Образование и образованность. Разница между образованием и образованностью

Когда речь заходит об образовании, здесь определенно необходимо уточнить, что именно мы имеем в виду под этим весьма и весьма широким понятием. Часто образование путают с образованностью, но это, как говорят в одном небезызвестном городе, – «две большие разницы».

Не зря мы привели в пример цитату Эйнштейна. Ведь в современном мире образование – это весьма абстрактное понятие, которое подразумевает скорее учебные заведения, чем реальные знания. Для некоторых это – годы, потраченные если не впустую, то чаще всего без особой пользы. Это устаревшие знания, полученные из устаревших книг, неправильные ответы, полученные на неграмотные вопросы от неквалифицированного преподавательского состава. С другой стороны, образование – это самые лучшие, яркие и эффективные годы жизни, потраченные отнюдь не в пустоту, но на благо себе и другим

В чем разница

Пожалуй, вся разница в том, как человек воспринимает возможность для образования и как поступает с ней, даже если она не оправдала его надежд. Некоторые из нас, разочаровавшись в современной образовательной системе, опускают руки и перестают стремиться к академическим высотам. Другие же, напротив, зарываются в глубины самопознания и стараются дать образование себе самому – с помощью огромного количества информации, появившейся в открытом доступе с распространением сети.

Но образованность это совершенно другое понятие. Образованность подразумевает эрудицию, энциклопедические знания, определенный уровень познаний и навыков. И, несмотря на тесную связь, априори, эмпирика показывает, что образованность и образование могут быть не связаны между собой (хотя в идеале они должны дополнять друг друга).

Так что же в итоге важнее из этих двух понятий для современного человека? Давайте попробуем разобраться в этом нелегком вопросе. Образование, бесспорно, является важным критерием, как профессионального роста, так и социального статуса. Конечно, мир знал и исключения из этого правила, но они обычно это правило и подтверждали.

Академический минимум всегда был тесно и неразрывно связан с положением в обществе. На поверку практические знания и образованность порой оказываются важнее. История знает много случаев, когда человек с образованием этого самого образования, по сути, не имел. И наоборот: человек без научных степеней с высоким уровнем образованности прекрасно разбирался в том или ином предмете, и был на высоте.

Процесс и результат

Среди педагогов также существует версия, что образование – это процесс, а образованность – результат. Версия, конечно же, имеет право на существование, но с ней трудно согласиться на все сто процентов. Ведь, если образование – это процесс, почему он воспринимается многими как результат? «Получить образование», «я получил образование», «у меня теперь есть образование» - знакомые каждому фразы, которые заставляют усомниться в данном варианте толкования понятия. И, напротив, образованность – скорее не результат, а состояние, в котором человек находится. Вместо «я получил образованность» мы говорим «я стал образованным», «я образован», воспринимая образованность как новое, улучшенное состояние человеческого «я», его сознания и совокупности мыслей.

Вот почему, несмотря на все различия и толкования, к образованности надо стремиться, не забывая и об образовании. Идеальный вариант – это тот случай, когда одно соседствует с другим и дополняет его. Однако, зная, что идеала в жизни не достичь, хочется посоветовать будущим светлым умам лишь одно: не гонитесь за степенями, не имея реальных практических знаний. Уж лучше прослыть образованным неучем, чем дилетантом со степенью доктора наук.

Предложения со словом ОБРАЗОВАННОСТЬ

  • Скажите, пожалуйста, какая образованность - что-то про археологию.
  • Они с подозрением взирают на рост образованности среди простого люда.
  • Ценятся образованность , идеи и личные достоинства, а не статус.
  • Понятно, что при ее образованности она сразу раскусила его.
  • Он тотчас отметил тренированный ум собеседника, оценил его широкую образованность .
  • Сегодня историки больше внимания уделяют ее культуре, образованности и таланту администратора.
  • Главное в нем - просвещенность, образованность и воспитанность человека.
  • Речь позволяет судить об уровне образованности оратора, формирует определенный речевой имидж.
  • Каждая эпоха человеческого бытия имеет своих представителей в тех народах, где образованность процветает полнее других.
  • Капиталистическое общество стало вторым в истории грамотным обществом и первым обществом всеобщей образованности .
  • Под производностью понимают образованность данной основы от другой основы на синхронном уровне, в современном языке.
  • Хотя замечу, при малой образованности нашей публики и при раздражительности задних рядов это всё могло повлиять.

Одна из самых смелых, интересных и заслуживающих внимания книг по экономической политике была издана в 2003 г., причем ее автор - не экономист. Элисон Вульф - профессор, она преподает педагогику в Лондонском университете. Мало кто из научных работников такого уровня осмелился бы написать книгу, ставящую под сомнение тот самый миф, с которым возможно больше всего носятся политики: миф о том, что уровень образованности общества является ключом к его экономическому процветанию.

Тем не менее, именно на эту священную корову посягнула автор книги « » (Alison Wolf. ). В книге главное место уделяется ситуации в Великобритании, где премьер-министр Тони Блэр обозначил три приоритетных направления деятельности своего правительства: «образование, образование, образование». Однако доводы и заключения автора чрезвычайно существенны и актуальны не только для этой страны.

Если говорить о конкретных людях, то, как показывают рассмотренные в книге факты, образование - т.е. «надлежащая квалификация в надлежащей области, полученная в надлежащем учебном заведении», - безусловно, имеет значение (что неудивительно). Более того, в наше время образование значит гораздо больше, чем когда-либо. Те, кто не доучиваются в школе или не получают среднего образования, вероятно (и вероятность эта все больше растет), будут мало зарабатывать. Людям без институтского диплома, а в некоторых случаях и без диплома хорошего университета, все чаще выпадает та же горькая участь. Иначе говоря, конкретному человеку быть образованным очень выгодно. Однако нужно ответить и на другой вопрос, который особенно актуален для стран, где система образования (включая высшее) финансируется государством: какая выгода от образованности государству в целом?

Как утверждается в книге, эта выгода гораздо меньше, чем можно предположить. В частности, повышение уровня образованности не обязательно способствует экономическому росту, как безосновательно считает большинство политиков (и экономистов).

По поводу необходимости начального и среднего образования вряд ли могут возникнуть какие-то сомнения. Жизнь в современном обществе требует высокой грамотности и элементарных математических познаний. Те, кто уходят из начальной или средней школы, не получив таких знаний, становятся обузой для общества и окружающих. И, самое главное, современному обществу необходимы превосходные университеты, которые выпускали бы достаточное, но не слишком большое количество специалистов, способных заниматься исследованиями и работать по специальности как врачи, инженеры и ученые. В более широком смысле, образование способствует (или может способствовать) приобретению квалификации и навыков, которые повышают производительность труда. Можно предположить, что, когда производительность труда в обществе повышается, то и само общество становится производительней.

В чем же тогда проблема? Если все вышесказанное правда, то почему бы тогда обществу не выигрывать экономически от повышения уровня образованности? Однако есть одно важное «но»: образованность - вещь относительная; образование само по себе не может гарантировать высокой зарплаты; суть в том, чтобы быть образованней других. Получение образования - это, в некотором смысле, гонка: если каждый будет бежать быстрее, это может быть хорошо само по себе, но это не означает, что большее количество человек сможет прорваться на вершину, где обитают лучшие 10%. Таким образом, значительная доля сверхусилий может быть затрачена впустую. И следует помнить об этом, оценивая выгоду, которую сможет получить общество, повысив затраты на образование.

Книга Вульф замечательна тем, что обращает внимание читателя не только на этот очевидный, хотя и важный факт, но и на опасности, связанные с нынешней одержимостью идеей об образованности и экономическом росте. Одна из этих опасностей в том, что, если бездумно заниматься повышением образованности, то связь образованности с экономическим ростом может быть ослаблена. Другая в том, что чрезмерная озабоченность экономическим ростом сужает и искажает представление общества о том, что такое, собственно, образованность.

В Великобритании, как и во многих других странах, упор на экономику вылился в одержимость количественными показателями: правительство хочет, чтобы как можно больше людей училось в университетах, и проводит свою финансовую политику соответствующим образом. И похоже на то, что количественный рост привел к ухудшению качества университетского образования. Это одна из потерь. Кроме того, привлечение массы преподавателей в высшую школу плохо сказывается на средней школе, откуда начинают уходить лучшие учителя. Но хуже всего, наверное, то, что ведущие университеты начинают ощущать нехватку ресурсов. В результате они больше не могут так же хорошо, как раньше, готовить самых блестящих студентов, которым предназначены ведущие роли на переднем фланге науки и техники.

Почему же происходит отток ресурсов из элитных университетов? Такое может показаться маловероятным, особенно если правительство убеждено, что образование - залог экономического роста. Однако опыт свидетельствует об обратном. Чем больше усилий затрачивается на привлечение студентов в университеты, тем сильнее нехватка средств в образовательной системе в целом, ведь государству нужны средства на проведение своей образовательной политики. Кроме того, когда правительство решает облегчить доступ в высшие учебные заведения - обычно за счет налогоплательщиков, - ему становится сложно на политическом уровне оказывать предпочтение ведущим университетам. Ведь так вся затея может утратить свой эгалитарный пафос. Таким образом, лучшие университеты оказываются в стесненном положении, и одно из главных связующих звеньев между образованностью и экономическим ростом попадает под удар.

Итак, позиция «образование, образование, образование» оставляет желать лучшего. Но в любом случае, настаивает автор книги, образование - это больше, чем экономика. Последствия пропихивания большого количества людей в университеты окажутся разочаровывающими не только в экономическом плане. Из-за того, что этот процесс вызван губительной озабоченностью экономическим ростом, он затронет и другие аспекты жизни общества, которые, как считается, этому росту не способствуют. «Наши недавние предки, - заключает автор, - которые жили значительно беднее нас, ставили перед образованием другие задачи: культурные, нравственные и интеллектуальные. Пренебрегая этими задачами, мы обедняем самих себя».

Существуют два очень близких понятия - образование и образованность. В чем специфика их понимания?

В чем специфика понимания образования?

Понятие образования чаще всего соответствует совокупности знаний, получаемых человеком. Чем больше их объем - тем выше уровень образования. Значение имеет также разнообразие и качество знаний, а еще, что очень важно, - навыков, связанных с их применением.

Еще один важный аспект - востребованность получаемых человеком знаний. Весьма желательно, чтобы их освоение имело значение с точки зрения практической применимости. Но даже если человек осваивает знания для себя, тем не менее значительный их объем он, как правило, может прямо или косвенно применять на практике.

Образование может быть получено человеком:

  1. посредством посещения специализированных учреждений - школ, средне-профессиональных заведений, вузов;
  2. посредством обучения на онлайновых курсах (как по записям, так и в режиме вебинаров);
  3. посредством самостоятельного обучения - по книгам, тем же онлайновым источникам;
  4. в порядке индивидуальных коммуникаций с носителями знаний и навыков - наставниками, тренерами, консультантами.

Образование в специализированных учреждениях, как правило, требует подтверждения полученных знаний, а в некоторых случаях - умений их применять, на экзаменах и посредством иных форматов проверки компетенций учащихся.

Самообразование, в свою очередь, может сопровождаться тестированием обучающегося с помощью методов, которые он разрабатывает сам. В некоторых случаях он может обратиться за содействием и в специализированное учреждение - например, в целях прохождения теста на получение сертификата об оценке знаний, который не предполагает обязательного участия человека в обучении в данном учреждении.

Образование - это процесс. Он может иметь любую длительность и содержание - это определяет сам человек.

В чем специфика понимания образованности?

Под образованностью понимается фактическое наличие у человека существенного объема знаний, а также навыков, позволяющих ему данные знания применять на практике. Образованность - это конкретный результат получения человеком образования. Пусть в некоторых случаях и весьма скромный - но в достаточной мере ощутимый и позволяющий носителю знаний впоследствии успешно увеличивать их объем.

В современном обществе принят ряд критериев достаточности данного результата - то есть приемлемого уровня образованности человека. В России это наличие у гражданина как минимум среднего образования - или хотя бы 9 классов. Это позволит человеку, к примеру, продолжить обучение в лицее, а по его окончании - в вузе.

Образованность - важнейший социальный атрибут гражданина практически любой развитой страны. Его наличие предопределяет появление у человека карьерных перспектив, становится ресурсом для приобретения им более высоких социальных статусов.

Распространена точка зрения, что в современном обществе не менее востребовано образование неформального характера - полученное не в школе или вузе, а в ходе приобретения человеком житейского опыта, в процессе общения с другими людьми. Однако данный способ получения образования имеет недостаток - он характеризуется узостью. Человек, приобретая знания и навыки неформально, может применять их только в тех отношениях, в рамках которых они, собственно, получены - но на практике участвовать в таких коммуникациях он будет не всегда. У человека могут возникнуть сложности при общении в других сферах.

В свою очередь, образованность, достигнутая в рамках системного обучения - в школе и в вузе, позволяет гражданину более или менее уверенно чувствовать себя в разных отношениях. Разумеется, при условии, что учебные программы будут составлены качественно.

Сравнение

Главное отличие образования от образованности заключается в том, что первый термин обозначает процесс приобретения знаний и навыков человеком, а второй - некий сформировавшийся их объем, ощутимый результат обучения, на основе которого впоследствии можно наращивать знания и навыки. Насколько качественным является уровень образования человека - настолько фундаментальной будет и его образованность.

Определив, в чем разница между образованием и образованностью, отразим выводы в таблице.

Образованность как качество личности – способность отличать вечное от временного, проявлять на практике гармоничное единство хороших качеств личности с обязательным минимумом жизненного опыта, специального образования, культуры и эрудиции; постоянно взращивать в себе разум, самостоятельно решать проблемы, опираясь на знания, ставшие частью жизненного опыта.

Учитель принёс сундук и сказал ученикам: - Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно. - Учитель, может, начнём учиться? - робко спросил один ученик. - Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: - Ты прав. Образование - клад, а труд - ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

Высший тип образованности, когда человек обретает способность видеть отличия вечного от временного. Какая это образованность, если человек гоняется за тем, что временно, что неизбежно умрёт и, в то же время, не беспокоится о своём духовном развитии, то есть игнорирует вечное? Это уже не образованность, а глупость.

Образованность – это достоинства личности, подкрепленные: — знаниями и навыками, нужными для успешной работы, адаптации и комфорта; — объёмом гуманитарных и естественнонаучных знаний, необходимых для усвоения нового знания и эффективного межличностного общения.

Чему нас учит школа и университеты? Они дают информативное знание, необходимое для овладения какой-либо квалификацией. Джордж Бернард Шоу писал: «Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу». При этом программы обучения не продуманы. Один мой знакомый, закончивший финансовую академию, до сих пор не понимает, зачем его целый год учили производству серной кислоты башенным способом и крекингу нефти, а затем еще заставили сдавать экзамен по дисциплине «Технология промышленного производства».

Зато в институтах совсем не учат, как правильно вести себя в жизни. У Солженицына есть термин «образованщина», то есть диплом в кармане, а как был человек дураком, так им и остался. Образованность от наличия «корочки» не зависит. Можно иметь десять дипломов, знать прекрасно свою специальность, но представлять скопление негативных качеств личности, и поэтому быть изгоем на любом производстве, в любом коллективе. Берут по дипломам и резюме, но потом, когда раскусят, к примеру, что взяли скандалиста и склочника, выгонят без сожаления поганой метлой.

Упорный, настойчивый, целеустремленный человек быстро усвоит новую специальность. Люди – фавориты успеха, знают секрет, что алгоритм его достижения везде одинаков. Поэтому они легко переходят в совершенно незнакомые им области знания и неизменно добиваются везде удачи. А ларчик открывается просто: успех достигается от союза хороших качеств личности и профессионализма. Развивая в себе достоинства, они прямой дорогой направляются к успеху.

Образованность – это постоянная забота о развитии своего разума. Что происходит на каждом шагу с людьми, возомнившими, что им не нужны чужие знания, что все законы мироздания они уже постигли? Например, профессор поражен гордыней. Он уже никого не слушает, считая, что только его знание – истина в последней инстанции. Все считают его образованным человеком, но постепенно замечают, что его разум начал чахнуть. Разум крепнет, если он ежедневно кого-то активно слушает. Гордыня блокирует разум от нового знания, поэтому он слабеет день ото дня, и окружающие к своему изумлению видят, что профессор живет на багаже прошлых заслуг и начинает деградировать.

Древняя мудрость гласит, что люди с блокированным гордыней разумом становятся худшими из людей. Неужели хуже деграданта – наркомана? Да, хуже. О.Г. Торсунов пишет: «Деградант еще может как-то выйти из этого состояния (начать слушать), а ученый, который уже находится на высоте общества, он не способен ничего услышать и понять. Он не будет менять свое мнение никогда, он не способен ничего изменить в своей жизни, и у него начинаются этапы деградации. Первый этап деградации – он не хочет слушать. Дальше, у него теряется разум, и по мере потери разума у него портится характер. Он начинает становиться очень амбициозным, он хочет почтения к себе, как и раньше. Но люди перестают его уважать постепенно. Дальше что происходит? Дальше, по мере снижения уважения, у него увеличивается беспокойство, и он в результате становится деспотом: начинает злиться на всех своих подчиненных, начинает злиться на все свое окружение». Процесс на этом не останавливается — далее у него возникает невротическое, напряженное состояние сознания. От этого появляется масса болезней. Следующая стадия: люди начинают его избегать. Ему кажется мир враждебным и несправедливым, ведь он посвятил всю жизнь науке, а благодарности ноль.

У хорошего человека таких проблем не возникает. Его считают образованным, достойным и почтительно жмут ему руку. Он тоже, к примеру, посвятил науке всю жизнь и тоже стал профессором, но вся существенная разница между ними, что один ежедневно заботился о взращивании своего разума, а другой о взращивании гордыни.

Образованность – это потребность к постоянному совершенствованию. Она является результатом постоянного воспитания в себе достоинств, самообразования, разносторонних интересов и начитанности. Михаил Булгаков писал: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя». Ему вторит Д.И. Писарев: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий». Иными словами, основу образованности составляют хорошие качества личности, подкрепленные глубокими профессиональными знаниями, постоянной потребностью развивать свой разум, широтой интересов, целенаправленным и динамичным движением вперед по дороге самосовершенствования.

У Сергея Михалкова есть шуточная басня «Кот – полиглот», которая как раз и говорит о важности самосовершенствования:

В испуге от Кота спасалась бегством Мышка,
И вот ещё чуть-чуть - и ей пришла бы крышка!
Да подвернулась норка на пути:
Не часто может так Мышонку подвезти!
Кот возле норки сел, притих и, переждав,
Затявкал no-собачьи: «Тяв! Тяв-тяв!»
Известно, что мышам не так страшна собака!
Тут Мышка вылезла… И ей пришёл конец!
«Один чужой язык полезно знать, однако!» -
Заметил про себя учёный Кот-хитрец.

Петр Ковалев



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...