Росси построил. Школьная энциклопедия

Росси Карл Иванович (1775-1849), архитектор.

Родился 29 декабря 1775 г. в Венеции. Сын итальянского дворянина Джованни Росси и известной петербургской балерины Гертруды Росси.

С раннего детства Росси воспитывался у архитектора Винченцо Бренны.

В 1795 г. его определили на службу чертёжником в Адмиралтейство, спустя год он стал помощником Бренны на строительстве в Гатчине и Павловске.

В 1802 г. Росси был на два года командирован для продолжения обучения архитектуре во Флорентийскую академию. По возвращении в Петербург (1804 г.) Росси подал проект переустройства набережной Адмиралтейства, но план сочли легкомысленным, и он был определён художником на фарфоровый завод.

Лишь в 1806 г. Карлу Ивановичу удалось добиться звания архитектора.

В 1808 г. Росси получил назначение в Кремлёвскую экспедицию, которая ведала строительством и реконструкцией правительственных зданий в Москве. В Первопрестольной зодчий возвёл несколько зданий, в том числе деревянный театр, однако все его постройки погибли в московском пожаре 1812 г.

Занимался он и строительством в Твери (в частности, им был построен Путевой дворец).

В 1815 г. Росси вернулся в Петербург. Первая его крупная работа в столице - реконструкция Михайловского дворца (1819-1825 гг.), за которой последовали переустройство Дворцовой площади и Главного штаба (1819-1829 гг.).

В 1824- 1832 гг. Росси руководил строительством ансамбля Александринского театра и, практически одновременно, зданий Сената и Синода.

Для творчества зодчего характерны как широкий градостроительный подход, владение искусством композиции, так и внимание к деталям. Работы Росси фактически завершили формирование архитектурного облика центра Петербурга. Почти окончив работу над Александринским театром, Росси был вынужден просить об отставке, мотивируя это слабым состоянием здоровья. 25 октября 1832 г. прошение было удовлетворено.

Из поздних работ Росси известна колокольня Юрьева монастыря в Новгороде (1838- 1841 гг.).

Умер 18 апреля 1849 г. в Петербурге, похоронен на Волковом кладбище. Позднее его прах был перенесён в Александро-Невскую лавру; одна из центральных улиц Петербурга ныне носит имя Зодчего Росси.

А рхитектор, создавший современный облик Санкт-Петербурга, автор смелых проектов и, как бы сейчас сказали, урбанист, приведший городское пространство «в правильность» - Карл Росси не имел не только звания профессора Академии художеств, но даже собственной квартиры .

Амбициозный юноша

Карл Росси родился в Неаполе 18 декабря 1775 года. Его матерью была выдающаяся балерина Гертруда Росси, а отчимом - танцовщик Шарль Ле Пик. Когда Росси было 11 лет, его семью пригласили в Санкт-Петербург. Родителям Карла Росси благоволил император Павел I - от него семья получила в дар земельный участок в Павловске, где в это время архитектор Винченцо Бренна возводил новый дворец для императора. Карл хорошо рисовал, Бренна заметил это и взял еще совсем юного России в ученики. В 1795 году Росси стал чертежником в Адмиралтейской коллегии архитектуры. Со следующего года Бренна принял его помощником на строительство Михайловского дворца . В 1802 году Карл отправился в заграничную командировку во Флорентийскую академию, завершать обучение. В Петербург Росси вернулся через два года и сразу разработал амбициозный проект - план переустройства набережной Адмиралтейства . Но высшие инстанции проект сочли слишком легкомысленным, и звание архитектора Росси не получил. Его определили на фарфоровый завод, где он проработал художником два года, после чего все же добился звания архитектора. В 1808 году Росси отправился в Кремлевскую экспедицию, во время которой возвел в Москве несколько зданий, но все они, включая деревянный театр, сгорели при пожаре 1812 года . После в Твери Росси построил Путевой дворец - и вернулся в Петербург.

Елагин остров

В Петербурге Росси занимался перестройкой зданий (Аничков дворец, павильоны в Павловске) и сделал еще один шаг по карьерной лестнице - в 1816 году архитектора назначили членом Комитета строений и гидравлических работ.

Острова вокруг Петербурга в то время почти не были застроены, в том числе и Елагин. Когда последний владелец, граф Орлов, решил продать остров, его распорядился выкупить Александр I . Его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна, уже не могла ездить в Павловск по состоянию здоровья, ей требовалась новая летняя резиденция поближе к городу. Проект перестройки поручили Карлу Росси, на тот момент (1818 год) он был уже придворным архитектором - во многом благодаря рекомендательному письму сестры Александра I Екатерины Павловны, для которой перестроил путевой дворец в Твери. Тогда Росси исполнилось уже 43 года, а его карьера только началась, как, впрочем, и семейное счастье: он женился на молодой девушке Софье Андерсон. Через два года архитектор написал прошение на имя императора об усыновлении четырех внебрачных детей и присвоении им его фамилии. Александр I просьбу одобрил.

Биография

Матерью будущего зодчего была балерина Гертруда Росси. Вместе с ней и отчимом, также балетным танцовщиком, в 1787 г. Карл переехал в столицу Российской империи. В Петербурге мальчик обучался в Петришуле. Кроме того, он осваивал искусство архитектуры у известного зодчего Винченцо Бренна. В середине 1790-х гг. помогал учителю при постройке Михайловского замка, а незадолго до этого стал чертежником Адмиралтейств-коллегии. В начале нового XIX века Карл уже архитектурный помощник десятого класса. В 1802-1804 гг. путешествует по родной Италии, продолжая изучать искусство зодчества.

В 1806-1808 гг. трудился в Санкт-Петербурге художником по фарфору. С 1808-го по 1815 год работал в первопрестольной при Экспедиции кремлевского строения, занимался архитектурными проектами в Твери. Затем опять возвратился в столицу. Здесь он вошел в Комитет строений и гидравлических работ. В 1832 г. ушел в отставку.

Скончался в 1849 г. Погребен на Волковом кладбище Петербурга.

Творчество

Проектами московского периода творчества архитектора стали театр на Арбате, а также Екатерининская церковь в Кремле (они не сохранились). Интересным проектом в Твери стала реконструкция Путевого дворца великой княгини Екатерины Павловны в 1809 г.

Однако наиболее полно талант Росси проявился во время его жизни в Петербурге. В переделке дворца на Елагином острове (1818-1822), ставшей первым большим проектом зодчего, проявились индивидуальные особенности его творческого почерка: ясность композиционных приемом и главенство крупных форм. Другим значительным проектом была перестройка Михайловского дворца (1819-1825), а также реконструкция библиотечного корпуса дворца в Павловске (1822-1824).

В 1819 г. под руководством Росси началось возведение на площади перед Зимним дворцом здания Главного штаба и министерств. Оно производит впечатление своим невероятным размахом (длина фасадов составила 500 м). Благодаря зданию был образован ансамбль Дворцовой площади, ставшей центральной в Петербурге.

В 1828-1832 гг. занимался возведением здания Александринского театра и связанных с ним площади и улицы. Для обрамления Александринской площади зодчий соорудил павильоны Аничкова дворца и протяженный фасад Публичной библиотеки. Сразу за театром начиналась Театральная улица - одно из главных творений архитектора. Она была образована двумя длинными зданиями с подобными фасадами. Дорические колонны придали ансамблю величественный вид. В наше время Театральная улица носит имя своего создателя (улица Зодчего Росси).

Одним из последних проектов архитектора стало возведение колокольни Юрьева монастыря близ Новгорода в 1841 г.

Выдающийся русский архитектор Карл Росси родился 18 (29) декабря 1775 года в Санкт-Петербурге, в аристократической итальянской семье. Его отец - Джованни Росси, потомственный дворянин, мать - Гертруда Росси, известная танцовщица, балерина, приглашенная на петербургскую сцену в Екатерининское время. С раннего детства К.Росси жил в Павловске у архитектора Винченцо Бренны, который воспитывал и обучал мальчика своему ремеслу.

28 июля 1795 года Росси был определен на службу в Адмиралтейское ведомство в качестве "архитектурного чертежника сержантского чина архитектурии гезеля", то есть ученика. В 1796 году его зачислили архитекторским помощником В.Ф. Бренны по строительству в Павловске и Гатчине в ведомство Кабинета Его Величества. В эти годы под руководством учителя, а порой и самостоятельно, он работал над интерьерами во дворцах Павловска и Гатчины, создавал проекты предметов декоративного убранства. Здесь он приобрел первые навыки художественной композиции, научился мастерству художника-декоратора.

В 1802 году император Александр I благосклонно принял у начинающего зодчего альбом его архитектурных работ и разрешил двухлетнюю поездку за границу вместе с Бренной. В Италии Росси обучался во Флорентийской академии и в Риме. По возвращении в Россию в 1804 году он составил проект переустройства набережной у Адмиралтейства в Петербурге, но проект был отвергнут, а сам Росси назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге.

Только в 1806 году Росси, наконец, получил звание архитектора, а в 1808 году он был назначен в Кремлевскую экспедицию, которая занималась строительством и ремонтом правительственных зданий и дворцов в Москве и провинциальных городах. Руководитель экспедиции П.Валуев, высоко оценив талант и трудолюбие тридцатилетнего архитектора, поручал ему одну за другой ответственные работы. Весной 1808 года в Москве, на Арбатской площади, открылся построенный по проекту Росси деревянный театр, о котором говорили, что он отличался прекрасной акустикой, а снаружи был окружен колоннадой. Театр сгорел в пожаре 1812 года, а его чертежи или хотя бы какие-то изображения не сохранились. Затем Росси работал в Твери и в городах Тверской губернии.

В 1814 году Росси вернулся в Петербург, награжденный за успешную работу в Твери орденом св. Владимира IV степени и чином коллежского советника. Но, вернувшись в столицу уже известным зодчим, Росси не сразу нашел достойное себе применение на архитектурном поприще. Он продолжал работать на Императорском стекольном заводе, только теперь уже архитектором, возвращался к интерьерным работам в Павловске.

В 1816 году Росси входит в созданный под руководством крупнейшего инженера того времени Комитет строений и гидравлических работ, где получает должность главного архитектора. Первой большой градостроительной работой Росси стала реконструкция Аничкова дворца (1816–1818), с которой началась грандиозная перепланировка значительной части центра Петербурга. С этого времени начался период расцвета творчества Росси.

В 1820-х годах была завершена реконструкция Адмиралтейства. , перестроив одно из грандиозных зданий в центре Петербурга, создал потрясающий по выразительности и монументальности архитектурный шедевр. Его появление вблизи Зимнего дворца сразу же выявило несоответствие окружающей среды. И по планировке, и по своему художественному уровню тогдашняя Дворцовая площадь явно не соответствовала своему значению. В 1819 году представилась возможность перестроить всю противоположную сторону площади, реконструировать весь архитектурный ансамбль.

На месте отдельных частных домов в 1819-1829 годах Росси возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и аркой. Росси смело и остроумно решил трудную композиционную и планировочную задачу и создал триумфальный въезд на Дворцовую площадь, изменив направление Морской улицы, ориентировав её на центр Зимнего дворца и перекрыв под углом двумя мощными арками. Сооружая Главный штаб, Росси блестяще сформировал ансамбль главной парадной площади столицы.

Работоспособность Росси была поразительной. Руководя Комитетом строений и непосредственно занимаясь грандиозной реконструкцией Дворцовой площади, одновременно зодчий возводит уникальный дворцово-парковый ансамбль Елагина острова (1818-1822) с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами, а также комплекс Михайловского дворца (1819-1825, ныне здание Русского музея) с окружающей застройкой. Каждая из этих работ составила бы славу любому зодчему, но для Росси и это не было пределом его возможностей. Параллельно он продолжает оформлять интерьеры дворца в Павловске и Зимнего дворца. В частности, он построил в Павловске библиотеку (1822-1824) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в 1826 году создал в Зимнем дворце Военную галерею 1812 года, ставшую еще одним памятником архитектуры, восстановленную после пожара 1837 года В.П. Стасовым.

В 1827 году инженерному департаменту поручается разработка плана перестройки здания Сената и оформление Сенатской площади (1829-1834). Главный архитектор департамента А.Е. Штауберт не справился с задачей, и был объявлен конкурс на разработку лучшего варианта. В нем участвовали виднейшие зодчие столицы. Конкурс выиграл Росси. Получив конкретную задачу на проектирование Сената, он создает новый значительный ансамбль из двух зданий: Сената и Синода. Здесь, как и на Дворцовой площади, он прибегает к соединению двух зданий аркой, перекинутой над Галерной улицей.

Еще одним архитектурным шедевром Росси стал театральный ансамбль. Это целая система улиц и площадей, застроенных в едином архитектурном стиле, по единому творческому замыслу. Еще в 1816 году, занимаясь строительством ансамбля на Елагином острове, зодчий составил первый проект реконструкции Театральной площади и примыкающего района. Преображая территорию от Невского проспекта до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828–1834 годах Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (с 1923 года - улица Зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами. Эта улица, состоящая всего из двух домов, уникальна своим точным следованием античным канонам - её ширина равна высоте зданий её образующих (22 метра), а длина ровно в десять раз больше - 220 метров.

Строительство ансамбля Александринского театра было своего рода торжеством творчества Росси. Однако, еще современниками зодчего были замечены просчеты в проектировании перекрытий театра. Росси расценил критику в свой адрес как личное оскорбление со стороны интриганов и завистников и даже обратился за помощью к . В конце концов, император подтвердил полное доверие к зодчему, дав ему возможность завершить начатое творение. Тем не менее, после этого Росси уже не привлекался к значительным работам. Ему пришлось уйти в отставку «от всех занятий по строениям». Росси подал это прошение, мотивируя его своей болезнью, и 25 октября 1832 года просьба была удовлетворена. Позднее ему дали лишь один значительный заказ в Петербурге - по перестройке зрительного зала Александринского театра.

В последние годы жизни Карл Росси создал только одно значительное архитектурное сооружение - колокольню Юрьева монастыря в Новгороде (1838-1841). Больше работы ему не предлагали. Великий зодчий умер в полном забвении 6 (18) апреля 1849 года в Петербурге. Его похоронили на Волковском лютеранском кладбище. В 1930-е годы было принято решение о перезахоронении праха К. Росси и его жены на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, в Некрополе XVIII века, где похоронены также Старов, Воронихин, Захаров и Стасов. Высокая стела из серого полированного гранита над такой же плитой отмечает могилу архитектора, которая находится почти напротив могилы жены А.С. Пушкина .

Именно Росси мы обязаны красотой и неповторимостью центра Петербурга. Во многом именно благодаря ему Петербург уже к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись в один из красивейших городов мира. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, вошли в число шедевров мировой архитектуры.

Работы К. Росси фактически завершили формирование архитектурного облика центра Петербурга.
Важнейшими постройками этого замечательного архитектора являются Михайловский дворец, здание Главного Штаба, Александринский театр, Здание Сената и Синода.
Творчество К. Росси отличается синтезом архитектуры и скульптуры.

Михайловский дворец

Михайловский дворец (главный корпус Русского музея)
Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. Но строительство дворца началось только в 1819 г., уже при Александре I.
Автором проекта и архитектором дворца стал Карл Росси. Фактически он создал новый городской архитектурный ансамбль: дворец, площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).
Парадный фасад дворца обращен к площади. Во дворце 4 этажа. Вестибюль открывается большой входной аркой. Нижний этаж обработан рустом, он предназначался для повседневного пользования и состоял из личных комнат владельцев, детских, комнат для гостей. Бельэтаж – в виде трехчетвертной коринфской колоннады, залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах – бальные, на восточной – парадные покои великой княгини и великого князя. В орнаментах бельэтажа, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России (скульпторы С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский).
В юго-восточном углу антресольного этажа был расположен домовый храм св. Архистратига Михаила. В цокольном этаже размещались кухни.
Великолепное внутреннее убранство также было создано Росси. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль. Например, Белая гостиная.

Белая гостиная
Росси поделил пространство на три части двумя парами свободно стоящих колонн. В таком исполнении зал обрел идеальные пропорции. Каждая архитектурная деталь воспринимается не как элемент конструкции, а как произведение искусства.
Парадные покои Елены Павловны отличались особым изяществом и роскошью отделки.
В парадных комнатах Михаила Павловича не было роскоши, и это характеризовало хозяина. «В Кабинете и Библиотеке с коллекциями редких книг, эстампов и нумизматики, множеством роскошных изданий по искусству, хранились небольшие, удивительно тщательно обмундированные и вооруженные статуэтки под стеклянными колпаками, они стояли на верхних полках книжных шкафов. Стены залов были завешаны трофеями, состоявшими из сабель, шпаг и знамен, картинами военного содержания и портретами» (А.Н. Бенуа).
После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г. дворец был выкуплен казной, Николай II решил устроить в нём Русский музей в память императора Александра III. Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович.

Здание Главного штаба

Вид на здание Главного штаба
Зда́ние Гла́вного шта́ба расположено на Дворцовой площади. Автор проекта и архитектор – К. Росси. В западной части здания находится командование Западного военного округа России, а в восточной – Государственный Эрмитаж. Эти два корпуса соединены аркой длиной 580 м. Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта.

Арка Главного штаба посвящена Отечественной войне 1812 г. Скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский
К. Росси предложил продолжить тему победы в Отечественной войне 1812 г. постройкой памятника в середине Дворцовой площади. Разработкой проекта занимался французский архитектор Огюст Монферран, который воздвиг Александровскую колонну в 1834 г.

Над западным крылом здания выполненный из металла и стекла купол, который обеспечивает дневной свет расположенной под ним библиотеке.

Александринский театр

Главный фасад театра
Здание театра в стиле ампир создано зодчим К. Росси в 1832 г. на месте деревянного «Малого» театра. Главный фасад театра обращён к Невскому проспекту. Он оформлен глубокой многоколонной лоджией. Боковые фасады выполнены в виде 8-колонных портиков. С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица Зодчего Росси.

Улица Зодчего Росси

Здание окаймляет скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах расположены статуи муз, на аттике главного фасада – квадрига Аполлона. Скульптурные работы выполнил В.И. Демут-Малиновский.

Квадрига Аполлона

Муза с арфой (правая ниша)
Места для зрителей созданы в виде многоярусной системы лож с амфитеатром и просторным партером. Вместимость театра – 1700 человек.
Ложи богато украшены бархатной отделкой и золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX в.
К.И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком изобрёл оригинальную конструкцию кровли театра, применённую впервые в истории строительной техники. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролётом 29,8 м. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы.

Здания Сената и Синода

Зда́ния Сена́та и Сино́да созданы в стиле позднего классицизма (ампир), они являются последним проектом К.И. Росси в Петербурге. Возведены в 1829-1834 гг. на Сенатской площади Санкт-Петербурга.
Здания соединены над Галерной улицей триумфальной аркой.

Арка, соединяющая Сенат и Синод
Сенат в Российской империи – высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим в 1711 г. как высший орган государственной власти и законодательства.
Синод – высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721-1917).

Скульптуры на аттике Сената и Синода

Другие работы К.И. Росси

Деревянный театр (1806, Москва), сгорел в 1812 г.
Екатерининская церковь в Кремле (1817)
Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери(1809)
Реконструкция Аничкова дворца (1816)
Ряд павильонов и библиотека над Галереей Гонзаго в Павловском дворце (1815-1822)
Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818)
Колокольня Юрьева монастыря (1841)

Екатерининский храм Вознесенского монастыря был холодным, летним храмом. Зодчий Карл Росси построил его в неоготическом стиле по заказу митрополита Платона в 1817 г. На фоне золотого купола и нежно-персиковых стен проступала лепнина и каменная резьба. Над входом в храм были помещены рельефы Спасителя и апостолов.

Сложный силуэт с многочисленными башенками и изящный декор стен придавали зданию легкость и нарядность. Строительство церкви началось в 1808 г., было прервано войной 1812 г. и окончилось лишь в 1817 г. Это был один из лучших памятников Москвы, построенных в неоготическом стиле.
В 1929 г. Вознесенский монастырь взорвали. Погибли все его церкви, в том числе и Екатерининская, остававшаяся единственным сохранившимся творением Карла Росси в Москве.

Карл Иванович Росси (1776-1849)

Б. Ш. Митуар. Портрет Карла Ивановича Росси (1820-е гг.)
Итальянец, родился в Неаполе в семье артистов балета. В 1787 г. его отчим, выдающийся балетный танцор, был приглашён в Санкт-Петербург.
В России Карл Росси обучался у придворного архитектора императора Павла I Винченцо Бренна, а затем два года совершенствовался в Италии.
Сначала два года работал на фарфоровом и стеклянном заводе художником по фарфору. В августе 1808 г. был командирован в Москву, где создал неоготическую Екатерининскую церковь Вознесенского монастыря в Кремле и деревянный театр на Арбатской площади, которые не сохранились.
В 1809 г. занимался перестройкой Путевого дворца Великой княгини Екатерины Павловны в Твери.
В 1815 г. Росси возвращается в Санкт-Петербург, и здесь начинается его основная работа в качестве архитектора. Особенно преуспел зодчий Росси в создании городских архитектурных ансамблей. Его проекты отличались гармоническим сочетанием архитектурных форм с аллегорической скульптурой, он применял новаторские конструктивные приёмы (металлические перекрытия).
В 1832 г. К. Росси ушел в отставку в связи с конфликтом с окружением Николая I. Умер в 1849 г. в Санкт-Петербурге.
Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.

Колокольня Юрьева монастыря
Колокольня представляет собой четырёхъярусную постройку высотой 52 м. Воздвигнута в 1838-1841 гг. архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Колокольня имеет заметную несоразмерность частей. Существует легенда, что Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, чтобы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском кремле.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...