Понятие о слоге типы слогов. Московский государственный университет печати

Определение слога представляет определенные трудности, хотя каждый говорящий может произносить слова по слогам. Чаще всего используется определение слога с артикуляционной точки зрения: слог – часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох. Однако произнесение слогов без выдоха в языке возможно, например, когда изображается звук поцелуя или почмокивание лошадей, но зато один слог нельзя произнести более чем за один выдох. На основании этого Л.В. Щерба предложил теорию пульсации, согласно которой слоги – отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения. С акустической точки зрения слог представляет собой звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с другими. Слоговыми, т.е. образующими слог, в современном русском языке являются гласные как наиболее звучные. Согласные как звуки наименьшей звучности не образуют слоги, хотя способностью к слогообразованию сонорные согласные обладают. В современном русском языке слоговое свойство сонорных проявляется в возможности замещать исчезнувшую слабую согласную, например, в разговорной беглой речи сочетание в самом деле звучит как [фса?м д?э?л?ь], вместо <о> между двумя [м] слоговым стал [м]. Иногда слоговыми становятся даже глухие согласные, например при произнесении междометия кс-кс-кс.

Слоги разграничиваются слогоразделами. Слогораздел – это реальная или потенциальная граница между слогами. В речи мы встречаемся со слогоразделом при скандировании, отчетливом произнесении, диктовке слов. Строение слога в русском языке подчиняются закону восходящей звучности, т.е. звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Звучность можно обозначить цифрами: 1 – шумные глухие, 2 – шумные звонкие, 3 – сонорные, 4 – гласные. В соответствии с этим законом произведем слогоделение:

В русском языке слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по звучности звуками. В приведенных примерах слогораздел произошел на месте наибольшего спада звучности: в слове вата слогораздел проходит между звуком [а], имеющим звучность 4, и звуком [т], звучность которого оценивается баллом 1, то же наблюдается и в словах простор и восход; в слове девушка слогораздел проходит между звуками [э] (звучность 4) и [в] (звучность 2), между [у] (звучность 4) и [ш] (звучность 1), в слове разбить – между [/] (звучность 4) и [з] (звучность 2), в словах полет, корма, горло между гласным (звучность 4) и сонорным (звучность 3); в слове поете – между звуками со звучностью 4 и 3 и 4 и 1.

Слогораздел может совпадать и не совпадать с делением слов на слоги при переносе. Так, слово девушка можно перенести: де- ву- шка, т.е. так, как проходит слогораздел, или де- вуш- ка; однако в ряде случаев деление на слоги для переноса строго регламентируется правилами: перенос слова восход не соответствует слогоразделу, слово можно перенести только так: вос- ход, так как при переносе нельзя отрывать одну букву от приставки и присоединять к корню, слогораздел слова разбить тоже отличается от переноса слова раз- бить, так как нельзя отрывать одну букву от корня и присоединять к приставке; многие слова, имеющие в своем составе две гласные, следовательно, с артикуляционной и акустической точки зрения состоящие из двух слогов, не могут быть перенесены с одной строки на другую, например: обед, осень, олень, окунь и др.

Как мы могли убедиться, слоги действительно строятся по закону восходящей звучности, а так как наибольшей звучностью обладают гласные, то чаще всего слоги оканчиваются гласным, т.е. является открытыми. Это касается прежде всего неконечных слогов; конечные слоги могут быть открытыми и закрытыми, т.е. оканчиваться на согласный: привет [пр?и|в?э?т], обед , медведь [м? иэ|дв?э?т?].

Однако и неконечные слоги могут быть закрытыми. Это относится к словам, в которых после гласного стоит сонорный, а дальше шумный согласный: полка [по?л|къ], бурка [бу?р|къ], марка [ма?р|къ], лента [л?э?н|тъ], колба [ко?л|бъ], кирпич [к?ир|п?и?ч?], шарманка [ш/|рма?н|къ], [а?р|кт?и|къ]. Несмотря на то что в приведенных словах первый слог не является открытым, тем не менее, и в них слогораздел проходит на месте наибольшего спада звучности: в словах полка, бурка, марка, лента слогораздел прошел не между гласным, имеющим звучность 4, и сонорным, имеющим звучность 3, а между сонорным (звучность 3) и глухим согласным (звучность 1); в слове колба слогораздел проходит между сонорным (звучность 3) и звонким согласным (звучность 2).

То же касается и сочетаний [j] (этот звук является звучнее сонорных) и шумного согласного: мойка [мо?й|къ], лайка [ла?й|къ], шайба [ша?й|бъ].

В русском языке имеются неконечные слоги, оканчивающиеся на шумные согласные [ж] и [ш]. Это возможно, когда после [ж], [ш] стоит шумный, а указанные шипящие находятся после сонорного [р], с которым имеют близкую артикуляцию ([р], [ж], [ш] являются переднеязычными небно-зубными), а потому при произношении присоединяются к нему: [г/рш|к?и?], но [г/р|шо?к].

Характеристика слогов учитывает не только конечный звук слога, но и начальный. Слог может быть прикрытым, если начинается с согласного: в словах [кн?и?|гъ], [пр?и|вы?|ч?къ], [л/|зу?|рный]; неприкрытым может быть начальный слог: , [и?|въ], . Заметим, что слог, начинающийся с начального йотированного гласного, является прикрытым: яблоко , если , ёлки .

СЛОГ

СЛОГ - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогобразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр, дифтонг ; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны].

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.

Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово : [под-горо й], [на-стороне ], [вот-те-ра з].

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (вы ход, выхо дит, выходи ть ). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (о рган - орга н ) и отдельных форм различных слово ю - мою ), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (ха ос - хао с ) или придает слову стилистическую окраску (молоде ц - мо лодец ). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огоро д, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (го род, -а, -у, -ом, -е; -а , -о в и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (ку пите - купи те, но ги - ноги и т.п.).

В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: тво рог и творо г, и наче и ина че, о бух и обу х и т.п.

Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на -зиму ], [за -город ], [по д-вечер ].

Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать , некоторые из вводных слов.

Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрêвнеру сский . К таким словам относятся слова:

    1) многосложные, а также сложные по составу (самолётострое ние ),

    2) сложносокращенные (гôстелеце нтр ),

    3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатланти ческий, послеоктя брьский ),

    4) некоторые иноязычные слова (пôстскри птум, пôстфа ктум ).

Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например.

В этой статье освящается тема "Типы слогов" .

Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на. Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер. Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

Обучение чтению дошкольника

На современном этапе образования принято думать, что полновесное обучение ученика должно начинаться с 6-7 лет. В этом возрасте ребенок уже самостоятелен, может ухаживать за собой, многое понимает. Увеличивается активное восприятие, оно достигает 7-10 минут.

Однако в последнее время появились педагогические и психологические исследования, которые утверждают, что обучение ученика нужно начинать в младшем дошкольном возрасте. И подходящим моментом, когда следует начинать обучение, считается возраст 3-х лет. Нельзя не согласиться с тем, что в трехлетнем возрасте дошкольник кажется совсем крохой. Поэтому можно предвидеть возмущенный родителей «Зачем так рано?». Ответ на него кроется в особенностях развития дошкольника.

Психологические особенности малыша 3 лет

Возраст 3-х лет считается кризисным в жизни ученика. В это время ребенок формируется как личность. Конечно, ваше чадо еще многого не умеет, поэтому заниматься настоящим обучением пока. Зато малыш уже в полной мере изучает мир и заявляет о своем «Я». Этот период в жизни человека называют «возрастом почемучки». Детки, которые уже научились разговаривать, начинают активно познавать мир.

Логика, пространственное мышление и память

Главное не упустить этот этап развития ученика, ведь именно с трехлетнего возраста формируются проростки пространственного и логического мышления. ребенок начинает осознавать, что предметы объемны, может их представить и описать. Логическое начало проявляется, когда ваш сын или дочь задают вереницу вопросов, вытекающих один из другого. Например, диалог такого рода:

– Мама, что это? (малыш показывает на «лежачего полицейского» на дороге, через который осторожно перекатывается автобус).

– А почему полицейский? – не умолкает малыш.

– А почему он лежит? – спрашивает ребенок.

– Потому что он лежит на дороге.

– Это «лежачий полицейский», – отвечает мама.

Кроме логики и пространственного мышления у малыша активизируется память. Ребенку важно запомнить ответы на все вопросы, которые он получил Поэтому ребенок может много раз спрашивать у родителей одно и то же. Он учится, он запоминает. Вам следует только помогать ребенку в этом. Возраст «почемучки» позволяет достаточно легко научить малыша основам чтения.

Статья была посвящена теме "Типы слогов" .

Другие статьи с сайта "Обучение чтению дошкольников"

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке:prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ . an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я д у мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зн а ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

    Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

    Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

    Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.

Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).

К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.

Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.

К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.

В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном - «лошадь» и «цифра,» ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»

Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном - «покупать».

Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая вкантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.

В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.

hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».

В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.

Острое (лат. acutus ) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pat e r ] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis ) с более низкой нотой, напр. αρχη [arch e ] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex ) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [s o ma ] - тело.

Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.

Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.

Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.

Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.

Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., жел е зобет о н .

Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным) , т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным , т.е. не связанным с определенным местом в слове (тво рог, творо г).

Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков.

Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. s o bota «суббо та», v o jak «солда т»; венг. a lma «я блоко», b a lta «топор».

Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matemat y ka, k o ziol «козел».

Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (s i esta ).

Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revoluti o n , баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.

Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.

Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кру жки - кружки , по лки - полки .

Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:

«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово , открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове : «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове : «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом : «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»

Интонация

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.

Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

    ударение;

  1. темп речи;



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...