Олимпиада по русскому языку 5 6. б)равный – ровный

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

5 - 6 класс

Вопрос № 1 2 балла

Определите, сколько раз встречается звук [т] в следующем предложении:

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

Вопрос № 2 2 балла

Расставьте ударение в следующих словах:

В каких парах слова не рифмуются? Выберите правильный ответ.

1) повод - газопровод 1) 3, 6

2) живее - красивее 2) 4, 5

3) завидно - обидно 3) 1, 2

4) каталог - некролог 4) 5, 6

5) библиотека - картотека

6) алфавит - позвонит

Вопрос № 3 5 баллов

Сколько пар однокоренных слов в данном списке? Подчеркните и запишите ответ цифрой.

Смешить - смешанный, лев - левша, росток - растени е , холодильник - прохлада, носик - носит, засуха - сушка, сырок - отсыреть, пятиклассник - впятером, ближайший- близорукий.

Вопрос № 4 4 балла

Внесите в первую колонку таблицы следующие слова:

хвастунишка, холодный, похолодело, холодище.

Корень, суффикс, окончание.

Вопрос № 5 5 баллов

В книге К. Чуковского « От двух до пяти» говорится: «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости «старуха собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

Вопрос № 6 6 баллов

Подберите к заимствованным словам из колонки А синонимы из колонки В.

А В

Актуальный Правильно:4

подражание, подделка

Антракт Правильно:6

Ситуация Правильно:2

Лозунг Правильно:5

важный, злободневный

Миссия Правильно:3

Призыв

Имитация Правильно:1

Перерыв

Вопрос № 7 4 балла

Вставьте пропущенные буквы:

Меж…языковый, суб…ект, буль…н, кумач…вый, груш…вый, пр…зидент, ра…чет, акв…м…рин, шепч…тся (3 л., мн.ч), бле…т (3 л., ед.ч), кле…т (3 л., ед.ч).

Выпишите: 1 слово с нулевым окончанием, определите, к какой части речи оно относится;

1 глагол, определите спряжение;

Слова каких частей речи ещё есть в задании? Назовите части речи, приведите пример.

Вопрос № 8 5 баллов

Установите правильное согласование:

По кругу резво катил… коляску маленьк… пони.

Спустил…сь тяжел… жалюзи.

Пари не состоял…сь.

Белоснежн… тюль был… накрахмален…

В магазин привезли тонну красн… помидор…

Вопрос № 9 3 балла

В каких предложениях есть подлежащее и сказуемое? Выберите правильный ответ.

1. Яблочко сочное, спелое. 1) 1, 3, 4

2. Какая красота! 2) 2, 3, 4

3. Янтарём и рубинами загорелись листья. 3) 1, 3, 5

4. Ворон - птица вещая. 4) 2, 3, 5

5. Малыш, оглянись вокруг!

Вопрос № 10 2 балла

Какие словосочетания выписаны из этого предложения неправильно? Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.

1. выпал на рассвете 1) 2, 4

2 . выпал и не таял 2) 3, 5

3. долго не таял 3) 2, 5

4. иней не таял 4) 1, 3

5. не таял на траве

Вопрос № 11 2 балла

В каком словаре можно уточнить происхождение выделенных слов?

Широко бытует представление о малине как о любимой ягоде медведей. В Сибири бурый медведь красную смородину, бруснику или чернику поедает охотнее, чем малину.

1) Грамматический

2) Орфоэпический

3) Этимологический

4) Словообразовательный

Вопрос № 12 4 балла

Прочитайте текст:

И рече ему Буй Туръ Всеволодъ: одинъ братъ, одинъ свiътъ свiътлый ты Игорю, оба есвiъ Святъславлича; сiъдлай брате свои бръзыи комони, а мои ти готови,

осiъдланы у Курьска на переди.

Ответьте на вопрос: кто кого призывает седлать коней? В ответе употребите современные правила образования имён и отчеств, например: Иван Иванович призывает Ивана Никифоровича седлать коней.

Ответы

Холодный, холодище

Корень, суффикс, окончание.

хвастунишка

Корень, суффикс, суффикс, окончание.

похолодело

Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

5. Объяснить значение фразеологизма

Актуальный Правильно:4

подражание, подделка

Антракт Правильно:6

обстановка, обстоятельства, положение

Ситуация Правильно:2

представительство, задание, роль

Лозунг Правильно:5

важный, злободневный

Миссия Правильно:3

Призыв

Имитация Правильно:1

Перерыв

7. субъект, бульон - сущ .

блеет

По кругу резво катил… коляску маленьк… пони (м.р.).

Спустил…сь тяжел… жалюзи (ср.р.).

Пари не состоял…сь.(ср.р)

Белоснежн… тюль был… накрахмален…(м.р)

В магазин привезли тонну красн(ых)… помидор…(ов)

12. Всеволод Святославович призывает Игоря Святославовича седлать коней.

Олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса на сайт
Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский)

Русский язык 1 - 11 класс

Литература 5 - 11 класс

Сочинения

Русский язык

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
    (К. Г. Паустовский).

    Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
    (К. Д. Бальмонт).

    Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
    (К. Г. Паустовский).

    Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
    (М. В. Ломоносов).

Цитаты Афоризмы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Федор Михайлович Достоевский

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

Александр (сын) Дюма

Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.

Сомерсет Моэм

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.

Марк Твен

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Люк де Клапье Вовенарг

Они (поэты) недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.

Фридрих Ницше

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

Максим Горький

Время проходит, но сказанное слово остается.

Лев Николаевич Толстой

Я был вскормлен законами, и это дало мне представление о темной стороне человечества. Тогда я стал читать поэзию, чтобы сгладить это впечатление и ознакомиться с его светлой стороной.

Томас Джефферсон

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс с ответами.

Задание 1.

Сколько звуков [с] в этой загадке?


Задание 2.

1.2. Какие слова получатся, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие?

а) груба б) обрызгать в) дубить


Задание 3.

В каком слове нет суффикса – ЧИК?

а) перчик б) диванчик в) супчик г) докладчик


Задание 4.

Какое слово не однокоренное с остальными?

а) долг б) должник в) должен г) одолжение д) продолжить


Задание 5.

Укажите слово, в котором нет приставки.

а) прибрежный б) переоценка в) воспитатель г) воскликнуть


Задание 6.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

а) обозн…чение, задр…жать, обл…котиться б) пог…сить, сбл…жаясь, прил…жение

в) г…мнастика, к…рмить, ед…ница г) обг…реть, покр…шить, посв…стеть


Задание 7.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) пас…бище, доблес…ный, вкус…ный б) ра…целовать, бе…цветный, во…кликнуть

в) о…дать, по…делать, на…кусить г) бе…вкусный, ра…свет, во…делать


Задание 8.

Укажите слово, которое не является исключением из правила.

а) крыжовник б) шорох в) шофер г) капюшон


Задание 9.

Укажите слово, в написании которого допущена ошибка.

а) циркуль б) лекция в) лисицин г) цыкнуть


Задание 10.

Укажите вариант, в котором в обоих словах пишется чередующаяся безударная гласная.

а) подросток, новинка б) предположение, выращенный

в) расстегнуть, растение г) слагаемое, пригорок


Задание 11.

Укажите вариант, в котором в обоих выделенных словах не пишется мягкий знак (Ь).

а) Не надо боят…ся, если что-то вдруг не получит…ся.

б) Бабушка малышку нян…чит, колыбельную пес…ню поёт.

в) Видиш…, грозовая туча из-за дач… выплывает?


Задание 12.

Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И.

а) солн…чный, бо…вой б) очароват…льный, жалостл…вый

в) застенч…вый, улыбч…вый г) ландыш…вый, отрасл…вой


Задание 13.

Укажите вариант, в котором представленная пара слов не является антонимами.

а) робкий – смелый б) молчаливый – неразговорчивый

в) благородный – подлый г) горячий – холодный


Задание 14.

Укажите слово, которое является многозначным.

а) монолог б) дополнение в) кроссворд г) брошюра


Задание 15.

Укажите, как называются выделенные слова в словосочетаниях: ТОПИТЬ печку, ТОПИТЬ сало

а) антонимы б) синонимы в) омонимы г) паронимы


Задание 16.

Укажите вариант, в котором слово употреблено в переносном значении.

а) бархатный плащ б) бархатная бумага в) бархатное платье г) бархатный сезон


Задание 17.

Укажите вариант, который не является синонимом к слову МЕТЕЛЬ.

а) пурга б) вьюга в) метелица г) буран


Задание 18.

В каком предложении употреблён фразеологический оборот?

в) Мальчик учился из рук вон плохо. г) Мальчик учился ремеслу у отца.


Задание 19.

Укажите вариант, который не является словосочетанием.

а) чудесный день б) день прошёл в) проходит мимо г) кончить дело


Задание 20.

Укажите, какие члены предложения являются однородными в предложении:

В осеннем лесу воздух удивительно прозрачен и чист.

а) определения б) подлежащие в) сказуемые г) дополнения


Задание 21.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

а) Зайчик бегает по парте и по карте на стене.

б) Содержи и ты в порядке парту книжки и тетрадки.

в) Снежок порхает кружится на землю тихо ложится.

г) Волны пенились и с шумом бились о берег.


Задание 22.

Среди данных предложений укажите сложное (знаки препинания не расставлены).

а) Всем телом чувствуешь холод речушки слышишь далёкое теньканье лесной птицы.

б) Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

в) Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

г) Собаки грызутся между собой тянут сани в разные стороны.


Задание 23.

На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Во всех нарядах (1) сестрёнка (2) ты хороша!

Во всех нарядах (3) сестрёнка (4) хороша.

Сестрёнка (5) хороша во всех нарядах.

Сестрёнка (6) ты хороша во всех нарядах.

а) 1, 2, 3, 4, 5, 6 б) 1, 2, 6 в) 3, 4, 6


Русский язык 5 класс


Copyright © All rights reserved

На изучение русского языка в 5 классе отведено достаточно много часов. Учащиеся углубляют знания морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, а также знакомятся с самостоятельными и служебными частями речи, изучают лексику и такие понятия, как омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Для того, чтобы систематизировать знания, полученные на уроках, школьникам стоит получать их объективную оценку. Именно для этого проводятся олимпиады по русскому языку. Мы предлагаем вам ознакомиться с примерами олимпиадных заданий для 5 класса с ответами. Представленные задания могут использоваться в качестве тренажера для подготовки к олимпиадам, а также экзаменам и контрольным.

Олимпиада по русскому языку 5 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке:
А) серебристый, серебро, серебряный
Б) серебро, серебряный, серебристый
В) серебряный, серебро, серебристый

2. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог:
А) диалог
Б) предмет
В) повторить

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
А) ц..нк, ц..ганочка
Б) дикц..я, ц..ркуль
В) ц..кнуть, падчериц..н
Г) нарц..сс, огурц..

4. В каком слове суффикс -НИК- обозначает занятие человека?
А) подойник
Б) подлокотник
В) затейник
Г) кофейник

5. В каком предложении НЕ нужно ставить тире?
А) Лягушки хладнокровные животные
Б) Сорока самая болтливая птица на свете
В) Утренний ветерок свеж и нежен

6. В каком предложении нужно поставить ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены):
А) В зимнем лесу сумрачно и глухо
Б) Он привык к движению к жизни к суете
В) Зимнее солнце светит но не греет

7. В каком предложении есть синонимы?
А) Лиса живёт хитростью, а заяц - прыткостью
Б) Сова спит днём, а охотится ночью
В) В поэтической речи глаза часто называют очами
Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз

8. Укажите слова с безударной проверяемой гласной в корне:
А) Седло, запах, зерно.
Б) Ответ, клевер, момент.
В) Сумерки, заря, запад.
Г) Характер, росток, минута.
Д) Карандаш, пенал, гараж.

9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) пАртер
Б) шОфер
В) звонИт
Г) тортЫ

10. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.
Б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С. Маршак, Б. Житков, Е. Шварц.
В) «Я не ветеринар» - сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
Г) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.

Открытые вопросы

Вопрос 1
Все ли верно в предложениях Пети Ошибкина? Запишите их так, как считаете нужным.
А) Они хотели устроить более лучшую жизнь.
Б) Его вклад в общее дело был существенен.

Вопрос 2
Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

Вопрос 3
Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].
Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.

Вопрос 4
Напишите, каким по цели высказывания является предложение.
Болельщики активно поддерживали свою команду.

Вопрос 5
Выпишите из предложения все словосочетания.
Робко засветились на небе первые звездочки

Творческие задания

Задание 1
В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

Задание 2
Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова:
чело, ланиты, уста, очи, выя.

Задание 3
Составьте слова из букв слова приток

Задание 4
С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.
Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.

Задание 5
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому: адрес -…, волос -…, майка -…, сосна — …

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ А Б Б В В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В В А В В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: А — Они хотели устроить лучшую жизнь, Б — Его вклад в общее дело был существенным

Ответ на вопрос 2: казак
Ответ на вопрос 3: учтем, помочь
Ответ на вопрос 4: повествовательное
Ответ на вопрос 5: засветились робко, засветились на небе, первые звездочки

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
Большое поле без цветка

Пример ответа на творческое задание №2
чело — лоб
ланиты — щеки
уста — губы
очи — глаза
выя — шея

Пример ответа на творческое задание №3
корт, тир, порт, пир, рот

Пример ответа на творческое задание №4
красивый тюль (м.р.), строгое жюри (ср.р.), большое фойе (ср.р.), вкусная кольраби (ж.р.), знаменитая фамилия (ж.р.), черный рояль (м.р.), крепкий кофе (м.р.), новое пальто (ср.р.)

Пример ответа на творческое задание №5
среда, слово, кайма, насос



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...