Основные тезисы анализа эпизода "Пожар в Смоленске". Языковое воплощение пространства

О.В. Ланская (Липецк)

Москва 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Языковое воплощение пространства

Ключевые слова: синонимы, антонимы, топонимы, синтагма, сема, лексико-семантические, лексико-тематические группы.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин», глава седьмая, строфа XXXVIP)

Пространство Москвы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» соотносится с понятиями «война» и «мир». Вследствие этого трактуется оно по-разному. Особое восприятие пространства определяется принципом многомерного видения, когда одно и то же явление, предмет видят разные герои произведения (Пьер Безухов, Наташа Ростова, камердинер старого графа и другие). В основе данной многомерности лежит авторское видение. В главах, посвященных изображению Москвы в 1812 году, Л.Н. Толстой создает эпическую картину, что находит отражение, в частности, в использовании в качестве однородных членов предложения большого количества топонимов, представляющих пространство и его составляющие в разных точках города одновременно. Принцип «изображение одновременного совершения событий» предполагает разные подходы к описанию пространства, по-особому характеризует повествователя, который представлен в тексте как историк, человек государственного мышления, философ, а также как человек частный, включенный в поток истории.

В «Войне и мире» описание Москвы начинается с 1805 года. Первоначально автор показывает дом Ростовых на Поварской улице, а также дом Кирилла Владимировича Безухова. Сообщается, что в день именин хозяйки и ее дочери много поздравителей съезжалось «к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской»1. В то же время у дома графа Безухова, когда стало известно, что «надежды к выздоровлению нет», появились гробовщики («за воротами толпились, скрываясь от подъезжающих экипажей, гробовщики»). Номинации гробовщики и поздравители свидетельствуют о том, что образ Москвы в первом томе романа восходит к оппозиции «жизнь — смерть», связан с жизнью человека от его рождения до смерти.

Если в начале романа (т. 1, ч. 1) упоминается название только одной улицы — Поварской, то в третьем томе представлено документально точное описание города с использованием большого количества топонимов, что свидетельствует о важности того события, которое должно было совершиться, — оставления армией и жителями древней столицы России во время Отечественной войны 1812 года.

Описывая Москву в трагический момент русской истории, автор использует такие лексико-тематические группы, как:

1) «улицы»: Поварская, Мясницкая, Садовая, Мещанская, Маросейка, Лубянка, Покровка, Воздвиженка, Знаменка, Никольская, Тверская, Моховая, Варварка, Арбат: «В эту ночь еще одного раненого провозили через Поварскую, и Мавра Кузминишна, стоявшая у ворот, заворотила его к Ростовым» (6, 320); «М-me Schoss, ходившая к своей дочери, еще более увеличила страх графини рассказами о том, что она видела на Мясницкой улице в питейной конторе» (6, 318); «по Садовой уже в два ряда ехали экипажи и подводы» (6, 331); «кучер не мог остановиться, потому что из Мещанской выехали еще подводы и экипажи» (6, 331-332); «Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи еще размещались по Воздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской» (6, 367); «В недостроенном доме на Варварке, внизу которого был питейный дом, слышались пьяные крики и песни» (6, 347);

2) «мосты» и «ворота»: Каменный мост, Москворецкий мост, Яузский мост; Боровиковские ворота, Боровицкие ворота, Кутафья, Кутафъев-ские ворота, Троицкие ворота: «Самая большая давка во время движения войск происходила на мостах Каменном, Москворецком и Яузском» (6, 343); «У Яузского моста все еще теснилось войско» (6, 364); «Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафъевским воротам» (6, 366); «<...> огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов и украдчиво и молчаливо прошныривали мимо Василия Блаженного и под Боровицкие ворота назад в гору, к Красной площади, на которой по какому-то чутью они чувствовали, что можно брать без труда чужое» (6, 343);

3) «заставы»: Дорогомиловская, Тверская, Калужская, Трехгорная, Рогожская: «Каждый день в Дорогомиловскую заставу ввозили и развозили по Москве тысячи раненых в Бородинском сражении, и тысячи подвод, с жителями и имуществом, выезжали в другие заставы» (6, 312); «Раздался одинокий выстрел сигнальной пушки, и войска, с разных сторон обложившие Москву, двинулись в Москву, в Тверскую, Калужскую и Дорогомиловскую заставы» (6, 340); «И как бы мне узнать, какими улицами мне ближе догнать полк, который теперь должен подходить к Рогожской?» (6, 347); «Извозчик рассказал ему (Пьеру. — О.Л.), что нынешний день разбирают в Кремле оружие, и что на завтрашний народ выгоняют весь за Трехгор-ную заставу, и что там будет большое сражение» (6, 334).

В тексте сему «место» имеют также такие топонимы, как: Патриаршие пруды, Поклонная гора, Кудрино, Пресня, Подновинский, Арбат: «Приехав на Патриаршие пруды, Пьер отыскал дом Баздеева, в котором он давно не бывал» (6, 334); «В Кудрине, из Никитской, от Пресни, от Подновинского съехалось несколько таких же поездов, как был поезд Ростовых» (6, 331); «Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился» (6, 365).

Данные топонимы по своему происхождению связаны также со следующими семами:

1) «место» и «профессия». Так, Поварская получила свое название в XVII веке «по находившейся здесь в XVI-XVII вв. слободе царских поваров»2; Мясницкая — «по расположению в слободе мясников»3; Рогожская застава Камер-Коллежского вала — «по находившейся здесь в XVI веке Рогожской ямской слободе, население которой обслуживало перевозки по дороге, ведущей в с. Рогожь» (6, 442); Каретный ряд назывался так потому, что «здесь, начиная с XVII в., жили и торговали своей продукцией мастера, изготовлявшие телеги, кареты, вообще всяческие повозки»4;

3) «место» и «святые заступники»: Знаменка получила свое наименование в XVII веке «по стоявшей на ней Церкви Знамения Богородицы»6; Никитская — по церкви Никиты, а позднее — по Никитскому женскому монастырю7, так же как и Никольская улица и Петровка8; Варварка первоначально известна как Всехсвятская (по церкви Всех Святых на Кулиш-ках), затем на этой улице была построена церковь Святой Варвары Великомученицы9;

4) «место» и «владелец земли»: Патриарший пруд получил название по прудам, которые в XVII веке находились в усадьбе патриарха на Козьем болоте10; Дорогомиловская застава — по названию села, принадлежавшему боярину Ивану Дорогомилову11;

5) «место» и «дорога, ведущая в другой город», «направление»: Тверская улица «возникла как дорога в Тверь, главный город сильного Тверского княжества»12; Калужская застава связана с дорогой, ведущей из Москвы на Калугу13;

6) «место» и «природа»: слово Москва восходит к значениям «топь, грязь», «извилистая (река)» или «топкая, болотистая, мелкая (река)»14; слово Кремль образовалось от прилагательного кремлевый (от кремь «крепкий и крупный строевой лес» или от кремелъ, кремль «дерево с твердой смолистой древесиной»15; Пресня предположительно имеет значение «пресная вода»16; Садовые улицы получили название «от располагавшихся вдоль них палисадников или садов»17;

7) «место» и «национальность» — «название отражает национальную принадлежность жителей»18: Маросейка, Малороссейка.

В тексте употребляются также топонимы с разными версиями происхождения. Так, по одной версии, слово Арбат образовалось «от слова арба (повозка), так как рядом с обозначенным местом располагался царский колымажный двор»; по другой — от арабского rabad — «предместье, пригород»19. Существует еще одно предположение: слово Арбат восходит к арабскому слову рабат (рибат) — «караван-сарай», «странноприимный дом», то есть дом, принимающий странников»20. Можно предположить, что значение топонима Арбат синкретично и имеет семы «место», «средство передвижения» и «дом».

Разные толкования используются при объяснении значения топонима Кудрине. По одной версии, данная лексическая единица восходит к литовскому kudra — «лес на болоте»; по другой — оно произошло от личного имени Кудра, Кудря, фамилии Кудрин21. Слово Яуза — «сопоставляют с латышским аузес и аузайс, аузайне в значении "стебель овса, ость, солома"»22. По М. Фасмеру, «вероятно, сложение с приставкой ja- от voz- (см. узел, вязать), то есть «связывающая река»23.

Предполагают, что название Лубянка связано с переселением в XV веке из Новгорода в Москву ремесленников, «лубяных дел мастеров», изготавливавших различную посуду для хранения продуктов, коробы, кошели и др. (луб — кора липы, березы, лыко)24. Считают также, что данное название (от Лубяница) было принесено знатными родами из Новгорода и что «когда-то на площади торговцы ово

щами и фруктами располагались в лубяных шалашах»25.

Многие названия улиц имеют семы «деревня» и «слобода», так как получили свое имя от населенных пунктов, которые находились рядом с Москвой, то есть «близлежащие слободы и деревни, сливаясь с городами, давали названия вновь получившимся улицам»26, например: Поварская, Мещанская, Мясницкая и другие. Из этого следует, что топонимы с семой «Москва» фиксируют события, связанные с историей государства Российского, его социальной, общественно-политической деятельностью, духовной жизнью; свидетельствуют о том, что древняя столица возводилась в непростых условиях: глухие леса, реки, болота, набеги иноземных захватчиков, — строили ее мастеровые люди, охраняли — служивые.

Использованы топонимы и при описании Москвы 7-го октября, когда французы покидали город (т. 4, ч. 2, гл. 13-14). Это Замоскворечье, Замоскворецкие улицы, Зубово, Кремль, Хамовники, Большая Ордынка, Каменный мост, Крымский брод, Калужская дорога, Калужская улица, Замоскворецкие улицы: «—Ай, ай, ай, что наделали! — слышались, однако, то с той, то с другой стороны голоса пленных, оглядывающих пожарища. — И Замоскворечье-то, и Зубово, и в Кремле-то, смотрите, половины нет... Да я вам говорил, что все Замоскворечье, вон так и есть» (7, 110); «По переулкам Хамовников пленные шли одни со своим конвоем» (7, 111); «Но обозы так растянулись, что последние обозы Богарне еще не вышли из Москвы в Калужскую улицу, а голова войск Нея уже выходила из Большой Ордынки» (7,111); «<...> дойдя до площади, где сходятся Замоскворецкие улицы с Калужскою, пленные, сжатые в кучу, остановились и несколько часов простояли на этом перекрестке» (7, 112).

В тексте после описания пожара топонимы Замоскворечье, Зубово обозначают кварталы города, которые уже не существуют.

Само слово Москва в связи с описанием событий Отечественной войны 1812 года приобретает в тексте следующие синонимы: cette ville asiatique (это азиатский город), cette fameuse ville (этот знаменитый город) («Cette ville asiatique aux innombrables eglises, Moscou la sainte. La voila done enfin, cette fameuse ville» («Этот азиатский город с бесчисленными церквами, Москва, святая их Москва! Вот он, наконец, этот знаменитый город\») (6, 337); столица («Вот она, эта столица, у моих ног, ожидая судьбы своей») (6, 337); Moscou; странный, красивый, величественный город («Странный, красивый, величественный город^.») (6, 338); древняя столица des Czars: «Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars» (царей) (6, 338). Цель их употребления — отразить точку зрения завоевателя на Москву. При этом автор использует прием отстранения (от слова отстраниться), который зафиксирован, в первую очередь, в указательных местоимениях это и cette, определениях странный, азиатский (с семами «чужой», «непонятный», «отсутствие цивилизации»), величественный, знаменитый, богатый, громадный (с семами «прославленный город», «размеры», «богатство»). Это свидетельствует о том, что для Наполеона Москва — это чужой город; завоевание которого поможет ему удовлетворить собственные амбиции и утвердиться в собственном величии. Для народа России Москва — мать русских городов, матушка, хлебосольная, белокаменная, златоглавая, святая, священная. В связи с этим в произведении использованы текстовые синонимы топонима Москва, которые выражают особое отношение к древней столице России. Это первопрестольный град Москва, Новый Иерусалим (7, 10), матушка, священная древняя столица, русское гнездо (7, 42). При анализе указанных выше номинаций важно учитывать особенности сюжета. Так, когда люди, остановившиеся на ночлег в Больших Мытищах, увидели пожар, то они не сразу поняли, что горит Москва (т. 3, ч. 3, гл. XXX). Отсюда в тексте использование номинаций с семами «место», «направление», «населенный пункт»: «<...> Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли»; « — Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне»; «<...> это не Мытищи, это далее» (6, 390). Когда же стали понимать, что горит Москва, то долго молчали. В синтагмах никто не ответил, молча, смотрели, ничего не отвечал, долго опять молчали, молчавшего до сих пор (6, 391) с семами «молчание», «потрясение», «сильное переживание», «невозможность поверить в происходящее», а также в повторяющемся местоимении все с семой «единение», обращении братцы отражены чувства простых людей. В этот момент Данило Терентьич, графский камердинер, и называет Москву матушкой и белокаменной: «— Москва и есть, братцы, — сказал он, — она матушка белока...» (6, 391). Этот старый человек не мог больше говорить: «Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера» (6, 391).

Священной древней столицей России Москву называет Бенигсен во время совета в Филях. Вслед за ним так же называет Москву и Кутузов, но одно и то же наименование имеет для героев разное значение, так как употреблено с разными целями. В вопросительном предложении «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защитить ее?» (6, 286) (Бенигсен) данная синтагма приобретает семы «окончательное решение», «сражение», «невозможность отступления», «гибель армии», «поражение», «официальная точка зрения». В восклицательном предложении «Священную древнюю столицу (курсив Л.Н. Толстого. — О.Л.)!» (6, 286) утрачивается на функциональном уровне значение определений священная и древняя, что подчеркивается синтагмой указывая на фальшивую ноту этих слов (6, 286). В данном эпизоде топоним Москва приобретает семы «часть России», «составляющая отечества»: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения?» (6,286); «Но я (Кутузов. — О.Л.) (он остановился) властью, врученный мне моим государем и отечеством, я — приказываю отступление» (6, 286).

Авторский синоним, в котором выражено отношение народа к столице России, — это русское гнездо: «Очевидно, русское гнездо было разорено и уничтожено» (7, 42). Данная синтагма имеет семы «дом», «отечество», «Россия», «национальная принадлежность». Москва в произведении Л.Н.Толстого приобретает также «почти видимые черты того Нового Иерусалима, Дома Пресвятой Богородицы, о которой молятся русские люди»27. Одновременно автор рисует Москву как загадочное пространство, полностью изменяющее свой облик, что находит отражение в сравнениях точно нальется вода на сухую землю и как голодное стадо идет в куче по голому полю, в глаголе всасывала в значении «впивать, втягивать в себя, вбирать»28, а также в глаголе расплывались (войска), в синтагме сделалась грязь, сделались пожары и мародерство: «И Москва все дальше и дальше всасывала их (французов. — О.Л.). Точно, как вследствие того, что нальется вода на сухую землю, исчезает вода и сухая земля; точно так же вследствие того, что голодное войско вошло в обильный, пустой город, уничтожилось войско, и уничтожился обильный город; и сделалась грязь, сделались пожары и мародерство» (6, 369).

При описании Москвы автор, используя ряд синтагм с семами «живое существо», «особое существо», «женщина», употребляет олицетворение: «Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами в лучах солнца»; «Очевидно, город этот жил всеми силами своей жизни. По тем неопределенным, по которым на дальнем расстоянии безошибочно узнается живое тело от мертвого, Наполеон с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыхание этого большого и красивого тела»; «"Une ville оссирёе par I"ennemi ressemble a une fille qui a perdu son honneur", — думал он <...>. И с этой точки зрения он (Наполеон. — О.Л.) смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу» (6, 337).

Использует автор и определения, которые отражают точку зрения Наполеона: громадная богатая столица, деревянный город (6, 290). То есть если для русских Москва — это олицетворение государства, земля отцов и дедов, родной дом, пространство одухотворенное, сакральное, то для Наполеона Москва — нечто телесное, пространство, которым можно обладать и чувствовать при этом свое величие.

Сцена на Поклонной горе «приобретает особый смысл напряженного духовного противостояния, где с одной стороны была вся Россия, воплощенная в ее главной святыне <... > — а с другой несметная сила, собранная "маленьким капралом"»29.

В Москве 1812 года по-разному высвечиваются характеры героев. При этом пространство города индивидуализируется, что зафиксировано в противопоставлениях «Ростовы — Берг, Вера», «Ростовы — Лопухины», «Наташа — Соня». Для одних Москва — это место купли-продажи (управляющий — Берг), мародерства (солдаты в московских лавках); для других — попытка спасти свое имущество (графиня, граф, Наташа) и одновременно отказ от этого имущества, выбор в пользу нравственных ценностей (Наташа, граф, графиня). Так, вначале графиня говорит своему мужу: «Посмотри: вон напротив, у Лопухиных, еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки. Пожалей хоть не меня, так детей» (6, 323). Потом она же говорит: «Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому-нибудь!» (6,327). Иная позиция у Берга. Его совершенно не волнует судьба раненых, а также отступление армии из Москвы. Для него это повод приобрести вещи. Существительное шифонъерочка с уменьшительно-ласкательным суффиксом и деепричастие смеясь характеризуют Берга как человека эгоистичного, для которого главное в жизни — приобретательство, личное благополучие:

«— Еду я сейчас мимо Юсупова дома, — смеясь, сказал Берг. — Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что-нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. <...> (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! Выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе.

Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и...» (6, 325). Ответ графа, который славился своим добродушием, тоже очень ярко его характеризует. Фразеологический оборот убирайтесь к черту, повторение просторечного слова к черту в значении «пожелание уйти прочь тому, кто надоел, от кого хотят избавиться»30 в восклицательном предложении, глагол закричал фиксируют сильнейшие переживания Ростова. «— Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. — закричал старый граф. — Голова идет кругом» (6, 326).

Синтагма старалась захватить с собой как можно больше (имеются в виду вещи), глаголы с семами «действие», «стремление услужить», «аккуратность» очень точно характеризуют поведение Сони во время подготовки к отъезду: «Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше» (6, 328).

Сам дом в пространстве войны изменяется, утрачивает свои функции. Это уже не дом одной семьи и близких к этой семье людей, не закрытое пространство, а пространство открытое. Дом во время всенародной трагедии утрачивает свою сословную принадлежность и становится домом для раненых защитников отечества.

Затем, когда французы оказываются в городе, дом вообще утрачивает свое предназначение, больше напоминает военный лагерь, что отражено в номинациях с семами «одежда», «обувь», «действие», а также «место», «пространство», «хозяйство»: «В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей» (6, 368). При этом нарушаются все традиции: по дому ходят в верхней одежде и обуви, еду готовят не в печке, а раскладывают огни. Глагол раскладывали через глагол разложить сочетается с существительным костер: Разложить — значит, «сложив горючий материал, зажечь, заставить разгореться»31. Нарушена при этом функция окна: смотрят не из окна на улицу, а в окна. В комнатах не живут, а прохаживаются.

Трагическое восприятие происходящего усиливается за счет изменения характера пространства, что зафиксировано в отрицании, распространяющемся на ряд однородных членов — топонимов, восходящих к оппозициям: «город (Воздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота) — поле»; «город — лагерь», «дом — квартира», «хозяева — французы», «хозяева — чужие люди», «война — мир», а также в определении «новая местность»: «это место не было Воздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно кровопролитного сражения» (6, 366); «Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе» (6, 367).

Слово люди приобретает семы «отсутствие хозяев», «посторонние», «чужие», «отсутствие семьи», «отсутствие индивидуального начала». Использование однородных членов предложения пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали, с одной стороны, детализируют действия, производимые французскими солдатами, с другой — указывают на то, что для этих людей нет разницы между телесным и духовным. Понятия «месить», «варить», «пугать» и «ласкать» на уровне синтаксиса становятся синонимичными.

Пространство города изменяет армию Наполеона. Характеризуя неприятеля в момент вступления в Москву и в период нахождения в ней, автор использует текстовые антоцимы: «Хотя и оборванные, голодные, измученные уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожилось войско и образовались не жители и не солдаты, а что-то среднее, называемое мародерами» (6, 367).

Трагический образ древней столицы создается с помощью слов с корнями гор- (сгоревшую Москву, сгорело, несгоревших кварталов),-зар-, -жиг-, -жог- («поджоги нельзя было принять за причину»; «поджигать никому не было никакой причины» (6, 370); «Зарево расходилось» (6, 391). Само пространство воспринимается как деформированное, лишенное однородности, что зафиксировано в глаголах и деепричастиях с семами «действие», «сомнение», «спор»: «Чиновник, в валенных сапогах и комиссариатской форме, забегал с разных сторон и высматривал сгоревшую Москву, громко сообщая свои наблюдения о том, что сгорело и какая была та и эта видневшаяся часть Москвы. Третий офицер, польского происхождения по акценту, спорил с комиссариатским чиновником, доказывая ему, что он ошибался в определении кварталов Москвы» (7, 110).

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, — в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, — для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого. Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, — ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, — глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон. Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален. В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление. Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13-м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава Богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права. Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления делами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Место работы, должность: МБОУ "СОШ с. Черный Яр", учитель

русского языка и литературы(Астраханская область)

Предмет: литература, 10 класс

Анализ эпизода "Пожар в Смоленске" по

роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

Л.Н.Толстой. "Война и мир"(т.4, ч.З, гл.З)

Цель урока:

совершенствовать аналитические умения и навыки учащихся в работе с текстом

художественного произведения,

навыки литературоведческой компетенции;

воспитывать высокие патриотические чувства у учащихся,

интерес к предмету литературы в процессе филологического анализа

художественного текста.

Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизод из

романа "Война и мир".

Эпизод - основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро- эпического и

воплощено какое- либо событие, но в тоже время эпизод является звеном в общей

событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом

причинно- следственными или причинно- временными связями.

В процессе изучения художественных произведений мы неоднократно анализировали

отдельные сцены произведения: следили за диалогами, монологами, спорами героев,

рассматривали роль пейзажа в отдельных сценах. Сегодня нам предстоит сделать анализ

эпизода по плану (План анализа эпизода показан на интерактивной или обычной доске).

работы. Анализировать художественный текст необходимо при любой работе над

художественным произведением - устный ответ, сочинение, сдача ЕГЭ, который активно

внедряется в качестве новой экзаменационной модели при итоговой аттестации

учащихся.

Перед началом анализа эпизода дается задание: записать основные тезисы урока,

опираясь на план анализа эпизода. Проверка в конце урока.

План.

1. Определить основное содержание эпизода.

2. Какие персонажи в нем участвуют?

3. Как меняется настроение героев во время пожара?

5. Каковы композиционные особенности эпизода?

6. Найдите средства художественной выразительности.

7. Какую роль они играют в данном эпизоде?

9. Какое место занимает данный эпизод в формировании патриотических настроений

русского народа в войне 1812 года?

Ход урока

(текст распечатан для каждого ученика и спроецирован на доску)

Читаю эпизод.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях.

Прежде ясное вечернее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил

молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула

орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как быраспространенным по

всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки

теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от

пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных направлениях

проходили и пробегали солдаты. На глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор

Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой- то полк, теснясь и спеша, запрудил

улицу, идя назад.

- Сдают город, уезжайте, уезжайте, - сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же

обратился с криком к солдатам:

- Я вам дам по дворам бегать! - крикнул он. Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера,

велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы

Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся

сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя

им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером

трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек

десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и

подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав

солдат, он хотел крикнуть что- то, но вдруг остановился и, схватившись заволоса,

захохотал рыдающим хохотом.

- - закричал он, сам хватая мешки и выкидывая

их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали

насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

Решилась! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась... -

Ферапонтов побежал на двор.

По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и

должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая

того, чтобы можно было выехать.

Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светил изредка застилаемый дымом

молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся

в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка,

у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал.

Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности

отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке.

Каково основное содержание данного эпизода?

Ученики. В эпизоде описывается пожар, мы как бы слышим гул орудий, страшную

бомбардировку. Всюду неразбериха, хаос. Центральный персонаж - Алпатыч, купец

Ферапонотов, его домочадцы, солдаты убегающей армии.

О каком городе идет речь? (Сдают Смоленск.)

Восстановите хронологию событий романа до пожара в Смоленске.

С какой целью Алпатыч едет в Смоленск?

Ученики. Накануне этих событий (лето 1812 года) Алпатыч приехал в Смоленск,

поселился на постоялом дворе купца Ферапонтова, чтобы выполнить поручения старого

князя: узнать, будут ли оборонять город. Незадолго до этого события старый князь

Николай Андреевич получил письмо от своего сына Андрея, в котором молодой князь

предупреждал об опасности семью и советовал семье незамедлительно уезжать из Лысых

Гор (они в 60 верстах от Смоленска), потому что французы уже заняли Витебск и,

возможно, скоро будут в Смоленске. Тогда- то иотправил старый князь Николай

Андреевич своего верного крепостного Алпатыча, с тем, чтобы тот узнал у губернатора

Смоленска, каково истинное положение дел. Заночевав на постоялом дворе у купца

Ферапонтова, утором следующего дня Алпатыч побывал у губернатора. Тот был в

растерянности, показал Алпатычу какую- то бумагу от Барклая де Толли - командующего

армией, в которой говорилось, что Смоленск не сдадут без боя, будут оборонять. Но на

словах неуверенно посоветовал ехать в Москву, добавил, что сам тоже собирается ехать.

После визита к губернатору Алпатыч пришел на постоялый двор, расплатился с хозяином

Ферапонтовым и велел извозчику закладывать лошадей, но как только кибитка стала

выезжать, город подвергся страшной бомбардировке, его жители попрятались в подвалы.

Как только бомбардировка стала стихать, Алпатыч вышел из подвала и увидел, что город

в огне пожаров.

вопреки воле государя и всего народа.."

Учитель. Итак, мы выяснили,что действие происходит летом, а точнее в августе 1812

года, военные действия идут уже на территории России, русская армия спешно отступает,

все идет не по плану командующего - Барклая де Толли, именно он тогда командовал

русской армией - сдаются города. Чтобы выяснить, как постепенно меняется

настроение жителей Смоленска, обратимся к тексту и ответим не вопрос:

- Какие чувства испытывают герои в начале эпизода? (Проследите это по тексту)

Ученики. В начале эпизода Алпатыч и другие герои растеряны, взволнованы. Автор

передает это с помощью таких деталей: расправлял вожжи трясущимися руками,

Учитель.Всю сцену мы наблюдаем глазами Алпатыча, простого русского человека:

видим, каксолдаты воруют мешки с мукой, как не подчиняются своему командиру. С

помощью этого приема Толстой пытается передать настроение масс, обычных людей,

которых война застала врасплох.

- Как меняется настроение героев с развитием событий в эпизоде?

Ученики. Неразбериха и паника постепенно сменяются иными чувствами: купец

Ферапонтов, увидев, как солдаты воруют его муку, сначала схватился за волоса (ужас!), а

затем захохотал рыдающим хохотом

- Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!

Ученики.Ферапонтов сам предлагает солдатам забрать у него муку, которую еще

недавно собирался выгодно продать, ведь этим купец зарабатывал себе на жизнь.

Учитель.Почему Ферапонтов делает это? Каковы ваши предположения? Как автор

впоследствии мотивирует этот поступок героя?

Ученики.Ферапонтов и другие жители Смоленска до последней минуты верили (это

было известно из разговоров жителей города), что город не сдадут, что французов не

подпустят к Смоленску. Но, узнав о сдаче города, Ферапонтов и другие жители понимает,

что решилась Россия!

Учитель. Что значит эта реплика?

Учитель. Смысл этих слов мы можем понять глубже, если обратимся к тексту

произведения (обращаюсь к эпиграфу романа: т.4,ч.2,гл.2)

"... Партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск. Прежде,

чем партизанская война была официально принята, уже тысячи людей

неприятельской армии - отсталые и мародеры- были истреблены казаками и

мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно

собаки загрызут бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый

понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного

искусства, уничтожала французов, и ему принадлежат слава первого шага для

узаконения этого приема войны".

Ученики. Читая роман, мы узнаем и о других мужиках - Карпе, Власе, - которые

отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.

Учитель. Итак, постепенно война между двумя армиями, русской и французской,

превращалась в народную (со стороны русских), освободительную войну. Партизанский

метод ведения войны стал полной неожиданностью для французских солдат, привыкших

драться по правилам военного искусства, когда поражение одной сотой армии, одной

сотой всех сил народа, заставляет покориться целый народ. Русские люди

руководствовались не выдуманными кем- то правилами военного искусства, а благородной

целью - освобождения Родины. И ради этой цели они делали все: поджигали свои дома,

продовольствие, уходили в леса, чтобы нападать на французов поодиночке, брали в руки

топор, пику, дубину и "гвоздили врагов до тех пор, пока в их душе чувство оскорбления и

мести не заменялось чувством презрения и жалости". Партизаны уничтожали великую

французскую армию по частям. После сдачи Смоленска партизанская война приняла

огромные масштабы. Ее яркие представители - Тихон Щербатый, Д. Давыдов, Долохов -

воплощение "мысли народной" в романе. Рискованные, рассчитанные на внезапность,

действия партизан способствовали успешным действиям всей русской армии. "Дубина

народной войны"оказала огромное влияние на общий дух войска и внесла огромный

вклад в общую победу над врагом. На Бородинском сражении солдаты русской армии

бились, проявляя невиданный героизм и мужество, осознавая, чтоот исхода битвы

зависит судьба их жен, матерей, всей России . Так крепло и росло чувство солдатского

братства, основанное на том, что твои цели совпадают с целями всего народа, всех

русских людей, и все это еще более усиливало патриотический дух войска: "Всем народом

навалиться хотят, одно слово - Москва", - говорит представитель народа перед

Бородинским сражением. Герой произведения М.Ю. Лермонтова, участник Бородинского

сражения, скажет похожие слова: "Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!".

Спустя 129 лет после Бородинского сражения, знаменитый политрук, командир

панфиловцев скажет похожие слова, когда будет защищать Москву от гитлеровцев:

"Велика, Россия, а отступать некуда. Позади Москва!"

Именно с этого эпизода –с оставления Смоленска - война 1812 года изображается

на стороне русских, в этом убеждает читателей автор, в этом постепенно убеждаются и

французские солдаты. В этом и заключается логика развития авторской мысли в

Учитель. Какие чувства испытывают герои произведения, размышляя о войне1812

Ученики.Князь Андрей накануне Бородинского сражения, размышляя о войне 1812 года,

думает: " французы разорили мой дом...Они враги мои, они преступники по всем моим

понятиям" (т.3,ч.2,гл.25) Все это говорит об одном: Толстой оправдывает войну 1812г.

Учитель. Верно. Об этом свидетельствуют многочисленные реплики массовых сцен:

(человек во фризовой шинели и др.)

- Важно! пошла драть! Ребята, важно!

Об этом говорят и слова, принадлежащие самому автору, в его философских

отступлениях: "Смоленскоставляется вопреки воле государя и всего народа. Но

Смоленск сожжен своими жителями, обманутыми своим губернатором, и

разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая

только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы

отступаем, и достигается то самое, что должно победить Наполеона." (т.З, ч.2, гл.1,

Учитель. Роман носит название Война и мир". Мы уже знаем, что в данном

произведении, романе- эпопее, картины мирной жизни чередуются с картинами военной.

На протяжении всего романа Толстой рассуждает о том, что такое война? Нужна ли она

обыкновенному человеку?

Что вы можете сказать об отношении Льва Николаевича Толстого к войне вообще, в

частности, к войне 1805- 1807 годов?

"...противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.." Поэтому

ей нет оправдания.

Учитель.Если мы вспомним массовые сцены Аустерлицкого сражения, смотра войск в

Браунау, то увидим некую общность в настроении солдат: они, русские, немцы,

австрийцы, не понимают целей этой воины, потому что она не защищает их интересы.

- Каковы композиционные особенности данного эпизода?

Ученик. Эпизод начинается и заканчиваетсякартиной пожара. Это говорит о его

кольцевой композиции и о том, что главная тема эпизода - тема пожара в Смоленске.

Учитель. Действительно, мы можем говорить об обрамлениив данном эпизоде.

Картины пожара выстраиваются в сознании читателя в символический образ и

ассоциируются в дальнейшем у читателя с пожаром народной войны за свой дом, за

свою землю. Таким образом, пожар мы воспринимаем как символ - символ народной

Учитель. Как построена центральная часть эпизода?

Ученики.Центральная часть эпизода построена, как события, быстро сменяющие друг

друга: массовые сцены, описание улиц города - все это подано в определенной

последовательности. Читатель становится как бы очевидцем событий. Толстой

выстраивает композицию данного эпизода, используя кинематографический принцип:

читатель, словно видит кадры из фильма, быстро сменяющие друг друга: Вот сумерки,

прерывающийся гул канонады, расходящиеся клубы пожара; а вот уже ночь; на небе

молодой месяц, изредка застилаемый дымом и звезды; а вот пожар уже догорает.

Многие произведения Л.Н.Толстого очень хорошо поддаются экранизации. Мы знаем

замечательные фильмы, поставленные по его произведениям: "Война и мир" (С.

Бондарчук), "Воскресенье", "Анна Каренина", "Казаки" и другие.(Можно показать кадры

из кинофильма "Война и мир")

Учитель.Найдите в данном эпизоде изобразительно- выразительные средства языка.

Ученики.Метафоры: "серп месяца", "полк запрудил улицу", эпитеты: "черные клубы

дыма", сравнения: "как муравьи из разоренной кочки", оксюморон: "рыдающим хохотом"

и другие средства художественной выразительности создают яркую образную картину

пожара, паники, неразберихи, всеобщего горя.

Учитель.В этом эпизоде есть и синтаксические фигуры. Найдите их,

- Сдают город, уезжайте! Риторические восклицания.

Решилась! Расея!

Вывод учеников. Метафоры, эпитеты, сравнения создают яркую образную картину

пожара. Риторические восклицания, повелительные предложения передают особую

эмоциональную атмосферу - атмосферу всеобщего горя, зреющего народного

самосознания, которое, как мы уже знаем из контекста романа, выльется в огромную

силу- "дубину народной войны".

Заключительное слово учителя. Все русское общество в период наполеоновского

нашествия было объединено одним общим порывом - ненависти к врагу, желанием

победить врага любой ценой. Вот почему эта война впоследствии получила название

Отечественная война 1812 года, потому что сражалось с Наполеоном и его армией все

Отечество. Именноэта война стала родоначальницей партизанского движения. Широкие

масштабы партизанское движение приняло в 1941- 1945 годах, уже в войну Великую

Отечественную. У России к тому времени уже был опыт партизанской войны, пример

героизма и мужества, необходимый народу в борьбе с захватчиками. В данном эпизоде

Общеизвестно высказывание Л.Н. Толстого о том, что в произведении «надо любить... главную, основную мысль». Писатель утверждал, что «...в «Войне и мире» больше всего он «любил мысль народную...».
Эта «народная мысль» глубже и ярче всего проявилась в изображении Отечественной войны 1812 года, сплотившей всю русскую нацию ради одной цели – спасти свою страну от французских захватчиков.
В названии романа слово «война» стоит на первом месте – тем самым Толстой подчеркивает, что победа в Отечественной войне 1812 года на многие десятилетия определила не только судьбу России, но и всей Европы. Возникал естественный вопрос: почему исход событий был именно таким?
События первого тома «Войны и мира» напрямую как будто не связаны с будущей Отечественной войной, но в событиях 1805-1807 годов Толстой выделяет два ключевых, на его взгляд, сражения. В битве при Шенграбене небольшой отряд Багратиона неожиданно одерживает победу над противником, намного превосходящим его. И наоборот, в Аустерлицком сражении огромная союзническая армия терпит сокрушительное поражение от значительно меньшей армии Наполеона.
Причину этих событий Толстой объясняет тем, что в солдата гонит в бой палка капрала, но на поле боя палка становится не страшна, а поведение солдата определяет что-то другое. Толстой называет это духом армии. Поражение в Шенграбенском сражении привело бы к гибели всей армии Кутузова, и солдаты знали это. Цель Аустерлицкого сражения была солдатам непонятна, и сложить голову за тысячу верст от дома никому не хотелось.
Таким образом, изображение войны 1805 - 1807 годов должно было подготовить читателя к мысли о том, что исход исторических событий зависит не от воли императоров или таланта полководцев, а от духа народа.
Отечественная война 1812 года носила всенародный характер. Во время войны произошло объединение нации - все были охвачены единым патриотическим чувством, достигшим своего высшего проявления в массовом героизме народа. Толстой неоднократно проводит мысль о том, что новые победы в Отечественной войне были одержаны тогда, когда «поднялась дубина народной войны». Именно в этом ключе изображает писатель и сдачу Смоленска, и многочисленные эпизоды Бородинского сражения, и действия партизан, и горящую Москву, и многое другое.
Оставление Москвы ее жителями - яркое проявление патриотизма русских людей, событие, по мнению Толстого, более важное, чем отступление русских войск от Москвы. Это акт гражданского самосознания москвичей: они идут на любые жертвы, не желая быть под властью Наполеона. Не только в Москве, но и во всех русских городах жители покидали их, поджигали их, уничтожали свое имущество. С этим явлением наполеоновская армия столкнулась лишь на территории России - в других странах жители завоеванных городов оставались под властью французов и даже оказывали завоевателям торжественный прием.
Толстой подчеркнул, что жители оставляли Москву стихийно. Их заставляло делать это чувство национальной гордости, а не патриотические «афишки» Растопчина. По-другому поступить они не могли, ведь «для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли, или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».
Важнейшая особенность войны 1812 г. - партизанское движение, которое Толстой называет «дубиной народной войны»: «…дубина народной войны поднялась со всею своею грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Народ бил противника «так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку», уничтожая «Великую армию по частям».
Толстой пишет о существовании множества самых разных партизанских отрядов («партий), у которых была единственная цель - изгнание французов с русской земли. Эти партии были совершенно различны. Были такие, которые перенимали все приемы армии - с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни. Были казачьи, кавалерийские партии. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи. Был партия под руководством одного дьячка, взявшая «в месяц несколько сот пленных». Наконец, была партия старостихи Василисы, побившая сотни французов.
Участники стихийной народной войны действовали интуитивно, не задумываясь об «общем ходе дел». Однако, подчеркивает Толстой, они поступали именно так, как требовала историческая необходимость. «И эти-то люди были самыми полезными деятелями того времени», - говорит писатель.
Истинная цель народной войны была не в том, чтобы полностью уничтожить французскую армию, «забрать в плен всех французов» или «поймать Наполеона с маршалами и армией». Цель беспощадной «дубины народной войны», гвоздившей французов, была простой и понятной каждому русскому патриоту - «очистить свою землю от нашествия».

Закончился 2012 год, год 200-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. На нашем сайте в этом году мы неоднократно публиковали материалы, о тех легендарных исторических событиях, о героях Отечественной войны и Бородинской битвы под Москвой, о памяти и памятниках им в Москве.

Однако разговор о памяти 1812 года был бы не полным, если бы мы не уделили внимание одному из главных памятников Отечественной войны - знаменитому роману-эпопее "Война и мир" Льва Николаевича Толстого.

В данной статье мы перечислим цитаты из романа, упоминания Москвы, московских мест в описаниях событий романа: довоенной эпохи, войны, оккупации и пожара. И, как обычно, сделаем это со ссылками на современные объекты Москвы (улицы, храмы, памятники, монастыри), размещенные в каталоге нашего сайта сайт (онлайн путеводитель по Москве). И не только отдельные объекты заинтересуют нас в толстовских строках. Сама Москва - как цельная сущность, как древний город, как символ России, ее дух, ее пострадавшая, но неразрушенная ценность - является одним из главных героев романа. Ключевые события книги во многом связаны именно с Москвой - Бородино, оккупация, пожар Москвы и мирная жизнь в городе героев книги.

Интересен предложенный автором контраст императорского Петербурга того времени и старой столицы - Москвы, который дополнительно резко усилен Толстым. Этот контраст ярко подчеркнут как в описании довоенного времени, так и в отражении военных действий. Этот контраст доведен до максимума в кульминации повествования. Даже во время Бородинской битвы и пожара Москвы в Петербурге не утихает обычная жизнь балов, салонов, светских сплетен. Но не совсем правильно понимать это как противопоставление именно городов, скорее - противопоставление ценностей двора и столицы и духа более простого, более народного и более древнего города без двора и без столицы. Между прочим, сейчас это сравнение может сработать ровно наоборот (но в статье речь не об этом).

Первое упоминание о Москве в романе связано с появлением Пьера в петербургском светском салоне и информацией о его умирающем отце:

Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: "Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на все согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога".

В Москву возвращается Анна Михайловна после петербургского вечера, одновременно представляя вниманию читателя семью Ростовых, живущую как раз в Москве:

Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька…»

Появление Ростовых сопровождается и появлением одного из основных московских мест романа - дома Ростовых на Поварской улице:

У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.

По основной версии домом Ростовых в Москве принято считать дом Соллогуба (он же - дом князей Долгоруких на Поварской), на доме даже была установлена соответствующая табличка.

Хотя существовали и существуют и другие версии прообраза дома , ибо сам автор при жизни уклонялся от ответа на этот вопрос.

Есть даже версия о том, что дом Пьера - усадьба Талызина , на Воздвиженке, где сейчас располагается архитектурный музей Щусева на Воздвиженке (в этом случае они оказались бы с Болконским совсем близкими соседями, о чем в романе, совсем не говорится, но о доме Болконских мы еще поговорим).

В доме Пьера, обобщая тему московского общества, Борис не очень уж почтительно отзывается о Москве:

Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой,- сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. - Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, - продолжал он. …Москве больше делать нечего, как сплетничать, - продолжал он.

Интересна фраза доктора о Москве:

…прекрасная погода, княжна, и потом Москва так похожа на деревню.

О Москве вспоминают солдаты Багратиона заграницей, оригинально сравнивая горящие огни войска с огнями Москвы:

- Страсть, братец ты мой, что войски нашей собралось! Вечор посмотрел, как огни разложили, конца краю не видать. Москва, - одно слово!

Яркая картина семейной сцены - встреча Николая - предваряется описанием его подъезда к дому в Москве.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение. "Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!" думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву. - Денисов, приехали! Спит! - говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался. - Вот он угол-перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну! - К какому дому-то? - спросил ямщик. - Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, - говорил Ростов, - ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.

…и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.

Упоминание по московские бульвары - в описании знакомств и развлечений Николая Ростова в Москве:

У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.

Английский клуб - еще один московский объект:


В начале марта, старый граф Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона.

Граф, со дня основания клуба, был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира.

Клуб располагался в здании на Страстном бульваре, усадьба князей Гагариных , Страстной бул., 15/29. В этом доме действительно с 1802 года был Английский клуб. Именно здесь организует встречу Багратиона старый граф Ростов, здесь ссорится Пьер с Долоховым.

Надо уточнить, что с названием «Английский клуб» связаны и другие объекты, в частности - дом на Тверской улице (где собрания клуба происходят с 1831 г.).

Однако эти подробности не дают полного понимания о точном маршруте похитителей. Очевидно, что они подъехали из центра города. От Арбатской площади господа дали крюк до Садового, а потом вернулись по Арбату и по переулкам подъезжали к дому Марьи Дмитриевны.

Случайная встреча Курагина с Пьером на Тверском бульваре:

На Тверском бульваре кто-то окликнул его. - Пьер! Давно приехал? - прокричал ему знакомый голос.


Москва для великого Наполеона - стала роковым символом. Он это, несомненно, предвидел, уделяя внимание символичности русской древней столицы, еще задолго до Бородина. В частности при начале войны, у перехода через Неман:

Увидав на той стороне казаков (les Cosaques) и расстилавшиеся степи (les Steppes), в середине которых была Moscou la ville sainte, столица того, подобного Скифскому, государства, куда ходил Александр Македонский, - Наполеон, неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям, приказал наступление, и на другой день войска его стали переходить Неман. [(сноска5)] Москва, священный город.

Moscou, la capitale asiatique de ce grand empire, la ville sacree des peuples d"Alexandre, Moscou avec ses innombrables eglises en forme de pagodes chinoises! Эта Moscou не давала покоя воображению Наполеона. [(сноска 16)] Москва, азиатская столица этой великой империи, священный город народов Александра, Москва с своими бесчисленными церквами, в форме китайских пагод!

Москва в разговоре Наполеона с русским посланником:

Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью. - Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? 28 Сколько церквей в Moscou? - спрашивал он. И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал: - К чему такая бездна церквей? - Русские очень набожны, - отвечал Балашев. - Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, - сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения. Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора. - У каждой страны свои нравы, - сказал он. - Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, - сказал Наполеон. - Прошу извинения у вашего величества, - сказал Балашев, - кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей. Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно. По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. "Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна", - говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: "Poltawa", как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях. [(сноска29)] как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву.

Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи.

Государь прошел в Успенский собор. Толпа опять разровнялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке.

Во время службы в Успенском соборе - соединенного молебствия по случаю приезда государя и благодарственной молитвы за заключение мира с турками - толпа пораспространилась;

…сидел на своем возвышении пушки, все так же волнуясь при мысли о государе и о своей любви к нему. Совпадение чувства боли и страха, когда его сдавили, с чувством восторга еще более усилило в нем сознание важности этой минуты.

Вдруг с набережной послышались пушечные выстрелы (это стреляли в мира с турками), и толпа стремительно бросилась к набережной- смотреть, как стреляют.

Было уже поздно, и Петя ничего не ел, и пот лил с него градом; но он не уходил домой и вместе с уменьшившейся, но еще довольно большой толпой стоял перед дворцом, во время обеда государя, глядя в окна дворца, ожидая еще чего-то и завидуя одинаково и сановникам, подъезжавшим к крыльцу - к обеду государя, и камер-лакеям, служившим за столом и мелькавшим в окнах




Выход царя на балкон дворца и сцена с подбором бисквитов императора народом также описаны возле дворца в Кремле. По всей вероятности речь идет не о Большом Кремлевском дворце , который построен позднее. Очевидно, что это и не Грановитая палата , у здания которой нет балконов, а об выходе на резное крыльцо как раз не говорилось. Если речь не идет о каком-то из несохранившихся строений, то можно предположить, что это - Теремной дворец (здесь, кстати, есть традиция обращения к народу сверху). Или дворец Сената .

Описывается в романе и знаменитое собрание дворянства и купечества Москвы и обращение государя императора, сбор средств.

15-го числа утром, на третий день после этого, у Слободского дворца стояло бесчисленное количество экипажей. Залы были полны. В первой были дворяне в мундирах, во второй купцы с медалями, в бородах и синих кафтанах. По зале Дворянского собрания шел гул и движение. У одного большого стола, под пор



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...