План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Е. Чарушин "Ёж"


Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида №15»
Конспект занятия по ОО «Чтение художественной литературы в

средней группе.

Тема: Пересказ рассказа «Ёж» Е.Чарушина.

Воспитатель: Морозова Г.Е.

Программное содержание:


  1. Формирование навыков пересказа текста с использованием графической мнемодорожки- плана рассказа.

  2. Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.

  3. Упражнять в согласовании существительных в косвенных падежах.

  4. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.
Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е.Чарушина.

  2. Изучение темы «Дикие животные».

  3. Рисование - ручной труд по теме «Ёж»
Лексический материал: свернулся, развернулся, закатился, удрал, страх.

ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Организационный момент.
Восп.

Ребята, посмотрите, сколько много у нас гостей. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг - другу.

Игра- приветствие…

Здравствуйте щёчки, здравствуйте губки, здравствуй носик, здравствуйте гости.

Сегодня утром, когда я вошла в группу, то увидела на столе вот эту посылку и видеописьмо. Посылку открыть я не смогла, видно она с секретом, а видеописьмо мы посмотрим вместе. ПРОСМОТР.

На экране почтальон Печкин.

«Добрый день дороге ребята. Узнали меня? Меня зовут почтальон Печкин и я принёс вам посылку. Но я вам её не отдам, потому что посылку могут получать люди по документам, а у вас, их нет.

Но я вижу, что вы хорошие ребята, поэтому я предлагаю вам сделку.

Если вы отгадаете загадку и расскажете мой любимый рассказ, то посылка ваша!»

Внимательно слушайте загадку:

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки не одной.


  1. Подготовка к восприятию текста.
(рассматривание картинки ежа на экране)

Правильно, ребята, это ёж.

Что у ежа на спине? (иголки).

Зачем у ежа на спине иголки? (ёж иголками защищается от врагов).

А как ёж спасается от врагов? (ёж сворачивается шариком и выставляет иголки).

Что ест ёж? (ёжик питается мышами, жуками, червяками, молоком).

Что ёж делает зимой? (ёж зимой спит).

А когда ёж просыпается? (ёж просыпается весной, когда становится тепло).

Ребята, а как вы думаете, о ком сегодня мы будем читать рассказ? (о еже).
3.Чтение рассказа.

«Ребята, послушайте рассказ Е.Чарушина. Называется он «Ёж».

Ходили ребята по лесу.

Нашли под кустом ежа.

Он со страху шариком свернулся.

Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли.

Дали ему молока.

Развернулся еж и начал есть молоко.

А потом ёжик удрал к себе обратно в лес».


  1. Беседа по содержанию.
Вопросы:

Где ходили ребята? (ребята ходили по лесу).

Кого они нашли? (они нашли ежа).

Где сидел ежик? (ёжик сидел под кустом).

Что сделал ёжик от страха? (он от страха свернулся шариком).

Куда дети принесли ежа? (дети принесли ежа домой).

Почему они не укололись? (они закатили ежа в шапку).

Что ребята ему дали? (ребята дали ему молока).

(что означает слово удрал, убежал)

от страха

свернулся

развернулся

Ребята, как вы думаете, почему ёжик удрал обратно в лес? (ёж не домашнее, а дикое животное).


  1. Танцевальная мультфизминутка с привлечением родителей группы под музыку (сопровождается показом презентации)

  1. Повторное чтение рассказа.
Восп.

Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы мне помогите (дети договаривают начатые педагогом фразы)

Ходили ребята по (лесу).

Нашли под кустом (ежа).

Он со страху свернулся (шариком).

Закатили ребята ежа в (шапку).

И принесли ежа (домой).

Дали ему (молока).

Развернулся ёж и начал есть (молоко).

А потом ёжик удрал к себе обратно (в лес)


  1. Составление плана-схемы содержания рассказа.
Предлагаю детям разделиться на 2 команды.

Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы.

Давайте их разложи по порядку.

(Дети выстраивают графическую мнемодорожку - план рассказа).

Педагог предлагает проверить друг друга как они справились с заданиями.


  1. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
Восп.

Расскажите историю про ежа. Схемы карточки вам в этом помогут. (Дети рассказывают рассказ по цепочке: сначала одна команда, затем - другая).


  1. Обращаем внимание на экран:
Печкин (Благодарит детей и посылка открывается – там книга Е.Чарушина)
10. Открытый финал. (Педагог и дети благодарят Печкина за подарок.) Из этой книги мы узнаем много интересного о животных.
11.Заключение.

Вот и подошло к концу наше занятие.

Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?

Чем мы занимались?

Чему вы сегодня научились?

Что запомнили?
12.Самооценка.

У нас на столе 2 коробочки:

в одной солнышки; в другой – тучки.

Вы можете взять любую картинку, но сначала подумайте:

если вам на занятие было интересно и у вас всё получилось, то возьмите солнышко, а если кому-то было не интересно и трудно – тогда возьмите тучку.
Обобщение педагогом самооценки детей.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе

Е. Чарушин «Ёж».

Цели: закрепить произношение звуков в, ф ; развивать речевое дыхание; научить правильно, произносить слово клевать ; познакомить детей с рассказом о еже; способствовать развитию у детей воображения.

Планируемые результаты: умеет целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием; обобщены и систематизированы представления об окружающем мире; умеет согласовывать прилагательные с существительными.

Материалы и оборудование: предметные картинки диких животных (ёж, волк, лиса, медведь); иллюстрация к произведению, волшебный мешочек.

Ход НОД:

  1. Организационный момент:

Воспитатель показывает детям куб с картинками. Поворачивает его гранью, на которой наклеен самолёт. Малыши произносят (хором и по одному) звук в . Затем исполняют длинную песенку (произносят звук в длительно). Воспитатель следит за правильностью и отчётливостью произношения.

Затем продолжается. Перед детьми на доске вишнёвое дерево. «Видите, какой созревает урожай, - говорит воспитатель. – Если мы с вами спасём вишню от воробьёв, то непременно сегодня отведаем вкусных и сочных ягод».

Появляется воробей. Он заявляет: «Я весёлый воробьишка – серый маленький воришка. Буду вишню клевать». И спрашивает у детей: «Кто я?» (Ты весёлый воробьишка, серый … и т.д.).

Воробей повторяет свою песенку и собирается клевать ягоды, но дети вместе с воспитателем говорят: «Кыш, воробей, кыш! Дай вызреть нашим вишням!». «Вот и вызрела наша вишня», - говорит воспитатель.

Воспитатель вновь крутит куб. Когда куб поворачивается к детям гранью, на которой изображён ёж, воспитатель загадывает загадку.

Шуба – иголки, свернётся – колкий, рукой не возьмёшь. Кто это? (Ёж.)

Воспитатель показывает детям игрушку «ёж».

  1. Подготовка к восприятию текста.

«Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Защита.)

Как он спасается от врагов? (Сворачивается шариком.)

Воспитатель предлагает детям произнести звук « ф » (пофыркаем, как ёжики, - негромко, но сердито). Напоминает о том, что недавно на участке была слышна песня синички: « фью – фью - фью ». «Скажите, как пела синичка, радуясь весне»?

3. Чтение адаптированного рассказа.

«Ребята, послушайте рассказ «Ёж», который написал Евгений Чарушин. По ходу чтения педагог выставляет предметные карточки.

«Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Ёж со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Ёж развернулся и начал пить молоко. А потом ёжик обратно в лес к себе удрал».

  1. Беседа по содержанию:

Почему дети – герои рассказа закатали ежа в шапку?

Почему вылез из колючек чёрный ежиный носик и задвигался?

Далее проводится игра «Ёжик, хочешь молока?». Предварительно воспитатель объясняет её содержание: «Я спрошу: ёжик, хочешь молока? А ёжик должен ответить: ффф ». Роль ёжика исполняют 7-8 детей поочерёдно.

5. В заключении воспитатель ещё раз читает рассказ Евгения Чарушина.

6. Итог: «Дети, с каким рассказом мы сегодня познакомились?».


«Стили речи» - В разговорном стиле часто используется разговорная и просторечная лексика. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Художественный стиль. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Существует 5 функциональных стилей. Функциональные стили речи.

«Проекты по развитию речи» - Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство. Проект включает в себя три периода: Подготовительный; Основной; Заключительный. Составление электронных писем. Приемы создания рекламного образа. Рекламное имя. Слоган как часть рекламного текста. Правила переписки по электронной почте.

«Уроки речи» - Язык, по меткому выражения Н. Г. Гоголя, живой как жизнь. Дере. Требование речи – точность, ясность и простота. Через уроки литературы к воспитанию и развитию. Важным качеством хорошей речи считается сжатость. Приложение № 1 Какая буква, слог, слово «лишнее»? Сло. Приложение № 3 Многозначные слова: Прочитайте стихотворения.

«Развитие речи младших школьников» - Содержательность логичность точность выразительность. Речь- канал развития интеллекта. Требования к уровню развития речи: Основные понятия: Функциональная грамотность речь лексика фразеологизм. Формирование основ функциональной грамотности через развитие речи младших школьников. Актуальность. « Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

«Выразительные средства языка» - Антономазия. Гипербола. Аллегория. Над чем предстоит еще поработать? Сравнение. Какие виды тропов иллюстрируют данные примеры? Подведение итогов. Какие цели и задачи были поставлены? Открытие учащимися красоты и богатства русского языка. Литота. Метонимия. Проявление творческих способностей личности.

«Наша речь» - Вещица. Не куст, а с листочками. Для чего нужна речь. Маски. Язык и речь. Впиши в текст слова. Мы бьём исправно каждый час. Птицы. Я люблю прямоту. Распредели слова. Кто альбом раскрасит наш. Виды речи. Наша речь.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе
Е. Чарушин «Ёж».
Цели: закрепить произношение звуков в, ф; развивать речевое дыхание; научить правильно, произносить слово клевать; познакомить детей с рассказом о еже; способствовать развитию у детей воображения.
Планируемые результаты: умеет целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием; обобщены и систематизированы представления об окружающем мире; умеет согласовывать прилагательные с существительными.
Материалы и оборудование: предметные картинки диких животных (ёж, волк, лиса, медведь); иллюстрация к произведению, волшебный мешочек.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель показывает детям куб с картинками. Поворачивает его гранью, на которой наклеен самолёт. Малыши произносят (хором и по одному) звук в. Затем исполняют длинную песенку (произносят звук в длительно). Воспитатель следит за правильностью и отчётливостью произношения.
Затем продолжается. Перед детьми на доске вишнёвое дерево. «Видите, какой созревает урожай, - говорит воспитатель. – Если мы с вами спасём вишню от воробьёв, то непременно сегодня отведаем вкусных и сочных ягод».
Появляется воробей. Он заявляет: «Я весёлый воробьишка – серый маленький воришка. Буду вишню клевать». И спрашивает у детей: «Кто я?» (Ты весёлый воробьишка, серый и т.д.).
Воробей повторяет свою песенку и собирается клевать ягоды, но дети вместе с воспитателем говорят: «Кыш, воробей, кыш! Дай вызреть нашим вишням!». «Вот и вызрела наша вишня», - говорит воспитатель
·.
Воспитатель вновь крутит куб. Когда куб поворачивается к детям гранью, на которой изображён ёж, воспитатель загадывает загадку.
Шуба – иголки, свернётся – колкий, рукой не возьмёшь. Кто это? (Ёж.)
Воспитатель показывает детям игрушку «ёж».
Подготовка к восприятию текста.
«Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Защита.)
Как он спасается от врагов? (Сворачивается шариком.)
Воспитатель предлагает детям произнести звук «ф» (пофыркаем, как ёжики, - негромко, но сердито). Напоминает о том, что недавно на участке была слышна песня синички: «фью – фью - фью». «Скажите, как пела синичка, радуясь весне»?
3. Чтение адаптированного рассказа.
«Ребята, послушайте рассказ «Ёж», который написал Евгений Чарушин. По ходу чтения педагог выставляет предметные карточки.
«Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Ёж со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Ёж развернулся и начал пить молоко. А потом ёжик обратно в лес к себе удрал».
Беседа по содержанию:
Почему дети – герои рассказа закатали ежа в шапку?
Почему вылез из колючек чёрный ежиный носик и задвигался?
Далее проводится игра «Ёжик, хочешь молока?». Предварительно воспитатель объясняет её содержание: «Я спрошу: ёжик, хочешь молока? А ёжик должен ответить: ффф». Роль ёжика исполняют 7-8 детей поочерёдно.
5. В заключении воспитатель ещё раз читает рассказ Евгения Чарушина.
6. Итог: «Дети, с каким рассказом мы сегодня познакомились?».

Цель: Формирование навыков пересказа рассказа Е. Чарушина «Еж»

Задачи:

Образовательные:

1.Учить детей осмысленному воспроизведению литературного текста в устной речи.

2. Способствовать формированию умения целостного и эмоционального восприятия произведений с природоведческим содержанием.

3. Формировать умение описывать предметы и явления.

4. Способствовать расширению и активизации словарного запаса детей.

Развивающие:

    Развивать связную речь, внимание, память.

    Способствовать развитию навыков выразительной речи.

    Развивать эстетическое восприятие и чувства.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к природе; культуре поведения во время пересказа.

    Воспитывать внимание к собственной речи, красоте звучащего слова.

Оборудование: игрушка еж, предметные картинки, индивидуальный набор прищепок, шаблоны ежа.

Методические приёмы: отгадывание загадки, рассматривание сюжетных картинок, чтение произведения, беседа, пересказ.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология»; изучение лексической темы «Дикие животные», рисование, ручной труд по теме «Еж».

Ход занятия

    Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день, за окном ярко светит солнышко, давайте подарим, друг другу улыбки, и пожелаем успехов в овладении знаниями.

    Вводная часть

Сегодня на занятие я пригласила не совсем обычного гостя. Послушайте, что он рассказывает о себе, и догадайтесь, кто это?

Не сосна я и не елка, хоть имею я иголки.

Летом яблоки люблю, а зимою крепко сплю.

Когда сильно испугаюсь, то в клубочек превращаюсь.

Кто же пришел к нам на занятие? (еж)

(рассматривание игрушки)

Зачем у ежа на спине иголки? (защита)

Как еж спасается от врагов? (сворачивается шариком)

Что ест ёж? (яблоки, грибы, мышей, червяков, жуков, молоко)

Если дотронешься до ежа, то можно больно уколоться. А чем ещё можно уколоться? (колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой)

(рассматривание предметных картинок)

Ребята, а кто слышал, как фыркает еж?

Давайте поприветствуем нашего гостя ежа, дружным фырканьем:

(дети выполняют речевую разминку)

ф-ф-ф

уф-уф-уф

ыф-ыф-ыф

афи-афи-афи

уфи-уфи-уфи

Молодцы! Еж очень доволен вашим приветствием.

    Первичное чтение произведения

Послушайте рассказ, который написал Е.Чарушин. Он называется «Еж».

«Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Ёж со страху шариком свернулся. Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Ёж развернулся и начал пить молоко. А потом ёжик обратно в лес к себе удрал»

    Беседа по содержанию прочитанного произведения

Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

Где сидел еж? (Еж сидел под кустом.)

Что сделал еж со страху? (Еж со страху шариком свернулся.)

Куда ребята принесли ежа? (Ребята принесли ежа домой.)

Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку.)

Что ему дали? (Дали ему молока.)

Что сделал ежик, когда попил молоко? (Ежик обратно в лес к себе удрал.)

Что значит, «удрал»? (убежал очень быстро)

    Физкультминутка

Маленький колючий ёж,

До чего же он хорош.

Что ж ты, ёж, такой колючий?

Это я на всякий случай,

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Медвежонок - топ-топ,

А ежонок - хлоп-хлоп,

А волчонок - щёлк-щёлк,

А зайчонок - скок-скок,

А лосёнок - брык-брык,

А рысёнок - прыг-прыг,

И бельчонок - прыг-прыг.

Молодцы! Продолжаем занятие.

    Повторное чтение рассказа с установкой на последующий пересказ

Ребята, я вам сейчас ещё раз прочитаю рассказ. Прошу вас быть очень внимательными, потому что после моего чтения, рассказ о еже нужно будет пересказать.

    Пересказ текста детьми

Давайте нашему гостю ежу перескажем рассказ Е. Чарушина «Еж».

(дети составляют по одному предложению, затем 2-3 ребенка пересказывают текст полностью)

    Заключительная часть занятия

Развитие мелкой моторики

Ребята, чтобы наш гость еж не заскучал, давайте с помощью шаблона и прищепок выполним поделку «Ёж».

(дети с помощью прищепок делают «иголки» для «ежа»)

Молодцы, у вас получились очень симпатичные ежата.

Расскажите о своем еже: какой он, чем питается, где живет?

Спасибо! Я, думаю, наш гость обязательно подружится с вашими ежатами.

    Итог

Ребята, что сегодня на занятии вы учились делать?

Какое произведение вы учились пересказывать?

Спасибо за отличную работу! Занятие окончено. До свидания!



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...