«Учимся читать дома или как развить у детей интерес к чтению. Мы учим родителей читать вместе с детьми

Хотя ребёнку всего два года, в этом возрасте он учит слова, постигает понятия и идеи быстрее, чем в какой-либо другой период своей будущей жизни. Вы как родители можете воспользоваться стремительным темпом его развития и привить ребенку основу чтения – важнейшего навыка, который обеспечит ему успех в школе. Родители, которые регулярно читают ребенку, закладывают фундамент для его последующего обучения к чтению. При чтении ребенок должен сидеть рядом с вами или у вас на коленях. Вы читаете книгу вместе. Ребенок знакомиться, как надо держать книгу, как читать, чтобы картинки и истории имели смысл, повествование развивалось от начала до конца. Во время чтения ребенок слышит многократное повторения на разные лады знакомых слов. Ребенок, которому систематически читают, накапливает гораздо более богатый словарный запас, потому что он слышит больше слов.

Некоторым малышам нравятся большие книги с картинками, где подписан каждый изображённый предмет. Если они привлекают вашего малыша, необходимо их читать ему. Многим детям нравятся книжки где одна и та же фраза встречается много раз, ребенку нравиться повторять эту строчку вместе с вами или самостоятельно. Читайте медленно, отчетливо, чтобы ваш малыш ясно слышал слова и фразы. Чтобы хорошо читать, ребенок должен полюбить чтение. Двухлетнему малышу не требуется много книг. Иллюстрации в книгах должны быть понятными и простыми. Некоторые дети любят рассматривать в книге животных, другие – поезд, машину.

Покупая книгу, убедитесь, что сюжет и словарный запас книги соответствует уровню развития ребенка.

Помните, что преимущества, которые получает от чтения ваш малыш, останутся с ним на всю жизнь!

Многие родители с удивлением замечают, что двух – трехлетний малыш сидит с книжкой, «понарошку» читая. При этом он произносит текст, который запомнил наизусть. Дети любят слушать стихи, сказки, потешки, прибаутки, песенки.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ

РЕБЁНКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский. Всё последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Произведения художественной литературы являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Основной задачей является привитие детям любви к художественному слову, уважению к книге

В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, они всё больше уходят в прошлое.

Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах.

«Книги не говорят, да правду сказываю»,

«С книгой поведешься – ума наберёшься»,

«Хорошая книга – лучший друг».

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Игры с книжками

«Прятки с книжкой»

Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправится на ее поиски, а когда найдет - наградой ему будет прочтение этой книги,

«Угадай, о чем книга»

Дайте ребенку рассмотреть ил­люстрации в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение.

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребенку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравив­шийся ему эпизод произведения.

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребенку начало и середину знакомой ему сказки, на­пример: про Колобка.

Ребенку нужно самому придумать другое окончание сказки (например: лиса поругала Ко­лобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

«Прыг - ив другой сказке!»

Предложите ребенку сочинить новую сказку о всем известном Колобке. Что еще могло с ним случиться? (Мо­жет, он чуть не утонул в реке, а лиса его спасла?).

Памятка для родителей

♦Наполните день ребенка потеш­ками, прибаутками, уговорками, при­говорками.

♦Введите обязательный ритуал чте­ния книг перед каждым тихим часом (перед сном).

♦Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после пол­дника, на прогулке или в плохую погоду.

Чтение перед сном

Каждый вечер читайте своему ребен­ку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.

Читайте каждый день

Как научить ребенка беречь книги:

Не делать в книге пометок, под­писей, рисунков.

Не загибать листы, пользоваться закладкой.

Класть книгу только на чистый стол.

Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам».

Как обсуждать с ребенком про­читанную книгу

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

Спросите, понравилось ли произ­ведение, чем. Что нового, интересного он узнал?

Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рас­сказа, сказки, стихотворения.

Как описана природа?

Какие слова и выражения запом­нились?

Чему научила книга?

Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Легкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она легкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой мо­мент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой: ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы - четкие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен распола­гаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

Всему свое время

Самым маленьким нужны книж­ки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т. п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», - все может ограничиться облизыванием и бессмыс­ленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Веселая азбука

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми по­тешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появля­ется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение - вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ре­бенка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки дет­ских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%, иначе кни­га может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вы­резать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет ма­лышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребенок, тем много­граннее становится круг его чтения. Задача родителей - постараться рас­ширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печат­ного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребенок научится чи­тать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представле­ния о написанном, и к тому же, должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное - такое чтение очень сплачивает.

Читайте и рассказывайте детям

Песенки, потешки, заклички. " Наши уточки с утра...", " Пошел котик на Торжок...", " Наша Маша маленька...", Чики, чики, кички...", " Огуречик, огуречик...", " Солнышко, ведрышко...".

Фольклор народов мира

" Три веселых братца"пер. с нем. Л. Яхнина; " Бу-бу, я рогатый", лит. обр. Ю. григорьева; " Котауси и Мауси", англ., обр. К. Чуковского; " Ты, собачка, не лай..", пер. с молд. И Токмаковой;

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. " Мишка", " Грузовик", " Слон", " Лошадка"(из цикла " Игрушки") , " Кто как кричит"; В. Берестов " Больная кукла ", " Котенок"; С. Маршак " Сказка о глупом мышонке"; Н. Саконская " Где мой пальчик?"; П. Барто "Девочка-ревушка"; А. Введенский " Мышка"; Г. Сапгир " Кошка"; К. Чуковский " Федотка"," Путанница".

Сказки.

Рус. нар. сказка " Колобок", " Репка"; " Теремок" , обр. М. булатова; "Маша и медведь", обр. М. Булатова; " Козлятки и волк" , обр. К. Ушинского.

Проза. Л.Толстой " Спала кошка на крыше", " Был у Пети и Миши конь"; Л. Толстой " Три медведя"; В. Сутеев " Кто сказал " мяу""; Н. Павлова " Земляничка".

Произведения поэтов и писателей разных стран. С. Капутикян " Все спят", " Маша обедает"пер. с арм. Т. Спендиаровой; П.Воронько " Обновки", пер. с укр. С. Маршака; Ч. Янчарский " В магазине игрушек", " Друзья" (из книги " Приключения Мишки Ушастика), пер.с польск. В Приходько.

11.02.2019

04.02.2019

29.01.2019

21.01.2019

29.10.2018

22.10.2018

25.09.2018

Все статьи 11.03.2015

В театральном зале библиотеки можно посмотреть кукольный спектакль и принять участие в сказочной игре

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Елена Шпаковская,
заведующая сектором маркетинга библиотек Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Зинаида Воронцова,
заведующая детской библиотекой «ГОРОД»

Современные родители хотят, чтобы дети читали

Родители сегодня очень изменились. Сейчас они заинтересованы в том, чтобы дети читали. Мы наблюдаем эту тенденцию на протяжении последних трех лет. Если еще 10 лет назад им было интересно вместе с детьми посмотреть мультфильмы в библиотеке, то сейчас они наотрез от этого отказываются. Они говорят, мы здесь для того, чтобы привлечь ребенка к чтению.

Библиотека должна выйти за пределы книги

Игра — естественное и любимое занятие ребенка, поэтому мы используем игровые моменты в любом из наших мероприятий. Будь то мастер-класс, спектакль или выставка, мы обязательно подключаем к действию ребенка и таким образом каждое мероприятие превращается в игру. Наша цель — не открывать дидактические факты перед ребенком, а привлечь его, заинтересовать какой-то темой или историей, чтобы у него возник импульс самому что-то узнать и почитать.

Для этих целей перспективно подключать к сотрудничеству издательства. В дополнение ко многим детским книгам они пишут интерактивные программы, а также сами могут что-то провести. Например, издательство «Самокат» выпускает серию книг про Элмера, слона в клеточку. Можно пригласить представителя издательства, чтобы он рассказал о книге и научил ребят рисовать слона. По методичкам, которые сопровождают многие детские книжные новинки, любой библиотекарь может проводить интересные мастер-классы. Это замечательный инструмент, который библиотекам нужно брать на вооружение.

Также, сейчас в тренде раннее развитие, и многие детские издательства уделяют внимание различным отраслям знаний. Например, у издательства «Умная Маша» есть серия, где смешарики ставят разные опыты и рассказывают о научных явлениях ребенку. Мы решили развить направление детской научной книги и создать интересный научный день. Когда ребенок может и прочитать в книге, и посмотреть иллюстрацию, и по мотивам прочитанного сделать что-то руками, эффект получается совершенно удивительный. В каждой книге мы стараемся найти возможность выйти за ее пределы, и в каждом мероприятии найти ниточку, по которой можно к книге вернуться.

Мы учим родителей читать вместе с детьми

Увлечь чтением детей — мало, мы обучаем родителей, как нужно читать сказку с детьми. Этой цели посвящен один из наших проектов «Сказка за сказкой». Здесь мы учим родителей ребенка-дошкольника работать с книгой, преподносить ее. Мы хотим, чтобы родители не упустили важный момент встречи ребенка со сказкой. Потому что сказка — самая главная ступень вхождения ребенка в литературу, это фундамент. Именно волшебная сказка говорит с ребенком на самые серьезные темы и может рассказать ему о добре и зле, о любви и смерти своим понятным, универсальным языком, в котором запечатлен жизненный опыт многих поколений. Поэтому мы стремимся донести до родителей, что ни в коем случае ребенок не должен взрослеть без сказки.

В рамках этого проекта был создан театр Лукоморье: здесь мы инсценируем сказку, ставим кукольный спектакль прямо по тексту оригинала, а ведущие объясняют во время просмотра некоторые незнакомые слова. После спектакля дети часто вовлекаются в игру по мотивам сказки, могут выразить свое понимание через рисунок, взять книгу почитать домой. Клуб существует уже шесть лет и очень популярен, дети вырастают, уходят, приходят новые, и все члены клуба (и родители, и дети) наши самые активные читатели. И мы напоминаем, что вовремя прочитанная книга может изменить судьбу ребенка, ключевое слово «вовремя». Важно не пропустить нужные книги в нужное время, каждому возрасту своя книга.

Cориентировать родителей в книжном пространстве

Сейчас выходит море литературы, в котором родителям очень сложно ориентироваться, даже мы, библиотекари, не успеваем за всем следить. Поэтому так важно сотрудничать с издательствами, многие из которых возрождают формат книжных обзоров. Представители издательства приходят в библиотеку и рассказывают родителям и библиотекарям о книжных новинках. Ведь сотни книг никто не прочитает, а такой путеводитель по интересным изданиям, которые в данный момент выходят, помогает оставаться в курсе.

Стоит ли внимания новейшая детская литература или родителям лучше остановить свой выбор на проверенной классике — это сложный вопрос. Вокруг вкусов и предпочтений всегда много споров. Ведь когда-то Лидию Чарскую тоже не издавали, говорили, что это банальное дамское чтение, но ее книгами же можно зачитаться. Еще недавно мы ругали Гарри Поттера, а сейчас общепризнано, что это прекрасная литературная сказка, поскольку она говорит о созидающих элементах жизни. Поэтому мы придерживаемся мнения, что не столь важно, что именно читает ребенок, лишь бы он читал, лишь бы он взял в руки книгу.

В раннем возрасте родители руководят чтением ребенка и они, конечно, чаще выбирают классику, литературу народов мира. Когда дети подрастают, они уже сами решают, что читать. И ничего плохого нет в том, что они выбирают современную детскую литературу. Они обязательно научатся ориентироваться в литературном потоке, если с первых шагов рядом с ними были родители, которые им в этом помогали.

Мы рекламируем книги в социальных сетях

Чтобы заинтересовать детей чтением, мы выбираем разные инструменты. В социальных сетях у нас есть сказочный персонаж книговенок Филимон. Каждую пятницу он анонсирует книгу, которую сам прочитал: рассказывает о ней и приглашает ребят и родителей за ней прийти. Мы можем себе это позволить: фонды у нас большие, около 50 тысяч изданий, большинство книг в нескольких экземплярах, и даже если их будут брать читать домой, все равно книги в фонде есть.

Знаете, сейчас издают удивительно красивые, интерактивные детские книги, которые привлекают внимание ребенка, переиздания классики тоже замечательные. У библиотекарей есть абсолютная уверенность, что бумажная книга для младшего возраста не уйдет. Ведь тактильное восприятие мира в раннем возрасте очень важно. Да и если взрослые будут помнить, что в детстве они любили перелистывать книги и вдыхать их запах, им снова захочется взять книгу в руки.

Книга — первый этап на пути к информационной грамотности

Конечно, новые технологии в детской библиотеке тоже должны присутствовать. Электронные каталоги, множество дисков с познавательными играми — мы не уходим от того. Ребенок попросту может сесть за компьютер, сделать домашнее задание, войти в Интернет. Но встречаясь с педагогами, мы часто слышим мнение, что очень важно научить ребенка работать с книгой. Только после того, как он научится полноценно работать с книгой, он сможет работать с информацией на других носителях, потому что только при работе с печатным текстом у него вырабатывается умение делать оценку и анализ. Если он не научится работать с информацией на бумаге, ему очень сложно будет выбирать из электронного контента то, что наиболее ценно. Если он научится выбирать из бумажного, он эффективнее будет работать в Интернете. Поэтому мероприятия, где используется книга, считаются у педагогов наиболее ценными.

Библионяня объединила педагогические и библиотечные методики

Еще один из наших удачных проектов — Библионяня, в котором нам удалось в полной мере реализовать принцип edutainment, совместить образование и развлечение. Этот кружок был задуман для детей, которые не ходят в детский сад. Ребенок, который будет четыре года посещать Библионяню, полностью окончит курс подготовки к школе: научится читать, писать, решать логические задачи. Но родители могут и разово оставить малыша на час, чтобы за ним приглядели. Половина нашего коллектива имеет педагогическое образование, это очень важно. В Библионяне работает опытный педагог, владеющий современными методиками преподавания. Мы объединили педагогические знания и библиотечный опыт и, видимо, угадали потребности нашего окружения: Библионяней интересуется весь район.

Детский библиотекарь универсален

За последние десять лет профессия библиотекаря необычайно изменилась. Чтобы идти в ногу со временем, нужно иметь самые разносторонние знания и способности. Детский библиотекарь и вовсе становится универсальным: он должен овладевать современными технологиями и в то же время быть педагогом, артистом, экспертом детского чтения, все в одном лице. Поэтому те, кто остаются в профессии, очень интересные, по-своему уникальные личности. Образ библиотекаря как хранителя книжных сокровищ навсегда уходит в прошлое. Даже наименование должности видоизменяется: теперь у нас есть не только библиотекарь и библиограф, а специалист по библиотечно-досуговой и выставочной деятельности. Видите, в его ведении и досуг, и выставки, и всевозможные мероприятия, и контент. Сегодня работать в библиотеку приходят не только с библиотечным, но и с педагогическим, филологическим, культурологическим образованием. И мы этому рады, потому что это приносит новое восприятие. Посмотрите, какой потрясающий ролик сняли выпускники Института кино и телевидения о библиотеке им. Н. В. Гоголя! Интересные люди всегда привносят что-то свое.

Дети должны видеть, что мы есть

Библиотека должна быть в шаговой доступности, особенно на городских окраинах, где не так много культурных центров. Мы все понимаем, что процесс изменения очень небыстрый. В нашем районе более 10 библиотек и до некоторых из них ремонт дойдет через годы, но содержательно меняться надо уже сейчас. Работать по-новому нужно уже сейчас, потому что читатель уже другой. Библиотекам необходимо быть в курсе всех новшеств, которые появляются в городе и стране. Сейчас книжные магазины, торгово-развлекательные комплексы тоже берут на себя часть наших функций, проводят схожие литературные мероприятия. И мы стремимся быть интересными и заявлять о себе, чтобы дети видели, что мы есть, тогда они к нам придут. Ведь ребенок в определенное время должен прочитать определенные книги, поэтому мы должны быть рядом.

Исследования показали, что то, как быстро ребенок научится читать и полюбит ли он чтение, зависит от того, сколько его родители читали ему в детстве.

Детям, которые показывают хорошие результаты в чтении, а главное, проявляют интерес к книгам, в детстве родители читали минимум 10 минут в день.

Некоторые малыши даже сами учатся читать, когда им кто-то читает вслух. Они просто смотрят на текст и запоминают начертание слов и их звучание. Эти дети – прирожденные чтецы, и такое встречается довольно редко. Такие малыши, как правило, умеют читать уже в возрасте 3 лет. Основной же массе ребят научиться читать довольно сложно и могут потребоваться годы, чтобы они полюбили чтение.

Как же привить ребенку любовь к чтению?

Всем известно, что легче всего ребенок берет пример с того, кого любит. Лучший способ показать малышу, что вы его любите — проводить с ним свое свободное время. Замечательная возможность провести с пользой время с ребенком – почитать ему.

Мудрые родители читают малышу каждый день, и это очень хорошая традиция. Порой эта традиция сохраняется долгие годы и переходит из поколения в поколение. Некоторые пожилые супружеские пары продолжают читать друг другу вслух перед сном – дети выросли и разъехались, а привычка осталась.

Если родители читают малышу каждый день, обсуждают прочитанное, он получает от процесса чтения положительные эмоции, понимает, что чтение – это познавательно и увлекательно. Сначала мы читаем ребенку вслух, потом он осознает, что может читать сам и самостоятельно узнавать что-то новое и интересное.

Какие книги читать ребенку?

  • Читаете ему разные книги: стихи, сказки, рассказы, былины, поэмы, басни, мифы… Всё, что вы думаете, может ему понравится и окажется для него полезным.
  • Читайте ему то, что он выберет сам. Ходите вместе в библиотеку или книжный магазин и поощряйте самостоятельный выбор.
  • Спрашивайте совета у воспитателя, учителя или библиотекаря.
  • Пробуйте заинтересовать ребенка книгами, которые нравились вам, когда вы были в его возрасте. Не бойтесь купить малышу книгу, которая кажется слишком «взрослой» для него – однажды он её прочитает.
  • Обязательно читайте книги, в которых описывается, как всё устроено. Такие рассказы очень полезны, особенно мальчикам.
  • Ребенок задает много вопросов? Предложите почитать энциклопедии или справочники.

Постарайтесь ежедневно отводить время для чтения вслух. Читайте только тогда, когда вы оба можете полностью уделить внимание книге.

Когда вы читаете ребенку, устраивайтесь поудобнее – на кровати, на диване, на ковре на полу. Старайтесь читать с выражением, голоса персонажей должны звучать по-разному. Полезно время от времени останавливаться и просить малыша угадать, что может произойти дальше.

Один из способов привить ребенку интерес к чтению – это обсуждать с ним прочитанное .

Какие вопросы следует задавать по прочитанной книге?

Хорошая основа, которая побуждает работу мысли и на которой можно построить множество новых вопросов – это вопросы Киплинга .

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему ,
Кто , Что , Когда и Где .

Вот примерный список вопросов, которые вы можете задавать ребенку о любом прочитанном тексте: сказке или рассказе, статье в журнале или книге. Постепенно он приучиться задавать их себе самостоятельно.

ЧТО?

  • Что это за история, о чём?
  • Что произошло?
  • Что говорили (думали, чувствовали) герои?
  • Что они думали о будущем?
  • На что они надеялись?
  • Что могло бы (должно или не должно было) произойти?

КОГДА?

  • Как давно это было?
  • Когда это произошло?
  • Что случилось до этого?
  • Что произошло дальше?
  • Что означает: «Когда-то», «Давным-давно»?

ГДЕ?

  • Где это случилось?
  • Можешь себе представить это место?
  • Это реальное или придуманное место?
  • Где еще это могло происходить?

КТО?

  • Кто это написал?
  • Как ты думаешь, кто здесь главный герой?
  • Кто помогал главному герою?
  • Кто мешал ему и почему?
  • Кто здесь может служить положительным примером?

КАК?

  • Как это началось?
  • Как это случилось?
  • Как это закончилось?
  • Как это могло бы закончиться?
  • Как бы ты закончил эту историю?

ПОЧЕМУ?

  • Зачем автор написал это произведение?
  • Почему всё случилось именно так?
  • Кто рассказывает нам эту историю и почему?
  • Зачем её читать?

Только поговорив о прочитанном, вы сможете выяснить, действительно ли ребенок понял произведение. Это очень важно, так как если малыш не понимает чего-то, он теряет к этому интерес.

Мы, взрослые, принимаем чтение как должное. Для ребенка же чтение – не простой процесс, его разум постоянно работает, пытаясь разобраться в прочитанном. Ему необходима наша помощь, чтобы понять, что стоит за печатным словом, на что стоит обращать внимание, что ему со всем этим делать.

Казалось бы, что сложного в чтении? Читать каждый из нас умеет лет с пяти, и до сих пор неплохо справлялся с разной сложности произведениями. Однако не все так очевидно, как кажется на первый взгляд. Замечали когда-нибудь, что даже, если книга была интересной, вы все равно не можете вспомнить имя главного героя через пару дней после прочтения?

Умение читать – это не только складывание букв в слова, это постижение смысла прочитанного. Вне зависимости от того, что вы читаете – научную книгу, художественное произведение или статью в интернете. Поэтому эффективному чтению нужно учиться. Мы предлагаем вам 10 советов о том, как правильно читать книги, чтобы получать тот эффект, на который вы рассчитываете.

  1. Не старайтесь объять необъятное

Часто случается так, что радостно купив несколько книг, мы ставим их на полку и так никогда и не открываем. А потом покупаем все новые и новые книги в красивых обложках, пополняя бесконечный список непрочитанного. Как правильно читать книги? Не покупайте сразу много. Возьмите лучше одну или две и прочтите их, наконец. И не обманывайте себя, покупая дорогие альбомы с качественными иллюстрациями – практика показывает, что у большинства людей такие книги бессмысленно пылятся на полках, оставаясь невостребованными.

  1. Дочитывать скучную книгу совсем не обязательно

Кто-то считает, что не дочитать начатую книгу – плохая примета. Некоторые думают, что это неуважение к автору. Но в мире так много интересного! Не тратьте время на то, что вам не нравится – это только уменьшит вашу мотивацию к чтению. Дайте книге, например, 50 страниц. Или 70. Если во вкус вы так и не вошли, отложите эту и возьмите другую.

  1. Подготовьтесь к чтению

Всегда важно знать, кто пишет книгу, о чем и почему. Даже, если это бульварный детектив. Не ленитесь и прочтите информацию об авторе, аннотацию, пару рецензий. Если это специализированная литература, не лишним будет изучить содержание и послесловие – там обычно подводятся итоги и делаются выводы, что поможет вам решить, нужна ли вам представленная в книге информация.

  1. Не любить бумажные книги – это нормально

Не всем нравятся бумажные книги. Нелюбовь к книгам и чтению – вовне не показатель низкого интеллекта. Существует много альтернативных форматов, например, книгу всегда можно послушать (аудиокниги). Предпочтение также можно отдать статьям, кодкастам, тематическим рассылкам.

  1. Пользуйтесь при чтении простым карандашом

Хотите узнать, как правильно читать книги? Главное правило – пользуйтесь при чтении простым карандашом. Об этом говорят еще в школе, но не все следуют советам учителей литературы. Когда вы «читаете с карандашом», процесс проходит более вдумчиво и эффективно. Вы подчеркиваете понравившиеся вам мысли, комментируете что-то на полях, как бы беседуя с автором, а не просто проглатывая его монолог. И таким образом пропускаете текст через себя, выделяя самое главное, интересное и полезное.

  1. Читать меньше 30-40 страниц за раз бессмысленно

30-40 страниц – это примерно глава. Глава – это более-менее законченная мысль. Если вы прочитываете 5-10 страниц и прерываетесь, то теряете логику повествования, и остаток главы может стать для вас менее понятным. Старайтесь читать хотя бы 40 страниц за раз – это поможет не только прочитать книгу, прежде чем она вам наскучит, но и максимально глубоко понять ее.

  1. Не зацикливайтесь на одном жанре

Вам нравятся детективы? Отлично, но не стоит читать сразу 10 штук. Потому что первая пара книг принесет вам удовольствие, а остальные покажутся пресными, потому что вы пресытитесь однообразием сюжетов. Предпочитаете научную литературу? Книги по бизнесу или психологии? Чередуйте их с фантастикой или биографиями известных людей. Это не только разнообразит процесс чтения и расширит ваш кругозор, но и не даст вам устать от одного жанра, пусть даже самого любимого.

  1. Делитесь впечатлениями

Лучший способ сформулировать свое мнение о книге – написать об этом. Для этого подойдет и специальный блог, и аккаунт в любой соцсети. В написании собственной рецензии вам как раз помогут любимые цитаты и комментарии на полях. Вы еще раз оцените произведение, вспомните свои впечатления, разовьете их – это поможет вам лучше запомнить прочитанное, да и обсуждать книгу с другими читателями также весьма приятно. А еще – вы никогда не забудете, что и когда читали. В конце года интересно подвести итоги.

Из этого правила вытекает следующее:

  1. Вы всегда можете перечитать свои рецензии

Чтобы вспомнить детали книги или свои эмоции в момент чтения, например. Особенно это применимо к научной литературе.

  1. Обсуждайте прочитанное

Дискуссия – это не только способ глубже понять автора, но и прекрасная возможность научиться грамотно и аргументированно формулировать свои мысли. Вполне возможно, что после обсуждения книги вы откроете в ней нечто новое, на что вы сами не обратили внимания.

Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой Буг Джейсон

Вместе читаем и вместе играем

Вместе читаем и вместе играем

Лучшая особенность третьего года жизни ребенка – это возможность как читать книги, так и играть с цифровыми устройствами вместе с ним. Когда малыш приблизится к трехлетнему возрасту, у вас будет достаточно времени познакомить его с зачатками грамотности. Мы купили целый мешок пластмассовых игрушек для ванной – набор ярких непотопляемых букв и цифр. Несколько месяцев Олив довольствовалась возней с ними, но к середине второго года начала называть буквы.

Мы придумали несколько «купальных игр», побуждавших ее называть буквы, которые она мыла, складывала в башни или заставляла участвовать в заплывах. Когда буква падала в воду, Олив выкрикивала ее. Почти одновременно она научилась узнавать большинство букв, обитавших в ванной, и практически самостоятельно петь песенку про алфавит, скача по дому.

Другой важный этап на пути к грамотности обозначила книга Доктора Сьюза «Прыгай на папе». В конце этой книги рассказчица сообщает, что ее маленький братик умеет читать простые слова наподобие «если» и «это». На иллюстрациях эти слова написаны огромными буквами. Чтение в одночасье, будто само собой, стало для Олив новой игрой.

Oceanhouse Media является разработчиком приложений по мотивам великого множества классических детских книг. Если вашему ребенку нравится та или иная печатная книга, поищите ее версию среди цифровых продуктов, чтобы вместе с малышом знакомиться с буквами. Среди них есть и цифровое издание «Прыгай на папе» с профессиональным закадровым чтением, но главное – ребенок может трогать отдельные слова. Убегая с экрана, они побуждают маленького читателя следить за чтением.

Тем не менее менеджер по маркетингу компании Oceanhouse Media Натали Аллер напоминает: цифровые издания при всех своих возможностях не освобождают родителей от необходимости читать детям. «Ключевую роль в пользовании приложений по книгам играет непосредственное взаимодействие родителя и ребенка, – поясняет она. – Родители должны сидеть рядом с детьми и читать им рассказ, поощряя своих маленьких книгочеев нажимать на экране слова и картинки. Как и в случае печатных книг, нужно задавать детям вопросы по сюжету. Это способствует лучшему пониманию прочитанного».

Зато с помощью приложений родители, бабушки и дедушки или другие близкие могут создать индивидуализированное цифровое издание любимой книги. Вот что Аллер рассказывает об этом инструменте, присутствующем в книге «Прыгай на папе» и многих других приложениях Oceanhouse: «Приложение позволяет родителям записать, как они читают рассказ детям, и те смогут услышать перед сном голос родителя, даже если тот в отъезде или живет отдельно. Кроме того, благодаря функции записи можно увековечить трогательные воспоминания о том, как ваш ребенок читает любимую сказку».

Примерно в то же время Олив начала играть в «Бесконечный алфавит» (Endless Alphabet) – великолепное приложение, обучающее ребенка буквам и звукам. Игра начинается с появления на экране слова, написанного огромными заглавными буквами. Потом на экране возникает компания симпатичных монстриков, растаскивающих слово по букве. На месте каждой пропажи в слове остается пустое место в форме этой буквы. Ребенок может вернуть буквы на место и собрать из них слово, будто пазл.

Если ребенок трогает буквы, они оживают – извиваются и издают каждая свой звук, когда малыш таскает их по экрану. В полной версии приложения на каждую букву алфавита предлагается большой список слов по 25 центов за штуку.

Из этого приложения Олив узнала слово «переработка». Мы-то думали, все слова выветриваются у нее из головы, но как-то вечером она вдруг выкрикнула: «Переработка!», дав толчок развернутому обсуждению сбора отходов в нашем доме. Олив нравилось, что она так много всего может проделывать с живыми буквами. Складывая из них пазлы-слова, она стимулировала свой растущий мозг, который так важно тренировать каждому двухлетке.

При этом мне почти постоянно приходилось приглядывать за ходом игры. Иначе Олив снова и снова бралась за одно и то же слово, просто чтобы опять насладиться анимацией, а не узнать что-нибудь новое.

Я сделал это приложение частью масштабного предприятия по обучению Олив чтению. Если ей не удавалось узнать какую-то букву среди тех, с которыми она купалась, я выбирал эту проблемную букву в компьютерной игре. Симпатичные монстрики растаскивали слова, начинающиеся с этой буквы, и Олив одновременно запоминала, что это за буква, и узнавала, как она читается.

Жизнь превратилась в книгу, которую мы могли читать вместе, и Олив очень этим гордилась.

Детский писатель Питер Рейнолдс издал книгу «Пятно» (The Dot) – короткую историю о маленьком мальчике, научившемся рисовать в классе. Эта умная книжка откроет для вашего ребенка радость творчества. Ему тут же захочется взяться за краски, карандаши и бумагу.

Рейнолдс преуспел и в качестве главы компании FableVision Studios, разрабатывающей приложения для лучших детских организаций Америки. Я попросил его порекомендовать родителям полезные онлайновые ресурсы, прежде всего те, с которыми он сотрудничал: детские сайты, созданные для Jim Henson Productions, Службы общественного вещания, «Улицы Сезам» и Национальной федерации по охране диких животных.

«Всегда выясняйте, кому принадлежит данный ресурс, – ответил Рейнолдс. – Ограничьтесь проверенными брендами и организациями, доказавшими, что их цель – добросовестное служение интересам детей (а не продажа товаров для них)». Он также подсказал, как лучше использовать все то, что вам удалось найти для малышей в Интернете: «Интернет – это безбрежное и не всегда безопасное для ребенка место, поэтому родителям и попечителям нужно проявлять разумную осторожность. Будьте рядом с детьми. Активно участвуйте в происходящем. Направляйте их активность. Учите безопасной навигации и, если этого требует возраст ребенка, лично контролируйте все его выходы в Сеть».

Рейнолдс призывает родителей подвергать тщательной проверке все ресурсы, к которым ребенок получает доступ. Впрочем, это правило касается всех сторон мира, который исследует малыш. «Самый верный подход – сначала самому пройти и протестировать приложение, которые вы выбрали для ребенка, – советует Рейнолдс. – Отдавайте предпочтение приложениям, перекликающимся с интересами малыша. Я бы также рекомендовал любое приложение, стимулирующее творческое мышление и творческую деятельность».

Очень забавно бывает найти в реальной жизни параллели тем образам, которые ребенок видит на экране. После нескольких недель игры в «Детский зоопарк» Олив страстно увлеклась дикобразами. Она была готова бесконечно нажимать на экране на одни и те же рисунки и любоваться, как в сопровождении сказочных звуковых эффектов дикобраз выпускает и прячет иглы. После нескольких недель общения с воображаемыми дикобразами я показал Олив ролик на YouTube, как дикобраз ест кукурузу. Олив захохотала, когда дикобраз вонзил в початок поразительно острые передние зубы. Так рисунок из компьютерной игрушки ожил для нее в реальности.

Лучшие печатные или электронные книги и приложения многое оставляют недосказанным, побуждая ребенка домысливать детали, в отличие от телевизионных программ и видеофильмов, где все показано в готовом виде. Думаю, самым надежным мостом, переброшенным от мира дикобразов в мир моего ребенка, стало именно сочетание книги и приложения.

Нетрудно накачать в цифровые устройства приложения, которые набьют голову ребенка цифрами, звуками, буквами, разного рода зубрежкой. Но не забывайте о контексте. Станет ли это приложение мостиком между знаниями, полученными ребенком из книг, и жизнью?

Я слишком много сил потратил на попытки контролировать время возни Олив с моим iPad. А следовало бы прежде всего обращать внимание на то, чему именно она учится с его помощью. Двадцать минут знакомства с дикобразами – обитателями ее воображаемого мира – приносили несравненно больше пользы, чем строго ограниченная по времени, но бестолковая, пустая игра.

Пусть ваши цифровые устройства помогут детям развивать свои интересы. Именно поэтому от мобильных устройств несоизмеримо больше проку, чем от традиционных экранных медиа.

Перестаньте считать планшеты и прочее электронными няньками – относитесь к ним как к эффективному обучающему средству. Дополняйте печатные книги возможностями цифровых устройств, и ребенок получит гораздо больше удовольствия и пользы, чем просто от интерактивного мультфильма, а вы с легкостью добавите интерактивность в чтение печатной версии. Помните: чем больше интерактивности в процессе чтения ребенку, тем проще вам будет рассказывать друг другу истории.

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Вместе с родителями Отличная традиция – совместные выезды вместе с родителями. Если вы видите в родителях единомышленников и хотите, чтобы они стали полноправными партнерами в создании педагогического процесса, предложите им программу, в которой они смогут принять

Из книги Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой автора Буг Джейсон

Растим прирожденного читателя: читайте вместе. Это так называемая совместная игра. Обязательно играйте и читайте вместе с ребенком каждый день По мнению специалистов по детскому развитию из Клиники Майо, младенцы начинают фокусировать взгляд на лицах, формах и цвете

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

«Вместе будем строить дом, вместе будем жить в нем» И наконец, последний стиль – сотрудничество. И кто такую ерунду придумал? Просто какое-то унижение родительского достоинства! Карапуз от горшка два вершка, а туда же – в сотрудники! Изволь не покрикивать на него, а

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

…вместе с Гленном Ломаном Немного теории В основе метода обучения чтению, разработанного Гленном Доманом, лежит его убеждение в том, что учить ребенка необходимо в период роста его мозга, то есть с рождения и до 7–7,5 года. Учить его надо всему - в том числе чтению. И делать

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

…вместе с Сесиль Лупан Немного теории Сесиль Лупан не придумала новую методику обучения чтению. Ученица и последовательница Гленна Домана, она внесла в его метод несколько очень важных и существенных уточнений, которые помогут всем желающим облегчить обучение чтению

Из книги Как отучить ребенка плеваться едой автора Васильева Александра

…вместе с Оксаной Сорока Немного теории Автор методики Оксана Сорока - преподаватель Херсонского университета, специалист по раннему обучению иностранным языкам. Специфика предлагаемого ею метода заключается в том, что он основан на ситуативном общении взрослого с

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

…вместе с Николаем Зайцевым Немного теории Не учиться, а играть! Этот девиз, предложенный Николаем Зайцевым для обучения чтению, абсолютно применим и к его методике изучения английского языка. Идея Зайцева проста: если что-то можно показать, о том не надо долго

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

…вместе с Вадимом Курчевским Немного теории Рисование для ребенка не просто забава, а радостный творческий труд. От этой идеи отталкивался Вадим Курчевский, художник, режиссер-мультипликатор, автор хорошо известной многим советским телезрителям передачи «Выставка

Из книги Мать и дитя. Первый год вместе. Путь к обретению телесной и душевной близости автора Оксанен Екатерина

…вместе с Павлом Тюленевым Немного теории Павел Тюленев разработал систему МИРР (метод интеллектуального развития ребенка), которая предназначена для детей с рождения и до трех лет. Ее обязательные компоненты:1) создание по особым строгим правилам развивающей,

Из книги автора

Вместе за покупками Решиться на совместный поход с малышом в магазин – шаг отважный. Не каждый ребенок способен выдержать утомительный час подбора нужных товаров. Как же скрасить малышу нелегкие «трудовые» будни? Опытные мамы советуют перво-наперво планировать

Из книги автора

Играем вместе с мамой Кто здесь лишний? Назови маму и ее детеныша. Соедини линией геометрическую фигуру и похожий на нее предмет. Как называются эти геометрические фигуры? Найди два одинаковых мячика. Соедини их линией. Найди каждому солнышку его пару. Найди пять

Из книги автора

Готовим вместе «Не мешай, мама занята! Пойди поиграй, а я пока приготовлю!» Сколько раз мы произносим эти слова, готовя обед или ужин, чтобы успеть вовремя всех покормить! А ребенок топчется под ногами и тормозит процесс. И ведь так ведут себя все малыши: и мальчики, и

Из книги автора

Глава 3 Первые дни вместе Правила В первые несколько дней ребенок в буквальном смысле обживает пространство. Поэтому родителям очень важно показать ему квартиру, назвать, какие вещи являются его личными. Объяснить порядки, существующие в доме. Основные требования должны

Из книги автора

Растем вместе Наш подход в следующих главах заключается в том, чтобы фокусироваться не только на росте ребенка, но также и на росте родителей – на росте взаимоотношений. Развитие ребенка и модное клише стимуляция ребенка означают не только то, что делает ребенок и что



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...