Народы африки в средневековье. Искусство средневековой африки

Африка, история которой полна тайн загадок в далеком прошлом и кровавых политических событий в настоящем - это континент, называемый колыбелью человечества. Огромный материк занимает одну пятую часть всей суши на планете, его земли богаты алмазами и полезными ископаемыми. На севере растянулись безжизненные, суровые и жаркие пустыни, на юге - девственные тропические леса с множеством эндемичных видов растений и животных. Нельзя не отметить разнообразие народов и этнических групп на континенте, их число колеблется в районе нескольких тысяч. Маленькие племена численностью в две деревни и крупные народы - творцы уникальной и неповторимой культуры «черного» материка.

Сколько стран на континенте, где находиться и история исследования, страны - все это вы узнаете из статьи.

Из истории континента

История развития Африки это один из наиболее актуальных вопросов в археологии. Причем, если Древний Египет привлекает ученых начиная с античного периода, то остальная часть материка оставалась в «тени» вплоть до 19 века. Доисторическая эпоха континента является самой длинной в истории человечества. Именно на нем были обнаружены самые ранние следы пребывание гоминид, обитавших на территории современной Эфиопии. История Азии и Африки шла особым путем, ввиду географического положения они были связаны торговыми и политическими отношениями еще до наступления бронзового века.

Документально известно, что первое путешествие вокруг континента было совершено египетским фараоном Нехо в 600 годы до нашей эры. В Средние века интерес к Африке стали проявлять европейцы, которые активно развивали торговлю с восточными народами. Первые экспедиции к далекому континенту организовал португальский принц, именно тогда был открыт мыс Боядор и сделан ошибочный вывод о том, что он является самой южной точкой Африки. Спустя годы другой португалец - Бартоломео Диас в 1487 году открыл мыс Доброй Надежды. После успеха его экспедиции, в Африку потянулись и другие крупные европейские державы. В итоге к началу 16 века все территории западного морского побережья были открыты португальцами, англичанами и испанцами. Тогда же началась колониальная история стран Африки и активная работорговля.

Географическое положение

Африка - это второй по размерам континент, площадь которого составляет 30,3 млн кв. км. Он растянут с юга на север на расстояние 8000 км, а с востока на запад - 7500 км. Для материка характерно преобладание равнинного рельефа. В северо-западной части присутствуют Атласские горы, а в пустыне Сахара - нагорья Тибести и Ахаггар, на востоке - Эфиопское, на юге - Драконовы и Капские горы.

Географическая история Африки тесно связана с англичанами. Появившись на материке в 19 веке, они активно исследовали его, открывая потрясающие своей красотой и величием природные объекты: водопад Виктория, озера Чад, Киву, Эдуард, Альберт и др. На территории Африки расположена одна из самых крупных рек мира - Нил, которая с начала времен был колыбелью Египетской цивилизации.

Материк является самым жарким на планете, причиной тому служит его географическое положение. Вся территория Африки располагается в жарких климатических поясах и пересечена экватором.

Исключительно богат материк полезными ископаемыми. Всему миру известны крупнейшие месторождения алмазов в Зимбабве и ЮАР, золота в Гане, Конго и Мали, нефти в Алжире и Нигерии, железных и свинцово-цинковых руд на северном побережье.

Начало колонизации

Колониальная история стран Азии и Африки имеет весьма глубокие корни, уходящие в античную эпоху. Первые попытки подчинить себе эти земли европейцы предприняли еще в 7-5 вв. до нашей эры, когда по берегам континента появились многочисленные поселения греков. Вслед за этим последовал длительный период эллинизации Египта в результате завоеваний Александра Македонского.

Затем под давлением многочисленных римских войск было консолидировано практически все северное побережье Африки. Однако романизации оно подверглось очень слабо, коренные племена берберов попросту углубились в пустыню.

Африка в Средние века

В период упадка Византийской империи история Азии и Африки сделал крутой разворот абсолютно в противоположную от европейской цивилизации сторону. Активизировавшиеся берберы окончательно разрушили очаги христианской культуры в Северной Африке, «очистив» территорию для новых завоевателей - арабов, которые принесли вместе с собой ислам и оттеснили Византийскую империю. К седьмому веку присутствие в Африке раннеевропейских государств практически свелось к нулю.

Кардинальный перелом наступил лишь на завершающих стадиях Реконкисты, когда главным образом португальцы и испанцы отвоевали Пиренейский полуостров и устремили свой взор на противоположный берег Гибралтарского пролива. В 15-16 веках они вели в Африке активную завоевательную политику, захватив целый ряд опорных пунктов. В конце 15 в. к ним присоединились французы, англичане и голландцы.

Новая история Азии и Африки ввиду многих факторов оказалась тесно взаимосвязана. Торговля к югу от пустыни Сахара активно развивавшаяся со стороны арабских государств привела к постепенной колонизации и всей восточной части континента. Западная Африка устояла. Появились арабские кварталы, однако попытки Марокко подчинить себе эту территорию оказались неудачными.

Гонка за Африку

Колониальный раздел континента в период со второй половины 19 века и до начала Первой мировой войны получил название «гонка за Африку». Это время охарактеризовалось жесткой и острой конкуренцией ведущих империалистических держав Европы за проведение военных операций и исследовательских работ в регионе, которые в конечном итоге были направлены на захват новых земель. Особенно сильно процесс развернулся после принятия на Берлинской конференции 1885 года Генерального акта, провозгласившего принцип эффективной оккупации. Кульминацией раздела Африки стал военный конфликт между Францией и Великобританией в 1898 году, произошедший в Верхнем Ниле.

К 1902 году 90% территории Африки находилось под контролем европейцев. Отстоять независимость и свободу удалось только Либерии и Эфиопии. С началом Первой мировой войны завершилась колониальная гонка, в результате которой была поделена практически вся Африка. История развития колоний шла разными путями, в зависимости от того, под чьим протекторатом она находилась. Самые крупные владения были у Франции и Великобритании, немного меньше у Португалии и Германии. Для европейцев Африка была важным источником сырья, полезных ископаемых и дешевой рабочей силы.

Год независимости

Переломным считается 1960 год, когда одно за другим молодые африканские государства стали выходить из-под власти метрополий. Безусловно, процесс не начался и не завершился в столь короткий период. Однако именно 1960 год провозглашен «африканским».

Африка, история которой не развивалась изолированно от всего мира, оказалась так или иначе, но тоже втянута во Вторую мировую войну. Северную часть континента затронули военные действия, колонии выбивались из последних сил, чтобы обеспечить метрополии сырьем и продовольствием, а также людьми. Миллионы африканцев приняли участие в военных действиях, многие из них «осели» впоследствии в Европе. Несмотря на мировую политическую обстановку для «черного» континента годы войны ознаменовались экономическим подъемом, это время, когда строились дороги, порты, аэродромы и взлетные полосы, предприятия и заводы и т.д.

Новый виток история стран Африки получила после принятия Англией в которой подтверждалось право народов на самоопределение. И хотя политики пытались объяснить, что речь шла об оккупированных Японией и Германией народах, колонии трактовали документ и в свою пользу в том числе. В вопросах приобретения независимости Африку сильно опережала более развитая Азия.

Несмотря на никем не оспариваемое право на самоопределение, европейцы не спешили «отпускать» свои колонии в свободное плавание и в первое десятилетие после войны любые выступления за независимость жестоко подавлялись. Прецедентным стал случай, когда англичане в 1957 году предоставили свободу Гане - наиболее экономически развитому государству. К концу 1960 года половина Африки обрела независимость. Однако, как оказалось, это еще ничего не гарантировало.

Если обратить внимание на карту, то вы заметите, что Африка, история которой весьма трагична, поделена на страны четкими и ровными линиями. Европейцы не стали вникать в этнические и культурные реалии континента, поделив попросту территорию по своему усмотрению. В результате многие народы оказались разделены на несколько государств, другие объединились в одном вместе с заклятыми врагами. После обретения независимости все это породило многочисленные этнические конфликты, гражданские войны, военные перевороты и геноцид.

Свобода была получена, вот только что делать с ней никто не знал. Европейцы ушли, забрав с собой все, что было можно взять. Практически все системы, в том числе образование, здравоохранение приходилось создавать с нуля. Не было ни кадров, ни ресурсов, ни внешнеполитических связей.

Страны и зависимые территории Африки

Как уже было сказано выше история открытия Африки началась очень давно. Однако вторжение европейцев и столетия колониального режима привели к тому, что современные независимые государства на территории материка сформировались буквально в середине-второй половине двадцатого века. Трудно сказать, принесло ли право на самоопределение благополучие в эти места. Африку по-прежнему считают самым отсталым в развитии материком, обладающим между тем всеми необходимыми ресурсами для нормальной жизни.

В данный момент континент заселен 1 037 694 509 людьми - это около 14% от всего населения земного шара. Территория материка поделена на 62 страны, но только 54 из них признаны независимыми мировым сообществом. Из них 10 государств островных, 37 - с широким выходом к морям и океанам и 16- внутриконтинентальных.

В теории Африка - это континент, но на практике к ней часто присоединяют близлежащие острова. Некоторые из них по-прежнему принадлежат европейцам. В том числе французские Реюньон, Майотта, португальская Мадейра, испанские Мелилья, Сеута, Канарские острова, английские острова Святой Елены, Тристан-да-Кунья и Вознесения.

Страны Африки принято условно делить на 4 группы в зависимости от южная и восточная. Иногда также выделяют отдельно центральный регион.

Страны Северной Африки

Северной Африкой называют весьма обширный регион с площадью около 10 млн. м 2 , причем большую часть занимает пустыня Сахара. Именно здесь расположены самые крупные по территории страны материка: Судан, Ливия, Египет и Алжир. Всего государств в северной части восемь, поэтому к перечисленным следует добавить САДР, Марокко, Тунис.

Новейшая история стран Азии и Африки (северного региона) тесно взаимосвязана. К началу 20 века территория полностью находилась под протекторатом европейских стран, независимость они обрели в 50-60 гг. прошлого столетия. Географическая близость к другому континенту (Азии и Европе) и традиционные давние торгово-экономические связи с ним сыграли свою роль. В плане развития Северная Африка в гораздо более выгодном положении по сравнению с Южной. Исключение, пожалуй, составляет только Судан. Тунис обладает самой конкурентоспособной экономикой на всем континенте, Ливия и Алжир добывают газ и нефть, которые экспортируют, Марокко занимается добычей фосфоритов. Преобладающая доля населения по-прежнему занята в аграрном секторе. Немаловажной отраслью экономики Ливии, Туниса, Египта и Марокко является развивающийся туризм.

Крупнейший город с более чем 9 миллионами жителей - египетский Каир, население других не превышает 2 млн - Касабланка, Александрия. Большая часть африканцев севера живет в городах, являются мусульманами и говорят по-арабски. В некоторых странах одним из официальных считается французский язык. Территория Северной Африки богата памятниками древней истории и архитектуры, природными объектами.

Здесь же планируется развитие амбициозного европейского проекта Desertec - строительство самой крупной системы солнечных электростанций в пустыне Сахара.

Западная Африка

Территория Западной Африки простирается к югу от центральной Сахары, омывается водами Атлантического океана, на востоке ограничена Камерунскими горами. Присутствуют саванны и тропические леса, а также полное отсутствие растительности в Сахеле. До того момента, когда на берега ступили европейцы в этой части Африки уже существовали такие государства, как Мали, Гана и Сонгай. Гвинейский регион долгое время называли «могилой для белых» из-за опасных непривычных для европейцев заболеваний: лихорадки, малярия, сонная болезнь и т. д. В данный момент в группу западных африканских стран входят: Камерун, Гана, Гамбия, Буркина-Фасо, Бенин, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Либерия, Мавритания, Кот-д´Ивуар, Нигер, Мали, Нигерия, Сьерра-Леоне, Того, Сенегал.

Новейшая история стран Африки в регионе омрачена военными столкновениями. Территорию раздирают многочисленные конфликты между англоязычными и франкоязычными бывшими европейскими колониями. Противоречия кроются не только в языковом барьере, но и в мировоззрениях, менталитетах. Существуют горячие точки в Либерии и Сьерра-Леоне.

Дорожное сообщение развито очень слабо и, по сути, является наследием колониального периода. Государства Западной Африки относятся к беднейшим во всем мире. В то время как Нигерия, к примеру, обладает огромными запасами нефти.

Восточная Африка

Географический регион, включающий страны к востоку от реки Нил (за исключением Египта), антропологи называют колыбелью человечества. Именно здесь, по их мнению, обитали наши прародители.

Регион крайне нестабилен, конфликты превращаются в войны, в том числе очень часто в гражданские. Практически все они образуются на этнической почве. Восточная Африка населена более чем двумя сотнями народностей, относящихся к четырем языковым группам. Во времена колоний территория делилась без учета данного факта, как уже было сказано, не соблюдались культурные и естественные этнические границы. Конфликтный потенциал очень сильно тормозит развитие региона.

К Восточной Африке относятся следующие страны: Маврикий, Кения, Бурунди, Замбия, Джибути, Коморы, Мадагаскар, Малави, Руанда, Мозамбик, Сейшельские острова, Уганда, Танзания, Сомали, Эфиопия, Южный Судан, Эритрея.

Южная Африка

Южноафриканский регион занимает внушительную часть материка. В нем расположено пять стран. А именно: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР. Все они объединились в Южноафриканский таможенный союз, добывающий и торгующий главным образом нефтью и алмазами.

Новейшая история Африки на юге связана с именем известного политика Нельсона Манделы (на фото), посвятившего свою жизнь борьбе за свободу региона от метрополий.

ЮАР, президентом которой он был в течение 5 лет, сейчас является наиболее развитой страной на материке и единственной, которую не относят к категории «третьего мира». Развитая экономика позволяет занимать ей 30 место среди всех государств по МВФ. Имеет очень богатые запасы природных ресурсов. Также одной из самых успешных по развитию в Африке является экономика Ботсваны. На первом месте стоит животноводство и земледелие, в крупных масштабах ведется добыча алмазов и полезных ископаемых.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 26.03.2016 17:40 Просмотров: 2424

Искусство Тропической Африки стало известно европейцам только в конце XIX в. Но совершенство этого искусства было поразительным.

Самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части: в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго.
Конечно, искусство Африки очень разнообразно, можно выделить различные стили африканского искусства со своими особыми чертами. Но в пределах одной небольшой статьи нет возможности подробнее рассмотреть эту тему, поэтому мы даём только обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки.
Искусство и культура Африки до сих пор ещё не полностью изучено, в этом вопросе пока много загадок и пробелов. Хотя открытия делаются постоянно. Археологи уверены, что африканское искусство развивалось не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в горных массивах Сахары, которая 7-8 тысяч лет назад была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние – к первым векам нашей эры

О существовании доисторических росписей в Сахаре знали давно, но только после экспедиции французского ученого А. Лота в 1957 г. о ней стало широко известно: он привез в Париж более 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассилин. А в настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Ландшафт Тассилин-Адджер
Огромное пустынное плато Тассилин-Адджер (площадь 72 тыс. км²) расположено в Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира. Поверхность Тассилин-Адджера пересекают каньоны, русла высохших древних рек. В скалах Тассили множество гротов и пещер, а также горячих вулканических источников.

Древние обитатели Тассилин-Адджера оставили свыше 15 тыс. наскальных рисунков и рельефов, датируемых от 7 тысячелетия до н. э. до VII в. н. э. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары, объект ЮНЕСКО. Рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние – петроглифы, они выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000-2000 лет до н. э.

Сцена охоты
Это в основном сцены охоты и изображения животных «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др.

Буйволы
Животные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные позднее – их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Анри Лот, изучавший рисунки в 1956-1957 гг., называл их «круглоголовые люди».
Более поздние рисунки конца 3000-1000 лет до н. э. выполнены красками и изображают домашних животных: овец, коз, крупный рогатый скот. Здесь встречаются также изображения лошадей, собак, муфлонов, слонов и жирафов. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины – в колоколообразных юбках.

Верблюды
Также были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э.- началу нашей эры.
Появление верблюда на рисунках (200-700 гг. н. э.) знаменует «период верблюда».
Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и др. орудий человека.
В эпоху неолита эта местность была богата водой и здесь произрастали различные породы лиственных и хвойных деревьев, олеандр, мирт, дуб, цитрусовые и оливковые деревья. В тех местах, где сейчас можно увидеть засыпанные песком долины, протекали полноводные реки. В них было много рыбы и крупных речных животных: бегемотов, крокодилов – об этом свидетельствуют сохранившиеся кости.

Петроглифы Феццана

Петроглифы Феццана считаются вершиной первобытного искусства. Местность, где находятся эти изображения, в настоящее время представляет собой безжизненную пустыню. На скалах ясно видны изображения слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников с дротиками и т. д. Размеры фигур достигают нескольких метров.

В IV тысячелетии до н. э. из наскальных изображений остаются жирафы, страусы, антилопы, но появляются изображения хищников и первые фигуры быков. Быки в разных позах и ракурсах, то с длинными, то короткими рогами, с рогами, загнутыми назад или изогнутыми в виде лиры, становятся основным объектом изображения.
Примерно в середине IV тысячелетия до н. э. в Тассилин обосновываются скотоводческие племена, поэтому появляются большие наскальные панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков.
Древние художники высекали свои произведения в скалах или писали их минеральными красками с преобладанием желтых, коричневых, голубых и красноватых тонов. Яичный белок использовался в качестве вяжущего материала. Краски наносились рукой, кистями и перьями.

Культура Нок

Область жизнедеятельности Нок

Древнейшая известная африканская культура была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. Эту культуру назвали культурой Нок. С тех пор удалось найти множество предметов этой культуры. Их датировали при помощи метода радиоактивного углерода. Цивилизация Нок возникла в Нигерии примерно за 900 лет до н. э. и загадочно исчезла в 200 году н. э. (конец неолита (каменного века) и начало Железного века). Считается, что цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.

Статуэтка Женщины. Высота 48 см. Возраст: от 900 до 1500 лет

Терракотовая скульптура Нок
Цивилизация Нок также известна распространением металлургии железа в Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали. Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но убедительных доказательств связи древнего Египта и Нок нет.
Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. Возможно, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

Народ сао

До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад. Эта археологическая культура существовала в X-XIX вв. н. э. в области нижних течений рек Шари и Логоне (территория современной Республики Чад). По преданию, народ сао пришёл в район озера Чад из оазиса Бильма в Сахаре. Население занималось охотой, рыболовством и земледелием, знало металлургию железа, меди и бронзы; были развиты различные ремёсла. Раскопками, произведёнными в середине 20-х гг. XX в. исследованы остатки многочисленных поселений. Открыты руины городских стен и глинобитных домов, множество изделий из глины (скульптура, погребальные урны, детские игрушки, украшения, большие сосуды для хранения зерна), металлов, кости, рога, перламутра. Наиболее интересные произведения глиняной скульптуры (главным образом X в.) – головы и статуи, поражающие гротескной деформацией черт лица.

Скульптура сао
Существует легенда о народе сао – это были гиганты, одной рукой перегораживавшие реки, делавшие луки из стволов пальм и легко переносившие на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру.
Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека и животного.
Кроме скульптурных произведений до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

Наскальная живопись (Южная Родезия)
Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. В 20-х гг. XIX в. в горах Матопо были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо.

Рельеф (Южная Родезия)

Деревянная скульптура

Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки, кроме восточных районов, где был распространен ислам. Хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150-200 лет, считают, что деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, но во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.

Народная скульптура составляет две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой (изображения различных духов, предков), а маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т. д.

У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры, но в ней много общих черт. Её обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева мягких пород, раскрашивали тремя красками – белой, черной и красно-коричневой, иногда зелёной и синей. Африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, а остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках часто соединялись черты человека и животного.

Богатые самобытные художественные традиции сохранились на территории процветавшего в XVI-XVIII вв. в глубине экваториальных лесов государства Бушонго (в верховьях реки Кассай, притока Конго).
Во многих районах Тропической Африки искусство деревянной скульптуры существует и сейчас.

Искусство средневековой Африки

Культура Ифе

И́фе – город на юго-западе Нигерии. Это один из важнейших очагов древней цивилизации в Западной Африке. В XII-XIX вв. Ифе был городом-государством народа йоруба. В Ифе найдены терракотовые головы, монументальные бронзовые головы богов и властителей, выразительные, покрытые орнаментальными украшениями бронзовые полуфигуры (скорее всего, это были цари Ифе).
Бронзовая скульптура Ифе оказала большое влияние на развитие художественной культуры Бенина – государства, существовавшего до конца XIX в. на территории Нигерии. Йоруба до настоящего времени считают Ифе своей прародиной.
Когда в результате экспедиций 1910 и 1938 гг. были найдены здесь бронзовые и терракотовые скульптуры, которые не уступали лучшим образцам античного искусства, то эти находки поразили Европу. Трудно установить время исполнения этих фигур, но ориентировочно это XII-XIV вв.

Портретные скульптуры из Ифе исполнены почти в натуральную величину. Они отличаются пропорциональностью и гармонией – воплощённый идеал человеческой красоты того времени. К тому же бронзовая отливка этих фигур была так же совершенна, как и формы.
Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям – оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.
Город был уничтожен во время английской карательной экспедиции 1897 г., и многие произведения искусства погибли в огне.

Бронзовые рельефы Ифе
Кроме скульптурных произведений, до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.
В некоторых скульптурных головах культуры Ифе можно заметить черты передачи сходства.

Бронзовая фигура царя
К XV в. государство Бенин стало господствовать над народом йоруба. Оживлённую торговлю с Бенином вели португальцы (XVII-XVIII вв.), поэтому существует описание этого государства, его великолепных дворцов. Французский путешественник Ландольф даже сравнивал Бенин с крупными французскими городами того времени. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

Бенинская бронза
Большие бронзовые головы изображают в основном царей Бенина. До сих пор в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим.
По преданию, в середине XIII в. (правление царя Огула) из города Ифе в Бенин прислали мастера-литейщика Игве-Ига, он выучил других мастеров, которые жили в особом квартале вблизи царского дворца. Искусство бронзового литья держали в секрете.

Бронзовые рельефы украшали залы дворцов и галерей. На них изображали различные сцены из жизни, а также царей, придворных и т.д.
Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуры почти всех народов Гвинейского побережья.
Например, литейщики Ганы изготавливали миниатюрные бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Очень распространено было литьё из золота у народов бауле. Их золотые масочки отличаются изяществом. Их носили на шее или у пояса. Возможно, они изображали головы убитых врагов. Маски бауле разнообразны, но имеют и общие черты: овальное лицо, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, волосы в виде скрученных пучков и др.

Маска бауле
Искусство древних и средневековых государств Тропической Африки говорит о том, что народы Африки достигли высокого уровня и создали самобытную высокохудожественную культуру.

Народы, населявшие Африку южнее Сахары, прошли длительный и самобытный путь исторического развития. Эти народы называют тропической цивилизацией. В средние века никакой цивилизации не было, а были только отдельные племена.

Жизнь на этой территории сформировалась в 1 тыс. н.э. История в этом случае ставит эксперимент – развитие народов в полнейшей изоляции. Существуют 2 точки зрения на развитие народов Африки.

    Позиция Европейская, связанная с размышлением о развитии Африки, которая зависит от внутренних факторов и особенностей развития негритянской расы (ставили под сомнение умственные способности целой расы).

    Концепция негритюда. Негроидный тип более выживаемый, способный на более высокий интенсивный взлет. Причину отставания в развитии видят в колониализме и работорговле (европейцы вывезли из Африки более 100 миллионов человек).

До 15 века в Африке была доколониальная эпоха. Народы развивались изолировано. После 15 века настал период послеколониализма (разве есть такое слово?)

Африка относится к адаптационному типу цивилизаций:

Высокая приспособленность к природе (влияние на сознание)

Специфика почв, не позволяющих применять плужное землевладение – очень тонкий плодородный слой.

Обилие сильных хищников - высокий уровень самозащиты, + многочисленные болезни людей

Огромные пространства и низкая плотность - слабая вариативность развития.

В Африке так и не сложилась система внутриконтинентальной торговли, были примитивные средства хранения информации (только устный способ ее передачи, либо танцами и ритуалами). Для всех африканских народов было характерно встроенность человека в естественную среду обитания, неотделенность от земли. Человек и природа взаимопроникают друг в друга. Все эти факторы формируют определенную систему ценностей – социальное богатство состоит в широких родственных связях, никакой автономности личности, высокая степень мифологичности в сознании людей в сочетании образности и конкретности мышления. Таким образом причинами замедленного исторического развития является невозможность к саморазвитию. Этот тип общество многие историки называют холодным.

Основные Гос-ва Африки – Судан, Мали, Гана. На территории современного Судана существовало политическое образов – Нубия (район Белого и Голубого Нила). Это была земледельческая цивилизация. Одно из самых развитых политических объединений, стало центом распространения христианства.

Гана – территория на востоке до Нигера, на юге до Сенегала. Политический расцвет в 1054. Постоянные войны с берберами. Вела торговлю со странами Магриба. С 1076 г. Гана стала предметом завоевания сначала Альморавидов, затем Марокканцев. В 1203 г. была завоевана царством Сосо.

Мали. Возникло около 8 века. Экономический расцвет относится к началу 12 века при полководце Сундиате. Столица – Ниани - самый крупный торговый центр на верхнем течении Нигера.

18. Рабство в социально-экономической и политической жизни стран Азии и Африки.

Со второй четверти 15 века началось проникновение европейцев, главным образом Португальцев и испанцев. Закрепившись в Западной Африки и создав там широкое плантационное хозяйство, португальцы очень нуждались в рабочей силе, что привело к работорговле. Они вывозили рабов на сахарные плантации и на Золотой берег, где их обменивали на золото. К этому времени спрос на рабский труд повысился во много раз. Началась усиленная борьба европейских колониальных держав за захват африканских рынков рабочей силы. К 1610 г. португальская монополия была подорвана голландской конкуренцией. Однако и господство Голландии было не долговечно, в борьбу за захват колониальных рынков вступили Англия и Франция. Они организовали крупные торговые компании по торговле рабами, к примеру, француз. Компания, основ в 1664 г., или английская «Королевская африканская компания», основанная в 1672 г.

Огромный спрос на рабочую силу довел объем работорговли до не бывалых размеров. Две трети рабов было вывезено из Западной Африки, что нанесло непоправимый ущерб развитию африканских народов. Войны, работорговля уносили миллионы человеческих жизней.

Работорговля повлекла за собой глубокие внутренние экономические и политические последствия для дальнейшей истории африканских народов. Они выразились в парализации производительных сил, в разрушении традиционных торговых связей с северными областями континента, в распаде крупных Гос. образований, в моральной деградации втянувшихся в торговлю господствующих классов африканских государств.


1. Народы Африки На просторах равнины в междуречье Нигера и Сенегала, в долинах этих рек, расположен Западный Судан. Здесь добывали много золота. О богатствах Судана в Средние века ходили легенды. Один из арабских географов сообщил, что здесь «золото растет в песке, так же как морковь, и его собирают на восходе солнца». Через Западный Судан проходили важнейшие торговые пути от Гвинейского залива к берегам Средиземного моря. Земледельцы торговали с кочевниками, обитавшими на границе Сахары: в обмен на соль, шкуры и скот кочевники получали зерно и изделия ремесла. Путь через пустыню Сахару был трудным и опасным. Не один десяток караванов погиб здесь от жажды или нападений кочевников.


2. Западная Африка Самым древним государством Судана была Гана, достигшая могущества в X веке. Царь Ганы и родовая знать разбогатели от торговли золотом и солью. У царя была большая армия, состоявшая из отрядов лучников и конницы. В столице Ганы был огорожен стенами особый царский квартал с дворцом, святилищем и тюрьмой. Здесь проводились торжественные царские приемы. В другой части города были выстроены мечети и дома арабских купцов.


2. Западная Африка В конце XI века войска султана арабского государства Марокко (Север Африки) захватили и разрушили столицу Ганы. Царь обязался платить султану дань и вместе со знатью принял ислам. Восставшее население вскоре изгнало марокканцев, но территория Ганы сократилась, она подчинилась государству Мали.


2. Западная Африка Расцвет Мали относится к XIII веку, когда его правители завоевали соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото. Правитель и его приближенные приняли ислам. После этого в городах поселились мусульманские купцы из Северной Африки.


2. Западная Африка Позже, в XV веке, окрепло государство Сонгай. Расширение его границ было достигнуто в правление энергичного, воинственного Али Бера (1464-1492). Он построил большой речной флот; в армии была введена суровая дисциплина. Али Бер почти всю жизнь провел в походах. Ему удалось присоединить к своим владениям главные города Судана. В африканских сказаниях и легендах Али Бер предстает волшебником, который умел летать, становиться невидимкой и превращаться в змея.


2. Западная Африка Правители и вельможи держали на своих землях по 500-1000 зависимых людей, которых селили в особых поселках. Зависимые люди платили владельцу оброк, а государству налоги. Свободные общинники также зависели от знати. С середины XVI века Сонгаи быстро слабеет. Родственники правителя, занимая высокие должности, устраивали заговоры, влиятельная мусульманская знать в городах мало считалась с правителями. Начавшиеся междоусобные войны привели государство в упадок. В конце XVI века Сонгаи было разгромлено войсками султана Марокко.


3. Восточная Африка Аксум поддерживал тесные связи с Римской империей, а позднее - с Византией. Царь и его приближенные приняли христианскую веру. В стране была создана письменность. В VII веке арабы отняли у Аксума владения в Южной Аравии, а затем напали на него. Государство распалось на отдельные княжества; князья вели жестокую борьбу за престол. В X веке Аксум перестал существовать.


3. Восточная Африка На восточном берегу Африки выросли города-государства. В них охотно селились арабы, иранцы, индийцы. Здесь строили большие корабли, было много опытных моряков. Купцы из этих городов плавали на своих кораблях по Индийскому океану, торговали с Индией, Ираном и другими странами Азии.


4. Культура Африки Возникли мусульманские школы, а в городе Томбукту - высшее училище, где изучали богословие, историю, право, математику, астрономию. Ученые создали письменность на основе местных языков. Были основаны библиотеки, где хранилось, много рукописных книг. Книги продавали в лавках, причем, по словам современника, получали «больше прибыли, чем от прочих товаров».


4. Культура Африки Немалые достижения имели африканцы в искусстве. Старинные деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают выразительностью. В царском дворце в Бенине были найдены бронзовые доски с барельефами (выпуклыми изображениями) царей и вельмож, сценами охоты, войны и придворной жизни.


4. Культура Африки Европейцы стали осваивать Африку еще в античное время. В XIV веке они свободно плавали вдоль ее северо-западного побережья, выменивая ножи, стеклянные бусы и другие изделия европейских ремесленников на золото, очень ценимую в Европе слоновую кость, рога носорогов, которым приписывали лечебные свойства, попугаев для знатных дам.


Использованные материалы Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2008 г. Иллюстрации: - Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6 класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.


Канку Муса был самым знаменитым правителем Мали. О его паломничестве (хадже) к святым местам в 1324 году стало известно во всем мусульманском мире. В пути его сопровождала свита из 8 тысяч воинов и не меньшего числа рабов; на верблюдов было нагружено до ста вьюков с золотом весом около 12 тонн. В каждом городе, куда Канку Муса прибывал в пятницу, он приказывал строить мечеть. Даже в центре Сахары он лакомился свежей рыбой, которую ему привозили гонцы, а для купания любимой жены выкопали огромный бассейн и наполнили его водой из бурдюков. Прибыв в Каир, Канку Муса, не торгуясь, платил любую цену за товары и раздавал милостыню огромными суммами. В Мекке он покупал дома и участки земли для черных паломников. В конце концов деньги, накопленные поколениями подданных, у Мусы кончились, но ему так доверяли, что каирский купец одолжил большую сумму. Хадж в Мекку укрепил авторитет правителя Мали среди мусульман.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

ИСТОРИЯ АФРИКИ

Ц ентром, где некогда, в древние времена, родилась первая цивилизация людей-земледельцев, был Ближний Восток. Ещё в V тысячелетии до нашей эры здесь выросли первые города и храмы, родилась письменность, а затем появились ремёсла, торговля и искусства. Вместе с переселенцами и торговцами достижения древней цивилизации распространялись на запад и восток, в Европу, в Индию – и дальше, туда, куда уплывали парусные корабли и доходили караванные тропы. На север от древнего центра цивилизации располагалась Великая Степь, а на юге простирались бескрайние пустыни Аравии и Сахары – впрочем, в те времена Сахара не была столь безжизненной, как теперь; там было много поросших камышом озер, и в сезон дождей обширные низины зеленели свежей травой. На юге, за Сахарой, располагалась саванна, где росла трава в рост человека, и кое-где встречались островки лесов; эти острова становились всё более частыми и густыми и, наконец, сливались в зеленую стену непроходимых, переплетенных лианами джунглей. Джунгли были особым миром, где могли выжить лишь люди леса – малорослые пигмеи, умевшие пробираться во влажных зарослях и ловить сетями мелких зверей. В саванне севернее лесов жили чернокожие негры, мужественные охотники, с луком и отравленными стрелами подстерегавшие быков, жирафов и слонов; яд не сразу убивал этих гигантов и охотникам приходилось целыми днями преследовать раненого зверя, увертываясь от его рогов или бивней. На востоке и на юге от огромной области джунглей тоже лежала саванна; здесь жили бушмены, отличавшиеся от негров меньшим ростом и более светлой кожей. В средние века, когда эти края стали посещать арабские торговцы, они были немало удивлены щелкающим, похожим на щебетание птиц, языком бушменов и необычно толстыми ягодицами бушменских женщин – это считалось у туземцев признаком красоты.

Жизнь африканских охотников текла своим чередом, пока на Ближнем Востоке не родилась новая цивилизация земледельцев и скотоводов. Ощущая нехватку пастбищ, скотоводческие племена Аравии в VI тысячелетии прошли через Суэцкий перешеек в Африку и вскоре расселились на просторах Сахары вплоть до Океана. Огромные стада беспощадно вытаптывали растительность; климат становился всё более жарким, и Сахара постепенно превращалась в пустыню. В конце II тысячелетия до Африки докатилась волна нашествия, выплеснувшегося из Великой Степи; "народы моря", овладев Балканами, пересели с колесниц на корабли и высадились на берегу Ливии; здесь они снова взошли на большие, запряжённые четвёрками коней колесницы и устремились в глубь материка. Эти племена колесничных воинов назывались гарамантами; они покорили пастухов Сахары и дали начало новому народу – берберам, которые и сейчас населяют Великую Пустыню. "Народы моря" нападали и на Египет, но были отброшены могущественными фараонами Нового Царства; Египет тогда находился в зените славы, и победоносные армии фараонов совершали походы далеко на юг по долине Нила. Ещё в XV веке египетские отряды прошли через ущелья, пробитые великой рекой в безжизненных, окруженных пустыней горах и завоевали Нубию – страну чернокожих людей на границе саванны. Здесь были построены крепости и храмы, и местные писцы научились передавать слова своего языка с помощью египетских иероглифов – так родилась первая цивилизация Чёрной Африки. В XI веке в Египте начались смуты, и Нубия стала независимой; здесь появились свои божественные фараоны, которые строили пирамиды и совершали походы в Египет. Нубийские отряды проникали по саванне на запад, захватывали рабов и подчиняли племена негров, которые не могли сопротивляться железным мечам нубийцев. Покорённые народы заимствовали у завоевателей секреты плавки железа и выращивания зерновых – но, поскольку пшеница плохо росла в саванне, негры одомашнили местные злаки, сорго и просо. На рубеже нашей эры племена саванны научились выращивать ямс – клубнеплодное растение, похожее на картофель. Ямс мог расти на вырубках среди джунглей, и это открытие положило начало освоению тропического леса: земледельцы с железными топорами вырубали деревья на небольшом участке, потом сжигали высохшие стволы и, вырыв среди пней лунки, садили ямс. Расчищенный участок плодоносил лишь два-три года, потом деревня перебиралась на новое место, а вырубка быстро зарастала влажным лесом. Так же, как в лесах Азии и Европы, переложная система земледелия требовала объединения всех сил деревни, поэтому крестьяне жили сплочёнными родовыми общинами: вместе валили лес, вместе обрабатывали землю мотыгами и убирали урожай. В течение первого тысячелетия нашей эры племена земледельцев-банту широко расселились в тропических лесах, и некоторые из них вышли на южную окраину джунглей, в саванны на берегу Замбези; охотники-бушмены были оттеснены в пустыню Калахари.

В IV веке на могущественное Нубийское царство неожиданно обрушилось нашествие с востока, со стороны Эфиопского нагорья. Нагорье было удивительной горной страной, расположенной на высоте в 2000 метров над уровнем моря и обрывавшейся в сторону прибрежных равнин отвесными каменными стенами. Здесь были мягкий климат и плодородные почвы, издавна привлекавшие переселенцев с другого берега Красного моря – из Аравии. Переселенцы, прибывшие в I веке нашей эры, основали на плоскогорье город Аксум и принесли с собой культуру Востока – письменность, искусство строительства плотин и каменных зданий. Неподалёку от Аксума располагался порт Адулис, где останавливались направлявшиеся в Индию корабли александрийских греков. Эфиопские купцы участвовали в морской торговле, продавали грекам слоновую кость, благовония, рабов и вместе с ними плавали в Индию. В 330 году аксумский царь Эзана услышал от купцов, что римский император Константин принял христианство, и решил последовать примеру своего могущественного соседа. Эзана создал сильное войско, совершил много походов, и "силою бога Христа" покорил Нубию. Если верить легендам, то часть нубийцев отступила по саванне на запад, где они, подчинив местных жителей, основали новые города-государства.

Аксум оставался могущественным государством до VII века, когда волна арабского нашествия затопила всю Северную Африку и достигла границ Нубии. Эфиопия оказалась отрезанной от остального христианского мира, и ей пришлось в одиночку сражаться с многочисленными мусульманскими народами. Порт Адулис был разрушен, эфиопы были оттеснены от моря и отступили на нагорье, связь с внешним миром прервалась; наступило время упадка, когда были забыты многие ремёсла – в том числе и искусство строительства каменных зданий. Иноземцы со всех сторон обступили нагорье и не раз пытались овладеть этой огромной природной крепостью – но Эфиопия выстояла и сохранила свою независимость и свою веру. Символом несгибаемости и величия христианского духа стали церкви Лалибэлы, вытесанные из цельной скалы тысячами безымянных строителей – удивительный памятник архитектуры, созданный в XIII веке, в самое тяжёлое время борьбы с врагами. Церковь оберегала наследие древней культуры, в церквях и монастырях хранились и переписывались древние святые книги – и среди них были и такие, которые были утеряны в "большом мире" и уцелели только в Эфиопии. До христианской Европы доходили смутные слухи о православном царстве где-то на юге, и в XII веке римский папа послал приветствие "Иоанну, славному и великому царю индийцев". Неизвестно, достигло ли это послание цели – достоверные сведения о посещении Эфиопии европейцами относятся лишь к XV веку, а до этого времени история Эфиопии известна лишь по скупым отрывкам монастырских хроник.

Эфиопия была отрезана от моря мусульманскими городами-государствами на побережье Восточной Африки. Эти города были рассыпаны по берегу океана вплоть до устья реки Замбези; они были основаны арабскими торговцами, приплывавшими в Африку за золотом и рабами и постепенно обосновавшимися на побережье. Торговцы не заходили в глубь экваториальных областей, где жили негры-"зинджи"; они покупали рабов у местных вождей в обмен на мечи, копья, ткани и стеклянные бусы. Чтобы захватить рабов для обмена на эти "дары цивилизации", негры вели между собой постоянные войны; при этом особой воинственностью отличались племена скотоводов, пришедшие некогда с севера и покорившие местных земледельцев-банту. Когда-то эти жестокие завоеватели были всадниками, гарцевавшими на лошадях – но их лошади не смогли выжить в тропиках из-за разносившей губительную инфекцию мухи цеце; тогда они пересели на низкорослых быстрых быков: они седлали и взнуздывали их, как лошадей, и сражались на них в бою. У потомков завоевателей были суровые обычаи: молодые мужчины не могли жениться до 30 лет и составляли касту воинов, они обычно ходили нагими, украшали себя перьями и раскрашивали лица; их оружием были длинные копья с широким железным наконечником и большие щиты из бычьей кожи. Вожди этих племён почитались, как боги, и на их могилах устраивались массовые жертвоприношения – но в то же время с наступлением старости их принуждали к самоубийству: считалось, что здоровье бога-вождя олицетворяет жизненную силу всего племени и, чтобы эта сила не угасла, на смену одряхлевшему "богу" должен прийти молодой и крепкий. Дворец вождя, по описанию путешественников XIX века, был огромной хижиной из соломы и тростника; при приёме послов вокруг вождя стояли сотни его жён и лежали большие и маленькие священные барабаны – символы царской власти. На пирах ели жареное мясо и пили банановое вино – интересно, что пищу большей части народа составлял не хлеб, а бананы. Бананы, гвоздичное дерево, лодки с балансирами и дома на сваях были позаимствованы жителями материка у жителей таинственного южного острова Мадагаскар. Этот огромный остров населяли не негры, а люди с бронзовой кожей, прибывшие некогда с востока на тысячах больших парусных каноэ, снабжённых двусторонними балансирами. Это были индонезийцы, жители Явы и Суматры, пересёкшие океан благодаря муссону, дующему зимой с северо-востока на юго-запад. Индонезийцы заселили безлюдный остров, где росли тропические леса и обитали диковинные животные – большие лемуры, гиппопотамы и огромные птицы высотой в три метра и весом в полтонны – страусы-эпиорнисы. Эпиорнисы были вскоре истреблены колонистами, охотившимися за их яйцами, каждое из которых весило полпуда – такой яичницы было достаточно, чтобы накормить 70 человек! Однако легенда о гигантских птицах, обитающих на юге, сохранилась в арабских сказках о Синдбаде-мореходе и в книге Марко Поло – эту птицу называли Рух и говорили, что она может поднять в когтях слона.

Мадагаскар, или "Лунный остров", был южным пределом известного мусульманам мира, и Южная Африка оставалась областью, неведомой для арабов – но зато они были хорошо знакомы с Западной Африкой, со странами южнее Сахары. Эти страны назывались в арабских рукописях "Биляд ас-Судан" – "Земля чёрных", или "Сахель" – "Берег": Сахара представлялась арабам огромным песчаным морем, и народы, жившие южнее пустыни, были для них обитателями противоположного "берега". Ещё в глубокой древности через пески западной Сахары существовала дорога, шедшая от колодца к колодцу – позже её назвали "дорогой колесниц", потому что в этих местах на скалах находили многочисленные изображения колесниц. Переход через пустыню длился месяц, и не каждый караван добирался до того берега – случалось, что знойный ветер "сирокко" погребал под песком десятки верблюдов и погонщиков. Однако караванщики не зря рисковали жизнью: в долине протекавшей по саванне реки Нигер имелись богатейшие россыпи золота, и не знавшие его истинной ценности негры меняли золотой песок на равное количество соли. Правда, торговцам приходилось отдавать часть золота жившим в Сахаре берберам; берберы были воинственным и суровым народом пустыни, напоминавшим своим характером народы азиатской Великой Степи; племена берберов постоянно сражались между собой и совершали набеги на "Землю черных". Иногда они объединялись и волной обрушивались на земледельческие народы саванны, подчиняли их и создавали государства, в которых завоеватели были правителями и воинами, а покорённые негры – данниками и рабами. Одним из таких царств, существовавшим в X-XI веках, была Гана; правитель Ганы мог выставить армию в 200 тысяч человек, всадников и пехотинцев. В этом государстве были города с домами из камня, в которых жили мусульманские купцы, и деревни с крытыми соломой глинобитными хижинами – жилищами негров. В 1076 году столица Ганы была разрушена берберами-альморавидами, сторонниками призывавшего к очищению ислама имама Ибн Ясина. Так же, как во времена Мухаммеда, фанатичные кочевники пустыни объединились под знаменем истинной веры и обрушились на окружающие страны; они завоевали не только Гану, но и Марокко, а также половину Испании. Всюду, куда ни приходили альморавиды, они отменяли "несправедливые" налоги, выливали на землю вино и ломали музыкальные инструменты: по их мнению, "истинно верующие" должны были лишь молиться и сражаться за веру.

После долгих войн и смут на месте Ганы образовалось государство Мали, правители которого имели чёрную кожу, но исповедовали ислам; к этому времени завоеватели-берберы смешались с неграми, приняли их язык и превратились в местную аристократию, владевшую тысячами рабов. Так же, как в Гане, в Мали были мусульманские города и мечети, и огромные караваны уходили каждый месяц на север с золотом, слоновой костью и чернокожими рабынями. В XV веке царство Мали сменило государство Сонгай, правитель которого аския Мухаммед разделил свою страну на провинции и ввёл налоги по мусульманскому образцу. Царство Сонгай был могущественной средневековой державой – но в других странах света уже давно наступило новое время, время пороха, мушкетов и пушек. В 1589 году по караванному пути через Сахару неожиданно прорвалась армия марокканского султана ал-Мансура. При переходе через пустыню погибло больше половины солдат и до берегов Нигера дошло лишь около тысячи марокканцев – но у них были наводившие ужас на противника мушкеты. Сонгайская армия разбежалась после первого залпа марокканцев. "С этого времени всё изменилось, – говорит историк того времени. – Безопасность уступила место опасности, богатство – бедности. Спокойствие открыло дорогу несчастью, бедствию и насилию". Столица Сонгай была разграблена и разрушена так же, как были разграблены и разрушены людьми с мушкетами города на восточном побережье. Эти люди приплыли из Европы на больших парусных кораблях, на палубах которых стояли пушки – и грохот их выстрелов символизировал начало новой эпохи.

Из книги Падение Римской империи автора Хизер Питер

Утрата Африки Аттила появляется на страницах истории как соправитель, деливший власть над гуннами со своим братом, Бледой. Оба унаследовали власть от своего дяди, Руа (или Руга; в ноябре 435 г. он был еще жив){313}. Первое из зафиксированных источниками восточноримских

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

13.2. История Субсахарской Африки Африканский неолит начался в Сахаре. Там 7000 лет до н. э. на месте пустыни раскинулась зеленая саванна. Жившие там люди к 6-у тыс. до н. э. уже изготовляли керамику, выращивали растения и разводили животных. Постепенно климат Сахары становился

Из книги Русско-японская война. В начале всех бед. автора Уткин Анатолий Иванович

Вокруг Африки На кораблях отметили десятилетие царствования Николая Второго. Дали большой обед. Адмирал Рождественский поднял тост. В продолжении были и тосты против «владычицы морей». На палубе играла музыка. Англичане наконец покинули русский флот, и моряки мечтали о

Из книги Грандиозный план XX-го столетия. автора Рид Дуглас

План для Африки Африка тогда была континентом, где был порядок. Никто не голодал и никто не воевал. Англия, Франция, Бельгия и Португалия давно всё поделили. Было покончено с высокой детской смертностью, инфекционными заболеваниями, работорговлей и голодом. Уже в 19 веке в

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ГОД АФРИКИ Монумент в честь обретения независимости в столице Того - ЛомеВ начале XX в. Африка была практически полностью колониальной. 9/10 ее территории принадлежали не местным жителям, а метрополиям. Однако две мировые войны изменили эту ситуацию.В годы Второй мировой

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Из Африки: Нил Каир - город ближневосточный, но также и африканский. В XIX столетии Сесил Родс (1853–1902), бывший премьер-министр Капской колонии и основатель горнодобывающей компании «Де Бирс», мечтал соединить все британские владения в Африке железной дорогой, которая

автора Филатова Ирина Ивановна

Обломов на Юге Африки Чего искал в дальних странах, зачем поехал туда автор «Обыкновенной истории», еще не дав читателю ни «Обломова», ни «Обрыва»?Сам он отвечал на этот вопрос так: «Если вы спросите меня, зачем же я поехал, то будете совершенно правы. Мне сначала, как

Из книги Россия и Южная Африка: три века связей автора Филатова Ирина Ивановна

Эхо на Юге Африки К той войне восходит и знакомство южноафриканцев с Россией. До того они видели только моряков с российских кораблей и иммигрантов из России. А во время войны - добровольцев, врачей, сестер милосердия.Во время войны несколько южноафриканцев побывали в

Из книги История Африки с древнейших времен автора Бюттнер Теа

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Поперек Африки Шотландец Верни Ловетт Камерон наряду с Ливингстоном и Стэнли прославил свое имя как один из выдающихся исследователей бассейна Конго. Он начинал свою карьеру морским офицером и был уже опытным путешественником, когда в 1872 г. ему поручили

автора Коллектив авторов

А. В. Воеводский. История Южной Африки в сочинениях африканских интеллигентов и просветителей конца XIX – первой трети XX в.: особенности формирования исторических представлений Исторические представления являются важнейшим фактором развития национального

Из книги Африка. История и историки автора Коллектив авторов

«История Африки в интерпретации европейских ученых являла собой нагромождение мифов» Взвешенное, прагматическое отношение к колониальному наследию не отменило надобности «исправить психологию людей, уничтожив «колониальный менталитет»». Нкрума рассматривал

Из книги Африка. История и историки автора Коллектив авторов

А. С. Балезин. Африканские историки и «всеобщая история Африки» Юнеско: вчера и сегодня «Всеобщая история Африки», изданная под эгидой ЮНЕСКО в 1980–1990-е годы, была первым фундаментальным коллективным трудом африканских ученых (написанным, правда, в соавторстве с белыми

Из книги Природа и власть [Всемирная история окружающей среды] автора Радкау Йоахим

6. TERRA INCOGNITA: ИСТОРИЯ СРЕДЫ – ИСТОРИЯ ТАЙНОГО ИЛИ ИСТОРИЯ БАНАЛЬНОГО? Нужно признать, что в истории среды мы очень многого не знаем или лишь смутно распознаем. Иногда кажется, что экологическая история Античности или неевропейского мира до Нового времени состоит в

автора Жета Касильда

Из книги Секс на заре цивилизации [Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней] автора Жета Касильда

Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...