Что входит в средне специальное образование. Среднее специальное и среднее профессиональное образование разница

На форумах, посвященных учебе, очень часто можно встретить вопрос: Образование среднее профессиональное - это какое?». В сущности своей среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) - это «модернизированное» среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили СПО. Приблизительно половина этих специалистов занята в сфере обслуживания и на производстве. Еще 50% - это работники умственного труда: среднее звено персонала бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Современная сфера СПО регулируется новым законом об образовании, который вступил в силу 01.09.2013. Отдельно следует отметить, что начальное и среднее профессиональное образование - не одно и то же.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.
  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Диплом о СПО

Формат дипломов о среднем профессиональном образовании периодически меняется в соответствии с приказами Минобрнауки, при этом уровень защиты от подделок постоянно повышается. Дипломы советского образца действительны.

Современные правила выдачи дипломов и приложений к ним:

Итак, ответ на вопрос: «Что значит среднее профессиональное образование» - формулируется так: «Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях».

Понятия среднего профессионального образования и технического часто путают. Однако это не одно и то же. Понятие среднего профессионального образования связано с видом учебного заведения и того вида образования, что оно дает. А техническое образование – это вид ряда специальностей, которые можно получить в среднем профессиональном или высшем учебном заведении.

Среднее профессиональное образование

Когда после окончания 9 или ученик школы решает поступать в училище, техникум, колледж – он выбирает заведение среднего профессионального образования. Такие учебные заведения готовят квалифицированных служащих и рабочих среднего звена. Среди училищ и колледжей можно назвать учебные заведения самых разных направлений: медицинские, музыкальные, автомобильные, морские, художественные, педагогические, юридические, заведения общепита и многие другие.

Направлений для подготовки кадров среднего звена существует очень много: это и гуманитарное, и техническое, и естественнонаучное, и социальное. Срок обучения в разных заведениях среднего профессионального образования так же различен. Некоторые программы рассчитаны на три учебных года, некоторые на четыре. Имеет значение и тот факт, после какого класса приходят ученики. В одном и том же коллеже ученики после могут изучать четырехлетнюю программу, а после 11 класса – двухлетнюю.

После окончания среднего профессионального заведения его студенты получают профессию и могут начинать работать или пойти учиться дальше – в высшее учебное заведение.

Техническое образование

Техническое образование – это одна из форм образования, связанная с получением технической специальности. Такая форма образования помогает подготовить инженеров, рабочих, мастеров, техников для промышленности, автомобильной отрасли, строительства, транспорта, лесного и сельского хозяйства.

В процессе получения профессии студенты технических специальностей изучают множество дисциплин, связанных с пониманием физических, математических, химических процессов, происходящих в материалах и машинах, со сложными расчетами, вычислениями и чертежами при воспроизведении механизмов. Все эти знания нужны им для дальнейшего практического использования материалов, машин, аппаратов и автоматизированных систем управления.

Получать техническое образование можно в целом ряде учебных заведений.

образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование повышенного уровня образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Средства обучения и воспитания материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. (Г)

Отличное определение

Неполное определение

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего в соответствующих проф. уч. заведениях. Обеспечивает индивиду знания, умения и навыки, необходимые для самостоят. выполнения работ определенной сложности, руководства первичными производств, звеньями, помощи специалистам высш. квалификации. Для нек-рых специальностей С. п. о. - высш. квалификац. ступень. Особенность С. п. о. состоит в усвоении комплекса практич. исполнит, умений и навыков на базе достаточно широкой общеобразоват. подготовки (часто профессионально ориентированной).

Необходимость особой подготовки работников ср. квалификации выдвинута процессами специализации труда. Становление С. п. о. связано с развитием и перестройкой содержания как профессионального, так и общего образования. Особое значение имели деятельность городских школ и утверждение реального направления в общем образовании.

В 19 в. С. п. о. стало осмысливаться как специфич. часть нар. образования, развитие к-рой оказывает существенное воздействие на состояние экономики, воен. дела, здравоохранения, просвещения и др. областей профессиональной деятельности.

В условиях НТР (с сер. 20 в.). С. п. о. выросло в одно из массовых направлений проф. образования. Вместе с тем динамика обновления техники, условий проф. деятельности и т. п. предъявляет повышенные требования к проф. мобильности специалиста, к его способности осваивать новые объекты и методы труда. Для теоретич. разработки совр. проблем и практич. организации процесса С. п. о. характерно рассмотрение его в контексте непрерывного образования. Развитие личности учащегося с учетом индивидуальных возможностей в освоении общеобразоват. и проф. знаний выступает задачей С. п. о. не менее значимой, чем собственно квалифициров. специалиста. При этом содержание С. п. о. формируется в русле фундаментализации теоретич. компонента (здесь значит. ельна роль вузовских технологий). и совершенствования практич. умений и навыков в конкретной области деятельности. При этом во мн. странах С. п. о. фактически становится ступенью высшего образования. Как и в др. отраслях образования, в системе С. п. о. все более значит. удельный вес приобретают самостоят. работы и самообразование учащихся, а также периодич. повышение квалификации и переподготовка. С др. стороны, эти обстоятельства диктуют необходимость постоянной связи орг-ций, в к-рых заняты специалисты, с уч. заведениями с целью оперативной корректировки содержания и специальностей подготовки. Этими проблемами занимаются и органы управления образованием.

Соответствие содержания образования совр. и перспективным требованиям проф. деятельности - одна из важнейших пед. и организац. проблем С. п. о. Она решается периодич. пересмотром уч. планов и корректировкой профилей подготовки специалистов, открытием новых специальностей и специализаций, рационализацией методов и сроков обучения. При этом учитывается динамика содержания общеобразоват. подготовки в школах, а также достижения практики проф. образования на разл. уровнях. При разработке содержания С. п. о. принимаются во внимание особенности осн. контингента учащихся - подростков, часто с не вполне сформировавшимися личностными и проф. установками.

В условиях непрерывного образования система С. п. о. становится более гибкой, учитывающей разнообразные интересы учащихся, разл. пути получения ими образования. Создаются условия для дальнейшего проф. роста, расширяются возможности для поступления учащихся ср. проф. уч. заведений в вузы. В большинстве стран с развитыми системами проф. образования реализуется принцип единого уровня содержания общего образования во всех типах ср. проф. уч. заведений, идет совершенствование спец. и практич. подготовки. Основой формирования уч. планов стали квалификац. характеристики, определяющие уровень знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями практич. деятельности на рабочем месте (см. Квалификация).

Гос. и муниципальные ср. проф. уч. заведения существуют в большинстве стран. В странах с традиционно развитой рыночной экономикой широко представлен и сектор частных уч. заведений, принадлежащих отд. корпорациям, фирмам и т. п. В условиях многоступенчатой системы проф. образования подготовка специалистов ср. звена часто ведется на базе ун-тов и профилированных (отраслевых). вузов. Гос-во оказывает влияние на программы подготовки через соответствующие образоват. стандарты, систему лицензирования и аттестации уч. заведений. См. также Средние профессиональные учебные заведения.

В СССР. в 20-х гг. первоочередное развитие получило пед. и мед. С. п. о. Развитая система С. п. о. (оно называлось средним специальным). сложилась в основном в 30-х гг.; при этом особое внимание уделялось специальностям промети, с. х-ва и транспорта. Разработка уч. планов и программ проф. подготовки в уч. заведениях координировалась со 2-й пол. 30-х гг. подразделениями, действовавшими в составе органов управления высшим образованием (см. Министерство высшего и среднего специального образования СССР). После создания Министерства просвещения СССР. (1967). на всесоюзном уровне координировалось содержание общеобразоват. подготовки учащихся техникумов, училищ и т. п. В 1945--90 уч. планы пересматривались в перспективе развития хоз. комплекса страны 6 раз; вводились новые специальности и специализации, расширилось внедрение вузовских форм занятий, уч. работы, практикоориенти-рованный характер приобрели обще-проф. и спец. занятия. Это позволяло в основном обеспечивать х-во, здравоохранение, отрасли культуры специалистами ср. звена.

С нач. 70-х гг. ср. спец. образование стало рассматриваться как один из каналов получения молодежью общего ср. образования. Органичное сочетание общекультурной (гуманитарной). и проф. подготовки стало, однако, значит. проблемой из-за сложившейся в предшествующие годы ориентации уч. заведений на спец. образование. Это в целом снижало степень подготовленности специалистов к самостоят. работе, ограничивало возможности продолжения образования.

Вместе с тем в условиях командно-адм. управления экстенсивное увеличение числа специальностей и приема на них учащихся без достаточного учета реальной потребности в специалистах конкретных профилей привело к серьезным противоречиям в содержании образования и качестве подготовки. Отставала мате-риально-технич. и уч.-производств, база техникумов и училищ. Ок. 40% выпускников техникумов, особенно в отраслях машиностроения, использовались на рабочих местах, не требующих ср. спец. образования. На инж. должностях в разл. отраслях работало от 30 до 50% специалистов со ср. спец. образованием. Система подготовки специалистов ср. звена была рассредоточена между десятками мин-в и гос. ведомств. Пед. коллективы и руководители уч. заведений часто оказывались отстраненными от решения проблем уч. процесса.

В Рос. Федерации в нач. 90-х гг., особенно после введения Закона об образовании (1992), приняты нормативные документы, расширившие возможности совершенствования системы С. п. о. В 1994/95 уч. г. введен Гос. образоват. стандарт ср. проф. образования. Пересмотрен (1994). классификатор специальностей С. п. о. Он объединил 34 группы родств. специальностей (всего св. 250), в т. ч. новые профилированные по отраслям «экономика и управление», «менеджмент», «маркетинг». Присваиваемые в рамках специальностей конкретные квалификации устанавливаются Гос. образоват. стандартом ср. проф. образования.

Новая структура С. п. о. реализуется на путях принципиально нового подхода к построению постоянной и варьируемой частей уч. плана, призванных отражать в проф. и квалификационной направленности подготовки будущих специалистов как требования федерального стандарта, так и интересы регионов, отд. отраслей и групп предприятий.

В зависимости от характера специализации может меняться перечень и содержание преподаваемых предметов уч. плана, поскольку это не затрагивает федеральный компонент образования. Разл. требования регионов и отраслей х-ва обусловили большее, чем раньше, разнообразие типов ср. проф. уч. заведений.

Система рос. С. п. о. последовательно реформируется с целью ее гуманизации и демократизации, расширения возможностей для ступенчатой подготовки специалистов широкого профиля, обладающих проф. мобильностью и способностью быстрой адаптации к меняющимся условиям деятельности. В связи с этим вводится обязат. минимум содержания программы, обеспечивающий эквивалентность образования на всей терр. Рос. Федерации (содержание обязат. дисциплин и виды практич. обучения нормируются федеральным компонентом образоват. стандарта).

Подготовка специалистов широкого профиля обеспечивается углублением фундам. знаний, дифференциацией содержания обучения по осн. видам или объектам проф. деятельности. Усиливается проф. направленность общеобразоват. подготовки, к-рая ориентируется на базовый компонент общего ср. образования, а также установление рационального соотношения теоретич. и практич. обучения; комплекс занятий способствует формированию творческого мышления учащихся и высокой исполнит, культуры труда. Содержание образования формируется гл. обр. на основе дея-тельностного подхода и раскрытия в содержании уч. предметов и видах практики будущей производств, деятельности. Как важная задача С. п. о. рассматривается гуманитаризация С. п. о. и углубление изучения проблем мировоззренч. характера, ист., социально-культурных, экологич. и экон. проблем.

Лит.: Среднее спец. образование в СССР, М., 1962; Д с м ин А. Ф., Петров Б. И., Производственное обучение в техникумах, М., 1963; Кузьмин Б. А., Что такое техникумы СССР, М., 1966; Чупрунов Д. И., Специалисты среднего звена: планирование, подготовка, использование, М., 1984; Structures of technological education and contributing si social factors. ed. by Wilfred Fixhwick, UNESCO, 1988. В. Г. Шипунов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

Каждому человеку приходится рано или поздно сталкиваться с необходимостью выбора профессии. Но иногда случается так, что человек не хочет поступать сразу в университет после школы. Тогда его выбор падает на получение какого-нибудь профессионального образования в техникумах или колледжах. Возможно и такое, что после окончания девяти классов подросток также хочет получать какую-то специальность. Тогда он переходит в техникумы. Давайте же разберемся, что такое среднее профессиональное образование.

Что такое среднее профессиональное образование?

Профессиональное образование - это такой его тип, который подразумевает повышенную подготовку учащихся, адаптированную под определенную профессию. В советское время основным заведением, которое предоставляло возможность получения среднего профессионального образования, являлись техникумы. Сейчас же их часть была переименована в колледжи.

При этом как техникумы, так и колледжи могут принадлежать определенному вузу, в который можно будет поступать сразу на третий курс. Хотя далеко не везде так. Но определенные привилегии имеют место. Например, более выигрышные позиции в конкурсе при поступлении. Но это зависит уже непосредственно от университета, к которому принадлежит техникум.

Чем отличается от ПТУ?

Многие интересуются, чем отличается среднее учебное заведение от ПТУ? В принципе, сейчас о последних почти ничего не говорится. Часть профессионально-технических училищ также были переименованы в техникумы и колледжи. В общем, сейчас почти не осталось ПТУ в том виде, в котором мы привыкли их видеть раньше. Зато есть колледжи и техникумы, которые позволяют получить средне-техническое образование.

Отличия СПО от НПО

Средне-техническое образование отличается от начального многим количеством факторов. Перечислим же только основные. В первую очередь СПО подготавливает специалистов среднего звена. Также они предоставляют более глубокое изучение вопросов, связанных с получением профессии. Происходит это на базе полного среднего, основного образования или же после окончания НПО.

Те люди, которые имеют начальное техническое образование, получают среднее на базе уже существующего. Программа обучения сокращается, чтобы не было повторов, и учат уже сразу новое. Таким образом, можно повышать квалификацию. Также пунктом, отличающим среднее профессиональное техническое образование от НПО, является то, что первое можно получить в том числе и в высшем учебном заведении, а учреждения, которые предоставляют среднее образование, могут при наличии лицензии предоставлять образовательные программы начального типа.

Примеры специальностей, характеризующих средне-техническое образование

На самом деле, если есть желание ознакомиться и выучить все профессии, входящие в класс средних технических, то все равно не получится. В принципе, среднее образование можно получить для огромного количества специальностей, даже тех, которые многие получают в университетах. Естественно, качество будет намного хуже. Все-таки есть разница между средним техническим и высшим образованием. В качестве примеров специальностей можно привести: маркетинг, менеджмент, банковское дело, электротехник, энергоснабжение и ряд других специальнсотей.

А что по поводу заочного получения образования?

Некоторые считают, что с получением заочного образования будут проблемы. Но это совершенно не так. Учащимся предоставляется широкая возможность получить заочное образование. По стандартам системы среднего технического образования, есть возможность получить не только заочное, в классическом смысле этого слова, образование, но и дистанционное, когда обучение происходит через интернет. При этом не следует забывать один момент.

Если человек хочет учиться на заочной или дистанционной форме, то нужно закончить школу, и никак иначе. Так что лучше всего получать средне-техническое образование уже после школы. При этом эффективность обучения, несмотря на то, что рассказывают, далеко не ухудшается. В частности, это происходит потому, что студентам нужно проходить практику на предприятиях, связанных с выбранной профессией.

Там вырабатываются навыки и необходимые практические знания, которые в дальнейшем помогут прекрасно себя чувствовать при выполнении положенных обязанностей. Средне-техническое образование заочно получить можно. Но при этом не будет социализации. Вы можете себя попросту лишить общения с людьми. Подумайте, вам это нужно?

Выводы

Мы разобрались в основных отличиях ПТУ от колледжей и техникумов. Многие интересуются, сколько времени занимает обучение. В каждом заведении по-разному. В одних нужно потратить четыре года, чтобы освоить специальность. В других же или курс более интенсивный, или специальность легче. Поэтому освоить специальность можно за два года.

Но обычно средний вариант - это три года. Также не следует поступать в средние заведения, если хотите не идти в армию. Учеба в колледжах и техникумах не освобождает от воинского долга. Вам нужно подумать о том, стоит ли идти получать среднее техническое образование. Специальности аналогичного типа можно получить и в университетах. Но решать только вам.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...