Памяти добролюбова некрасов выразительные средства. «Памяти Добролюбова» Н

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись -
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова

Некрасов познакомился с Добролюбовым, когда тот был еще совсем молодым человеком и только начинал свою карьеру литературного критика. Поэт смог разглядеть в юноше наличие большого таланта. Некрасов был соредактором журнала «Современник» и предложил Добролюбову возглавить отдел критики. Он не ошибся в своем выборе. За свою недолгую жизнь Добролюбов успел написать множество знаменитых критических статей, которые не утратили актуальности и в наше время. К сожалению, критик очень рано заболел чахоткой, которая тогда считалась неизлечимой болезнью. Несмотря на это Добролюбов продолжал напряженно работать и сам приближал свой конец. Он умер в 1861 г. Спустя несколько лет Некрасов посвятил ему стихотворение «Памяти Добролюбова» (1864 г.).

Автор отмечает, что поэт, несмотря на свою молодость, был строгим и неподкупным судьей в своих суждениях. Он беспристрастно относился к признанным авторитетам. Подчиняя «рассудку страсти» критик всегда выносил справедливый приговор. Добролюбов понимал, что жить ему остается недолго, поэтому в лихорадочной работе стремился максимально использовать отведенный ему срок. Особой благодарностью звучат слова Некрасова о том, что критик «более учил… умирать».

Личная жизнь Добролюбова не складывалась. Это и не могло быть иначе, так как он все свое время посвящал работе. Поэтому Некрасов отмечает: «ты чистоту хранил». Многие высказывания критика носили резкий антиправительственный характер и вырезались цензурой. Добролюбов всегда оставался горячим патриотом своей страны. Он не мог молчать при виде всех бед и несправедливостей, которые наполняли Россию. Его революционные взгляды были направлены только на благо Родины. Некрасов сравнивает любовь Добролюбова к России с поклонением женщине. Называя ее «любовницей суровой», он имеет в виду, что самоотверженный труд Добролюбова не был по достоинству отмечен современниками.

Смерть критика поэт сравнивает с угасанием «светильника разума». Наделяя Добролюбова «вещим пером», Некрасов намекает, что к нему еще придет признание.

Последние строки стихотворения очень торжественны и патетичны. Автор обращается ко всей «русской земле», призывая ее оплакивать одного из лучших своих сыновей. Некрасов уверен, что только благодаря таким людям России до сих пор существует. Добролюбов совмещал в себе глубокий ум, наблюдательность и врожденное чувство справедливости. Его недолгий жизненный путь может служить образцом для всех творческих людей.

В ряде своих стихотворений Николай Алексеевич рисует человека особенного, необыкновенного, идущего путем Белинского и Герцена и возвышающегося до их подвига. Так, в стихотворении 1864 года «Памяти Добролюбова» (Некрасов), анализ которого мы проведем, поэт выражает тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял сам Добролюбов.

Не случайно при первой публикации этого стихотворения Некрасов в качестве эпиграфа поставил строки из восьмистишия самого Добролюбова, закончив их словами: «Шествуй тою же стезёю». В облике критика Николай Алексеевич прежде всего поэтизирует подчинение личной жизни делу свободы, отказ от мирских наслаждений, подчинение страстей рассудку, аскетическую самоотверженность и самопожертвование. Нужно заметить, что некрасоведы установили не абсолютное соответствие героя этого стихотворения прототипу. Поэт намеренно наделяет образ Добролюбова чертами суровости и аскетизма, видя в них свойства особенных людей новой эпохи. Говоря о том, что Добролюбов «учил умирать», Некрасов отнюдь не прославляет смерть и не считает её выражением некой ценности. Он поэтизирует ту же самоотверженность, показывает неизбежность трагического финала у тех, кто готов к подвигу и способен на него.

Некрасов смело и уместно воспользовался риторическим оборотом «Плачь, русская земля!», который применил сам критик в полемике с Н. Гречем. Только на этот раз поэт допустил «кощунственную» переадресовку. Процитированные слова теперь связаны не с царем: ими оплакивается критик-демократ. Вместо «отца» родной земли возвеличивается её великий сын. В то же время Некрасов зовёт не только плакать по поводу смерти этого человека, но и — существенное добавление — гордиться его жизнью. Рисуя образ подвижника гражданского служения родине, поэт передаёт его этическую и эстетическую привлекательность. Добролюбов окружен в этом реквиеме светом прекрасного, ибо он сын природы-матери, наделившей его своими дарами, ибо в нём самом совмещены «сокровища душевной красоты», он является «светильником разума». Это выражение напоминает восклицание Горацио над телом трагедийного Гамлета. В обоих случаях речь идёт об угасании великой личности. Будучи «сеятелем», он одновременно относится к лучшим, редким всходам «нивы жизни». Герою произведения «Памяти Добролюбова» (Некрасов), анализ которого нас интересует, приданы и черты возвышенного: он изображается на фоне стоящей «под небесами» русской земли; масштаб его деяний соразмерен с безграничностью родины, его возлюбленной; он «высоко вознёсся» над другими. Его великое сердце («какое сердце биться перестало!») пульсировало в ритм с «честными сердцами» людей, с «золотым сердцем» народа. Наконец, отметим, что «суровому» герою стихотворения даны приметы «пророка»: у него «вещее» перо; взывая к жизни новой, он готовил «перлы для венца». Завершается стихотворение необычным трехстишием без рифм, в котором последняя строка короче других, она словно обрывается на середине. Высокую ноту сменяет её неожиданный обрыв, словно подступила спазма, словно дыхание перехватило. На этом завершим анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» (Некрасов).

Некрасов создал целый поэтический мартиролог, написав сразу несколько стихотворений, посвященных памяти своих близких знакомых - «Памяти приятеля» (1853), посвящено Белинскому, «На смерть Шевченко» (1861), «Памяти Добролюбова» (1864), «He рыдай так безумно над ним» (1868) - навеяно внезапной смертью Писарева, утонувшего при странных обстоятельствах. Герои всех этих стихотворений умерли преждевременно: Белинский в тридцать семь, Шевченко в сорок семь, Добролюбов в двадцать пять, Писарев в двадцать восемь лет. И потому смерть каждого предстает у Некрасова не следствием болезни или трагической случайности, а самой настоящей гибелью - за свой народ, за родину, за жертвенную любовь к ближним.

Один из «мучеников» Некрасова - Николай Александрович Добролюбов (1836-1861), известный литературный критик, автор ярких и часто весьма проницательных статей по творчеству Островского, Тургенева, Гончарова. Добролюбова и Некрасова связывали приятельские отношения, последние годы жизни Добролюбов был ведущим публицистом «Современника», жил в соседней с Некрасовым квартире, чуть ли не ежедневно приходил к нему обедать и даже работал в некрасовских комнатах над своими статьями.

Добролюбов умер в 1861 году; стихотворение, посвященное ему, написано три года спустя. А значит, поэтом руководила не одна только живая скорбь по ушедшему, острота которой через три года неизбежно должна была притупиться, но и какая-то иная художественная цель. «Надо заметить, что я хлопотал не о верности факта, а старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов», - писал сам поэт об этом стихотворении. Поэт открыто признает, что создавал не портрет, а своего рода стихотворную икону. Сквозь реальные черты конкретного человека в стихотворении просвечивает сияние идеала.

Вполне определенный нравственный идеал в русской культуре, конечно, давно существовал, веками он разрабатывался православной церковью и воплотился в целом сонме святых. Ho для атеистически настроенной интеллигенции 1860-х христианская святость утратила свою притягательность, свой путеводительный смысл. Перед Некрасовым стояла задача создания «святого» нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации.

Выстраивая новую поэтическую систему, Некрасов использовал многие элементы системы старой, а выражая «идеал общественного деятеля», поэт также обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке.

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять...

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял...

Некрасов перечисляет основные христианские добродетели, причем описывает их на характерном «церковном» языке - борьба со страстями, мирскими наслаждениями, добровольный аскетизм, бескорыстное служение родине, проповедь и обращение «честных сердец», затем мученическая кончина. Ho христианские понятия наполняются у Некрасова иным смыслом, ведь в центре его поэтического мира - родина, а не Бог.

Поэт намекает и на пророческое дарование Добролюбова - у него «вещее перо». Позднее мифологема «идеальный общественный деятель как пророк» будет подробно развернута в стихотворении Некрасова «Н. Г. Чернышевский (Пророк)» (1874). Русской поэзии образ пророка был уже хорошо известен, однако до сих пор чертами пророка наделялся поэт. Теперь времена изменились - «Поэтом можешь ты не быть, / Ho гражданином быть обязан».

В соответствии с житийной традицией Некрасов касается и посмертной участи своего героя: «Года минули, страсти улеглись, / И высоко вознесся ты над нами...» Инерция христианских образов приводит автора к парадоксальному итогу, к вере в бессмертие своего героя - после смерти Добролюбов вознесся в небесные обители, жизнь его продолжается и за порогом смерти, только в каком-то ином качестве.

На противопоставление жизни и смерти построено все стихотворение. В первой же строфе («Учил ты жить... но более учил ты умирать») названы оба полюса, напряжение между которыми и создает трагическую атмосферу стихотворения. Жизнь Добролюбова оказывается лишь неуклонным движением к смерти, к неизбежной развязке. Ho затем выясняется, что сам факт появления такого человека на свет, независимо от того, что сейчас его нет в живых, способствует продолжению жизни на земле.

Природа-мать! когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...

Слово «жизнь» обретает здесь новую глубину и объем - это не только жизнь как существование людей на земле, это жизнь как синоним всего подлинного, истинного, не фальшивого. Последнее значение слова вновь соединяет Некрасова с христианской традицией. В заключительных, только что процитированных строках стихотворения можно увидеть и скрытую отсылку к известной народной пословице - «He стоит село без праведника».

К этой теме Некрасов обращался неоднократно. И Белинский, и Шевченко, и Писарев, и Чернышевский, и Гриша Добросклонов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» - те самые «сеятели», образ, также заимствованный из Евангелия, которые, засевая «ниву народную» разумным, добрым и вечным (см. стихотворение «Сеятелям»), должны были, по мысли поэта, возвести русский народ на сияющие высоты «счастья», туда, где ему жить будет «хорошо». Проблеме народного счастья и путей его обретения Некрасов посвятил целую поэму, главный труд своей жизни.

«Памяти Добролюбова» Николай Некрасов

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека . Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист . Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Николай Некрасов и Николай Добролюбов познакомились благодаря журналу «Современник». Добролюбов пришел работать в редакцию журнала, а Некрасов был одним из его совладельцев. Пламенной дружбы между мужчинами не образовалось, ведь у них была серьезная разница в возрасте. Однако Некрасов неоднократно восхищался талантливостью молодого критик и поэта–сатирика, который мог точно и объективно дать оценку любому литературному произведению.

В своих публикациях, Николай Добролюбов мог понятно и доходчиво объяснить читателям суть различных литературных поэм, произведений и стихов. Но, в свои двадцать пят лет Николай Добролюбов скончался от чахотки. И в этот момент Некрасов искренне понял, какого уникального человека забрала судьба. Ведь он был настоящим гением, который мог в пару простых и понятных слов вложить жизненную истину.

В 1864 году Некрасов пишет стихотворение «Памяти Добролюбова». Николай Алексеевич пишет о том, что, несмотря на юные годы, Добролюбов был необычайно мудрым и зрелым мужчиной. Уже в свои двадцать два года его называл грозой поэтов, ведь он критиковал литературные произведения без всяких утаиваний, без каких-либо поблажек. Добролюбов считал, что творить литературу нужно не для славы, а для свободы. Только тогда в ней будет заложен стержень и глубокий смысл.

Некрасов отмечает, что молодой критик необычайно любил свою родину, однако она, как суровая любовница, слишком поздно оценила талант юного публициста.

По мнению Николая Алексеевича, творчество Добролюбова смогло бы проникнуть в сознание людей, изменить общественное мнение. Однако смерть посчитала иначе и забрала его.

Некрасов говорит о том, что Николай Добролюбов был уникальным человеком. Такого русская земля еще не рождала. Критик жил не для себя, не для великой славы, а для своей родной России. Всеми силами души он пытался изменить жизнь и судьбу простого человека к лучшему. И за это ему огромная благодарность!



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...