Подводные лодки советского союза. Подлодки ссср

Эскадренные подводные лодки «П-1», «П-2» и «П-3» типа «П» (IV серия) были построены на Ленинградском заводе №189 и приняты в строй в 1936 г. Лодка «П-1» погибла в 1941 г., «П-2» – списана в 1955 г, а «П-3» – в 1952 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т., подводное – 1,7 тыс. т.; длина – 87,7 м, ширина – 8 м; осадка – 3 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 5,4/1,1 тыс.л.с.; скорость – 19 узл.; запас топлива – 92 т. соляра; дальность плавания – 5,7 тыс. миль; экипаж – 56 человек. Вооружение: 2х1 – 100-мм орудия; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Серия крейсерских подводных лодок типа «К» (серия XIV) состояла из 11 единиц («К-1», «К-2», «К-3», «К-21», «К-22», «К-23», «К-51», «К-52», «К-53», «К-55», «К-56»), построенных на заводах №189, №194, №196 и принятых в строй в 1939-1944 гг. В период войны погибло 5 лодок, остальные были списаны в 1954-1957 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,5 тыс. т., подводное – 2,1 тыс. т.; длина – 97,8 м, ширина – 7,4 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 3 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 9,2/2,4 тыс.л.с.; скорость – 22,5 узл.; запас топлива – 263 т. соляра; дальность плавания – 15 тыс. миль; экипаж – 66 человек. Вооружение: 2х1 – 100-мм орудия; 2х1 – 45-мм зенитных орудия; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 10 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды; 20 мин.

Серия больших подводных лодок типа «Д» (серия I) состояла из 6 единиц («Д-1», «Д-2», «Д-3», «Д-4», «Д-5», «Д-6»), построенных на заводах №189, №198 и принятых в строй в 1930-1931 гг. В период войны 3 лодки погибло, 1 – затоплена экипажем в 1942 г., остальные списаны в 1955-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 76 м, ширина – 6,4 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,2/1,1 тыс.л.с.; скорость – 12,5 узл.; запас топлива – 128 т. соляра; дальность плавания – 7,5 тыс. миль; экипаж – 47 человек. Вооружение: 2х1 – 100-мм или 102-мм орудие; 1х1 – 37-мм или 45-мм орудие; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 14 торпед.

Серия подводных минных заградителей типа «Л» (серия IІ) состояла из 6 единиц («Л-1», «Л-2», «Л-3», «Л-4», «Л-5», «Л-6»), построенных на заводах №189, №198 и принятых в строй в 1930-1931 гг. В период войны 3 лодки погибло, остальные списаны в 1955-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 78 м, ширина – 7,3 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,2/1,3 тыс.л.с.; скорость – 12,5 узл.; запас топлива – 102 т. соляра; дальность плавания – 6 тыс. миль; экипаж – 55 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 12 торпед; 17-20 мин.

Серия подводных минных заградителей типа «Л» (серия ХІ) состояла из 6 единиц («Л-7», «Л-8», «Л-9», «Л-10», «Л-11», «Л-12»), построенных на заводах №189, №198, №199, №202 и принятых в строй в 1936-1938 гг. Лодки списаны в 1952-1959 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 80 м, ширина – 7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,2/1,3 тыс.л.с.; скорость – 14,5 узл.; запас топлива – 140 т. соляра; дальность плавания – 7,5 тыс. миль; экипаж – 55 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 16 торпед; 20 мин.

Серия подводных минных заградителей типа «Л» (серия ХІІІ) состояла из 7 единиц («Л-13», «Л-14», «Л-15», «Л-16», «Л-17», «Л-18», «Л-19»), построенных на заводах №189, №198, №202 и принятых в строй в 1938-1939 гг. В период войны 2 лодки погибло, остальные списаны в 1953-1958 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 85,3 м, ширина – 7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,2/1,3 тыс.л.с.; скорость – 15 узл.; запас топлива – 143 т. соляра; дальность плавания – 10 тыс. миль; экипаж – 56 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед; 20 мин.

Серия подводных минных заградителей типа «Л» (серия ХІІІ-бис) состояла из 5 единиц («Л-20», «Л-21», «Л-22», «Л-23», «Л-24»), построенных на заводах №189, №198, №402 и принятых в строй в 1941-1944 гг. В период войны 2 лодки погибло, остальные списаны в 1955-1959 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т., подводное – 1,4 тыс. т.; длина – 85,3 м, ширина – 7 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4/1,3 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 143 т. соляра; дальность плавания – 10 тыс. миль; экипаж – 56 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 8 – 533-мм торпедных аппаратов; 18 торпед; 20 мин.

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия III) состояла из 4 единиц («Щ-301», «Щ-302», «Щ-303», «Щ-304»), построена на завода №112, №189 и введена в строй в 1941-1942 гг. Лодка «Щ-303» была списана в 1954 г, остальные погибли в 1941-1942 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 578 т., подводное – 706 т.; длина – 57 м, ширина – 6,2 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/0,8 тыс.л.с.; скорость – 12 узл.; запас топлива – 52 т. соляра; дальность плавания – 3, тыс. миль; экипаж – 41 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 10 торпед.

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия V) состояла из 12 единиц («Щ-101» — «Щ-112»), построена на заводах №189, №190, №194 и введена в строй в 1933-1934 гг. Лодка «Щ-103» погибла в 1939 г, остальные были списаны в 1952-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 585 т., подводное – 700 т.; длина – 58,5 м, ширина – 6,2 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/0,8 тыс.л.с.; скорость – 12 узл.; запас топлива – 53 т. соляра; дальность плавания – 4,2 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 10 торпед.

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия V-бис) состояла из 13 единиц («Щ-113» — «Щ-120», «Щ-201» — «Щ-203», «Щ-305», «Щ-308»), построена на заводах №112, №189, №194 и введена в строй в 1934-1935 гг. Лодки «Щ-203», «Щ-305» и «Щ-308» погибли в 1942-1943 гг., остальные были списаны в 1952-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 600 т., подводное – 750 т.; длина – 58 м, ширина – 6,2 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/0,8 тыс.л.с.; скорость – 12 узл.; запас топлива – 53 т. соляра; дальность плавания – 4,2 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм орудие; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия V-бис 2) состояла из 14 единиц («Щ-121» – «Щ-125», «Щ-204» – «Щ-207», «Щ-306», «Щ-307», «Щ-309» — «Щ-311»), построена на заводах №112, №189, №194, №200 и введена в строй в 1935-1936 гг. Лодки «Щ-204», «Щ-206», «Щ-306» и «Щ-311» погибли в 1948-1943 гг., остальные были списаны в 1952-1954 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 610 т., подводное – 720 т.; длина – 58,8 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,4/0,8 тыс.л.с.; скорость – 12 узл.; запас топлива – 58 т. соляра; дальность плавания – 5,4 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм орудие; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия Х) состояла из 32 единиц («Щ-126» – «Щ-134», «Щ-208» – «Щ-215», «Щ-317» — «Щ-324», «Щ-401» — «Щ-404», «Щ-421» — «Щ-432), построена на заводах №112, №189, №194, №200, №202 и введена в строй в 1935-1937 гг. В период войны 18 лодок погибло, остальные были списаны в 1955-1957 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 590 т., подводное – 708 т.; длина – 58,8 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,6/0,8 тыс.л.с.; скорость – 14 узл.; запас топлива – 56 т. соляра; дальность плавания – 4,8 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Серия средних подводных лодок типа «Щ» (серия Х-бис) состояла из 11 единиц («Щ-135» – «Щ-138», «Щ-216», «Щ-405» — «Щ-408», «Щ-411», «Щ-412») построена на заводах №194, №200, №202 и введена в строй в 1941-1945 гг. В период войны 5 лодок погибло, остальные были списаны в 1946-1958 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 590 т., подводное – 705 т.; длина – 58,8 м, ширина – 6,4 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 75 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,6/0,8 тыс.л.с.; скорость – 14 узл.; запас топлива – 55 т. соляра; дальность плавания – 5,1 тыс. миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 1х1- 12,7-мм пулемет; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 10 торпед.

Серия средних подводных лодок типа «С» (серия ІХ) состояла из 3 единиц («С-1», «С-2», «С-3»), построена на заводе №189 и введена в строй в 1939-1938 гг. В период войны все лодки погибли. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,9 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 77,7 м, ширина – 6,4 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4/1,1 тыс.л.с.; скорость – 19,5 узл.; запас топлива – 100 т. соляра; дальность плавания – 7,5 тыс. миль; экипаж – 45 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм орудие; 2х1 7,62-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед.

В период войны было построено 30 средних подводных лодок типа «С» (серия ІХ-бис): «С-4» – «С- 20», «С-31» – «С-34», «С-52» – «С-56», «С-101» – «С-104». Лодки были построены на заводах №112, №189, №196, №198, №202, №402, № 638 и введены в строй в 1939-1945 гг. В период войны 13 лодок погибли, остальные списаны в 1955-1975 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,8 тыс. т., подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 77,8 м, ширина – 6,4 м; осадка – 4 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4/1,1 тыс.л.с.; скорость – 19,5 узл.; запас топлива – 110 т. соляра; дальность плавания – 8,2 тыс. миль; экипаж – 46 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 12,7-мм пулемет; 2х1 — 7,62-мм пулемета; 6 – 533-мм торпедных аппарато; 12 торпед.

Из серии малых подводных лодок типа «АГ» (Американский Голланд) к началу войны в строю оставалось 5 единиц («А-1» – «А-5»). Лодки были построены на канадской верфи «Electric Boat» по заказу России и в разобранном виде доставлены для сборки на Балтийский и Николаевский заводы. Лодки приняты в строй в 1918-1923 гг. В 1929-1935 гг. лодки прошли модернизацию. Две лодки погибли во время войны, остальные списаны в 1945-1950 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 355 т., подводное – 434 т.; длина – 46 м, ширина – 4,9 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1/0,6 тыс.л.с.; скорость – 13 узл.; запас топлива – 15 т. соляра; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 24 человека. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 1х1- 7,62-мм пулемет; 4 – 450-мм торпедных аппарата; 8 торпед.

Серия малых подводных лодок типа «М» (серия VI) состояла из 30 единиц («М-1 – М-28», «М-51», «М-52»), построенных на заводах №198, №200, №202, и принятых в строй в 1934-1935 гг. Лодки были списаны в 1945-1951 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 161 т., подводное – 201 т.; длина – 37 м, ширина – 3,1 м; осадка – 2,6 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 0,7/0,2 тыс.л.с.; скорость – 11 узл.; запас топлива – 13 т. соляра; дальность плавания – 1 тыс. миль; экипаж – 19 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Серия малых подводных лодок типа «М» (серия VI-бис) состояла из 20 единиц («М-53» – «М-56», «М-71» — «М-86»), построенных на заводах №190, №196, №198, №200, №202 и принятых в строй в 1939-1943 гг. 12 лодок погибло во время войны, остальные были списаны в 1949-1950 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 161 т., подводное – 202 т.; длина – 37,8 м, ширина – 3,1 м; осадка – 2,6 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 0,7/0,2 тыс.л.с.; скорость – 13 узл.; запас топлива – 13 т. соляра; дальность плавания – 1 тыс. миль; экипаж – 17 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Серия малых подводных лодок типа «М» (серия ХІІ) состояла из 45 единиц («М-30» – «М-36», «М-57» — «М-63», «М-87» – «М-99», «М-102» – «М-108», «М-111» – «М-122»), построенных на заводах №112, №196 , №402 и принятых в строй в 1934-1936 гг. 27 лодок погибло во время войны, остальные были списаны в 1952-1955 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 206 т., подводное – 256 т.; длина – 44,5 м, ширина – 3,3 м; осадка – 2,6 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 0,8/0,4 тыс.л.с. скорость – 14 узл. запас топлива – 14 т. соляра; дальность плавания – 3,4 тыс. миль; экипаж – 20 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

Из серии малых подводных лодок типа «М» (серия ХV) к концу войны на заводе №196 было построено 4 единицы («М-200» – «М-203»), которые были введены строй в 1943-1944 гг. Лодки были списаны в 1954-1956 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 280 т., подводное – 351 т.; длина – 49,5 м, ширина – 4,4 м; осадка – 2,8 м; глубина погружения – 60 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 1,2/0,4 тыс.л.с. скорость – 15,5 узл. запас топлива – 14 т. соляра; дальность плавания – 4,5 тыс. миль; экипаж – 23 человека. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 4 торпеды.

Что бы собрать все подлодки, нужно очень много времени, но хотя бы часть из них...

Советская подводная лодка «Л-55».

Церемония передачи английских подводных лодок СССР. «Unbroken» и «Unison» («В-2» и «В-3») Розайт, 30 мая 1944 г. На кораблях флаг Св. Георга.

Советская подводная лодка В-1

Советская подводная лодка Щ-201 «Сазан»

Подводная лодка «С-7»

Торжественное построение английских и советских экипажей подводных лодок «Sunfish» и «Ursula»

Подводная лодка «В-3».

Советская подводная лодка «К-52» (XIV серия)

Подводная лодка «Металлист», начало 1931 г.

Щ-311 - серия V-бис-2, Балтийский флот.

Подводная лодка типа "Щука" в дни Великой Отечественной войны.

Подводная лодка типа "Ленинец".

На снимке: "К-21" у пирса в родной гавани.

Краснознаменная подводная лодка "К-21" под командованием Героя Советского Созба Николая Лунина возвращается на базу.

"К-21" выходит в боевой поход.

Советская субмарина М174

Советская подводная лодка Щ-319 выходит в море


Советская подводная лодка Щ-115 на параде в Петропавловск-Камчатском

В России до Первой Мировой войны подводные лодки использовали только для береговой обороны. Никто не предполагал, что невзрачные субмарины в будущем смогут изменять ход морских сражений. Адмиралы царского флота не воспринимали «подводные корабли» в качестве серьезных помощников в сражениях. Подлодки считались всего лишь «своеобразными минными банками». Подводная угроза вражеских подлодок явно недооценивалась. В октябре 1914 года немецкая субмарина потопила броненосный крейсер «Паллада» вместе с экипажем. Строительство подводных лодок в России пришлось ускорить.

За годы Первой Мировой войны российский флот стал насчитывать более 50 субмарин. Конечно, они были далеко не совершенны: дальность подводного плавания достигала чуть больше ста миль, а скорость развивалась до 10 узлов.

К осени 1914 года Балтийский флот имел 11 подлодок - 8 боевых и 3 учебные. Однако по-настоящему боеспособной была только «Акула», построенная в 1909 году. Именно ей суждено было провести первую торпедную атаку.

За годы Первой Мировой русские подводные лодки захватили или потопили почти 200 вражеских судов. Задача, которая ставилась перед русскими субмаринами, была следующей - всячески препятствовать перевозу стратегических грузов в Турцию, нарушив сообщение врагов.

Больше всего побед одержала подлодка «Тюлень», которая только за два года войны уничтожила или потопила более 30 вражеских шхун и 8 пароходов.

В 1915 году на воды Черного моря был спущен первый в мировой истории подводный минный заградитель «Краб», спроектированный русским ученым Михаилом Налетовым. Подводный корабль провел множество минных постановок, которые окончились весьма удачно.

Большой вклад в развитие боевых подлодок внес знаменитый корабельный инженер Бубнов Иван Григорьевич. По его проекту в 1915 был выдан заказ на строительство шести подводных лодок типа «Барс» для Черноморского флота – «Гагара», «Утка», «Лебедь», «Пеликан», «Буревестник» и «Орлан». Правда две подлодки так и не были достроены, «Орлан» же вообще не успела принять участие в Первой Мировой. Сначала субмарина была захвачена немцами, а позже попала в руки англо-французского командования и была затоплена вблизи Севастополя.

Подводные лодки сыграли важную роль в Первой Мировой войне. Возможно, если бы советское руководство учло этот опыт и уделило должное внимание их развитию, то это помогло бы избежать многих поражений и ошибок в годы Второй Мировой войны.

вооружение...

Английская подводная лодка «Симум»


Английская подводная лодка «Торн»


Подводный флот стал частью ВМС разных стран уже во время Первой мировой войны. Изыскательские работы в области подводного кораблестроения начались задолго до ее начала, но только после 1914 года были окончательно сформулированы требования руководства флотов к тактико-техническим характеристикам субмарин. Главное условие, при котором они могли действовать, заключалось в скрытности. Подводные лодки Второй мировой войны по своему устройству и принципам действия мало отличались от своих предшественниц предыдущих десятилетий. Конструктивная разница, как правило, состояла в технологических новшествах и некоторых изобретенных в 20-е и 30-е годы узлах и агрегатах, улучшающих мореходные характеристики и живучесть.

Немецкие субмарины перед войной

Условия Версальского договора не позволяли Германии строить многие типы кораблей и создавать полноценный военный флот. В предвоенный период, игнорируя навязанные в 1918 году странами Антанты ограничения, немецкие верфи тем не менее спустили на воду полтора десятка субмарин океанского класса (U-25, U-26, U-37, U-64 и др.). Их водоизмещение в надводном положении составляло около 700 тонн. Меньшие по (500 т) в количестве 24 шт. (с номерами от U-44) плюс 32 единицы каботажно-прибрежного радиуса действия имели то же водоизмещение и составляли вспомогательные силы кригсмарине. Все они были вооружены носовыми орудиями и торпедными аппаратами (обычно 4 носовых и 2 кормовых).

Итак, несмотря на многие запретительные меры, к 1939 году на вооружении немецких ВМС состояли достаточно современные подводные лодки. Вторая мировая война сразу после ее начала показала высокую эффективность этого класса вооружений.

Удары по Британии

Британия приняла на себя первый удар гитлеровской военной машины. Как ни странно, адмиралы империи наиболее высоко оценивали опасность, исходящую от немецких линкоров и крейсеров. По опыту предыдущего крупномасштабного конфликта они предполагали, что зона действия субмарин будет ограничиваться относительно узкой прибрежной полосой, а их обнаружение не составит большой проблемы.

Применение шнорхеля способствовало снижению потерь субмарин, хотя помимо радаров были и другие средства их обнаружения, например сонар.

Новшество осталось без внимания

Несмотря на очевидные преимущества, шнорхелями оснащались только СССР и другие страны оставили это изобретение без внимания, хотя условия для заимствования опыта были. Считается, что первыми шнорхели применили нидерландские судостроители, но известно также и то, что в 1925 году подобные устройства спроектировал итальянский военный инженер Ферретти, однако тогда от этой идеи отказались. В 1940 году Голландия была захвачена фашистской Германией, но ее подводный флот (4 единицы) успел уйти в Великобританию. Там тоже не оценили этого, безусловно, нужного устройства. Шнорхели демонтировали, сочтя их очень опасным и сомнительно полезным приспособлением.

Других революционных технических решений строители подводных кораблей не применяли. Совершенствовались аккумуляторы, аппараты для их зарядки, улучшались системы регенерации воздуха, но принцип устройства субмарин оставался неизменным.

Подводные лодки Второй мировой войны, СССР

Фото героев-североморцев Лунина, Маринеско, Старикова печатали не только советские газеты, но и иностранные. Подводники были настоящими героями. Кроме этого наиболее успешные командиры советских субмарин становились личными врагами самого Адольфа Гитлера, и лучшего признания им не требовалось.

Огромную роль в морской битве, развернувшейся на северных морях и в Черноморском бассейне, сыграли советские подводные лодки. Вторая мировая война началась в 1939 году, а в 1941-м гитлеровская Германия напала на СССР. На тот момент на вооружении нашего флота состояли субмарины нескольких основных типов:

  1. ПЛ «Декабрист». Серия (кроме титульной единицы еще две - «Народоволец и «Красногвардеец») заложена в 1931 году. Полное водоизмещение - 980 т.
  2. Серия «Л» - «Ленинец». Проект 1936 года, водоизмещение - 1400 тонн, корабль вооружен шестью ТА, в боезапасе 12 торпед и 20 два орудия (носовое - 100 мм и кормовое - 45 мм).
  3. Серия «Л-XIII» водоизмещением 1200 т.
  4. Серия «Щ» («Щука») водоизмещением 580 тонн.
  5. Серия «С» , 780 т, вооружена шестью ТА и двумя орудиями - 100 мм и 45 мм.
  6. Серия «К» . Водоизмещение - 2200 т. Разработанный в 1938 году подводный крейсер, развивающий скорость в 22 узла (надводное положение) и 10 узлов (подводное положение). Лодка океанского класса. Вооружена шестью торпедными аппаратами (6 ТА носовых и 4 кормовых).
  7. Серия «М» - «Малютка». Водоизмещение - от 200 до 250 т (в зависимости от модификации). Проекты 1932 и 1936 годов, 2 ТА, автономность - 2 недели.

«Малютка»

Субмарины серии «М» представляют собой самые компактные подводные лодки Второй мировой войны СССР. Фильм «ВМФ СССР. Хроника Победы» рассказывает о славном боевом пути многих экипажей, умело использовавших уникальные ходовые характеристики этих кораблей в сочетании с их малыми размерами. Иногда командирам удавалось незаметно подобраться в хорошо защищенные базы противника и уйти от преследования. «Малютки» можно было перевозить по железной дороге и спускать на воду в Черном море и на Дальнем Востоке.

Наравне с достоинствами серия «М» имела, конечно, и недостатки, но без них никакая техника не обходится: непродолжительная автономность, всего две торпеды при отсутствии запаса, теснота и утомительные условия службы, связанные с немногочисленностью экипажа. Эти трудности не помешали героическим морякам-подводникам одержать внушительные победы над врагом.

В разных странах

Интересны количества, в которых подводные лодки Второй мировой войны находились на вооружении флотов разных стран перед войной. По состоянию на 1939 год самым большим парком субмарин обладал СССР (свыше 200 шт.), за ним следовал мощный итальянский подводный флот (более сотни единиц), третье место занимала Франция (86 шт.), четвертое - Великобритания (69), пятое - Япония (65) и шестое - Германия (57). В ходе войны соотношение сил поменялось, и этот список выстроился практически в обратной последовательности (за исключением числа советских лодок). Помимо спущенных на воду на наших судоверфях в строю ВМФ СССР находилась и субмарина английской постройки, вошедшая в состав Балтийского флота после присоединения Эстонии («Лембит», 1935).

После войны

Отгремели сражения на суше, в воздухе, на воде и под ней. В течение многих лет советские «Щуки» и «Малютки» продолжали защищать родную страну, затем их использовали для обучения курсантов морских военных училищ. Некоторые из них стали памятниками и музеями, другие ржавели на кладбищах подводных лодок.

Субмарины за прошедшие после войны десятилетия почти не принимали участия в боевых действиях, которые постоянно происходят в мире. Случались локальные конфликты, иногда перераставшие в серьезные войны, но субмаринам боевой работы не находилось. Они становились все более скрытными, двигались тише и быстрее, получили благодаря достижениям ядерной физики неограниченную автономность.

"Ленинский комсомол", первоначально К-3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3). В этом посте будет много фотографий сегодняшнего состояния подводной лодки, может кто увидит и вспомнит что она ещё жива, но вряд ли это повлияет на её судьбу. Eверен она будет скоро утилизирована, так как внимание к ней только с стороны завода, на котором она стоит и никому не интересно её восстановление в роли музея.



Заложили подводную лодку 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Реакторы запустили в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
Параллельно, с заметным отставанием, проектировалась и строилась требуемая для поддержки АПЛ новая береговая инфраструктура. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.

Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.

В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.

Главный конструктор первой атомной подводной лодки СССР “К-3” Владимир Николаевич Перегудов.Главный конструктор подводной лодки К-3

Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуатация». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно.
Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. Сказывалось и большое количество переделок, доработок, новых сварных швов. По этой причине, переоблучение экипажа было нередким, однако оно считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля. Для снижения дозы облучения, получаемой экипажем в «грязных» отсеках, в подводном положении практиковалось периодическое перемешивание воздуха между отсеками для более равномерного распределения загрязнения, и, соответственно, доз по экипажу в целом. Лучевая болезнь и её последствия среди членов экипажа были почти обычным делом. Известны случаи, когда возвращающуюся лодку ждали на пирсе машины «скорой помощи». Ряд офицеров подвергся пересадке костного мозга, многие члены экипажа впоследствии умерли раньше времени. При этом из-за секретности в историях болезни указывались ложные диагнозы, что многим сломало карьеру.

8 сентября 1967 года произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибли 39 человек. Однако, лодка самостоятельно вернулась в базу. Вероятной причиной аварии была несанкционированная замена уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машинки. Возникла утечка, вытекшая гидравлическая жидкость не была собрана полностью, её остатки воспламенились.

В 1991 году выведена из состава Северного флота. Потом по решению Морской коллегии при правительстве РФ под председательством министра транспорта Игоря Левитина первая советская атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей. В КБ "Малахит" разработан проект переоборудования в плавучий музей. На данный момент подводная лодка находится уже много лет на стапеле судоремонтного предприятия "Нерпа" в ожидании своей участи. По последним данным, никакого переоборудования в музей не будет. Денег уже не найдут, и думаю, вопрос с музеем скоро закроют, корабль не вечен, корпусу скоро будет уже 55 лет.

На следующей неделе я расскажу вам о одном ветеране Севмаша, участнике строительства подводной лодки К-3.

Советские и российские подводные лодки послевоенного периода

В период с 1949 по 1957 год в Советском Союзе методом секционной сборки было построено 236 дизель-электрических подводных лодок проекта 613 (тип «Whiskey»), образцом для которых послужила немецкая подводная лодка XXI серии. Некоторые из этих лодок были оснащены размещавшимися на верхней части корпуса водолазными аппаратами для боевых пловцов.

Дата спуска на воду: 1949 г. (головная лодка проекта). Экипаж: — 50 чел. Водоизмещение: надводное — 1050 т, подводное — 1350 т. Размерения: 76 м х 6,5 м х 5 м. Вооружение: четыре 533-мм и два 400-мм торпедных аппарата. Силовая установка: двухвальная, дизель-электрическая, мощностью 8000/2700 л. с. Дальность плавания надводным ходом: 13000 морских миль (24100 км) на 10 узлах. Скорость: при надводном ходе — 18 узлов, при подводном ходе — 14 узлов.

Подводные лодки типа «Foxtrot» — наиболее удачные советские дизель-электрические субмарины послевоенной постройки. С 1958 по 1984 г. было построено 62 подводных лодки данного типа. Такие лодки регулярно входили в состав соединений советского флота, дежуривших в Индийском океане и в Средиземном море. Начиная с 1968 года, лодки типа «Foxtrot» в больших количествах поставлялись на экспорт.

Дата спуска на воду: 1959 г. (первая лодка). Экипаж: 80 чел. Водоизмещение: надводное — 1950 т, подводное — 2540 т. Размерения: 91,5 м х 8 м х 6,1 м. Вооружение: десять 533-мм торпедных аппаратов. Силовая установка: трехвальная, дизель-электрическая мощностью 5700/5400 л. с + электродвигатель экономического хода (140 л. с.). Дальность плавания надводным ходом: 30000 морских миль (55600 км) на 8 узлах. Скорость: при надводном ходе — 17 узлов, при подводном ходе — 16,5 узлов.

Дизель-электрические подводные лодки проекта 641Б (тип «Tango») строились в период с 1972 по 1982 год и являются дальнейшим развитием субмарин проекта 641 (тип «Foxtrot»). За это время на судостроительных верфях в Горьком было изготовлено 18 таких кораблей нескольких, незначительно отличавшихся друг от друга модификаций.

Дата спуска на воду: 1971 г. (головной образец). Экипаж: 78 чел. Водоизмещение: надводное — 2750 т, подводное — 3546 т. Размерения: 90,2 м х 9,6 м х 7 м. Вооружение: шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов (24 торпеды). Силовая установка: двухвальная, дизель-электрическая, мощностью 5250/5400 л. с. Дальность плавания надводным ходом: 12000 морских миль (22200 км) на 10 узлах. Скорость: при надводном ходе — 20 узлов, при подводном ходе — 16 узлов.

Основной тип дизельных подводных лодок современного российского ВМФ. Подводная лодка проекта 877 (тип «Kilo») была спущена на воду в Комсомольске- на-Амуре в начале 1980 года. С 1982 года подводные лодки этого типа стали строиться на Горьковской судоверфи, а с 1985 года для поставок на экспорт — на Судомеханическом заводе в Ленинграде. В 1998 году в составе Военно-Морского Флота России находилось пятнадцать подводных лодок типа «Kilo». Кроме того, лодки этого типа строятся для поставки на экспорт.

Дата спуска на воду: начало 1980 г. (головной образец). Экипаж: 53 чел. Водоизмещение: надводное — 2325 т, подводное — 3076 т. Размерения: 72,6 м х 9,9 м х 6,6 м. Вооружение: шесть 533-мм торпедных аппаратов, ЗРК «Игла». Силовая установка: одновальная, дизель-электрическая, мощностью 4000/5500 л. с. + ЭД экономического хода (1500 л. с.). Дальность плавания надводным ходом: 6000 морских миль (11112 км) на 10 узлах. Скорость: при надводном ходе — 15 узлов, при подводном ходе — 18 узлов.

Первые советские атомные подводные лодки проекта 627 (627А) (тип «November») строились в Северодвинске с 1958 по 1963 год. Основным предназначением этих лодок являлось проведение боевых операций против крупных надводных судов противника, в том числе атаки соединений авианосцев и линейных кораблей.

Дата спуска на воду: 1958 г. Экипаж: 110 чел. Водоизмещение: надводное — 3100 т, подводное — 4800 т. Размерения: 109,7 м х 9,1 м х 6,7 м. Вооружение: восемь 533-мм торпедных аппаратов. Силовая установка: двухвальная, ядерный реактор с водяным охлаждением и две паровые турбины общей мощностью 35000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 15 узлов, при подводном ходе — 30 узлов.

Атомная подлодка с титановым корпусом. Вступила в строй в декабре 1971 года. Это был первый корабль типа «Лира» (проект 705), на западе получившего обозначение «Alfa». В период с 1972 по 1982 г. было построено еще пять таких лодок. Атомный реактор и турбинная установка позволяли лодке развивать феноменальную подводную скорость в 42 узла.

Дата спуска на воду: 1970 г. Экипаж: 31 человек (только офицеры). Водоизмещение: надводное — 2310 т, подводное — 3980 т. Размерения: 79,5 м х 9,5 м х 6,9 м. Вооружение: шесть 533-мм торпедных аппаратов, 18 обычные или ядерных торпед, либо 36 мин. Силовая установка: ядерный реактор с жидкометаллической системой охлаждения, две паровые турбины, вспомогательный дизель. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена (автономность 50 суток). Скорость: при надводном ходе — 14 узлов, при подводном ходе — 43 узла.

Подводные лодки проекта 670М (тип «Charlie II»), строившиеся в Горьком между 1972-м и 1980-м годами, являются усовершенствованными кораблями предыдущего проекта 670 («Charlie I»). Длина корпуса увеличилась на 9 метров из-за дополнительного отсека, расположенного перед стабилизатором. В нем размещены устройства радиоэлектронного наведения, обеспечивающие стрельбу противолодочными ракетами SS-N -15 и SS-N -16. Помимо этого, шесть лодок типа «Charlie II» вооружены противокорабельными ракетами SS-N -9 («Малахит»), имеющими скорость полета 0,9 Маха, дальность 60 миль и оснащенных либо ядерными (250 килотонн), либо обычными боеголовками. Все субмарины этого типа находятся в составе Северного флота.

Дата спуска на воду: 1973 г. Экипаж: 98 чел. Водоизмещение: надводное — 4372 т, подводное — 5500 т. Размерения: 104,9 м х 9,6 м х 7,8 м. Вооружение: восемь пусковых установок комплекса «Малахит», четыре 533-мм и два 406-мм торпедных аппарата (12 и 4 торпеды). Силовая установка: одновальная, атомный реактор и паровая турбина, мощность 18800 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 15 узлов, при подводном ходе — 24 узла.

В 1983 году в Советском Союзе на верфях в Горьком и Северодвинске были заложены две атомные подводные лодки, классифицированные НАТО как тип «Sierra I» (русское название — «Барракуда»). Эти лодки были спущены на воду в июле 1986 года, а закончены постройкой в 1987 году. Одна из них — «Тула», в конце 90-х годов входила в состав Северного флота, другая однотипная с ней подводная лодка была выведена из боевого состава флота в 1997 году. Вслед за этими лодками в СССР были построены две субмарины типа «Sierra II». Первая из них, лодка «Псков», поначалу называвшаяся «Зубатка», была спущена на воду в июне 1988 года, а вторую — «Нижний Новгород», называвшуюся ранее «Окунь», — спустили на воду в июле 1992 года. Глубина погружения лодок типа «Sierra II» составляет 750 м. Характерной конструктивной особенностью подводных лодок этого типа является большой зазор между легким и прочным корпусами, позволивший снизить внешний шум лодки и повысить ее живучесть.

Дата спуска на воду: июнь 1983 г. («Карп», типа «Sierra I»). Экипаж: 61 чел. Водоизмещение: надводное — 6300 т, подводное — 9100 т. Размерения: 107 м х 12,5 м х 8,8 м. Вооружение: четыре 650-мм и четыре 533-мм торпедных аппарата. Силовая установка: одновальная, ядерный реактор и паровая турбина мощностью 43000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 19 узлов, при подводном ходе — 35 узлов.

Первые советские атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Во времена «холодной войны» три или четыре подводные лодки проекта 667 (667А) (тип «Yankee») постоянно находились возле западного побережья США, при этом постоянно осуществлялась смена подлодок в районе патрулирования. В случае войны этот передовой отряд должен был атаковать ракетами базы противовоздушной обороны США, авианосцы и атомные подводные ракетоносцы в портах, а также узлы системы управления американскими войсками. После этого беспрепятственно мог быть осуществлен удар межконтинентальными баллистическими ракетами.

Дата спуска на воду: 1967 г. Экипаж: 120 чел. Водоизмещение: надводное — 7766 т, подводное — 9300 т. Размерения: 129,8 м х 11,7 м х 8,7 м. Вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата, два 406-мм торпедных аппарата, 16 ракет РСМ-25 . Силовая установка: двухвальная, эшелонированная — два ядерных реактора, две турбины мощностью 52000 л. с., два электродвигателя для малошумного хода. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена (автономность 70 суток). Скорость: при надводном ходе — 16 узлов, при подводном ходе — 26 узлов.

В начале 70-х годов Советский Союз развернул строительство атомных подводных лодок проекта 667Б (тип «Delta I») («Мурена»), представляющих собой усовершенствованный вариант лодок проекта 667А (тип «Yankee»). Лодки были вооружены двенадцатью двухступенчатыми баллистическими ракетами SS-N -8, превосходящими радиусом действия американские ракеты «Посейдон». Первая лодка типа «Delta I» была заложена в Северодвинске в 1969 году, спущена на воду в 1971 году. В последующие годы было построено еще шестнадцать подобных лодок.

Дата спуска на воду: 1972 г. Экипаж: 120 чел. Водоизмещение: надводное — 8900 т, подводное: — 13700 т. Размерения: 139 м х 11,6 м х 8,4 м. Вооружение: шестнадцать ракет Р-29 (SS-N -8), четыре 533-мм и два 400-мм торпедных аппарата. Силовая установка: два водо-водяных ядерных реактора, два ТЗА общей мощностью 52000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 16 узлов, при подводном ходе — 26 узла.

В период с 1976 по 1982 год в Советском Союзе велось строительство атомных подводных лодок проекта 667 БДР (тип «Delta III») («Кальмар»). Вооружение лодок составили шестнадцать баллистических ракет SS-N -18. В 1984 году в Северодвинске была построена первая атомная подводная лодка проекта 667БДРМ (тип «Delta IV») («Дельфин»). В последующие годы были построены еще семь лодок этого типа, среди которых «Карелия» и «Новомосковск». Лодки входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов.

667БДР. Дата спуска на воду: 1976 г. Экипаж: 130 чел. Водоизмещение: надводное — 10550 т, подводное — 16000 т. Размерения: 155 м х 11,72 м х 8,7 м. Вооружение: шестнадцать ракет

Р-29Р (SS-N -18), четыре 533-мм и два 406-мм торпедных аппарата. Силовая установка: двухвальная, два водо-водяных ядерных реактора, два ТЗА общей мощностью 60000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 14 узлов, при подводном ходе — 24 узла. 667БДРМ. Экипаж: 140 чел. Водоизмещение: надводное — 11740 т, подводное — 18000 т. Размерения: 167 м х 12,2 м х 8,8 м. Вооружение: шестнадцать ракет Р-29Р (SS-N -18), четыре 533-мм и два 406-мм торпедных аппарата. Силовая установка: двухвальная, два водо-водяных ядерных реактора, два ТЗА общей мощностью 60000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 14 узлов, при подводном ходе — 24 узла.

Российские атомные подводные лодки проекта 941 (тип «Typhoon») вооружены трехступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами SS-N -20 «Старджон». Каждая такая ракета снабжена десятью ядерными боеголовками мощностью по 200 килотонн. Дальность полета ракеты — 8300 км, то есть 4500 миль. Рабочая глубина погружения субмарины проекта 941 составляет 300 м, при всплытии лодка может пробивать лед толщиной до 3 м. В период с 1980 по 1989 год было построено шесть подводных лодок этого типа.

Дата спуска на воду: 23 сентября 1980 г. Экипаж: 175 чел. Водоизмещение: надводное — 28500 т, подводное — 49800 т. Размерения: 172,85 м х 23,3 м х 11,5 м. Вооружение: 20 ПУ МБР РСМ-52 , четыре 533-мм торпедных аппарата, 8 ЗУР «Игла». Силовая установка: двухвальная, водо-водяной ядерный реактор и паровые турбины мощностью 100000 л. с. Дальность плавания надводным ходом: не ограничена. Скорость: при надводном ходе — 13 узлов, при подводном ходе — 27 узлов.

http://www.geraldika.org/03_2006_21.htm



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...