Означает порочный круг. Порочный круг в художественных произведениях

Или уловка, при которой утверждение выводится из самого себя, обычно через несколько промежуточных утверждений. Порочный круг часто используется сознательно как демагогический приём. В этом значении выражение получило распространение как фразеологизм .

  • Порочный круг в определении (лат. circulus in definiendo ) - ситуация, при которой определение предмета включает в себя свойства самого предмета. Классический пример порочного круга в определении обыгран Станиславом Лемом (см. Сепульки). Примером порочного круга в определении также может служить рекурсивный акроним .
  • Порочный круг в доказательстве (лат. circulus in probando ) - использование при доказательстве утверждения самого утверждения или его следствий. Классический пример - попытки доказательства аксиомы параллельности Евклида .

Выражение часто используется в гуманитарных науках для обозначения явлений «рекурсии» и «положительной обратной связи», приводящих к нежелательным результатам. Похожий смысл имеет также выражение «замкнутый круг».

В русских текстах иногда используются и латинские наименования порочного круга, в особенности, когда хотят указать его конкретную разновидность.

Порочный круг в жизни

В реальной жизни также встречаются примеры порочного круга. Например:

Порочный круг в психологии

Порочный круг в художественных произведениях

Литература

  • Ситуация, описанная Дж. Хеллером в книге «Поправка-22» (или «Уловка 22 » - альтернативный перевод английского Catch-22). Чтобы военнослужащего признали негодным к службе по причине психического заболевания, он сам должен обратиться с жалобой к врачу. Однако если человек пытается таким путём уклониться от выполнения воинского долга, он несомненно психически нормален. Наглядность примера у Хеллера привела к тому, что выражение Catch-22 стало логическим термином (см. Уловка-22 (выражение))
  • В книге «Автостопом по Галактике » Дугласа Адамса :

Да провались оно пропадом, подумал он. Что ему сейчас нужно - так это помощь и совет. Он достал «Путеводитель». Заглянул в раздел «Помощь» и прочел: «См. разд. „СОВЕТЫ“». Заглянул в раздел «Советы» и прочел: «См. разд. „ПОМОЩЬ“». Последнее время «Путеводитель» часто откалывал такие номера - может, тоже с тоски-кручины?

Что это ты делаешь? - спросил Маленький принц.
- Пью, - мрачно ответил пьяница.
- Зачем?
- Чтобы забыть.
- О чём забыть? - спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
- Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову.
- Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
- Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

«Кавказский меловой круг». Б. Брехт.
Берлинер ансамбль (показ в венском Бургтеатре).
Режиссер Михаэль Тальхаймер.

История «Кавказского мелового круга» дана как «вестерн»: рассказчик ведет ее с мрачной меланхолией, ожесточенным сарказмом. Слева в глубине — джаз-музыканты, ведущий (Инго Гюльсман) с микрофоном — ближе к просцениуму. Фигуры будут появляться из темноты, в луче прожектора. Знакомый по спектаклям Тальхаймера прием, однако в последнее время он включал в себя актерскую статику, почти полную неподвижность главного героя (чаще — героини). Здесь тоже фигуры, выхваченные прожектором, передвигаются, как правило, с трудом и через несколько шагов уже занимают позицию «живой картины», в которой пройдет та или иная сцена. Однако внутри этой композиции, задуманной вроде как неподвижной, мы неожиданно увидим жизнь тела в спазмах, конвульсиях, судорогах отвращения, неконтролируемых тиках… Лица будут искажаться в гримасах, их будет передергивать, ноги будут не слушаться…

Все это сделано очень искусно, однако ясно, что не только физические трюки являются тут инструментом режиссера, но и сама телесная данность. Груше (Штефани Райншпергер) — объемистая, неказистая, и, надев на нее сандалии и бесформенную рубаху, которая, конечно, вся разорвется и замызгается, можно сделать ее полной противоположностью выступающей на каблуках, в обтягивающей мини-юбке и вообще всей миниатюрной и отточенной Натэлле Абашвили (Зина Мартенс). Напротив, губернатор Георгий Абашвили (Петер Луппа) — как из цирка лилипутов. Тот же актер-карлик будет в черном кринолине играть свекровь в доме, куда Груше выдадут замуж, и его сморщенное неженское лицо, выглядывающее из скорбного вдовьего наряда, станет символом здешней заскорузлости, а рядом будет светиться, как распятие, обнаженное тело старика — жениха (Вайт Шуберт)…

Штефани Райншпергер (Груше).
Фото — архив театра.

И так далее, и тому подобное. Мы, безусловно, именно что в цирке, куда приходят не для того, чтобы послушать «дидактическую пьесу», а чтобы поглазеть на то, что природа вытворила с телом и на что способно само тело — часто вопреки природе. Тальхаймер «подставляет» себя обвинению в этом постыдном интересе к телу в его ненормативном, подчас обсценном состоянии; вменяет и нам этот интерес; он уготовил нам, зрителям, совместное с ним унижение, которое — забежим вперед — не будет оправдано никаким катарсисом.

Из ранних спектаклей Тальхаймера этот больше всего заставил вспомнить эсхиловскую «Орестею» (берлинский Дойчес театр, 2006) и «Крыс» Гауптмана (там же, 2007). «Орестею» — своей преувеличенной, гран-гиньольной «кровавостью» (здесь даже «меловой круг» проводят кровью), а также меланхолическими ритмами, сопровождающими все действо. «Крыс» же «Кавказский меловой круг» напомнил именно образами патологически угнетенной телесности: там все герои жили под низко нависшим потолком, в состоянии постоянной сгорбленности. Более мягкие варианты той же «задавленности средой» (в смысле пространственной среды, хотя в «Крысах» это совпало со средой социальной) Тальхаймер применял и в других спектаклях: например, в шекспировской «Двенадцатой ночи» вся арена была в грязи по щиколотку (спектакль игрался под цирковым шатром во время ремонта Дойчес театра, в 2008 году), а «Электра» (венский Бургтеатр, 2012-й) была зажата в узкой и косой щели (сплошная стена перекрывала всю сцену).

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Однако в «Кавказском меловом круге» — не так. И неслучайно имя сценографа на афише отсутствует. Ее, сценографии, просто нет, действие происходит на пустой сцене. А «давящая среда» проявляет себя совсем по-другому…

В советских пионерских лагерях, по крайней мере, 1940-х годов, практиковалась такая шутка над приехавшими навестить детей родителями: их ставили на доску, прихлопывали по голове другой доской, которую затем убирали, а скрючившихся родителей просили распрямиться… но уговорить их это сделать было уже невозможно. Весь лагерь смеялся… Вот он, цирк!

Герои этого «Мелового круга» — как раз «стукнутые» такой доской. И это мы должны додуматься, что УЖЕ с ними произошло, раз они готовы принимать все новые и новые унижения. Мы видим ужасы и в то же время — осознаем, что главные ужасы произошли где-то даже совсем за кадром.

Вот два одетые в рыцарские доспехи солдата, трясущие своими выступающими из лат членами во время допроса Груше; один из них хлипкий, малорослый (играет его Карина Цихнер), другой — хоть и побольше, но старый и немощный (Вайт Шуберт)… В это время Груше, стоящая в нескольких шагах от одного и другого, производит у своих ног поступательно-возвратные движения руками, откидывает вправо-влево лицо, на котором не может скрыть отвращения, и не забывает отвечать на вопросы… И ясно — она им отдается, отдается привычно и неизбежно, отдается, не обращая внимания, что она здоровая и большая, а они хлипкие и немощные, и это ей нужно еще поработать, чтобы вообще им «отдаться». Но она эту «работу» давно на себя взяла. И это оказывается страшнее любого «первого раза», любого девичьего стыда от грязных намеков…

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Приход Груше в семью к брату Лаврентию — о котором у Брехта сказано всего лишь, что она семь дней брела по леднику и пришла в деревню больная, — оказывается поводом для интермедии, в которой будет прочитываться, что такое был весь этот путь: Груше едва передвигает явно обмороженные ноги; коленки то и дело грозят вывернуться в другую сторону, ей привычно приходится «вставлять» сустав на место; она едва сдерживает дрожь и отвечает с опозданием, словно собирая остатки рассудка… Но отвечает, ведь легче выдавить из себя эти слова, чем объяснить необъяснимое людям, которые еще думают, что она может что-то артикулировать. И нам? Мы тоже — такие? Почему мы, вслед за Брехтом, думали, что она еще что-то может, что-то должна артикулировать?

Тальхаймер ставит нас перед лицом того невыразимого, чем является война, слова о которой могут быть лишь бессмысленными ошметками. Вот тебе и дидактическая пьеса!

В финале спектакля, когда Груше, наконец, присуждают ребенка, за которого она так боролась (и присуждают только потому, что так легче отделаться от всей этой истории, мгновенно раствориться в темноте, что все и делают), она остается одна в обнимку со своим сверточком… И тогда только впервые задаешь себе вопрос: и что дальше? Вот она, такая же стигматизированная мать-одиночка, какой была все это военное время, — как она дальше будет жить?

Эта громоздкая Груше, не выпуская из объятий ребенка, укладывается тогда на бочок на крошечную табуретку, служившую постаментом сомнительному судье Аздаку. Она лежит на нем, как загипнотизированная трюком какого-то фокусника. Но не левитирует. И на пустынном небе не зажигается надпись «Спасена». Потому что это — всего лишь остановка на ее пути. В конце которого нет не только брехтовских разумных колхозников — нет никакой человеческой общности, которая готова ее, отверженную, принять.

Порочный круг

логическая ошибка в определении понятий и в доказательстве, суть которой заключается в том, что некоторое понятие определяется с помощью другого понятия, которое в свою очередь определяется через первое, или некоторый тезис доказывается с помощью аргумента, истинность которого обосновывается с помощью доказываемого тезиса. Пример П. к. в определении: "Вращение есть движение вокруг собственной оси". Понятие "ось" само определяется через понятие "вращение" ("ось - прямая, вокруг которой происходит вращение"). Частным случаем П.к. в определении понятий могут быть тавтологии, напр., "Демократ есть человек демократических убеждений". Примером П. к. в доказательстве могут служить многочисленные попытки математиков (до открытия Лобачевского) доказать независимость пятого постулата от других постулатов гео-метрии Евклида, использовавших при этом в качестве аргументов положения, эквивалентные доказываемому пятому постулату.


Словарь по логике. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС . А.А.Ивин, А.Л.Никифоров . 1997 .

Синонимы :

Смотреть что такое "порочный круг" в других словарях:

    Безвыходное положение, заколдованный круг, тупик, безвыходность Словарь русских синонимов. порочный круг сущ., кол во синонимов: 5 безвыходное положение (20) … Словарь синонимов

    ПОРОЧНЫЙ КРУГ см. Логические ошибки. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Порочный круг (значения). Порочный круг (лат. circulus vitiosus), логический круг логическая ошибка или уловка, при которой утверждение выводится из самого себя, обычно через несколько… … Википедия

    порочный круг - что книжн. Обычно в роли подлеж. Вы посылаете нас в конгресс. Мы принимаем законы, которые позволяют вам делать деньги. Из полученных прибылей вы вносите деньги в наши избирательные фонды, чтобы опять отправить нас в конгресс для принятия законов … Фразеологический словарь русского языка

    - (иноск.) взаимно противоречащие, мешающие друг другу условия (заколдованный, безвыходный) Ср. Навозь ее (землю), чтобы не было глины; а земля хлеб родит, и будет чем скотину кормить. Да и скотины то нету, так какой навоз будет? Это странный… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Порочный круг - Экспрес. Безвыходное положение; такое стечение обстоятельств, выход из которых или невозможен, или даёт отрицательные результаты. Преступление толкает на путь чуть прикрытого тунеядства, тунеядство рождает преступление. Так замыкается порочный… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Порочный кругъ (иноск.) взаимно противорѣчащія, мѣшающія другъ другу условія (заколдованный, безвыходный). Ср. «Навозь ее (землю), чтобы не было глины; а земля хлѣбъ родитъ, и будетъ чѣмъ скотину кормить». Да и скотины то нѣту, такъ какой навозъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Книжн. То же, что заколдованный круг. ФСРЯ, 214; Ф 1, 265; БМС 1998, 318; ЗС 1996, 160 … Большой словарь русских поговорок

    - (circulus vitiosus) в патологии взаимосвязь патологических изменений в организме, при которой нарушения, возникающие как следствие первичных изменений, в свою очередь, их усугубляют … Большой медицинский словарь

    Проблема, характерная для развивающихся стран, состоящая в том, что низкий доход не позволяет осуществлять сбережения, а следовательно, инвестиции, в масштабах, необходимых для развития производства, увеличения доходов. В итоге бедность порождает … Экономический словарь

Книги

  • Порочный круг , Ст. Родионов. Расследование зверского убийства приводит опытного оперативника капитана милиции Купряжкина к осознанию того, что за этим стоит могущественная мафиозная группировка. Понимая, что обнаруженный…

Большая медицинская энциклопедия

Порочный круг (Circulus vitiosus) – один из механизмов патогенеза, характеризующийся тем, что возникшие в организме структурно-функциональные нарушения сами становятся причиной дальнейшего усугубления этих нарушений, поскольку приводят к развитию новых патологических явлений, которые способствуют утяжелению (прогрессированию) первично возникших структурно-функциональных нарушений.

Этимология термина Circulus vitiosus: (латынь) circulus - круг; vitiosus - испорченный.

Такой порочный круг наблюдается, например, у больных с пороками сердца. Застойные явления в малом и большом круге кровообращения вызывают у них отеки, нарушения обмена веществ, патологические изменения в лёгких и других органах. Эти изменения, в свою очередь, оказываются причиной дальнейших нарушений функции кровообращения и ещё более отягощают течение основного заболевания. Другой пример – хроническое голодание, приводящее к расстройствам функции пищеварения, причем нарушаются секреторные процессы, переваривание и всасывание питательных веществ, что усугубляет расстройства функции пищеварения и истощение, первоначально обусловленные голоданием.

Часто порочный круг возникает лишь в определенной стадии болезни или патологического процесса, при значительной выраженности имеющихся нарушений. Так, развивающаяся гипоксия любого происхождения вначале обычно служит сигналом, мобилизующим приспособительные реакции организма. Однако её углубление приводит к дальнейшим нарушениям в системах транспорта и утилизации кислорода: расстройствам центральной регуляции внешнего дыхания и кровообращения, патологическим изменениям микроциркуляторного русла, повреждению биологических мембран, в том числе митохондриальных, и др.

Такое потенцирование первичных расстройств неизбежно сопровождается прогрессированием гипоксии и может привести к грубым необратимым нарушениям жизнедеятельности вплоть до гибели организма.

Разнообразные формы расстройств, в основе патогенеза которых лежит порочный круг могут возникать при нарушении отрицательных обратных связей в системе нервной регуляции. К ним относятся тяжёлые болевые синдромы, судорожные состояния, некоторые виды гиперкинезов и др., при которых формируются генераторы патологически усиленного возбуждения в разных отделах головного и спинного мозга.

В некоторых случаях в основе порочного круга лежат приспособительные по своей биологической сущности реакции. Например, физиологическое явление адаптации барорецепторов при транзиторных гипертензивных состояниях способствует стабилизации высокого уровня АД, что, в свою очередь, может привести к усугублению расстройств системы регуляции АД и дальнейшему его повышению.

Однако далеко не всегда порочный круг приводит к прогрессирующим расстройствам жизнедеятельности. Иногда порочный круг представляет собой закономерно возникающий временный компонент патологического процесса, в котором заложены предпосылки к его ликвидации. Примером может служить вторичная альтерация при воспалении, усугубляющая первичные повреждения, однако одновременно способствующая ликвидации причины, вызвавшей воспаление, и самого воспалительного процесса. В других случаях более или менее быстрый «распад» порочного круга происходит в результате нарастающей мобилизации защитно-приспособительных реакций разных уровней, приводящих к ликвидации узловых механизмов порочного круга.

Во всех случаях важно своевременно определить опасность образования порочного круга и принять соответствующие предупредительные и лечебные меры.

Иногда термином «circulus vitiosus» обозначают механические расстройства, возникающие в организме после оперативных вмешательств – гастроэнтеростомии или гастродуоденостомии. Они заключаются в том, что пища из желудка поступает в двенадцатиперстную кишку, оттуда обратно в желудок через искусственное отверстие, затем опять в двенадцатиперстную кишку и т. д. Такой порочный круг становится тяжёлой формой «болезни анастомоза», зачастую угрожает жизни больного и приводит к необходимости повторных оперативных вмешательств.

От порочного круга следует отличать постоянно протекающие в организме процессы, при которых сдвиг, первоначально являющийся следствием, затем становится причиной. Так, на высоте желудочного пищеварения слизистая оболочка желудка выделяет в его полость секрет, а в кровь и лимфу – гормон гастрин. Циркулируя с током крови, он до определенного момента активизирует желудочную секрецию и тем самым процесс пищеварения. В данном случае отсутствуют патологические явления, и речь идет о естественных механизмах физиологической регуляции, когда после достижения «запрограммированного» результата нормально функционирующие отрицательные обратные связи прекращают соответствующую функцию.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...