Появление первой сечи на о хортица год. Запорожская сечь

И лихих шаек, гулявших по морю на страх туркам; сюда сходились удальцы со всех сторон.

Там, где Днепр, пробившись меж подводных скал (порогов) и каменистых островов, широко разливается ниже впадения речки Самары и спокойно течет, образуя множество низменных островов, по берегам поросших густым и высоким камышом, – там устроили себе военный стан запорожские удальцы, нередко переводя его с одного места на другое. Главным местопребыванием их сначала был остров Хортица. Кругом были повсюду богатые места: устья речек, впадавших в Днепр, заливные луга, леса, степь! И рыбы, и всякого зверья было здесь вдоволь. Сначала на Запорожье, в эти благодатные места для охоты, шли ватаги охотников-промышленников, а потом в начале XVI века устроен был здесь сторожевой стан, чтобы сдерживать татар от внезапных вторжений. Из этих-то станичников и сложилось мало-помалу запорожское казацкое братство. Занявши необитаемые острова и берега вдали от всяких властей, они считали себя здесь полными хозяевами, занимались охотничьим промыслом в окрестных местах, но когда их силы выросли, стали они чаще и чаще отправляться на более далекую и опасную охоту, – ходили на своих легких чайках «шарпать» берега Крыма и Турции. Бить и грабить нехристей, по их понятиям, сам Бог велел.

Местоположение Запорожских сечей в XVI-XVII веках

Запорожская Сечь имела вид укрепленного стана: довольно значительное место было окружено земляною насыпью, или валом, с засекой, или тыном; кое-где были поставлены и пушки; внутри ограды были курени, деревянные, очень незатейливые жилища казаков, или мазанки.

Весь казацкий стан, или кош, как называли его, делился на несколько десятков отдельных отрядов (впоследствии дошло до 38), каждый и жил в отдельном курене и выбирал себе кошевого атамана и других старшин: есаула, судью и писаря. Важнейшие дела решались с общего согласия на раде (общая сходка). Когда надо было собрать раду, то прежде всего давали знак выстрелом из пушки, чтобы все казаки, которые разбрелись по окрестностям Сечи на охотничьи или рыбные промыслы, могли прийти. Затем чрез несколько времени довбиш (литаврщик) бил в литавры, и казаки спешили из всех куреней на площадь пред церковью. Тут близ церкви под распущенным войсковым стягом (знаменем) становился кошевой с другими старшинами, а казацкая чернь размещалась кругом. Тогда писарь, если надо было, читал грамоту или сообщал о том деле, какое предлагаемо было на решение раде. Кошевой смиренно спрашивал собравшихся, как они изволят постановить, и согласно решению большинства и поступал.

Места по берегам Днепра близ Запорожья делились на несколько участков, или «паланок», как их звали, где и занимались запорожцы скотоводством и другими промыслами. Некоторые из казаков, имевшие больше склонности к оседлой и семейной жизни, селились в этих участках, устраивали себе землянки (бурдюги), стоявшие часто в далеком расстоянии одна от другой, а не то заводились и целые хуторы, так называемые «зимовники».

1-го января, по старому обычаю, происходило избрание нового кошевого и других старшин; в этот день распределяли по куреням реки, речки и озера для рыбной ловли. Когда довбиш по приказу кошевого бил сбор, есаул выносил из церкви походное знамя, затем сбирались казаки из всех куреней. Раздавался еще два раза бой в литавры; тогда приходил кошевой с палицей, за ним судья с войсковой печатью и писарь с чернильницею. Все они становились без шапок в средине круга и кланялись на все четыре стороны. Довбиш в честь начальству снова бил в литавры. Тогда кошевой обращался ко всем обыкновенно с такой речью:

«Паны молодцы и товариство! У нас нынче новый год, треба нам по древнему нашему звычаю раздел в войске рекам и урочищам учинити».

В ответ на это все кричали: «Добре!»

Затем мечут жребий, и какому куреню где досталось, там и должен он был промышлять целый год.

Затем кошевой снова говорил:

«Паны молодцы! Не будете ли с сего року (году) по старым вашим обычаям иных старшин выбирати, а старых скидати?»

Казацкая рада в Запорожской Сечи. Диорама из музея Сечи, Хортица

Если казаки были довольны своей старшиной, то кричали:

«Вы батьки и паны наши добрые. Треба вам над нами пановати!»

Тогда кошевой и прочие старшины, поклонившись, уходили по своим куреням.

Если же рада изъявляла желание переменить своих начальников, то кошевой должен был положить свою палицу на шапку и принести к знамени, а потом, поблагодарив всех за прежнюю честь и повиновение, уйти к себе в курень. Так же поступали и другие старшины.

При выборе нового кошевого и других должностных лиц часто происходили большие споры. Случалось, что некоторые курени хотели одного, другие – другого. Поднимался шум, гам, брань, а иногда и рукопашная схватка. Когда, наконец, какая-либо сторона одолевала, человек десять казаков шли в курень за избранником и просили, чтобы он принял ту должность, в какую его избрали. Если же тот отнекивался и не хотел идти на раду, то его силой тащили: два человека брали его за руки, а другие пихали сзади, толкая в спину и в шею, и таким образом приводили своего вновь выбранного начальника на площадь, причем приговаривали порой:

«Иди, собачий сын; нам тебя треба; ты наш батько; будь нам паном!»

Приведя на раду, вручали ему знак его достоинства. Он же, по обычаю, должен был два раза отказаться, признавая себя недостойным той высокой чести, какою его хотели почтить; только по третьей просьбе соглашался. Тогда боем в литавры отдавали ему честь. При этом совершался еще такой обряд: старейшие казаки брали в руки землю или даже грязь, если дело было после дождя, и клали вновь избранному на голову. (Вероятно, этим хотели напомнить ему, чтобы он не зазнавался и не забывал бы о смерти – о том, что и его земля со временем покроет.)

Кроме января, рада собиралась еще два раза в году: 1 октября, в день Покрова, когда в Сечи был храмовый праздник, и на Светлое Христово Воскресение; впрочем, если не предстояло никаких перемен в составе начальства и не было особенных каких-либо вопросов, то в эти дни рада отменялась.

Кроме этих определенных для рады сроков, случались сходки и в неурочное время. Если было какое-либо неудовольствие на начальников и у многих являлось желание сменить их, то иногда совершенно неожиданно происходили очень бурные рады. Несколько куреней сначала тайно сговаривались свергнуть старшин, затем двое-трое наиболее смелых, иногда сильно подгулявших, колотили чем попало в литавры, находившиеся всегда на площади. Прибегал довбиш. Буйная толпа заставляла его бить сбор. Ослушаться он не смел: иначе его могли бы избить до смерти. Сбегались казаки на раду и становились на площади кругом. Посреди помещались старшины: кошевой, судья, писарь, есаул. Кошевой обыкновенно спрашивал:

«Паны молодцы, на что рада у вас собрана?»

А те, которые хотели свергнуть его, говорили:

«Ты, батьку, положи свое кошевье; ты нам неспособен».

При этом объясняли и причину, почему находят нужным его сменить. Если желали сменить судью или писаря и др., то обыкновенно говорили:

«Годи (довольно) им пановати; они негодные... уже наелись войскового хлеба!..»

Старшины тотчас же уходили в свои курени. При этом поднимался обыкновенно страшный шум. Казаки делились на две части: одна отстаивала старых начальников, другая требовала выбора новых. Тут без ссоры и спора дело не обходилось; нередко пускались в ход палки, и случались даже смертоубийства. Положение старшин при этом было незавидно: они могли потерпеть в это время побои, увечья и даже с жизнью проститься. Сторона, желавшая новых начальников, тащила на площадь своих избранников, а противники не пускали их в круг. Дело кончалось нередко тем, что эти избранники возвращались в свои курени избитые, изорванные и рады-радехоньки были, что жизнь свою спасли...

Таково было положение начальников у буйной запорожской вольницы в мирное время. Не то было во время войны: тогда повиновение начальству и почтение к нему доходили до самой высокой степени – понимали все, что своеволие и несогласие в походе грозит гибелью не одному или нескольким казакам, а всему их войску.

Старшинам шли значительные доходы, особенно с вина, которого истреблялось запорожцами чрезвычайно много. Все торговцы, привозившие какие-либо товары, обыкновенно делали подарки кошевому и всем старшинам; не считалось зазорным брать приносы и с разных просителей. Сверх; того, все казаки, ходившие на какой-либо промысел: рыболовство или охоту и проч., обыкновенно часть своей добычи дарили своей старшине, в пользу которой шли также доходы, довольно значительные, с перевозов чрез реки.

Запорожская Сечь. Исторический видеофильм

Самым выгодным промыслом была в глазах казаков война. Невзначай напасть на татарские улусы , угнать сразу целые стада скота или табуны: лошадей или «пошарпать» богатые берега Турции и вернуться с грудою всяких драгоценностей, с караманами, полными золота и серебра, захватить сразу столько, чтобы можно было, не трудясь, без заботы прожить много дней, бражничать и кутить на широкую ногу – вот что было заветной мечтой запорожца. Те атаманы-удальцы, которые умели часто и ловко устраивать набеги, доставляли «товариству» запорожскому «славу лыцарскукю» да богатую добычу и были главными любимцами казаков и в песнях прославлялись.

Война и разгул – вот из чего главным образом сплеталась жизнь запорожца. И на жизнь, и на смерть истый запорожец смотрел с презрением. Он не жил семейной жизнью. Ни одна женщина не смела показаться в Сечь; о будущем, о судьбе своих детей, стало быть, забот не было, не было думы и о своей старости; редкий из запорожцев умирал своей смертью. Одни из них находили смерть себе в морской пучине; другие гибли от сабли турецкой или татарской; третьи, более несчастные, кончали жизнь в невыразимых мучениях, какие только могла измыслить человеческая злоба, – умирали, часто удивляя своих мучителей необычайной твердостью, с какою выносили они ужасную казнь. Гибли они целыми сотнями и на турецких каторгах. Да и те из запорожцев, которые умирали у себя, в Сечи, – умирали обыкновенно не в старых годах: боевая жизнь, полная всяких невзгод, да разгул, не знавший меры, сильно сокращали казацкий век.

Тысячами погибали запорожцы, но Сечь, это гнездо казацкое, не пустела. Охотников до вольного житья, хотя бы полного тревог и опасностей, было много среди людей, подавленных панским гнетом, тяжелым подневольным трудом да нуждою безысходною. Шли в Сечь толпами, лишь бы приняли только. Запорожцы в свое братство принимали новичков очень легко: требовалось только, чтобы человек был православной веры, способный к военному делу, расторопный, сметливый... Между запорожцами попадались и литовцы, и поляки, и татары крещеные, и волохи, и черногорцы, – словом, могли быть здесь люди разных племен; но огромное большинство было чисто русских, и притом из простого деревенского люда.

Жизнь в Сечи была очень проста. В каждом курене при атамане, который заведовал всем хозяйством, был повар с двумя или тремя мальчиками-помощниками. На столовые расходы собиралось с каждого казака по пяти рублей в год. В пище казаки были вовсе неприхотливы; ели саламату да тетерю: первая состояла из ржаной муки и варилась с водою густо; вторая же готовилась из муки и пшена жиже – на меду, квасу или рыбьей ухе. Эти кушанья подавались на стол в больших деревянных чашках, или ночовках, откуда все брали ложками. Особых тарелок не подавалось. Большая часть куренных казаков вполне довольствовалась этой пищей. Если же находилось в курене несколько охотников полакомиться мясом или рыбой, то они покупали их себе в складчину, артелью.

Более зажиточные казаки заводили свои дома в предместье, где почти все имели какие-либо промыслы: варили мед, пиво, брагу или занимались различными ремеслами.

Вид Запорожской Сечи (реконструкция для фильма «Тарас Бульба», Хортица

Одежда казаков обыкновенно была тоже очень проста. Любили они щеголять хорошим оружием да конями... После хорошей поживы на войне запорожцы не прочь были рядиться и в красивые синие кунтуши, алые суконные шаровары и алые шапки с околышем из смушек... Головы себе и бороды выбривали, оставляя лишь клок волос (оселедец), да запускали длинные усы...

Никаких письменных законов или правил у запорожцев не существовали) Войсковой судья решал все дела по своему усмотрению, сообразуясь с обычая) ми и укоренившимися понятиями у казаков, а в трудных случаях совещался с кошевым, дидами (престарелыми казаками) и другими старшинами. Воровство, неплатеж долгов и убийство считались у них главными преступлениями. Несмотря на то что грабеж был делом привычным для запорожца – грабить позволялось лишь врагов; если же кто попадался в краже у своего товарища или покупал заведомо украденное, или скрывал у себя, то подвергался суровому наказанию: виновного приковывали к столбу на площади; подле клали кий (палку), и все проходившие ругали осужденного и беспощадно били; если его не прощал пострадавший от его преступления, то его забивали до смерти. Если кто попадался второй раз в краже, то лишался жизни на виселице. Не плативший долгов должен был стоять на площади прикованный к пушке, пока заимодавец не получал от него или его друзей удовлетворения. Но особенно страшно было наказание за намеренное убийство: убийцу бросали в могилу, на него опускали гроб с телом убитого и засыпали землей!

Суровость запорожцев не знала границ; не знала их и неукротимая казацкая удаль; беспределен был и дикий разгул, которому отдавались запорожцы в досужее время...

В предместье Запорожской Сечи жили всякие мастера: кузнецы, слесари, портные, сапожники и др.; тут же и торговали всем, что нужно было казаку. Были бы только деньги у него, а то все можно было добыть, что требовалось для неприхотливой его жизни. А денег у запорожцев после всякого удачного похода было вдоволь, так что бессемейному и девать их было некуда. Гульба самая широкая и бесшабашная шла на Запорожье почти беспрерывно. Кутить и пить без конца считалось молодечеством. Поделив добычу меж собой, запорожцы предавались необузданному разгулу, пока не прокучивали всего до конца. Иные из них нанимали музыкантов и певцов и разгуливали с ними по улицам, а следом за ними носили ведра вина и меду. Всякого встречного поили наповал, а кто отказывался, того всячески бранили.

По воскресным и праздничным дням бывали в Сечи у казаков кулачные бои, и если кто во время драки нечаянно убивал другого, то взыскания за это не полагалось. Большие были охотники запорожцы до лихого пляса – казачка; любили послушать пение бандуристов. Песни о подвигах казацких, о турецкой и татарской неволе, конечно, должны были сильно действовать на них, возбуждать в них удаль и чувство мести, а рассказы о притеснении народа, о поругании православия во владениях Речи Посполитой разжигали ненависть к полякам.

Таково было Запорожье, на которое со страхом и ненавистью смотрели поляки. Здесь вырастала и крепла казацкая сила, росла и вражда к панству: оно в понятиях казаков и народа отождествлялось с насилием, несправедливостью, горькой обидой...

Панский гнет в Литве и западнорусских областях , можно сказать, выдавил из несчастного народа казацкую силу, на беду для Речи Посполитой.

ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ

ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ , организация украинских казаков в 16-18 вв. за Днепровскими порогами. До 1654 казачья "республика", верховный орган - вечевая рада. Возглавлялась кошевым атаманом. Вела борьбу с крымскими, турецкими и польскими феодалами. В 1709 Старая Сечь была ликвидирована, в 1734 правительством создана так называемая Новая Сечь, ликвидирована в 1775 после подавления Пугачёва восстания 1773-75 .

Источник: Энциклопедия "Отечество"


организация малороссийского казачества за Днепровскими порогами. Возникла в результате оккупации малороссийских земель польскими и литовскими захватчиками. Отступая под натиском оккупантов в юго-восточном направлении, казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь «городки» (укрепления) или «сечи» (засеки), объединенные в 1540-х в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления - Запорожская Сечь - перешло на всю организацию запорожского казачества. Первоначально Запорожская Сечь возникла, видимо, на о. Токмаковка (около современного г. Марганец Днепропетровской обл.), позднее она неоднократно переносилась, просуществовав наиболее продолжительное время на острове Базавлук (Старая Сечь, около современного села Капуловки Днепропетровской обл.) и на реке Подпольной (Новая Сечь).
Характерными чертами социальной организации Запорожской Сечи было отсутствие крепостничества и признание формального равенства за всеми казаками в праве на пользование землей и др. угодьями, а также на участие в радах, где решались все общественные дела и выбиралась старшина. Социальная организация казачества была одновременно и военной: каждый казак был обязан за свой счет отправлять военную службу. Как политическая организация Запорожская Сечь представляла собой образование государственного типа - своеобразную казацкую республику. Верховным органом была войсковая рада, решавшая все важнейшие вопросы. Главой Запорожской Сечи был кошевой атаман. В административно-территориальном отношении Запорожская Сечь в позднейший период разделялась на паланки (округа), во главе которых стояли полковники с соответствующей старшиной, назначавшейся Кошем (гл. управление Запорожской Сечи). В военно-административном отношении запорожское войско делилось на курени, которых в концу существования Запорожской Сечи было 38. Каждый казак, независимо от места жительства, приписывался к одному из куреней. Главой куреня был выборный куренной атаман, являвшийся одновременно строевым начальником, распорядителем куренного имущества и судьей.
Основой хозяйства казачества были скотоводство и промыслы (гл. обр. рыболовство). Заметное развитие земледелия наблюдается лишь в период Новой Сечи. Как социальный орган Запорожская Сечь никогда не была обществом равных. Наоборот, даже в ранний период в Запорожской Сечи существовали острые социальные противоречия, которые по мере развития хозяйственной жизни приобрели очень резкие формы. Богатые казаки - владельцы зимовников (хуторов), стад крупного и мелкого рогатого скота, табунов, рыбных промыслов, чумацких обозов, корчем и др. - использовали в своем хозяйстве труд неимущих казаков и беглых крепостных. Казачьи верхи захватили в свои руки и все управление в войске, установив для себя разные привилегии и совершая всевозможные злоупотребления. Одной из таких привилегий в позднейший период было право богачей посылать вместо себя на военную службу наемников. С этой же целью в Запорожской Сечи был учрежден постоянный гарнизон, который содержался за счет войсковой казны и в котором служили добровольцы, являвшиеся, за исключением старшин, неимущими людьми.
Запорожская Сечь сыграла выдающуюся роль в национально-освободительной борьбе малороссов. С ней связаны все крупнейшие восстания в Малороссии: Косинского 1591-93, Наливайко 1594 - 96, восстание 1637 - 38; восстанием в Запорожской Сечи в январе 1648 началась и освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого. Велика роль Запорожской Сечи и в борьбе против агрессии со стороны Крыма и Турции. В походах запорожцев на Крым, побережье Малой Азии и Фракии нередко принимали участие и донские казаки. В 1589 запорожцы совершили нападение на Газлеви (Евпаторию), в 1604 - на Варну, в 1614 - на Синоп. В 1615 запорожцы на 80 судах (чайках) появились у Стамбула и сожгли портовые сооружения. Кроме ответных ударов по врагу и добычи, походы имели целью освобождение пленников. Запорожская Сечь создала высокое военное искусство. Мужество и бесстрашие казаков вызывали удивление современников (в т. ч. турок).
После воссоединения Малороссии с Россией (1654) за Запорожской Сечью были признаны те же права, которыми пользовались др. казачьи области; важнейшими из них были права на самоуправление и на прием (хотя и неофициальный) беглых крестьян.
В. Голобуцкий ЗАПОРОЖЬЕ
(до 1921 Александровск), город в Малороссии. Основан в 1770 как крепость Александровская для защиты южных границ страны от набегов турок и татар; при ней возникло поселение Александровский Форштадт. С 1806 уездный город Екатеринославской губ. ЗАПРУДНЕНСКИЙ СПАССКИЙ мужской монастырь
Костромская еп., близ Костромы, на берегу р. Запрудни. Основан в 1239 во имя Нерукотворного Образа Господня, на месте явления в том же году, 16 августа, Феодоровской иконы Божией Матери. В 1764 он был обращен в загородный архиерейский дом. Ежегодно из Костромы в монастырь совершался крестный ход.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ" в других словарях:

    - (Низовое войско Запорожское) социально политическая и военная организация украинских казаков в 16 18 веках за Днепровскими порогами. Казаки появились в Запорожье в начале 16 века. Для защиты от нападений крымских татар они строили небольшие… … Политология. Словарь.

    ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ, организация украинских казаков в 16 18 вв. за Днепровскими порогами. Название происходит от наименования главного укрепления (Сечи). Казачья республика; верховный орган сечевая рада. Возглавлялась кошевым атаманом. Делилась на… … Современная энциклопедия

    Организация украинских казаков в 16 18 вв. за Днепровскими порогами. Название происходит от наименьшего главного укрепления (Сечи). До 1654 казачья республика, верховный орган сечевая рада. Возглавлялась кошевым атаманом. Делилась на курени.… … Большой Энциклопедический словарь

    Большая хоругвь Запорожской Сечи XVI−XVIII вв. (лицевая и оборотная стороны) … Википедия

    История Украины Украина · Исторические регионы · Название Украины Древняя история … Википедия

    Организация украинских казаков в XVI XVIII вв. за Днепровскими порогами. Название происходит от наименьшего главного укрепления (Сечи). До 1654 казачья «республика»; верховный орган сечевая рада. Возглавлялась кошевым атаманом. Делилась на… … Энциклопедический словарь

    Запорожская сечь - ЗАПОРОЖСКАЯ СѢЧЬ (по малорос. Січь), представляла первонач но защищенное мѣсто (січь или срубъ означаетъ собственно засѣку), устраивавшееся казаками преимущ но по лѣсист. о вамъ Днѣпра, ниже его пороговъ. З. или низовые казаки жили выше и ниже… … Военная энциклопедия

    Начальная история ее во многих пунктах еще недостаточно выяснена. Самое время основания Сечи как постоянной казацкой общины, имеющей местопребывание за днепровскими порогами, не может быть определено с точностью; можно лишь сказать, что она… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ - военно политическое формирование, существовавшее в ХVI ХVIII вв. в пределах Речи Посполитой, затем России и Османской империи (на территории совр. Украины), располагалось в низовьях Днепра, за порогами; крепость, военный и адм. центр запорожского … Православная энциклопедия

5.08.1775 (18.08). – Ликвидация Запорожской Сечи в связи с пугачевским бунтом

Запорожская Сечь – военный и административный центр малороссийского казачества, который находился за Днепровскими порогами в XVI–XVIII веках. По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами (т. н. Хортицкий замок) – была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 г. на острове Малая Хортица для отражения набегов крымских татар и просуществовала до 1557 г. Название "Сечь" происходит от слова "секти", "высекать", такое название связывается с тем, что столица была обнесена частоколом с высеченным острыми краями. Внутри размещались церковь, хозяйственные постройки и жилые строения – курени. Жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Это слово означало также воинское подразделение: всего было 38 куреней. (Часто со словом "Сечь" употреблялось слово "Кош" и Войско Запорожское иногда именовалось Запорожским Кошем. Это слово тюркского происхождение и означает "кочевье". Запорожцы, употребляя слово "Сечь", подразумевали постоянную столицу Войска, а под словом Кош подразумевали всю территорию кочевья Войска во время походов.)

Прием приходивших в Запорожскую Сечь осуществлялся, по данным Д.И. Яворницкого, при следующих условиях:
– статус вольного и неженатого человека
хорошее знание русского языка
– принадлежность к православной вере
– специальная военная подготовка.

Вновь принятым казакам давались новые фамилии на казацкий манер, например: Не-Ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-вода и т.д.

По национальному составу Сечь в основном состояла из малороссийских черкас (т.е. русских, не путать с черкесами). Но помимо того, в числе принятых встречались люди разных национальностей: поляки, литвины, татары, турки, армяне и. Запорожское войско делилось на сечевых и зимовых казаков. Первые составляли цвет казачества и назывались "лыцарством" или "товарыством". Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и участвовать в делах управления. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи нее, но также входили в состав Войска Запорожского.

Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войскового старшины. Войсковые рады собирались в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября ( – храмовый праздник на Сечи), а также на 2-й или 3-й день . Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца.

Административные и судебные власти в Войске Запорожском насчитывали до полутора сотен человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шел низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д. Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Символ власти кошевого атамана – булава. Однако без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.

Перед судом были равны все – начальствующий и простой казак. Тяжкими уголовными преступлениями считались – убийство казаком казака, побои казаку в нетрезвом состоянии, связь с женщиной и „содомский грех“, опорочивание женщины, дерзость в отношении начальства, дезертирство, грабеж населения, утаивание части добычи и пьянство во время походов. Судьями была вся войсковая старшина. Наказания применялись: приковывание цепями к деревянному столбу на площади, приковывание цепями к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями, смерть. К смерти приговаривали за воровство, даже за мелкое. К ворам, прелюбодеям, содомитам и дезертирам применялось забивание у позорного столба киями. За убийство казака казаком убийцу клали живым в вырытую яму, а сверху на него опускали гроб с убитым и закапывали.

На вооружении у запорожских казаков, помимо излюбленных сабель, копий, кинжалов и другого холодного оружия, были самопалы, пистоли, пушки, гаубицы, мортиры. Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех противников, с которыми воевали запорожцы. Войско разделялось на три рода войск – пехоту, конницу и артиллерию. Численность всего войска была 10 000 – 12 000 человек, из них пехота составляла около 6 000 человек. Элитной частью войска была конница. Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек. Общераспространенным средством во время степных походов у запорожцев был табор, то есть, четырехугольный или круглый ряд возов, который мог устанавливаться в несколько рядов и скреплялся цепями.

Походы главным образом предпринимались против поляков, татар, турок. Сухопутные походы всегда начинались весной, для этого объявлялся сбор казаков на Сечи. Перед самым выходом из Сечи служился молебен и потом стреляли из самой большой пушки. Передвижение войска шло с большой осторожностью по балкам и оврагам. В походе запрещалось разводить костры, громко разговаривать, курить люльки. Впереди войска шли разведчики. Главной задачей было внезапное нападение на врага.

Морские походы совершались на так называемых "чайках" – больших лодках, вмещавших от 50 до 70 казаков; каждый имел саблю, два ружья, боеприпасы и продовольствие. Для морских походов выбиралось осеннее время, особенно пасмурные дни и темные ночи. Чайки выходили прямо из Сечи и спускались к Черному морю. Весть о выходе запорожцев в море наводила ужас на приморские области Турции. Турок казаки рассматривали как пришлых на эти земли оккупантов-басурман, к тому же защитников и покровителей крымских оккупантов-татар, с которыми шла непрерывная война. Высаживаясь на берег, запорожцы убивали жителей, забирали все ценное имущество, оружие, денежные средства и с добычей возвращались на Сечь.

Живя вблизи крымских татар, которые главным своим занятием считали набеги на русских, запорожские казаки принимали меры по охране своих границ от внезапного вторжения. Средствами охраны у запорожцев были конные разъезды (бекеты) казаков вдоль восточных и южных границ. Для сторожевых бекетов строились радуты – заставы вдоль левого берега Днепра на расстояниях 15 – 18 км друг от друга, чтобы можно было видеть с одной радуты другую. Для оповещения о нападавших татарах делался столб из бочек, поставленных друг на друга, наверху которых зажигался пук соломы.

К сожалению, ходили запорожцы не только на татар и турок. Несколько тысяч запорожцев пристали к в царствование . В 1606 г. они разграбили Пронск, Михайлов, Зарайск, Рязань. Потом в 1611 г. в продолжавшейся напали на Козельск, в 1612 г. на Вологду. В 1618 г. примкнули к походу польского королевича Владислава на Москву; запорожцами предводительствовал кошевой атаман Петр Сагайдачный. Бельская летопись описывает взятие казаками в начале этого похода города Ливны (в месте слияния рек Ливенки и Сосны, притока Дона, ныне на юго-востоке Орловской области), во главе с кошевым атаманом Петром Сагайдачным: «…А пришол он, пан Сагадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жен и детей в плен поимал…».

Главными источниками доходов на Сечи были: военная добыча во время походов, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, позже также государственное денежное жалованье. По обычаю лучшую часть добычи запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой. Как отмечали иностранцы, бывавшие на Сечи по торговым, посольским или другим делам, оставшиеся после дележки деньги могли быть пропиты казаками до последней копейки. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением. Вторую значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительную часть доходов составляли „дымовые“, то есть налог на жилища в пределах Войска. Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля (реестровое казачество), а затем и от московского Царя.

Анализ писем старшин Войска Запорожского свидетельствует о том, что это были люди грамотные, писали по-русски не только грамотно, но и стилистически правильно. У казаков были свои школы: сечевые, монастырские и церковно-приходские. В сечевых школах обучались мальчики, насильно уведенные казаками на Сечь или привезенные родителями. Школа монастырская существовала при Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. Школы церковно-приходские существовали при всех храмах на территории Войска Запорожского.

Запорожские казаки твердо придерживались православной веры. Церковь освящала все важнейшие этапы жизни и деятельности казаков. Поскольку Малороссия была оккупирована поляками, а в Речи Посполитой православная вера жестоко преследовалась, особенно после , – защита веры выпала на долю казаков, придавая им стойкости. Это обстоятельство вместе с усилением польско-еврейского гнета стало причиной казацких восстаний.

В 1648 г. казаки начали освободительную войну, которую возглавил гетман (см. в статье о нем). Не в силах самостоятельно одолеть поляков, казаки обратились за помощью к московскому Царю. В 1654 г. была созвана , заявившая о воссоединении Малороссии с Россией. Русские войска поддержали восставших казаков, что привело к русско-польской войне 1654–1667 гг. Война завершилась Андрусевским перемирием по условиям которого территории, лежащие восточнее Днепра (левобережная Украина), а также Киев с окрестностями на правом берегу, отошли к России; правобережная Украина – осталась у Польши.

Итак, несмотря на разбойные эксцессы (считавшиеся преступлением у самих казаков), малороссийское казачество сыграло историческую важную роль в сохранении русского самосознания и восстановлении русской территориальной принадлежности Малой Руси. Поначалу Малороссия лишь формально была частью Российской империи, гетманы оставляли за собой все доходы с городов и сел Малороссии. Однако нахождение под властью русских Царей неизбежно вело к ограничению их всевластия и соответственно – к недовольству в среде казацкой старшины. Начались антироссийские интриги, "замятни", изменнические переходы на польскую сторону...

Однако государственная унификация Империи требовала усиления контроля центральной власти над присоединяемыми территориями на юге. В 1764 г. назначила генерал-губернатором Малороссии прославленного и выпустила
. Эта реформа не вызвала недовольства малороссийского населения, ибо улучшала его положение. Затем в 1773 г. начался страшный (1773–1775), в котором ядро восставших составили уральские казаки, – и это возбудило подозрения Императрицы относительно лояльности своенравного запорожского казачества, в котором были заметны симпатии к Пугачеву и многие поддержали его. 5 августа 1775 г. последовал манифест "Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии".

Главной же причиной упразднения Запорожской Сечи стала государственная ненужность казачества этом месте, ибо исчезли прежние внешние угрозы, которым оно противостояло. С заключением (1774) Россия вернула выход к Черному морю и оградила от влияния Турции Крым, готовясь присоединить его. На западе ослабленная "шляхетской демократией" Речь Посполитая была на грани развала и последовавших вскоре т.н. .

Таким образом, дальнейшая необходимость в сохранении присутствия казаков на их исторической родине для охраны южных российских границ отпала. В то же время их традиционный образ жизни часто приводил к конфликтам с российскими властями – в частности в связи с неоднократными погромами казаками сербских поселенцев в Новороссии.

В Манифесте Екатерины говорилось:

«Мы восхотели объявить во всей Нашей Империи… что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время и самого названия Запорожских казаков… Сочли Мы себя ныне обязанными пред Богом, пред Империею Нашею и пред самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожскую и имя казаков от оной заимствованное. Вследствие сего 4 июня нашим Генерал-Поручиком Текеллием со вверенными ему от нас войсками занята Сечь Запорожская в совершенном порядке и в полной тишине без всякого от казаков сопротивления… Нет теперь Сечи Запорожской в политическом ее уродстве, следовательно же и казаков сего имени…».

Запорожское казачество было распущенно каких-либо без репрессий. Бывшим старшинам было дано дворянство, а нижним чинам разрешено вступить гусарские и драгунские полки. Но трем казакам, Екатерина не простила прежние обиды: Петр Калнышевский, Павел Головатый и Иван Глоба за измену в сторону Турции были сосланы в разные монастыри, правда и тут судьба их разнообразна, например, Калнышевский на Соловках смог дожить аж до 112 лет и даже после амнистии предпочел остаться в месте ссылки.

В 1787 г. бывшие казачьи старшины подали прошение на имя Императрицы, в котором выразили желание по-прежнему служить. Было сформировано "Войско Верных Запорожцев", которое участвовало в . По окончании войны войско было преобразовано в Черноморское казачье войско, и в знак благодарности им была выделена территория Кубани, которую оно заселило в 1792–1793 гг. В 1860 г. Черноморское казачье войско было слито с двумя левыми полками Кавказского линейного войска и стало называться Кубанским казачьим войском.

Из 5 тысяч запорожцев которые ушли в Турцию, султан позволил основать Задунайскую Сечь (1775–1828). Но казакам пришлось участвовать в подавление восстаний единоверных им православных народов Балкан. Не выдержав, в 1828 г. задунайские перешли на сторону России и были помилованы . Из них было сформировано Азовское казачье войско (1828–1860) преимущественно для береговой охраны и особенно отличилось в . В 1860 г. Азовское войско расформировали и казаков переселили на Кубань.

Сегодня, когда началось возрождение казачьих традиций, нам важно соблюсти научную и историческую точность и по-православному честно отнестись к истории казачества. Были у него славные страницы и жертвенные подвиги, были и падения – как и в других частях русского народа. Наши падения и грехи следует не замазывать и лакировать, а выносить из них правильные уроки, чтобы не повторять. К тому же издавна насаждается и немало антирусских мифов: якобы казаки не русские, а отдельная нация, которую всегда и всячески угнетали москали. Якобы были "русско-украинские" и "русско-козацкие войны". Упразднение Екатериной Запорожской Сечи выдается за ее "разрушение до основания" – что противоречит документальным данным. Никакого разрушения Новой Запорожской Сечи в 1775 г. не было. Все строения сохранились и продолжали служить по назначению новым переселенцам. Бывшую последнюю Запорожскую Сечь превратили в город Покровск.

Наиболее известным письменным памятником истории Запорожской Сечи является ответ запорожцев турецкому султану в конце XVII века.

«Султан Мохаммед IV – запорожским казакам. Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств – Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять безпокоиться. Султан Мохаммед IV».

На это письмо казаки ответили:

«Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товарищ, самого Люцеперя секретарь. Який ти в черта лыцарь, коли голою сракою іжака не вб’еш. Чорт высирае, а твое військо пожирае. Не будеш ти, сукин ти сину, синів христіянських під собой мати, твойого війска мы не боімось, землею і водою будем биться з тобою, распрости твою мать. Вавилоньський ти кухарь, Макидоньский колесник, Іерусалимський бравирник, Александрійський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всього світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук и нашого х… крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будешь ти і свиней христіанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо і календаря не маемо, місяц у небі, год у книзя, а день такий у нас, який і у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Підписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всім кошем Запорожськім». Сечевые КАЗаки - так назывались казаки-пограничники.
Запорожская сечь - это самая первая государственная граница, проведённая РомаНОВыми (НовоРИМскими) между оккупированной ими в 18 веке, Московской Русью (Московией, Московской Тартарией и т.п.) и "Крымским Ханством" (незавоёванным остатком Московии).
Изначально, Запорожская Сечь, была на стороне законной власти - Московского Царства. Но, впоследствии, были подкупленны обещанием им РомаНовыми, т.наз. "казацкой вольницы" т.е. разрешением казакам иметь свою землю (в Московии, это было им запрещено законом) и переметнулись на сторону РомаНовых. Этот момент и запечатлён Репиным, - когда переметнувшиеся казаки, пишут оскорбительное послание своему Царю ("турецкому султану"). После этого предательства казаков, Романовы двинулись дальше на юг...

Очень познавательная информация, но возникли сомнения. Грабежом и разбоем при такой строгой дисциплине вряд ли промышляли запорожские казаки, скорее всего, таким не благонравным занятием грешили гайдамаки.

Запорожская Сечь - общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, которая сложилась в первой половине XVI в. за днепровскими порогами в районе острова Хортица и существовала до 1775 г. Из военного центра Запорожская Сечь превратилась в своеобразное государственное образование - казацкую православную демократическую республику, которая имела демократический социально-политический строй, особую военную организацию, своеобразный жизненный уклад, быт и обычаи.

1. Образование Запорожской Сечи. Образование Запорожской Сечи связано с процессом формирования украинского казачества и освоение им ранее опустошенных татарами украинских земель между Днепром и Южным Бугом.

Первые казаки на Запорожье появились, вероятно, в начале XVI в. Многочисленные отряды, которые занимались хозяйственным освоением этих земель и вели постоянную борьбу с татарами, вынуждены были строить на уходах укрепления из поваленных деревьев (так называемые «Городца» и закрома, или же «сечи») для собственной безопасности.

Появление же за порогами большого укрепленного пункта, который бы был постоянной базой для наступления на Крымское ханство, связано с именем Вишневецкого (Дмитрий Вишневецкий). В первой половине 50-х гг. XVI в. (существует несколько версий относительно времени основания Хортицкий Сечи - от 1552 до 1556 гг.) он основал на о. Малая Хортица (теперь - остров Байда) замок, который стал казацкой твердыней и опорным пунктом для масштабных походов против татар. Позже местоположение казацкой столицы неоднократно менялось, и в истории казачества зафиксировано несколько сечей: Томаковская (1564-1593 гг.), Базавлукская (1593-1638 гг.), Никитинская (1638-1652 гг), Чертомлыкская (1652-1709 гг.), Каменский (1709-1711 гг.), Олешковская (1711-1734 гг.) и Новая Сечь (1734-1775 гг.).

Сооружения Сечи делали из нее настоящую крепость: вокруг казаки выкапывали глубокие рвы, насидалы высокие земляные валы, на которых сооружали оборонительные башни с бойницами. Здесь стояли пушки, в постоянном дозоре дежурили вооруженные казаки.

Посреди Сечи располагалась обширная площадь, на которой проходили казацкие военные советы, которые решали все вопросы повседневной жизни. Площадь окружали казацкие жилища - шалаши, построенные из деревянных бревен или плетеные из лозы и покрытые камышом; канцелярия, пушкарня (орудийная мастерская), церковь, дома старшины. Все эти сооружения были хорошо приспособлены для обороны.

Территория Запорожья называлась «землями Войска Запорожского». Запорожская сечь по размерам территории в начале XVIII в. (территория Сечи постоянно менялась, границы переносились) приближалась к островной Англии.

2. Органы управления Запорожской Сечи. По форме правления Запорожская Сечь была республикой. Войску Запорожскому Низовому были присущи определенные признаки демократической республики. Здесь не существовало ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества; царило формальное равенство между всеми казаками (право пользоваться землей и другими угодьями, участвовать в советах и др.). В Сечи господствующей была избирательная система органов управления, контроль за деятельностью которых осуществляла казацкая рада, которая была высшим органом власти. На сечевой совете решались все важнейшие вопросы внутренней жизни Сечи, вопросы войны и мира, дипломатических отношений, избрание казацкой старшины, распределения земель между сараями и т.д.

Возглавлял Запорожскую Сечь выборный гетман (после 1648 г. - Кошевой атаман). Гетман наделялся высшей судебной и исполнительной властью, был главнокомандующим, представлял Войско Запорожское на дипломатических переговорах.

Казацкий совет кроме гетмана избирал также и военную старшину, которая была в распоряжении гетмана. К военной старшине принадлежали: обозной (руководил артиллерией), писарь (возглавлял военную канцелярию), судья (творил суд), есаулы (порученцы гетмана).

С помощью кошевой системы осуществлялось размещение казаков в корзине - полевом лагере во время военных походов и в самой Сечи. В корзине казачество распределялось на шалаши , (всего 38) - военно-административные единицы и одновременно казацкое жилье. Их возглавляли выборные атаманы.

3. Военные задачи и функции Запорожской Сечи. Запорожская Сечь, выполняя историческую миссию защиты родной земли и спасения украинской нации, защищала Украину от турецко-татарской агрессии. Казаки укрепили фортификациями города и местечки, создали военную охранно-защитную, разведывательно-сторожевую систему обороны границ Украины, просуществовавшую в течение трех столетий. Постоянно действовали посты со сторожевыми очередными отрядами, которые наблюдали за степными дорогами и переправами через реки. С помощью оригинальной сигнализации казаки предупреждали население о продвижении татарских орд, пытались организовать сопротивление врагу.

Именно в Запорожской Сечи было создано Запорожское Войско, ставшее организационной формой вооруженных сил Украины. Запорожское Войско, постоянным и безотказным резервом которого всегда выступало все украинское казачество, имело свой флот, артиллерию, конницу и пехоту. Оно выработало блестящее казацкое военное искусство, превосходившее стратегию и тактику феодальных европейских армий.

Сформировавшись в условиях жестокой борьбы против литовских, польских и украинских феодалов, с одной стороны, и турецко-татарских агрессоров, с другой, Запорожская Сечь героически отстаивала свою независимость. Литовское правительство, а позже правительство шляхетской Польши, будучи не в состоянии ликвидировать сечь, демонстративно отказалось юридически признать ее существование. Чтобы воспрепятствовать побегам крестьян в сечь и полностью изолировать Запорожье от Украины, Речь Посполитая построила на Днепре крепость Кодак. Однако попытки шляхетской Польши уничтожить сечь успеха не имели.

4. Казацкое обычное право. Кроме собственных органов управления, в Сечи функционировало также собственно казацкое право, которое было не писаным законом, a «древним обычаем, словесным правом и здравым смыслом». Если в целом на территории Украины в то время действовали различные источники права («Русская правда», Литовские статуты, акты королевской власти, Магдебургское право), то на Запорожской Сечи важнейшее значение приобрело казацкое обычное право, которое основывалось на принципах коллективизма, братства и взаимопомощи.

На основании обычаев и традиций четко регламентировались права и обязанности старшин. Нормы казацкого права утверждали те общественные отношения, сложившиеся среди казачества. Они закрепляли военно-административную организацию Запорожской Сечи, устанавливали правила военных действий, деятельность судебных органов, порядок землепользования, заключение договоров, определяли виды преступлений и наказаний. Казацкое право признавали зарубежные государства, а казаки всячески защищали его, опасаясь, что писанное право может ограничить казацкие вольности.

5. Духовная жизнь. В основе миропонимания казаков, своеобразным идеологическим фундаментом казацкого государства были свободолюбивые и национально-религиозные основы. Глубокая религиозность, ревностная защита православной веры - характерные признаки духовной жизни Запорожья. Достаточно сказать, что вступление в запорожское общество начиналось с вопроса: «В Бога веруешь?» Именно православие, очевидно, в значительной степени повлияло на формирование романтической модели рыцарства, которым стало запорожское казачество. Ведь в православной системе ценностей глубокая духовность противопоставляется корыстному индивидуализму, а материальные интересы отходят на второй план. О благосклонном отношении казаков к религии свидетельствует существование в пределах Вольностей Войска Запорожского Низового более 60 церквей.

6. Судьба Запорожской Сечи после Национально-освободительной войны украинского народа. Запорожской Сечи принадлежала ведущая роль в Национально-освободительной войне украинского народа 1648-1657 гг., но после ее завершения большинство запорожцев не были включены в казацкий реестр. Это вызвало недовольство сечевиков и обострение их отношений с гетманской властью вплоть до вооруженных конфликтов.

В период Руины запорожцы неоднократно вмешивались в борьбу разных старшинских группировок за гетманскую власть. При этом они нередко поддерживали кандидатов на гетманство из своей среды - Ивана Брюховецкого, М. Ханенко, П. Суховия, которые обещали положить конец произволу старшины и эксплуатации рядового казачества.

Особенно осложнилось положение Запорожской Сечи после Андрусовского перемирия 1667 г., когда над ней был установлен совместный контроль России и Речи Посполитой. Причем по условиям перемирия сечь должна была оказывать военную помощь обоим государствам, каждое из которых стремилась использовать запорожцев для ликвидации независимости Гетманщины. В апреле 1775 г. русская императрица Екатерина II приняла решение о ликвидации Запорожской Сечи.

Ближайшей самостоятельной ветвью Малороссийского казачества является лихое Запорожье, сделавшееся чем то вроде академии для выработки могучих, закаленных характеров и непоколебимых в своих убеждениях бойцов.

Запорожье было носителем и хранителем старинных традиций и обычаев древних черкас. Запорожье - единственная из всех казачьих общин, сохранивших свою независимость и полное самоуправление до 1775 года, когда знаменитая Сечь была занята русскими регулярными войсками и прекратила свое почти 275-летнее, полное героических и сказочных подвигов, существование.

Запорожская Сечь сплошь состояла из Малороссийских черкас, искавших вольной волюшки и тяготившихся различными стеснениями, творимыми над ними польским правительством. Поступая в Сечь, они как бы отрекались от всего, оставшегося за еe границами, как бы поступали в своеобразный военный монастырь, в котором крепко держалось самое тесное братство и товарищество, где на обыкновенную храбрость мало обращалось внимания, где все должны были быть храбрыми и воинами, вольными как степной ветер, в частной жизни и скованными железной дисциплиной и сознательными традициями в военное время.

Кроме Малороссийских и частью Донских казаков Сечь пополняли и другие разнообразные по своему племенному и сословному составу рыцари, но число их было до того незначительно, так как охотников к суровой, пропитанной казачьим мировоззрением, жизни находилось немного, что пропадало без какого-либо следа в плотной казачьей массе истых Запорожцев.

Трудно точно сказать, когда было основано ядро Запорожского казачества, хотя данные говорят за то, что существование его относится к глубокой древности, и, во всяком случае, к циклу Киевских князей. Письменные же документы утверждают, что основателем Запорожской Сечи был борец за независимость Литовской Руси, волынский дворянин Евстафий Дашкевич, который, после упорной борьбы с поляками, бежал за днепровские пороги и приютился там в обществе промышлявших набегами вольных казаков. В 1500 году он соединил в сплоченное товарищество отдельные ватаги и они вместе построили на одном неприступном Днепровском острове свой укрепленный Кош - Запорожскую Сечь. По летописным сведениям Евстафий Дашкевич был у Запорожских казаков первым кошевым атаманом.

Скоро Запорожцы сделались грозой всего магометанского и отчасти польского мира, и имя их, связанное с легендарными по храбрости и хитрости подвигами, прославилось далеко за пределами Украины и Польши.

Нередко из отдаленных стран приезжали в Польшу отважные рыцари, чтобы лично повидать и подивиться на Запорожцев, причем многие из этих гостей, радушно принимаемые на жившем открытой разгульной жизнью Запорожье, оставались подолгу в среде казаков, деля с ними суровую жизнь и отважные походы. Пробыть некоторое время на Запорожье считалось почти тем же, как в нынешнее время окончить курс военной академии.

Запорожские казаки занимали обширные земли по низовьям Днепра и его притокам, причем строго обозначенных границ не было, так как почти со всех сторон их окружала дикая степь, служащая притоном полевым зверям и бродячим хищническим шайкам крымцев, черкесов и татар.

Одним из самых старинных городов, построенных запорожцами, является Чигрин, прозванный „складовым городом", потому что запорожцы имели обыкновение на зиму уходить из степей, в которых летом рассеивались для охоты и рыболовства, в Кош или в города. Город Чигрин был построен в 1530 году для склада военной добычи, для лечения раненных и для зимовки. Кроме Чигрина у запорожцев были города: Терехтимиров, Самар и другие.

Главным центром Запорожья являлась Сечь, где всегда пребывали кошевой атаман и старшины. Для управления же Запорожская область разделялась на паланки, или округа, которых сначала было пять. В каждой паланке имел местопребывание полковник и старшина этого округа, отправлявший в своем лице военную и судебную власть над проживавшими в паланке казаками. Впоследствии число паланок увеличилось и управление значительно усложнилось.

В Сечи находили себе верный и радушный приют все обездоленные польским жестоким управлением Малороссийские казаки, принося с собой непримиримую ненависть к притеснителям православной веры - польскому духовенству и особенно к жидам. Запорожцы требовали от всех новых пришельцев лишь принадлежность к православной вере, храбрость, безусловное уважение и подчинение старинным казачьим обычаям и законам. Несмотря на разгульную свободную жизнь и полное равенство, в мирной обстановке Запорожцы отличались выдающимся целомудрием и не допускали в свою Сечь женщин; кроме того, они были очень набожны, никогда не пропускали церковных служб и постов, построили на свои средства в Сечи храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы – покровительницы Сечи, - украсили его богатыми вкладами, а под старость многие, имевшие возможность дожить до нее, уходили в монастыри и особенно в Киевский и Терехтомирский, где постригались в монашество.

Как полагают, число запорожцев в 1535 году доходило до 3000 казаков, хотя конечно, при почти постоянной боевой жизни, уносившей массу жертв, а с другой стороны, при постоянном притоке (и притом неравном) новых пришлецов, число сечевиков учесть было невозможно, да вряд ли и сами Запорожцы из политических видов позволили бы перечислить себя.

„У нас, як байрак (овраг) то и козак", говаривали они на вопрос: сколько казачьей силы?

Сечь отчасти подчинялась малороссийским гетманам, хотя подчинение это не носило признака обязательности и при первом же посягательстве на вольность казаков нарушалось. Характерно то обстоятельство, что многие малороссийские гетманы вышли из Запорожья.

Так, после Евстафия Дашкевича малороссийскими гетманами были: князь Предслав Ланцкоронский, князь Дмитрий Вишневецкий (казак Байда), князь Евстафий Ружинский, Венцеслав Хмельницкий и другие.

Запорожцев не могло не возмущать бесцеремонное

Донские областные ведомости № 129/15.06.1913 г. стр. 3

самоуправство и беззаконное насилие поляков над православным земледельческим населением Украйны. Поэтому они при каждом удобном случае поддерживали восстания Малороссийских казаков, производя в случае успеха беспощадную резню польского населения и вешая без счета попадавшихся в руки жидов.

Так, в 1596 году, во время одного из таких восстаний, Запорожцы под предводительством гетмана Наливайки, совместно с Малороссийскими казаками, на голову разбили поляков и на время облегчили страдания Украинского народа. Но на другой же год, благодаря коварству и предательству поляков, храбрый Наливайко, (по происхождению белорусский дворянин Павел Гвоздич), был захвачен и увезен в Варшаву, где после невыносимых пыток и мучений был казнен всенародно.

После его мученической смерти дело восстания расстроилось, чем воспользовались поляки и с невероятными, позорящими имя христианина, варварствами подавили возмущение. Впрочем, нуждаясь в казацкой силе, польское правительство не раз заискивало у Запорожцев и обсыпало их ласками и обещаниями, не скупясь на королевские грамоты и универсалы, в которых подтверждались „на вечные времена” вольности и привилегии казачества, а также посылались ему войсковые клейноды и знамена. По свойственному всему казачеству добродушию Запорожцы верили этим польским уловкам и прекращали на время враждебные действия, а иногда и помогали Польше, особенно в отражении мусульман.

После 1596 года, в который совершилась казнь Наливайки, и прекращение восстания, гетманом сделался Петр Конашевич Сагайдачный, про которого бандуристы сложили следующую песню, ярко рисующую беспечный и воинственный характер тогдашних казаков.

„Ой на гори та женьци жнут,
А попид горой, долом долиною
Казаки йдут.
По переду Дорошенко,
Веде свое вийско, веде Запорижске
Хорошенько...
Посередини пан хорунжий, -
Пид ним кониченько,

пид ним вороненький

Сильне дужий...
А позаду Сагайсачный,
Що проминяв жинку

на тютюн та люльку, -

Необачный...
Гей, вернися Сагайдачный,
Визми свою жинку,

виддай тютюн, люльку,

Необачный...
Мини з жинкой не возитьця
А тютюн та люлька

козаку в дорози

Знадобытьця.
Гей хто в лиси озовися,
Та й викришем вигню,

закуремо люльку,

Не журися...”

Этот „необачный” гетман сумел уклониться от заманчивых обещаний Польского правительства и вести по отношению его совершенно независимый образ действий. За время правления Сагайдачного особенно упрочились дружеские отношения Запорожцев с Малороссийскими казаками. Польша, боясь новых восстаний казачества, объединенного Сагайдачным, держала себя по отношению православия и казачьих вольностей очень осторожно.

В 1622 году гетман Сагайдачный скончался, и с его смертью снова начались притеснения казаков и преследование православия на Украйне. Снова вспыхнуло восстание, снова полилась без счета казачья кровь за права и свободу православного люда. Эта героическая борьба, то затихая, то вновь разгораясь, велась с переменным успехом вплоть до присоединения Малороссии к Московскому царству. Запорожцы принимали в этой кровавой борьбе самое горячее и деятельное участие.

Наиболее славная эпоха жизни Запорожья считается от конца 16 и начала 17 века, когда в казачьих рядах появляются богатырские имена знаменитых казаков: Нечая, Сагайдачного, Барабаша, Павлюка и Ивана Сирка, прославившегося кроме военных подвигов еще и известным читающему миру, ответом Запорожцев турецкому султану в 1675 году.

Во время восстания Хмельницкого против поляков Запорожцы поголовно примкнули к Малороссийскому Войску и были главными виновниками жестоких поражений, нанесенных польским войскам казаками. Как уже было сказано, у Малороссии не хватило средств для доведения этой войны до счастливого конца, и поэтому Хмельницкий принужден был искать защиты и подданства у Московского Царя Алексея Михайловича, которому присягнула на Переяславской раде в верности вся Малороссия в 1667 г. Однако, Запорожцы, оберегая свои вольности, не согласились присягать Москве и остались независимыми от какого бы то ни было влияния.

В 1668 году Царь Феодор Алексеевич в знак своей милости послал Запорожцам подарки и жалованную грамоту.

Впрочем, несмотря на наружное спокойствие и даже благожелательное отношение к Запорожцам, Московское правительство не могло примириться с мыслью, что у самых границ недавно присоединенной и далеко еще не подчиненной московскому влиянию Малороссии существует вольная могучая община, от которой нельзя было ожидать сочувствия в проведении задуманных для наибольшего слияния края с центральной Россией мер. Кроме того, воинственное и буйное Запорожское казачество не давало покоя ни Турецкому султану, ни Крымскому хану, что опять-таки после присоединения Малороссии ежеминутно грозило Московскому, еще достаточно не окрепшему царству, кровопролитной войной с Турцией. Все это заставило московское правительство заняться проведением целого ряда ограничительных по отношению Запорожья мероприятий, ведущих к полному его в конце концов уничтожения.

Разумеется, свободолюбивые казаки не могли, с своей стороны считая себя совершенно независимыми, идти навстречу затеям московской политики и поэтому, крайне враждебно относились ко всякому усилению на Украйне русского влияния и господства и всеми мерами старались этому воспрепятствовать. Эти причины и подготовили при Петре Великом переход части Запорожцев на сторону шведского короля Карла ХІІ.

В 1686 году после окончательного соглашения Москвы с Польшей Запорожская Сечь отошло в сферу влияния Московского правительства и совершенно была изолирована от Польши. После этого подчинение Малороссии русскому влиянию быстро пошло вперед. Предчувствуя неравную борьбу, Запорожье завело тайные сношения с Крымским ханом, предполагая передаться в турецкое подданство.

В 1688 году Московское правительство построило на реке Самари возле самой Сечи небольшую крепость, под названием Богородичного городка и поместило туда русский регулярный гарнизон для наблюдения за действиями Запорожцев. Это в высшей степени не понравилось казакам и они уже не скрывали своих враждебных отношению к Москве.

Одним из главных руководителей недовольства был

Донские областные ведомости № 129/15.06.1913 г. стр. 4

малороссийский гетман Иван Мазепа, человек весьма хитрый, умный и честолюбивый. Он мечтал об отделении Малороссии в самостоятельное государство, в котором думал сделаться верховным правителем. Его верный сообщник, кошевой атаман Запорожья, Иван Гордиенко, с своей стороны подготовлял к тому же Сечь и, во время вторжения в Малороссию шведского короля Карла ХІІ, несмотря на увещевательные царские грамоты, пристал с Запорожским Войском к шведам. Как известно, Малороссийские казаки не примкнули к Запорожцам и остались верными Петру Великому.

В знаменитой Полтавской битве шведы были разбиты на голову русскими войсками и казаками, причем Карл с Мазепой и частью Запорожцев бежал в Турцию. Там Запорожцы поселились в местности, называемой Алешки, и основали новую Сечь. Петр Великий так был разгневан переходом Запорожцев на сторону Карла и изменой Мазепы, что приказал всякого из них, появившегося в пределах России, немедленно казнить. Попавших в плен в Полтавском сражении Запорожцев Петр Великий сослал в Сибирь, где они потом вошли в состав Сибирского и частью Забайкальского казачьих Войск. Для истребления же самой Сечи Царь приказал атаковать ее полковнику Яковлеву с регулярными войсками. Сечь после отчаянного сопротивления засевших в ней остатков Запорожцев была взята кровавым штурмом, причем все ее защитники были перебиты.

В 1710 году, пользуясь поражением русских войск турками, Запорожцы устроили было на реке Каменке Новую Сечь, но после Прутского мира между Россией и Турцией были снова атакованы и оттеснены русскими войсками за границу.

Наконец, в царствование Анны Иоанновны Запорожцам было разрешено вернуться на родину, и они, воспользовавшись разрешением, построили на реках Базавлуки и Подпольной в 1734 году Новую Сечь, причем стали называть себя „Славное Войско Запорожское Низовое”.

В 1737 году число их простиралось до 27000 казаков и из них служилых – до 13000 человек. Для наблюдения за жизнью Запорожья был построен вблизи Сечи Новосеченский ретраншамент с регулярным гарнизоном.

Самый Кош состоял из 38 куреней, управляемых куренными атаманами.

Курени состояли только из „товариства”, то есть холостых казаков, имеющих право жить в Сечи, тогда как женатые жили по паланкам и считались в „подданстве”. В Коше числились следующие курени:

Кущевский, Поповичевский, Васюринский, Ирклеевский, Щербиновский, Титаровский, Шкуринский, Кореновский, Незамаевский, Рогеевский, Корсунский, Калниболотский, Уманский, Деревянивский, Нижне-Стеблиевский, Вышне-Стеблиевский, Джерелиевский, Переяславский, Полтавский, Мышастовский, Минский, Тимошевский, Величковский, Леушковский, Пластунивский, Дядьковский, Брюховецкий, Ведмедовский, Плантировский, Пашковский, Батуринский, Каневский, Крылевский, Донской, Сергиевский, Конеловский, Иванивский и Кисляковский.

Войско Запорожское имело в постоянной готовности конницы свыше 6500 казаков и первой в мире по стойкости и выносливости пехоты около 6000 человек; эта пехота в то же время служила на море в гребной флотилии. Кроме того была довольно многочисленная и исправная артиллерия.

В 1768 году Запорожцы, частью соединившись с бежавшими из Польской части Малороссии от гонений за православие казаками, взяли город Умань и вырезали почти все население, состоявшее большею частью из евреев.

Участники этого погрома во главе с казаком Швачкой были переловлены русскими властями и сосланы в Сибирь. Последнее обстоятельство внесло в среду Запорожцев новое неудовольствие и ропот, продолжавшиеся до 1775 года и приносившие русскому правительству много беспокойства.

Наконец, решено было окончательно уничтожить самостоятельность Сечи, и в 1775 году генерал Текелли, имея под начальством отряд, состоящий из 8 полков регулярной кавалерии, 20 гусарских и 17 поселенных регулярных полков и 13 Донских казачьих полков, осадил Сечь.

Запорожцы не хотели сдаваться и готовы были уже к кровопролитному сражению, когда из храма вышел в полном облачении с крестом в руках архимандрит с духовенством и начал убеждать их не проливать христианской крове. Казаки послушались и дозволили занять Сечь без сопротивления. Генерал Текелли приказал срыть Сечь до основания. Часть Запорожцев рассеялась по окрестностям, а другая ушла в Турцию, где основала новую Сечь в Добрудже на Дунае. Запорожские земли повелено обратить в состав Новороссийской и Азовской губерний, а войсковую казну отдать на составление городских городах. Так окончила свое существование знаменитая Запорожская Сечь.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...