Различие на письме суффиксов к и ск. «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск

Cтраница 1


Составление уравнений, отражающих химическое взаимодействие окисдителя и восстановителя, сводится к определению коэффициентов при формулах исходных веществ и продуктов реакции, состав которых выявлен из опыта.  

Составление уравнений для определения числа критериев рекомендуется выполнять так, чтобы в каждое из уравнений входили три переменные величины аъ а2, а3, а оставшиеся величины а4 и я включаются в уравнения поочередно.  

Составление уравнений возможно только для простейших объектов. Более сложные объекты, к которым относится большинство объектов нефтяной промышленности, изучаются пока экспериментально. Свойствами объекта, используемыми при изучении систем автоматического регулирования, являются само-выравнивание, емкость и запаздывание.  

Составление уравнений в разностной форме произведем для проводящей среды и для диэлектрика, а также для одномерных и двухмерных задач, в которы-х изменение величин поля по расстоянию происходит соответственно в одном или двух координатных направлениях.  

Составление уравнений для виртуальных вариаций демонстрируется на примере учета неголономных связей. Показано, что уравнение голономной связи с параметром является идеальной связью, когда оно описывает огибающую. Обсуждаются правила виртуального варьирования связей при двух независимых переменных.  

Составление уравнений имеет много общего с таким переводом. В легких случаях словесная формулировка почти механически распадается на ряд последовательных частей, каждую из которых можно непосредственно выразить математическими символами. В более трудных случаях условие состоит из частей, которые не могут быть непосредственно переведены на язык математических символов. В этом случае мы должны меньше обращать внимания на словесную формулировку и сосредоточить свое внимание на смысле этой формулировки. Перед тем, как приступить к математической записи, возможно нам придется по-иному сформулировать условия, все время имея в виду математические средства для записи этой новой формулировки.  

Составление уравнений таких химических процессов не представляет никаких трудностей.  

Составление уравнений в вариациях в общем виде рассмотрено ниже.  

Составление уравнения углов закручивания Q и определение его производных.  

Составление уравнений возможно только для простейших объектов. Более сложные объекты, к которым относится большинство объектов нефтяной промышленности, изучаются пока экспериментально. Свойствами объекта, используемыми при изучении систем автоматического регулирования, являются самовыравнивание, емкость и запаздывание.  

Составление уравнений аналитическим путем возможно только для относительно простых объектов, процессы или физические явления в которых достаточно хорошо изучены. В общем случае динамические свойства регулируемых объектов описываются дифференциальными уравнениями, выражающими зависимость между выходными и входными величинами во времени. Эти уравнения составляют на основании физических законов, определяющих переходные процессы в объектах.  

Составление уравнений (6 - 58) и их решение относительно Л и В. Общий метод решения этой задачи может быть указан при условии, что А и В входят в уравнение линейно.  

Образование имен прилагательных при помощи суффиксов –к- и –ск- .

Урок подготовила:

Коноплёва Е.А.,

учитель русского языка

и литературы

МКОУ «СОШ № 15»ИМРСК


  • развить умение правильного выбора суффиксов К и СК в прилагательных;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и умения.
  • повышение личной ответственности каждого ученика за результат учебы.

Орфоэпическая пятиминутка:

Списать, расставить ударения.

Красивее, развитой (язык), развитый ребенок, изобретение, августовский, кружева, прибыл, намерение, добыча, плато, свободнее, языковое чутьё, кухонный, языковая (колбаса).


Проверка домашнего задания:

Н НН

Упр. 325

Какая морфема вызывала у вас

затдруднение при выполнении здания?


Работа с текстом:

Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи, дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости, вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного творчества.


Объяснение нового

материала:

Опорная таблица « Суффиксы -к- и -ск- в прилагательных»

-К- или –СК-

пиши суффикс -к- ,

если прилагательное

имеет краткую форму или

его основа заканчивается

на к, ц, ч:

рез к ий – резок (кр. ф.)

вяз к ий – вязок (кр. ф.)

каза к - казац к ий

пиши суффикс -ск-

в остальных случаях:

француз ск ий

сель ск ий

украин ск ий


1 . В слове К, Ц, Ч смотри

Если эти буквы три

Смотрят на тебя с листка,

Ты подставь к ним суффикс –К-.

2. А ещё не забывай,

Краткой формой проверяй!

Знай, что здесь наверняка

Тоже будет суффикс – К - .

3 . И ещё даю совет:

Если краткой формы нет,

К, Ц, Ч не отыскать,

Значит здесь – СК- писать.


Закрепление:

Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос.

-к-

-ск-


Укажите прилагательные, в которых допущены ошибки:

а) кавказский; е) ангельский;

б) узкий; ж) московский;

б) адмиралтейский; з) одесский;

г) зверский; и) флоцкий;

д) вязский; к) матросский.


Образовательный портал" Мой университет" www.moi-universitet.ru Факультет" Реформа образования" www.edu.reforma.ru

Мягкий знак перед суффиксом –ск-

Суффикс –ск- стоит после буквы л ?

Да Нет

Есть суфф. –ск- в названиях месяцев?

сел ь ский

июл ь ский

пол ь ский

Кол ь ский

июн ь ский

Пиши Ь :

сентябр ь ский

октябр ь ский

ноябр ь ский

Исключение: январский

В остальных случаях

Пиши без Ь :

сибирский

казанский


Работа в группах:

А) Первая (сильная) группа Игра « Найди меня…»

Найди меня, часть слова, стоящая после корня. Меня видели в относительных прилагательных. Я не столь избирателен, как мой брат, для меня никогда не было важно, на какую согласную заканчивается корень.

Брест…ая крепость спала спокойным мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашист…ой артиллерии. Эсминец походил на старинный шотландский замок. На фабрику поступили современные ткац…ие станки. Зеленый остров после бегства немец…их танков был в руках чекист…ого полка. Уз…ая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казац…ому делу.Это было в январ…ую бурю на Каспийском море у кавказ…их берегов близ рыбац…ого поселка. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку на скольз…ие валуны.


Б ) Вставь суффикс –к – или - ск -.

а) черкес__ий; е) немец__ий;

б) швед__ий; ж) узбек__ий;

в) дерз__ий; з) ставрополь__ий;

г) молодец__ий; и) университет__ий

д) пират__ий; к) казан__ий.

В ) Отметь существительные, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к - :

а) январь; д) ткач;

б) флот; е) немец;

в) пассажир; ж) деревня;

г) рыбак; з) июнь.



Вывод:

ИТАК, суффикс –К- пишется:

· в прилагательных, имеющих краткую форму;

· в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на –К-, -Ч- и –Ц-.

В других прилагательных пишется суффикс –СК-.

Следует отметить, что в некоторых прилагательных перед суффиксом –СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак. Буква Ь не пишется в словах после Н и Р (сибирский, конский), но сохраняется после буквы Л (сельский, польский) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ (июньский, октябрьский, исключение январский).


Домашнее задание:

П.57 , упр. 329 стр 137 или составить небольшой связный рассказ на тему: « Осенний день » ,

« Любимая игрушка » и т.д.

Запишите число, классная работа

Какие морфемы изображены на слайде?

Какой морфемы не хватает?

Да, суффикс. А что делают суффиксы?

Служат для образования новых слов

Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова

Образуйте имена прилагательные от данных существительных

Что обозначают они?

- (названий народностей, проживающих на территории России.)

Попробуйте сформулировать тему урока

Запишите тему урока

« Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск- »

Таким образом, цель нашего урока….

Узнать, когда пишутся суффиксы прил. к и ск.

Уметь различать на письме суффиксы прилагательных к и ск

1. Какой вопрос у нас возникает?

Определить, когда пишется -к, а когда -ск в суффиксах прил.;

  1. Планирование работы: как будем работать?

1. Узнать, когда пишется к, когда - ск? Для этого проанализировать прилагательные, сравнить их, найти закономерность.

2. После этого найденное решение зафиксировать в модели или схеме.

3. Создать алгоритм действий.

4. Закрепить алгоритм при выполнении упражнений.

  1. Для ответа на этот вопрос:

Разберите все прилагательные, написанные на доске

Сравните все три столбика

Сделайте вывод.

Вязкий казацкий французский

Резкий ткацкий новосибирский

Ломкий немецкий одесский

На доске записаны слова в столбик, вам нужно выделить их основу и суффикс.

С помощью каких суффиксов образовались эти слова?

- – к- и –ск-.

Какое лексическое значение имеют эти суффиксы?

(суффикс К образует прил.со значением склонный к какому –нибудь действию, такой, что часто делает что-нибудь, или такой, с которым часто что-нибудь делается (топкий, цепкий);

суффикс СК со значением отношения, свойственности или типической принадлежности тому, что названо; со значением чей-то (по географическому названию): голланд ск ий

А как же их различить?

Сегодня наша новая тема будет касаться двух разрядов прилагательных: качественных и относительных.

Как определить разряд?

Какие прилагательные могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (качественные)
- Какие прилагательные не могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (относительные)
- Попробуйте образовать краткую форму прилагательных первого столбика.

Вязкий - вязок, резкий – резок, ломкий - ломок

А от 2 и 3 столбика слов образуется краткая форма?

Нет.

Значит, это какие разряды прилаг.?

Относительные

Учитель: Вот это первая часть правила.

Сделайте вывод:

Суффикс -к- пишется в прилагательных (качественных),

имеющих краткую форму.

Переходим к словам во втором столбике.

Это какие прилагательные по разряду?

Относительные

От каких существительных они образованы?

Ученик: Каза к , тка ч и неме ц .

(Подводящий диалог на случай, если дети не справятся:

На какие согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?)

Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

Чередование к//ц, ч//ц

Вторая часть правила: «Суффикс -к- пишется в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на -к, -ч, -ц».

И какой разряд у прилагательных из 3 столбика?

Относительные

Там есть в основе слов буквы к, ч, ц?

Нет

Вывод:

В остальных относительных прилагательных пишется суффикс -ск-.

– Сколько в правиле условий выбора написания суффикса - к - и - ск -?

Два

Сформулируйте вывод, когда пишется суфф. -К-.

Что вы можете сказать о написании суфф. -К-?

При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

Суффикс -к- пишется:

1)в прилагательных, имеющих краткую форму; (т.е. у качеств.)

2) в прилагательных (относит.), образованных от некоторых существительных с основой на -к, -ч, -ц».

В других прилагательных (относит.) пишется суффикс -ск-.

Работа с учебником.

Стечение согласных.

– Представьте правило в виде модели или схемы

К, Ц, Ч - К

Др.согл. СК

Алгоритм

« Правописание суффиксов прилагательных - к- и -ск- »

Разряд

Качественное Относительное Притяжательное


Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с проговариванием.

Задание № 1. Объяснить правописание суффиксов прилагательных -к- их -ск- с помощью алгоритма.

(Орфограмму обозначить)

  1. Работа у доски. Развитие орфографических умений

Упражнение 327

ск

Есть кр.форма

От сущ. С основой на к, ч, ц

Нет кр.формы,не от сущ. С основой на к, ч, ц

Вязкий

Немецкий, казацкий, турецкий

Белорусский, киргизский, французский, индусский, одесский, матросский, украинский

  1. Работа на карточках со взаимопроверкой. От данных географических названий образуйте прилагательные с суффиксами –к- и –ск-.

Франция, Исландия, Турция, Сибирь, Швеция

Кавказ, Волгоград, Киргизия, Англия, Китай

  1. Работа в парах. Замена словосочетаний

сущ.+сущ.= прил.+сущ.

Для чего выполняем это задание?

Профессия актера – актер ск ая профессия

Дача соседа – сосед ск ая дача

Высокий- (низКий)

Широкий – (узКий)

Это второй урок по теме. На уроке учащиеся повторят, как различить на письме суффиксы прилагательных -К- и -СК-. Задания, которые учащиеся выполняют на уроке, позволят им закрепить эту тему.Учащиеся выполняют задания на внимательность, по развитию речи, на эрудицию, работают с карточками и перфокартами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Добросельская ООШ»

Грайворонского района Белгородской области

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-«

Учитель русского языка и литературы

Ярош Н.А.

Доброе

План-конспект урока русского языка в 6 классе

Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-

Цель:

1. Повторить условия различения на письме суффиксов –К- и –СК-.

2. Закрепить представление об образовании с помощью суффикса –К- качественных и относительных прилагательных, с помощью суффикса -СК- - относительных прилагательных.

3. Повторить сведения о разрядах прилагательных.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Формировать умение различать на письме суффиксы –К- и –СК-.
  2. Графически обозначать условия выбора на письме –К- и -СК-
  1. Развивающие:
  1. Развитие способностей и умений учащихся самостоятельно получать знания.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Развивать речь учащихся, умение строить монологическое высказывание, аргументированно доказывать свою точку зрения.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать наблюдательность, внимательность, умение анализировать, находить закономерности.
  2. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
  3. Воспитывать аккуратность при оформлении записей.

Оборудование:

  1. Учебник

  2. Рабочие тетради по русскому языку
  3. Раздаточный материал.

I. Запись числа, знакомство с планом урока.

II. Творческая работа

С данными словами составьте и запишите предложения.

  1. В, были, старину, в, деревенских, русских, низкие, избах, потолки. (В старину в русских деревенских избах были низкие потолки).
  2. В, вдоль, комнатах, стояли, стен, узкие, лавки, жесткие. (В комнатах вдоль стен стояли узкие жесткие лавки).
  1. Повтор теории. Воспроизводящая беседа.
  • В записанных предложениях найдите имена прилагательные. По какому признаку вы их отличаете? (Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? В предложении являются определениями.)
  • Какие разряды прилагательных вам известны? По каким признакам мы различаем качественные, относительные и притяжательные прилагательные? Определите разряд выше записанных прилагательных и обозначьте в них суффиксы.

Урок русского языка для 6 класса на тему « Различие на письме суффиксов прилагательных "-к-" и "-ск-"».

(§ 65. Различие на письме суффиксов прилагательных "-к-" и "-ск-").

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» 1 , переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

Цель урока:

Показать учащимся условие написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных.

Задачи:

1) обучающие:

Объяснить условия различения на письме суффиксов -к- и -ск- в прилагательных;

Показать особенности образования с помощью суффикса -ск- относительных прилагательных.

2) развивающие:

- научитьразличать на письме суффиксы -к- и -ск- прилагательных;

Познакомить с особенностями графического обозначения условия выбора на письме суффиксов -к- и -ск- .

3) воспитательные:

Воспитание любознательности, желания развивать кругозор;

Воспитание внимательности и доброжелательности к одноклассникам, высокой культуры поведения.

Тип урока: комбинированный(урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: комментированное заполнение таблицы, самостоятельное конструирование сложных предложений, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания , см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

1). Рассказ учащихся об условиях написания одной и двух «н» в суффиксах прилагательных.

2). Упражнение № 374.

II . Работа с теоретическим материалом в учебнике на странице 34 (чтение правила о различии на письме суффиксов прилагательных – к- и -ск).

Оформление в тетради таблицы:

NB ! Орфограмма № 39:

-к-

-ск-

Если у прилагательного есть краткая форма:

Резк ий (полная форма) – резок (краткая форма).

Если у прилагательного нет краткой формы:

Украинск ий

Если прилагательное образовано от существительных с основой на -к, -ч, -ц :

Кулацк ий – кулак .

Ткацк ий – ткач .

Немецк ий – немец .

Если прилагательное образовано от существительных с основой не на -к, -ч, -ц :

Киргизск ий – киргиз .

Казахск ий – казах .

Примечание :

У прилагательных, образованных от существительных на «нь» и «рь», буква «ь» не пишется: Астрахань - астраханск ий, богатырь – богатырск ий.

Исключение: у прилагательных, образованных от названий месяцев, «ь» пишется:

февраль ский, апрель ский, июнь ский, июль ский, сентябрь ский, октябрь ский, декабрь ский (но: январск ий).

III . Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 376:



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...