителей христиан. Русские люди должны осмыслить и найти верный путь к возрождению Великой России. А раскрывать ее для детей предстоит уже современным авторам.

*** Как отмечают издатели, дети из этой книги узнают историю своей Родины, узнают, как много потрудились наши соотечественники для того, чтоб Россия стала великой и могущественной державой. По мнению автора, читая книгу, дети поймут почему можно гордиться тем, что ты - русский. Рассказы о славе и добрых свойствах нашего народа и его великих деятелях бросят в детские души первые семена любви к труду и уважения к истории родной земли.

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц)

Николай Николаевич Головин

Моя первая русская история

в рассказах для детей

Бойтесь, дети, лени,

Как дурной привычки.

И читайте в сутки

Вы хоть по страничке.

Как жили в былые века наши деды,

И ряд их деяний, надежд и забот,

Походы, страдания, битвы, победы–

Здесь каждый в рассказах коротких прочтёт.

Предисловие

Мы постарались приспособить к детскому пониманию историю Русской земли, начиная с древнейших времен и кончая последними событиями. Известно, как интересуют детей рассказы о героях и подвигах. Русская история богата примерами геройских дел и добрых начинаний. Вместо сказок дети в этой книжке встретят интересную и поучительную действительность, примеры труда, любви к родине и самоотвержения, рассказанные возможно наглядно и просто и выясненные прилагаемыми картинами.

Будем надеяться, что рассказы о славе и добрых свойствах русского народа и его великих деятелей бросят в детские души первые побуждения к труду, первые семена любви к родной земле.

Наши предки

Давно, давно в стране, где мы теперь живем, не было ни богатых городов, ни каменных домов, ни больших сёл. Были одни только поля, да густые тёмные леса, в которых жили дикие звери.

По берегам рек, далеко друг от друга стояли бедные избушки. В избушках жили наши предки – славяне, так назывался тогда русский народ.

Славяне были храбрым народом. Они много воевали со своими соседями и часто ходили на охоту, чтобы убивать диких зверей, которые выбегали из лесов и нападали на людей.

Из меха и кожи убитых зверей славяне делали себе на зиму тёплое платье. А летом, когда было тепло, они носили одежды из полотна, в которых было лёгко и не жарко. Когда славяне не воевали и не ходили на охоту, они занимались каким-нибудь другим делом: работали на поле, сеяли хлеб, пасли стада и ловили рыбу в реках и озёрах.

Славяне были очень добрые люди, они хорошо и ласково обращались со своими слугами. Когда в гости к ним приходил какой-нибудь бедный странник, они ласково принимали его и хорошо угощали.

Каждая семья славян, отец, мать и детки, жили в своей избушке отдельно от других таких же семей. Когда у отца было много больших сыновей, а у каждого сына была своя жена и детки, все, и дети и внуки, жили вместе со своими родителями и со своим дедушкой. Это была очень большая семья, и называлась она родом, или племенем.

В каждом роде все младшие во всем слушались своих родителей, а больше любили и уважали своего старого дедушку. Называли его старейшиной и начальником рода.

Славяне были язычниками, то есть верили, что богов много. Одни боги, думали славяне, добрые боги и любят людей. Другие боги – злые и делают человеку много вреда. Так, доброе солнышко грело и освещало землю, и славяне называли его добрым богом. Называли солнышко ещё Даждьбогом, потому что оно давало людям тепло и урожай.

Часто летом гром гремел на небе, и сверкали молнии. Страшно тогда становилось человеку! И славяне думали, что за тучами прячется сердитый бог Перун, который за что-нибудь гневается на людей. Этого бога славяне очень боялись и приносили ему разные жертвы, чтобы он был подобрее к людям.

Ещё славяне думали, что в каждом доме живет бог-домовой, который заботится о том, чтобы всё было хорошо в этом доме, добрых людей любит и делает им добро, а злых наказывает.

Богов таких совсем нет и никогда не было на свете. Один только есть Бог, который сотворил и гром и солнышко и всё, что есть на земле. Но славяне в те давние времена не знали ещё настоящего Бога: потому и молились другим, языческим богам.

Как началось русское государство

В прежние времена чужие народы, которые жили по соседству с нашими предками-славянами, часто обижали их. Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей.

А сами славяне всё ссорились между собою, не хотели слушаться друг друга; они были как дети, у которых нет ни отца, ни доброй матери. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел.

Тогда один старый и умный начальник славян, по имени Гостомысл, позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: "Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также, чтобы чужие народы не обижали вас!"

Старики пересказали эти слова Гостомысла всему славянскому народу, и славяне послушались умного совета. Они послали послов за моря в другую, далекую страну, где жил народ по имени варяги. Послы пришли за море к варяжскому народу, Русь, и сказали знатным русским начальникам, которых варяги называли князьями, такие слова: "Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!"

Тогда три брата, три знатных русских князя, Рюрик, Синеус и Трувор, собрались и пришли в славянскую землю. С тех пор земля наша по имени русских князей стала называться Русью.

Рюрик поселился на реке Волхове, брат его, Синеус, стал жить на Белом озере, а третий брат, Трувор, построил себе городок Изборск.

Через два года два младших брата умерли, и Рюрик стал один княжить и управлять русским народом. Князь заботился о том, чтобы никто не обижал русских людей: разбирал их ссоры между собою и мирил их. Также Рюрик приказывал славянам строить себе города. Но славянские города не были похожи на наши большие красивые города: они напоминали наши теперешние деревни с деревянными бедными и маленькими избушками. Только вокруг всей деревни строили тогда славяне крепкий забор, за которым прятались от врагов.

Так как городов стало много, и Рюрик не поспевал везде сам защищать народ и разбирать его ссоры, то вместо себя посылал он в разные города своих воинов. Знатные воины Рюрика были также его друзьями и назывались дружиной князя.

Сам Рюрик жил в городе Новгороде, а его дружинники – в других городах поменьше. Там они судили народ и защищали его от врагов.

На двух своих дружинников, Аскольда и Дира, за непослушание рассердился князь Рюрик и не дал им управлять городами. Тогда Аскольд и Дир обиделись на князя, не захотели служить ему больше и ушли из Новгорода.

Сели они на лодки и по реке Днепру поплыли прочь в чужую землю.

На берегу Днепра увидели они красивый городок на высокой зеленой горе и спросили у его жителей: "Кто построил этот городок?"

Жители отвечали им: "Построили его три брата, Кий, Щек и Хорив. Теперь все три умерли, а на нас напал дикий народ, хазары, и обижают нас. Берут с нас много дани: много меду, мехов, полотна и хлеба мы должны отдавать им!"

Аскольд и Дир со своими воинами прогнали хазар из города, а сами остались в Киеве и стали управлять его жителями.

Вещий Олег

Князь Игорь, сын прежнего русского князя Рюрика, был совсем ещё маленьким мальчиком и не мог сам управлять народом. За него стал княжить дядя его, Олег, который очень любил своего маленького племянника и заботился о нём.

Князь Олег захотел завоевать богатый город Киев. Собрал князь войско и поплыл в лодках по реке Днепру. У самого Киева велел Олег многим воинам своим спрятаться покамест в лодки и ожидать его. Сам же Олег с маленьким Игорем вышел на берег и послал своего слугу к Аскольду и Диру, которые правили городом Киевом, чтобы сказать им: "В Киев приехали люди, которых послал к вам князь Олег; приходите повидаться с ними!"

Аскольд и Дир пришли. Тогда воины Олега, которые раньше спрятались в лодках, вышли на берег и окружили их. Олег сказал Аскольду и Диру: "Вы не князья и не можете управлять Киевом". Потом он взял на руки малютку Игоря, показал его всему народу и сказал: "Вот сын Рюрика – князь ваш!"

Тогда княжеские воины убили Аскольда и Дира и похоронили их в Киеве на высокой горе. Олег с маленьким Игорем остался жить в Киеве, потому что этот богатый и красивый город очень понравился им. Олег сказал: "Пусть этот город будет самым главным на Руси. Пусть он будет матерью всех других городов".

Из Киева Олег со своими воинами пошёл воевать в греческую землю. На конях и на лодках подошли русские к городу Царьграду и стали жечь дома и церкви и убивать жителей. Греки испугались и сказали Олегу: "Не разоряй нашего города. Дадим лучше тебе дани, сколько хочешь". И послали ему греки много серебра и золота и других дорогих вещёй. Олег помирился с ними и собрался обратно в Киев с богатою своею добычею, но раньше, нежели уехать, он в память своего удачного похода прибил свой щит на воротах Царьграда.

Очень дивились русские, когда Олег возвратился в Киев с множеством золота и драгоценностей. Узнав, что это ему досталось без боя, они подумали, что в этом кроется какое-нибудь чародейство, и прозвали Олега вещим, т.е. волшебником.

Однажды, гуляя по Киеву, встретил князь Олег кудесника. Кудесниками славяне называли таких людей, которые предсказывали будущее.

Олег спросил у кудесника: "Скоро ли я умру?"

"Князь, – отвечал кудесник, – умрёшь ты ещё не так скоро. Ты умрёшь от своего любимого коня".

С тех пор Олег не захотел больше ездить на своём любимом коне – не хотелось князю умирать! Но велел он беречь своего коня, кормить его как можно лучше и заботиться о нём.

Через несколько лет вспомнил Олег о своём коне и захотел его увидеть.

"Князь, – сказали слуги, – конь твой уже умер!"

Олег опечалился и поехал посмотреть на мёртвого коня, от которого теперь остались одни только кости.

"Неправду говорил мне кудесник, – подумал князь. – Не надо было расставаться мне с моим конём. Вот я жив, а его уже нет. Разве эти кости могут теперь сделать мне что-нибудь дурное?"

Но пока князь думал так, из-под костей коня выползла большая змея и ужалила князя в ногу. От этой раны заболел Олег и умер.

Олег был храбрый князь, и народ очень любил его и жалел, когда он умер. После его смерти сын Рюрика, Игорь, который к тому времени вырос, сделался русским князем.

Князь Игорь

Князь Игорь пошёл воевать в греческую землю, но эта война дурно кончилась для русских. Греков было много больше, чем русских, и они убили множество русских воинов. Не могли русские сражаться больше, сели в лодки и собрались плыть домой.

Тогда греческие воины тоже на лодках встретили наших на море. Греки стали бросать в русских огонь из длинных трубок, которые держали в руках. Страшно стало русским, лодки их загорались; много людей сгорело в них, а другие, чтобы спастись от огня, бросались в воду и тонули.

Воины Игоря, которые вернулись домой, рассказывали потом своим родным и знакомым: "У греков была молния в руках, и потому мы не могли победить их".

Рассердился Игорь, что не мог победить греков. Вернулся он в Киев, собрал ещё вдвое больше войска и опять поплыл к Царьграду. Народы, которые жили по соседству с греками, послали сказать им: "Множество русских идёт на вас. Всё море покрыто русскими лодками".

Тут уже греки испугались. Греческие воины пришли к Игорю и сказали: "Не ходи на нас. Возьми от нас такую же дань, какую взял твой дядя, князь Олег, а если мало тебе, дадим и ещё больше".

Игорь позвал свою дружину и стал советоваться с ней, что делать, воевать ли, или мириться с греками?

Дружина сказала Игорю: "Зачем нам теперь воевать? Возьмём без войны серебро, золото и дорогие ткани и уедем в Киев. Ведь вперёд нельзя знать, кто окажется сильнее – мы или греки? А на море опасно сражаться: может быть, ещё будет буря, и тогда лодки наши потонут".

Игорь послушался своей дружины; взял с греков дань и воротился в Киев. На следующий год пошёл Игорь в землю своих соседей древлян.

Игорь воевал также с древлянами и победил их. Древляне должны были каждый год давать Игорю много мехов, меду, полотна и коней за то, чтобы он не разорял больше их землю.

Но Игорю все казалось мало, и он сказал своей дружине: "Идите домой в Киев, а я со своими слугами вернусь и ещё возьму дани у древлян".

Когда древляне услышали, что Игорь воротился, они сказали своему князю, Малу: "Игорь похож на жадного волка, который каждый день таскает овец из стада, и все ему мало. Убьём его! Если не убьём Игоря, он нас всех погубит, как волк овец."

Сначала древляне послали к Игорю спросить его: "Зачем опять идешь к нам? Ведь ты уже собрал всю свою дань!"

Но Игорь, не слушая их, шёл далее. Тогда древляне составили совет и говорили: "Если не убить волка, то всё стадо перетаскает". Вышли навстречу к Игорю и убили его со всею дружиною. За городом вырыли они большую яму и в ней похоронили убитых. Так был наказан князь Игорь за свою жадность и несправедливость.

Мудрая княгиня Ольга

Убили враги наши, древляне, русского князя Игоря! А у него была жена, Ольга и маленький сынок Святослав; остались они сиротами. Убив Игоря, древляне стали говорить: "Русского князя мы убили. Так пусть теперь Ольга будет женою нашего князя, Мала. Возьмем к себе и маленького Святослава и сделаем с ним что хотим".

Надумав это, они послали к Ольге двадцать знатных древлян, которые сказали ей: "Нас послал к тебе весь древлянский народ просить тебя стать женою нашего князя Мала. Муж твой, Игорь, был зол и жаден, как волк; за это мы убили его. А наши князья добры к своему народу. Тебе будет хорошо жить у нас".

Но княгиня Ольга очень любила своего мужа, Игоря, и хотела наказать древлян за то, что они его убили. Она стала придумывать, как бы хуже наказать их и притворилась, что послушалась их просьбы.

"Хорошо, – сказала она древлянам, – я согласна стать женою вашего князя. Но я хочу, чтобы весь мой народ видел, каких знатных людей прислал за мною ваш князь. А потому вернитесь в свои лодки и лягте в них. Я пошлю за вами своих слуг, а вы скажите: не хотим ни на конях ехать, ни пешком идти – несите нас в лодках".

Древляне ушли. Ольга велела своим слугам вырыть на дворе своего дома глубокую яму, а утром послала древлян звать к себе. Древляне ответили слугам Ольги: "Ни на конях не поедем, ни пешком не пойдём, а несите нас в лодках".

Ольгины слуги отвечали на это: "Делать нечего! Должны мы слушаться вас, потому что нашего князя вы убили, а Ольга выйдет замуж за вашего князя Мала!"

И слуги Ольги понесли древлян в лодках в дом княгини: принесли их на двор дома и бросили в яму. Ольга подошла и спросила их: "Хорошо ли вам теперь?"

"Хуже Игоревой смерти", – ответили древляне.

Ольга велела засыпать их землёю. Так в первый раз наказала Ольга древлян за смерть Игоря. Потом Ольга послала своих людей к древлянам сказать князю Малу и его дружине: "Если вы в самом деле хотите, чтоб я стала женой князя Мала, пришлите за мною побольше знатных древлян, а то киевляне не пустят меня".

Древляне так и сделали. Когда их знатные люди пришли в Киев, Ольга сказала своим слугам: "Затопите для древлян баню, пусть они вымоются там и потом придут ко мне".

Когда же древляне вошли в баню, Ольга велела запереть их там, а баню зажечь. И все древляне сгорели. Такое было им второе наказание за смерть Игоря. После этого Ольга опять послала своих послов к древлянам – сказать им: "Я иду к вам! Наварите побольше меду и приготовьте хорошего кушанья: я хочу справить поминки по моему мужу и поплакать над его могилой. А потом выйду замуж за князя Мала".

Так и сделала Ольга. Горько плакала она над могилой мужа. Потом позвала древлян и устроила поминки по князю Игорю. Древляне спросили Ольгу: "Где наша дружина, которую мы послали за тобой?"

Она ответила: "Скоро они придут сюда с дружиною моего мужа". Когда же пришли воины Ольги, они напали на древлян и убили пять тысяч человек. Древляне не могли защищаться, потому что не взяли с собою оружия. Ольга же со своими воинами вернулась в Киев. Мало ещё, казалось ей, наказывала она древлян за смерть Игоря, и на следующий год она собрала войско и пошла в древлянскую землю с сыном своим, Святославом. Когда древлянское войско и русские были уже близко друг от друга, малютка Святослав взял в руки свой лук и пустил стрелу в древлян. Стрела упала в ноги лошади, потому что маленький князь ещё не умел сражаться.

Видя это, русские воины сказали: "Князь уже начал битву, пойдём и мы за князем!"

Начали они сражаться, и русские победили древлян и подвинулись к городу Искоростеню, где жители убили князя Игоря. Ольга послала опять сказать древлянам: "Дайте мне дань, я тогда помирюсь с вами. И дани я с вас возьму немного. Пришлите мне по три голубя и по три воробья с каждого дома".

Обрадовались древляне, что так мало дани берёт с них Ольга. Собрали в каждом доме по три воробья и по три голубя и послали их русским. Ольга приказала своим воинам привязать к хвосту каждой птички по кусочку серы, той самой серы, которая горит на кончиках наших спичек, когда мы их зажигаем. И Ольга велела зажечь серу на птичках и пустила их на свободу. Птички вернулись в свои гнёздышки в те дома, откуда древляне собрали их, чтобы отдать русским вместо дани. Гнездышки были устроены птичками под крышами деревянных домиков, и, когда голуби и воробышки принесли на себе огонь, все дома в городе Искоростене загорелись, и сгорел весь город. В страхе и горе бежали древляне из своих горящих домов, куда глаза глядят. А воины Ольги встречали их и убивали.

Вот как княгиня Ольга наказала древлян за смерть своего мужа. Жестокое это было наказание. Сделала так Ольга потому, что в то время была она ещё язычницей и не знала, что Бог велит людям быть добрыми и прощать своих врагов. Скоро Ольга узнала Истинного Бога. Она поехала в греческую землю, где все жители были христианами и веровали в Истинного Бога.

Греческие священники крестили Ольгу, и она тоже стала христианкой. Греческий царь был её крестным отцом. С тех пор, как княгиня Ольга сделалась христианкой, стала она доброй и милостивой и хорошо управляла русской землёю. Народ любил свою княгиню и называл её "мудрой" за то, что она была очень умная.

Ольга правила землёю русской, пока не вырос её маленький сынок Святослав. Потом он сам стал княжить на Руси.

Святой князь Владимир и крещёние Руси

Славный и храбрый князь Владимир был сначала язычником, и в Киеве на горе за своим домом приказал своим воинам поставить огромную деревянную куклу. Эта кукла изображала бога Перуна и была очень красива: голова у неё была серебряная с золотыми усами. Русские люди думали, что это и есть настоящий бог, называли куклу кумиром и приносили жертвы и молились ей.

Пока Владимир был язычником, он очень много воевал и жестоко поступал со своими врагами.

Однажды Владимир победил много соседних народов. Он думал, что это бог Перун помогал ему так хорошо воевать, и захотел принести богу большую жертву, чтобы хорошенько поблагодарить его.

Дружина сказала князю: "Выберем самого красивого мальчика и принесём его в жертву богу: это будет для Перуна самая приятная жертва".

Князь согласился. В это время в Киеве жил один христианин со своим сыном. Этого-то мальчика и выбрали воины князя в жертву Перуну. Слуги Владимира пришли к старому христианину и сказали: "Боги наши хотят себе в жертву твоего сына. Отдай его нам".

Христианин ответил: "Ваши боги не боги, а дерево. Сегодня оно стоит, а завтра можно его срубить; тогда оно упадёт, а потом сгниёт. Есть только один Истинный Бог, Которому я служу. Он всё сотворил: и небо, и землю, и человека. А ваши боги что сделали? Ничего. Вы же сами своими руками сделали деревянного бога Перуна. Не отдам вам своего сына!"

Народ рассердился на старика, хотел его убить и уже стал рубить топорами дом христианина. Тогда старик ещё сказал народу: "Пусть ваш бог сам придет взять моего сына, если он так этого хочет. А вы зачем хотите взять моего сына сами? Значит, ваш бог ничего не может сделать!"

Ещё больше рассердился народ на старика за эти слова. Кинулись воины на христианина и его мальчика и убили обоих. Так погибли эти святые люди за то, что веровали в Единого Бога и не захотели служить Перуну. Звали этих христиан Фёдором и Иоанном; после своей смерти они сделались святыми. Владимиру рассказали обо всём, что случилось. Видел князь, что ведь и в самом деле Перун не пришел взять мальчика, и задумался Владимир над тем, правда ли уж так хороша языческая вера, сильны ли языческие боги? И стал расспрашивать Владимир у других народов об их вере. Много людей приходило к князю: всякий хвалил свою веру. После всех пришел грек-христианин. Долго разговаривал он с Владимиром, рассказывал об Едином Боге и о Сыне Его, Христе Спасителе, пострадавшем, чтобы спасти людей. Рассказал грек князю и о том, что все христиане и все добрые люди пойдут на том свете в Царствие Небесное, а все язычники, все злые люди будут жестоко наказаны. И показал князю картину, где было нарисовано, как Бог накажет злых людей после их смерти.

Задумался Владимир. Позвал он к себе свою дружину и рассказал своим воинам все, что услышал сам от разных людей. Дружина сказала: "Выбери, князь, лучших людей и пошли их в разные страны. Пусть они посмотрят, как другие народы молятся своим богам, и расскажут нам, какая вера лучше".

Владимир так и сделал. Побывали послы в разных странах и рассказали князю, где что видели. Больше всего понравилось им в греческой церкви: "Когда пришли мы в греческую церковь, – сказали послы, – то уже и не знали мы сами, где стоим: на земле, или на небе, так нам было хорошо. На самом деле с греками живет Истинный Бог. Не можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры, кроме греческой".

Тогда дружина ещё сказала Владимиру: "Ведь и бабушка твоя, Ольга, приняла греческую веру. И вера эта должна быть хорошей, потому что твоя бабушка была умнее всех людей и не переняла бы чего-нибудь худого".

Послушался Владимир своей дружины и захотел креститься в греческую веру. Но не стал он просить у греков, чтобы его крестили в новую веру; боялся Владимир, что потом греки станут гордиться перед ним.

Пошёл он в греческую землю с большим войском и послал сказать греческим царям: "Отдайте мне в жёны сестру вашу, Анну, а то буду воевать с вами".

Греческие цари ответили: "Не можем мы этого сделать, потому что сестра наша христианка, а ты язычник. Крестись в нашу веру, тогда получишь в жёны Анну и сам спасёшься".

"Я готов креститься, – сказал Владимир,– мне нравится ваша вера. Пусть придёт ко мне ваша сестра, а с нею отпустите священников, которые бы крестили меня".

Горько плакала царевна Анна, идя к русским: она боялась Владимира, потому что раньше он был сердитым человеком. Но чтобы сделать доброе дело – обратить целый народ к вере в Истинного Бога, решилась Анна стать женой Владимира. Когда Анна приехала к Владимиру, он лежал больной. У него болели глаза, так что он ничего не мог видеть, Анна сказала ему: "Крестись, князь, скорее, и ты будешь здоров".

Князь согласился, и греческие священники окрестили его. В тот же день он стал видеть и совсем скоро поправился. Тогда Владимир сказал: "Теперь я узнал Истинного Бога!"

Вернувшись в Киев, Владимир велел сейчас же изрубить всех деревянных кумиров, а страшного идола Перуна привязать к конскому хвосту и бросить его в воду. А народу велел сказать: "Пусть все приходят к реке креститься. Кто же не придёт – тот будет мне врагом!" И все люди с радостью шли креститься и говорили друг другу: "Пойдем креститься в новую веру. Если бы эта вера не была хорошей, князь и дружина не приняли бы её!"

Множество людей пришло к реке Днепру. Все вошли в воду. Маленькие дети сидели на руках у своих родителей. И греческие священники крестили всех. И все радовались, что узнали Единого Бога. Когда Владимир крестился, стал он добрым князем; никого больше не обижал, строил церкви и раздавал милостыню бедным. Все бедные приходили в дом князя, и княжеские слуги кормили их. А больным и слабым, которые не могли сами придти к князю, слуги Владимира привозили на дом пищу и одежду. И весь народ любил князя и называл Красным Солнышком за его доброту и ласку.

А за то, что сделал он такое великое и святое дело – крестил в истинную веру свой народ, стал он после смерти святым и угодным Богу. Так его и называют: Святой князь Владимир.

Ярослав Мудрый

Благочестивый и мудрый князь Руси, Ярослав, сын Владимира, любил ученье: он приказал строить школы, где детей учили читать и писать.

Также по воле князя строили русские люди богатые и красивые церкви и убирали их серебром и золотом. Одну такую прекрасную церковь построили в Киеве и назвали её Софийским собором.

Строили при Ярославе и целые большие города: на реке Волге построили прекрасный город, Ярославль, который стоит там и сейчас.

Ярослав был добрый и справедливый князь: он приказал написать такую книгу, в которой назначались дурным людям наказания за их дурные дела, чтобы они никого не могли обидеть, никого не убивали бы и не брали чужого. Эта книга называлась "Русская Правда". И злые люди боялись справедливого князя, а добрые любили его.

У Ярослава было много сыновей. Он разделил между ними всю свою землю и каждому сыну дал по несколько городов. Перед смертью князь позвал к себе всех своих сыновей и сказал им: "Дети мои! скоро я умру. После моей смерти не ссорьтесь друг с другом. Всегда любите друг друга. Если будете любить друг друга, и Бог будет всех вас любить и во всём будет помогать вам. Если же станете ссориться, себе сделаете зло, и народу вашему будет худо жить. Вместо себя оставляю вам старшего брата вашего Изяслава. Он старше вас всех: слушайтесь его, как меня слушались во всем!"

Благословил Ярослав своих сыновей и скончался. Было ему уже 76 лет, когда он умер; очень он был стар. Народ очень любил своего доброго и справедливого князя и называл его "Мудрым" за всё то добро, которое сделал князь Ярослав русской земле.

Владимир Мономах

Не послушались сыновья и внуки Ярослава Мудрого того, что дедушка их говорил им перед смертью. Стали князья ссориться между собою, отнимать друг у друга земли. Каждому князю хотелось захватить себе землю, которая получше и побогаче.

Князья, которые были побогаче и посильнее, обижали слабых, приходили с войсками в землю своих братьев, жгли города и сёла; бедные жители оставались без домов и часто голодали. А князья убивали друг друга.

Один только внук Ярослава послушался своего деда и исполнил его волю. Этого князя звали Владимир Мономах. Мать этого князя была греческая царевна и кроме дедушки, Ярослава, у Владимира был ещё дедушка, греческий государь Константин Мономах. Потому и князя Владимира называли Мономахом.

Дедушка Мономах велел подарить своему внуку Владимиру свою золотую шапку, которая называлась венцом Мономаха. Эту шапку в первый раз надели на князя Владимира священники в церкви, когда он стал править всей русскою землёю. Это называлось: венчать князя на царство.

Владимир Мономах был очень добрым князем. Один он из всех князей не обижал других князей, своих младших братьев и племянников, не отнимал чужих земель. За обиженных князь всегда заступался и помогал им. Виноватых наказывал.

Жители Новгорода не слушались своего князя Всеволода, который был ещё очень молод. Тогда Владимир Мономах позвал новгородцев к себе на суд и приказал им повиноваться князю Всеволоду. Новгородцы послушались Владимира.

В это время приходили на Русь страшные враги, дикий народ, половцы. Много убили они русских людей, много сожгли богатых городов, а жителей увели к себе и заставляли работать день и ночь. Владимир собрал большое войско, победил половцев и прогнал их из русской земли. Так всю жизнь заботился князь о своём народе.

Умирая, князь Владимир Мономах сказал своим детям такие слова: "Милые дети! Молитесь Богу больше всего. Не ленитесь, не обижайте никого, да смотрите и за слугами своими, чтобы они никого не обижали; заботьтесь о больных и бедных, защищайте обиженных, как это я делал сам всю свою жизнь. Будьте храбры и ласковы с бедными и странниками, которые зайдут в ваш дом!"

Горько плакал народ, когда умер Владимир Мономах. Некому стало теперь мирить князей, некому стало защищать обиженных и заботиться о бедных. И начались опять на Руси всякие ссоры и войны.

Андрей Боголюбский

"Не любит наш князь Андрей города Киева! " – так говорили жители Киева про князя Андрея. И это была правда. Князь Андрей ещё маленьким мальчиком жил со своим отцом в другом городе, Суздале. Жители Суздаля очень любили своего маленького князя.

Когда князь Андрей вырос, он захотел навсегда остаться в Суздальской земле. А в это время жил он около города Киева, в Вышгороде.

Взял князь Андрей из церкви в Вышгороде Святой образ Божьей Матери, помолился и выехал в Суздаль. Чтобы попасть туда, надо было проехать через много других городов.

Однажды князь и его дружина подъезжали к городу Владимиру. Вдруг кони, которые везли образ Божьей Матери, стали и не захотели ехать дальше; запрягли других коней, но и эти не хотели ехать. Удивился весь народ такому чуду.

Князь велел здесь остановиться на ночь. Ночью князь Андрей увидел во сне Пресвятую Деву Марию, которая сказала ему, что хочет, чтобы её Пречистый образ остался во Владимире.

Князь Андрей поехал во Владимир и построил в этом городе большую богатую церковь. В этой церкви с молитвами поставили Чудесную икону Божьей Матери. Из всех городов стали приходить люди молиться ей. Многие больные получали здоровье, когда горячо и с верою молились перед этим Святым образом.

Сам князь Андрей стал жить во Владимире: князь построил в этом городе две прекрасные церкви, много хороших домов, и Владимир стал самым первым городом на Руси, вместо старого Киева.

Князь Андрей был очень благочестив и добр к бедным; давал много милостыни нищим, уважал и любил священников и прилежно молился Богу. За это народ назвал его Боголюбским, таким человеком, который любит Бога и слушает Его.

Андрей был также храбрый и сильный князь. Во время его княжения на русскую землю опять приходили половцы, но русские князья победили и прогнали их из своей земли. Однажды князь Андрей поссорился с жителями города Новгорода, которые не хотели слушаться его. Князь Андрей сначала воевал с ними, но потом они помирились, и Андрей Боголюбский оставил княжить в Новгороде своего сына Юрия.

Князь Андрей умер ещё молодым. Враги его, которых он наказал за разные дурные дела, пришли однажды ночью в дом князя и убили его. Но народ очень жалел, когда узнал о том, что злые люди погубили князя Андрея.

Нашествие татар

Пришли однажды старые враги русских, дикие половцы, к нашим князьям, пришли уже не воевать, как прежде, а с подарками и поклонами, и сказали: "Обижают нас новые страшные враги: зовут их татарами. Перебили они уже множество людей. Князей наших взяли в плен и победили уже семь народов. Помогите нам! Ведь мы соседи ваши: сегодня татары нас побили, а потом победят и ваш народ".

Николай Николаевич Головин

Моя первая русская история

в рассказах для детей

Бойтесь, дети, лени,

Как дурной привычки.

И читайте в сутки

Вы хоть по страничке.

Как жили в былые века наши деды,

И ряд их деяний, надежд и забот,

Походы, страдания, битвы, победы--

Здесь каждый в рассказах коротких прочтёт.

Предисловие

Мы постарались приспособить к детскому пониманию историю Русской земли, начиная с древнейших времен и кончая последними событиями. Известно, как интересуют детей рассказы о героях и подвигах. Русская история богата примерами геройских дел и добрых начинаний. Вместо сказок дети в этой книжке встретят интересную и поучительную действительность, примеры труда, любви к родине и самоотвержения, рассказанные возможно наглядно и просто и выясненные прилагаемыми картинами.

Будем надеяться, что рассказы о славе и добрых свойствах русского народа и его великих деятелей бросят в детские души первые побуждения к труду, первые семена любви к родной земле.

Наши предки

Давно, давно в стране, где мы теперь живем, не было ни богатых городов, ни каменных домов, ни больших сёл. Были одни только поля, да густые тёмные леса, в которых жили дикие звери.

По берегам рек, далеко друг от друга стояли бедные избушки. В избушках жили наши предки -- славяне, так назывался тогда русский народ.

Славяне были храбрым народом. Они много воевали со своими соседями и часто ходили на охоту, чтобы убивать диких зверей, которые выбегали из лесов и нападали на людей.

Из меха и кожи убитых зверей славяне делали себе на зиму тёплое платье. А летом, когда было тепло, они носили одежды из полотна, в которых было лёгко и не жарко. Когда славяне не воевали и не ходили на охоту, они занимались каким-нибудь другим делом: работали на поле, сеяли хлеб, пасли стада и ловили рыбу в реках и озёрах.

Славяне были очень добрые люди, они хорошо и ласково обращались со своими слугами. Когда в гости к ним приходил какой-нибудь бедный странник, они ласково принимали его и хорошо угощали.

Каждая семья славян, отец, мать и детки, жили в своей избушке отдельно от других таких же семей. Когда у отца было много больших сыновей, а у каждого сына была своя жена и детки, все, и дети и внуки, жили вместе со своими родителями и со своим дедушкой. Это была очень большая семья, и называлась она родом, или племенем.

В каждом роде все младшие во всем слушались своих родителей, а больше любили и уважали своего старого дедушку. Называли его старейшиной и начальником рода.

Славяне были язычниками, то есть верили, что богов много. Одни боги, думали славяне, добрые боги и любят людей. Другие боги -- злые и делают человеку много вреда. Так, доброе солнышко грело и освещало землю, и славяне называли его добрым богом. Называли солнышко ещё Даждьбогом, потому что оно давало людям тепло и урожай.

Часто летом гром гремел на небе, и сверкали молнии. Страшно тогда становилось человеку! И славяне думали, что за тучами прячется сердитый бог Перун, который за что-нибудь гневается на людей. Этого бога славяне очень боялись и приносили ему разные жертвы, чтобы он был подобрее к людям.

Ещё славяне думали, что в каждом доме живет бог-домовой, который заботится о том, чтобы всё было хорошо в этом доме, добрых людей любит и делает им добро, а злых наказывает.

Богов таких совсем нет и никогда не было на свете. Один только есть Бог, который сотворил и гром и солнышко и всё, что есть на земле. Но славяне в те давние времена не знали ещё настоящего Бога: потому и молились другим, языческим богам.

Как началось русское государство

В прежние времена чужие народы, которые жили по соседству с нашими предками-славянами, часто обижали их. Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей.

А сами славяне всё ссорились между собою, не хотели слушаться друг друга; они были как дети, у которых нет ни отца, ни доброй матери. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел.

Тогда один старый и умный начальник славян, по имени Гостомысл, позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: "Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также, чтобы чужие народы не обижали вас!"

Старики пересказали эти слова Гостомысла всему славянскому народу, и славяне послушались умного совета. Они послали послов за моря в другую, далекую страну, где жил народ по имени варяги. Послы пришли за море к варяжскому народу, Русь, и сказали знатным русским начальникам, которых варяги называли князьями, такие слова: "Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!"

Тогда три брата, три знатных русских князя, Рюрик, Синеус и Трувор, собрались и пришли в славянскую землю. С тех пор земля наша по имени русских князей стала называться Русью.

Рюрик поселился на реке Волхове, брат его, Синеус, стал жить на Белом озере, а третий брат, Трувор, построил себе городок Изборск.

Через два года два младших брата умерли, и Рюрик стал один княжить и управлять русским народом. Князь заботился о том, чтобы никто не обижал русских людей: разбирал их ссоры между собою и мирил их. Также Рюрик приказывал славянам строить себе города. Но славянские города не были похожи на наши большие красивые города: они напоминали наши теперешние деревни с деревянными бедными и маленькими избушками. Только вокруг всей деревни строили тогда славяне крепкий забор, за которым прятались от врагов.

Так как городов стало много, и Рюрик не поспевал везде сам защищать народ и разбирать его ссоры, то вместо себя посылал он в разные города своих воинов. Знатные воины Рюрика были также его друзьями и назывались дружиной князя.

Сам Рюрик жил в городе Новгороде, а его дружинники -- в других городах поменьше. Там они судили народ и защищали его от врагов.

На двух своих дружинников, Аскольда и Дира, за непослушание рассердился князь Рюрик и не дал им управлять городами. Тогда Аскольд и Дир обиделись на князя, не захотели служить ему больше и ушли из Новгорода.

Сели они на лодки и по реке Днепру поплыли прочь в чужую землю.

На берегу Днепра увидели они красивый городок на высокой зеленой горе и спросили у его жителей: "Кто построил этот городок?"

Жители отвечали им: "Построили его три брата, Кий, Щек и Хорив. Теперь все три умерли, а на нас напал дикий народ, хазары, и обижают нас. Берут с нас много дани: много меду, мехов, полотна и хлеба мы должны отдавать им!"

Аскольд и Дир со своими воинами прогнали хазар из города, а сами остались в Киеве и стали управлять его жителями.

Вещий Олег

Князь Игорь, сын прежнего русского князя Рюрика, был совсем ещё маленьким мальчиком и не мог сам управлять народом. За него стал княжить дядя его, Олег, который очень любил своего маленького племянника и заботился о нём.

Князь Олег захотел завоевать богатый город Киев. Собрал князь войско и поплыл в лодках по реке Днепру. У самого Киева велел Олег многим воинам своим спрятаться покамест в лодки и ожидать его. Сам же Олег с маленьким Игорем вышел на берег и послал своего слугу к Аскольду и Диру, которые правили городом Киевом, чтобы сказать им: "В Киев приехали люди, которых послал к вам князь Олег; приходите повидаться с ними!"

Аскольд и Дир пришли. Тогда воины Олега, которые раньше спрятались в лодках, вышли на берег и окружили их. Олег сказал Аскольду и Диру: "Вы не князья и не можете управлять Киевом". Потом он взял на руки малютку Игоря, показал его всему народу и сказал: "Вот сын Рюрика -- князь ваш!"


Головин Н.Н. Моя первая русская история. В рассказах для детей. М. Терра 1995г. 160с. Многочисленные рисунки. Твердый переплет, Энциклопедический формат.

Бойтесь, дети, лени, Как дурной привычки.
И читайте в сутки Вы хоть по страничке.
Как жили в былые века наши деды,
И ряд их деяний, надежд и забот,
Походы, страдания, битвы, победы-
Здесь каждый в рассказах коротких прочтёт.

В живом, интересном и наглядном изложении детям предлагается история Русской земли, начиная с древнейших времен и возникновения Руси, до становления Российской империи. Известно, как интересуют детей рассказы о героях и подвигах. Русская история богата примерами геройских дел и добрых начинаний. Вместо сказок дети в этой книжке встретят интересную и поучительную действительность, примеры труда, любви к родине и самоотвержения, рассказанные возможно наглядно и просто и выясненные прилагаемыми картинами.

Автор книги – Николай Николаевич Головин (1875 - 1944) – выходец старинного дворянского рода, русский военачальник, генерал-лейтенант, профессор Николаевской академии Генерального штаба, военный учёный, историк и исследователь военного дела – очень надеялся, что рассказы о славе и добрых свойствах русского народа и его великих деятелей бросят в детские души первые побуждения к труду, первые семена любви к родной земле. Вот какие слова он написал в заключении:

Вы можете гордиться именем русского. Россия могущественна, и велика её слава. Никаких злых или нечестных дел она никогда не сделала. Но вы прочитали и увидели сами, сколько потрудились русские люди, чтобы сделать нашу милую родину великой и славной страной. Князья, цари и императоры всю свою жизнь проводили в заботах о своём народе и своей земле. Были трудные времена, когда сам народ, не жалея своей жизни, отстаивал от врагов свою страну. Учёные, писатели, великие полководцы, художники, – все работали для славы родины. Но полководцы могут одерживать победы, когда их солдаты и офицеры умелы и храбры; архитектор не строит сам, а только показывает искусным рабочим, как надо строить. Так ко всякому делу приучаются разные люди. Каждый должен уметь делать своё дело хорошо; тогда и вся работа пойдёт хорошо и успешно и будет на пользу людям. Учитесь и вы, милые дети, прилежней, чтобы потом уметь делать полезное дело. Может быть, вам придется послужить своей родине. Потрудитесь для неё. Вспомните, что она когда-то много потрудилась для того, чтобы вам теперь в ней жилось хорошо и спокойно .”

Книга была написана в конце ХIХ века, это издание – репринт книги 1900 года с современной орфографией.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...