Счастье в произведение куст сирени. Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

Главная тема произведения Александра Ивановича Куприна - любовь. В рассказе яркий сюжет, много событий, однако все они связаны любовью Верочки к своему мужу. Тема любви раскладывается на некоторые идеи, такие как поддержка, забота, любовь в семье.

В своем рассказе А. И. Куприн хотел передать мысль о том, что близкие, любимые люди должны поддерживать друг друга, ведь именно поддержка способна помочь человеку справиться со всеми бедами, которые преследуют его в течение жизни. Верочка, например, поддерживала Николая во всем.

Также автор заложил в рассказ идею того, что в семье должна быть забота, способность жертвовать чем - то ради своих близких, Верочка заботилась о муже, о его счастье и всегда была готова сию же минуту помочь ему, пусть даже ценой любимых вещей - не важно, чем. Верочка была для Николая не просто любимой женой, в его жизни она символизировала надежду.

События разворачиваются в неком городе, где проживают супруги, читатель не может точно узнать место действий, - возможно, автор не хотел вносить лишнюю смысловую нагрузку в свое произведение, потому что конкретное место событий не играло бы никакой роли.

Главное - это непосредственно события, в которых четко отражены и тема рассказа, и основные идеи. Николай от усталости оставил пятно на чертеже для экзамена и представил это в виде растительных насаждений, после чего ему пришлось соврать преподавателю о том, что кусты действительно растут на той местности. Верочка поддерживает мужа и решает тот час же посадить кусты, она закладывает в ломбард украшения, чтобы заплатить за посадку растений, и все время сопровождает мужа, «горячо суетится». Благодаря Верочке Николай избежал возвращения в полк с позором.

Основными персонажами данного рассказа являются, конечно, Вера и Николай Алмазовы. Среди второстепенных героев можно выделить преподавателя Николая в Академии, садовника, оценщика в ломбарде, рабочие, которые посадили кусты сирени.

Больше всего внимания Александр Куприн уделяет внутреннему миру Веры Алмазовой, в нее о вложил идеал женщины в семье. Вера - любящая, заботливая, энергичная, она встречает неудачи «с ясным, почти веселым лицом», она открытый, доброжелательный и светлый человек. О характере Николая сказать сложно, он - молодой офицер, вспыльчивый по случаю неудач, противоположность Верочки. Супруги дополняют друг друга в произведении.

Роль пейзажа в произведении не так велика, читатель может встретить лишь момент, когда описывалась петербургская ночь. Скорее всего, пейзаж в данном случае - средство художественной выразительности, нельзя сказать, что он передает психологическое состояние героев.

Отдельно отметить стоит символы в рассказе. Не просто так посадить пришлось именно кусты сирени, потому что сирень символизирует любовь. Рассказ носит название «Куст сирени» потому что это символ любви Веры и Николая, это символ их счастья. Фамилия супругов тоже имеет смысл: алмаз - это характер их любви, чистой, яркой.

Роль автора в произведении практически незаметна, нельзя сказать, что он - рассказчик, потому как не от его лица ведется повествование. Автор - это что - то незримое в рассказе, он контролирует события, которые происходят.

Мое отношение к рассказу крайне положительно, потому что в нем раскрывается замечательная идея, поучительное содержание - всегда необходимо поддерживать и любить друг друга. Среди персонажей я могу выделить для себя Верочку, ее образ чистый и светлый, она может послужить примером для многих людей. Ее жертвенность, преданная любовь, энергия и оптимизм не могут не вызвать хорошее отношение читателя.

Сочинение по произведению Куприна Куст сирени

Среди главных вопросов, волнующих писателей русской литературы во все времена, тема любви занимает одно из первых мест. Этим чувством в разных своих проявлениях пронизаны рассказы А.И. Куприна. На их страницах представлена безответная любовь и взаимная, со счастливым будущим двух любящих сердец и трагическим исходом.

Внутренние переживания героев в рассказе А. Куприна "Куст сирени" на первый взгляд имеют отношение только к проблемам Николая Евграфовича, связанным с его профессиональной деятельностью. Но по мере знакомства с ним выясняется, что неудача в данной ситуации - это показатель всего существования мужчины. Выпускник Академии генерального штаба не справился с заданием, которое предполагало сдачу работы по съемке местности. Причина заключалась в неосторожном обращении с документом, на котором поставленную кляксу он был вынужден скрыть под видом куста дерева. Профессор не принимает план, ссылаясь на несуществующее растение в указанной местности.

Супруга молодого человека - Верочка не оставляет его в беде. Благодаря своей находчивости, она спасает положение. Собрав нужную сумму денег, ночью супруги нанимают садовника для посадки растения на участке. На следующий день профессор принимает работу студента. Алмазовы радуются избежанию отчисления, вспоминая куст сирени добрыми словами.
Название небольшого по объему рассказа становится для героев символом воплощения желаний, счастливого финала. Этих достижений семья достигла благодаря стараниям жены. Автор относится к ней ласково, восхищаясь преданностью, любовью, благодаря которой ситуация разрешилась благополучно.

На протяжении произведения А. Куприн противопоставляет супругов друг другу. Образ Николая складывается из таких деталей, как описание предметов и действий ("портфель падает и раскрывается", "бросился в кресло, хрустнув...пальцами", "хромой ход будильника"). Они подчеркивают раздражительность, гнев героя, его неудовлетворенность произошедшим. Автор представляет человека, который не способен бороться, сопротивляться препятствиям. Он подобно ребенку обижается, опуская руки.

Верочка - энергичная женщина, полная идей и позитивных мыслей. Для нее счастье состоит в успешном окончании дня мужа. Несмотря на их разный духовный уровень развития, она пробирается сквозь преграды, применяя терпение, отзывчивость и понимание. Образ Веры помогает раскрыть одну из сторон вопроса о трудной доли женщин, которые, обладая внешней и внутренней красотой, вынуждены нести на своих плечах тяжелую ношу, совершать подвиг, чтобы избежать разлада во взаимоотношениях. Такая женщина вызывает восхищение, воодушевляет писателей на написание достойных произведений.

Бездействие, отсутствие упорства и веры в себя - основная характеристика Николая. А редкие душевные качества Веры, желание жертвовать собой ради любимого человека, радовать его помогают ощущать себя счастливой вместе с ним. Это и есть залог счастливой семейной жизни.

Тема урока: А. И. Куприн «Куст сирени». Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.

Тип урока:

Технологии:

Цель урока:

Задачи урока: Обучающие: знакомство с творчеством А. И. Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного. Развивающие: совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции. Воспитательные: обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека. Оборудование:

Ход урока

I . Стадия вызова.

1.Целеполагание. - Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя - А. И. Куприна. Необычность урока в том, что мы прикоснёмся к творчеству писателя и попробуем сконструировать хотя бы в общих чертах рассказ, прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа. При этом мы потренируем свои навыки анализа художественного текста. А ещё приобщимся к нравственным семейным ценностям. Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя.

Утверждение

Верно или нет

Куприна воспитывал отец

Нет (В Париже)

II

2. Подготовка к восприятию. - Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А. И. Куприна - рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени». (Просмотр видеоклипа.)

О чём говорит вам это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

Сирень - красивый цветок, который зацветает весной. Весна - это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень - цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 - символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье».

По названию предположите, о чём будет рассказ. (Запись предположений на доске).

3. Восприятие текста. - Итак, рассказ А. И. Куприна «Куст сирени»

(Первая часть - прослушивание аудиозаписи)

Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?

Сбылись ли ваши ожидания?

Что было неожиданным?

Что вы можете сказать о героях?

Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?

Какое событие является завязкой рассказа? (Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем? (Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»? (Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова? (Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

Сочувствует ли ему Верочка? (Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

Что ей удалось добиться? (Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие? (Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу? (Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

Чем закончился спор героев? (Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

(Вторая часть - чтение учителя)

Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему?

Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?

Какие ваши ожидания подтвердились?

Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его?

Кто из героев прервал тяжкое молчание? (Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

Как отреагировал на это Николай Евграфович? (Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

Что же на самом деле придумала Верочка? (Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

Как вы относитесь к этому решению героини? (Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

Как ведёт себя Верочка, приняв решение? (Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

Куда же отправляются герои? (Они едут в ломбард - учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

(Третья часть - самостоятельное чтение студентами.)

Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?

Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем? (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

Что будет с героями после событий рассказа?

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера - верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз - неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

У А.Фета есть такое стихотворение:

Не украшать чело царицы,

Не резать твёрдое стекло,

Те разноцветные зарницы

Ты рассыпаешь так светло.

Среди явлений пёстрых - ты

Всё лучезарный, неизменный

Хранитель вечной чистоты.

Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

А теперь давайте проявим творчество - напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? (Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье). Правила написания синквейна на слайде. Объявляю конкурс на лучший синквейн. Задание групповое. Для тех, кто имеет желание, может сделать это индивидуально. (Прослушивание синквейнов)

III . Стадия «Рефлексия».

В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?

Домашнее задание.

На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

А мне хочется закончить урок стихотворением Людмилы Козачук:

Счастье. Что это значит?

Это мечта, это удача,

Это мир и душевный покой,

Любимые люди с тобой.

Счастье - тепло в доме твоём,

Счастье, если тебя понимают,

Если во всём тебе помогают.

Счастье уже - утром проснуться

И каждому просто улыбнуться.

Счастье в дружбе и любви.

Синквейны

Сирень

Красивая, душистая

Сирень

Яркая, красивая

Подарила людям счастье.

Сирень

Цветущая, душистая

Цветёт, благоухает, радует.

Дарит веру, надежду, любовь.

Семья

Прочная и верная

Всегда сплочённая.

Верность.

Любовь

Светлая и нежная

Пришла, очаровала, захватила.

Дарит людям радость надежды.

Вера

Праведная, благословенная

Чарует, помогает, творит.

Проникает в сердце.

Счастье

Добросердечное, нежное

Обретается с трудом.

Сирень

Красивая, очаровательная

Дарит людям счастье.

Весна

Светлая и яркая

Дарит людям надежду, любовь.

Любовь

Преданная и заботливая

Пришла, украсила, затмила.

Дарит людям надежду, мечту.

Любовь

Прекрасная, необъяснимая

Пришла, завлекла, осветила.

Нарисовала счастье

В сердце.

Весна

Яркая, красивая

Пришла, очаровала, окрылила.

Пора любви.

Любовь

Страстная и нежная

Пришла, очаровала и оставила.

Всегда дарит радость, мечту.

Позняк Ольга Александровна, 08.02.2017

3420 101

Содержимое разработки

Тема урока: А. И. Куприн «Куст сирени». Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.

Тип урока: работа с художественным текстом

Технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо; информационно-коммуникационные.

Цель урока: научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» и связывать выявленные проблемы с жизнью.

Задачи урока: Обучающие: знакомство с творчеством А. И. Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного.Развивающие: совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции. Воспитательные: обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека. Оборудование: Портрет А. И. Куприна. Видеоклип: Рахманинов «Сирень».

Ход урока

I . Стадия вызова.

1.Целеполагание. -- Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А. И. Куприна. Необычность урока в том, что мы прикоснёмся к творчеству писателя и попробуем сконструировать хотя бы в общих чертах рассказ, прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа. При этом мы потренируем свои навыки анализа художественного текста. А ещё приобщимся к нравственным семейным ценностям. Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя. (Работа в парах на листочках.)

Утверждение

Верно или нет

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

«Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель.

Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.

II . Стадия «Осмысление». Приём «Чтение с остановками».

2. Подготовка к восприятию. -- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А. И. Куприна – рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени». (Просмотр видеоклипа.) (На доске запись: куст сирени.)

О чём говорит вам это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье».

По названию предположите, о чём будет рассказ. (Запись предположений на доске).

3. Восприятие текста. -- Итак, рассказ А. И. Куприна «Куст сирени»

(Первая часть – прослушивание аудиозаписи) «Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет…. Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать».

Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?

Сбылись ли ваши ожидания?

Что было неожиданным?

Что вы можете сказать о героях?

Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?

Какое событие является завязкой рассказа? (Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем? (Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»? (Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова? (Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

Сочувствует ли ему Верочка? (Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

Что ей удалось добиться? (Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие? (Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу? (Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

Чем закончился спор героев? (Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

(Вторая часть – чтение учителя)

Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему?

Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?

Какие ваши ожидания подтвердились?

Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его?

Кто из героев прервал тяжкое молчание? (Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

Как отреагировал на это Николай Евграфович? (Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

Что же на самом деле придумала Верочка? (Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

Как вы относитесь к этому решению героини? (Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

Как ведёт себя Верочка, приняв решение? (Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

Куда же отправляются герои? (Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

(Третья часть – самостоятельное чтение студентами.)

Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?

Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем? (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

Что будет с героями после событий рассказа?

4.Работа над нравственной идеей текста. -- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

У А.Фета есть такое стихотворение:

Не украшать чело царицы,

Не резать твёрдое стекло,

Те разноцветные зарницы

Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной

Среди явлений пёстрых - ты

Всё лучезарный, неизменный

Хранитель вечной чистоты.

Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

5.Творческая работа над текстом. -- А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? (Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье). Правила написания синквейна на слайде. Объявляю конкурс на лучший синквейн. Задание групповое. Для тех, кто имеет желание, может сделать это индивидуально. (Прослушивание синквейнов)

III . Стадия «Рефлексия».

В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?

Домашнее задание.

На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

А мне хочется закончить урок стихотворением Людмилы Козачук:

Счастье. Что это значит?

Это мечта, это удача,

Это мир и душевный покой,

Любимые люди с тобой.

Счастье – тепло в доме твоём,

Счастье, когда хорошо вдвоём,

Счастье, если тебя понимают,

Если во всём тебе помогают.

Счастье уже – утром проснуться

И каждому просто улыбнуться.

Счастье в дружбе и любви.

Но понятья о счастье у всех свои.

Счастье можно брать и дарить,

Но главное - просто жизнь любить.

_____________________________________________________________________________

Синквейны

Сирень

Красивая, душистая

Расцвела, заставила влюбиться.

Сирень душистая с весною расцвела.

Сирень

Яркая, красивая

Расцвела, запахла, обрадовала.

Подарила людям счастье.

Сирень

Цветущая, душистая

Цветёт, благоухает, радует.

Дарит веру, надежду, любовь.

Семья

Прочная и верная

Радует, заботит, поддерживает.

Всегда сплочённая.

Верность.

Любовь

Светлая и нежная

Пришла, очаровала, захватила.

Дарит людям радость надежды.

Вера

Праведная, благословенная

Чарует, помогает, творит.

Проникает в сердце.

Счастье

Добросердечное, нежное

Обретается, открывается, очаровывает.

Обретается с трудом.

Сирень

Красивая, очаровательная

Расцветает, завораживает, очаровывает.

Дарит людям счастье.

Весна

Светлая и яркая

Наступила, окружила, украсила.

Дарит людям надежду, любовь.

Любовь

Преданная и заботливая

Пришла, украсила, затмила.

Дарит людям надежду, мечту.

Любовь

Прекрасная, необъяснимая

Пришла, завлекла, осветила.

Нарисовала счастье

В сердце.

Весна

Яркая, красивая

Пришла, очаровала, окрылила.

Пора любви.

Любовь

Страстная и нежная

Пришла, очаровала и оставила.

Всегда дарит радость, мечту.

«КУСТ СИРЕНИ» Анализ рассказа Куприна Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы. Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания. Сюжетная линия Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия. Два главных действующих лица - молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене. Алмазов у Куприна - несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём. Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой. Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы. Идейное содержание О чём этот рассказ? Тема однозначна - любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе - скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым. С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены. Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, - ночь, когда был посажен куст сирени. Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании

Сочинение на тему «Любовь в представлении Куприна в рассказе «Куст сирени»»

Свое произведение под названием «Куст сирени» Куприн написал в конце 19 столетия, сюжет которого отличается реалистичностью, царившей в то время. Благодаря этой правдивости, а также жизненности публика встретила рассказ очень положительно, а критики о нем писали только положительные отзывы.

Само произведение «Куст сирени» достаточно небольшое, поэтому в нем отсутствует переплетение сюжетных линий. Главными героями этого рассказа является Алмазов, он студент и молодой офицер, который имеет жену Верочку. Николай недостаточно старательный студент, который к тому же еще и выпускник, но однажды, когда он сдает очередную практическую работу, то его ждет несчастье.

Перед этим Алмазов готовил к занятию чертежи и нечаянно сделал в одном месте кляксу, чтобы хоть как-то от нее избавиться он там нарисовал дерево, но когда после показал чертежи преподавателю, то тот заметил это дерево и сказал, что в той местности его нету. Более того, он предложил на следующий день поехать туда и проверить это. Молодой офицер был подавлен и расстроен, он с ужасом рассказывал об этом своей жене.

Следует заметить, что Куприн показывает Алмазова, как нервного человека, который не отличается высоким уровнем интеллекта. А в Академии он учится только благодаря тому, что ему постоянно помогает его Верочка, да и поступить ему туда удалось только с третьего раза.
В этот раз она снова решает ему помочь. Она собирает все свои драгоценности и относит их в ломбард. После Верочка решается посадить именно в том месте, где Николай сделал кляксу, настоящее дерево. Это ей удается сделать за одну ночь и вскоре там появился куст сирени. На следующее утро профессор увидел этот куст, поэтому принял работу Алмазова и к тому же посчитал, что он был невнимательным и такую ошибку допустил сам из-за своего пожилого возраста. Николай, конечно же, был счастлив и рад такому повороту событий.

Не трудно догадаться, чем в таком случае руководствовалась Верочка. Безусловно, любовью. Но Куприн в своем рассказе показал жертвенную любовь, в которой женщина отдает себя любимому мужчине всю, без остатка. Жена готова пожертвовать многим, да, пожалуй, всем ради своего мужа. Других забот, кроме помощи и поддержки Алмазова для Верочки не существует. Она живет только для него и ради него и при этом успехи Николая делают ее только счастливой.

Однако вместе с этой идиллией мы можем заметить как бы между строк, что Куприн хочет показать своим читателям насколько может быть проблематичным неравный в духовном и умственном плане брак. Ведь мы видим, как жалко выглядит слабый Алмазов по сравнению со своей сильной и мудрой женой. Но в то же время для самых героев это, скорее всего, не играет никакой роли, поскольку они счастливы и им не страшны любые преграды, когда они вместе, а сам куст сирени становится символом этого, символом их крепкой любви.

Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы. Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.

Сюжетная линия

Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.

Два главных действующих лица - молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

Алмазов у Куприна - несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.

Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.

О чём этот рассказ? Тема однозначна - любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе - скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.

Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, - ночь, когда был посажен куст сирени.

Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.

После анализа «Куста сирени» ознакомьтесь также с другими сочинениями:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...