Наука и образование во время вов. Образование и наука в годы вов

Военное лихолетье не миновало систему образования. Десятки тысяч школьных зданий оказались разрушены, а в уцелевших часто размещались военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Учебники заменял устный рассказ учителя. Преподавание велось даже в осажденных Севастополе, Одессе, Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же районах страны обучение детей полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага. Главные научные центры страны переместились на восток - в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно-исследовательские институты и учреждения Академии наук. Здесь они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более двух тысяч работников Академии наук СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию науки. Были созданы новые институты и научные центры: Западно-Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук РСФСР, Академия артиллерийских наук и Академия медицинских наук. Во время войны открылись республиканские академии наук в Узбекистане, Азербайджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики, проведенные С. А. Чаплыгиным, М. В. Келдышем, С. А. Христиановичем, привели к созданию новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А. Ф. Иоффе изобрел первые советские радиолокаторы. В 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Партизанское движение

Прифронтовая зона оккупированной противником советской территории находилась во власти немецкого военного командования. Остальная часть была во власти гражданской администрации. Она делилась на 2 рейхскомиссариата - "Остланд" и "Украина" В первый из них была включена почти вся территория Прибалтики и большая часть Белоруссии. Во второй находилась большая часть Украины и некоторые южные районы Белоруссии. Управление всеми захваченными врагом советскими территориями осуществлялось райхсминистерством восточных областей во главе с Розенбергом. Из числа местных пособников фашисты создавали местные "самоуправления", "волостные управы" во главе со старшинами, назначали сельских старост, полицаев. Местные органы власти были придатками оккупационных властей. На захваченных землях оккупанты ввели военно-каторжный режим террора, насилия, грабежа и эксплуатации. Оккупанты убили и замучили 6,8 млн. мирных граждан, 3,9 млн. военнопленных, угнали в Германию 4,3 млн. человек. Поэтому борьба с оккупантами на первом этапе организовывалась во многом стихийно, поспешно, уже в ходе войны. Она отличалась серьезными недостатками: не было единого центра по руководству партизанским движением, отряды были слабо вооружены и плохо организованы, большинство партизанских отрядов и подпольных групп не имело связи с советским тылом.

Первые партизанские отряды стали создаваться летом 1941 г. Первым партизанским отрядом в Белоруссии стал отряд "Красный Октябрь". Командир отряда Т. Бумажков и его заместитель Ф. Павловский первыми среди партизан были удостоены звания Героя Советского Союза. С конца 1941 г. в ряде районов началось объединение мелких отрядов в более крупные. В районе озера Ильмень был создан первый "партизанский край", который контролировал более 300 населенных пунктов. К концу 1941 г. на оккупированной территории действовало более 2 тыс. партизанских отрядов общей численностью свыше 90 тыс. человек. Они дезорганизовывали тыл гитлеровских войск на всех направлениях советско-германского фронта. К лету 1942 г. руководство партизанским движением было централизовано. 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования ГКО создал Центральный штаб партизанского движения, начальником которого был назначен первый секретарь ЦККП (б) Белоруссии П.Пономаренко, и республиканские штабы. Штабы партизанского движения были созданы и при военных советах фронтов. Они координировали действия партизан и подпольщиков с действиями Красной Армии, обобщали и распространяли накопленный опыт борьбы, разрабатывали планы крупных операций, готовили кадры специалистов для отрядов, организовывали снабжение партизан оружием, боеприпасами, медикаментами и т.п. С осени 1942 г. стали проводиться партизанские рейды по глубоким тылам противника, целью которых были активизация партизанского движения на оккупированной территории, укрупнение партизанских соединений (в полки и бригады) и нанесение ударов по коммуникациям и живой силе врага. В сентябре-ноябре 1942 г. были предприняты глубокие рейды двух соединений украинских партизан под командованием С.А. Ковпака и А.Н. Сабурова. В ходе стратегического наступления летом-осенью 1943 г. была организована операция "Рельсовая война". Впервые в истории войн партизаны провели ряд крупных операций по выводу из строя вражеских железнодорожных коммуникаций на большой территории в тесной связи с действиями Вооруженных Сил страны. На длительное время партизаны вывели из строя более 2 тыс. км путей сообщения, мостов и различного рода железнодорожного оборудования в тылу врага. Это оказало существенную помощь советским войскам во время боев под Курском, Орлом и Харьковом. В партизанских соединениях были и национальные отряды. К концу 1943 г. в Белоруссии было 122 тыс. партизан, на Украине - 43,5 тыс., в Ленинградской области - 35 тыс., в Орловской области - более 25 тыс., в Крыму - более 11 тыс., в Литве - около 10 тыс., в Эстонии - 3 тыс. Своей максимальной численности партизанская армия достигла к лету 1944 г. - 280 тыс. человек. Затем большинство партизан вошло в состав действующей армии. За время немецко-фашистской оккупации советские партизаны и подпольщики уничтожили, ранили, захватили в плен около 1 млн. фашистов и их пособников, произвели во вражеском тылу более 18 тыс. крушений поездов, взорвали и вывели из строя 42 тыс. автомашин, 9400 паровозов, 85 тыс. вагонов и платформ, разгромили множество вражеских гарнизонов. Более 230 партизан и подпольщиков было удостоено звания Героя Советского Союза, из них дважды Героями Советского Союза стали С.А. Ковпак и А.Ф. Федоров. Самоотверженная борьба советских людей в тылу врага явилась одним из важных факторов, обеспечивших победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Перевод экономики страны на военные рельсы 5-11-2009, 00:48 |

В борьбе с фашистскими захватчиками участвовали не только воинские соединения, но и все труженики тыла. На плечи людей в тылу легла сложнейшая задача снабжать войска всем необходимым. Армию нужно было кормить, одевать, обувать, непрерывно поставлять на фронт оружие, военную технику, боеприпасы, горючее и многое другое. Все это создавалось тружениками тыла. Работали они от темна до темна, повседневно перенося лишения. Несмотря на трудности военного времени, советский тыл справился с возложенными на него задачами и обеспечил разгром врага. Руководство Советского Союза при уникальном разнообразии регионов страны, недостаточно развитой системе коммуникаций сумело обеспечить единство фронта и тыла, строжайшую дисциплину исполнения на всех уровнях при безусловном подчинении центру. Централизация политической и экономической власти давала возможность советскому руководству сосредоточить основные усилия на самых важных, решающих участках. Девиз «Все для фронта, все для победы над врагом!» не остался только лозунгом, он воплощался в жизнь. В условиях господства в стране государственной собственности властям удалось добиться максимального сосредоточения всех материальных ресурсов, провести быстрый перевод экономики на военный лад, осуществить небывалую по масштабам переброску людей, промышленного оборудования, сырья из районов, которым угрожала немецкая оккупация, на восток. Фундамент будущей победы СССР удалось заложить еще до войны. Сложная международная обстановка, угроза вооруженного нападения извне заставляли советское руководство укреплять обороноспособность государства. Власти целеустремленно, пренебрегая во многом жизненными интересами народа, готовили Советский Союз к отражению агрессии. Большое внимание уделялось оборонной промышленности. Строились новые заводы, реконструировались действующие предприятия по производству оружия и военной техники. В годы предвоенных пятилеток была создана отечественная авиационная и танковая промышленность, почти полностью обновлена артиллерийская. Причем уже тогда военное производство развивалось более высокими темпами, чем остальные отрасли. Так, если в годы второй пятилетки производство продукции всей промышленности увеличилось в 2,2 раза, то оборонной - в 3,9 раза. В 1940 г. затраты на укрепление обороноспособности страны составили 32,6 % государственного бюджета. Нападение Германии на СССР потребовало от страны перевода экономики на военные рельсы, т.е. развития и максимального расширения военного производства. Начало коренной структурной перестройки экономики положил «Мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 г.», принятый в конце июня. Так как перечисленные в нем меры оказались недостаточными, чтобы экономика стала работать для нужд войны, срочно был разработан еще один документ: «Военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии», утвержденный 16 августа. Предусматривая перевод экономики на военные рельсы с учетом сложившейся обстановки на фронте и в стране, он сыграл важную роль в увеличении выпуска оружия, боеприпасов, производства горючесмазочных материалов и другой продукции первостепенной значимости, в перебазировании предприятий из прифронтовой полосы на восток, в создании государственных резервов. Экономика перестраивалась в условиях, когда враг быстро продвигался в глубь страны, а советские вооруженные силы несли огромные людские и материальные потери. Из имевшихся на 22 июня 1941 г. 22,6 тыс. танков к концу года осталось 2,1 тыс., из 20 тыс. боевых самолетов - 2,1 тыс., из 112,8 тыс. орудий и минометов - всего около 12,8 тыс., из 7,74 млн винтовок и карабинов - 2,24 млн. Без восполнения таких потерь, причем в кратчайшие сроки, вооруженная борьба с агрессором стала бы просто невозможной. Когда часть территории страны была оккупирована или охвачена боевыми действиями, нарушились все традиционные хозяйственные связи. Особенно сильно это отразилось на предприятиях по выпуску кооперированной продукции - литья, поковок, электрооборудования и электроаппаратуры. Крайне неблагоприятным ходом дела на фронте была вызвана и такая совершенно не предусмотренная предвоенными планами мера, как переброска на восток из западных и центральных районов страны людей, промышленных предприятий, материальных ценностей. 24 июня 1941 г. создается Совет по эвакуации. Под давлением обстоятельств массовую эвакуацию приходилось проводить почти одновременно из Беларуси, Украины, Прибалтики, Молдавии, Крыма, Северо-Западного, а позднее и Центрального промышленных районов. Наркоматы ключевых отраслей промышленности были вынуждены эвакуировать почти все заводы. Так, наркомат авиационной промышленности вывез 118 заводов (85 % мощностей), наркомат вооружения - 31 предприятие из 32. Демонтировано 9 основных заводов танковой промышленности, переоборудовано 2/3 производственных мощностей по выпуску пороха. До конца 1941 г. в тыл были эвакуированы более 10 млн человек, свыше 2,5 тыс. предприятий, а также другие материальные и культурные ценности. Для этого потребовалось более 1,5 млн железнодорожных вагонов. Если бы их можно было выстроить в одну линию, они заняли бы путь от Бискайского залива до Тихого океана. В максимально короткие сроки (в среднем через полтора-два месяца) эвакуированные предприятия приступали к работе и начинали давать необходимую фронту продукцию. Все, что не удалось вывезти, в основном было уничтожено или выведено из строя. Поэтому оставшиеся на оккупированной территории пустые заводские цехи, взорванные электростанции, разрушенные доменные и мартеновские печи, затопленные шахты и рудники противник так и не смог полноценно использовать. Перебазирование и восстановление промышленных предприятий в тяжелых условиях войны - крупнейшее достижение советских людей. По существу на восток была перемещена целая индустриальная страна. Ядром, вокруг которого развивалась экономика во время войны, стала оборонная промышленность, созданная еще в мирное время. Так как ее мощностей явно не хватало для удовлетворения насущных потребностей действующей армии, с первых же дней войны тысячи гражданских заводов перешли на выпуск военной продукции в соответствии с разработанными ранее мобилизационными планами. Так, тракторные и автомобильные заводы сравнительно легко осваивали сборку танков. На Горьковском автозаводе стали выпускать легкие танки. С лета 1941 г. значительно увеличилось производство среднего танка Т-34 на Сталинградском тракторном заводе, продолжавшееся вплоть до выхода немцев к Волге в августе 1942 г. В крупнейший станкостроительный центр превратился Челябинск, где на базе местного тракторного завода, а также эвакуированного из Ленинграда оборудования Кировского и Харьковского дизельного заводов и ряда других предприятий было образовано многопрофильное танковое производственное объединение. В народе его совершенно справедливо называли «Танкоградом». До лета 1942 г. здесь выпускались тяжелые танки КВ-1, потом средние танки Т-34. Еще один мощный центр российского танкостроения на базе Уралвагонзавода был развернут в Нижнем Тагиле. Этот центр обеспечил действующую армию наибольшим за всю войну количеством танков Т-34. В Свердловске на Уралмашзаводе, где раньше создавались главным образом уникальные крупногабаритные машины, началось серийное производство корпусов и башен для тяжелых танков КВ. Благодаря этим мерам танковая промышленность сумела уже во втором полугодии 1941 г. выпустить боевых машин в 2,8 раза больше, чем в первом. 14 июля 1941 г. около г. Орши впервые были применены реактивные минометы катюша. Их широкое производство началось с августа 1941 г. В 1942 г. советская промышленность выпустила 3 237 реактивных установок, что позволило укомплектовать гвардейские минометные части при Ставке Верховного Главнокомандования. Изготовлению такой сложной военной техники, как самолеты, требующей высокого класса точности, уделялось особое внимание. С августа 1940 г. наркомату авиационной промышленности было передано из других отраслей более 60 действующих заводов. В целом к началу войны авиапромышленность СССР располагала большими производственными мощностями, сотнями тысяч высококвалифицированных рабочих и специалистов. Однако большинство авиазаводов было размещено так, что уже в первые недели и месяцы войны их потребовалось срочно эвакуировать на восток. В этих условиях рост выпуска самолетов шел прежде всего за счет вывезенных и вновь построенных авиационных заводов. В сжатые сроки заводы сельскохозяйственного машиностроения стали базой для массового производства минометов. Многие гражданские промышленные предприятия переходили на выпуск стрелкового и артиллерийского оружия, а также боеприпасов и других видов военной продукции. В связи с потерей Донбасса и тем уроном, который был нанесен Подмосковному угольному бассейну, в стране резко обострилась топливная проблема. Ведущими поставщиками угля, являвшегося в то время основным видом топлива, стали Кузбасс, Урал и Караганда. В связи с частичной оккупацией СССР остро встал вопрос обеспечения народного хозяйства электроэнергией. Ведь ее выработка к концу 1941 г. сократилась почти наполовину. В стране, особенно в ее восточных районах, энергетическая база не удовлетворяла быстро растущее военное производство. Из-за этого многие предприятия Урала, Кузбасса не могли полностью использовать свои производственные возможности. В общем перестройка советской экономики на военный лад была осуществлена в необычайно короткий срок - в течение одного года. Другим воюющим государствам понадобилось на это куда больше времени. К середине 1942 г. в СССР в полную силу на оборону работала большая часть эвакуированных предприятий, давали продукцию 850 вновь построенных заводов, цехов, шахт, электростанций. Утраченные мощности оборонной промышленности были не только восстановлены, но и значительно увеличены. В 1943 г. была решена главная задача - превзойти Германию по количеству и качеству военной продукции, выпуск которой в СССР к этому времени превысил довоенный в 4,3 раза, а в Германии - всего в 2,3 раза. Важнейшую роль в развитии военного производства сыграла советская наука. Для нужд фронта была перестроена работа научно-исследовательских учреждений промышленных наркоматов и Академии наук СССР. Ученые и конструкторы создавали новые модели оружия, улучшали и модернизировали имевшуюся военную технику. Быстрыми темпами внедрялись в производство все технические новшества. Успехи в развитии военной экономики позволили в 1943 г. ускорить перевооружение Красной Армии новейшей военной техникой. Войска получили танки, САУ, самолеты, изрядное количество артиллерии, минометов, автоматов; перестали испытывать острую нужду в боеприпасах. При этом доля новых образцов достигла в стрелковом вооружении 42,3 %, артиллерийском - 83, бронетанковом - более 80, авиационном - 67 %. Подчинив народное хозяйство нуждам войны, Советский Союз сумел обеспечить Красную Армию высококачественным оружием и боеприпасами в количестве, необходимом для достижения победы.

Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе, Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же немцами районах страны обучение детей почти полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага.

Главные научные центры страны переместились на Восток - в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно - исследовательские институты и учреждения Академии наук. Они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более 2 тыс. работников АН СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию отечественной науки. Численность научных учреждений страны в годы войны пополнилась новыми институтами, научными центрами. Были созданы Западно-Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук и Академия медицинских наук в Узбекистане, Азейбарджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики С.А. Чаплыгина, М.В. Келдыша, С.А. Христиановича позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А.Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Деятели культуры - фронту. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб детский писатель А.П. Гайдар, был убит во время возвращения из осажденного Севастополя один из авторов сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Е. Петров. В берлинской тюрьме Шпандау был замучен немцами татарский поэт М. Джашиль, попавший тяжелораненым в плен. Десять писателей были удостоенные высокого звания Героев Советского Союза.

Литература военного периода пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу врага. Мужество героев - блокадников Ленинграда было воспето в «Ленинградской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В.Инбер.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К.М. Симонова и «Направление главного удара» В.С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы были прославлены в повести А. Бека «Волокаламское шоссе». Популярной оставалась историческая литература военной поры, отражавшая героические страницы отечественной истории («Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова и др.). Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А.Т. Твардовского.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Первым таким театром стал театр «Искра», созданный из актеров Театра им. Ленинградского комсомола. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны. В их числе были выдающиеся артисты И. Москвин, М. Жаров, И. Ильинский, А. Тарасова, А. Яблочкина, М. Царев, Н. Черкасов, Е. Гоголева и др.

Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, не прекратил своей деятельности отечественный кинематограф. Деятелями кино в годы войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. Особой популярностью пользовались те из них, которые были посвящены борьбе с врагом («Два бойца» Л. Лукова, «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Парень из нашего города» А. Столпера, «Нашествие» А. Роома и др.).

Самым любимым музыкальным жанром в годы войны стала лирическая песня. «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Темную ночь» Н. Богословского, «В лесу прифронтовом» М. Блантера пела вся страна.

Популярностью пользовалась и симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д. Шостакович написал Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята как проявление гражданского мужества во всем мире. В 1943 г. был создан новый Гимн СССР (музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова и Г. Эль-Регистана).

Особый зрительский успех имели фронтовые выступления артистов эстрады. Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, Р. Бейбутов, М. Бернес.

Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им выживать и побеждать.

Коренной перелом в ходе войны: Сталинградская и Курская битвы. 28 июля 1942 г. когда враг рвался к Сталинграду и Кавказу Сталин издал приказ № 227: «Ни шагу назад!». В нем говорилось о тяжелых потерях, которые несет страна, о том, что народ теряет веру в Красную Армию. Наш главный недостаток, подчеркивалось в приказе, - отсутствие дисциплины в войсках. Приказ № 227 вводил жестокие наказания за «отступательные» настроения. Командиры и комиссары, допустившие это, объявлялись предателями Родины, направлялись в штрафные батальоны, а солдаты - в штрафные роты. В тылу неустойчивых дивизий располагались хорошо вооруженные заградительные отряды (по 200 человек), которые должны были расстреливать всех отступающих без приказа. И все-таки основная идея приказа и, правда, о критическом положении сыграли свою мобилизующую роль.

Сражение за Сталинград продолжалось с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. со стороны противника наступление вела 6-я армия под командованием генерала Ф. Паулюса. 12 июля был создан Сталинградский фронт, которым командовал генерал В.Н. Гордов. На подступах к Сталинграду были построены 4 оборонительных рубежа протяженностью 3800 км.

23 августа немцы прорвались к Волге, Сталинград был объявлен на военном положении. Начались массированные штурмы Ленинграда, в сутки отбивалось до 12 атак. 15 октября немцы захватили район Тракторного завода. Несколько раз из рук в руки переходил Мамаев курган. В начале ноября гитлеровцам в третий раз удалось пробиться к Волге в районе завода «Баррикады». Но это был последний успех немцев. Их продвижение было остановлено. Город устоял благодаря воле и героизму советских воинов.

С 19 ноября 1942 г. начался второй этап войны, который получил название «коренного перелома». Генеральный штаб, руководимый А.М. Василевским, и прибывший в город заместитель Верховного Главнокомандующего Г.К. Жуков разработали наступательную операцию «Уран». В операции были предусмотрены два этапа: на первом предполагалось нанести удары на решающих направлениях и окружить немецкие войска; на второй - уничтожить взятые в кольцо фашистские войска, если они не примут ультиматум о сдаче. К середине ноября 1942 г. было достигнуто превосходство советских войск в орудиях, самолетах, а еще ранее - в танках.

Утром 19 ноября после артподготовки войска Юго-Западного и Донского фронтов перешли в наступление и продвинулись на 35 км. 20 ноября в наступление перешел Сталинградский фронт. А 23 ноября войска Юго-Западного (генерал Н.Ф. Ватутин) и Сталинградского (генерал А.И. Еременко) фронтов соединились в районе реки Колач. В окружение попали 6-я армия генерала Ф. Паулюса и 4-я танковая генерала Г. Гота - всего 22 дивизии, 330 тысяч человек. Но 80 тысячам человек удалось вырваться из окружения.

12 декабря 1942 г. группа армий «Дон» под командованием генерала Э. Манштейна перешла в наступление с целью прорвать окруженным немецким войскам капитулировать, однако Паулюс отказался. Гитлер присвоил ему звание фельдмаршала. 10 января 1943 г. войска Донского фронта под командованием К.К. Рокоссовского начали ликвидацию немецко-фашистской группировки. Остатки ее сдались в плен 2 февраля. Сталинградская битва закончилась поражением врага, который потерял 1,5 млн. человек, 2 тысячи танков, 3 тысячи самолетов. В плен было взято 100 тысяч солдат, 2500 офицеров, 23 генерала, фельдмаршал Ф. Паулюс.

Победа под Сталинградом являлась коренным переломом в ходе войны. После Сталинграда Красная Армия наращивала свою наступательную мощь вплоть до Берлина, усилились антигитлеровская коалиция и движение Сопротивления в оккупированных странах Европы.

После Сталинградской битвы началось наступление Закавказского фронта, и к весне 1943 г. была освобождена значительная часть Северного Кавказа. В январе 1943 г. была частично прорвана блокада Ленинграда, в город вошли поезда с продовольствием и топливом (но полностью блокада была снята лишь в начале 1944 г.).

Фашистское командование надеялось летом 1943 г. взять реванш за поражение под Сталинградом. Гитлер подписал директиву о проведении на Курском выступе наступательной операции «Цитадель». Мощными танковыми ударами гитлеровцы хотели прорвать оборону советских войск, а затем окружить армию Центрального и Воронежского фронтов.

Советскому командованию стало известно, что фашисты начнут наступление на рассвете 5 июля. Поэтому было решено нанести противнику утверждающий артиллерийский удар. Это задержало наступление немцев на 3 часа. 12 июля 1943 г. в районе деревни Прохоровка состоялось самое крупное в истории войны танковое сражение, с обеих сторон в нем участвовало по 1200 танков. За один день боя немцы потеряли 400 танков, но прорвать нашу оборону не смогли. Наступление фашистских войск провалилось, оборонительная часть Курской битвы закончилась.

12 июля советские войска перешли в контрнаступление по фронту в 2 тыс. км., были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. В ходе Курской битвы было разгромлено 30 дивизий, в том числе 7 танковых. Завершился коренной перелом в войне, были созданы условия для освобождения Украины и выхода Красной Армии к Днепру.

Заключительные операции Великой Отечественной войны: Берлинская и Пражская. Капитуляция Германии. В освобождении стран Центральной и Юго-Восточной Европы участвовало 8,5 млн. советских солдат. Еще в начале 1944 г. советское правительство заявило, что главная задача Красной Армии состоит в том, чтобы разгромить гитлеровскую Германию, наказать военных преступников, освободить народы Европы от фашизма. К сожалению, в 90-х гг. появилось много публикаций, в которых, вопреки исторической правде, утверждалось. Что СССр оккупировал страны Восточной Европы. Но истина состоит в том, что Красная Армия в отношении большинства стран осуществляла освободительную миссию. Были освобождены полностью или частично территории 10 стран Европы, за рубежом погибло более 1 млн. советских солдат и офицеров, а общие потери вместе с ранеными составили свыше 3 млн. человек. К началу апреля 1945 г. почти все оккупированные страны Европы были освобождены. Германия лишилась всех своих союзников. Но впереди еще был Берлин - логово фашизма.

Берлинская операция началась 16 апреля 1945 г. В 5 часов утра советские войска начали артподготовку. После мощного 30-минутного артиллерийского обстрела по сигналу ракеты вспыхнули 140 прожекторов, освещая и ослепляя противника. Вперед пошли пехота и танки. 18 апреля были взяты Зееловские высоты, 20 апреля дальнобойная артиллерия открыла огонь по Берлину. 24 апреля Берлин был полностью окружен. 25 апреля передовые части 1-го Украинского фронта встретились с американскими войсками на реке Эльба в районе Торгау. 26 апреля бои шли уже в Берлине, а 30 апреля сержанты Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над рейхстагом.

2 мая 1945 г. Берлинский гарнизон капитулировал. Но оставались еще крупные немецкие группировки в Австрии и Чехословакии. Танковые части 1-го Украинского фронта, откликнувшись на призывы о помощи из восставшей Праги, 9-11 мая освободили Прагу. В полночь на 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Настал День Великой Победы!

Испытание войной советского человека и общества. Цена и источники победы Советской Армии в Великой Отечественной Войне. Значение, итоги и уроки победы над фашизмом и милитаристской Японии.

В годы Великой Отечественной войны значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР внесла наука. Во второй половине 1941 года на восток страны были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Всю научную деятельность направлял президиум Академии наук в Свердловске. В этом городе в мае 1942 года на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Ведущими направлениями научных исследований были разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для этого создавались межотраслевые комиссии и комитеты. В конце 1941 года была создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана. Во главе комиссии стояли академики А.А. Байков. И.П. Бардин, С.Г. Струмилин, М.А. Павлов и др. В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы литья стали, скоростной плавки металла в мартеновских печах и достигли высокого качества.

Ученые А.П. Александров, Б.А. Гаев, А.Р. Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 году была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 года под руководством академика И.В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом «внутрь», а в начале 1945 года был пущен комбинат по производству оружейного плутония.

В эти годы ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы.

В этот период огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н.Н. Бурденко, А.Н. Бакулева, Л.А. Орбели, А.И. Абрикосова, профессоров-хирургов С.С. Юдина и А.В. Вишневского, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Доктор медицинских наук В.К. Модестов предложил замену гигроскопической ваты целлюлозной, внедрил использование турбинного масла как основы для изготовления мазей.



Создатели оружия и военной техники в годы войны плодотворно трудились. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и миномётов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В.Г. Грабину, И.И. Иванову, М.Я. Крупчатникову, Ф.Ф. Петрову. Б.И. Шавырину и др.

Успехи стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н.Е. Березина, С.В. Владимирова, В.А. Дегтярёва, С.Г. Симонова, Ф.В. Токарева, Г.С. Шпагина, Б.Г. Шпитального. Следует отметить, что около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 году, были созданы и пущены в серии за время войны. Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов возросла примерно в пять раз. В период войны СССР стал превосходить Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллеоии более чем в 2 раза, миномётов – в 5 раз, противотанковых орудий – в 2,6 раза.

Усилиями советских танкостроителей , особенно рабочих и инженеров уральского «Танкограда» Челябинска, сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 году стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н.А. Астрову, Н.Л. Духову, Ж.Я. Котину, МИ. Кошкину, В.В. Крылову, Н.А. Кучеренко, А.А. Морозову, Л.С. Троянову и др.

Со второй половины 1942 года неуклонно наращивался выпуск самолётов и авиадвигателей. Самым массовым самолётом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских самолётов превосходили по своим характеристикам самолёты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолётов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы: А.А. Архангельский, М.И. Гуревич, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, В.М. Мясищев, В.М. Петляков, Н.Н. Поликарпов, П.О. Сухой, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, создатели авиамоторов В.Я. Климов, А.А. Микулин, С.К. Туманский, А.Д. Шведов.

Образование в годы Великой Отечественной войны

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 году число студентов уменьшилось с 811,7 тысяч до 460 тысяч, прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составляли 3 – 3,5 года. Однако к концу войны количество студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилось к довоенному уровню.

Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла созданная в 1943 году Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В.П. Потёмкиным.

Литература в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 года печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н.Н. Асеева, М.В. Исаковского, А.А. Суркова, публицистические статьи А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова и многих других писателей и поэтов. С 27 июня 1941 года в Москве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» - агитационно-политические плакаты с целью оперативного доведения до общественности обстановки на фронтах и в тылу страны. В их создании активное участие принимали поэты А.А. Адуев, Д. Бедный, С.И. Кирсанов, А.А. Жаров и др., художники-графики и карикатуристы А.П. Бубнов, Н.А. Долгоруков, А.А. Радаков, М.М. Черемных. В 1942 году при ТАСС создаётся производственная мастерская «Окна ТАСС» под руководством художников Н.Ф. Денисовского и П.П. Соколова-Скаля. Всего за годы войны было выпущено свыше 1200 «Окон ТАСС», которые распространялись и за рубежом – в США, Швеции, Индии и других странах. Содержание «Окон ТАСС» было разнообразным: информация о последних событиях на фронте; призывы к бдительности; к укреплению фронта и тыла; сатирические памфлеты на врага и т.д.

В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС: В.В. Вишневский, Б.Л. Горбатов, Б.Н. Полевой, Н.С. Тихонов, В.С. Гроссман, М.А. Шолохов, А.А. Сурков, А.П. Гайдар, С.В. Михалков и др. В штате фронтовых редакций работали В.А. Закруткин, Ю.П. Герман, А.С. Левада, И.Л. Андроников, М.С. Лисянский, С.П. Щипачёв, Н.К. Чуковский и др.

В газетах впервые были напечатаны произведения: «Наука ненависти» М.А. Шолохова, «Народ бессмертен» В.С. Гроссмана, «Фронт» А.Е. Корнейчука, «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского, «Весна на юге» Б.Л. Горбатова и другие произведения.

Очерки и статьи являлись подготовительным этапом для создания рассказов, часто объединяемых в циклы: «Морская душа» Л.С. Соболева, «Март – апрель» В.М. Кожевникова, «Рассказы Ивана Сударева» А.Н. Толстого. Главным героем этих циклов является простой человек, готовый к подвигу и совершивший его как естественный порыв души.

Проблема роста и мужания солдата в боях была показана в повести А.А. Бека «Волоколамское шоссе» (1943-1944гг.). Подвигам советских людей на фронтах и в тылу противника были посвящены романы М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и А.А. Фадеева «Молодая гвардия» (1945г.)

Широкую известность в военные годы получили произведения писателей союзных республик: «Священная кровь» Айбека, «Шиганак» Г. Мустафина, «Царь Пап» С. Зорьяна и др.

Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача, «В лесу прифронтовом» М.В. Исаковского, «Шумел сурово Брянский лес» А.В. Софонова и многих других поэтов. В стране и на фронте распространялись сатирические произведения (сказки-притчи, эпиграммы) С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Д. Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К.М. Симонова, С.П. Щипачёва, М.И. Алигер, А.А. Ахматовой. В этот период развитие получила и эпическая поэма: «Киров с нами» Н.С. Тихонова, «Ленинградская поэма» О.Ф. Бергольц, «Зоя» М.И. Алигер и др. Труженикам тыла были посвящены произведения А.А. Первенцева «Испытание», А.А. Караваевой «Огни» и др.

В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу. Среди произведений на историческую и военно-историческую тему особую известность получили: «Багратион» С.Н. Горбатова, «Порт-Артур» А.Н. Степанова, «Емельян Пугачёв» В.Я. Шишкова и др. Важный вклад в духовное становление советских людей внесли драматурги В.П. Ставский (пьеса «Война»), К.А. Федин («Испытание»), Л.М. Леонов («Нашествие») и др.

Для мобилизации армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачения его пропаганды, разложения врага широко использовались листовки. Они издавались ЦК ВКП(б), политическими органами фронтов, армий и дивизий.

Важный вклад в победу над фашизмом внесли советские ученые: физики создавали теоретические и экспериментальные предпосылки для конструирования новых видов вооружения; математики разработали приемы наиболее быстрых вычислений для артиллерии, авиации и боевых судов; химики нашли новые способы производства взрывчатых веществ, сплавов, фармацевтических средств; биологи отыскали дополнительные ресурсы питания для Красной Армии. Ученые сумели мобилизовать ресурсы и развитие производительных сил восточных районов.

Отметим ряд важнейших достижений советских ученых в области военно-прикладных научных знаний модификации военной техники:

· разработка новых методов радиолокации (группа академика А. Ф. Иоффе);

· создание новых оптических приборов (группа академика СИ. Вавилова);

· разработка методов защиты советских кораблей от мин (И. В. Курчатов, И. Е. Тамм, А. П. Александров и др.);

· развитие ядерной физики (Ю. Б. Харитон) и ракетной техники; летом 1942 г. в Казани начались опыты по разложению нейронов;

· создание в 1941 г. радиолокационной системы П-3 с дальностью обнаружения 130 км., которая была первой станцией, определяющей не только дальность и азимут, но и высоту цели; обеспечение в 1943 г. советских войск радиостанциями с частотной модуляцией; в этом же году впервые был разработан телефонный аппарат ТАИ-43 (О. Репина и др.), обеспечивавший единую индукторную систему вызова;

· внедрение в массовое производство образцов военной техники, разработанных в 30-е гг. (самолеты Ил-2, Як-1, ЛАГГ-3, МиГ-3, Пе-2; танки Т-34, КВ; реактивная артиллерийская установка БМ-13 «Катюша» и др.) и освоение новых стандартов вооружения (модификации самолетов Ильюшина, Петлякова, Яковлева, создание в мае 1942 г. реактивного самолета, автомат Г.С. Шпагина, противотанковые ружья В.А. Дегтярева и С.Г. Смирнова);

Настоящим народным подвигом стал переход тысяч заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники и иной оборонной продукции. Так, на изготовление танков были переключены заводы тяжелого машиностроения, тракторные, автомобильные и судостроительные. При слиянии трех предприятий – базового Челябинского тракторного, Ленинградского Кировского и Харьковского дизельного – возник крупнейший танкостроительный комбинат («Танкоград»). На основе предприятий сельхозмашиностроения была создана минометная промышленность. Азотные и сернокислотные комбинаты стали поставщиками сырья для выпуска пороха.

Таким образом, свой вклад в Победу, в обеспечение армии лучшими в мире образцами вооружения и боевой техники внесли советские ученые и конструкторы. В эвакуированных на восток страны научных институтах, лабораторияхуспешно решались сложные проблемы в достижении технического превосходства над противником.

духовный культура советский

Великая Отечественная война внесла огромные изменения в культурную жизнь советских людей. Подверглись перестройке учреждения культуры, усилились роль радио, печати, кинематографии. Уже в начале войны были созданы фронтовые бригады и театры. В тяжелейших условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры. Многие учреждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на Восток. Так, Узбекистан принял 53 учебных заведения и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. Редчайшие книги из библиотеки им. В.И. Ленина, Библиотеки иностранных языков, Исторической библиотеки были вывезены в Кустанай. В Перми разместились картины Русского музея и Третьяковской галереи, а сокровища Эрмитажа - в Свердловске. К концу 1941 г. было эвакуировано в восточные районы около 60 театров.

На захваченной врагами территории сеть учебных заведений фактически была разрушена. Многие дети временно были лишены возможности учиться. Сократилась численность преподавательских кадров. Однако самоотверженный труд учителей позволил не прерывать учебу даже в осажденных городах (Ленинграде, Одессе, Севастополе). По мере освобождения советских территорий от оккупантов восстанавливались разрушенные школьные здания, налаживалась учеба. С 1943 г. государство увеличило расходы на культуру. Принимались меры по борьбе с беспризорностью. Возникли школы-интернаты, расширился контингент суворовских и нахимовских училищ. Были также созданы вечерние школы для работающей молодежи. В 1943 г. возникла Академия педагогических наук РСФСР (с 1962 г. АПН СССР).

Произошли изменения в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Более 300 вузов, оказавшихся на захваченной территории, были разрушены. Число вузов в стране уменьшилось с 817 до 460. Прием студентов уменьшился на 41%, а численность студентов - в 3,5 раза. Государство приняло меры по стабилизации контингента студентов: срок подготовки специалистов был сокращен до 3-3,5 лет, расширился прием в вузы девушек.

По мере освобождения советской территории началось восстановление сети учебных заведений. К концу 40-х гг. численность школ и учащихся в них по РСФСР достигла довоенного уровня. Восстановление части высших учебных заведений началось в 1943 г. и к концу войны их численность и численность студентов достигла почти довоенного уровня, в основном благодаря расширению высшего образования в Казахстане, Средней Азии и Закавказье.

Большой вклад в победу внесла наука. Главными направлениями научных исследований были: изучение военно-технических проблем, внедрение научных открытий в производство, сосредоточение сырьевых ресурсов страны на нужды фронта. Группа ученых под руководством И.И. Алчханова (1904-1970) и Д.В. Скобельцына (1892-1990) изучала космическую радиацию. Л.Д. Ландау (1908-1968) разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую ему была присуждена Нобелевская премия. И.В. Курчатов (1903-1960) работал над созданием атомной бомбы.

Советские геологи исследовали новые месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение (марганец, бокситы, молибден).

А.П. Александров (1903-1993) разработал методы размагничивания кораблей. Е.О. Патон (1870-1953) разработал и внедрил в производство автоматическую сварку брони. Химики разработали методы получения ацетона, спиртов, пластмасс для вооружения.

Над совершенствованием боевого оружия работали ученые, конструкторы, инженеры и техники, создавая образцы вооружения, превосходившие немецкие. Авиаконструкторы А.С. Яковлев, А.П. Туполев, Ф.А. Лавочкин, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, В.М. Петляков и другие улучшали существующие образцы машин. В конце войны начались испытания реактивных самолетов. Советские танки, сконструированные А.А. Морозовым, Ж.Я. Костиным, А.Ф. Шамшуриным, по боевым качествам значительно превосходили находившиеся на вооружении вражеской армии.

Благодаря самоотверженному труду медицинских работников уменьшилась смертность раненых. После лечения в госпиталях 70% раненых возвращались в строй.

Значительна роль в достижении победы литературы и искусства, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живейший интерес как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, Л. Леонова, А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Н. Тихонова. Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.

В года войны развивалось музыкальное искусство и прежде всего песенный жанр. Особой популярностью пользовались песни М. Блантера, И. Дунаевского; Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого, А. Александрова.

Д.Д. Шостакович написал выдающуюся Седьмую (Ленинградскую) симфонию, воплотившую ненависть советских людей к врагу и веру в победу.

Кино, самый массовый вид искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 1941 г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и И. Копалин). Около 150 кинооператоров создавали киноэпопею Великой Отечественной войны. Героическая тема нашла воплощение в художественных фильмах: «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. А. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер) и др.

Потери культуры вследствие войны были огромны. Созданный в декабре 1941 г. из представителей различных организаций и учреждений культуры Комитет определил ущерб, причиненный фашизмом нашей стране. Было разрушено более 80 тыс. школ, около 300 вузов, разграблено 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были разрушены усадьбы-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину. Многие культурные потери восстановить было невозможно (рукописи П.И. Чайковского, картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского). Это не могло не отразиться на развитии культуры советского общества после войны.

Восстановление городов и сел, разрушенных в годы Великой Отечественной войны, явилось одним из важнейших этапов развития советской архитектуры. В 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мерах по восстановлению 15 крупнейших городов, а позже были разработаны генеральные планы развития 250 городов.

С окончанием войны надежда советских людей, проявивших невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдалась. В художественной культуре искусственно насаждался образ страны свободного и процветающего общества. Однако, хотя и с большим трудом, правда о действительности пробивала себе дорогу, в культурной жизни были заметны позитивные тенденции.

В послевоенный период основной задачей в области образования было введение обязательного семилетнего обучения для детей. Расширялась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования как в средних школах, так и в вузах.

Факторами, мешавшими развитию науки, было пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли западных стран. Генетика была объявлена лженаукой. Но благоприятными оказались условия для развития отраслей науки, имеющих оборонное значение: ядерной физики, радиационной биологии, биохимии.

Между тем война, давшая мощный толчок творчеству, побуждала писателей сказать правду о войне. Такими произведениями стали повесть В. Некрасова (1911-1986) «В окопах Сталинграда» (1946) и роман А. Фадеева (1901-1956) «Молодая гвардия» (1945). Однако очень скоро военную тематику официальная критика объявила ненужной, отвлекающей от актуальных задач действительности.

Культура советского общества находилась в кризисном состоянии.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...